Дома архитекторов построенные для себя
7 домов, которые известные архитекторы построили для себя
Совсем недавно мы рассказали, как живут известные архитекторы и показали вам «горячую восьмерку» невероятных интерьеров. Готовы получить новую порцию вдохновения от признанных гениев архитектуры? Сделали подборку оригинальных домов, выстроенных всемирно известными мастерами лично для себя. Есть чему удивиться!
Константин Мельников
Этого архитектора называют «советским Гауди». В 2001 году Константин Мельников был назван самым выдающимся отечественным архитектором XX века в результате опроса, проведенного среди членов Российской академии архитектуры и строительных наук.
В период советского равенства и однообразия ему удалось создавать поистине гениальные вещи. Именно Мельников – автор первого саркофага для тела Ленина, дворца культуры имени Русакова, гаража «Интуриста».
Дворец культуры им. И. В. Русакова Гараж «Интуриста» Дворец культуры им. И. В. РусаковаГде жил Константин Мельников? Этот крайне необычный и сегодня, и уж тем более в 30-х годах XX века дом расположен в Москве, в Кривоарбатском переулке. Особняк известен далеко за пределами России и по праву считается шедевром архитектурного наследия.
Цилиндрическая форма, окна-соты, огромная мастерская, одна-единственная, общая для всех членов семьи, спальня и полная гордости надпись «Константин Мельников архитектор» над входом. К слову, этот невероятный дом был выстроен в период обострения квартирного вопроса!
Фото: Viktoria Savuta Фото: Viktoria Savuta Фото: Viktoria Savuta Фото: Alex Naanou Фото: Nikolai VassilievГеррит Ритвельд
Главный голландский архитектор-модернист Геррит Ритвельд – создатель музея Ван Гога в Амстердаме, автор легендарного красно-синего стула и стула «Зигзаг». Дизайнер мебели, участник художественной группы «Стиль», один из создателей стиля неопластицизм.
Музей Ван Гога в Амстердаме Стул «Зигзаг» Красно-синий стулГде жил Геррит Ритвельд? Трудно поверить, что этот дом для вдовы Трюс Шредер и ее троих детей стал одной из первых архитектурных работ Ритвельда. А в процессе его строительства мастер так сдружился с заказчицей, что и сам поселился с ней в доме и прожил здесь всю свою жизнь.
Прямоугольные формы, белые и серые стены, яркие вертикальные цветные линии. Кажется, что архитектор буквально перенес в трехмерное пространство полотно абстрактной живописи! Интересно также, что внутренняя отделка исполнена в той же цветовой гамме, что и наружные стены. К слову, с 2000 года этот дом входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вальтер Гропиус
Немецкий архитектор, учредитель Баухауза (учебное заведение в Германии с 1919 по 1933 годы, художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, а также ведущее модернистское архитектурное направление 30–60-х годов XX века).
Среди архитектурного наследия, оставленного Вальтером Гропиусом, – здание посольства США в Афинах, памятник жертвам Капповского путча в Веймаре, здание Баухауза в Дессау и многие другие работы и проекты.
Где жил Вальтер Гропиус? В 1930-х годах архитектор переехал в США, и выстроил для себя и своей семьи в Линкольне, штат Массачусетс, дом, ставший сам по себе культурным событием. Он был решительно не похож на все традиционные постройки: четкое разделение интерьера на зоны, щедрое естественное освещение, гармоничное сочетание функциональности и стиля.
Позже, преподавая в Гарвардской школе дизайна, Вальтер Гропиус использовал свой дом как своеобразное учебное пособие, наглядно показывая ученикам, что такое современная архитектура. Согласитесь, и на сегодняшний день постройка выглядит более, чем актуально.
Гуннар Асплунд
Известный шведский архитектор, вдохновитель и родоначальник функционализма в Швеции.
Среди важнейших проектов Гуннара Асплунда – здание Стокгольмской библиотеки, ансамбль Лесного кладбища в Стокгольме (ныне – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО), Бактериологический институт в Стокгольме.
Где жил Гуннар Асплунд? Сложно поверить, что эта довольно невзрачная на первый взгляд постройка – дом гениального, всемирно известного архитектора.
Однако при ближайшем рассмотрении становится заметно, что постройка идеально вписана в окружающую местность, в интерьере очевидно внимание к тончайшим деталям, а сам дом являет собой абсолютное отражение архитектурных принципов Асплунда: функциональность в невероятно эстетичном исполнении.
Филип Джонсон
Основоположник и ведущий представитель «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века. Подарил миру небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, «Губную помаду» на Манхеттене, Ворота Европы в Мадриде, здание корпорации «Сони» в Нью-Йорке и многие другие выдающиеся архитектурные работы.
К слову, именно Филип Джонсон стал лауреатом первой в истории Притцкеровской премии – самой престижной награды за достижения в области архитектуры.
Архитектор Филип Джонсон «Сигрем-билдинг» в Нью-Йорке «Губная помада» (Липстик-билдинг) на Манхеттене «Ворота Европы» в Мадриде Здание корпорации Sony в Нью-ЙоркеГде жил Филип Джонсон? Этот, мягко говоря, не совсем обычный дом был построен недалеко от города Нью-Канаан, в штате Коннектикут, США. По сути, он представляет собой стеклянный параллелепипед. Металлический каркас, стекла вместо стен и практически полное отсутствие перегородок. Во встроенном цилиндрическом помещении – ванная комната.
Справедливости ради отметим, что архитектор не проживал здесь постоянно, но регулярно использовал дом для отдыха в выходные дни. И хотя сам по себе дом не отличался внушительной площадью, размеры участка позволяли не опасаться любопытных глаз.
Ле Корбюзье
Французский архитектор, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер Ле Корбюзье, кажется, значительно опережал свое время.
В своих проектах он одним из первых использовал приемы, знакомые и привычные нам сегодня: объемы-блоки, приподнятые над землей с помощью колонн, крыши-террасы («сады на крыше»), свободную планировку.
Архитектор оставил потомкам множество проектов, среди которых – невероятная, ни на что не похожая бетонная паломническая церковь Нотр-Дам-дю-О, Национальный музей западного искусства в Токио, здание Центросоюза в Москве.
Нотр-Дам-дю-О Нотр-Дам-дю-О Национальный музей западного искусства в Токио Здание Центросоюза в Москве, объект культурного наследия РФГде жил Ле Корбюзье? Трудно поверить, рассматривая проекты архитектора – масштабные, поражающие формами и актуальностью по сей день, что сам он жил в хижине, больше напоминающей сарай. Строго говоря, это миниатюрное строение – даже не дом, а пристройка к ресторанчику, которым владел друг мастера.
«У меня есть замок на Лазурном Берегу», – говорил Ле Корбюзье. Но честно добавлял: «Размером 3,66 на 3,66 метра». Ле Корбюзье отказался от кухни, предусмотрев прямой вход из домика в ресторан. Оснастил свое жилье простейшей вентиляцией, канализацией, обзавелся минимально необходимой мебелью и сделал выбор в пользу настенной живописи. Как уверял мастер, лучше всего человек себя ощущает в доме, до противоположных стен которого можно дотянуться руками. Что ж, его явно нельзя упрекнуть в непоследовательности.
Алвар Аалто
Крупнейшая фигура в архитектуре Финляндии, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна. На родине все проекты Алвара Аалто считаются национальным достоянием и бережно сохраняются.
Среди самых ярких реализованных проектов мастера – библиотека в Выборге и церковь Трех крестов в пригороде южнокарельского города Иматра.
Очень краткая история архитектуры
Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.
Около 2500 года до н. э.
Начало оформления колонн
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.
Около 700 года до н. э.
Складывание античного ордера
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок. . Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.
Около 70 года н. э.
Начало широкого применения арочных конструкций
Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.
318 год
Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям
Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.
532 год
Начало применения византийскими зодчими купола на парусах
Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.
Около 1030 года
Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.
1135 год
Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания
У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.
1419 год
В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.
1830 год
Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций
Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.
1850 год
Стекло становится полноправным строительным материалом
Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.
1861 год
Начало промышленного применения железобетона
Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.
1919 год
Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле
В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид».
Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя
Когда известный архитектор выступает в роли исполнителя и заказчика одновременно, рождаются удивительные здания, в которых воплощены самые смелые и креативные идеи мастера. Например, именно так появился российский цилиндр с окнами-сотами, американский особняк без стен, британская полуподземная вилла и шотландский таунхаус-трансформер. Собственный дом — это настоящее поле для творчества. Ведь именно здесь талантливые мастера могут делать все, что посчитают нужным. Вот десять самых интересных зданий, которые архитекторы построили для себя.
Дом-мастерская Мельникова, Россия
Дом-мастерская одного из самых известных архитекторов советского авангарда расположен в Кривоарбатском переулке в Москве. Это трехэтажная постройка из двух «врезанных» друг в друга вертикальных цилиндров. На крыше одного из них оборудована небольшая терраса, где родные архитектора любили пить чай и загорать. По легенде форму здания придумал не Константин Мельников, а его маленькая дочь. Архитектор попросил девочку нарисовать дом ее мечты, а в 1929 году воплотил рисунок в реальность. При строительстве особняка он использовал самые простые и дешевые материалы — доски и кирпич. Стены мастерской Мельникова напоминают пчелиные соты. Этот эффект создается за счет многочисленных шестигранных просветов, пронизывающих фасад. Кстати, внутри здания нет несущих столбов — дом держится благодаря особой кладке.
Cаbanon Ле Корбюзье, Франция
«Кабанон» не дом в привычном понимании. Это 15-метровая хижина из дерева и фанеры, построенная на Лазурном Берегу Франции. Сам Ле Корбюзье предпочитал называть ее «замком». Именно здесь гениальный новатор вместе с женой Ивонной проводил последние годы своей жизни. В незамысловатом жилище все продумано до мелочей — ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Высота потолков и размеры комнат были рассчитаны на основе «золотого сечения» и роста среднего человека с поднятой правой рукой. А потому, даже несмотря на скромную площадь, разместилось все необходимое для жизни: рабочее место, зона отдыха, шкафы, сантехника и простая система вентиляции. В кухне Ле Корбюзье не нуждался — он пристроил хижину к кафе своего друга. А один из выходов «Кабанона» вел прямо в обеденный зал.
Casa das Canoas Оскара Нимейера, Бразилия
Латиноамериканский архитектор Оскар Нимейер — полная противоположность Ле Корбюзье. По его словам, функциональность зданий является важной составляющей, но не главной. Архитектура Нимейера всегда отличалась особой поэтичностью и мягкостью, вот и для своей семьи он построил удивительный изогнутый особняк из зеркального стекла и белоснежного бетона. Дом расположен среди банановых и джекфрутовых деревьев в пригороде Рио-де-Жанейро, рядом с океаном. На создание проекта Нимейера вдохновила богатая природа Бразилии и плавные линии женского тела. Поэтому бетон выглядит таким же пластичным и природным, как глина, а стеклянные стены на первом этаже стирают границы между жилым пространством и окружающей средой. Центр композиции — кусок скалы, органично вписанный в интерьер.
Gehry House Фрэнка Гери, США
Перестроенное до неузнаваемости типовое калифорнийское бунгало в Санта-Монике — предмет неутихающих споров. Кто-то называет эту постройку курятником, а кто-то — шедевром. Чтобы не соседствовать со странным зданием из строительного мусора, волнистого стеклопластика, гофрированной стали и металлических сеток, буржуазные жители близлежащих домов продали свою недвижимость и переехали из зажиточного пригорода в другие районы. А вот эксперты высоко оценили проект Фрэнка Гери. За эту работу канадец получил престижную премию Американского института архитекторов. Сам Гери называет особняк своей «архитектурной лабораторией» и не прекращает его совершенствовать, поскольку потребности семьи меняются. А еще, по словам канадца, незавершенность «всегда более поэтична, чем законченная работа».
Стеклянный дом Филипа Джонсона, США
Филип Джонсон — первый лауреат Притцкеровской премии и пропагандист интернационального стиля. Он также известен как архитектор небоскребов. Но для себя Джонсон построил небольшой одноэтажный дом без внешних стен в пригороде Нью-Канаана. Это простая кубическая конструкция из стекла, в которой воплощены все принципы модернизма. Жилое пространство особняка представляет собой одну большую комнату с минимальным набором мебели, которая зонирована невысокими деревянными модулями. Единственное изолированное место здесь — ванная. По задумке архитектора, окружающий пейзаж должен был стать визуальным продолжением интерьера. Так и получилось. О доме быстро заговорили авторитетные архитектурные журналы, а сам Филип Джонсон всегда любил повторять: «У меня очень дорогие обои».
Cree House Альберта Фрея, США
Еще один особняк из стекла и стали создал швейцарский архитектор Альберт Фрей. Он не побоялся использовать мало пригодный для строительства участок на склоне в городе Катидрал-Сити, а затем долгие годы экспериментировал с материалами и ландшафтом. Главная задача, которую поставил перед собой архитектор, — вписать будущее жилище в естественную природную среду. Результат получился необычным. Бетонные плиты основания Фрей решил уложить террасами, чтобы повторить очертания почвы. А в интерьер одной из зон включил огромный валун, который усилил связь дома с природой. Со стороны кажется, будто скала разрывает оболочку особняка и вваливается внутрь, отделяя столовую зону от спальни. Кстати, прошлой весной знаменитый особняк Альберта Фрея отреставрировали и выставили на продажу за $2,3 млн.
Hanegi Forest Сигэру Бана, Япония
Hanegi Forest — многоквартирный дом оригинальной цилиндрической формы, построенный по проекту японского архитектора Сигэру Бана. Он расположен в тихом лесистом районе Токио. Чтобы сохранить все деревья, которые уже росли на этом участке, Бан заложил в конструкцию здания специальные дыры-эллипсы. Благодаря им во многих местах Hanegi Forest деревья растут прямо через пол и потолок, а все квартиры наполнены естественным светом. Треугольная сетка колонн обеспечила зданию необходимую жесткость и устойчивость. Когда объект был готов, архитектор купил одну из квартир для себя. Его жилье минималистично и больше похоже на келью буддистского монаха. Для жизни Бану хватает круглого стола на бумажных трубках, стула дизайна Terragni, кожаного дивана и статуэтки — копии «кикладских идолов».
Villa S Тодда Сондерса, Норвегия
Для своей семьи норвежский архитектор Тодд Сондерс создал роскошную резиденцию площадью 350 кв. м в зеленом пригороде Бергена. Здесь все построено на противопоставлении и подчинено функциональности. Темные фасады контрастируют со светлыми интерьерами и элементами из стекла, а ретроаксессуары и старинная мебель сосуществуют с ультрасовременными отделочными материалами и энергоэффективными системами освещения. Отдельный интерес вызывает конструкция здания. Это простая композиция, состоящая из одного вертикального и двух горизонтальных объемов. Тодд Сондерс обычно сравнивает ее с «тремя палками, сложенными друг на друга». По его словам, дом получился крепким, но изящным. А главное — он воплотил мечты архитектора об уютной и размеренной жизни за пределами мегаполиса.
Covert House Деборы Сонт и Дэвида Хиллса, Великобритания
Этот частный коттедж в прямом смысле слова скрыт от человеческих глаз. Он находится в историческом районе Клэпхем на юге Лондона. Согласовать строительство в этой местности трудно, но у архитекторов Деборы Сонт и Дэвида Хиллса получилось. Правда, их ограничили площадью и одним этажом. Находчивые британцы нашли способ решить эту проблему. В 2014 году они создали «Тайный дом» площадью 135 кв. м. Это двухэтажная полуподземная конструкция из двух взаимосвязанных белых кубов. Нижний этаж архитекторы опустили под землю, а верхний отделали зеркальными фасадами, в которых отражается зелень. Таким образом Сонт и Хиллс замаскировали дом, не ограничивая себя в жилплощади. А еще они оснастили его устройством для сбора дождевой воды, системой рекуперации тепла и солнечными батареями.
Murphy House Ричарда Мерфи, Шотландия
Британский архитектор и бизнесмен Ричард Мерфи превратил свой таунхаус в Эдинбурге в захватывающий квест — его жилище полно загадок и тайн. Это небольшое энергоэффективное строение с наклонной крышей, которое разделено на девять уровней. Основное достоинство Murphy House — его способность трансформироваться в зависимости от потребностей хозяина. Здесь есть множество секретных кнопок, рычагов, люков и замаскированных окон, которые позволяют изменять пространство помещений и «ловить» солнце в течение всего светового дня. Внешние стены дома тоже можно раздвинуть. Даже ванна в Murphy House замаскирована под лавку с помощью специальной панели. Неудивительно, что Королевский институт британских архитекторов признал этот дом-головоломку лучшей постройкой британцев за 2016 год.
5 новых частных домов, построенных по проектам российских архитекторов
Частные дома — важная часть портфолио многих архитектурных бюро. Такие проекты часто позволяют реализовать самые радикальные идеи, которые невозможны при работе над крупными городскими объектами. Неслучайно многие из этих построек становятся своеобразным творческим манифестом для своих авторов.
Пять таких примеров — в подборке «РБК-Недвижимости».
- Авторы проекта: архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
- Расположение: Московская область, деревня Писково
- Год постройки: 2018
Дом расположен в деревне Писково и представляет собой два блока, объединенных стеклянным переходом (блок жилых помещений и блок спа). Фасад выполнен из меди разной степени патинирования.
Когда архитекторы «пришли» на объект, дом уже стоял, им заказали проект интерьеров. В процессе проектирования заказчик задумался о разработке фасадных решений и предложил сделать проект фасадов. Архитекторы согласились и разработали четыре варианта фасадных решений.
«Заказчик долго думал, какой из вариантов ему больше нравится, и в итоге выбрал медный фасад. Идея фасада заключалась в том, что мелкие медные профили символизируют случайно сложенные листы бумаги разной толщины. Заказчик посчитал, что это самый авангардный вариант, и мы сразу приступили к работе. Сложный профиль фасада разработан таким образом, чтобы острые углы располагались только в верхней его части, а участки, доступные для человека, состояли из покатых плавных профилей. Таким образом, разрезная линия оболочки напоминает звуковой график, переходящий от низких частот к высоким. Работа шла долго и с перерывами. В конце концов у нас получилось задуманное (фасады были реализованы по нашему проекту). Правда, из интерьеров «вышли» только детские и частично спальни», — рассказывает Тотан Кузембаев.
- Авторы проекта: архитектурное бюро «Крупный план»
- Расположение: Московская область, деревня Ларево
- Год постройки: 2019
Деревянный дом, отсылающий к традициям конструктивизма, основатель бюро «Крупный план» Сергей Никешкин построил для себя. Архитектура постройки сливается с окружающим природным ландшафтом, словно растворяясь в березовом лесу. Большую часть жилого пространства (190 кв. м) занимает первый этаж дома: здесь расположены спальни, гостиная и кухня. Этажом выше находится рабочий кабинет со скошенной кровлей и столом у большого окна.
Дом построен всего за один месяц, каркас — деревянный, фасад — из деревянного бруса. Наряду с деревом в проекте активно используется стекло — остекленная гостиная на первом этаже и кабинет на втором. При строительстве использовались энергоэффективные технологии.
Дом InsideOut («Ренессанс»)
- Авторы проекта: архитектурное бюро AI-architects
- Расположение: Московская область, коттеджный поселок «Ренессанс»
- Год постройки: 2019
Этот загородный дом спроектирован для постоянного проживания семьи с детьми. Участок примыкает к сосновому бору, поэтому хозяева хотели максимально открыть дом природе, чтобы любоваться пейзажем. Архитекторы не стали возводить единый объем дома, но с разрядкой поставили рядом четыре функциональных объема, а пространство между ними объединили стеклянными перегородками, открыв ядро жилища природе. Четыре объема организуют пространство кухни, гостиной с обеденным столом и перетекают из уличного во внутреннее пространство. Все объемы объединены остеклением — кубики, лежащие друг на друге, остановки между кубиками в виде стеклянных витрин в зоне перекрытий связаны стеклянными панелями.
На первом уровне расположена гостиная со столовой зоной, открытой кухней, баром и винным шкафом, занимающим целую стену. Винотека отделена от кухни стеклянной перегородкой. Также на первом этаже расположены кабинет хозяина и спа-зона с сауной. На втором уровне — две спальни детей и ванная комната. Отсюда можно попасть на открытую веранду. В подземном этаже дома спроектирована зона с бильярдом и пинг-понгом. У края участка разместилась оранжерея, этот дополнительный функциональный объем с уличным очагом связан с домом террасой из декинга.
Фасады дома облицованы керамогранитом Archskin, внутренняя отделка стен выполнена из тех же материалов: экстерьер и интерьер идентичны, что подчеркивает идею о единении дома с природой — у него будто бы нет границ, внутреннее становится наружным.
- Авторы проекта: архитектурное бюро «Крупный план»
- Расположение: Московская область, деревня Елино
- Год постройки: 2019
Одноэтажный дом сложной формы, с высокими потолками и значительной площадью панорамного остекления расположен на границе с лесом. Автору проекта удалось максимально гармонично интегрировать архитектурное решение в существующий ландшафт и природное окружение.
Благоустроенная территория перед домом открыта с улицы, а уютный приватный дворик скрыт от посторонних глаз за домом. На участке множество деревьев — взрослые дубы, ели, березы. Благодаря очень сложной комбинаторике все деревья удалось сохранить и вписать пятно застройки между ними.
Дом в Покровском
- Авторы проекта: архитектурное бюро Poletov Architects
- Расположение: Московская область, поселок Покровское
- Год постройки: 2019
Проект нестандартного особняка в поселке Покровское на Новорижском шоссе разработан архитектором Василием Полетовым. Здание площадью 300 кв. м выстроено в стиле деконструктивизма, в основе которого — асимметрия, неправильные формы и «агрессивное» вторжение архитектуры в окружающий контекст. В доме четыре спальни и просторная кухня-столовая.
Строительство велось с применением технологии Velox, которая подразумевает заливку бетонно-древесного раствора в предварительно изготовленную опалубку. Технология также обеспечивает хорошую звуко- и теплоизоляцию, высокую пожаробезопасность, экономию тепла при эксплуатации и снижает затраты на строительство. Строительство дома заняло всего восемь месяцев.
5 необычных домов, которые архитекторы построили для себя
Архитекторам обычно приходится работать в жестких рамках строительных норм и считаться с пожеланиями заказчика, но при проектировке собственных домов они могут дать волю фантазии. Со временем необычные планировочные решения и методы постройки могут найти применение и в массовом строительстве. Вот 5 необычных домов, которые известные архитекторы строили для себя.
Дом архитектора Мельникова (1927–1929)
В 20-е годы прошлого века Москва была наводнена вчерашними крестьянами, которые хлынули в столицу на заработки. Именно тогда вошли в обиход фразы «квартирный вопрос» и «квадратный метр», а люди ютились в наспех сколоченных бараках и коммуналках. На этом фоне выделение земельного участка в центре столицы для возведения трехэтажного частного особняка архитектора Мельникова выглядело вопиюще нерациональным.
Необычный дом должен был стать прототипом советских домов-коммун. Константин Мельников был одним из главных строителей русского авангарда, и на пике его карьеры, с 1927 по 1929 годы, в Москве было возведено шесть зданий по его проектам. В основном это были рабочие клубы, включая клуб «Буревестник» в Сокольниках и Дом культуры имени Русакова на Стромынке.
Собственный дом архитектор строил в условиях жестокого дефицита средств и стройматериалов. Придуманная Мельниковым система кирпичной кладки исключала дополнительные опоры или перемычки, что позволяло менять количество окон в процессе эксплуатации дома без ущерба для прочности. Устраивать их можно было практически в любом месте стены, заделывая существующие. В конструкции было проделано 124 отверстия, 60 из которых стали окнами, а остальные были заложены битым кирпичом и строительным мусором. Очевидцы утверждают, что со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.
Дом состоит из двух врезанных друг в друга цилиндров и напоминает цифру 8. На крыше более низкого цилиндра находится терраса и вход в здание с огромным панорамным окном над ним, которое освещает просторную гостиную на втором этаже. На кухне была оборудована вытяжка, что по тем временам было большой редкостью, а хозяйка могла переговариваться с домочадцами по специальной трубе, когда те находились в других комнатах. Весь третий этаж занимала мастерская Константина Мельникова с 40 окнами.
Прозрачный дом Филипа Джонсона (1949)
Одно из самых изящных сооружений современной архитектуры стоит на небольшом холме на территории усадьбы американского архитектора Филипа Джонсона в штате Коннектикут. Следуя главным принципам модернизма, Джонсон спроектировал свой дом максимально функциональным. Стены из стеклянных панелей удерживаются стальными черными балками и H-образными опорами. Пространство внутри дома состоит из одной комнаты, которая делится на зоны предметами интерьера — шкафами и книжными полками.
Архитектор выложил узор елочкой из красного кирпича — такая укладка визуально сглаживает разделение дома и природного ландшафта. Цилиндрическая конструкция внутри, выступающая над крышей, с одной стороны скрывает ванную, а с другой — камин. Окружающий пейзаж и люди внутри дома отражаются в его стеклянных панелях и становятся частью внутреннего пространства дома. Джонсон любил говорить, что у него «очень дорогие обои».
В последующие 50 лет архитектор построил еще 14 сооружений в своем поместье, включая художественные галереи и павильоны.
Летний дом Алвара Аалто (1952–1953)
Летний дом знаменитого финского архитектора XX века Алвара Аалто, построенный в живописной финской глубинке, стал площадкой для экспериментов в области строительных материалов и архитектурных форм. Главная особенность дома — внутренний двор с костровищем, который напоминает древнеримский атриум. Белый цвет внешних стен и стальных прутьев, торчащих из них, усиливает сходство с древними руинами.
При строительстве архитектор разделил стены и пол двора на 50 зон, которые отличались способом укладки и наличием керамических вставок. Так Аалто исследовал возможности облицовочного кирпича и изучал реакцию материалов на изменения сурового финского климата. Дом стал полем для других экспериментов. Например, гостевой домик был построен без фундамента.
Дом Оскара Нимейера (1953)
Патриарх современной архитектуры, который не дожил до своего 105-летнего юбилея всего 10 дней, на протяжении своей карьеры воплотил множество амбициозных проектов – от здания штаб-квартиры ООН в Нью Йорке до «новой столицы» Бразилии, которую Оскар полностью спроектировал с нуля.
При постройке дома для своей семьи Casa das Canoas архитектор придумал ряд приемов, которые внедрял в своих последующих масштабных проектах. Вдохновляясь изгибами рек, очертаниями гор и красотой женского тела, он придавал бетону гибкие пластичные формы. Нимейер хотел, чтобы дом был частью природного ландшафта. Например, в гостиной возвышается гранитная глыба, часть которой выходит наружу.
Плоская изогнутая крыша, поддерживаемая стальными колоннами, и прозрачные стены стирают границы с внешним миром. Внутри создается ощущение, что это не передовой модернистский дом, а защищенное природное убежище — грот или пещера.
Оскар грамотно разделил личное и общественное пространства. На остекленном первом этаже располагаются гостиная и кабинет. Чтобы попасть в «приватную» зону, где находятся спальня, ванная и кабинет архитектора, нужно спуститься по лестнице в подвал.
Дом Фрэнка Гери (1978–1979)
Жители Праги требовали запретить строительство «Танцующего дома» по проекту Фрэнка Гери из-за сильного контраста его необычного дизайна с соседствующими домами XIX века, а против возведения знаменитого музея Louis Vuitton в Париже выступали даже экологи. Похожая история произошла и с личным домом архитектора: соседи боялись, что из-за его хаотичного дизайна цены на недвижимость в районе начнут падать. Некоторые даже продали свои дома и уехали подальше от своенравного гения.
Изначально этот дом был традиционным калифорнийским бунгало, которое со временем обросло пристройками неправильной формы из гофрированного металла и стекловолокна. Перед началом строительства архитектор полностью разобрал жилище, вывел наружу электропроводку и оставил на кухне черновой асфальтовый пол.
фото: pragmatika.media фото: pragmatika.mediaВ центре композиции возвышается стеклянный купол, скрывающий кухню. Крыша старого дома едва заметна под нагромождением авангардных форм и придает зданию вид незавершенной стройки. Фрэнк говорил о своем доме как об архитектурной лаборатории, в которой он десятилетиями оттачивал свой стиль, работая с углами и разъемами, необычными материалами и неожиданными переходами от глухих поверхностей к прозрачным.
Другие материалы канала:
Между светом и тенью : дом уникальной формы в Бельгии
Мы собрали 9 самых необычных домов со всего мира, которые демонстрируют выдающиеся задумки архитекторов
Читайте также: