Дома 1905 года постройки
Дома 1905 года постройки
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
Квартира в Москве, 44 м²
Квартиру в московском доме 1905 года постройки Вера Петухова и Дмитрий Жигалев из бюро “Однушечка”спроектировали для своего старого заказчика. Его прежнее жилище площадью на шесть метров меньше было оформлено в стиле лофт. Здесь все участники проекта решили попробовать что-то новое и сошлись на комбинации старой архитектуры и современной мебели.
Мария Крыжановская , 19 Декабря 2017 , обновлено 27 Июля 2021 Мария КрыжановскаяКвартиру в московском доме 1905 года постройки Вера Петухова и Дмитрий Жигалев из бюро “Однушечка” спроектировали для своего старого заказчика. Его прежнее жилище площадью на шесть метров меньше было оформлено в стиле лофт. Здесь все участники проекта решили попробовать что-то новое и сошлись на комбинации старой архитектуры и современной мебели. В вопросах стиля заказчик доверял своим дизайнерам, а в том, что касается планировки, попросил отдельную спальню. Это было не сложно — в квартире пять окон, благодаря которым даже маленькие помещения выглядят просторно.
Авторы проекта решили, что основным цветом интерьера станет белый, а в каждом помещении появятся яркие синие акценты. В гостиной эту роль выполняет сделанная на заказ конструкция для телевизора с кронштейном, который позволяет поворачивать экран к стоящему под окном дивану. В последний раз дом был на капремонте в 1960 году — это выяснилось после того, как в перекрытиях нашлась газета того времени. Так что сперва дизайнерам пришлось провести полную реконструкцию квартиры, а затем восстановить в ней исторический антураж: сделать новую лепнину взамен давно утраченной, уложить новый паркет “елочкой” и поставить двери с традиционными филенками. В процессе ремонта также обнаружилась оригинальная арочная форма окон. Так что стараниями Дмитрия Жигалева и Веры Петуховой пространство постепенно вернуло себе все атрибуты старой московской квартиры.
Обеденная зона разместилась в простенке между окнами. Стол марки Cattelan Italia с фигурным основанием служит границей между зоной готовки и зоной отдыха.
Кухня получилась небольшой, но практичной. Длина рабочей поверхности — 1920 мм. Здесь есть посудомоечная машина, варочная панель, мойка, духовой шкаф с функцией СВЧ, выдвижные секции для приправ, полотенец и бытовой химии. Верхние шкафчики гарнитура Aster Cucine идут до самого потолка, но не утяжеляют пространство, так как сливаются со стенами и не имеют ручек. Для отделки фартука и пола использован керамогранит.
При входе в квартиру был холл, по размерам сопоставимый с кухней. Авторы проекта сократили его до минимума, разделив излишки метража между санузлом и гостиной. А заодно убрали дверь, так что прихожая выглядит как продолжение жилой зоны. При этом здесь есть все необходимое: большой встроенный шкаф и поворотная вешалка Porada — с одной стороны у нее крючки, а с другой зеркало. Фотографии по обе стороны от зеркала скрывают электрощитки.
После перепланировки в ванной нашлось место для хозблока, который спрятан во встроенном шкафу. На его дверцах напечатано изображение леса, а внутри скрываются стиральная и сушильная машины, водонагреватель и отсек для химии и уборочного инвентаря.
Дореволюционные дома в Москве: сколько стоит история
История вовсе не бесценна, как вы можете подумать. Особенно в Москве, где ее стоимость рассчитывают в долларах за метры: дореволюционные дома знаменитых русских архитекторов XIX-XX вв., расположенные на Патриарших прудах, Пречистенке, в Замоскворечье, на Арбате или Остоженке, продаются в среднем за 10-12 тыс. долл. (400-480 тыс. руб. по курсу на 8.10.2014) за квадратный метр. Но есть нюансы - цена метра в зависимости от расположения дома, видовых характеристик квартиры и качества ремонта может достигать 25 тыс. долл. (1 млн руб.).
Речь идет о московских домах, построенных в конце XIX - начале XX в.
Цены в бывших коммуналках сегодня могут достигать 1 млн руб. за метр Век назад в этих домах селились богатые москвичи. В центре Москвы в начале XX в., к примеру, аренда шикарной многокомнатной квартиры с обстановкой и ремонтом обходилась в 100-150 руб. в месяц. Позволить себе такие квартиры могли не все: жалование младших чинов государственных служащих (современный аналог менеджеров) в дореволюционной России составляло всего 20 руб. Такие апартаменты снимали лишь купцы, промышленники и госслужащие высокого ранга (как, впрочем, и сегодня): начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций с окладами от 150 до 300 руб. в месяц.В чем привлекательность домов с историей
"Дореволюционные доходные дома конца XIX - начала XX в. интересны современным покупателям дорогого жилья в первую очередь из-за своего расположения, - отвечает генеральный директор агентства элитной недвижимости Troika Estate Татьяна Крючкова. - Такие дома, как правило, расположены в самом центре Москвы, внутри Садового кольца, в тихих переулках. Основное отличие дореволюционных домов - их грандиозность, изящество и большие жилые пространства. Площади квартир в таких домах - около 300 кв. м и более".
Управляющий партнер Contact Real Estate Денис Попов добавляет: "Хороший дореволюционный дом, прежде всего, построен известным архитектором. Творения Ф. О. Шехтеля, Л. Н. Кекушева, Г. А. Гельриха и многих других мастеров московского модерна отличаются просторными вестибюлями, широкими лестницами, красиво оформленными высокими потолками под четыре метра. В элитном дореволюционном доме наличие внутреннего лифта, предусмотренного проектом, говорило о высоком уровне здания, на этажах размещалось не больше двух квартир".
"Сегодня наибольшую ценность представляют дома с реконструкцией, в результате которой сделаны железобетонные перекрытия, подземные паркинги, дома оснащены современными инженерными коммуникациями: приточно-вытяжной вентиляцией, системой кондиционирования, современными лифтами, охранной и пожарной сигнализацией, видеонаблюдением и т. д.", - продолжает Татьяна Крючкова и уточняет: - Во многих домах владельцы квартир своими силами провели ремонт в квартирах с усилением деревянных перекрытий".
Денис Попов,
управляющий партнер
Contact Real Estate
- Из минусов дореволюционных домов можно отметить ветхие деревянные перекрытия, частичную поквартирную реконструкцию некоторых зданий, что вовсе не подразумевало ремонт общественных зон и мест общего пользования, плачевное состояние домовых коммуникаций, протекающие кровли, затопленные подвалы и захламленные чердаки.
В число минусов входит также отсутствие подземных паркингов, а придомовая территория в лучшем случае едва располагает местом для одной машины на квартиру.
Также можно отметить, что, несмотря на то, что большинство бывших коммунальных квартир в дореволюционных домах уже расселено, кое-где еще остаются помещения с прежними владельцами. Это сказывается на разношерстном социальном составе и может отпугнуть потенциальных покупателей.
Портрет покупателя
"Можно смело заявить, что покупка квартиры в дореволюционном доме - это большей частью эмоциональная покупка, - комментирует управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. - Кто покупает? Питерцы, для которых это привычный формат, либо коренные москвичи, во-первых, привязанные к конкретной улице, к конкретному переулку исторического центра столицы, во-вторых, желающие жить именно в историческом доме. В любом случае квартиры в дореволюционных домах занимают особую нишу на рынке недвижимости, и покупатель на них всегда есть".
"В таких домах очень часто приобретают квартиры покупатели из западных стран, для них это неповторимый московский колорит", - добавляет штрихи к портрету покупателя региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Russia & CIS Елена Юргенева.
Сталинки, хрущевки, брежневки: гид по сериям московских типовых домов
Жилищное строительство в Москве уже с первых лет советской власти было приоритетным направлением в развитии города, но финансовых, технических и материальных ресурсов не было.
Жилищный вопрос в самом начале стали решать методом уплотнения и создания коммунальных квартир. Лишь в 1920-е годы были предприняты первые попытки строительства жилых массивов с кооперативными и муниципальными домами, однако прирост городского населения обгонял эти темпы. Генеральный план реконструкции и развития города 1935 года предусматривал комплексную застройку и реконструкцию городских кварталов. Но смена идеологии в архитектуре и архаичность в возведении жилых зданий не позволили в первые пять лет реализовать даже малую часть этого плана.
В 1938–1940-х годах были предприняты первые попытки индустриального домостроения — возведения крупноблочных домов и домов с использованием готовых элементов. После Великой Отечественной войны в Москве в районе Новопесчаных улиц были построены кварталы с домами, в которых были использованы готовые элементы и впервые унифицированы изделия. А первые массовые секционные серии кирпичных домов появились в кварталах Ленинского и Ломоносовского проспектов, а также 1-й и 2-й улиц Строителей (современная улица Строителей и улица Крупской). Одновременно в Ленинграде и Москве в середине 1950-х годов начинаются первые эксперименты по индустриальному домостроению в кварталах Октябрьского поля, 1-й Хорошевской улицы. И лишь после постановления «О развитии жилищного строительства в СССР», принятого Советом Министров СССР в 1957 году, начинается массовое применение индустриального домостроения.
В качестве эксперимента создается 9-й квартал Черемушек с опытными сериями жилых домов, построенных из блоков, панелей, кирпича и кирпичных блоков. Некоторые из этих серий стали массовыми. Однако в условиях нехватки ресурсов еще долгое время в Москве одновременно с панельными и блочными строили жилые дома со стенами из кирпича — силикатного или красного, иногда применяя для облицовки фасада желтый кирпич.
Все проекты и типы жилых зданий этого периода различались между собой, но имели во многом схожие черты. В 1957 году были выпущены новые нормативы и правила. По этим нормативам в квартире обязательными были кладовая или встроенный шкаф, спальня (6 кв. м на одного человека, 8 кв. м на двоих), общая комната (не меньше 14 кв. м), которая могла быть проходной и вести в том числе на кухню. Жилая площадь однокомнатной квартиры составляла 16 кв. м, двухкомнатной — 22 кв. м, трехкомнатной — 30 кв. м, четырехкомнатной — 40 кв. м.
Рассмотрим некоторые распространенные серии, которые появились в Москве на рубеже 1950–1960-х годов.
Первые массовые серии возникли на юго-западе столицы. Это серии СМ-3, СМ-6 (СМ означает Секции Моспроекта) и II-08, которые были распространены во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.
Дома этих серий имеют этажность от восьми до десяти этажей. Построены из красного или силикатного кирпича с железобетонными сборными перекрытиями и узнаваемы по стенам, которые облицованы желтым или силикатным кирпичом. Иногда встречается и отделка красным кирпичом, особенно в 14-м и 17-м кварталах юго-запада. Так как эти здания возводились из кирпича и при возведении не было строгого соблюдения исходного проекта, на местах в проекты часто вносили незначительные изменения, поэтому фасады этих трех серий имеют разнообразное оформление: часто меняется конфигурация балконов, оконных проемов, а в некоторых домах вместо балконов применялись эркеры треугольной формы. Также эти серии были удобны тем, что из секций можно было формировать квартальную периметральную застройку, фактически создавая дом-квартал. Особенность внутренней планировки данных трех серий состоит в том, что межэтажные перекрытия «держатся» на внешних несущих стенах и внутренней центральной продольной несущей стене. Все продольные стены, кроме стен лестничных клеток с лифтовыми шахтами и мусоропроводами, являются ненесущими (даже между квартирами). Высота потолков — от 2,8 до 3 м. Все комнаты изолированы и соединены длинными коридорами, так как планировка в этих сериях разрабатывалась с учетом как покомнатного расселения жильцов (в этих домах были коммунальные квартиры), так и полноценного заселения одной семьи в одну квартиру. Санитарные узлы раздельные. Такие серии массово возводились на юго-западе Москвы и в других районах города. Однако с появлением более дешевых серий строительство данных домов было прекращено в 1959–1960 годах.
В середине 1950-х годов на Хамовническом Валу, в Алексеевском районе, Марьиной Роще, 14-м квартале Юго-Западного района и 11-м квартале Черемушек появляются блочные серии II-04 и II-05. Отличаются эти две серии этажностью (восемь и пять этажей соответственно), планировкой и разной комбинацией одной номенклатуры блоков. Блоки выполнены из шлакобетона, трехслойные и толщиной в 50 см, что обеспечивает хорошую тепло- и шумоизоляцию. В первых сериях блоки были украшены объемным рисунком, что делало эти две серии более выразительными. Однако с началом борьбы с архитектурными излишествами фасады на новых домах уже не имели декора, часто использовалась контрастная геометрическая окраска фасадов, которая вскоре была утрачена. В результате в облике таких домов видно огромное количество невыразительно загерметизированных стыков.
Все комнаты в квартирах домов этих серий изолированные так же, как и в сериях СМ-3, СМ-6 и II-08. Санитарные узлы раздельные. Высота потолков — 2,95 м. В восьмиэтажных сериях везде присутствуют лифтовые шахты и мусоропроводы, но в пятиэтажных они есть не везде.
Следующие серии стали создаваться в период борьбы с архитектурными излишествами и имеют уже более экономичные параметры. Одной из таких серий стали кирпичные пятиэтажные дома серии II-14 — распространенной в Москве и во многих городах ближнего Подмосковья. В Москве кирпичные дома серии II-14 строились абсолютно во всех районах, где в конце 1950-х — начале 1960-х годов велось жилищное строительство. Квартальная застройка, как правило, не осуществлялась: в каждом микрорайоне можно встретить не более двух-трех домов данной серии. Внешний облик этих зданий разный из-за вида кирпича и кладки. Высота потолков 2,5–2,6 м в зависимости от кладки кирпича. Комнаты в большинстве случаев изолированные, так как частично осуществлялось покомнатное заселение, но встречаются и варианты со смежными комнатами. Санитарные узлы раздельные. Часто заселялись и цокольные этажи, которые впоследствии стали нежилыми. Лифты и мусоропроводы в этой серии отсутствуют.
В это же время появляется и массовая кирпичная серия I-511, которая также имеет пять этажей и отличается разнообразием внешнего облика. Высота потолков в ранних домах колебалась от 2,60 до 2,72 м. С 1960-х годов — 2,48 м. В ранних домах все санитарные узлы были совмещенными, а с 1960-х годов — только в однокомнатных квартирах.
У данной серии есть существенные недостатки — промерзание торцевых углов в первых домах данной серии, а также неравномерная осадка различных частей дома (так как фундаменты главных фасадов и остальных стен раздельные). Санитарные узлы везде совмещенные и с сидячими ваннами.
В 1957–1960-х годах возводятся пятиэтажные полукаркасные (неполный каркас и навесные панели) серии К-7 и 1605-АМ/5. Их облик узнаваем по облицовке панелей бело-серой и красной плиткой (иногда бежево-оранжевой). Редко — без отделки. Высота потолков — 2,48–2,55 м. В однокомнатных квартирах — совмещенные или раздельные санузлы, в двух- и трехкомнатных квартирах — раздельные. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Наружные стены — навесные железобетонные панели толщиной 300 мм, утеплены пенокералитом. Внутренние несущие стены — железобетонные балки-стенки, заполненные часторебристыми железобетонными или газобетонными панелями. Все это отразилось на состоянии этих серий в последующие десятилетия, а также на низкой шумоизоляции. Серия К-7 была признана сносимой еще в 1990-х годах и почти полностью ликвидирована в Москве. Дома серии 1605-АМ/5 также активно сносятся в городе. Их можно узнать по балконам на квадратных в сечениях колоннах или полулоджиям.
В некоторых районах Москвы можно встретить и общесоюзную серию I-335 — самую массовую пятиэтажную серию в СССР. Если все вышеперечисленные серии редко выходили за границы Москвы, то I-335 была распространена по всей стране. Для этой серии характерны удлиненные окна лестничных клеток и уменьшенные по сравнению с московскими сериями окна жилых помещений.
К схожему типу можно отнести и еще одну общесоюзную серию, которая также была распространена в Москве — КПД-4570. Панельная пятиэтажная серия строилась в течение большого промежутка времени — с 1957 по 1990-е годы (в последнее время уже в модифицированном виде), получив общесоюзное распространение и популярность. За пределами Москвы данная серия в основном строилась в военных городках (на территории бывшего СССР и в Восточной Европе). Вне Москвы такие дома обладают характерными особенностями — облицовкой панелей голубой плиткой и деревянными импостами с узкими форточками в оконных проемах. В Москве облицовка плиткой отсутствует, яркой особенностью на фасадах является специальное выделение мест стыков, которое выкрашивалось контрастными оттенками. Высота потолков — 2,5 м. Площадь кухни в данной серии одна из самых маленьких — 5 кв. м. Лифта и мусоропровода не предусмотрено.
Для Москвы же массовой в 1960-х годов стала серия I-515/5М, один из первых проектов (наряду с K-7) полукаркасной схемы (неполный каркас и навесные панели). Несущие стены — продольные (на что указывает I в названии серии). Высота потолков — 2,48 м. Часто центральная комната в двух и трехкомнатной квартирах проходная. Санузел почти во всех сериях совмещенный, даже в двушках и трешках. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Особенностью этой серии является то, что батареи отопления шириной около 80 см спрятаны в межкомнатные перегородки (со стороны окон).
Все эти серии индустриального домостроения имели очень жесткую структуру, облик панельных и крупноблочных домов был однотипным. В 1960-х годах появился сборный железобетонный каркас с навесными панелями. Такие изделия были применены при строительстве административных и жилых зданий на Новом Арбате, а также при возведении зданий для НИИ. Это позволяло в условиях ограниченной номенклатуры изделий вносить разнообразие в облик и композицию фасадов. Решено было использовать данные изделия и для жилищного строительства — особенно для создания домов по индивидуальным проектам или малотиражных серий.
Но одна из серий стала массовой — 1МГ-600 и 1МГ-601 с различными буквенными индексами. Здания таких серий — панельно-каркасные дома, при этом каркас состоит из обыкновенных железобетонных элементов, а наружные стены — из керамзитобетонных блоков, облицованных плиткой. В сериях применена особая конструкция несущих стен: они идут с шагом в 6 м колонны (40 на 40 см) с шагом 4,5 м, что обеспечивало бо́льшую жилую площадь. Однако при такой каркасной структуре дома колонны выпирают из углов и «съедают» их. Недостатки многих вариаций этих серий — отсутствие балконов и лоджий, а также пары смежных комнат в некоторых трех- и четырехкомнатных квартирах.
В 1964–1968 годах началось строительство 10-го квартала Черемушек, в котором уже были спроектированы новые серии зданий. Одновременно мастерская архитектора З. Розенфельда выполнила и реализовала проект нового дома из вибропрокатных изделий. Все эти серии домов начнут новую эпоху индустриального домостроения второй половины 1960-х — конца 1970-х годов.
Архитектурное чудо 1905 г. в Подмосковье: здесь жил химический фабрикант-оригинал, покровитель революционеров
«Здесь, наверное, сидела охрана Морозовых» - предположила одна из женщин, которые, как и я, завороженно смотрели на это архитектурное чудо на окраине Павловского Посада.
Дом Сикачева-Новикова, 1900-1905 гг. (Павловский Посад, ул. Карповская, д. 95) Дом Сикачева-Новикова, 1900-1905 гг. (Павловский Посад, ул. Карповская, д. 95)Равнодушно пройти мимо этого дома могут, наверное, только жители Карповской улицы, на которой он расположен.
Остальные не могут оторваться от купеческих изысков - резная лоджия в итальянском стиле, на которой впору появиться Джульетте, три причудливой формы жестяных куполка.
Все это замысловатое великолепие, кажется, случайно прилепилось к простому и даже скучному объему нижнего этажа. В общем, верх и низ этого дома – словно из разных миров.
Почему та женщина подумала о Морозовых, я примерно понимаю. В этих краях, в черте нынешнего Ногинска, находилась Глуховская мануфактура Арсения Морозова (о которой я писала здесь ).
Но, как оказалось, к Морозовым этот дом постройки 1900-1905 г. отношения не имеет. Он принадлежал другому фабриканту – Ивану Сикачеву.
У Иван-Иваныча был небольшой химический заводик (в 1914 году на нем работало 7 человек), недалеко от его дома, в деревне Меленки.
Карповская улица и называлась раньше Меленской. А потом получила имя в честь революционера Карпова, одного из организаторов Советской власти в Павловском посаде.
По иронии судьбы, он погиб во время контрреволюционного мятежа, который вспыхнул в городе 12 мая 1918 года.
Производили на предприятии «глауберову соль» (сульфат натрия), оловянную соль (хлорид олова), соляную кислоту, а также «крепкую водку» (не алкоголь, а азотную кислоту, которая нужна для производства пороха).
Поэтому во время первой мировой бизнес Сикачева шел неплохо, обслуживая военные заказы.
В документах остались сведения о других членах семьи Сикачевых, у которых в этих же краях были свои химические заводики.
Химпроизводство в Павловском Посаде было жизненно необходимо, ведь город был одним из крупных текстильных центров Подмосковья (вспомним хотя бы Павловопосадскую платочную мануфактуру ).Издалека дом Новикова-Сикачева можно сначала принять за церковь Издалека дом Новикова-Сикачева можно сначала принять за церковь
Краеведы считают, что Сикачев, скорее всего, был покровителем этой тайной большевистской типографии. Он был известен как человек социально активный, прогрессивно мыслящий.
Спустя 10 лет после революции предприятие Сикачева работало. Наверное, в благодарность за прикрытие типографии большевики о проклятом буржуе-эксплуататоре «забыли».
В общем, и дом, и хозяин – похожи. Оба словно принадлежали двум мирам одновременно. Оригиналы!
Особенности ремонта квартир в старинных домах в центре Москвы
Наша компания часто ремонтирует квартиры в старых “сталинских” домах, а также в старинных зданиях дореволюционной постройки (до 1917 года) в центре Москвы (в ЦАО).
Квартиры в сталинских домах: особенности ремонта
Сталинские дома, квартиры в которых в Москве называют “сталинки”, расположены они в основном, вдоль крупных магистралей, в пределах ТТК, особенно много их на престижных направлениях, это: Кутузовский проспект, Проспект Мира, Ленинградский и Ленинский проспекты.
Много сталинских квартир на востоке Москвы (в пределах ТТК), в районах Лефортово, на реке Яуза. Большинство из них было построено после войны и до 60-х годов.
Людям нужно было жильё, новые квартиры. Часть сталинок строили пленные немцы (на площади Гагарина, на Садовом кольце).
В отличие от например, Твери, в Москве сталинские дома строили чаще с современными железобетонными перекрытиями, хотя иногда они чередуются через этаж – деревянные перекрытия и монолитные.
Но есть в Москве дома и с полностью деревянными перекрытиями (обычно четырех и пяти этажные).
Качество было высокое, но время берет своё. Прежде чем делать подробный дизайн-проект или смету на отделку, как правило нужно сделать полный демонтаж.
После этого оценить состояние перекрытий, стояков, решить вопросы с ДЭЗом, затем если нужно - усилить перекрытия, решить вопрос с отоплением, водоснабжением, канализацией, электричеством (все общедомовые сети как правило гнилые).
То есть ремонт сталинских квартир (и более старых) – это самый капитальный ремонт квартир из всех.
Жильё 1970-1980-х годов в Москве
Когда мы ремонтируем квартиры в домах 1970-1980 годов (таких большинство в Москве) не всегда нужен такой полный демонтаж, не нужно менять трубы отопления (только радиаторы), лучше состояние системы водоснабжения и т.д.
Цена капитального ремонта сталинской квартиры обычно начинается от 9000 рублей.
Квартиры в старинных домах
Но есть в Москве и более старые, старинные квартиры. Они расположены в самом центре Москвы, в районе Китай-Города, на Тверской, на Таганке, Ордынке, Сретенке и всем Бульварном кольце, на самых престижных Остоженке, Пречистенке и Арбате, а также на Патриарших прудах.
Среди них есть дома 1920-х – 1930-х годов, имеющие обычно скромный внешний вид (конструктивизм, минимализм), но довольно высокие потолки и относительно большие квартиры. Таких квартир много на ул. 1905 года, на Студенческой улице и т.д.
Более старые дома – начала 20 века, их не так много, но они до сих пор поражают своей красотой, надежностью и изяществом. Это дома архитектора Шехтеля, чудесный дом страхового общества Россия на Сретенском бульваре архитектора Проскурина открытый в 1902 году. Перекрытия в них обычно смешанные, стены кирпичные.
Мы также делали ремонт , точнее реконструкцию, квартир, даже целых домов – особняков, конца 19 века, в них такие же кирпичные стены (только кирпич лучше), и каменные перекрытия.
То есть перекрытия между этажами из кирпича! Они сделаны в виде небольших сводов, которые опираются на стальные балки похожие на рельсы. Такие перекрытия можно чинить – они еще послужат людям.
В более старинных домах, обычно деревянные перекрытия, если в них уже была реконструкция – то перекрытия ж.б., и полностью новые планировка и интерьеры. Например, такие дома есть на Большой Ордынке.
Какие плюсы и минусы у квартир в старых (старинных) домах?
Безусловные плюсы это: расположение (центр города), высокие потолки, большие площади квартир, индивидуальный облик каждого дома (красивые фасады), история дома.
Минусы покупки квартиры в старом доме тоже очевидны: изношенные коммуникации, перекрытия, маленькая выделенная электрическая мощность (обычно до 6 кВа).
Раньше, плюсом также были соседи. Раньше, плюсом также были соседи.Такие квартиры в СССР давали заслуженным и уважаемым людям, творческой интеллигенции, и конечно – начальству. Но всё это были приличные и культурные люди – хорошие, не шумные соседи.
Но начиная с 90-х годов, эти квартиры заселили все кому не лень… Сейчас в старинных и сталинских домах живет очень разношерстная компания.
Остались старые жильцы и их дети, внуки – старые московские интеллигенты, но их всё больше теснят напористые состоятельные покупатели квартир.
Конечно, никакого “фейс контроля” при покупке квартир нет – поэтому соседи бывают и шумные, и очень шумные. В те же 90-е годы, в подъездах таких домов часто стреляли, а возле них – взрывали машины.
Отделка старой квартиры в стиле лофт Отделка старой квартиры в стиле лофтПоэтому, новые элитные жилые комплексы стали тщательно подбирать покупателей квартир. Да и шумоизоляция там лучше.
Но все-таки многие люди (и автор этих строк) никогда не променяют свою квартиру в центре Москвы в старом добром доме на элитную новостройку .
Конструктивизм Пресненского района. Часть 2
2. У меня сложилось впечатление, что это вообще самый крупный цельный конструктивистский жилмассив в Москве. В его составе около 40 зданий.
3. Дома строились на месте индивидуальных деревянных частных домов и деревянных же бараков. Ценность этого посёлка в том, что дома не только сохранились, но и почти не были подвергнуты перестройке.
4.
5.
6.
7. Кое-где дома всё-таки подросли на один-два этажа, что, впрочем, не сильно изменило их облик.
8. Начало жизни в посёлке. Переезжали на телегах, товары в магазины тоже доставлял гужевой транспорт.
9. Строительство велось в 1926-33 годах. Над проектами работала целая группа архитекторов: Б. Блохин, В. Бибиков, Н. Волков, П. Грушин, И. Звездин, А. Куровский, Н. Малинин, О. Стапран, Б. Улинич, поэтому кварталы отличаются друг от друга.
10. Большинство домов было кооперативными, по крайней мере те, которые строились первыми. Государство всё равно потом собственность на жильё отменило.
11. Мало кто мог позволить себе отдельную квартиру, в основном люди получали комнаты в коммуналках.
12. Чтобы по максимуму использовать площадь участков, дома причудливо изгибались, в результате получались, например, треугольные туалеты или пятиугольные комнаты.
13. Но за основу были взяты типовые секции Моссовета.
14.
15.
16.
17.
Из воспоминаний главного архитектора посёлка А.В.Куровского "Архитектура и мы", Стройиздат, 1984 год "В 1920-е годы напротив Трехгорного сквера в Шмитовском проезде был возведен образцовый рабочий поселок, состоящий из пяти десятков жилых и общественных зданий, окруженных садами и скверами. Дома плотно занимали участки, но возвели их с учетом солнечного освещения и «розы ветров». К тому же со стороны Москвы-реки на кварталы дул свежий ветер, а с нагорья – теплый. В районе Шмитовского проезда потоки сталкивались и создавался особый микроклимат всего района. Многие дома был предусмотрены для людей разных возрастов: с общим коммунальным бытом для молодежи дома-коммуны; для людей 30-ти летних - дома с отдельными комнатами, но общими кухнями и ванной; и для людей старше сорока отдельные квартиры. Внешне здания выполнены в рациональной манере конструктивизма. Часть зданий были оригинально раскрашены в несколько цветов" (Некоторым из них окраску фасадов ныне восстановили). Но некоторые цветовые эксперименты вряд ли восстановишь.
Вот выдержка из "Вечерней Москвы" 1931-го года: «В поселке Студенец, что стоит на Шмитовском проезде Красной Пресни, рабочие Трехгорки, организовали новый почин. По случаю 25-й годовщины восстания 1905 года жилые дома-коммуны на уровне предпоследнего этажа рабочими были окрашены в черно-красный цвет, как цвет повязок дружинников».
18.
19.
20.
21. Несмотря на довольно плотную застройку, в кварталах есть полноценные дворы, много зелени.
22. Дворы отгорожены от улиц с автомобильным движением.
23. Мне не попалось ни одного обшарпанного дома, все они выглядят вполне опрятно, ветхостью здесь не пахнет.
24.
25. Когда-то в одном из дворов даже стоял памятник Ленину. Лет 20 назад он за ветхостью был снят.
26.
27.
28.
29. Единственное попавшееся мне ободранное здание. Думаю, что в ближайшее время оно тоже будет отремонтировано.
30. Немного особняком стоит дом 1 по Шмитовскому проезду. Первые 4 этажа были построены в 1929-м году, а пятый и шестой уже похожи на послевоенную сталинку.
31. Вместо угловых балконов руст.
32. И совершенно неуместная в таком контексте лепнина.
34. Думаю, многие помнят ещё, что на дисковых телефонах раньше кроме цифр были ещё и буквы. В телефонных номерах абонентов Миусского узла имелась литера "Д".
На этом конструктивизм в Пресненском районе не заканчивается, будет ещё одна подборка. Ну а первой частью можно считать Дом Наркомфина.
Трехгорная мануфактура. Что осталось от старейшей московской фабрики?
Основанная в 1799 году купцом Прохоровым и мастером Резановым, Трехгорная мануфактура как мощное предприятие успешно проработала до 2000-х годов. За долгий период своего существования мануфактура перенесла много неприятных событий. В 1877 году все её корпуса, расположенные на берегу Москвы-реки, были полностью уничтожены страшным пожаром. Производство удалось восстановить лишь через 4 года. После этого началось активное строительство казарм для рабочих, которые и по сей день встречаются во дворах Пресненского района.
Трехгорный вал, 14 ст3. Год постройки: 1885 Жилой корпус 1890 года Жилой корпус 1890 года Трехгорный вал, 14 ст3. Год постройки: 1885 Трехгорный вал, 6. "Большая кухня" Трехгорный вал, 6. "Большая кухня"Поначалу в Доме культуры проходили соответствующие мероприятия: здесь был театр, показывали фильмы, устраивали танцы. В начале 90-х его переоборудовали под ночной клуб. Первый, второй, третий. В 2010 году бывший ДК сгорел и был забыт.
Соседнему зданию казарм повезло - огонь его не коснулся Соседнему зданию казарм повезло - огонь его не коснулсяВ одну из прохоровских казарм я заглянул из любопытства.
Трехгорный вал, 2/26 Трехгорный вал, 2/26Как видите, интерьер не сильно поменялся с советских времен.
Если в казармах живут люди, и это видно, то что происходит в доме последнего владельца мануфактуры Ивана Прохорова, мне понять не удалось.
Большой Трехгорный пер. 1/26, ст2 Большой Трехгорный пер. 1/26, ст2Высокий забор, ворота с монограммой, круговое видеонаблюдение, непонятные пристройки к историческому зданию, большая икона у входа - владелец явно влиятельный человек. В 90-е дом перешёл в частные руки, но в чьи - большой вопрос, ответ на который может дать лишь расшифровка монограммы.
В суровые революционные годы Прохоровская мануфактура была центром вооружённых восстаний. Её рабочие отчаянно сражались за свержение царского режима. На фабрике активно велась партийная работа, пряталось оружие, изготавливались транспаранты. В боях с казаками и полицией погибло немало "прохоровцев".
После революции фабрика получила имя Феликса Дзержинского. В целях повышения качества продукции и улучшения производительности труда устраивались соревнования между городами. Трехгорная мануфактура соперничала с тверской "Пролетаркой" , был подписан знаменитый "Договор Тысяч".
В память о славном советском прошлом сохранились два детских сада для детей рабочих мануфактуры. Один - довоенный, в крайне ветхом состоянии, в котором сейчас ведутся ремонтные работы; другой - послевоенный, эксплуатируемый.
Московские тучерезы. Четыре самых высоких жилых дома XX века
Дом Афремова
Улица Садовая-Спасская, дом 19, строение 1
Первое восьмиэтажное здание в Москве спроектировал архитектор Осип Шишковский. Именно с его появлением в лексикон москвичей начали входить слова «небоскреб» и «тучерез». Здание на Садовой-Спасской стало самым высоким в столице. До него это звание носил доходный дом Троицкого подворья на Ильинке — в его ротонде было шесть этажей.
Высота нового здания составляла примерно 35 метров. Некоторые горожане даже боялись ездить на трамвае мимо дома, по чьему-то меткому выражению неофициально прозванного Вавилоном. Однако были и довольные москвичи. Константин Станиславский вспоминал, что появление высотки вызвало радость у Антона Чехова. Он рассказывал своим гостям, что в строительстве есть «предвестия будущей русской и всечеловеческой культуры, не только духовной, но даже и внешней».
Доходный дом построили в 1904–1905 годах для водочного фабриканта Федора Афремова. Предприниматель взял на возведение здания деньги в Московском кредитном обществе. Дом построен в модном в начале прошлого века в стиле модерн. Под карнизом расположены декоративные металлические кронштейны, а на чердаке — овальные окна, которые называют «бычий глаз». Некоторые считают, что здание перекликается с творениями парижского архитектора Эктора Гимара.
Статус самого высокого здания в Москве дом носил недолго — в 1913 году он перешел к Дому Нирнзее, который имел уже 10 этажей.
Дом Нирнзее
Большой Гнездниковский переулок, дом 10
Добиться разрешения на реализацию своего амбициозного проекта стоило немецкому архитектору Эрнсту-Рихарду Нирнзее больших усилий. Позволить ему построить здание с небольшими квартирами и «с отдельной столовой над частью девятого этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом» долго не решались. Комиссия по строительному надзору опасалась, что несущие конструкции не выдержат нагрузку, но архитектор не согласился убрать даже один этаж.
Здание получилось около 44 метров в высоту. Писатель Валентин Катаев называл его вертикальной доминантой Тверского района и «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскребом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы». Кстати, полюбоваться видом с крыши дома можно в фильме «Служебный роман» (1977) — в одной из сцен героиня Алисы Фрейндлих поливает там цветы.
В фасаде дома, выстроенного буквой П, сочетаются элементы неоклассицизма и модерна. Ряды больших квадратных окон поделены вертикальными тонкими красными линиями, а в верхней части здания украшены декоративными вазонами и цветочными гирляндами. Обращают на себя внимание пять выступов-эркеров, изогнутые линии декора подъездов и ворот и фронтон с мозаичным панно, сделанным художником Александром Головиным.
Квартиры были маленькие и без кухонь. Нирнзее спроектировал их для служащих и небольших семей, которые могли заказать доставку обедов из ближайших трактиров у дежурного по этажу полового. Поэтому у здания появилось прозвище «дом холостяков».
В первые годы существования дома на его крыше обосновался зимний съемочный павильон товарищества «Киночайка», в годы НЭПа здесь открылся кинотеатр. В кабаре «Летучая мышь», находившемся в подвале дома до 1922 года, бывал Константин Станиславский. В 1924-м на месте кабаре начал работу Московский театр сатиры. Оставил Дом Нирнзее след и в литературе — в разные годы тут находились редакции журналов «Литературная учеба» и «Советский писатель», а также берлинской газеты «Накануне», с которой сотрудничал Михаил Булгаков. Кстати, здесь же писатель познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской, ставшей прообразом Маргариты.
Дом на набережной
Улица Серафимовича, дом 2
Звание самого высокого жилого здания у Дома Нирнзее перехватил в 1931 году Дом правительства. Домом на набережной его начали называть после выхода в 1976-м одноименного романа Юрия Трифонова. Здание, которое спроектировал Борис Иофан в главенствовавшем тогда стиле конструктивизм, Трифонов описывал так:
«Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию».
Дом был задуман как мини-город со всей необходимой инфраструктурой: прачечной, почтой, медпунктом, библиотекой, теннисными кортами и кинотеатром. Он должен был быть функциональным и вместительным, поскольку создавался для партийной элиты, переехавшей после переноса столицы в Москву. Дом состоит из восьми корпусов, 25 подъездов и 505 квартир. Его высота составляет 12 этажей — приблизительно 53 метра.
В доме в разное время жили Никита Хрущев, занимавший с 1953 по 1964 год пост первого секретаря ЦК КПСС, авиаконструктор Артем Микоян, маршал Георгий Жуков, писатели Юрий Трифонов и Михаил Кольцов, балетмейстер Игорь Моисеев и другие деятели культуры, чиновники и военачальники. С 1989 года в здании работает музей «Дом на набережной», посвященный истории дома и его жителям. С 2016-го он входит в состав Государственного музея истории ГУЛАГа.
Высотка на Котельнической набережной
Котельническая набережная, дом 1/15
«Городом в городе» стала и одна из семи сталинских высоток, построенная на месте слияния Яузы с Москвой-рекой. В самом высоком ее корпусе 32 этажа, а со шпилем длина составляет приблизительно 176 метров — до 2002 года это было самое высокое жилое здание в Москве.
Построить высотку было нелегко — не было опыта и техники, тем более что площадка под застройку имела слабые грунты с большим количеством песка и суглинки. Для изготовления монолитных железобетонных плит были созданы заводы в Люберцах и Кучине. Также разработали специальные башенные краны грузоподъемностью 15 тонн.
Высотка состоит из трех корпусов, на ее шпиле — пятиконечная звезда с серпом и молотом. Дом украшен горельефами, на вершине корпуса Б расположена скульптурная композиция: фигуры мужчины и женщины держат свиток с изображением Спасской башни. Нижние пять этажей здания облицованы розовым гранитом.
В дом в 1953 году заселились государственные деятели, ученые, литераторы, артисты, художники. В нем жили Фаина Раневская, Клара Лучко, Галина Уланова, Роберт Рождественский, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко. Последний написал стихотворение про бедствие дома — тараканов:
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
В 1966 году в здании заработал кинотеатр «Иллюзион», созданный специально для демонстрации фильмов Госфильмофонда. С первых дней работы он занимался популяризацией зарубежного кинематографа — здесь проходили ретроспективы итальянского, польского, американского, индийского кино, встречи советских зрителей с зарубежными актерами. С 1970-х в кинотеатре действовал киноуниверситет, в котором читали лекции по истории кино. Курсы завершили работу в 1991 году.
Жилой дом 1905 года постройки будет отремонтирован
В Москве будет отремонтирован жилой дом, который был построен в 1905 году. Он расположен в Пресненском районе. О факте проведения будущих работ проинформировала пресс-служба комитета столицы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза).
- Существующая планировка дома сохранится, - отметил председатель учреждения Валерий Леонов..
Здание располагается по адресу: Большой Козихинский переулок, дом 17, строение 1. Как передает Агентство городских новостей «Москва», ремонт будет включать в себя работы по реконструкции фасадов, кровли, чердака, а также подвального помещения.
Читайте также: