Дом забор дерево рисунок
Психология рисунка. Что можно прочитать по рисунку "дерево". Тест
Инструкция: нарисовать лиственное дерево. Никаких уточнений и подсказок не даётся.
Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.
Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.
Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)
Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.
У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.
Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.
Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.
Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.
Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.
Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.
Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.
Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он неудовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.
На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.
Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.
Дупло – сексуальный символ.
Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.
Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.
Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.
Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.
Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.
Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.
Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.
Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).
Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.
Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, - осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.
Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.
Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.
Крона типа «шкура барашка» - энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.
Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.
Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.
Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.
Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.
Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.
Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.
Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.
Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.
Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.
Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.
Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.
Мой канал на ютубе. Полезные видео на любой вкус.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства.
Анализ изображения окон в доме
Сегодня будем «заглядывать в глаза» дома , то есть проанализируем такой элемент в рисунке «Дом-Дерево-Человек» , как окна дома .
Здравствуйте, дорогой читатель!
Вам нужно отметить такие показатели , как:
♦ наличие или отсутствие окон
♦ открытость или закрытость окон
♦ наличие дополнительных элементов
Теперь проанализируем каждый показатель.
Наличие или отсутствие окон дома в рисунке «Дом-Дерево-Человек»
Если в рисунке дома есть окна – это трактуется как признак доступности, открытости и контактности человека.
Если окон нет вообще , считается, что человек замкнут, скрытен, избегает контактов, боится раскрыться перед другими людьми. Также отсутствие окон может быть свидетельством отчужденности и открытого проявления враждебности человека к миру. Еще одна интерпретация отсутствия окон – наличие у человека какой-то психотравмы. Также это может быть расценено как бегство (психологический механизм). Вообще, отсутствие окна указывает на какое-то нарушение.
Количество окон в доме в рисунке «Дом-Дерево-Человек»
Если изображено только одно «стандартное» окно (особенно, если видна только одна стена), то с точки зрения количества окон интерпретации нет никакой. Но хотя бы одно окно в доме должно быть.
Если же окон в доме много – человек активен, общителен, открыт и готов к контактам. У него наблюдается хороший контакт с окружающими.
Рисунок "Дом-Дерево-Человек" женщины 23-х лет.
Расположение окон дома в рисунке
Если в доме несколько этажей, а окна нарисованы только на первом этаже – это говорит о разрыве между реальностью и фантазией (реальность – нижняя часть дома, фантазии – верхняя).
Так же, как если окна отсутствуют на первом, но имеются на верхнем этаже – это тоже «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях (между тем, как человек ведет себя в жизни и его фантазиями огромная разница).
Еще одна интерпретация отсутствия окон на первом этаже – человек испытывает враждебность и отчужденность.
Если окна на первом этаже нарисованы в последнюю очередь при изображении рисунка дома – это говорит об отвращении к межличностным отношениям. Также – склонность человека к изоляции от действительности, стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими.
Форма окон дома
Если изображены окна необычной формы – человек хочет привлечь к себе внимание, обладает оригинальностью манеры общения.
Окно-прямоугольник ( пустые окна без перекрестий, рам ) может указывать на отсутствие друзей; человек имеет только формальные контакты. Иногда это аутизация.
Размер окон
Маленькие окна – человек стеснительный и психологически недоступный.
Если наряду с очень маленькими окнами нарисована такая же дверь – перед вами интроверт, человек замкнутый, который уходит от общения. Иногда такой признак интерпретируется как негативизм или аутизация.
Если окна маленькие, но большая дверь (особенно открытая ) – человеку присущи общительность и легкость в установлении контактов. Но это может доходить до степени приобретения широких неупорядоченных контактов, когда говорят, что человек «запутался в связях» и имеет поверхностные неразборчивые контакты, вплоть до приглашения в дом «бомжей».
Если окна большие (в сочетании с такими же дверьми ), особенно открытые – это признак стремления к широким контактам. Человек характеризуется как экстраверт.
Большие окна в сочетании с маленькой дверью (она может вообще отсутствовать ) – для человека характерны созерцательность и осторожность в контактах. То есть такой человек занимает позицию наблюдателя в сочетании с характером необщительного интроверта и трудно идёт на сближение.
Рисунок "Дом-Дерево-Человек" женщины 27-ми лет.
Открытость или закрытость окон дома в рисунке
Раскрытые окна в доме могут свидетельствовать о прямолинейности человека, чувстве уверенности, некотором самолюбии.
Если окна в доме настежь открыты – это может говорить о том, что прямолинейность человека доходит до развязности и грубости в крайнем своем проявлении.
Если окна распахнуты в жилом доме (кто-то в нем живет) – это свидетельство большой доступности (открытости для других), или желание ее.
Если в доме с распахнутыми окнами никто не живет – это указывает на слабость самозащиты ЭГО (недостаточность контроля).
Наличие дополнительных элементов в изображении окон
Такими дополнительными элементами являются :
- занавески
- ставни
- форточки
- решетки
- элементы украшения (наличники, карнизы)
- цветы на окнах (подоконниках)
Если окна акцентированы путем дополнений , но без излишней детализации – это указывает на озабоченность взаимодействием со средой.
Если на окнах есть занавески , этот признак можно интерпретировать как:
- озабоченность человека красотой
- стремление сохранять дистанцию в общении
- демонстративность
- отчужденность (при которой человек испытывает чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери «Я» и др.)
Пример можно посмотреть в рисунке выше.
Если занавесок (штор) на окнах нет – человек не стремится скрывать от других свои чувства. Его поведение открытое и непосредственное.
Рисунок "Дом-Дерево-Человек" мужчины 25-ти лет.
Если ставни закрыты – человек в состоянии приспособиться в межличностных отношениях. Или: крайняя дефенсивность (защитная позиция).
Открытые ставни интерпретируются как способность человека приспосабливаться в межличностных контактах. В общении присутствует натянутость и недоверие. Человеку иногда кажется, что его не понимают. Та же интерпретация дается и в случае открытых занавесок на окнах.
Если окна сильно занавешены или закрыты ставнями – человек озабочен взаимодействием со средой (если это для него важно). Он может быть замкнутым и скрытным.
Если на окнах есть замки (и такое бывает), значит, человек часто относится к окружающим враждебно.
Если в окнах есть форточки – это говорит о том, что человек сохраняет самоконтроль. У него волевой, сдерживающий эмоции, характер.
Рисунок "Дом-Дерево-Человек" девушки, 18 лет.
Наличие решеток на окнах (так же, как и оконных рам, если они утрированы и внешне напоминают решетку) – говорит о боязни агрессии, наличии ощущения опасности или зависимости и несвободы. Это может быть полная зависимость от родителей.
Такие дополнительные элементы как наличники на окнах, карнизы – указывают на демонстративность человека.
Рисунок "Дом-Дерево-Человек" Алексея, 22-х лет.
Та же демонстративность может проявляться и в изображении цветов на подоконниках . Хотя есть еще одна интересная интерпретация этого признака, когда количество комнатных цветов на окнах символизирует количество близких людей для автора рисунка. Так, например, женщина, у которой есть муж и ребенок, может изобразить на подоконниках два комнатных цветка.
Если окна изображены без стекол (выясняйте в пострисуночном опросе, если нарисованы «пустые» окошки) – это говорит о враждебности и отчужденности человека.
Обращайте внимание также на такие тревожные признаки в изображении дома в рисунке «Дом-Дерево-Человек» как разбитые окна, штриховку, стертые детали, разрывы линий.
Если эта статья показалась Вам интересной, поделитесь ею с друзьями (например, ВКонтакте), с помощью нижерасположенной кнопки или кнопки «Мне нравится» в начале статьи. Буду Вам признательна за участие.
Анализ кроны дерева. Часть 1.
«Корешки» проанализировали, теперь будем смотреть на «вершки» , т.е. крону дерева в рисунке «Дом-Дерево-Человек». Символика, интерпретация формы и структуры кроны + результат опроса по расширению тематики блога.
Здравствуйте, дорогой читатель! Сегодня я хочу рассказать о том, на что нужно обратить внимание при анализе кроны в рисунке дерева. А начну с того, что же символизирует изображение кроны.
Символика кроны дерева в тесте «Дом-Дерево-Человек»
Крона дерева, так же, как и другие элементы рисунка, у разных авторов может иметь различную интерпретацию. Я представлю все варианты, которые знаю:
2. Крона символизирует будущее человека, каким он себе его представляет.
3. Крона дерева характеризует сферу общения человека.
На первый взгляд кажется, будто говорится о разных вещах. На самом деле, некоторые определения взаимосвязаны:
Я могу выделить два варианта, на которые нужно обратить внимание при анализе кроны дерева:
2) сфера общения (главным образом, наличие/отсутствие ветвей) – общительный /необщительный .
План анализа изображения кроны дерева
Анализ кроны дерева включает в себя рассмотрение таких показателей:
- форма кроны
- ее границы (открытая или замкнутая)
- ее плотность (структура)
- высота кроны
- верхушка дерева
- ветви
- листья
- дополнения (фрукты, гнезда и т.д.)
Отсутствие кроны дерева
Здесь нужно сказать о том, что мы вообще понимаем под словом «крона».
Крона дерева – это совокупность веток и листьев в верхней части растения.
То есть, если изображено «зимнее дерево», у которого есть только голые ветки, мы считаем, что крона отсутствует.
Форма кроны
Крона дерева может быть:
- круглая
- узкая (вытянутая)
- раскидистая (имеет вид рыхлой массы не всегда читаемой формы)
- плакучая (с поникающими ветвями)
Классификация условная, поскольку крона обычно не имеет правильную геометрическую форму.
Круглая крона – человек экзальтированный, эмоциональный.
Экзальтированность проявляется в том, что человек склонен к переживаниям по незначительному поводу, не умеет сдерживать переполняющие его чувства, все его эмоции обычно всегда выливаются наружу.
Круглая крона дерева.
Узкая крона (например, как у кипариса, тополя) – интровертность с низкой потребностью в общении (или опасение общения). Если ветви прижаты и нарисованы одной-двумя линиями – с общением могут быть проблемы.
Раскидистая крона образуется ветвями, которые широко расходятся в разные стороны – означает обычно экстравертность, направленность человека на общение (он открыт и контактен). Также, чем крона развесистее, тем разностороннее человек. У увлекающихся натур обычно всегда присутствует крона на рисунке дерева.
Плакучее дерево (например, ива) означает депрессию и, возможно, замкнутость на прошлом.
У Карла Коха есть также описание таких форм кроны дерева, как:
- локоны
- из хаоса линий
- из аркад
- в виде лучей
Но я их сейчас не буду описывать. Более подробно это будет рассматриваться в серии статей «Тест «Дерево» (по Карлу Коху). Если кого-то интересует эта книга сейчас – пишите в форме обратной связи на странице «Задайте вопрос».
Границы кроны дерева
Крона дерева может быть:
В этом проявляется характеристика сферы общения.
Если крона открыта (контур не замкнут) — человек характеризуется как экстраверт. Он открыт и готов к установлению новых контактов.
Крона дерева открытая.
Наличие замкнутого силуэта кроны (очерчена кружком, овалом) свидетельствует об определенном, ограниченном круге общения или характере интроверта.
Я бы не сказала, что такие интерпретации верны (на основании некоторых рисунков). Об этом мы еще поговорим в практической части, на конкретных рисунках. А пока просто возьмите на заметку данные интерпретации открытой и закрытой кроны дерева.
Если крона сверху очерчена линией – это попытка контроля своих эмоций. Если некоторые ветви вырываются за линию – попытка контролировать эмоции неудачна.
Также границы кроны могут быть изображены в результате проявления элементарных моторных персевераций.
Моторные персеверации являются навязчивым воспроизведением одинаковых движений, или составляющих их элементов. Часто это касается рисования, или написания букв. Элементарная моторная персеверация проявляется как многократное повторение отдельных двигательных элементов.
Персеверации как очерк кроны могут означать:
- ненависть к принуждению;
- низкую самооценку;
- самокритику как поглощающий процесс;
- страх; порожденное им «взвинчивание» мыслей.
Плотность (структура) кроны дерева
Плотность кроны может колебаться от плотной (заполненной ветвями и листьями) до редкой или ажурной.
Если структура кроны (ветви и листья) символизирует степень стремления человека к получению удовлетворения от окружающего мира, то отсутствие ее прорисовки означает незаполненное пространство в этой сфере.
Структура кроны не проработана.
Если же крона богатая, хорошо проработанная (например, изображена, как роскошные женские волосы), имеет много листьев – человек обладает высокой самооценкой (с точки зрения «меня много») и уверен в себе.
Тест "Дом-дерево-человек"
Это тест разработал американский психолог Дж. Бак. Относится он к типу графических тестов из разряда проективных методик психологической диагностики.
А если на доступном человеческом языке, то, рисуя, Вы проецируете на листе бумаги себя и свое бессознательное.
Так, а теперь рисуйте на белом листе А4:
дом-дерево-человек.
Ничего дополнительного в задании не будет.
Нарисуйте сначала, а потом почитаете о том, что это и с чем это есть. А в самом конце будет интерпретация.
Первым делом скажу, что проективные методики, это один из способов увидеть проблему или проблемы, с которыми можно в дальнейшем работать, т.е. провести нормальную психологическую диагностику, составить план работы и т.д и т.п.
Проблемы или особенности личности, которые могут показать проективные тесты, в том числе и графические, не всегда имеют место быть. По этому, такие тесты представляют собой "лупу", а абстрактно-логические - микроскоп. Это я говорю для того, чтоб особо не радовались, не паниковали и не брали все за чистую монету.
Теперь о том, чего нельзя делать:
- диагностировать самого себя
- пытаться нарисовать или интерпретировать на пьяную голову
Стоит учесть, что Вы нарисуете разные изображения в зависимости от многих внутренних и внешних факторов: плохое самочувствие, злость, только что вкусно поели, эйфория влюбленности, работа перфоратора за стеной и т.д.- все это отразится в таком тесте.
Еще одной особенностью этого теста является то, что людей, получающих или получивших художественное образование, бесполезно диагностировать графическими методами. Потому, что все будет нарисовано по всем художественным законам.
Итак, начинаем интерпретировать:
Я не буду давать вам детальный ключ, я объясню, как быстро и просто самому оценить рисунок.
1. Положение на листе
Благодаря письменности, слева на право и сверху вниз, в нас закладывается ощущение времени. На рисунке левый и верхний края - это прошлое, нижний и правый - будущее, стремление к нему. И смещение к этим краям Вам уже говорит о внутренней тенденции, т.е. зацикленность на прошлом или стремление вперед.
К примеру, в детстве было хорошо, а сейчас плохо и будущее не сулит ничего хорошего. Или наоборот.
Положения рисунка на краю говорит, о том, что нет чувства безопасности, это как стоять над обрывом. С другой стороны, положение в центре, далеко от краев, говорит об отсутствии защищенности, потребность в защите и контроле. отойду ка я от края подальше, возле него страшно.
Еще правый край отвечает за интеллект, а левый - за эмоции. Вы догадались, куда сместятся самоуверенные умники?
Верхний край так же отвечает за мечты.
Если на рисунок "вид снизу", то испытуемых жаждет "идеального", это идеальное может казаться ему недостижимым.
"Вид сверху" может говорить о проблемах, конфликте.
Если появляется лишняя перспектива, например видны 4 стены дома из всех 4х - это центризм, зацикленность на внимании, мнении окружающих.
Если нарисовано далеко, то это говорит о чувстве отверженности ил не желание сближаться с кем бы то ни было, а вблизи - открытость, доступность и доброта.
Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Недостаток симметрии — незащищенность.
2. Линии
Тут все просто, слабое нажатие (неуверенность, скованность); нормальное нажатие; сильное нажатие (проблемы, чувство давления, настойчивость, агрессия); и множественные (волосатые), эскизные линии (неустойчивость, отсутствие внутренней позиции).
Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность .
Линии на разных объектах могут отличаться и это тоже будет иметь значение, в зависимости от того, какое значение этот объект несет.
Слишком прямые линии - слишком прямой человек, регидный. Мало изогнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
Слишком "кудрявые" - недостаточная личная позиция, неуверенность или женственность.
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — конфликт.
Короткие штрихи — импульсивность или тревожность.
Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Рисуем дом и открываем тайны своего подсознания: тест по рисунку
Все что вам нужно – это чистый лист бумаги и карандаш или ручка. Глубоко вдохните, отбросьте лишние мысли из головы и нарисуйте дом – первый, который приходит в голову. Не смотрите толкование, пока не нарисуете свой дом.
Готово? Тогда, давайте «расшифровывать» ваш рисунок.
1. РАСПОЛОЖЕНИЕ ДОМА НА СТРАНИЦЕ
Это относится ко всем рисуночным тестам. Как правило, считается, что правая сторона рассказывает о будущем, а левая – о прошлом.
- Если изображение смещено ВЛЕВО , это говорит о том, что вы живете воспоминаниями. Люди эмоциональные большую часть рисунка выполняют в левой части.
- А СДВИГ ВПРАВО означает, что вы люди мечтательные и много думаете о будущем. Однако, иногда это может быть свойственно людям, которые хотят избежать новых переживаний. Также сдвиг вправо считается уделом интеллектуалов.
- А если ваш рисунок в ЦЕНТРЕ , значит, вам присущи обе черты, вы – гармоничный и уравновешенный человек.
- Чем ближе рисунок к НИЖНЕЙ ГРАНИЦЕ листа, тем больше это говорит о том, что вы скованны, не уверенны в себе, ищете опоры и поддержки.
2. ВНЕШНИЙ ВИД ДОМА - ЭТО ВАШЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ
- КРАСИВЫЙ , добротный ухоженный дом – значит у вас высокая самооценка.
- И наоборот, если дом СТАРЫЙ и покосившийся, следует призадуматься, не слишком ли вы себя недооцениваете?
- Дом, нарисованный ВДАЛИ выражает чувство покинутости, отверженности. Одиночество, одним словом.
- Дом ВБЛИЗИ – открытость, доступность, гостеприимство.
- ДЛИННЫЙ дом означает, что автор рисунка уважает авторитеты и легко поддается чужому влиянию.
- ВЫСОКИЙ дом – человек любит фантазировать, витать в облаках, его отличает склонность к мечтательности, а иногда задумчивости. Он любит строить различные планы, которые вряд ли могут реализоваться. Но это ему не важно.
3. ДВЕРИ И СТУПЕНИ
- ОТКРЫТЫЕ – выражают сильную потребность автора к теплу со стороны окружающих
- БОКОВЫЕ – отчужденность, уединение, даже неприступность
- СЛИШКОМ БОЛЬШИЕ – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей коммуникабельностью, открытостью.
- ЧЕРЕСЧУР МАЛЕНЬКИЕ – нежелание впускать в свой внутренний мир, чувство нерешительности, замкнутость.
- ДВЕРЬ С ЗАМКОМ – закрытость и настороженность по отношению к людям, иногда даже враждебность.
- СТУПЕНЬКИ , ведущие к глухой стене без дверей – отражение конфликтной ситуации в жизни. Видимо у «художника» есть проблема, решение которой он пока не нашел. Скорее всего, он нуждается в помощи.
4. ДЫМ И ТРУБЫ
- ГУСТОЙ дым из трубы говорит о значительном внутреннем напряжении. Многое зависит от его интенсивности.
- Если дым идет ТОНЕНЬКОЙ СТРУЙКОЙ, значит у человека что-то не совсем благополучно в семье.
- Наличие ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ часто говорит о мнительности.
5. КРЫША – ЭТО СФЕРА МЕЧТАНИЙ
- Если она нарисована жирным контуром, не свойственным всему рисунку, это говорит о склонности жить в несбыточных мечтах. Обычно такая позиция сочетается с высокой тревожностью.
6. ОКНА
- РАСПАХНУТЫ НАСТЕЖЬ - значит человек очень прямолинейный, который иногда может вести себя даже развязно.
- МНОЖЕСТВО ОКОН указывает на готовность к контактам.
- ОТСУТСТВИЕ ЗАНАВЕСОК – способность открыто демонстрировать свои чувства.
- ЗАНАВЕШЕННЫЕ ОКНА говорят о сложностях во взаимоотношениях с окружающими, а закрытые ставни означают, что человек обладает глубоким внутренним миром, но мало кого туда пускает.
- ОТСУТСТВИЕ ОКОН на первом этаже означает враждебность и отчужденность.
- ОКНА ТОЛЬКО НА ВЕРХНИХ ЭТАЖАХ – несоответствие между реальностью и фантазиями.
Расскажите, понравился ли тест? Все ли совпало?
Еще немного тестов специально для вас:
Подписывайтесь на канал Практическая психология и получайте новые тесты каждый день!
Психологический графический тест "Нарисуй дом, дерево, солнце, озеро, забор, змею, дорогу"
С помощью творчества человек может показать тайны своей души, даже не зная об этом. Чтобы результаты предлагаемого теста стали максимально точными, важно не читать заранее ответы! Проявите силу воли и не заглядывайте в ключ преждевременно.
Если вы готовы, возьмите бумагу и карандаш (или откройте графический редактор в компьютере) и нарисуйте целостную композицию, на которой разместите: дом, дерево, солнце, озеро, забор, змею, дорогу. Только после того, как ваш рисунок готов, читайте ответы.
Ключ к тесту
Дерево — это вы. Дерево на рисунке показывает вашу самооценку: чем крупнее дерево в масштабах картины, тем увереннее в себе является человек. Если ветви дерева наклонены вниз — это проявление пессимизма, или плохого настроения в данный момент. Ветви тянутся вверх — вы жизнерадостный, коммуникабельный человек.
Дом — отношение к деньгам. Если вы нарисовали большой дом в несколько этажей — материальное положение для вас имеет большое значение. Маленький, деревянный домик означает, что деньги — не главное в вашей жизни. Если на рисунке коттедж, детали которого тщательно прорисованы — вы материалист.
Озеро — это символ мамы. От того, насколько близко расположено дерево к озеру зависит, насколько близко в жизни к вам ваша мама. Если озеро на рисунке небольшое — мнение матери не является для вас авторитетным (или же у вас есть свои дети), большое озеро — мама для вас авторитет.
Солнце — символ отца. Если солнце нарисовано над деревом — вам спокойно и хорошо с папой, он является вашим защитником. Солнце нарисовано не полностью, где-то в углу страницы — вероятность того, что вы росли без отца. Солнце, едва выглядывает из-за дерева, означает, что отец для вас не главный в жизни. Чем дальше солнце находится от дерева, тем дальше от вас в жизни есть отец.
Дорога — это путь вашей карьеры. Если вы ее нарисовали широкой и прямой — это успех в деятельности. Кривая, узкая дорога означает, что у вас есть препятствия на карьерном пути, или сложно обстоят дела. Если широкая дорога ведет к дому — вы добились многого в жизни. А дорога, идущая по краю листа — означает, что человек в поиске своего места в собственной жизни.
Змея — отношение к сексу. Чем она больше, тем важнее в вашей жизни секс. Если же змея нарисована далеко от дерева, это означает неудовлетворенность интимной жизнью. Хорошая, извилистая змея — разнообразие в сексе.
Забор — это ваш характер. Если на рисунке забор простой, деревянный — человек имеет дружелюбный, легкий характер. Металлический забор с острыми прутьями — сложный, тяжелый характер. Если ограждение нарисовали каменным — человек выносливый и волевой.
Дополнительно Размещение объектов на рисунке имеет огромное значение. Если дерево изображено через дорогу от дома — ваш материальный путь еще только начинается, или имеются препятствия. Над озером солнце и рядом дерево — гармония в семье. Дерево и озеро, которые разделяет забор — обида на мать или конфликт с ней.
Дом, забор, береза, дуб, мешок, змея, дорога
Сегодня хочу поделиться проективным тестом "Дом, забор, береза, дуб, мешок, змея, дорога".
Эта техника очень хороша для диагностики партнерских отношений. Начиная с 12 лет. Очень аккуратно стоит анализировать своих друзей и близких – сами понимаете почему.
Лада Бояркина, психолог и арт-терапевт из Новосибирска, вела бесплатные обучающие семинары для психологов по своим любимым методикам. Она и поделилась ею.
Лист бумаги формата А4
Лада предупредила, что если красками это делать – появиться очень много дополнительной информации. Авторства этой методики она не помнит, названия тоже.
Нарисовать в любой последовательности на одном листке бумаги дом, забор, березу, дуб, мешок, змею, дорогу. Время – 20-30 минут.
Никогда! Не даем этот тест партнеру.
Дом – личность в социальном аспекте (карьера, учеба и т.д.)
Забор – отгораживает и защищает личность
Дорога – путь, по которому идет личность, дао
Береза – в женском рисунке самка, в мужском - образ партнерши
Дуб – в мужском рисунке самец, в женском – образ партнера
Соотношения рисунков береза-дуб-дом
Если дом между березой и дубом – отношения про больше поговорить, про интеллектуальное партнерство.
Если дом-береза-дуб – про пообниматься, поцеловаться
Если партнер находиться между нашим символом и домом – 2 варианта:
- Партнер мне не дает жить, вплоть до метафоры «разрушает меня» при созависимых отношениях
- Идея ревности – мне хочется вобрать партнера в себя, поглотить его – тоже при созависимости встречается. Комплекс слияния.
Идеальный вариант – дом, береза, дуб находятся на вершинах треугольника, т.е. чтобы никакая из фигур не закрывала доступ к другой фигуре.
Это методику хорошо сделать повторно, после того как пройдет осознавание по первому рисунку, лучше перерисовать так, как хочется, т.е. Ваш вариант.
Размер имеет значение. Т.е. размер элементов. Например, большая береза и маленький дуб – понятно про что в рисунке женщины. Или громадный дом и крошечные деревья – тоже ясно.
Если дерево партнера старое – тщательно прорисованная кора и т.д. Например, в рисунке женщины – незавершенные отношения с отцом, попытка найти более зрелого партнера. Дупло – травма. В мужском рисунке пенек или змея на собственном дереве – импотенция или страх импотенции. В женском рисунке обрубленные ветви – скорее всего, аборты. Тщательно прорисованные желуди и листья в женском рисунке – восприятие партнера как мужчины, его семя и т.д.
В рисунке традиционный для арт-гештальта символизм: левая сторона – прошлое, правая сторона – будущее. Верх – анализ, рацио, низ – бессознательное.
Береза вправо на женском рисунке – я как подарок, я на витрине, предлагаю себя. Влево – задвигание себя/своих потребностей. Про то, что если денег в семье нет, то кофточку себе не позволю. Если партнер правее березы, то это период завоевания, т.е. еще не в бигуди и халате или поиск нового партнера (может быть и бессознательно).
Если дуб в крайне левом положении, а береза в крайне правом – зачастую либо неотпущенный партнер либо психологический брак с отцом. Сильно задвинут влево – «партнер, знающий свое место».
Змея, висящая на дереве партнера:
- страх за партнера (жены военных, чьи мужья находятся в «горячих точках»
- страх партнера (насилие/манипуляция)
Змея, висящая на своем дереве:
- ожидание результатов теста на ВИЧ
- страх после изнасилования.
Змея на пороге дома – часто тревога, бывает у студентов перед экзаменами. Или не впускать кого-то в дом/всех в дом. Змея в мешке – страх достижений. Змея в короне – какая-то вторичная выгода от страха. Змея на крыше – горе от ума. Если вокруг трубы обернулась, то наступить на горло собственной песне. Труба, особенно дымящаяся летом (т.е. если листья на деревьях прорисованы) – это про снятие напряжения. Потенциальная область страха – куда смотрит: вправо – будущее, влево – прошлое, на какой элемент и т.д. Змея в нижнем левом углу – либо родовая травма, либо мама тяжело беременность носила. Змея на наличнике окна – типа как бы есть и как бы нет. Тревога.
Змея в мешке – страх перед достижениями или страшно за достижения. Мужчина, который недавно купил Lexus 470 и еще не поставил машину на сигналку. Мешок рядом со своим деревом – поиск партнера либо попытка представить себя в хорошем свете. Мешок целлофановый либо с говном – желание обесценить, либо суициденты. Заплатки на мешке – украшательство, гармоничный вариант. Еще гармоничный вариант – мешок рядом с домом. Мешок на дороге – часто перед собеседованием. Мешок рядом с деревом партнера – хорошо в начале отношений. Если позже – либо финансовая зависимость либо ценность своих достижений оценивается по статусу партнера. Например, у мужчин предпочитающих фотомоделей. Оценка себя через ценность партнера.
Свое дерево за забором – еще не аутоагрессия, но депривация себя. Если прямо на острие забора – аутоагрессия. Непризнание права цвести на собственной территории, например, залезть к мужу в карман. Если дерево партнера за забором:
- муж в командировке
- либо муж посылает какие-то сигналы, которые говорят о его отстранении
Змея на заборе – проблемы с границами: психологическими или физическими. Забор м.б. «милым» или острым – агрессия. Если забор снизу страницы – попытка отгородиться от чувств или бессознательного. Если забор сверху страницы – нежелание анализировать или попытка отгородиться от чьей-то авторитетной фигуры, например, начальник «давит».
Забор «втиснут» в рисунок – неумение выстроить границы. Дорога идет через забор – «мы легких путей не ищем». Очень важно – забор в соотношении с дорогой: не мешает ли пути и т.д. Забор без калитки – либо ситуативно отгородиться либо вообще не впускать. Гармонично – дорога соединена с тропинкой к дому. Если дом оторван от дороги – там ли учишься, там ли работаешь и т.д. Гармонично – дом на дороге. Собственное дерево на дороге – хочется быть и умной и красивой. Дерево партнера на дороге – партнер мешает развиваться/либо толкает идти работать. Змея на дороге – перед экзаменами, докладами и т.д.
Дом – где расположен, как тщательно прорисован и т.д.
Другие элементы: важно, чтобы клиент сам рассказал о них.
Традиционно: солнце – родительская фигура, тучи – сложности в отношениях с родительскими фигурами, цветы – дети, птицы – надежда. Домашние животные: кошка – желание освободиться, собака – верность, дружба. Злая собака, на цепи – иногда образ себя.
Читайте также: