Дом удельного ведомства с винными погребами
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 20 октября 2015 г. N 223 "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Дом Удельного Ведомства с винными погребами, 1912-1913 гг., архитектор П.П. Малиновский" по адресу: г. Москва, Трубниковский пер., д. 19"
В целях реализации статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 июля 2015 г. N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения "Дом Удельного Ведомства с винными погребами, 1912-1913 гг., архитектор П.П. Малиновский", расположенного по адресу: г. Москва, Трубниковский пер., д. 19, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы - главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы С.М. Мирзояна.
С.М. Мирзоян
Приложение
к приказу Департамента
культурного наследия г. Москвы
от 20 октября 2015 г. N 223
Охранное обязательство собственника или иного законного
владельца объекта культурного наследия, включенного
в единый государственный реестр объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации
"Дом Удельного Ведомства с винными погребами, 1912-1913 гг.,
архитектор П.П. Малиновский"
__________________________________________________________________
(указать наименование объекта культурного наследия в соответствии
с правовым актом о его принятии на государственную охрану)
регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
Раздел 1. Данные об объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
(заполняются в случае, предусмотренном п. 5 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации")
Отметка о наличии или отсутствии паспорта объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении которого утверждено охранное обязательство (далее - объект культурного наследия):
отсутствует
(нужное отметить знаком "V")
При наличии паспорта объекта культурного наследия, он является неотъемлемой частью охранного обязательства.
При отсутствии паспорта объекта культурного наследия в охранное обязательство вносятся следующие сведения:
1. Сведения о наименовании объекта культурного наследия:
"Дом Удельного Ведомства с винными погребами, 1912-1913 гг., архитектор П.П. Малиновский"
2. Сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий:
1912-1913 г.
3. Сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия:
федерального
регионального
муниципального
(нужное отметить знаком "V")
4. Сведения о виде объекта культурного наследия:
(нужное отметить знаком "V")
5. Номер и дата принятия акта органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
распоряжение Правительства Москвы от 02.11.2009 N 2844-РП "Об отнесении выявленных объектов культурного наследия города Москвы к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения" |
6. Сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта):
(Субъект Российской Федерации)
(населенный пункт)
Трубниковский
помещение/квартира
иные сведения:
отсутствуют
7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия (для объектов археологического наследия прилагается графическое отражение границ на плане земельного участка, в границах которого он располагается):
границы территории утверждены постановлением Правительства Москвы от 05.10.2010 N 903-ПП "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в пределах Центрального административного округа города Москвы" |
8. Описание предмета охраны объекта культурного наследия:
предмет охраны утвержден распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 10.12.2013 N 792 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом Удельного Ведомства с винными погребами, 1912-1913 гг., архитектор П.П. Малиновский" в составе:местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Трубниковского переулка, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и домовладения;объемно-пространственная композиция сложной конфигурации в плане, пятиэтажного, с подвалом, здания начала XX века, включая эркеры, аттики, открытые балконы, проездные арки со световыми люками, приямки системы дневного освещения подвала, высотные отметки по венчающим карнизам и аттикам;крыша начала XX века, ее конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, высотные отметки, печные трубы, чердачные окна, включая систему дневного освещения подвала зенитными световыми фонарями;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов начала XX века, в том числе местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, фронтоны, аттики, рельефный фриз, филенки, лепнина, маскароны, гирлянды, портал, междуэтажный и венчающий профилированные карнизы, полуколонны, металлическое ограждение балконов, арочные световые ниши северного и южного брандмауэра;материал и характер отделки фасадных поверхностей начала XX века, в том числе штукатурка гладкая и "под шубу", руст;колористическое решение фасадов начала XX века (уточняется в процессе реставрационных исследований);пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, перегородок, опорных конструкций, дверных проемов и перекрытий начала XX века, включая подвалы, в том числе под двором;капитальные стены, перегородки, опорные конструкции и перекрытия начала XX века, их конструкция и материал, включая систему сводов, опоры в подвалах, в том числе своды Монье, своды проездов;лестницы начала XX века, их местоположение, материал, конструкция и декоративное оформление, включая металлическое ограждение, деревянные поручни;архитектурно-декоративное оформление интерьеров начала XX века, в том числе лепной и тянутый декор (уточняется в процессе реставрационных исследований);столярные заполнения оконных и дверных проемов начала XX века, их местоположение, характер оформления и колористическое решение, в том числе входные двупольные двери с остеклением;Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований. |
9. Фотографическое (иное графическое) изображение объекта (на момент утверждения охранного обязательства):
Прилагается: 5 изображений (указать количество).
10. Сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, в границах зон охраны другого объекта культурного наследия:
охранная (объединенная охранная) зона N 028 утверждена постановлением Правительства Москвы от 16.12.1997 N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)";зона строгого регулирования застройки N 001, зона регулирования застройки N 001, зона охраняемого культурного слоя N 001 утверждены постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". |
11. Сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":
1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
2) на территории памятника, ансамбля разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях;
Дом винно-водочного короля П.А. Смирнова, Пятницкая, 1
На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа Шереметева.Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов»
Водочный король царской России Петр Арсеньевич Смирнов основал свою марку в 1862 году. Самыми популярными напитками были: столовое вино «№21» и настойка «Нежинская рябина»
Родился будущий предприниматель Петр Смирнов в семье крепостных. Еще в детстве Петр наблюдал, как его дядя и отец варили вино и продавали по праздничным дням. После отмены крепостного права семья Смирновых решила сделать виноделие своим основным источником дохода. С детства Петр начал принимать участие в семейных делах: поработав какое-то время приказчиком у своего отца, он организовал собственное винное производство.
"В 1860 г. Арсений Смирнов открыл свой собственный винный погреб в Замоскворечье, Петр стал работать у отца приказчиком. Конкурентов в этом секторе рынка было хоть пруд пруди — одних только кабаков в Москве насчитывалось более 200. Тем не менее Смирновым удалось удержаться на плаву. Вскоре Арсений понял, что в свои 60 лет он не может с прежней энергией руководить делами, и передал полномочия управляющего сыну. К концу 1861 г. Петр Смирнов стал купцом третьей гильдии. А через некоторое время решил не только торговать, но и завести собственную «фабрикацию вин». На всю жизнь он запомнил сказанные когда-то отцом слова о водке плохого качества: " Пора делать свою, смирновскую!»"Бизнес развивался достаточно стремительно: бренд становился более узнаваемым, количество погребов, складов, производственных точек и магазинов становилось больше. Добиться такого успеха предприниматель смог благодаря своей хорошей репутации и налаженных в торговой сфере связях. Смирнов работал только со своей родней, которая была ему верна, а в производстве вина он использовал только качественное сырье: ключевая вода, спирт не из свеклы, а из зерен хлеба, хорошие ягоды и фрукты.
отсюда
Поиском фруктов и ягод Смирнов занимался самостоятельно, объезжая сельскохозяйственные угодья своего края и разыскивая неизвестные сорта. Компания Петра Смирнова производила не только вино, но и водку, ликер, настойки и наливки. Количество наименований было порядка 400.
Смирнов Пётр Арсеньевич (1831-1898) - виноторговец и винопромышленник, московский и петербургский (с 1892) 1-й гильдии купец, коммерции-советник, учредитель (1893) и директор Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А.Смирнова в Москве. Член Московского комитета попечительства о бедных, почётный член Московского совета детских приютов ведомства императрицы Марии Фёдоровны, попечитель Александро-Мариинского женского училища, почётный член попечительского совета Московской глазной больницы, попечитель Иверской общины сестёр милосердия, староста Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля.1870-е гг.
В период расширения производства Петр Арсеньевич буквально жил на заводе. В 1867 г. он купил себе двухэтажный дом на Пятницкой за 50 тыс. рублей серебром. После ремонта, продолжавшегося около года, в дом переехала вся семья и многие ведущие работники предприятия Петра Арсеньевича Смирнова. С этого времени он становится «Родовым Домом Смирновых»
Дом выходил на Овчинниковскую набережную, на его первом этаже располагался магазин — таким образом жилье хозяина, производство и продажа были сосредоточены в одном месте. Вскоре этот дом у Чугунного моста был помещен на этикетку «смирновки», чтобы любой неграмотный мужик мог понять, где покупать водку. Обороты росли. К концу 70-х годов выручка от продаж «смирновки» превысила 3 миллиона рублей в год — показатель, к которому никто так и не смог приблизиться до самой революции.
Изображением двухэтажного дома П.А. Смирнова на Пятницкой улице
Рекламный плакат Петра Арсеньевича Смирнова у Чугунного моста в Москве с изображением двухэтажного дома №1 на Пятницкой улице, в котором производилась торговля иностранными и российскими виноградными винами, а также паровой водочный завод в доме купца Шехобалова. Литография С.Г. Григорьева, М., 23 марта 1872 года).
Водка была объективно лучшей на рынке, и Смирнов в 1869 году подал прошение о признании его фирмы поставщиком Двора Его Императорского Величества. Такой шаг относительно молодого коммерсанта сочли при дворе наглостью, и прошение было отклонено.
В 1871 году свой завод из дома Шихобалова он перевел на Овчинниковскую набережную, в дом № 6, и вскоре количество его работников выросло до сотни.
В результате коммерческих усилий и, как это сейчас называется, социально ответственного поведения Петр Смирнов становится известным человеком. В 1871 году он — купец первой гильдии (хоть и существенно позже, чем его конкурент, дядя Иван). По примеру Смирнова другие производители тоже начали выпускать именную водку.
В 1873 году Петр Арсеньевич послал свою водку на международную промышленную выставку в Вену. Это выглядело такой же наглостью, как и прошение о признании поставщиком царского двора, но «смирновку» там не разнесли в щепки, а напротив — присудили медаль и почетный диплом.
Качество ее стало международно признанным. Затем водка Смирнова получила высшую награду на выставке в Филадельфии в 1876 году, а двумя годами позже произвела настоящий фурор в Париже. После филадельфийской выставки Минфин разрешил Смирнову помещать на этикетках государственный герб — двуглавого орла — как знак наивысшего достижения российской промышленности.
В 1885 году Петр снова подал ходатайство о статусе поставщика царя. После целого года оформления бумаг и рассмотрения был получен положительный ответ. Александр III не только присвоил предприятию купца статус поставщика Двора, но и наградил его самого орденом Станислава III степени, что означало также дворянское звание с правом передачи его по наследству (по другим источникам - с 28 июня 1855 года право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень ордена Св. Станислава).
Императорский и царский орден Святого Станислава — это государственная награда Российской империи, которая просуществовала с 1831 по 1917 годы. Данный орден был самым младшим по старшинству среди всех государственных орденов, в основном им награждались чиновники.
Знак Ордена Св. Станислава 3-й степени. Фирма Д. Осипова, Петроград, 1915-1916 гг. («гражданский» вариант)
Петр Смирнов удостоился и других монарших наград за качество своей продукции — от шведского и испанского королей.
Двухэтажный особняк на Пятницкой улице, купленный у Морковкиных, после присвоенного Петру Арсеньевичу Смирнову звания Поставщика Высочайшего Двора и возведения его с семьей в сословие потомственных почетных граждан, в 1886 г. был перестроен в трехэтажный военным инженером Николаем Александровичем Гейнцем источник
Тогда же вход приобрёл чугунное крыльцо-навес. На первом этаже жилого дома П.А. Смирнова находились торговые помещения.
Петр Арсеньевич Смирнов с большим вниманием относился к нуждам своих служащих и заботился о них как о близких ему людях. Из 56 домов, приобретенных Смирновым в Москве, более 40 были предназначены рабочим. Ему принадлежат следующие слова: если рабочие будут плохо жить, то они будут и плохо работать. В завещании он каждому. рабочему оставил по 1000 рублен золотом.
П.А. Смирнов среди рабочих своего завода
В 1894 году правительство запатентовало продукт, который стал считаться русской водкой: хлебный спирт, перестроенный и разведенный затем водой точно до 40-градусной крепости. Эта «казенная водка», или «казенка» стоила дешево, а «брендовые» водки обложили крупными пошлинами. В результате объем продаж продукции Смирнова упал в 15 раз.
Дом удельного ведомства с винными погребами
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяДом Удельного ведомства в Трубниковском пер. 19
Рядом с небольшим домиком Остроухова на месте его сада в 1912 году архитектор Павел Петрович Малиновский выстроил огромный темносерый дом №19.
В тесных арбатских переулках зодчий сумел вписать большой каменный дом так, что даже во внутренний двор попадает солнце. Свет проникает и в боковые проезды, для этого архитектор устроил проемы, улавливающие свет. В замкнутом пространстве двора часто проходили киносъемки. Вестибюль дома украшен мраморными колоннами, люстрами.
Это доходный дом Удельного ведомства.
Он построен в неоклассическом стиле. Архитектурная композиция дома объединена на уровне четвертого этажа декоративным фризом и протяженным балконом, характерным для доходного строительства модерна.
Умеренная декоративная пластика фасада подчеркивает органичность и выдержанность объемного решения. Дом украшают мощные эркеры.
Удельное ведомство было крупным производителем качественных вин в дореволюционной России, и оно при постройке жилого дома запроектировало громадные подвалы для выдержки вин, площадью 3000 квадратных метров, называемые "голицынскими" в честь знаменитого винодела, основателя русского научного виноделия князя Л. С. Голицына.
Лев Сергеевич Голицын - личность для российского виноделия легендарная, да и сам он был человеком необыкновенным. Рассказ о нем предварю цитатой из Гиляровского:
«Льва Голицына недолюбливали в Английском клубе за его резкие нецензурные по тому времени речи. Но Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах.
Извозчики звали его «диким барином». Татары в его кавказском имении прозвали его «Аслан Дели» - сумасшедший Лев.
Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом, магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников «Hовый Свет» и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку:
- Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! - заявил он».
Гиляровский не раз писал об этом колоритнейшем человеке, он буквально любовался им: «Громадная, могучая фигура, с первого взгляда напоминающая Тургенева, только еще выше и с огромной седеющей львиной гривой - прямо-таки былинный богатырь».
На рубеже XIX-XX веков Льва Голицына знала вся Россия, с удовольствием пившая его прекрасные вина. Представитель одной из древнейших и известнейший российских фамилий стал виноделом по воле случая. Лев Голицын родился в 1845 году, образование получил в Сорбонне, закончив её со степенью бакалавра. Три года прослужил чиновником в Министерстве иностранных дел. Затем учеба на юрфаке МГУ, степень кандидата права, стажировки в европейских университетах, подготовка к профессорскому званию.
Голицын несколько лет возглавлял археологические раскопки, открыв ряд стоянок каменного века. Стал член-корреспондентом Московского археологического общества. Ему обоснованно прочили блестящее научное будущее. Кстати, его авторитет был высок не только в научных кругах, муромское дворянство избрало его сначала в почетные мировые судьи, а потом сделало своим уездным предводителем. Казалось,судьба Льва Голицына предопределена, но случай круто изменил его жизнь.
Лето Лев обычно проводил в имении на Оке в Муромском уезде Владимирской губернии, сочетая отдых с занятием археологией. Здесь-то и свела его судьба с красавицей Надеждой Засецкой (в девичестве княжной Херхеулидзевой). Разгорелся бурный роман, Надежда фактически бросила мужа и ушла к Голицыну, родив ему двух дочерей. Скандал усиленно смаковали в обществе.
Надежде Засецкой принадлежала в Крыму неподалеку от Судака половина большого имения «Новый Свет», здесь-то Лев и увлекся виноделием. Несколько раз ездил во Францию изучать опыт лучших виноделов, а в 1878 году выкупил у брата Надежды вторую половину имения и стал разводить виноградники. Вскоре в России его вина составили конкуренцию зарубежным. Причем их качество вынуждена была признать и Европа.
В 1889 году Александр III предложил Льву Сергеевичу возглавить все винодельческие хозяйства императорской фамилии, став главным виноделом Удельного ведомства. Эту почетную должность Голицын принял в 1891 году и оставался на ней до 1898 года. Благодаря его кипучей энергии и организаторским способностям, были куплены земли для виноградников в Крыму, на Кавказе, в южных губерниях, построены новые винодельческие заводы и громадные подвалы для хранения и выдержки вин, налажена селекционная работа и подготовка специалистов в Магарачском училище садоводства и виноградарства.
Успехи были налицо, но отношения с чиновниками Удельного ведомства постоянно ухудшались - Голицын практически не отдавал прибыль, а она была немалой, пуская все на расширение производства. Естественно, что свою лепту внесли виноторговцы и винное лобби - продавать дорогие импортные вина много прибыльнее, даже если они худшего качества. У нового императора Николая II поддержки Голицын не нашел и принял решение подать в отставку. Он даже отказался от солидного и вполне заслуженного вознаграждения, а причитающиеся 100 тысяч рублей перевел в Министерство земледелия для учреждения премий имени Александра III за лучшие вина, столовый виноград и научные работы по виноделию и виноградарству.
К сожалению, виноделие - это бизнес, а у него свои законы. К 1912 году затраты Голицына на развитие виноградарства и виноделия стали значительно превышать доходы. Были потрачены не только его немалые наследственные средства, но и часть средств законной супруги и Надежды Засецкой. Чтобы предотвратить банкротство и сохранить созданное многолетним трудом уникальное винодельческое предприятие, он в 1912 году, воспользовавшись визитом Николая II в «Новый Свет»,обратился к нему с просьбой: «Ваше Императорское Величество, у меня две дочери, но о них я не прошу… У меня есть сын, незаконный… Усыновите его! Этот сын – Новый Свет!» Вместе с имением князь подарил царю 45 тысяч бутылок вина и собрание произведений искусства (вот и ещё один коллекционер!).
Лев Сергеевич Голицын скончался 26 декабря 1915 года и был похоронен в специально построенном склепе среди виноградников «Нового Света» рядом с законной женой М.М. Орловой-Денисовой.
Так вот эти голицинские подвалы удельного ведомства были оборудованы по последнему слову тогдашней техники. Они выходят за фасад здания и огорожены решеткой.
Главным виноделом в подвалах дома в Трубниковском переулке работал ученик Голицына Иван Михайлович Андрущенко, поэт виноделия, спасший в годы гражданской войны массандровские подвалы.
Бережно хранили тут его фотографию, где он снят за столом с подсвечниками. Огонь свечи помогал дегустатору определять прозрачность вина.
Давно в подвале загорелся электрический свет, появились различные новшества, но дубовые бочки не заменяли бетонными, металлическими.
В этом доме в 1910-х годах жили архитекторы братья Веснины. После Октябрьской Революции здесь размещался народный комиссариат по делам национальностей, которым руководил будущий "отец всех народов" И.В.Сталин. В начале двадцатых годов в доме жил и нарком рабоче-крестьянской инспекции - Рабкрина - Н.М.Шверник.
В 1984 году дом реставрировали, а бывшие голицинские подвалы, где некогда хранились марочные вина, приняты на государственную охрану как памятник промышленной архитектуры.
С фасада исчезли грозные двуглавые орлы.
Теперь это Дом народов России: здание, как и в первые годы Советской власти, отдано Миннацу - Министерству по делам Федерации и национальностей Российской Федерации. Закрыты железными воротами и обе подворотни, и нет уже винного духа, и сам дом уже не смотрится так мрачно, а напротив, - фасад его с широкими окнами, как и парадный вход в обрамлении российских триколоров, выглядят торжественно и нарядно.
Ходит легенда, что еще дот настоящего времени в подвале сохранялось некоторое кол-во бутылок еще царского вина. Хотя другие говорят, что вино там хранилось в деревянных бочках.
Дом удельного ведомства с винными погребами
Пятиэтажное кирпичное здание в стиле модерн.
Построено в 1912 г. по проекту архитектора П. П. Малиновского, как доходный дом Главного управления уделов (ведавшего имуществом царской семьи) в котором помимо роскошных балконов и эркеров имелись ещё и огромные винные погреба, поскольку это ведомство, помимо всего прочего, было ещё и крупнейшим владельцем виноградников и производителем алкоголя в дореволюционной России.
Здание связано с деятельностью Л. С. Голицына — выдающегося русского виноградаря-винодела. Созданное Л. С. Голицыным в 1878–1915 гг. в Новороссии (Крым, пос. Новый Свет) производство шампанских вин до сих пор пользуется заслуженной славой.
После Октябрьской революции в доме размещался народный комиссариат по делам национальностей, которым руководил И. В. Сталин, затем до 1993 г. — генеральное представительство «Совамторг» американского акционерного общества Amtorg Trading Corporation. В доме также жил Н. М. Шверник — советский политический деятель, в 1946–1953 гг. занимавший высшую государственную должность — Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
В 2000-е гг. в здании располагалось несколько департаментов Министерства экономического развития РФ, а в 1990-е гг. — одно из зданий Министерства экономики РФ.
Дом Удельного ведомства с винными погребами
В 1912-1913 гг. по проекту архитектора П.П. Малиновского в Трубниковском переулке было построено монументальное пятиэтажное здание для Главного управления уделов, которое ведало имуществом царской семьи.
С 1914 г. в доме размещалось Управление инспектора удельного виноделия, а сам дом имеет прекрасно оборудованные подвалы для хранения и разлива марочных вин.
Подземные галереи, которые москвичи также называли голицынскими, в честь князя Голицына - главного винодела имения Его Императорского Величества Ливадия и удельных имений Крыма и Кавказа , располагались под домом и двором. На площади в 3000 кв. метров поддерживалась постоянная температура. В дубовых бутах, вмещавших до 1400 декалитров, хранились напитки. Потолок подвала поддерживали своды, а пол был выложен уникальными мозаичными узорами.
После революции 1917 года дом Удельного ведомства занял Народный комиссариат по делам национальностей, наркомом которого был И.В. Сталин. В этом же доме были выделены квартиры для сотрудников наркомата. В квартире № 25 проживала семья тестя Сталина С.Я. Аллилуева. В начале 1920-х годов в доме жил и нарком рабоче-крестьянской инспекции - Рабкрина - Н.М. Шверник.
В 1980-х, после реставрации здания, "голицынские" погреба были объявлены памятником промышленной архитектуры. Но проходившая в те годы антиалкогольная кампания свела на нет винодельческое производство, и погреба были закрыты.
Здание Удельного ведомства можно увидеть в эпизодах отечественных фильмов. Самым известным, пожалуй, стал фильм А.Кончаловского "Романс о влюбленных", гды события разворачиваются о дворе этого дома.
В настоящее время в здании располагается Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Федеральное агентство по делам национальностей.
От Трубников до Тверской переулками
В последнее время стала на работу ходить пешком. Иду и любуюсь Москвой. И хочется зацифровать эти милые виды и сохранить на память. А то ведь переделают. Надстроят. Перекрасят. Сделают евроремонт. Улучшат. Только когда на работу бежишь, не до съёмок.
И в будний в Москве сами знаете, не поснимаешь. А где ж взять выходной? Да чтоб солнечный? "Есть такая партия" Есть такой день! Который - до обеда - осень, после обеда - зима. Догадались? Праздник Покрова Богородицы! В этом году на воскресенье выпал. Ну, что ж, фотик на шею и в Трубники - шасть!
Давным давно Трубниковский переулок Арбат с Поварской соединял. Жили на нём царские трубочисты, отсюда и его название. Но построили Калининский и доброго куска переулка - как не бывало!
Первый дом, заслуживший моего внимания в Трубниках 15 - послепожарный, 1819 года.
Столетие спустя, как его построили, в этом доме жил Л.М.Савёлов - историк, исследователь русской генеалогии. У него всегда собиралось Историко-родословное общество.
Похоже, особняк реставрировали, а то откуда там появиться модерновым элементам?
После 1917 в здание вьехала школа-колония имени А.В.Луначарского, а сейчас занимает малопонятная нефтяная контора.
Соседний дом - коллежской асессорши Елизаветы Солнцевой на 3 года моложе соседа (1822г). Сейчас это литературный музей. Но славная история этого дома началась с последнего десятилетия XIX века - когда в особняк въехал И.С.Остроухов.
Наряду с П.М.Третьяковым, Остроухов собирал русскую живопись. Особенно Илья Семёнович ценил русские иконы, он считал их живописью мирового значения. Он и сам был художником, его картины представлены в Третьяковке. Пейзаж Остроухова "Сиверко" Павел Михайлович считал лучшим в своём собрании.
Коллекция была национализирована в 1918 году и стала филиалом ГТГ, а бывший хозяин особняка назначен пожизненным хранителем коллекции. Так он и служил своим картинам в качестве директора, экскурсовода и. ночного сторожа. До смерти - скончался в 1929 году.
Уже после 1917 года Илья Ефимович Репин из-за границы прислал другу открытку-розыгрыш. В адресе он написал: "Его Первосходительству И.С.Остроухову. Москва, в Трубниковском переулке в его собственный дом". И поставил подпись: "Привет от белогвардейца". Об этом эпизоде рассказал Валентин Фёдорович Булгаков (литературный, музейный деятель, секретарь Л.Н.Толстого). Можете себе представить ужас Остроухова, получившего такую открытку в "красной" Москве? В.Ф.Булгаков застал коллекционера в ожидании чекистов. Но, слава Богу, всё обошлось.
Ещё издали режет глаза контраст, которыми Москва изобилует - дом 19, жилой комплекс 1912 года.
Этот многоквартирный дом был построен для Удельного ведомства - организации, ведавшей имуществом царской семьи. Оно же было производителем вин. Поэтому, в проекте дома были предусмотрены огромные подвалы для хранения и выдержки вин. Подвалы назвали "голицынскими" в честь князя Л.С.Голицына - прославленного русского винодела, основателя русского научного виноделия.
В своё время в доме жили архитекторы братья Веснины. Сразу после революции дом занял народный комиссариат по делам национальностей, им руководил Сталин. Этот дом вошел в историю отечественного кинематографа. В его дворах снимались эпизоды телевизионного фильма по роману Вениамина Каверина "Два капитана". Никакого "Норд-оста" тогда ещё и в помине не было. Сейчас его занимает министерство экономического развития. Любят у нас чиновники добротные старинные здания.
С другой стороны "винные погреба" фланкирует ещё один двухэтажный особнячок, конца XIX века. Модерн, господа, модерн пробрался и в переулки.
Оставим пока без внимания чётную сторону Трубников. Она многоэтажная, хотя некоторые постройки любопытны. Как-нибудь вечерком пробегусь по ней, когда солнце заглянет к "чётным". Только на рябину взгляну, разбавлю свою "каменную летопись".
Сколько ей ещё расти осталось? Тут дом ветхий совсем и небольшой садик - самое место очередной "многофункциональный деловой офисный центр" воткнуть.
Особняк под № 23 довольно простенький. Да и переделан сильно, верхний, мансардный этаж надстроен. Пусть будет для коллекции.
Угол Трубниковского и Поварской. С переулка - ничего особенного.
В вот главным фасадом очень красиво улицу оформляет.
Выхожу на Поварскую. Тут - царство малоэтажного модерна! Королевство посольств.
Первым делом - бывший дом банкира Якова Шлоссберга 1910 года. Архитектор - А.Н.Зелигсон.
После признания Советов де-факто в особняке находилась торговая миссия Великобритании. До недавнего времени в доме Шлоссберга находилась резиденция немецкого посла.
Скарятинский переулок отделяет творение Зелигсона от произведения Кекушева. Здание носит имя владельца - дом И.А.Миндовского.
Красавец, что и говорить! Задержитесь на Поварской, рассмотрите трёхчастное окно второго этажа. Над ним - в архивольте - фигурки путти - аллегории искусств. Каждый малыш занят своим делом - один играет на дудочке, другой - с циркулем размышляет над листом бумаги, третий - лепит вазу!
.
Каменная решётка балкона - тоже шедевр!
Усадьба довольно обширная, с флигелями, от Скарятинского переулка её отделяет красивая металлическая решётка ограды.
Выходим на Большую Никитскую. И поднимемся по ней немного вверх, к Садовому. Там тоже господствуют двухэтажные особняки рубежа веков.
Но петлю я заложила ради дома А.В.Лопатиной. А.С.Каминский стилизовал его под боярские палаты, щедро снабдив кокошниками, подобно древнерусским церквям.
Яркая отделка фасада дополнена поливами - изразцами. Они ничуть не перегружают декор! Хотя сам особняк выглядит немного тяжеловесным для этой части улицы.
Есть на Большой Никитской и классический модерн.
Но доминируют на ней ампирные особнячки. Все они перестроены и приспособлены под
нужды нынешних хозяев.
Да и близость Садового не даёт забыть, в каком городе мы находимся.
Но всё же "классичность" Большой Никитской сохраняется до середины, до Никитских ворот.
А у Бульваров - гимн классике, церковь Большое Вознесение. Про храм уже все всё знают, нового я вряд ли чего скажу. Напомню, что строить храм начинал Матвей Фёдорович (Казаков), а заканчивали Ф.М.Шестаков и О.И.Бове.
Здесь улица уже несёт ноту "доходности".
А вот её "древнерусскость" очень даже можно не заметить. Особенно, летом и осенью. Обильная листва скрывает маленький храм Фёдора Студита.
Прихожанином этого храма был Александр Васильевич Суворов. Его родители здесь, у церкви и похоронены.
Тверской бульвар здесь пестрит разностильем - сталинизм,
Пробежим мимо теневую сторону улицы и оставим на потом театр "Парадиз" (Маяковского).Чётная сторона Большой Никитской ничем особенным похвастаться тоже не может. Бегу по ней до храма Малого Вознесения. С датой постройки церкви небольшие загвоздки. Есть мнения, что основной объём был построен уже в XVI веке.
Сворачиваю в Вознесенский. Переулок по церкви был назван. А Малым Вознесением храм стал после того, как церковь Большого Вознесения у Никитских ворот построили.
Надо бы в Вознесенском задержаться. Он хоть архитектурно и не такой выдающийся, как другие, но славен литературными знаменитостями Москвы. Ладно, другой раз.
Но Вознесенский всё же выделился среди других московских собратьев. Псевдоготикой. Понятия, кажется, не сопоставимые - Москва и поздняя готика! Однако же есть и у нас единственный представлитель столь распространённого в западной культовой архитектуре стиля. Англиканская церковь святого Андрея. Проект разрабатывал малоизвестный английский зодчий - Ричард Фримен. Но вот строилась она под непосредственным руководством московского архитектора Б.В.Фрейденберга. Освятили её в 1885 году.
От "советов" храм пострадал одним из первых. Во время боёв в 1917 году большевики установили пулемёт на самом высоком в то время здании - колокольне церкви святого Андрея, пытаясь помешать продвижению законных войск. И были оттуда выбиты!
Вскоре, после окончательного прихода красных к власти, все ценности англиканской церкви были конфискованы. Настоятель храма докладывал в Лондон, что новые власти увезли 126 запечатанных ящиков и 193 тысячи рублей!
Долгое время в храме находилась фирма "Мелодия", а с 1991 года - возобновлены богослужения.
Вознесенский выводит на Тверскую. Подождём немного окунаться в ее суету, чуть стихающую воскресным утром. Остановимся у памятника Муслиму Магомаеву.
На парапете за монументом выбита музыкальная фраза одной из его самых известных песен и так подходившая певцу: "Ты моя мелодия.."
Вознесенский так и зовёт, так и тянет выйти на Тверскую и закончить прогулку.
Соблазн велик, но хочется ещё чуть-чуть побыть в той Москве, которую я очень люблю. Идём по Елисеевскому переулку.
Серые коробки вокруг не собьют с сегодняшнего мажора. Я знаю, что вот тут, за углом, Москва сохранила ещё одно сокровище. Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Как уцелела в безбожное время! Кажется, что многоэтажки обступили церквушку и сберегли её - глаза она в таком окружении не мозолила!
Совсем недавно рядом с храмом памятник Ростроповичу поставили.Скульптуру сделал Александр Рукавишнков. Сильная вещь! Немного жаль, что установили монумент в немноголюдном переулке.
А в нескольких шагах от бронзового Мстислава Леопольдовича другая скульптура виднеется. Издалека мне напомнила кубистическую композицию Пабло Пикассо. Подхожу ближе - это же Хачатурян! (Скульптор Георгий Франгулян). Да, пожалуй автор прав. Музыка композитора соответствует его скульптурному образу.
Ну, вот почти и всё. Ещё Газетный помаячит отголоском старой Москвы.
Ещё согреет душу церковь Успения Богородицы что на Успенском вражке.
Вот и всё. Тверская.
А время сколько? Почти 12? Пойду ка смену караула засниму, чтобы уж не с пустыми руками из центра домой возвращаться.
Использованная литература:
1.И.Бусева-Давыдова, М.Нащокина. "Архитектурные прогулки по Москве". М, "Ворон", 1994
2.С.Романюк "Из Истории Московских переулков" М, "Сварог и К", 1998
Дом Удельного ведомства в Москве передали в федеральную собственность
"Этот объект культурного наследия регионального значения площадью 3,331 тысячи квадратных метров ранее находился в собственности Москвы, а теперь передается в федеральную", - сказал собеседник агентства.
Дом Удельного ведомства с винными погребами был построен в 1912 году (архитектор Павел Малиновский). Винные погреба площадью около 3 тысяч квадратных метров называли "голицынскими" в честь знаменитого винодела князя Льва Голицына. После революции в здании в Трубниковском переулке располагался народный комиссариат по делам национальностей. Сейчас там находится министерство экономического развития РФ.
Читайте также: