Дом станиславского у красных ворот
Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко
Знаменитый мхатовский дом №5/7 в Глинищевском переулке Москвы. Это красивое здание было построено в 1938 году по указанию советского правительства специально для артистов Московского Художественного театра и деятелей советского искусства. Авторы проекта известные в 30-е годы архитекторы Владимиров и Луцкой, художники Фаворский и Мотовилов. Один из первых в Советском Союзе народных артистов СССР Владимир Иванович Немирович-Данченко, возглавлявший после смерти Константина Сергеевича Станиславского МХАТ имени М.Горького, проживал в этом доме с 1938 года по 1943-й в квартире № 52, что находится в 5-ом подъезде. Помимо Владимира Ивановича в этом доме жили О.Л.Книппер-Чехова, И.М.Москвин, М.М.Тарханов, А.К.Тарасова, К.Н. Еланская, В.Л.Ершов, М.И. Прудкин, В.П.Марецкая, П.В.Массальский, С.В.Образцов, Л.П.Орлова, Г.В.Александров, С.С. Пилявская, С.И.Юткевич и другие советские актеры, режиссеры и художники. Об этом свидетельствуют многочисленные мемориальные доски, находящиеся на фасаде мхатовского дома. В гостях
у Владимира Ивановича частенько бывали В.И.Качалов, Н.Н.Литовцева, О.Л.Книппер-Чехова, И.М.Москвин,О.С.Бокшанская,Е.В. Калужский…
Основное достояние Музея-квартиры Вл.И. Немировича-Данченко, открывшегося 25 апреля 1944 года, заключается в том,что все интерьеры здесь подлинные, то есть те, что были при жизни прославленного хозяина. Каждый предмет, находящийся в экспозиции, имеет свою «биографию», историю. По этим предметам можно изучать интереснейшие события в жизни этого замечательного человека.
Обращает на себя внимание предельно скромная, сдержанная обстановка квартиры Владимира Ивановича. С детских лет он не привык и не был приучен родителями жить среди роскошных вещей и пользоваться ими. Эту привычку он сохранял до глубокой старости. Но есть в квартире вещи, мимо которых невозможно пройти мимо. Посетители Музея обязательно обратят внимание на чудесный библиотечный шкаф, который был сделан по чертежам, рисункам и эскизам Владимира Ивановича известным московским краснодеревщиком Фишером в 1902 году. В шкафу, наряду с произведениями классиков русской и зарубежной литературы, стоят книги Чехова, Горького, Боборыкина с их автографами, а также редкие книжные издания родного брата Владимира Ивановича популярнейшего писателя конца ХIХ – начала ХХ века Василия Ивановича Немировича-Данченко.
Много в квартире вещей жены Владимира Ивановича – Екатерины Николаевны (урожденной баронессы Корф), с которой В.И. Немировича-Данченко соединяли 52 года совместной жизни.
Дом-музей К.С. Станиславского
Мемориальный музей, посвящённый жизни и деятельности режиссёра Константина Станиславского. Открытие учреждения состоялось в 1948 году по инициативе жены Станиславского актрисы Марии Лилиной и старшей дочери Киры Алексеевой. Музей располагается в особняке XVII века в Леонтьевском переулке, где режиссёр проживал с 1921 по 1938 год, и входит в состав Музея Московского художественного академического театра. Экспозиция состоит из антикварной мебели, сценических костюмов, фотографий и архивных документов.
Дом-музей К.С. Станиславского
Адрес Дома-музея К.С. Станиславского – Леонтьевский переулок дом № 6. И рассказ об истории создания музея нужно начать именно с истории улицы, так как каждый дом на ней имеет уникальную судьбу.
В середине XVII века переулок полюбился московской знати и в этот период назывался Шереметьевский, по имени хозяев дома № 27, сохранившегося до наших дней. К середине XVIII века наиболее крупным землевладельцем становится генерал И.М. Леонтьев (двоюродный брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I), и переулок называют его фамилией. А в 1938 году название снова меняют на фамилию одного из самых известных жильцов – Станиславского. Очередная смена названия происходит в 1994 году, когда возвращаются к историческому
наименованию – Леонтьевский переулок. Здесь, каждое здание может рассказать о своих знаменитых гостях и хозяевах. В доме № 13 гостил
М.Ю. Лермонтов, в доме № 24 останавливался А.П. Чехов, в этом переулке ему приходилось бывать ранее – он приносил в типографию журнала «Будильник» свои первые произведения. В этом же доме снимал квартиру композитор С.В. Рахманинов, жил оперный певец Ф.И. Шаляпин. В доме № 9 жил А.Н. Алексеев – городской голова. А в доме № 6 – К.С. Станиславский.
На эту улицу Константин Сергеевич приходит в 1921 году. После революции, как и многие представители знатных семей, он был вынужден покинуть свой прежний дом. Правда, по ходатайству А.В. Луначарского
к В.И. Ленину, К.С. Станиславский получил разрешение на выбор дома. Главной задачей для режиссера в тот момент стал поиск помещения, обладающего подходящей акустикой для Оперной студии. Константин Сергеевич остановил свой выбор на Онегинском зале в доме № 6.
Этот старинный особняк построенный в 1645 году, не раз поменял облик. Так к середине XVIII века был надстроен 2-й этаж над белокаменными палатами. А в XIX веке дом приобрел темперную роспись в качестве украшения плафонов, выполненную крепостными художниками, оставшимися неизвестными. Последней хозяйкой дома была купчиха
В.Б. Спиридонова, при ней, небезызвестный нам, Онегинский зал использовался как бальный зал, а за колоннами, где сейчас сцена Станиславского, было отведено место для оркестра. Хозяйка устраивала здесь пышные приемы. Но с приходом советской власти особняк национализировали и его комнаты превратили в коммунальные квартиры. Так 1-й этаж, предназначавшийся для хозяйственных помещений, был отдан представителям знати, одним из таких жильцов был Ю.А. Бахрушин – сын основателя первого театрального музея в России. Комнаты на 3-м этаже отданы крестьянам, приехавшим в Москву на заработки, позднее их заменили преподаватели Оперной студии. Одна из комнат принадлежала З.С. Соколовой, младшей сестре К.С. Станиславского, педагогу и режиссеру. 2-й этаж был поделён на две части: квартиру Станиславского, состоящую из 4-х комнат, и 3-х комнат, принадлежавших Оперной студии.
Здесь К.С. Станиславский работал над русским изданием книги «Моя жизнь в искусстве» и написал книгу «Работа актера над собой», известные сегодня всему миру. Сюда к великому учителю приходили его друзья
и ученики – артисты Московского Художественного театра И.М. Москвин,
В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова и Л.М. Леонидов, В.В. Лужский,
Б.Г. Добронравов, В.О. Топорков, Ф.В. Шевченко, Л.М. Коренева. Здесь репетировались «Мертвые души» Н. Гоголя, «Таланты и поклонники»
А. Островского, «Мольер» М. Булгакова и последний спектакль Станиславского, поставленный вместе с М..Н. Кедровым« – «Тартюф» Мольера.
В Оперно-драматической и Оперной студиях Станиславского в разные годы преподавали А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, В.Э. Мейерхольд и многие другие выдающиеся педагоги и деятели театра.
Мемориальная экспозиция включает в себя жилые комнаты Станиславского и его жены – артистки МХАТ М.П. Лилиной, «Онегинский зал», «Синее фойе» (описанное, кстати, в романе М. Булгакова «Театральный роман») и другие помещения.
Особняк в Леонтьевском переулке стал последним домом для Станиславского. В 1938 году скончался Константин Сергеевич, его жена Мария Петровна Лилина начала подготовительную работу по созданию музея, но не смогла закончить начатое ей дело. Мария Петровна скончалась
в 1943 году. Создание мемориального музея, рассказывающего о жизни великого реформатора театра, продолжила Кира Константиновна Фальк, дочь К.С. Станиславского и М.П. Лилиной, она же и стала первым директором музея, открывшегося в 1948 году.
Дом-музей К.С. Станиславского
Дом-музей К. С. Станиславского — один из самых известных театральных музеев Москвы. Расположен на Леонтьевском переулке, дом 6.
Здание XVII века, в котором жил Станиславский, сохранило свой старинный облик как внешне, так и внутри. В соседних домах в разное время жили дворяне и титулованные особы, а также поэты и писатели, поэтому до сих пор этот район Москвы считается престижным, к тому же центральное расположение способствует притоку сюда туристов и местных жителей.
В доме № 6 на Леонтьевском переулке Константин Сергеевич Станиславский не просто жил долгие годы, но здесь же им были написаны книги «Работа актера над собой» и «Моя жизнь в искусстве», известные теперь всему миру. Также дом режиссера служил местом встреч московской интеллигенции, проведения репетиций спектаклей и камерных вечеров.
После смерти режиссера в 1938 году его жена Мария Петровна Лилина начала работу по созданию в доме музея, но завершить не успела — умерла в 1943 году. Дело продолжила их общая дочь, Кира Константиновна Фальк, и в 1948 году музей был открыт.
Помимо музейной функции, дом выполняет еще и роль камерной сцены для узкого круга артистов и постановщиков, которые репетируют здесь свои спектакли и даже показывают их на сцене.
Что посмотреть
Дом-музей К. С. Станиславского бережно хранит личные вещи режиссера, а также мебель и виды интерьеров. Квартира, которую снимал режиссер, состоит из четырех комнат, каждая из них так или иначе знакома почитателям его творчества. Позже советская власть выделила в пользование режиссеру целый дом, который теперь и носит статус музея.
В числе залов музея — личный кабинет Станиславского, где можно увидеть его рабочее место, любимый стол у окна, где он любил сидеть и где вышли из-под его пера самые знаменитые книги. Рядом — комната его жены, Марии Петровны Лилиной, где также сохранилась обстановка своего времени и даже детали — дамское трюмо и предметы личного пользования — остались на своих местах.
Внимание посетителей привлекает цокольный этаж дома-музея, на котором особенно четко видна сохранившаяся старинная кладка и сводчатые стены. Здесь при жизни режиссера размещалась гостиная: мягкая мебель и большой рояль в углу. Отдельное место занимает коллекция театральных костюмов и старинных вещей, используемых для репетиций. Под арочными сводами дома очень уместно смотрятся царские посохи, мантии и короны, мелкие бытовые изделия и украшения.
Второй этаж особняка посвящен репетиционному и творческому процессу. Одно из наиболее известных помещений — так называемое «Синее фойе». Цвет стен здесь неизменно синий, а белые колонны придают помещению роскоши. В центре между колонн стоит массивный стол для текстов ролей. Режиссер выкладывал их сюда на случай, если кто-то из актеров забудет свой текст. Сейчас на столе стоят портреты супругов — Лилиной и Станиславского.
Ключевая фигура в доме-музее и наиболее известный зал — так называемая Оперная студия, или «Онегинский зал». Именно здесь впервые сыграли оперу «Евгений Онегин», поставленную режиссером. Она прошла с огромным успехом, отчего перешла впоследствии на большую сцену. Оформлен зал в стиле модерн, сцена оснащена подиумом и колоннами в центре. Этот образ со временем стал символом российского классического театра.
Сотрудники музея бережно хранят и обширную библиотеку К. С. Станиславского. В его коллекции были в том числе и редкие книги по истории искусства и театра. Содержатся они в стеллажах, которые режиссер обустраивал лично в своем кабинете.
Дом-музей Станиславского, помимо регулярно проводимых экскурсий, проводит на сцене Онегинского зала полноценные спектакли. Недавно он был полностью отреставрирован и вновь открыл двери для московской интеллигенции, а также гостей города. Также здесь проходят лекции по истории театра и предпремьерные закрытые показы спектаклей, а постановщики дают актерам и произведениям резюме.
Цена билета в Дом-музей Станиславского в 2021 году
Стоимость билета в Дом-музей К. С. Станиславского зависит от возраста посетителя и от вида посещения — индивидуальное или с экскурсией.
- детям дошкольного возраста вход бесплатный.
- школьникам (с экскурсией) — 150 руб.,
- взрослым с 18 лет(без экскурсии) — 300 руб., с экскурсией — 400 руб.
Предусмотрены скидки для студентов и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов): стоимость для них составит 150 руб.
Для иностранных граждан (кроме стран СНГ) цена несколько выше:
- индивидуальное посещение без экскурсии — 500 руб.,
- посещение с экскурсией — 600 руб.
Отдельно оплачивается фотосъемка — 200 руб.
Есть также возможность заказать групповые экскурсии, которые доступны для групп от 10 человек и более. Стоимость варьируется от 2500 руб. и зависит от количества человек и их возраста. Для пенсионеров, школьников и студентов также действуют скидки.
Цены могут меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте Дома-музея К. С. Станиславского в Москве.
Как добраться до Дома-музея К. С. Станиславского в Москве
Дом-музей Станиславского расположен в центральном районе Москвы, поэтому добраться до него будет несложно.
Наиболее быстрый и удобный способ перемещения по Москве — метро. Ближайшая к дому-музею станция — «Охотный ряд» (1 красная линия). Рядом также находится станция «Театральная» (2 зеленая линия). От них пешком придется пройти около 1,5 км и 15 минут.
Добраться до Дома-музея Станиславского в Москве можно и на наземном общественном транспорте. Для этого подойдут автобусы № 101, 904, С43, Н1, м1, м10. Они курсируют по разным районам Москвы, что удобно для посетителей. Узнать график движения и конкретный маршрут следования каждого автобуса можно на официальном сайте Мосгортранс. Ближайшая к дому-музею Станиславского остановка — «Тверская площадь», она находится на пересечении с Леонтьевским переулком, где и расположен дом-музей. От нее по Леонтьевскому переулку придется пройти пешком не более 7 минут.
Добраться до Дома-музея К. С. Станиславского можно и на автомобиле: неподалеку есть парковочные места, или же воспользоваться приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.
Дом-музей Станиславского в Москве — панорама Google Maps:
Высотка на Красных Воротах
Высотка на Красных Воротах была построена в 1947 — 1953 гг. по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева. В тот же период в Москве возвели еще семь небоскребов, которые прозвали «сталинскими высотками» и «семью сестрами». Кроме здания на площади Красных Ворот, в этот список входят:
Экскурсия по «сталинским высоткам» — одна из самых популярных в столице. Гиды познакомят туристов с архитектурными особенностями небоскребов, малоизвестными фактами об их строительстве, поведают об известных жильцах. Изюминка программы — городские мифы и легенды, связанные с домами. Вы услышите байки о привидениях, тайных коридорах, секретных станциях метро, особой энергетике высотных зданий.
Со зданием на площади Красных Ворот связан миф о хохочущем призраке. Рассказывают, что в когда-то в доме жил простой чиновник, влюбленный в соседку. Однажды он рассказал женщине политический анекдот, она пересказала его супругу, а тот доложил куда следует. В результате юморист попал в психушку, где и провел остаток жизни. После смерти его дух вернулся в квартиру и до сих пор бродит по коридорам, хохоча над шуткой.
Высотка на Красных Воротах на google-панораме:
История высотки на Красных Воротах
Строительство высотки на Красных Воротах началось в 1947 году. 13 января было принято Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже в сентябре прошла церемония закладки первого камня. Поклонники мистики уверяют, что дату и точное время (7 сентября в 13:00) И. В. Сталин выбрал не случайно, якобы генсек консультировался с немецким астрологом, и тот предсказал наиболее благоприятный момент.
Интересно, что официальный старт не был началом реальной стройки. Несмотря на то, что план возведения высоток был утвержден, понимания, как именно строить такие здания, не было. В те годы в стране не было подобной практики. Ситуация осложнялась слабыми грунтами, отсутствием необходимой техники и материалов.
Поэтому новые технологии осваивались прямо в ходе работ. Параллельно открывались заводы железобетонных изделий, появлялись самоподъемные башенные краны и другое оборудование.
Мягкость московских грунтов доставила немало хлопот конструкторам. Усугубила проблему идея построить на первом этаже вестибюль станции метро «Красные Ворота». При подготовке тоннеля выяснилось, что грунт крайне ненадежен и напитан водой. По подсчетам укрепление фундамента увеличило бы срок строительства на 1,5 года, на что правительство было не согласно. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву.
В результате заморозки грунт вспучился. Учитывая эту особенность, конструкторы стали строить высотку с наклоном. По завершению работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял — небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.
После сдачи дома в нем разместились кабинеты Минтрансстроя и жилые квартиры. Ордера на заселение в «сталинские высотки» выдавались высокопоставленным чиновникам, министрам транспортного строительства, прославленным врачам, инженерам, деятелям искусства. Известные жильцы здания на Красных Воротах: актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, президент академии наук СССР Мстислав Келдыш, внучка архитектора Алексея Душкина — Наталья Душкина.
Архитектура
«Сталинские высотки» строились в рамках одного проекта, но над ними работали разные архитекторы. Все здания различаются планировками, отделкой, площадью и высотой. Административно-жилой комплекс возле «Красных Ворот» можно назвать компактным по сравнению с Главным зданием МГУ, гостиницей «Украина» и домом на Котельнической набережной. Высота центрального корпуса составляет 24 этажа (138 метров), боковых — 11–15 этажей.
Скромнее здание и в плане отделки. Хотя высотка соответствует стилю «сталинский ампир», ее декор лаконичен. Для облицовки вместо терракотовой плитки использовали натуральный известняк, отказались от дорогих материалов, витражей. Неизменными элементами остались красный гранит на первых этажах и шпиль со звездой.
Если декор архитекторы решили упростить, то на коммуникациях и удобствах не экономили. Во всех «сталинских высотках» провели централизованное кондиционирование, систему пылеудаления, на кухнях установили мусоропроводы и холодильники, кухонные мойки с дробилками, встроенную мебель. В жилых корпусах работал детский сад, были организованы бомбоубежища, подземная парковка, в некоторых квартирах предусмотрели комнаты для домработниц.
Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
Сегодня в доме располагаются офисы государственных и частных компаний, учебные заведения, жилые квартиры, кафе, магазины, аптеки, отделения банков. Но никаких Красных Ворот нет и этот факт иногда озадачивает туристов.
Красными Воротами назвалась триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Полтавской битве. Памятник был построен в 1709 году по приказу Петра I. У сооружения сложилась непростая судьба: несколько раз его перестраивали, восстанавливали после пожаров, а с 1854-го неоднократно хотели снести. Демонтаж арки всякий раз откладывался — за сохранение ворот выступала общественность и известные архитекторы. Но в 1927-м памятник все же снесли под предлогом расширения Садового кольца.
Вместе с Красными Воротами исчезла церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Лермонтова, и дом, где родился поэт. Сегодня об утраченных строениях напоминают памятная табличка на высотке, памятник Михаилу Юрьевичу в Лермонтовском сквере и название станции метро.
Как добраться
Адрес высотного здания на Красных Воротах: улица Садовая-Спасская, 21/1. Достопримечательность находится всего в 9 минутах ходьбы от площади трех вокзалов. Прогулка до Красной площади займет около 40 минут.
Самый быстрый способ добраться до высотки — воспользоваться метрополитеном. Станция «Красные Ворота» (Сокольническая линия/красная ветка № 1) располагается прямо в доме.
Выбирая наземный транспорт, следует выйти на остановке «Метро Красные Ворота». Их несколько: у Лермонтовского сквера останавливаются автобусы № 122, А, н3, т24; напротив высотки — № Б.
Кроме того, в Москве много таксомоторных служб, которые быстро и с комфортом доставят в любую точку столицы. Особенно популярны сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
Театр «ОКОЛО»
В 1988 году молодежный театр «На Красной Пресне» стал называться «ОКОЛО дома Станиславского», годом ранее художественным руководителем стал Юрий Погребничко. Название отражает действительность — до музея-особняка знаменитого режиссера, педагога и теоретика театрального искусства можно дойти за несколько минут.
«Около дома Станиславского» считается авторским театром, необычным и со своей особой спецификой. Иногда его называют просто «ОКОЛО» или по фамилии художественного руководителя «театром Погребничко». Театр редко участвует в бурной театральной жизни, в которую вовлечены подобные учреждения, не относит себя ни к авангарду, ни к периферии, он сам по себе и словно «около» всего остального, о нем мало, что известно. При этом театр «ОКОЛО» получил признание, премии и награды высших уровней, в том числе на международных фестивалях.
Некоторые называют его театром абсурда со спектаклями, которые невероятно точно передают дух времени. Ставшие сегодня именитыми режиссеры и представители других творческих профессий рассказывают, как сильно на них повлияли первые постановки театра Погребничко. Именно здесь они учились внутренней свободе, новым способам игры актеров и выходу за рамки привычного.
Московский театр «ОКОЛО» часто называют удивительным, странным, другим. Юрий Погребничко продолжает и развивает идеи Константина Станиславского и Георгия Гурджиева, использует в качестве источника биомеханику Мейерхольда. Здесь занимаются исследованием «жизни человеческого духа». Можно увидеть в идеях театра и отсылки к дзен-буддизму. По мнению Ю. Погребничко, театр является средством самопознания, а происходящее в театре сродни медитации, в которой участвуют как актеры, так и зрители, здесь можно увидеть то, что обычно невидимо. Многие замечают, что худрук театра «Около дома Станиславского» тонко чувствует провинцию, по которой еще в студенческие годы ездил с концертами. Многое в театр внес и художник Юрий Кононенко, участвующий в создании сценографии для спектаклей.
Родная сцена театра была восстановлена и открыта в 2018 году, спустя 14 лет после пожара. Во время ремонта театр «Около дома Станиславского» репетировал и играл на сцене в соседнем здании, получившей название «La Stalla». Спектакли в этом здании идут и сегодня.
Афиша театра «ОКОЛО»
На сайте доступна информация о спектаклях на два месяца вперед. Постановки можно увидеть в разные дни недели, со вторника по воскресенье. В афише театра «ОКОЛО» на официальном сайте указываются: время начала спектаклей, возрастные ограничения, место проведения, выделены премьерные показы.
Обычно постановки идут в вечернее время, в 19:00, спектакли для детской аудитории, как правило, проходят в выходные дни и начинаются в 14:00 часов. Можно попасть на спектакли, начинающиеся в полночь. Продолжительность детских постановок — 1 час, взрослых — 1,5–2 часа.
Чтобы почитать о каждом спектакле подробнее и посмотреть следующие даты показа, в афише театра «Около дома Станиславского» на сайте нужно выбрать интересующую постановку. Стоимость билетов стартует от 200 руб. и может доходить до 2 000 руб.
Купить билет в театр Погребничко «ОКОЛО» можно в кассе или на сайте. Определившись со спектаклем, нужно выбрать места на схеме зала и совершить онлайн-покупку. Касса работает ежедневно, с 13:00 до 19:00. Афиша театра «Около дома Станиславского» (официальный сайт)Спектакли
В основу постановок ложатся работы Чехова, Вампилова, встречаются персонажи Достоевского, Островского. Спектакли театра «ОКОЛО» часто оказываются миксом из разных произведений, здесь герои разных пьес могут оказаться в одной постановке.
Один из самых знаменитых спектаклей театра «Около дома Станиславского» — «Три мушкетера». Впервые он был поставлен Погребничко в 70-х годах, за это время неоднократно изменялся. Продолжается также показ первого спектакля театра после его переименования — «Вчера наступило внезапно, Винни-Пух или Прощай, Битлз». Эта постановка об уходящей эпохе СССР пользуется большим успехом со своего первого показа. Значимым является и спектакль «Магадан/ Кабаре», обладатель премии «Золотая маска», собравший в себе образы постановок Погребничко разных лет.
Интересны и авторские прочтения сказок и других произведений, ориентированных на детскую аудиторию. Сейчас в репертуаре значится 3 спектакля для ребят старше 6 лет. Почитать подробнее про спектакли театра «ОКОЛО» можно в соответствующем разделе сайта.
Актеры театра «ОКОЛО»
Актерский состав включает около 50 человек. Часть труппы составляют выпускники Щепкинского института с курса, который вел Юрий Погребничко. Относительно игры актеров можно часто встретить мнения о том, что они выглядят отстраненными, неторопливыми, вдумчивыми. Сам художественный руководитель считает, что именно такая есть действительность и люди в ней.
Отзывы
В театре «ОКОЛО» зрители подмечают его особенность, индивидуальность и непохожесть на других. Многие считают, что спектакли театра — пронзительные и глубокие. В отзывах о театре «Около дома Станиславского» часто встречаются комментарии о необычных декорациях спектаклей — обычно они довольно минималистичные, лаконичные, но при этом способны отражать идеи постановки.
Отдельное внимание уделяется музыке, звучащей в театре. В отзывах о театре «ОКОЛО» посетители часто пишут, что это — особенная составляющая спектаклей, как еще одно действующее лицо. В целом, из отзывов следует, что у камерного театра есть свой круг постоянных зрителей, которые ходят сюда не только на премьеры, но и не по одному разу смотрят остальные постановки.
Как добраться до театра «Около дома Станиславского»
Адрес театра: Пресненский район, Вознесенский переулок, 9, строение 3. Сюда можно доехать на автобусе:
- Остановка «Консерватория», № м6, С43.
- Остановка «Никитские ворота — ТАСС», № А, 15.
Доехать до московского театра «Около дома Станиславского» можно на такси следующих сервисов: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.
Панорамный вид на театр «ОКОЛО»:
Метро у театра «ОКОЛО»
Станции метро находятся дальше остановок наземного общественного транспорта, но это — самый быстрый способ передвижения по городу. Чтобы доехать до театра, можно выйти на следующих станциях:
Дом-музей Станиславского
Леонтьевский переулок был аристократическим районом. В 1938 году его переименовали в улицу Станиславского. Театральный деятель жил в переулке последние 17 лет жизни. А в 1994 году Леонтьевскому вернули историческое название.
От исторической застройки переулка осталось немного, так как в 2000-е несколько зданий снесли, а на их месте построили новоделы. Но дом, где жил К.С. Станиславский, уцелел.
В основе особняка — старинный особняк 1645 год. Он не раз поменял облик. Например, уже в XVIII веке здание надстроили вторым этажом. Тогда палаты принадлежали графу И.П. Толстому. Затем здание перешло капитан-поручику Измайловского полка П. Хлопову. При нем здание и получило привычный нам вид. А последней хозяйкой дома была купчиха В.Б. Спиридонова. При ней появился бальный Онегинский зал с местом для оркестра.
С приходом советской власти особняк национализировали, а его комнаты превратили в коммунальные квартиры. Сюда в 1921 году был вынужден переехать выселенный из дома на Большой Каретной режиссер К. Станиславский. У него была возможность выбрать дом, и в этом особняке режиссера привлекла хорошая акустика. В Леонтьевском переулке Станиславский жил до 1938 года — до самой смерти.
В то время он часто болел и почти никуда не выходил. Кабинет Станиславского находился на втором этаже. Онегинский зал переделали в зал со сценой. Там часто проводили репетиции МХАТа и Оперной студии Станиславского. Первой постановкой в Онегинском зале стала опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Отсюда и название комнаты.
В 1948 году стараниями дочери Станиславского Киры в доме открылся мемориальный музей.
А будущая жена К.С. Станиславского, М.П. Лилина, также жила в Леонтьевском — в флигеле усадьбы князей Мещерских на месте дома 2а. Именно здесь Станиславский сделал Лилиной предложение.
Особняк Марковых
В этом старинном особняке каретников Марковых в 1903-1920 годах жил К.С. Станиславский. Чаще этот дом называли не по фамилии знаменитого жильца и даже не по фамилии владельца, а «домом с пегасами» по скульптурам древнегреческих грифонов на фронтоне.
В районе улицы Каретный ряд издавна селились каретных дел мастера, а в 1812 году эта слобода сгорела. Тогда москвичи поджигали мастерские, чтобы экипажи не достались французам.
После этого А.В. Флодин отстроил дом с мезонином для купца Александра Маркова, владельца экипажной фабрики братьев Марковых. А в 1903 году здесь поселился режиссер Константин Станиславский.
В 1920 особняк Маркова получил новых хозяев — сюда въехала транспортная комиссия Совнаркома. Станиславскому тогда выделили дом в Леонтьевском переулке. Там сейчас расположен музей.
К началу XXI века усадьба Маркова обветшала. Сейчас она отреставрирована.
Дом станиславского у красных ворот
Имя Константина Сергеевича Станиславского, великого реформатора русского театра, выдающегося режиссера и артиста по праву стоит в ряду славных имен великих деятелей мировой культуры.
Дом № 6 по Леонтьевскому переулку был передан Станиславкому по решению Советского правительства, высоко оценившего заслуги перед русским и советским искусством.
В Марте 1921 года Константин Сергеевич переехал в этот дом со своей семьей: женой, актрисой МХАТ М.П.Лапиной и детьми. Здесь прошли последние 17 лет его жизни, здесь же 7 августа 1938 года Станиславский скончался.
Старинный особняк, в котором находится музей, представляет собой интересный памятник архитектуры эпохи классицизма.
Его цокольный этаж – белокаменные палаты XVII века. Второй этаж возведен в середине XVIII века. После наполеоновского нашествия дом капитально ремонтировался и получил облик, который в основном сохранился до наших дней.
Константин Сергеевич занимал в этом доме второй этаж: часть помещения (синяя и красная комнаты, Онегинский зал) были отданы для работы Оперной студии; в остальных разместилась жилая квартира Станиславского.
СИНЯЯ КОМНАТА
В «Синей комнате» начинался рабочий день студии. Здесь же ожидали часа назначенной репетиции, сюда выходили на перерывах, а по вечерам, когда в соседнем «Онегинском зале» проходили спектакли и концерты, «синяя комната» превращалась в театральное фойе. В те дни, когда репетиции назначались в кабинете К.С.Станиславского, собирались также здесь.
Эту комнату описал в своем знаменитом «Театральном романе» М.А.Булгаков. Здесь ждали своей встречи с К.С.Станиславским театральные художники. «Когда все бывали в сборе, - вспоминал В.Г.Сахановский, - режиссер пьесы нажимал кнопку у запертой двери, - ведущей в коридор к кабинету. Не сразу появлялась седая голова «мажордома» квартиры Константина Сергеевича – Натальи Гавриловны; справившись за дубовой дверью в кабинете Константина Сергеевича, она приглашала войти».
КРАСНАЯ КОМНАТА
В Красной комнате проходили ежедневные занятия и репетиции Оперной и Оперно-драматической студий. В те дни, когда в Онегинском зале шли спектакли и концерты, Красная комната становилась для студийцев и актеров гримоуборной.
Мебель Красной комнаты сохранилась полностью.
Настенный навесной шкаф и буфет были изготовлены в 1885 году по эскизу художника В.Д.Поленова.
Высокий книжные готические шкафы со стеклами, имитирующими витражи, стояли в кабинете Константина Сергеевича в доме у Красных ворот. Интерьер прежнего «рыцарского» кабинета Станиславского, как вспоминает Н.А.Попов, был «не без претензии на оригинальность: висели полубутафорские доспехи, один угол был отгорожен резной под готику деревянной перегородкой; на окнах просвечивали поддельные «под старину» витражи – печатные на прозрачной бумаге изображения каких-то рыцарей. Мебель – кресла разных стилей, не то готика, не то эпоха Возрождения».
Стулья и двухместное кресло-трон были изготовлены по заказу Константина Сергеевича для спектаклей Общества искусства и литературы. Позднее эта мебель использовалась студийцами для репетиций и показов. В шкафах хранились ноты и оперные либретто.
КАБИНЕТ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО
Эта комната была рабочим кабинетом К.С.Станиславского с 1921 по 1938 год. Здесь создавались будущие сценические шедевры МХАТ, здесь Станиславский работал над рукописями книг; сюда к учителю приходили ученики, имена которых впоследствии вошли в историю советского театра. Рабочий кабинет Станиславского соседствовал с комнатой, где проходили занятия Оперной и Оперно-драматический студий, следовательно, покоя, в общепринятом смысле, у него не было. По воспоминаниям П.И.Румянцева, К.С.Станиславский «не только не тяготился этим, но наоборот, как бы нуждался в рабочей атмосфере, напоминающей ему и дома театр».
В кабинет ведет массивная дверь, украшенная декоративными металлическими петлями и розетками. Дверь эта также как и книжные готические шкафы в Красной комнате и резная дубовая панель, была сделана по заказу Станиславского для «рыцарского» кабинета в доме у Красных ворот.
Все вещи и ныне занимают те же места, что и при жизни Константина Сергеевича. Среди них – кресло, инкрустированное слоновой костью, которое было куплено Станиславским в Италии для спектакля «Отелло» Шекспира (1896 г.) Общества искусства и литературы.
Обращает на себя внимание нетрадиционный характер расстановки мебели, ряд книжных полок разделяет комнату на две части. В часы репетиций и занятий кабинет превращался в своеобразный театр. Актеры выходили из-за книжных полок, как из-за кулис, тяжелые кресла отодвигали в стороны и освобождалось пространство – «сцена». На стене кабинета и сегодня можно увидеть театральный софит, который использовался во время репетиций для подсветки.
Как вспоминал В.Г.Сахановский, Константин Сергеевич в часы работы «сидел обычно около маленького переносного столика, на котором лежала рукопись его «системы». На диване, рядом со Станиславским устраивался режиссер пьесы, у окошка – суфлер, у двери – помощник». В настоящий момент в кабинете представлена фотография одной из последних репетиций К.С.Станиславского спектакля «Тартюф» Мольера.
В кабинете можно увидеть также эскизы декораций к спектаклям Художественного театра. Над роялем эскиз к спектаклю «Трактирщица» Гольдони.
Читайте также: