Дом построенный на песке библия
Толкования на Мф. 7:24
Итак, когда Спаситель все уже окончил, и, со всею подробностью предложив беседу о добродетели, вместе с тем показал различие между принимающими на себя ее личину, из которых одни для выказывания себя постятся и молятся, другие приходят в овечьих кожах, третьи, которых назвал свиньями и псами, чернят ее, то, показывая наконец, как полезна добродетель и в здешней жизни, и как вреден порок, говорит: Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному (Мф. 7:24) .
Вы слышали, какое понесут наказание те, которые не соблюдают слов Его, хотя бы и чудеса творили. Теперь вам должно знать и то, какими благами будут наслаждаться не только в грядущем веке, но и в настоящем те, которые повинуются всем словам Его: Всякого, – сказал Он, – кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному. Видишь ли, как Он разнообразит Свою речь? Прежде говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», и тем открывает Себя самого; потом говорит: Но исполняющий волю Отца Моего, и опять представляет Себя Судиею: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? – и скажу: не знал вас.
Наконец здесь опять показывает, что Он имеет власть над всеми, почему и говорит: Всякого, кто слушает слова Мои сии. Так как Он все уже рассказал о будущем, упомянув и о царстве, и о неизреченной награде, и об утешении, и о всем прочем, тому подобном, то после этого, желая и здесь доставить Своим слушателям плоды, показывает, как сильна добродетель и в настоящей жизни.
В чем же состоит эта сила добродетели? В том, что с нею живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим? Этого не может приобрести себе даже украшенный диадемою, а добродетельный достигает. Он один со многим избытком стяжал такую безопасность, в пучине настоящей жизни наслаждаясь великою тишиною. И подлинно: удивительное дело, что он не в приятную погоду, но во время жестокой бури, при великом смятении и при постоянных искушениях, нимало не может колебаться.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Видишь, как Он желает, чтобы мы не только слушали, но и исполняли и показывали делами то, что слушаем, называя мудрым того, кто поступает сообразно с словами, а глупым того, кто не идет далее слов. И это справедливо, потому что последний, говорит Господь, «созда хра́мину свою на песце́» от чего она не могла вынести напора ветров, но тотчас упала (Мф.7:26-27). Таковы души беспечные, не утвердившиеся на духовном камне. (В словах Господа) речь не о постройке и доме, но о душах, которые приходят в колебание и от малого искушения. Под именем ветра, дождя и рек Господь показал действие на нас искушений. Человек твердый, бодрый и трезвенный от этого еще более укрепляется, и, чем более умножаются скорби, тем более возрастает его мужество; а нерадивый и беспечный, лишь подует на него легкий ветерок искушения, тотчас колеблется и падает, не от свойства искушений, но от слабости своей воли.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 2.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Ст. 24-27 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое
Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непрестанно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какие бы ни постигли его скорби и искушения, они не могут ниспровергнуть его.
Господь сказал: Всяк, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту: и не падеся, основана во бе на камени. Здесь жительство и душевное устроение уподоблены храмине: эта храмина получает необыкновенную прочность от Божественной, неограниченной силы, которою преисполнены слова Христовы. Очевидно, что такой твердости, какую доставляет душе исполнение заповедей Христовых, не может доставить никакое другое средство или пособие: сила Христова действует в заповедях Его.
Господь к вышеприведенным словам присовокупил и нижеследующие: Всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу юродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие. Удобно разрушается жительство, по видимому благое, тех, которые полагают в основание ему исключительно какой-либо телесный подвиг или и многие подвиги, иногда весьма трудные и весьма выставляющиеся, но не обращают должного внимания на евангельские заповеди. Очень часто случается, что подвижники даже не обращают никакого внимания на евангельские заповеди, открыто попирают их, не давая им никакой цены и нисколько не понимая их важности. Такие подвижники при встретившемся неожиданно искушении или при нечаянной перемене в жизни, не только колеблются очень скоро, но и подвергаются совершенному нравственному расстройству, названному в Евангелии велиим разрушением храмины душевной.
Советы относительно душевного иноческого делания.
Прп. Макарий Великий
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
Вы же поступаете правильно, возводя здания неразрушаемые и не подверженные тлению, ибо стремитесь положить основание на камне, а дом, основанный на камне, никогда не рухнет (Лк. 6, 48). Ибо Писание гласит: «Царство Небесное подобно мужу благоразумному» (Мф. 13, 31 и 7, 24 ), который копал, углубился и положил основание на камне; когда же случилось наводнение (Лк. 6, 48) и подули ветры, то (дом) «не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 25). — Что же есть дом нерукотворный? — Он есть души верующие и любящие Господа. Ибо он возводится мудрым Строителем (1 Кор. 3, 10) Иисусом Христом, (основан) на камне (Мф. 7, 25), на Самом Господе, на животворящем Слове Его, на Божией Силе, на Святом Духе. — А что такое камни? — Они суть чистые и благие помыслы естества Адамова. Ибо они схожи с небесным Камнем и, соизмеряясь с Ним, употребляются для возведения (нерукотворного дома). Что говорит Писание? — Доколе мы придем «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13). Но есть и другой дом, (построенный) на песке (Мф. 7, 26); он — ум мирской, души грешные, опустившиеся в плотские страсти. Они возводят (дом свой) на лукавом помысле, на духе диавола. Каковы же камни (их)? — Злые помыслы, любящие греховные наслаждения. И этот дом, построенный на песке, гибнет и разрушается.
Собрание рукописей типа III. Поучение 6.
Ибо строящийся дом нуждается в фундаменте. Его не просто строят на песке, но весь песок вынимают, делают углубление и затем кладут камень в основание, чтобы (дом) остался незыблемым, когда наступит ненастье, подуют ветры и разольются реки (Лк. 6, 47-49). А возводящие жилище (свое) просто на песке всуе трудятся (Пс. 126, 1), ибо оно сразу упадет и обрушится. Так и душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет (место для фундамента), отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. (И так) до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада (Мф. 16, 18). Подобным образом (душа) строит (дом свой), благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру (1 Тим. 1, 5), согласно Апостолу. Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.
Собрание рукописей типа III. Поучение 8.
Блж. Иероним Стридонский
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
См. Толкование на Мф. 7:23
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 24-25 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что он был на камне
Помимо Бога не может быть добродетели; поэтому Господь говорит: «уподоблю мужу благоразумному». Камень - это Христос, а дом - душа. Итак, кто устрояет душу свою в исполнении заповедей Христа, того не могут разрушить ни дождь - разумею дьявола, спадшего с неба, ни реки - вредные люди, число которых возрастает от этого дождя, ни ветры - духи злобы, ни какие бы то ни было искушения.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Всяк убо, иже слышит словеса моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени
Всяк убо, иже слышит словеса Моя сия и творит я, уподоблю его мужу мудру
Окончив учение, убеждает учеников идти по узкому и тесному пути, обещая, что соблюдение заповедей Его будет для них достаточною безопасностью. Всякий, говорит, кто слушает эти слова Мои, т.е. заповеди, которые Я дал, уподобится, или вернее – уподоблю, потому что без Его помощи никто не может сделать ничего доброго. Далее излагает и дела благоразумного.
иже созда храмину Свою на камени
Храминой называет мысленный дом души, созидаемый из различных добродетелей, а камнем – твердость заповедей Его, которые основывают и укрепляют все надстроенное, и сохраняют этот мысленный дом недоступным для всяких нападений со стороны искушений. Этим убеждает нас презирать всякие поношения, всевозможные соблазны, даже самую смерть, и не уступать ничему вредному.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
Беседу Свою Нагорную Господь заканчивает величественным сравнением, которое особенно должно было поразить Его слушателей. Человека, который слушает слова Его и исполняет их, то есть ведет жизнь, сообразную с Его учением, Он уподобляет человеку, строящему дом свой на камне, а того, кто только слушает, но не исполняет, — строящему дом свой на песке. Палестина в большей части своей — страна гористая и холмистая, и как другие подобные местности, подвержена внезапным, стремительным и проливным дождям с сильными бурями. Горные речки, потоки и ручьи, которые обыкновенно стояли сухими в продолжение бездождия, вдруг наполнялись водою и стремительно низвергались на равнины и долины. При стремительности своей они увлекали все за собою, что попадалось им на пути. Целые здания, которые лежали на пути их течения, не могли иногда противостоять стремительности напора, особенно если они нетвердо были построены, стояли, например, на песчаном грунте; они тряслись в самом основании, подмытые падали и разносились всепоглощающей волной. Скал и камней было много в Палестине и, конечно, на них безопаснее было строить дом, что и делали более благоразумные люди. Это сравнение должно было сильно поразить иудея. Так бури искушений и бедствий внезапно и постоянно грозят спокойствию душевному и духовному. Когда мы считаем себя в безопасности, вдруг может разразиться над нами гроза бедствий; в один миг здоровье, счастье, богатство, спокойствие душевное — все может погибнуть. Кто может быть спокоен и счастлив при таком положении дел земных? Тот, кто со Христом и во Христе. Живущие по слову и Закону Христову могут считать себя безопасными от крушения среди бурь, бед и искушений и, обладая верою и любовью, не боятся их; если бы их и постигли искушения и бедствия, они пребыли бы твердыми, перенесли испытания, тем более что Господь не попустит им искушения сверх силы их (1 Кор. 10:13) Но не исполняющий заповедей Христовых не устоит; если поднимутся подобные бури, у него не будет сил противиться им. Чаше всего он впадает в отчаяние — и тогда падение его бывает великое, гибельное для него самого и поразительное для других.
Толковое Евангелие.
Лопухин А.П.
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
(Лк. 6:47). Буквально: Итак всякий, кто (бы то ни было) слушает слова эти и исполняет их, уподобится мужу разумному, и проч. Разницы в смысле, конечно, никакой нет. Однако в греческом чтение “уподоблю” разнится; в некоторых кодексах: “уподобится” (όμοιωθήσεται).
Всякий, кто — форма, свойственная Новому Завету, вместо ός. Едва ли можно предполагать, что здесь ός означало бы отожествление, а όστις — классификацию (Альфорд).
“Слова эти имеют довольно важное значение при объяснении нагорной проповеди, потому что относятся, очевидно, ко всему сказанному раньше Христом, из чего заключают, что нагорная проповедь в изложении Матфея не есть собрание отрывков из разных мест, а целиком была сказана одновременно.”
Для вступления в Царство Небесное требуется не только слушание слов Христа, но и исполнение их, практическое, в жизни. Кто не только слушает слова Христа, но и исполняет их, тот уподобляется благоразумному, собственно говоря, размышляющему, человеку, который выстроил дом свой на скале (вообще на каком-либо твердом месте). Цан замечает, что, как проповедник слова, Христос дал Своим истинным слушателям первый толчок к учреждению Царства Божия. Теперь Он оценивает Свое дело, как Судья, и защищает его, так что оно невредимо может выйти из суда оправданным. Здесь требование дела, не как, например, у Луки 8:4-18.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне
Знает Господь сердце человеческое; ведает наши нужды и заботы в этой многоскорбной жизни земной и потому, в заключение Своей Божественной беседы о Духе Своего Нового Завета, показывает, как сильна и полезна добродетель даже и в здешней жизни. «В чем же состоит эта сила добродетели? В том, – отвечает святитель Иоанн Златоуст, – что с ней живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим?» Итак всякого, – глаголет Господь, – кто слушает слова Мои сии и исполняет их, кто на самом деле исполняет, при Моей благодатной помощи, все заповеди Мои, уподоблю мужу благоразумному (человеку благоразумному), который построил дом свой, утвердил душу свою, на камне заповедей Моих, которые тверже и надежнее всякого камня, всяких человеческих умышлений; кто тщательно исполняет эти заповеди, тот препобеждает не только гонения от людей, но и все козни диавола.
О притчи из Евангелия от Матфея из главы 7
А про неразумного:
Не сказал: «уподоблю его», но «уподобится», то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает.
Автухова Елена Олеговна
Тюменская область Православный христианин Спаси вас Господи. Все поняла. Благодарю за ссылку. Это получаеться что мы имея веру во Христа не совершая дел являемся неразумными и строим свой "дом" на "песке". Если же мы имея веру во Христа еще и совершаем дела то строим свой "дом" на "камне".дмитрий м
оренбург Православный христианин Это получаеться что мы имея веру во Христа не совершая дел являемся неразумными и строим свой "дом" на "песке". Если же мы имея веру во Христа еще и совершаем дела то строим свой "дом" на "камне". Ярким примером неразумного строителя своего дома(веры) не на Камне является Иуда. Скажем за неделю до предательства ничто явно не отличало его от прочих апостолов: ходил с ними, бесов изгонял, болезни исцелял, проповедовал Евангелие.А "всёго-то" подворовывал из общего ящика. и чем всё закончилось. Вот таких волков в овечьих одеждах и ныне немало. И интернет большой соблазн для них - здесь легко присвоить чужое имущество. Поэтому важно не увлечься примером таковых "учителей".
Денис просто Денис
Автухова Елена Олеговна » 2012-04-03 в 21:29Св. Евангелие от Матфея » 7:24-27
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Что является домом в притчи Господа и что является камнем. Дом это наша вера а вот камень что такое здесь для меня непонятно? Если я заблуждаюсь помогите.Св. Евангелие от Матфея » 16:18
. ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке.
Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».
Затем Он сказал следующую притчу:
«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».
Каждый из нас есть строитель своего дома - дома духовного. От нас зависит, на каком основании мы выстроим свою жизнь. Какие ценности будут её определять и сколь разумными и сильными они окажутся в недобрый час.
Представьте, что все вами сделанное, собранное и накопленное в этом мире, в материальном плане, то на что вы рассчитывали и думали в этом обрести покой и благополучие рушится в одночасье. Ничего нет, одна пустота. Как вы будете чувствовать себя? Хватит ли у вас сил подняться?
А что если это произошло на закате вашей жизни. Как быть?
Для многих это становиться трагедией. Кто-то прерывает свою жизнь. Это происходит от утверждения смысла своей жизни в материальном благополучии. В этом случае человек очень уязвим и зависим. Сознание такого человека было выстроено неверно. Он не ценил саму жизнь, которая была ему дана.
Для человека думающего и соизмеряющего свою жизнь с реальностью, данное событие будет конечно неприятным, но он не поколеблется. Такой человек не рассчитывал на материальную сторону жизни, а занимался правильным устройством своей духовной сущности. Он взял предмет из мира, поддержал его в руках и вернул назад, для него ничего не изменилось.
Все даётся нам в этом мире временно. Мы как дети, играющие в песочнице жизни, но из неё мы не сможем забрать и горсти песка. И когда нас забирают и уводят от песочницы, туда, куда мы не хотим идти, мы плачем. Мы заигрались. В игре, мы были сильные и уверенные. А, кто мы без неё?
Что означают слова Христа о "доме на камне" и "доме на песке" применительно к современным людям?
Просто удивительно, насколько некоторые притчи и слова Иисуса Христа приобретают современное звучание. Собственно, не некоторые, а все Его слова являются таковыми. Но некоторые просто бросаются в глаза своей актуальностью, так сказать, сияют во тьме окружающей жизни, и только слепой не может этого заметить.
Такими словами является притча Христа о «доме на камне и доме на песке». Давайте сначала ее приведем:
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27).
Слушающих и исполняющих слова Христа, тех людей, которые построили «дом» своей жизни на «камне» истинной веры, в России немного. Не более 1-2% русскоязычного населения.
Они каждое воскресенье собираются в храмы, они регулярно исповедаются и причащаются, они стараются соблюдать заповеди Иисуса Христа в повседневной жизни.
Им живется нелегко – они несут свои «кресты» церковного и повседневного служения, но они благодарят Христа за свою жизнь, ибо никакие «дожди, ветры и наводнения» окружающей жизни не сбивают их со своего пути.
Но сейчас речь не о них, а о подавляющем большинстве русских, живущих в «домах», построенных «на песке», чьи дома регулярно рушатся и заваливаются «падением великим».
Большинство русских крещены, большинство хоть раз бывало в Церкви, большинство хотя бы краем уха слышало о Христе и о Его учении, изложенном в Библии, у большинства даже Библия есть дома (валяется где-то на полке) или есть возможность ее приобретения и изучения. У многих и храмы в шаговой доступности, но…
Но на этом все и заканчивается, хотя многие из этих людей считают себя верующими и даже православными христианами.
Увы – все эти люди строят «дома» своей жизни на «песке», и немудрено, что они то и дело с треском заваливаются.
Давайте, кстати, рассмотрим эти «песчаные почвы».
Большинство мечтают о «семейном счастье» - и действительно буквально проваливаются и тонут в его «зыбучих песках». Об этом говорит нарастающая лавина разводов и «гражданских браков» - то есть простых временных человеческих «случек».
Ужасающая статистика абортов возникает тоже на этой песчаной «трясине». Да и растущее количество обездоленных детей, лишенных подлинной отцовской или материнской заботы.
Идем дальше. Все хотят материального благополучия, но большинство бьется в тисках если не нищеты, то едва сводят концы с концами. Вынуждены пахать для зарабатывания денег, а некоторые не выдерживают нагрузок и попросту спиваются.
А те, кто добился материального процветания и изобилия – думаете, они счастливы? Увы – они трясутся за свои дома и машины, счеты в банках и прочее «барахло», с тревогой ожидая «падения рубля», «перемены курса», «цветной революции», да или просто банального ограбления.
Кто-то строит дом своего благополучия на желании пролезть как можно выше во власть или на ее рабском обслуживании. Но – увы! – и здесь оказывается зыбкая песчаная почва.
Посмотрите, как неуверенно стали себя чувствовать сторонники Путина. Они чувствуют, что время его уходит, и всячески пытаются продлить его путем махинаций на выборах, все большей ложью и атаками на конкурентов (отравление Навального в этом ряду).
Чувствуют, что недалеко время, когда придется искать новую «крышу» или уступать власть новым претендентам, новым «строителям домов» на этой зыбкой почве.
Новая «песчаная трясина» - для любителей хайпануть и прославиться, то есть добиться какой-то известности. Здесь иллюзии видны невооруженным глазом. Безумия всех этих социальных сетей, лайков, инстаграммов, фейс-буков, одноклассников явны даже для самих опутанных этими сетями.
Ради многих «лайков» и «подписчиков» готовые выставить на обозрение хоть свои гениталии, они в который раз чувствуют, как заваливаются карточные домики их известности и популярности.
Кто-то строит свой жизненный дом на «здоровье». Клубы любителей «скандинавской ходьбы» или «русской йоги» множатся как на дрожжах. Однако растущее число раковых заболеваний или даже тот же коронавирус смеются над всеми этими очередными «песчаными попытками».
Ладно, подведем итог.
Можно было бы найти еще много песчаных «трясин» для современных людей, но суть уже ясна и так. На этих трясинах невозможно построить дом своего жизненного благополучия.
А истина проста и сформулирована Самим Господом Иисусом Христом: не просто слушай Его слова, но и исполняй их.
Применительно к современному времени: стань не по названию «православным христианином», а по сути, – значит, полноценным членом Церкви Христовой. Сейчас для каждого есть такая возможность.
В противном случае – очередной твой жизненный домик, построенный на песке, завалится, и падение его будет, в полном соответствии со словами Иисуса Христа, «великое».
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Жизнь подобна строительству дома. Кто строит на прочном фундаменте, у того дом устоит среди бурь и потрясений. Кто строит на песке, может быть, красивый, с роскошными апартаментами дом, невозможно будет сохранить его в самый важный момент – когда подуют ветры, обрушатся ураганы, и волны смерти покроют всех.
Притча Спасителя показывает двух людей, строящих дом: один – мудрый, другой – неразумный. Господь напоминает, что в жизни главное и решающее значение имеет фундамент. Когда основания разрушены, что может праведник? Самое великолепное здание окажется ни на что не годным, если его основание не выдержит. Для внешнего взгляда не видно, прочны основания дома или нет, построен он на твердом камне или на зыбком песке. Это откроется в час испытания, и этот час необходимо предвидеть.
На чем строю я дом моей жизни? Христос говорит просто и ясно: ты можешь строить на своей собственной воле или на воле Божией. Строящий на собственной воле строит на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся. Этот дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений, даже в самых страшных испытаниях он не подвижится вовек, потому что он един с Богом.
И народ дивился учению Его, ибо Он учил их, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Книжники и фарисеи сами не исполняли то, что они проповедовали. В их слове не было жизни и силы. Они произносили его, как произносит ученик затверженный урок. А слово Христово было словом Самим Богом предлагаемой новой заповеди. Духом Святым со властью Божественной Он просвещает человеческие сердца и умы. Он говорит: «Да будет свет», – и вот стал свет.
Потому и следует за Ним множество народа. И далее мы видим чудо исцеления прокаженного. Это было одно из первых чудес Спасителя. Оттого что проказа считалась среди иудеев особенным знамением Божия неблаговоления, Христос, желая показать, что Он пришел отвратить гнев Божий от человечества, взяв на Себя грехи мира, начинает с исцеления прокаженного. К Тому, Кто учит не как книжники и фарисеи, припадает пораженный нечистотою: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не сомневается в Его власти, но предает Себя Его воле: «Господи, если Ты захочешь, Ты сможешь». Когда мы не знаем, что полезно для нас, мы не должны сомневаться в Божией мудрости и милосердии, вверяя Ему свою жизнь: «Да будет воля Твоя».
«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись». Господь хочет помочь нам, Он всегда рядом с нами. И когда мы от всего сердца обращаемся к Нему, Он с любовью внимает нам. Грех – проказа души, отделяющая нас от общения с Богом. Но Господь хочет и может спасти грешников. Он говорит как власть имеющий: «Хочу, очистись!» Он исцеляет нас, давая нам заповедь о хранении чистоты: «Очистись». Но вместе со словом заповеди произносится слово, совершающее чудо: «Хочу, чтобы ты был чист». Всесильная Божественная благодать никогда не оставит взыскующих ее.
«И он тотчас очистился от проказы». Естественное исцеление совершается постепенно, но когда Бог говорит, тотчас следует дело. Что заповедует исцеленному Христос? Для нас важнее всего усвоить, что все, получившие исцеление от Господа, должны отныне быть в совершенном послушании Ему. «Смотри, – говорит Господь, – никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».
Не говори никому, прежде чем покажешься священнику, и он, как полагается по Божественному закону, засвидетельствует твое очищение. Христос хочет раскрыть Свои чудеса в истинном свете, и не позволяет возвещать о них, пока этот свет не воссиял в полноте. И пусть знают все, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Это будет свидетельством, что среди них явился Тот, Кто совершает дела, которые не может совершить ни один первосвященник. Это будет свидетельством Его Божественной силы и власти, и что напрасно противятся все противляющиеся Ему.
Толкования на Мф. 7:26
Ст. 26-27 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое
Справедливо Спаситель назвал такого человека безрассудным. В самом деле, что может быть безрассуднее того, кто строит дом на песке, подъемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо того несет наказание? А что и преданные пороку трудятся, то всякому известно. И хищник, и прелюбодей, и клеветник переносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие привести в исполнение; но от этих трудов не только не получают никакой пользы, но еще терпят великий вред. Так и Павел, намекая на это, говорит: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление (Гал. 6:8). Такому-то сеятелю подобны и те, которые на песке строят, как-то: на блуде, роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем.
Таков был Ахав, но не таков Илия. Противоположивши пороку добродетель, мы тем лучше увидим различие между ними. Илия построил дом свой на камне, а тот на песке, а потому и царем будучи боялся и трепетал пророка, который имел только одну милоть. Таковы были иудеи, но не таковы апостолы. Потому последние, несмотря на свою малочисленность и на пребывание в узах, показывали твердость камня; а те, при всем своем множестве и вооружении, являли слабость песка, и говорили: Что нам делать с этими людьми (Деян. 4:16)? Видишь ли, что в недоумении находятся не задержанные и связанные, но те, которые задержали и связали их? Что может быть страннее этого? Ты держишь – и недоумеваешь? Так и должно быть. Так как иудеи все построили на песке, потому они и были слабее всех. Это же было причиною и других слов их: что вы делаете, желая навести на нас кровь Того Человека (Деян. 5:28)? Что это говоришь ты? Ты мучишь, и ты же страшишься? Ты гонишь, и ты же ужасаешься? Ты судишь, и сам же трепещешь? Вот как бессилен порок!
Но апостолы не так говорили: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:20). Видишь ли высокий их дух? Видишь ли камень, посмевающийся волнам? Видишь ли дом неподвижный? И, что всего удивительнее, апостолы не только не страшились всех наветов вражеских, но делались еще гораздо дерзновеннее и своих врагов ввергали в большое беспокойство. Тот, кто ударяет в адамант, сам поражается; тот, кто идет против рожна, сам прободается и получает жестокие раны. Подобным образом, и наветующий добродетельным сам подвергается опасностям. Порок бывает тем слабее, чем более вооружается против добродетели.
И как тот, кто берет огонь в одежду, пламень не погашает, а одежду сожигает, так и тот, кто гонит добродетельных, притесняет и заключает в узы, их через то самое делает блистательнее, а себя самого губит. И подлинно: чем более потерпишь несчастий, ведя строгую жизнь, тем сделаешься крепче; чем более станешь держаться любомудрия, тем менее будешь иметь нужды, а чем менее будешь иметь нужды, тем более укрепляешься и всех превосходишь. Таков был Иоанн, почему его никто не мог опечалить; напротив, он опечалил Ирода. Тот, не имея ничего, восстал против властелина; а этот облеченный в диадему и багряницу и другие бесчисленные украшения, трепещет и страшится лишенного всего; и даже не мог взирать без ужаса на отсеченную голову его. А что Ирод и по смерти Иоанна имел сильный страх, то послушай, что он говорит: это есть Иоанн, которого я убил (Лк. 9:9).
Слово убил показывает, что Ирод не превозносился этим, но укрощал свой страх и побуждал свою мятущуюся душу припомнить, что он убил Иоанна. Добродетель так сильна, что и по смерти могущественнее живых. Потому же и при жизни Иоанна приходили к нему обладавшие великим богатством, и вопрошали его: Что же нам делать (Лк. 3:10)? Столько вы имеете, и хотите узнать путь к вашему счастью от того, который ничего не имеет? Богатые – от нищего? Воители – от не имеющего даже и дома? Таков был и Илия, почему с таким же дерзновением говорил к народу. Иоанн говорил: порождения ехиднины (Мф. 3:7); а этот: Долго ли вам хромать на оба колена (3 Цар. 18:21)? Этот говорил: Убил, и еще вступаешь в наследство? (3 Цар. 21:19); а тот: Не должно тебе иметь ее (Мф. 14:4).
Видишь ли камень, видишь ли, как легко храмина, построенная на песке, распадается? Как легко она уступает напастям? Как легко зыблется, хотя бы она принадлежала царю, хотя бы народу, хотя бы властелину? Порок последователей своих делает безрассуднейшими; и храмина, построенная на песке, распадается не просто, но с великим бедствием. «И было падение его великое», – говорит Спаситель. И в самом деле, здесь опасность угрожает не маловажным вещам, но душе, и притом лишением неба и нетленных тех благ. Но и прежде того порочный будет проводить жизнь самую несчастную, сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными беспокойствами, на что указывая, Премудрый говорит: Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним] (Притч. 28:1).
Действительно, таковые люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, рабов, знаемых и незнаемых, и таким образом, прежде вечных мучений еще здесь терпят жесточайшее мучение. Показывая все это, Христос и сказал: И было падение его великое. Таким образом, и настоящими бедствиями сильно убеждая самых упорных неверных избегать порока, Он сделал приличное заключение Своим благим заповедям. Хотя слово о будущем и важнее, но людей, слишком одебелевших, изображение настоящего более могло обуздать и отклонить от порока.
Потому Спаситель и заключил Свою проповедь таким изображением, чтобы польза от исполнения Его заповедей для слушателей была ощутительнее. Итак, зная все это, как настоящее, так и будущее, будем убегать порока и поревнуем о добродетели, чтобы нам не вообще и не напрасно трудиться, но чтобы и в настоящей жизни насладиться безопасностью, и в будущей сделаться причастниками славы, которую все мы да сподобимся получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 26-27 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое
Слушатель духовно мыслимого закона, но его не исполняющий, уподобляется дому, построенному на песке, который во время искушения, когда подули ветры лукавства, дошли до души волнующиеся воды, грязный поток возмутил их беззакония и угрожает крайняя опасность, падает и оказывается засыпанным. И хорошо Он сказал о благоразумном: Уподоблю его, а о безрассудном - уподобится. Ибо работник добродетели все может в укрепляющем его Христе, от Которого все, в чем преуспевают люди, от Которого премудрость, разумение и уподобление благу. У дурного же не Бог является виновником его зла и неразумия, но он сам уподобляется безумцу, отступив от того, что согласно естеству, и оказавшись в том, что противоестественно.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
См. Толкование на Мф. 7:24
Блж. Иероним Стридонский
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
См. Толкование на Мф. 7:25
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 26-27 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое
Не сказал: «уподоблю его», но «уподобится», то есть сам собой, неразумному тот, кто имеет веру, а дел не совершает. Итак, такой человек созидает на песке, из гнилого материала, поэтому и падает от искушений дьявола. Когда потерпит неудачу, то есть обрушится на него искушение, он падает падением великим. Из неверных никто не падает, ибо они всегда лежат на земле; верующий, этот падает. Поэтому падение и бывает великим, что падает христианин.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Ст. 26-27 И всяк слышай словеса моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие
И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву
Так как некоторые из слушателей могли хвалить все сказанное, но не исполнять, то, предупреждая это, Он устрашает их сравнением. Изложив дела мудрого и юродивого, первого – благоразумные, а второго – безрассудные, с двух сторон наставляет учеников на спасение: именно ревностью к мудрости и ненавистью к глупому труду. Так Он часто делает, побуждая к добродетели посредством подражания доброму и ненависти к злому.
иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся
По справедливости назвал такого безрассудным. Что может быть безрассуднее того, который строит дом на песке; он претерпевает труд, но лишается проистекающего отсюда плода. Этими словами хочет сказать следующее: всякий, кто изучил Мои заповеди, но не созидает на них, как на твердом основании, своей деятельности, т.е. живет не так, как они повелевают, а идет по другому пути, тот трудится напрасно, потому что во время опасности легко будет побежден различными искушениями. Так как такой человек ни по чему-либо другому уклоняется от Спасителя, как по причине узкого и тесного пути их (песком, на котором он устраивает свою жизнь, будет, конечно, сластолюбие), то, когда наступает искушение, он впадает в отрицание, не перенося горечи, потому что не привык к трудам и жестоким лишениям.
Толкование Евангелия от Матфея.
Еп. Михаил (Лузин)
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
См. Толкование на Мф. 7:24
Лопухин А.П.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
(Лк. 6:49). Противоположное разъяснение одной и той же истины. Конструкция стиха совершенно одинакова с предыдущим (24), с заменой только положительных утверждений отрицательными.
Толковая Библия.
Троицкие листки
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, – говорит Господь, – уподобится (сам себя уподобляет) человеку безрассудному, который построил дом свой на песке: он думает найти свое счастье, свое спокойствие и довольство в пороке, но что может быть безрассуднее этого? «Еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28:1). Он трепещет теней, подозревает друзей и врагов, и знаемых и незнаемых, терпит муку прежде вечных мучений». Иудеи связали апостолов и привели на свое судище; апостолы дерзновенно заявляют им, что они не могут оставить свою проповедь. Что же Иудеи? Они в недоумении, они не знают, на что решиться: «что нам делать с этими людьми?» (Деян. 4:16), – говорят они. Вот как безсилен порок! «Тот, кто ударяет в адамант, сам поражается, – говорит Златоуст, – кто идет против рожна, сам получает жестокие раны. Так и злоумышляющий против добродетельных сам себя подвергает опасностям. Предтечу Иоанна никто не мог опечалить, напротив, он опечалил Ирода. Не имея ничего, Иоанн восстал против властелина, а властелин, облеченный в порфиру, трепещет и страшится его, и даже не может взирать без ужаса на отсеченную главу его». Так безсилен порок даже тогда, когда он, по-видимому, безопасен. Но что бывает с порочным, когда настанет час испытаний?
Читайте также: