Дом петра единственная постройка
☂ Где был построен первый в Петербурге дом
Сегодня речь пойдет о Домике Петра I - экскурсия туда обожаема каждым школьником Петербурга - всем, кто не был, рекомендую посетить этот уникальный в своем роде дом. Он считается единственной деревянной постройкой города, сохранившейся с его основания.
Открытка изд. Ришар, фото 1872 года Открытка изд. Ришар, фото 1872 годаНа Петровской набережной сквозь зелень столетних деревьев можно увидеть одноэтажный дом из красного кирпича с железной крышей и огромными окнами. На самом деле - это " футляр" .
Герб Российской Империи на ограде, сквозь которую виден памятник Петру Великому Герб Российской Империи на ограде, сквозь которую виден памятник Петру ВеликомуФутляр защищает от ветра, дождя и снега сам Домик Петра I — первую жилую постройку Санкт-Петербурга.
Домик был срублен из обтесанных сосновых бревен солдатами-плотниками за рекордные три дня — с 24 по 26 мая 1703 года. Место для первого жилища царя выбрано под защитой уже заложенной Петропавловской крепости с видом на стратегические объекты: Неву, противоположный берег и бастионы крепости.
Спустя пару дней после постройки в Домике уже состоялось торжественное празднование по случаю возвращения Россией приневских земель. « При пушечной пальбе » царь с ближайшими придворными приехал во « дворец и изволил в нем кушать ».
Не случайно в документах тех лет эту небольшую постройку называют то «дворцом», то « старыми красными хоромцами » («красными» — то есть «красивыми»). Несмотря на небольшие размеры (площадь 60 м кв, длина около 12 метров, ширина 5,5 метра), Домик имел весьма необычный внешний вид.
Домик Петра I. История старейшего сооружения Петербурга
Итак, первая каменная (кирпичная) галерея для защиты реликвии была сооружена еще при жизни Петра I, в 1723 году.
В центре выставочного стенда музея «Домик Петра I» гордо красуется копия протокола Канцелярии от строений, который в переводе на современный русский язык гласит:
Домик Петра I, копия протокола Канцелярии от строений
«В прошлом 1723 году июля 1 дня по Императорского Величества указу и по определению Канцелярии от строений велено по ведомостям архитекта Трезини к делу каменных столбов на голярее с арками кругом Красных хором Его Императорского Величества которые по берегу Невы, подле Святейшаго правительствующего Синадо подрядить вольных людей каменщиков и о том при Санктпитербурхе публиковать в народ, и публиковано».
Все работы по сооружению этого каменного «панциря» были выполнены по проекту архитектора Доменико Трезини. Как показывает следующий чертеж из коллекции Берхгольца, сооружение имело вид аркады (с пилястрами и высокой четырехскатной крышей) и было окружено балюстрадой с балясинами. Как нетрудно заметить, первоначально это был не сплошной «футляр», как теперь, а именно крытая галерея.
План Домика Петра I и защитной галереи, чертежи из коллекции Берхгольца
К строительству галереи приступили в сентябре 1723 года, но два сильных наводнения затянули работы до лета 1724 года. Под основание галереи был забутован плитным камнем фундамент, на который опирались оштукатуренные и побеленные кирпичные столбы. Столбы несли крышу, крытую «шестью тысячами пар гонтов», окрашенных в красный цвет. Окрашенные черленью (красной краской) фасады Домика прекрасно сочетались с белоснежной аркадой галереи. С северной стороны, напротив входной двери Домика, была небольшая лестница. Видное на чертеже ограждение из балясин, несмотря на частые повреждения, регулярно восстанавливалось и просуществовало до 1784 года. Отмостка (пол по периметру Домика, «от хором до пилястров») была уложена кирпичом «в ребро» и поддерживалась в таком виде до 1843 года. Каменные ступени лестницы были засыпаны во время неоднократного подсыпания грунта вокруг Домика.
А. Г. Рудаков. Два изображения Домика Петра I, с галереей и без (иллюстрация 1779 года, из книги А. Богданова «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 года по 1751 год») [13]
Домик Петра I нередко становился жертвой знаменитых петербургских наводнений. Одно из первых случилось 11 сентября 1706 года. Вот как описывает его сам царь в письме к А. Д. Меншикову: «. третьего дня ветром вест-сюд-вестом такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах была сверх полу 21 дюйм [немногим повыше полуметра], а по городу и по другой стороне по улице свободно ездили в лодках, однако ж недолго держалась: менее 3 часов. И зело утешно было смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели, не токмо мужики, но и бабы».
О последнем большом наводнении, которое произошло уже в советское время, 29 сентября 1975 года, напоминает металлическая дощечка на восточном фасаде Домика с отметкой уровня воды — 278 сантиметров выше ординара. Отметка наводнения 1975 года:
Но невские воды не унимались. В 1752 году фундамент галереи подмыло, «каменные столбы так просели, что едва не упали, а в кровле имеется течь». Но после этого донесения работы, видимо, выполнены не были, так как в новом рапорте смотрителя от мая 1754 года перечисляются те же самые повреждения, только принявшие более угрожающий характер. После осмотра Домика 6 июня 1754 года известным штукатурным мастером и лепщиком Игнатием Росси и Харманом ван Болесом был исправлен фундамент, в очередной раз забиты сваи и сделаны перемычки между столбами, вымощен пол и поставлены балясы. Но, несмотря на серьезный ремонт фундамента, 19 сентября 1757 года «прибылой водой» вновь подмыло сваи, выбило щебень и плиты фундамента, унесло балясы.
Последующий «футляр» и ремонты Домика Петра I
Конечно, ни одна деревянная постройка не способна просуществовать без потерь три с лишним столетия, тем более если она стоит на топком берегу Невы.
Катастрофическое наводнение 10 сентября 1777 года причинило городу огромный ущерб. Пострадал и Домик Петра. Известно, что «от великой бури и наводнения венцы домика, внутри полы и часть балок, также двери и окна с косяками и ставнями сильно повредило». Бригада из 14 плотников устраняла эти повреждения целую неделю, и вряд ли они особо церемонились со старинными бревнами: где считали необходимым — заменяли на новые.
Видимо, уже тогда возникла мысль о нецелесообразности очередного ремонта старой галереи: разумнее было построить новую. Наконец, 14 февраля 1784 года Екатерина II издала указ — «отпустить для поддержания целости Первоначального на Петербургском острову Дворца 1344 руб. 28 коп.». Состоялись торги на выполнение работ. Торги выиграл крестьянин Даниловского уезда Колкоткин.
Летом 1784 года началось строительство новой защитной галереи. Под присмотром надворного советника Крока и архитектора Фока были разобраны до основания 15 ветхих столбов, а затем на старом фундаменте, под который снова забили сваи, возвели пролеты арок, укрепленные железными связями. Внутри галереи «выстланный на ребрик» пол заменили новым. Кровлю на галерее покрыли вместо гонта листовым железом. Все работы были завершены уже в сентябре.
На выставочном стенде музея «Домик Петра I» можно увидеть литографию Медландта по рисунку Кэра «Домик Петра I» (1805 год), изображающую новую галерею, построенную в 1784 году на фундаменте трезиниевской и повторяющую ее архитектурные формы:
К концу XVIII века, когда центр петербургской жизни переместился в другие районы, набережная около Домика превратилась в окраину, где выгружали бревна, камни и другие материалы, которые обыватели складывали в штабеля прямо на берегу. Городские власти пытались навести порядок. Прилегающую к Домику территорию наконец расчистили в 1795 году, «дабы такой достопамятный Дворец и монумент Санкт-Петербурга со всех сторон открыт был». У фундамента галереи укрепили откос из булыжного камня, а чтобы во время наводнения стоящие у причала суда не повредили Домик, были сооружены быки и с трех сторон памятника установлены надолбы. Следующая иллюстрация изображает Домик вскоре после проведения этих работ. Подъезды к нему расчищены, а территория обнесена оградой.
Вид от домика Петра I на Летний сад и Дворцовую набережную в 1820-е годы [13]
В 1789 году архитектор Старов отдал распоряжение «выкрасить Первоначальный дворец с лицевой стороны на вид кирпича и заменить разбившиеся стекла». Непрерывная осадка фундамента галереи вызывала искривление стен Домика, из-за чего в 1815 году пришлось «с восточной стороны в выпятившуюся стену поставить две стойки и укрепить железными болтами, дабы сколько можно удержать от повреждений».
В наводнение 1821 года «прибыло воды в Неве так, что Первоначальный дворец затопило на один аршин, отчего и подняло все половые доски со своих мест». Во время ремонта заменили половые балки, укрепили стропила, косяки в дверях и окнах, а стены выправили и скрепили болтами и стойками, обшив их затем, как и выступающие торцы бревен, досками. Так на фасадах впервые появились пилястры, исказившие облик Домика. Тогда же был установлен карниз сложного профиля. Остатки этого карниза сохранены сейчас на восточном фасаде.
На выставочном стенде музея можно увидеть большой чертеж футляра для Домика Петра I, выполненный архитектором А. П. Писцовым в первой четверти XIX века (ок. 1822 года). Этот рисунок галереи и Домика подтверждает, что галерея, построенная в 1784 году, являлась повторением ранее существовавшей.
Чертеж футляра для Домика Петра, ок. 1822 года
Многократные ремонты, проводившиеся в XIX веке в Домике Петра I, также наложили на него свой отпечаток. Наиболее серьезные ремонтные работы выполнялись в 1816 и 1826 годах.
В 1822 году для лучшей сохранности Домика застеклили пролеты арок, в них сделали створчатые двери и вставили 480 стекол. После этих переделок галерея приобрела облик, близкий к современному, и стала называться «футляром» или «чехлом». Во время наводнения 7 ноября 1824 года (которое описал Пушкин в «Медном всаднике») Домик потерпел незначительный ущерб. Пострадал в основном футляр, его отремонтировал мастер Иван Козлов.
В 1825 году «лунные» стекла в окнах были заменены обыкновенными. При этом сохранили мелкую расстекловку в свинцовых переплетах. В 1833-1834 годах было произведено «обитие вновь в трех комнатах стен и потолков фландрским полотном вместо ветхого».
Нынешний футляр
Существующий ныне кирпичный павильон-футляр Домика Петра I был сооружен в 1844 году. К тому времени состояние защитного павильона вновь потребовало ремонта, и архитектор Роман Иванович Кузьмин, обследовавший памятник, подал рапорт с обоснованием необходимости строительства нового чехла.
Согласно проекту Р. И. Кузьмина, строители до основания разобрали кирпичные стены галереи и проложили под Домиком каменные сводчатые тоннели, служившие водосборниками. Для предохранения полов от сырости весь фундамент был сделан из цемента. Пол между домиком Петра I и футляром был выложен кирпичом в несколько рядов, залит цементом и покрыт асфальтом.
Домик Петра I, Санкт-Петербург
Кузьмин писал: «Каменную работу по устройству чехла предполагается произвести самым чистым и прочным образом и особенной кирпичной кладкой на манер голландской, чтобы швы были прямы и ровны как стен, так и карнизов и наличников арок. Выстилку пола производить плитою с подсыпкой песку и заливкой известью. Под стенами Дворца фундамент сделать весь на цементе и возвести вновь нижние звенья. Пространство между стен и простенков выстлать плашмя в несколько рядов кирпичом с заливкой цементом и сверх того покрыть уже асфальтом; тогда влияние воды на фундамент никакого вреда не произведет <. >, причем присовокупляю, что самый Дворец остается в том самом виде, как ныне существует, за исключением перемены нижних венцов».
В последней фразе архитектор несколько слукавил: на самом деле работы опять не обошлись без существенного вмешательства в облик исторического памятника. В помещении столовой прорубили вентиляционное отверстие и сделали вытяжную трубу, которая заканчивалась на чердаке, а потолочные балки обшили войлоком и обили железом «для предупреждения опасности от пожара, происходящего от горящих свечей». Тогда же были изготовлены свинцовые погоны к переплетам, а «из магазина Богородицкого стекольного завода отпущено стекол зеленых 120 листов». На крыше частично заменили гонт. Фасады окрасил с разделкой под кирпич художник Травкин. Внутри Домика обойный мастер Шувалов обил стены и потолок новым холстом. Тогда же были подведены новые нижние звенья сруба.
Чтобы укрепить просевший и покосившийся сруб, его стены во время ремонта стягивались досками, которые устанавливались по вертикали с внутренней и наружной сторон здания и соединялись между собой болтами, пропущенными сквозь толщу бревен. Внутри Домика эти накладки скрыли обивкой из ткани, а снаружи их закрыли дощатыми коробами, имитировавшими форму пилястр. Таких коробов-пилястр на продольных стенах и торцах здания насчитывалось двенадцать.
Новое здание было возведено точно в границах старой галереи. Строители лишь незначительно изменили пролеты арок на продольных фасадах, что было вызвано необходимостью увеличить дверные проемы в футляре. Для сохранения единства архитектурного ансамбля архитектор применил для футляра стиль, близкий к петровскому барокко. Здание представляет собой постройку с неоштукатуренной кирпичной кладкой, широкими окнами и мелкой расстекловкой. Венчает его крыша с переломом.
Домик Петра I, Санкт-Петербург
Во время строительства нового павильона-футляра в 1844 году пол этого футляра, вплотную примыкающий к стенам Домика, был так приподнят, что закрыл нижний венец сруба, исказив тем самым пропорции петровского здания. Это было исправлено лишь во время реставрации 1970-х годов.
В 1869 году встал вопрос «об установлении в окнах железных решеток в виде переплета, но без стекол, с внутренними створчатыми дубовыми рамами, и входной железной двери в самом Дворце со шпингалетным замком и на старинных петлях». Эти меры были приняты для охраны имущества часовни, устроенной в столовой Домика во второй половине XVIII века. Решетки, повторяющие мелкую расстекловку окон, сохранились до наших дней.
В 1889 году было принято решение о расширении футляра путем пристройки двух тамбуров (приделов) с северной и южной стороны, что и было сделано по проекту архитектора Н. М. Салько. Южная пристройка предназначалась для хранения мемориальной лодки-верейки, помещавшейся до этого на галерее рядом с Домиком, что не давало возможности обойти его кругом. Пристройка с севера была добавлена для придания симметрии. Работы выполнили к концу ноября 1889 года. В результате чехол приобрел в плане форму креста. Одновременно был произведен ремонт пола вокруг Домика и каменного тротуара вокруг футляра. Ветхий пол из пудожской плиты заменили таким же новым, а в северном крыле у главного входа пол выложил из искусственного мрамора скульптор Грациозо Ботта .
Часовня в Домике Петра I
Домик стал предметом особых попечений российских монархов, начиная с дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. По ее распоряжению в 1741-1742 годах в Домике была открыта часовня образа Спаса Нерукотворного. Тогда же была учреждена особая комиссия, в обязанности которой входило наблюдение за состоянием самого Домика и находящейся в нем часовни.
Главной святыней часовни была икона Нерукотворного Образа, которая некогда принадлежала Петру I и сопровождала его во всех походах и сражениях. По преданию, она была написана для царя Алексея Михайловича знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым и перешла к его сыну по наследству. Этот образ относился к числу наиболее почитаемых в городе и принимал участие в праздничных молебнах.
Икон а Спаса Нерукотворного, Санкт-Петербург
Перед иконой Нерукотворного Образа лежала молитва Спасителю («Господи Щедрый и Милостивый. »), переписанная рукой императрицы Елизаветы, которая читалась каждый раз за богослужением. Вначале молебны служило духовенство Троицкого собора, затем часовня перешла в дворцовое ведомство. С 8 ноября 1851 года по повелению императора Николая I богослужение в Домике стало отправляться по придворному чину, усвоенному во всех прочих императорских дворцах.
Домик Петра I, фото начала XX века
Чудотворная икона Спаса Нерукотворного уже с XVIII века являлась самой почитаемой в Санкт-Петербурге. Поклониться образу приходили все слои населения. Выражение «идти к Спасителю» было понятно каждому петербуржцу. Особенной популярностью часовня пользовалась у школьников и студентов: считалось, что молитва перед образом помогает успешно сдать экзамен. Накануне сессий многие родители лично отвозили своих чад в домик Петра I. Пристань у Летнего сада в народе так и называлась: «Пристань к Спасителю», а призывные крики вахтенного матроса: «к Спасителю за две копейки!» — были слышны задолго до подхода к набережной.
Вид часовни (бывшей столовой Петра I) на фотографии конца XIX – начала XX века. сейчас фото экспонируется на стенде в музее)
Часовня размещалась в столовой Петра I, а в кабинете была ризница.
В ризнице было устроено нечто наподобие мемориальной комнаты, в которой «как достопамятные редкости» хранились личные вещи Петра I: токарный станок и инструменты, а также предметы собственноручной работы Петра (кресло с кожаной подушкой, набитой конским волосом; деревянная рюмка с резьбой; оконная рама со свинцовыми переплетами; деревянная скамеечка). Перечень и изображения этих предметов можно увидеть на выставочном стенде в музее «Домик Петра I». Кресло сохранилось и демонстрируется в кабинете Петра I.
Предметы Петра I, хранившиеся в ризнице часовни
Вид ризницы, устроенной в кабинете Петра. Гравюра Л. А. Серякова по рисунку с натуры А. Н. Пищенкова; копия гравюры демонстрируется на выставочном стенде в музее «Домик Петра I»
Домик страдал от огромного количества посетителей. Через его маленькие помещения проходили тысячи людей. Для регулирования нескончаемого потока богомольцев окно в спальне в 1860 году было превращено в дверь, и паломники, таким образом, входили в часовню (бывшую столовую) из сеней и выходили через дверь в спальне. Сосновые полы в спальне были заменены каменными.
В рапорте от 26 марта 1910 года инспектор по строительной части архитектор фон Гоген сообщает: «Множество проходящих целый день людей, горящих свеч дают массу паров, конденсирующихся на холодных стенах и потолке столовой. Богомольцы стоят сплошною массою, оставляя свободным только место, необходимое для священника, и за подсвечником, полным горящих свеч. Из изложенного явствует, что первый дворец Петра находится в положении постепенного неминуемого разрушения как от наводнений, так и постоянного притока сырости от посетителей в холодное время, и под страхом ежечасной опасности от пожара».
В 1929 году часовня была закрыта по распоряжению советских властей. Икону Спаса Нерукотворного вначале передали в Троицкую церковь на Стремянной улице, а после ее закрытия — в Спасо-Преображенский собор, где образ находится по сей день.
История Домика Петра I в советское время
В 1917 году Первоначальный дворец с находившейся в нем часовней перешел из придворного ведомства в Народный комиссариат имущества республики, в 1918 году — передан в ведение Музейного фонда Главнауки Петроградского отделения. В 1918 году Домик был поставлен под государственную охрану.
В период с 1918 по 1922 год службы в часовне были прекращены. В 1922 году Церковное управление получило право пользоваться часовней. 17 января 1923 года между Петроградским епархиальным управлением и администрацией Музейного фонда было заключено соглашение об аренде часовни Епархией. Это соглашение продлевалось до 1929 года. 17 декабря 1929 года Главнаука расторгла договор, часовня была ликвидирована, а «Первоначальный дворец Императора Петра Великого» превращен в музей «Домик Петра I».
В 1930 году музей «Домик Петра I» открылся для обозрения. В 1934 году он поступил в ведение управления дворцов-музеев при Ленинградском городском Совете и вошел в комплекс Петровских дворцов Петергофского объединения.
Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты Домика (одежда Петра I и произведения прикладного искусства) были отправлены за Урал, в город Сарапул, а часть мебели спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Летом 1944 года Домик, пострадавший от бомб и снарядов, был восстановлен и в сентябре открыт для посетителей. Домик стал первым музеем Ленинграда, открытым после снятия блокады.
Домик Петра I, вход в музей сегодня
Домик Петра I
Домик Петра I — уникальный дом на Петровской набережной, ставший первым жилым сооружением Санкт-Петербурга. Этот маленький домик, построенный солдатами за три дня летом 1703 г. из грубых сосновых бревен, - единственная деревянная постройка, дошедшая до наших дней со времени основания Петербурга. Домик Петра бережно сохраняли как драгоценную реликвию, для чего построили кирпичный футляр, предохранявший его от разрушений.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Место для строительства было выбрано так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты - водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости. Строителями были русские солдаты и пленные шведы, работа была выполнена предельно быстро - всего за три дня.
Этот маленький и низенький дом состоял лишь из трех небольших комнат - кабинета, столовой и крохотной спальни. Мебель в домике была лишь самая необходимая, часть ее сделал сам царь. Это незатейливое жилище вполне отвечало вкусам Петра - он не любил просторных и роскошных палат. По желанию царя, чтобы сохранить домик для потомков, над ним был поставлен защитный навес, а затем над ним возвели специальный кирпичный футляр. Потом он был переделан таким образом, что домик оказался внутри его как в матрешке, посетители гуляют сейчас по музею между двумя стенами - домика и футляра.
Зайдя внутрь, вы сможете осмотреть домик снаружи и заглянуть в его окна, мелко застекленные полупрозрачным «лунным» стеклом. В комнатах хранятся подлинные предметы быта петровской эпохи и даже личные вещи самого царя: мундирное платье, самшитовая курительная трубка - подарок Меншикова, петровская трость, обтянутая кожей морского ската. Обратите внимание на кресло грушевого дерева в кабинете у стола - по преданию, его изготовил сам Петр I. Рядом с домом стоит лодка-верейка, также построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. Кроме того, здесь есть небольшая музейная экспозиция, рассказывающая о победе России в Северной войне и об основании Петербурга.
В конце XIX в. вокруг домика возвели чугунную ограду и поставили перед ним бронзовый бюст Петра. Вскоре набережная перед ним была одета в гранит, а спуск к воде украшен привезенными из Маньчжурии фантастическими скульптурами «Ши-цза» (мифологическими льва-ми-лягушками). Эти гигантские статуи у самой воды до сих пор задумчиво созерцают невские волны.
Домик Петра Первого в Заандаме
Домик Петра I — историческая деревянная постройка в городе Заандаме, построенная в 1632 году. В этом домике русский царь Пётр I жил в 1697 году, во время пребывания в Голландии с Великим посольством. В XIX веке вокруг домика был сооружен каменный футляр. Поблизости от музея «Домик царя Петра» находится памятник Петру I.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Пётр прибыл в Заандам в воскресенье, 18 августа 1697 года (по старому стилю). Он приехал в Голландию среди 35 добровольцев, направлявшихся сюда вместе с Великим посольством, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
В Заандаме царь поселился в домике на улице Кримп, в котором проживал Геррит Кист, морской кузнец, ранее работавший в России и встречавшийся с Петром на верфях в Архангельске. С 19 августа Петр начинает работать на одной из корабельных верфей. В свободное от работы время он осматривал фабрики, мельницы и мастерские в Заанском районе. Бывал у местных жителей, особенно в семьях, члены которых работали в России. Появление иноземцев в Заандаме, явление для того времени необычное, привлекало любопытных. А слухи о том, что в Заандаме находится русский царь, привели к тому, что в посёлок стали приезжать люди со всей страны. Инкогнито Петра было быстро нарушено, и назойливые зрители сделали его проживание в Заандаме невыносимым. Поэтому 25 августа Пётр уходит из Заандама в Амстердам на купленном им здесь буере. До Амстердама он дошел по Заану под парусом за три часа.
Впоследствии Пётр неоднократно возвращался в Заандам, но никогда не оставался здесь более чем на один день.
Маленький домик в Заандаме, в котором Пётр I жил одну неделю в августе 1697 года, был сохранен и превращен в музей. Он приобрёл статус исторического объекта уже в середине XVIII века и принадлежал королевской семье Нидерландов.
3 июля 1814 года император Александр I посетил Заандам и Домик Петра I, где возложил на камин мраморную доску с надписью «Petro Mayno. Alexander».
В 1816 году дочь императора Павла I Анна Павловна Романова стала супругой принца, а затем короля Нидерландов Вильгельма II Оранского. По случаю рождения их второго сына, Александра, в 1818 году Домик Петра был подарен ей королем Нидерландов Вильгельмом I. По приказанию Анны Павловны для ветхого строения был построен каменный футляр по образцу сооруженного императрицей Екатериной II покрытия для Домика Петра в Санкт-Петербурге.
Весной 1839 года Гаагу посетил наследник российского престола великий князь Александр Николаевич. Вместе со вторым сыном Анны Павловны, тоже Александром, они побывали в Заандаме в Домике Петра I. Это событие запечатлено на картине «Посещение русским царем Александром II Домика царя Петра 17 апреля 1839 г.», которая хранится в помещении домика. Сопровождавший великого князя Александра, его воспитатель Василий Жуковский увидев избушку Петра сочинил патриотический экспромт: Над бедной хижиною сей витают Ангелы святые: Великий князь благоговей! Здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая Россия!
В записках А. О. Смирновой-Россет (вероятная фальсификация её дочери) утверждается, что Александр Пушкин хотел стать дворником у домика Петра в Голландии. В разговоре с императором Николаем I, Государь сказал Пушкину: «Мне бы хотелось, чтобы король Нидерландский отдал мне домик Петра Великого в Саардаме». — Пушкин ответил: «Государь, в таком случае я попрошу Ваше Величество назначить меня в дворники». Государь рассмеялся и сказал: «Я согласен, а покамест назначаю тебя его историком и даю позволение работать в тайных архивах».
Впоследствии строение переходило от одного члена нидерландской королевской фамилии к другому. В 1886 году сын Анны Павловны король Нидерландов Виллем III подарил Домик царя Петра российскому царю Александру III. По указанию Александра III, были установлены балки, поддерживающие деревянные стены домика. Позднее Николай II распорядился построить для домика большой футляр в виде прочных кирпичных стен с крышей.
Дом находился в собственности царского двора вплоть до революции 1917 года.
С 1921 года г-н Пустошкин, секретарь бывшей царской миссии в Гааге, взял на себя заведование музеем. Он выступал от имени наследников Романовых. После официального отказа в 1948 году двух наследников Романовых от прав на домик он снова перешел во владение Нидерландского государства и по сей день функционирует в качестве музея.
2 ноября 2005 года в Домике Петра побывал второй президент России В. В. Путин.
В 2013 году полноразмерный макет домика был подарен России правительством Нидерландов в рамках проведения перекрёстного года российско-нидерландского сотрудничества. После чего началось его возведение на территории московского музея-заповедника «Коломенское» силами 101-го инженерного батальона города Везепа вооружённых сил Голландии.
Домик Петра изнутри и частично снаружи расписан именами-фамилиями посетителей, среди которых можно обнаружить подпись Михаила Кутузова, потомка и тезку великого маршала, а также предположительно автограф Наполеона Бонапарта.
Первый дом Петербурга
Маленький деревянный домик построили всего за три дня в мае 1703 года. Здесь был кабинет, столовая, спальня и сени. Обстановка скромная, помещения небольшие: несмотря на высокий рост, Петр любил маленькие комнаты с невысокими потолками. Рост царя показывает табличка у входа в домик: 2 метра 4 сантиметра.
Столовая (фото — О. Феофанова) Столовая (фото — О. Феофанова) Кабинет (стул у рабочего стола, по преданию, Петр сделал собственными руками) (фото — О. Феофанова) Кабинет (стул у рабочего стола, по преданию, Петр сделал собственными руками) (фото — О. Феофанова) Рост царя Петра (фото — О. Феофанова) Рост царя Петра (фото — О. Феофанова)Стены домика расписали под кирпич, а на крыше установили деревянную мортиру с «пылающими» ядрами: в то время царь Петр числился капитаном бомбардирской роты. А еще он был искусным лоцманом и, согласно преданию, сам проводил первые иностранные корабли к порту на Троицкой площади. Одна из легенд рассказывает, как Петр в одежде простого лоцмана вышел на шлюпке навстречу голландскому кораблю, провел его в порт и пригласил шкипера на обед в свой домик. Голландец и подумать не мог, что перед ним русский царь, общался с Петром на равных и даже подарил его жене кусок полотна на рубашки. «Ну, Катя, ты теперь будешь нарядная, как императрица! Тебе бы век не видать таких рубашек!» — воскликнул Петр. Только когда к царю вошел Меншиков с докладом, гость понял, у кого обедает.
Первоначальный вид Домика Петра I Макет художника А. К. Дорогина (фото — О. Феофанова) Первоначальный вид Домика Петра I Макет художника А. К. Дорогина (фото — О. Феофанова)Снаружи домик защищает каменный «футляр». Первый футляр возвели еще при царе Петре: он заботился о сохранении первого петербургского дома. В 1846 году был сооружен новый, более просторный дом-футляр.
Первый «футляр» Литография Медтландта с рисунка Керра, 1805 Первый «футляр» Литография Медтландта с рисунка Керра, 1805Сейчас здесь музей, в домике хранятся личные вещи Петра I. Некоторые из них он сделал своими руками, например лодку-верейку. На этой лодке император переправлялся через Неву.
Лодка-верейка (фото — О. Феофанова) Лодка-верейка (фото — О. Феофанова)В 1871 году садик у домика обнесли чугунной решеткой. Потом в саду появился небольшой памятник Петру. Если приглядеться, на его левом плече можно увидеть морду льва.
Бюст Петра I Н.-Ф. Жилле, 1875 (фото — О. Феофанова) Бюст Петра I Н.-Ф. Жилле, 1875 (фото — О. Феофанова)На набережной у домика живет целая семья китайских львов ши-цза. У папы-льва в лапе шар, а у мамы-львицы — львёнок. Это не единственная семья ши-цза в Петербурге . Но это уже другая история.
Ши-цза, мама-львица 1907, Гирин (Маньчжурия) (фото — О. Феофанова) Ши-цза, мама-львица 1907, Гирин (Маньчжурия) (фото — О. Феофанова)Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Есть минутка? Почитайте про самые известные и необычные памятники Петру I .
Больше информации и еженедельный календарь событий на выходные — в ВК-группе .
Царь собственноручно указал место, где следовало строить его жилище.В музей, свой Домик превратил тоже сам Пётр I, приказав после нескольких лет эксплуатации в 1723 году спрятать его под укрывающий полог
Шесть последующих лет Пётр I провёл в этом Первоначальном дворце, но только летний период, так как к холодной погоде Домик не был приспособлен.
Благодаря заботе Петра I, его Домик стал не только первой достопримечательностью, первым строением в городе, но и первым музеем Санкт-Петербурга.
Архитектура
Домик Петра построен по русской традиции из сосновых брёвен, по русскому же обычаю внутреннее помещение поделено наполовину сенями. В одной половине находилась столовая, в другой кабинет царя. Спальней Петру служил очень маленький чулан около сеней.
Но все остальные приметы указывают на голландский манер обустройства и украшения дома. Пётр велел стены раскрасить под красный кирпич, вместо маленьких русских окон были прорублены большие, почти в пол. Каждое окно имело раму из небольших составных частей с прозрачными стёклами волнистой тогда ещё структуры. Крышу украшало подобие черепицы, как в голландских домах.
В Домике не было предусмотрено наличие дымоходов и не были сложены печи – летом царю обогрев был не нужен
Сам Домик располагается в добротном кирпичном кожухе, постройку которого для защиты первой достопримечательности повелела исполнить Екатерина II. Позже кожух не единожды перестраивался и улучшался за время исторического развития России.
Цена билетов
Приобрести билеты в музей можно в кассах Домика Петра I в момент посещения музея или заблаговременно в кассах Русского музея или через его сайт.
Стоимость билетов для российских граждан и иностранцев несколько разниться:
- Взрослый билет обойдётся россиянину в 250 рублей, а туристу с другим гражданством – в 300 рублей
- Для российских студентов и пенсионеров будет стоить 120 рублей, для иностранных – 150 рублей
- Дети с любым гражданством до достижения 16 лет проходят в музей бесплатно
Официальный сайт
Телефон
Экскурсии
В программу экскурсионного обслуживания входят несколько этапов:
Где находится
Адрес
Петровская набережная, дом 6
Метро
Как добраться
Интересные факты
Отзывы
Большинство туристов и гостей Петербурга с благоговейным восторгом отзываются о посещении музея – ведь это не только первая постройка в городе, которая прекрасно сохранилась до наших дней, но и жильё самого Петра Великого. Маленький дом большого человека и правителя
Экскурсанты восхищаются простотой устройства жилого пространства, бережно восстановленной обстановкой петровского времени, неброским бытом царя всея Руси.
Гости особенно долго делятся впечатлениями о вещах Петра, сохраняемых специалистами и хранителями старины:
- сделанное царём кресло
- его бумаги и чертежи
- трубка из самшита и табакерка
- мундир императора из сукна красного цвета
- отливка из бронзы его руки
Люди считают, что музей помогает в понимании истории родины и роли Петра I в её процветании
Лишь малая часть посетителей музея высказывает негативные отзывы на экспозицию. Их не устраивает объём выставленных предметов, они хотели бы попасть внутрь самого Домика, а не рассматривать всё его убранство через окошки. Также некоторым туристам не нравится ценовая характеристика билетов.
Плюсы
- Возможность увидеть самое первое строение Петербурга и через его созерцание прикоснуться к истории Руси
- Шанс узнать поближе быт русской старины и особые привычки Петра Великого
- Знакомство с сохранившимися личными вещами Петра I
Минусы
- Единственным минусом можно назвать очень маленькое пространство экспозиции, но этот фактор обусловлен самой историей – посетителям выставки приходится по очереди через окошки рассматривать старинные предметы в комнатах Домика
deletant
Это самое первое здание Санкт-Петербурга, летнее жилище Петра I в 1703-1708 годах, до постройки Летнего и Зимнего дворцов.
Питер-2013 // Часть 34
1. Сейчас деревянная избушка спрятана в кирпичном «футляре», построенном в 1844 году по проекту архитектора Р.И. Кузьмина.
2. В 1852 домик окружили чугунной решёткой. В 1875 перед домиком установили бронзовый бюст Петра работы скульптора Пармена Забелло.
3. Сам домик площадью 60 м² построили солдаты-плотники за три дня, с 13 по 15 мая 1703 года.
4. Он стоит на правом берегу Невы неподалёку от Троицкой площади.
5. Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты - водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
6. Первоначально крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти элементы, ныне утраченные, указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка.
7. Дом построен из тёсаных шестигранником («по-фински») сосновых брёвен, снаружи раскрашен под кирпичную кладку.
8. Двери и окна, в традициях русской архитектуры XVII века, были украшены орнаментальными металлическими накладками.
9. Для тех времён непривычно большие окна царь повелел сделать с мелкой расстекловкой.
10. В доме отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил здесь лишь в тёплое время года.
12. Для поклонения иконе в 1742 году по желанию Елизаветы Петровны в бывшей столовой была устроена часовня в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа.
13. В 1930 году домик стал музеем, столовой вернули первоначальный вид.
14. Внутри домик поделён всего на четыре помещения: столовую, кабинет, сени и спальню. Здесь представлены подлинные вещи, принадлежавшие Петру I.
15. На двери в спальню со стороны столовой был нанесён архитектурный рисунок.
16. В спальне экспонируется царское мундирное платье красного сукна, трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку, а также отливка руки с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 году. К сожалению, отсутствует кровать.
17. В кабинете на столе лежит курительная трубка из самшита с агатовыми вставками, подаренная царю Меншиковым.
18. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.
19. В отсеке «футляра» также представлена лодка-верейка, построенная самим Петром.
20. Эта лодочка служила царю для переправы на другой берег Невы.
Читайте также: