Дом пашкова чертежи фасада в хорошем качестве
architectstyle
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства.
Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
В истории русской архитектуры можно выделить три этапа развития классицизма:
- ранний классицизм (1760–1780-е),
- строгий, или зрелый классицизм (1780–1800-е),
- поздний, или ампир (1800–1830-е).
Размах строительства и высокие художественные качества русской школы классицизма сделали этот стиль важнейшим в истории, своего рода «золотым веком» Русской архитектуры.
И слово «веком» здесь вполне уместно, так как классицизм продолжал быть одним из главных стилей в России и в годы эклектики, то есть после 1840-х гг.
Московский классицизм имеет весьма существенные отличия от столичного Петербургского. На Москву жесткие градостроительные правила Петербурга не распространялись, поэтому здесь большей частью сохранялся патриархальный русский уклад, что отражалось и на постройках. И в Москве постепенно крепла своя архитектурная московская школа.
Активная застройка Москвы зданиями, выполненными в новом стиле, началась в 70-х годах XVIII века. В это же время окончательно определились два вида композиции городской усадьбы. Первый вариант представлял собой усадьбу с главным домом, расположенным по Красной линии улицы, и хозяйскими службами за домом. Во втором случае дом с флигелями размещался в глубине двора, а от улицы его отделяла ограда с парадными воротами.
Дом Пашкова, или городская усадьба Пашкова - наверное, самое известного произведения московского классицизма, уникального по своей архитектурной целостности. В этом здании оба варианта как бы сливаются вместе и дают совершенно новый эффект.
Дворец выстроен на высоком Ваганьковском холме и один из его фасадов ориентирован на Кремль. Да не просто смотрит на древний Кремль, а фактически доминирует над кремлевскими сооружениями. На склоне перед домом был разбит сад и устроена красивая ограда. Монументальный объем Пашкова дома виден издалека с самых разных, и самых дальних точек города.
Дом Пашкова выстроен в 1784-1788 гг.
Вид Моховой улицы, с картины Ж.Делабарда (?)
От ограды сохранился только небольшой фрагмент вдоль ул. Знаменки
Но объмно-планировочное решение Пашкова дома таково, что зритель обычно знает только эту хорошо известную панораму. Второй и фактически главный фасад скрывается с противоположной стороны, откуда осуществляются и входы и подъезды.
Хочу специально подчеркнуть, что со стороны Моховой улицы входов в здание нет, и построенная в центре зеленого склона система лестниц и всходов имеет чисто декоративное предназначение. Это все добавления, сделанные в ХХ веке, и к первоначальному замыслу не имеют никакого отношения.
Дворовый фасад представляет собой, может быть, еще более интересное зрелище - парадный двор торжественный и величественный.
Шикарная панорама, на которой виден и сам дворец, и его парадный двор, окруженный флигелями, и весь Кремль. Фото:
Въезд во двор со стороны переулка осуществляется через ворота, размещенные в Триумфальной арке.
Въездные ворота в усадьбу - вид со Староваганьковского переулка. Фото 1950-х гг.
Около ворот стояла церковь XVII в. Николы на Старом Ваганькове, которая была включена в общую композицию дворцового ансамбля.
В наши дни церковь отреставрирована и смотрится еще красочнее.
И снова вернемся к вопросам классицизма. Важно отметить, что пути развития классицизма в новой и старой столицах России были далеко не одинаковые. Классицизм появился в архитектуре и градостроительстве Москвы после 1762 года и сразу начал активно решать вопросы планировки города и его облика. В частности наиболее важные объекты должны были быть построены вдоль берега реки Неглинки. Из окон этих домов открывались виды на Кремль. Оба здания Университета и Дом Пашкова создали торжественный ансамбль, которые до наших дней определяют архитектуру центральных площадей вокруг Кремля. Пространство вдоль Неглинки должно было быть расчищено от мелких построек и создана парадная общественная зона.
Дом Пашкова занимает особо важное значение в этой градостроительной ситуации. Поставленный на высоком холме, он не только давал возможность осмотреть из окон весь Кремль, но и в определенной степени и доминировал над его невысокими сооружениями. Особенно до построек в Кремле крупных зданий в середине XIX века.
Два слова об авторе проекта . Как это не парадоксально звучит, но фактически документальных материалов об авторе не сохранилось. По традиции большинство исследователей называет имя В.И.Баженова. Его авторство подтверждается и необычной смелостью решения и градостроительным размахом. Но, повторяю – документально это не подтверждено. Наверное, такое возможно только в нашей уникальной стране. Слов нет….
Для моего поколения Дом Пашкова – это еще и библиотека им. В.И.Ленина, знаменитая «Ленинка» и её главный читальный зал – огромное двусветное помещение, наполненное читателями все возрастов, от юных студентов до седовласых солидных корифеев. И до позднего вечера склоненных над книгами людей можно было видеть с галереи, окружающей читальный зал.
. . . .
Мы рассмотрели один из основных вариантов компоновки дома-дворца эпохи Классицизма. В следующей статье будет изучаться совсем другая планировка, с принципиально другим подходом и акцентами.
Дом №1 (109) по ул. Герцена
С другой стороны Никитской расположено так называемое новое здание Университета. Но Университет купил этот участок только в 1833 году.
В XVIII веке на этой территории помещалась главная аптека. Вид ее известен по уже упомянутой акварели. Это крупное трехэтажное здание серого цвета с лопатками по фасаду. Но странное дело. Второй этаж совершенно лишен окон, а лестница-пандус ведет прямо на второй этаж. На плане 1777 года вход еще нарисован со двора. Такое здание больше похоже на театр, чем на главную аптеку. В 1792 году владелица Пашкова писала в Управу благочиния, выдававшую разрешения на постройки, что это здание разламывается до основания (если только это не условная формула), а с 1793 года начала строить новое здание. Полная разборка крепкого здания - вещь крайне редкая, московские архитекторы все были экономны и сохраняли обычно даже крохотные фрагменты старой кладки.
Таким образом, существующее здание, переделанное после для университета, относится к 90-м годам XVIII века. В 1812 году дом сгорел и пожар его изображен на одной старинной гравюре. Прежний вид его запечатлен в Альбомах Казакова и на старых фотографиях. Оно стоит на небольшом холме, как на пьедестале, со всех четырех сторон имело по колоннаде, имело бельведер, с которого открывался прекрасный вид на Кремль и Моховую (бельведер в переводе и означает «красивый вид»). По постановке дом, хотя и уступает дому другого Пашкова (библиотека имени Ленина), во многом похож на него. Сейчас бельведеров в Москве осталось считанное количество, но раньше дом, стоящий на красивом месте, очень часто венчался бельведером.
Может показаться удивительным, что такой парад был устроен недалеко от грязной Неглинки, отделенной от Университета и дома Пашкова кварталом скромных домов. Но по плану 1775 года перед Никитской должны были устроить площадь, а из Неглинки устроить обширный пруд. История рассудила иначе, и Жилярди пришлось считаться уже с Кремлем и Манежем, а дом Пашкова оказался в паре с последним.
Дом Пашкова был настоящим дворцом (о его совершенно нежилом характере говорит, например, такая деталь: комнаты громадной анфилады были связаны не дверьми, а только проемами с колоннами по сторонам, и все помещения превращались в один непрерывный зал) . Он имел огромную залу, великолепный вестибюль, трехмаршевую лестницу. Дом был связан переходом с правым флигелем, в котором помещался театр (ныне клуб Университета), за театром конюшня на 32 лошади и каретный сарай. Когда в 1806 году сгорело центральное театральное здание Москвы - театр Медокса (ныне поглощен Большим театром), его спектакли давались в этом флигеле.
Конечно, в 1833 году дом стал слишком велик для частного владения. При переделке для Университета Тюрин хотя, естественно, ампиризировал дом, но почти не изменил его пропорции. Еще в конце XIX в. он имел и свои портики со всех сторон, и смотрелся мощным самостоятельным объемом. К 1838 - 1839-м годам относится и ограда, одна из последних по времени оград ампира, хотя в ней и чувствуются следы начинающегося разложения форм. Факелы и светильники - символы знания. На пилонах ворот глобусы - земной и небесный (с левых ворот они исчезли еще в войну).
Источник "Классическая Москва", Е. В. Николаев, Стройиздат 1975
Дом Пашкова в Москве. Архитектура и дизайн интерьера
Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.
Пашков дом. Открытка начала XX в.
Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.
Дом Пашкова. Фрагмент Ворот.
Пашков дом. Фасад со стороны Староваганьковского пер.
С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.
В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.
Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).
Пашков дом. Фасад и план усадьбы.
За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.
Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.
В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.
Пашков дом. Вид из Александровского Сада. 2007 г.
Пашков дом. Центральный корпус c лестницей Долганова. Вид с Моховой ул.
Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.
Пашков дом. Фасад и план усадьбы.
Маловероятно, чтобы кто-нибудь из нас, на протяжении своей жизни, не встречал заборов. Скорее, это можно было бы себе
Михайловский замок. Часть 1. История, архитектура и дизайн интерьера
В конце XVIII века, Павел I, сын императрицы Екатерины II, длительное время ожидал возможности взойти на престол. То было
Изобразительное искусство
Для всех любителей искусства, творчество Питера де Хоха является предметов постоянного интереса во время организации туров в
"Слава этому Гомеру живописи. " Э. Делакруа Много ли найдется художников, которые находясь на вершине славы стали бы
Декоративное искусство
Керамика Керамические декоративные изделия для интерьера относится к числу лучших достижений древнеамериканского искусства.
Дизайн ландшафта. Живая изгородь на участке
Живая изгородь способна украсить любой дом или сад. Но, чтобы она выглядела эстетично и привлекательно, за ней нужен постоянный
Фотография
Школа фотографии. Советы туристам. Часть 1
Многие поклонники путешествий сочетают отдых и познавательный интерес с фотографией. Следует сказать, что туристические
Цифровые фотоаппараты. Обзор новинок 2013 года
В последнее время, на рынке наблюдается устойчивый рост количества моделей цифровой техники. Это касается и цифровых
Туризм
Достопримечательности Италии. Озеро Гарда. Часть 2
В 15 километрах от Тренто, в долине Сарка лежит озеро Тоблино. Южнее, ближе к озеру Гарда, на возвышенности над рекой выращивают
Хостел в Киеве. Особенности и преимущества экономного проживания
Киев, как крупный столичный город привлекает немало приезжих. Здесь, уже не первый год, хорошо развита туристическая и
РАЗНОЕ
Наружная реклама. Рекомендации по дизайну
Нравится нам это или нет, но современную жизнь трудно представить без наружной рекламы. Крупные и малые торговые организации,
История красоты. Часть 1
На протяжении истории, у людей часто возникала потребность в определении понятия красоты. Чем было мотивировано подобное
На правах:
@2021 5arts.info
Журнал по дизайну, строительству и культуре.
Коллекция книг о живописи и искусстве
Полученная описанным выше путем схема может служить основой для успешного завершения перспективного построения. При этом могут быть использованы как рекомендуемые теорией линейной перспективы способы геометрического построения, так и приемы прорисовки деталей на глаз, которые при наличии известного опыта у рисующего всегда себя оправдывают на практике.
Перспективное изображение здания библиотеки, построенное на основе данной схемы, представлено на рисунке 57. Здесь же помещена фотография здания, выполненная с той же точки зрения. На фотоснимке здание выглядит чрезмерно удлиненным. Усиленный перспективный ракурс придает ему неестественный вид. Напротив, построенное рекомендуемым методом изображение передает вид здания более правдиво, позволяя зрителю составить более правильное впечатление о его пропорциях и размерах.
В дополнение к рассмотренному случаю приведем еще один пример построения перспективы объекта более сложной конфигурации — старого здания библиотеки имени В. И. Ленина, или так называемого дома Пашкова, построенного по проекту крупнейшего русского зодчего XVIII века В. И. Баженова. Точка зрения, как и в предыдущем примере, располагается на противоположной стороне Моховой улицы (рисунок 58). Угол зрения на объект в горизонтальной плоскости равен 54°, а в вертикальной — около 27°, считая от горизонта.
Рисунок 58. План и фасад дома Пашкова в Москве. Схема перспективного построения
Характерной особенностью формы дома Пашкова является его расчлененность на несколько самостоятельных частей — центральный объем здания с фонарем, два боковых портика и две соединяющие эти объемы галереи. При восприятии здания с заданной точки наблюдения фасадные плоскости этих объемов будут видны зрителю в различной степени ракурса. Ближние в меньшем, удаленные — в более сильном сокращении.
Для наиболее точной передачи указанных перспективных явлений следует учитывать эти особенности, определяя в процессе построения перспективы степень ракурсных сокращений для каждого из соответствующих элементов здания в отдельности.
Поэтому, проведя из точки K1, след проекционной поверхности и спроектировав на него план объекта, мы заменим полученную кривую не одной, а несколькими хордами, стягивающими дуги 1020, 2030, 3070 и так далее. Здесь же, пользуясь изображением бокового фасада здания, получим проекционные величины высот боковых портиков (10', 20', 80', 90') , главного объема (30' и 70'), высоты фонаря (50') и точек описанного вокруг него квадрата, используемого для построения перспективы окружности (40', 60'). Эти точки определяют положение вершин проекций соответствующих отрезков, общая высота которых отсчитывается от горизонта, то есть от оси Y.
Полученные таким путем проекционные размеры основных горизонтальных размеров и высот здания переносим на перспективу (рисунок 59), где первые (точки 10, 20, 30, и т. д.) располагаем на линии горизонта в соответствующем порядке и с необходимыми интервалами, а вторые — перспективные размеры высот — откладываем на вертикальных прямых, проходящих через соответствующие точки, от линии горизонта. Соединяя далее точки 10' и 20', 30' и 70' и т. д., а также используя точку схода F для прямых, перпендикулярных к оси X, получаем на перспективе очертания общих контуров изображаемого объекта.
Продолжая построение, находим место некоторых промежуточных членений высот, определяющих положение основания дома Пашкова над горизонтом, высоту цокольного этажа, венчающих здание антаблементов и фронтов. Эти точки вместе с дополнительными данными о проекционном расположении некоторых промежуточных вертикальных членений, например, сторон центрального портика, позволяют получить перспективное изображение объекта в общих массах, как это показано на рисунке 59.
Рисунок 59. Схема перспективного изображения дома Пашкова
Дальнейшее построение сводится главным образом к последовательному уточнению и деталировке полученной схемы. В законченном виде такая перспектива представлена на рисунке 60 вместе с фотоснимком, выполненным с той же точки зрения. Сравнение этих изображений показывает, что применение рекомендуемого метода приводит к устранению усиленных ракурсов и перспективных сокращений, имеющих место на фотоснимке. Искривления же горизонтальных линий, возникшие в результате фрагментарного перспективного построения объемов здания, не бросаются зрителю в глаза.
Рисунок 60. Сопоставление фотоснимка и перспективного изображения дома Пашкова, построенного с применением нескольких точек схода
Дом №1 (109) по ул. Герцена
С другой стороны Никитской расположено так называемое новое здание Университета. Но Университет купил этот участок только в 1833 году.
Таким образом, существующее здание, переделанное после для университета, относится к 90-м годам XVIII века. В 1812 году дом сгорел и пожар его изображен на одной старинной гравюре. Прежний вид его запечатлен в Альбомах Казакова и на старых фотографиях. Оно стоит на небольшом холме, как на пьедестале, со всех четырех сторон имело по колоннаде, имело бельведер, с которого открывался прекрасный вид на Кремль и Моховую (бельведер в переводе и означает «красивый вид»). По постановке дом, хотя и уступает дому другого Пашкова (библиотека имени Ленина), во многом похож на него. Сейчас бельведеров в Москве осталось считанное количество, но раньше дом, стоящий на красивом месте, очень часто венчался бельведером.
Может показаться удивительным, что такой парад был устроен недалеко от грязной Неглинки, отделенной от Университета и дома Пашкова кварталом скромных домов. Но по плану 1775 года перед Никитской должны были устроить площадь, а из Неглинки устроить обширный пруд. История рассудила иначе, и Жилярди пришлось считаться уже с Кремлем и Манежем, а дом Пашкова оказался в паре с последним.
Коллекция книг о живописи и искусстве
Для учащихся в художественных учебных заведениях
Содержание:
План и фасад дома Пашкова
Полученная описанным выше путем схема может служить основой для успешного завершения перспективного построения. При этом могут быть использованы как рекомендуемые теорией линейной перспективы способы геометрического построения, так и приемы прорисовки деталей на глаз, которые при наличии известного опыта у рисующего всегда себя оправдывают на практике.
Перспективное изображение здания библиотеки, построенное на основе данной схемы, представлено на рисунке 57. Здесь же помещена фотография здания, выполненная с той же точки зрения. На фотоснимке здание выглядит чрезмерно удлиненным. Усиленный перспективный ракурс придает ему неестественный вид. Напротив, построенное рекомендуемым методом изображение передает вид здания более правдиво, позволяя зрителю составить более правильное впечатление о его пропорциях и размерах.
В дополнение к рассмотренному случаю приведем еще один пример построения перспективы объекта более сложной конфигурации — старого здания библиотеки имени В. И. Ленина, или так называемого дома Пашкова, построенного по проекту крупнейшего русского зодчего XVIII века В. И. Баженова. Точка зрения, как и в предыдущем примере, располагается на противоположной стороне Моховой улицы (рисунок 58). Угол зрения на объект в горизонтальной плоскости равен 54°, а в вертикальной — около 27°, считая от горизонта.
Рисунок 58. План и фасад дома Пашкова в Москве. Схема перспективного построения
Характерной особенностью формы дома Пашкова является его расчлененность на несколько самостоятельных частей — центральный объем здания с фонарем, два боковых портика и две соединяющие эти объемы галереи. При восприятии здания с заданной точки наблюдения фасадные плоскости этих объемов будут видны зрителю в различной степени ракурса. Ближние в меньшем, удаленные — в более сильном сокращении.
Для наиболее точной передачи указанных перспективных явлений следует учитывать эти особенности, определяя в процессе построения перспективы степень ракурсных сокращений для каждого из соответствующих элементов здания в отдельности.
Продолжая построение, находим место некоторых промежуточных членений высот, определяющих положение основания дома Пашкова над горизонтом, высоту цокольного этажа, венчающих здание антаблементов и фронтов. Эти точки вместе с дополнительными данными о проекционном расположении некоторых промежуточных вертикальных членений, например, сторон центрального портика, позволяют получить перспективное изображение объекта в общих массах, как это показано на рисунке 59.
Рисунок 59. Схема перспективного изображения дома Пашкова
Дальнейшее построение сводится главным образом к последовательному уточнению и деталировке полученной схемы. В законченном виде такая перспектива представлена на рисунке 60 вместе с фотоснимком, выполненным с той же точки зрения. Сравнение этих изображений показывает, что применение рекомендуемого метода приводит к устранению усиленных ракурсов и перспективных сокращений, имеющих место на фотоснимке. Искривления же горизонтальных линий, возникшие в результате фрагментарного перспективного построения объемов здания, не бросаются зрителю в глаза.
Рисунок 60. Сопоставление фотоснимка и перспективного изображения дома Пашкова, построенного с применением нескольких точек схода
Дом Пашкова в Москве. Архитектура и дизайн интерьера
Пашков дом. Ж.Делабарт. Литография, XVIII в.
Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы. Глаз легко воспринимает ясное деление строения на части: высокий центральный корпус, увенчанный бельведером, и два симметрично расположенных флигеля в виде небольших павильонов. Четко очерченный в пространстве блок центрального корпуса выделяется не только размерами его главенствующее значение подчеркнуто поднятым на высоту второго этажа четырехколонным коринфским портиком, над которым когда-то размещался герб владельцев усадьбы. Этот портик и является смысловым центром архитектурной композиции. Боковые флигели, украшенные изящными портиками ионического ордера, наклонными линиями своих фронтонов, как будто, указывают взгляду направление все на тот же композиционный центр. Все части здания покоряют гармонией форм и архитектурным единством.
Пашков дом. Открытка начала XX в.
Спроектировал и построил Дом Пашкова в 1784 – 1786 годах выдающийся архитектор Василий Иванович Баженов.
Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.
Дом Пашкова. Фрагмент Ворот.
Пашков дом. Фасад со стороны Староваганьковского пер.
С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма.
В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества. Создавая городскую усадьбу для отставного поручика гвардии П.Е.Пашкова, Баженов воспроизвел в классических архитектурных формах композицию высоких хором с теремом и гульбищами, которые действительно располагались на этом месте и хорошо видны на панораме Москвы 1714 года. Возможно даже, что, в какой-то мере, архитектор использовал старые фундаменты и включил их в нижние части своей постройки.
Национальные истоки творчества Баженова сказались и в связях дома Пашкова с окружающими его памятниками древнерусского зодчества. На первый взгляд, здание совершенно самостоятельно и не связано с соседними постройками. Его фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).
Пашков дом. Фасад и план усадьбы.
В древнерусской архитектуре (в особенности, к концу XVII началу XVIII века) были распространены, так называемые, ярусные композиции – башнеобразные строения, составленные из отдельных уменьшающихся к верху частей. Такую форму имели многие колокольни, а также завершения крепостных башен. В Московском Кремле наиболее последовательно ярусный принцип использован в Боровицкой башне, напротив которой как раз и был выстроен центральный корпус дома Пашкова. В композиции баженовского творения также использован принцип ярусной композиции, только реализован он средствами классической архитектуры. Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера. Также, первоначальное (лишь частично дошедшее до нашего времени) скульптурное убранство здания подчинялось схеме пространственной пирамиды. Не вызывает сомнения, что Баженов сознательно применял энергичные ритмы восходящих форм, стремясь к созданию гармоничного ансамбля с окружающими усадьбу сооружениями древней Москвы.
За свою более чем 200-летнюю историю дом Пашкова не раз менял владельцев, использовался по-разному.
Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив ПашковыхАпраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.
В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
С этого момента начался новый этап его истории уже в качестве общественного здания. Некоторое время здесь находилась гимназия, а с 1861 года здание приспособили чтобы разместить в нем Московский публичный и Румянцевский музеи. В основу музейных собраний были положены коллекции произведений искусств и библиотека, переданные государству графом Н.П.Румянцевым. В центральном корпусе поместили картины русских и иностранных художников, во флигелях различные отделы музеев, прежний манеж приспособили под читальный зал, а в переделанном корпусе конюшни расположился этнографический музей.
Пашков дом. Вид из Александровского Сада. 2007 г.
И позже, не раз предпринимались переделки внутри отдельных зданий, завершившиеся в 1913 – 1915 годах капитальной перестройкой внутренних помещений центрального корпуса, когда по проекту Л.Н.Шевякова здесь был создан просторный двусветный читальный зал. С течением времени значение библиотеки музея лишь возрастало. По мере увеличения книжных фондов требовались все новые помещения для хранения, необходимо было расширять читальные залы.
После революции было принято решение передать музейные коллекции дома Пашкова другим учреждениям, прежде всего – Историческому музею и Третьяковской галерее. В зданиях бывшего дома Пашкова осталась только библиотека, превратившаяся к тому времени в одно из крупнейших книжных собраний в мире. После возведения нового комплекса зданий Государственной библиотеки, корпуса бывшей усадьбы Пашкова оказались включенными в новый архитектурный ансамбль, протянувшийся вдоль Моховой улицы от Воздвиженки до Знаменки. В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.
Пашков дом. Центральный корпус c лестницей Долганова. Вид с Моховой ул.
Вобрав в себя опыт предшествующего развития архитектуры, дом Пашкова принадлежит создавшей его эпохе. В то же время, он прошел путь от дворца и частной усадьбы, до хранилища культурных традиций мирового значения. В этой связи, вероятно, можно сказать, что изначально гармоничная архитектурная форма обрела соответствующее ей культурное и духовное содержание.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи “Дом Пашкова” Ю.Герасимова, М.1982 г.
Дом Пашкова
Конструкция, планировка дома Пашкова. Рассмотрение архитектурного стиля здания. Классицизм в оформлении фасадов. Планировка сада, разбитого перед домом. Ордерная система дома Пашкова. Здание во время отечественной войны. Передача дома в ведомство Москвы.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Предмет | История искусств |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Прислал(а) | Кича Владимир |
Дата добавления | 09.10.2015 |
Размер файла | 532,8 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Проектирование двухэтажного зданияПланировка и застройка малоэтажной жилой застройки. Размещение дома и хозяйственных построек на участке. Конструкция фундамента стены, формы окон. Устройство крыши. Проведение отделочных работ. Наружное оформление здания. Создание дизайна интерьера дома.
контрольная работа [38,9 K], добавлен 16.01.2015
Назначение здания и место его постройки. Климатическая часть района строительства. Планировка здания с указанием основных его размеров. Схема кладки несущих стен в два кирпича. Схема внутренних дверей дома. Статический расчет ленточного фундамента.
курсовая работа [694,1 K], добавлен 10.06.2013
Современный дом, построенный собственными силами. Разрешение на строительство и проект дома. Планировка помещений дома, осушение участка. Требования к строительным материалам: древесина, пиломатериалы, глина, фундамент, перекрытия, крыша, перегородки.
реферат [58,7 K], добавлен 30.07.2009
Разработка архитектурного и конструктивного решения двухэтажного индивидуального жилого дома, рассчитанного для проживания семьи из 4-5 человек. Объемно-планировочное решение здания. Стены малоэтажного жилого дома. Материал элементов перекрытия.
курсовая работа [623,7 K], добавлен 20.11.2013
Основные задачи архитектурного проектирования "умного дома" в соответствии с потребностями и пожеланиями семьи. Размещение здания в существующей застройке, его ориентация. Планировочное, конструктивное и архитектурно-образное решение жилого дома.
Дом Пашкова в Москве.
Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет.
Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.
В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.
В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.
В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.
Читайте также: