Дом ольги кормухиной на залите
Певица Ольга Кормухина и ее друзья собрали средства на восстановление храма
Участники II Международного фестиваля добрых дел «Остров.ру», прошедшего с 12 по 14 июля в Наро-Фоминском районе Подмосковья и организованного известной певицей Ольгой Кормухиной, собрали средства на восстановление местного храма Рождества Богородицы, сообщает агентство «Интерфакс-религия».
Праздник прошел недалеко от села Вышегород, где расположен восстанавливаемый храм.
- В этом году на фестиваль уже приехали целыми семьями с детьми, чтобы дети видели: мы - одна семья, один народ, что мы вместе можем делать что-то хорошее: восстанавливать храм, благоустраивать природу вокруг себя, помогать тем, кто в этом нуждается. Это очень важно, потому что много слова вокруг. Жатвы много, а делателей мало, как говорил отец Николай Гурьянов, - рассказала Ольга Кормухина.
Певица отметила, что стала заниматься благотворительностью после встречи со старцем протоиереем Николаем (Гурьяновым).
- Я видела, как батюшка всего себя отдавал, помогая людям, как он не раз разгонял тучи и ураган, чтобы один человек не разбился. «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет - у того отнимется и то, что имеет», - добавила известная певица.
Помимо сбора средств на храм, в этом году фестиваль был посвящен волонтерскому движению в России.
В празднике приняли участие представители таких известных организаций, как фонда «Подари жизнь» (Чулпан Хаматовой и Дины Корзун), «Доктор Лиза» (Елизавета Глинка), волонтеры доктора Леонида Рошаля и представители других волонтерских движений.
РОКовой остров
Звезда лихой рок-н-ролльщицы Ольги КОРМУХИНОЙ вспыхнула на фестивале «Юрмала-86». Ее тут же окрестили преемницей Аллы ПУГАЧЕВОЙ и даже русской Тиной ТЕРНЕР. Песни Ольги тогда мгновенно становились хитами. Но вдруг она пропала. Так же внезапно, как и появилась. Все 11 лет, пока «Красной пантеры» не было ни слышно, ни видно, в шоу-тусовке ходили противоречивые слухи: то ли спилась, то ли покончила с собой, то ли уехала в Америку… Однако за океан тогда укатила вовсе не она, а ее будущий муж - один из основателей культовой группы «Парк Горького» Алексей БЕЛОВ.
Ольга и Алексей вернулись на большую сцену летом минувшего года, неожиданно представ перед зрителями на одном из концертов «Фабрики звезд-6». Повзрослевшие поклонники этих мегапопулярных в 90-х артистов были потрясены их возвращением. Однако сами Кормухина и Белов, пригласив нас в гости в съемную квартиру в престижном районе Москвы, с порога заявили:
- А мы никуда и не исчезали! Ни на секунду не оставляли музыку. Просто с некоторых пор стали относиться к публичности совершенно по-другому. Да и жизнь наша за последние годы круто изменилась. Вот купили небольшой домик на острове Залита, что на Псковском озере, где проводим много времени, отдыхая от столичной суеты. Там жил наш духовный отец - старец Николай, который незадолго до смерти благословил нас на венчание.
ВЕНЧАНИЕ: поздравить молодых в храм Феодора Студита пришел весь столичный бомонд (1999 г.) |
Протоиерея Николая Гурьянова, служившего в храме на Залите более 50 лет, называли «живым святым». Он предрек избавление России от коммунизма, канонизацию Николая II, крушение подлодок «Курск» и «Комсомолец». О духовном зрении батюшки слагали легенды. По фотокарточкам он отыскивал без вести пропавших, советовал, как вызволить из плена заложников, излечивал смертельно больных, уберегал от напастей. А нашим героям отец Николай предсказал рождение ребенка, велев окрестить малыша сразу же после выхода из роддома, а назвать - если будет мальчик - Анатолием, а если девочка - Анатолией.
- Когда мы отправились крестить дочурку, с удивлением узнали, что был как раз день великомученика Анатолия, - улыбается Кормухина. - Сейчас Толюше шесть лет… Словом, у нас все ладно и спокойно. Некоторые удивляются: мол, зачем почти каждый день ходить в храм и молиться?! Но мы не обижаемся: постижение веры и нам не сразу далось.
Страсти-мордасти
Ольга и Алексей познакомились в Свято-Даниловом монастыре в Москве совершенно случайно. Хотя можно ли назвать их встречу случайной?! В то время Кормухина уже четко поняла, что популярность, деньги, плотские наслаждения - это все преходящее.
- Несмотря на все мои блуждания во тьме - пьянки-гулянки, два неуклюжих брака, увлечение буддизмом, гадания на блюдечке, мне кажется, я всегда жила с Богом в душе. Я выросла под звуки бабушкиной молитвы.
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ: родители сами дают Анатолии начальное образование |
А однажды, уже в зрелом возрасте, прочла дневник иеромонаха Самсона, и во мне как будто все перевернулось. Его слова проникли в самое сердце и засели там занозой. Если сломанную ногу держать на растяжке, то при каждом движении влево или вправо чувствуется боль. Вот и я старалась все чаще уходить от житейских страстей-мордастей, пытаясь найти тихую гавань. И когда нашла, внутри меня воцарилась гармония… Вон в последнее время Игорь Крутой частенько предлагает мужу: «Тебе нужно организовать больше эфиров на телевидении! Давай я устрою!» А мы отвечаем: «Пусть лучше все будет так, как есть. Иначе для души времени не останется».
Белов тоже не сразу нашел свою тихую гавань. Долго жил в Америке вместе с «Парком Горького», который после отъезда за кордон был переименован в «Gorky Park», давал множество концертов.
- В свое время я в избытке получил все, о чем только может мечтать человек: славу, бешеные деньги, все удовольствия мира. Пережил кучу романов, курил травку, выпивал. И что в итоге? Опустошение! Когда я в один прекрасный момент осознал весь этот ужас, попросил друзей отвезти меня на исповедь к батюшке. В перерывах между выступлениями, в переездах между городами стал читать молитвослов. Однажды мне рассказали о старце Николае, что жил на Залите. Я мечтал к нему поехать, но долго все не складывалось. В результате получилось так, что именно Оля меня отвезла на остров.
Золотой телец
Люди, обретшие Бога, не всегда находят понимание со стороны приятелей и коллег. Когда мы спросили об этом у Белова и Кормухиной, они задумались.
" PARK" (1989 г.): Александр Маршал, Александр Львов, Николай Носков, Ян Яненков, Алексей Белов вседа пользовались популярностью у девушек |
- Конечно, далеко не все принимают наш уклад жизни, - поделился Алексей. - Например, раньше мы крепко дружили с Александром Маршалом (экс-бас-гитарист «Gorky Park», настоящая фамилия которого - Миньков. - О.Е., Д.Л.).
ОТЕЦ НИКОЛАЙ: был духовным наставником страждущих |
А теперь он всячески избегает общения. И почему-то не только с нами. Даже нашего общего друга Николая Носкова, с которым мы вместе «Парк…» создавали, с 50-летием не поздравил. У Маршала в определенный момент все поменялось, он начал исполнять совершенно другую музыку. Можно сказать, из-за этого наша группа и развалилась. Видимо, Золотой телец Сашу испортил.
- Ну, Бог с ним. Мы слышали, другие ваши коллеги как зеницу ока берегут фотографии старца Николая, которые вы им подарили?
- Несколько лет назад я передал карточку батюшки Александру Иванову из «Рондо». Он с женой Леной как раз собирался в круиз и взял это фото с собой. В соседней каюте жила Валентина Толкунова. Однажды Иванов заметил, что Валя уже в который раз пропустила обед. Пришел к ней, а она лежит дико больная. Высокая температура, все горло обложило, а корабельный фельдшер не знает, что предпринять. Иванов, вспомнив о фотографии старца, принес ее Валентине.
"КРАСНАЯ ПАНТЕРА": мощный голос Кормухиной завораживал миллионы |
Та взглянула и ахнула, ведь именно к нему Толкунова не раз ездила молиться за сына, который подсел на наркотики. Тогда Валя спасла своего отпрыска.
А в этот раз батюшка помог ей самой. Когда она после круиза добралась до Москвы, врачи пришли в ужас. Они не могли поверить, что она еще жива.
- Вы обмолвились про наркотики. Среди рок-музыкантов, к несчастью, эта пагубная привычка весьма распространена.
- Когда я жил в Америке, каюсь, отведал все виды этой дряни.
Было интересно на собственном опыте познать, что это такое. Но сейчас уверенно могу сказать: никому не советую даже пробовать! На моих глазах происходили ужасные вещи: одурманенные люди кончали жизнь самоубийством, калечили себя…
- Вот Мурат Насыров - пожалуйста, - вступила в разговор Ольга. - Я ведь его совсем юным помню. Он учился с моим младшим братом в Гнесинке. Муратик, когда с конкурса песни в Юрмале триумфатором вернулся, весь светился от счастья: наобещали ему золотые горы. А я осекла. «Охладись, - говорю. - Не верю я богатым дядям. Нет среди них альтруистов. А если кто-то что-то сулит, потом обязательно попросят взамен еще больше. Ведь зачастую плата в этих делах - душа!». Он не послушал…
«Слезы, кровь и пот»: обиженная Кормухина влепила пощечину голозадой Гагариной
Ольга Кормухина в последнее время все больше времени отдает педагогической деятельности. Вместе с супругом исполнительница хита «Жить» сейчас активно преподает в Институте искусств, считая, что наставнику просто необходимо делиться накопленным опытом с учениками. Увы, но нередко ей приходится сталкиваться с неприятной проблемой — последствиями неправильного обучения.
Высказалась Кормухина и о поколении модных блогеров и тиктокеров, которые все чаще успешно штурмуют отечественный шоу-бизнес. Наглядным примером конфликта молодых и опытных звезд стал, в частности, скандал, который недавно произошел между Ларисой Долиной и блогершей Валей Карнавал.
Рок-исполнительница записала «диск спасения»«Я на одну сцену с ними не встаю. Если я пою произведения на стихи Пушкина, как я могу это поставить с дебилом, который гордится своим дебилизмом? Я посмотрела передачу, где участвовали Долина и тиктокерша Карнавал. Мне ее стало так жалко! Ведь у нее настоящего творчества нет, она не умеет творить, у нее нет желания получать знания», — негодует артистка в разговоре с «Собеседником» .
Еще одним больным вопросом для Ольги Кормухиной стала судьба культового хита «Кукушка», который несколько лет назад перепела певица Полина Гагарина. В итоге авторская аранжировка привела к судебным разбирательствам, которые завершились в пользу молодой исполнительницы. Гагарина смогла представить официальное письмо, написанное сыном Виктора Цоя — Александром, узаконившим исполнение композиции.
«Я хотела обратить внимание на то, что у нас в стране происходит. В Америке, к примеру, такое невозможно — спереть чужой продукт средь бела дня. Тут дело было не в деньгах, не в хайпе. Как говорил мой земляк Максим Горький: «Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни». Нельзя петь такую песню с голой задницей и стрип-балетом. Я эту песню спела, пройдя огромный жизненный опыт, слезы, кровь и пот, не для того, чтобы потом ее исполняли в распутных нарядах. Да и, если честно, меня одолели люди. Они думали, что я продала свою аранжировку», — признается певица и педагог.
Остров Ольги Кормухиной
На рубеже 1980-х и 1990-х Ольгу Кормухину — лауреата фестиваля «Юрмала-86», обладательницу национальной премии «Овация» и звания «Лучший голос России», называли русской Тиной Тернер. Ее песни становились хитами и звучали в эфире центрального телевидения и радио, гастроли с успехом проходили по всему Союзу. Казалось бы, все, о чем может мечтать человек, посвятивший свою жизнь музыке и сцене, достигнуто. Но неожиданно для всех на самом пике славы Ольга на несколько лет исчезает с телеэкранов и крайне редко появляется на сцене…
Фото Марины Захаровой.
Почему Мусоргский — это рок?
— Ольга, Вы покинули большую эстраду в начале 1990-х, на пике вашей популярности, и фактически вернулись только сейчас. Что заставляло Вас так долго молчать?
— В то время смутное, которое многих переломало, я вдруг четко осознала, что пришло безвременье, что своими песнями я не смогу ничего изменить ни в стране, ни в людях. Многие друзья моего возраста, которым было тогда 33–34 года, кто уехали, кто сломались, особенно те, кто действительно чего-то хотел достичь в музыке, — не свихнуться морально было трудно. Я поняла, что благоприятную ситуацию нужно вымолить, что ли. И почувствовала, что мне надо остановиться. Захотелось жить по правде, хотя бы по своей. Я решила тогда, что мой путь — монастырь. Но оказалось, он привел меня к венцу…
— Как уйти, если в то время Вас уже назвали лучшей рок-певицей страны, была масса наград, предложений.
— Да, у меня все получалось, и я приписывала эти удачи не своей исключительности, а тому, что мой путь был предначертан свыше, и я шла по нему прямо, честно и, как говорится, «добровольно и с песнями». Поэтому почти и не тщеславилась, скорее испытывала тихую радость, словно путник, который идет по незнакомой дороге и, сверяясь с картой, с удовольствием замечает обозначенные на ней пункты маршрута и убеждается в правильности своего движения.
— Вы пришли в рок-музыку, отношение к которой в Церкви было и остается неоднозначным. Не появлялось сомнений в выбранном пути.
— Да, часто можно услышать, что рок и вера — понятия несовместимые. Ничего подобного! Когда говорят, что это какая-то сатанинская музыка, я с этим абсолютно не согласна. Однажды Алексей (муж Ольги — Алексей Белов, рок-музыкант, выступает с известной группой «Парк Горького». — Ред.) спросил у отца Николая Гурьянова, нашего духовника, угодно ли Богу его ремесло. На что батюшка ответил: «Угодно, угодно! Оставайся на своем месте и продолжай делать добрые дела».
Понимаете, дело не только в том, что ты делаешь, а с каким сердцем ты это делаешь. Вокруг нас всегда столько молодежи крутится, и многие из них уже воцерковились и далеко вперед нас ушли. Есть даже священники. Идеальных людей ведь нет. Даже святые и те имели и слабости, и падения. Люди часто по внешнему судят, не зная человека, а среди рокеров достаточно очень чистых, добрых людей.
А почему я выбрала рок? Я ничего никогда не выбирала. Меня Господь вел все время — я в этом уверена. Меня просто «загоняли» туда, где я есть, где я нужнее. И я также знаю, что если мне будет что-то неполезно — Господь уберет от меня это. Я верю Ему.
А вообще рок, когда он только начинался у нас в стране, — это была музыка честная, молодая, если и бунтующая, то против косности и лжи, царившей вокруг. Против мещанства, равнодушия, что есть самое страшное в духовном смысле. Помните, как Господь говорил: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч (Откр 3:15). Даже враги ценнее, чем равнодушные люди. Враги нас учат, они нас вразумляют, через них Господь выводит нас на те пути, которые нам необходимы. Через эту брань, через молитвы за врагов Господь нас укрепляет и очищает, как в горниле. А равнодушие — это же муть. Ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся. Вот против этого душа бунтовала, и рок наиболее соответствовал такому протесту по своей энергетике. Рок — сильная музыка. Да и с творческой стороны — это возможность исполнять серьезную, сложную оркестровую музыку. Для меня Мусоргский, Стравинский — это рок. Просто электроинструментов они не использовали. А по стилю, по ритму, по гармонизации — рок чистой воды. Можно сказать, что они основоположники этого стиля.
Фото Михаила Филатова.
«Развлечение нужно унывающим людям»
— Что для Вас творчество? Способ самовыражения, попытка изменить к лучшему мир, людей?
— Вы даже представить себе не можете, какая это сила. И тут не все зависит от того, кто поет. Важно и кто слушает. Знаете, это еще на заре творческой карьеры, в туманной юности, я писала: «Боже, знаю я, чего желаешь Ты — любви, святости и чистоты». Сейчас я таких песен уже не пою. Во-первых, чтобы не упоминать всуе Имя Божие, во-вторых, мне благословили доносить смыслы притчами. Вот, например, песню «Я падаю в небо» люди православные очень хорошо понимают и принимают.
А что касается творчества, я всегда думаю, как бы не навредить. Каждый из нас будет отвечать за то, что делает. Божий дар — это ведь не просто так. За него нужно принести Богу благодарность, его надо стараться всячески приумножить, как в притче о талантах.
А о творчестве и искусстве у святых отцов, к сожалению, написано мало. Я буквально по крупинкам собираю эти высказывания. И больше всего нашла их у святителя Феофана Затворника. Ими и руководствуюсь.
— Можно ли, на Ваш взгляд, «оживить» современную культуру — этот пестрый «бразильский карнавал»?
— Повторюсь, здесь ответственность слушателя и зрителя такая же, как и исполнителя, актера, режиссера. Когда я слышу, как жалуются бабушки на приходе у нас на безобразные песни и программы: «Вот, скажи ты этим своим знакомым телевизионщикам, что же они показывают безобразия сплошные». Я им отвечаю: «Бабульки мои дорогие, не надо писать гневных писем в редакции, просто кнопку не включайте эту, и продюсеры быстренько сообразят, чтó народу нравится, а чтó нет». «А что же тогда делать без телевизора? — говорят они. — Скучно». Вот и весь ответ. К Богу сходили в воскресенье, галочку поста вили: «Господи! Баба Маша сегодня у Тебя побывала. А теперь всё — буду жить, как я привыкла, как я хочу». Вот и вся «православность». Потому и культура у нас в таком состоянии. Мы одной рукой свечку ставим, а другой кнопку на пульте нажимаем. Да еще и смотрим всякую чушь. А рядом дети или внуки сидят и видят, что сегодня взрослые с ними на полуголых девиц, простите, на экране смотрят, а завтра их за руку в храм поведут. Вот такое процветает двоедушие.
И если снова говорить о творчестве, я считаю, что это в чистом виде энергия — как автор чувствует, что переживает, через какую душу он все пропускает, с какими мыслями он выходит к людям… Все имеет значение. Это как пойти съесть гамбургер в «фастфуде» или подкрепиться здоровой пищей, приготовленной дома с любовью. Поэтому надо с большой осторожностью относиться к тому, что мы смотрим, что слушаем, что читаем. Всё мне позволительно, но не всё полезно
(1 Кор 10:23).
Но выбор все равно делаем мы сами. И популярность дешевого ширпотреба на нашей эстраде я могу объяснить только тем, что публика сегодня соответствует таким артистам. Как говорил один батюшка: «В унынии живем, в унынии рожаем детей, в унынии делаем свою работу». Уныние — это ведь состояние души без Бога. Вот унылым людям и требуется постоянное развлечение и отвлечение, чтобы не оказаться вдруг один на один с самим собой.
О Церкви и «расцерковлении»
— Как Ольга, которая пела об «усталом» такси, стала Ольгой, которая «падает в небо»? Как отнеслись Ваши близкие к такой перемене?
— Дело не в том, падает Ольга в небо или в усталом такси едет, главное, с каким сердцем она это делает. Я всегда была верующим человеком. Просыпалась под звуки бабушкиной молитвы. Время от времени я заходила в храм, интересовалась, трепет, конечно, испытывала. Я понимала, что есть иная жизнь, кроме той, которой живет мир вокруг. Но, как говорит мой друг Гарик Сукачев, не готова еще была отказаться от многого того, что мне было на тот момент дорого. Хотя это глупости, и сейчас я понимаю, что ни от чего отказываться не надо. Просто дела света не боятся света. Поэтому в первую очередь надо идти в храм, чтобы освятить свои дела и понять — светлы ли они. А темные дела нам на что? Зачем человеку весь мир, если он душу свою вечную погубит? Теперь я перед каждым ответственным, важным делом прошу молебен отслужить, испрашиваю совет духовника.
— Ольга, если в 90-е был действительно ощутимый поворот общества к Церкви — многие пришли в храм, остались в лоне церковном, то сегодня даже православные СМИ пишут о таком явлении, как расцерковление, прежде всего среди интеллигенции. Как Вы считаете, с чем это связано?
— Считаю, что во главу угла такие люди, видимо, возводили внешнее, а внутренним совсем не занимались. Ведь часто мы можем услышать даже среди церковных с виду людей: «Я в храме отстоял службу». Что значит «отстоял»? Как на заводе у станка, что ли? Но мы же не отстаивать ходим в храмы, мы идем молиться. Наша связь с Богом — это наша молитва. И соборная молитва Церкви — она же какую силу имеет огромную! И люди, которые не ощутили этой благодати, сердце которых не затронуло вот это дыхание вечности — молитва, не растопило его, они, наверное, не поняли еще разницу между душевным и духовным.
А наша интеллигенция… Я ни в коем случае не противник наук и знания, но вижу, сколь большие искушения в светской образованности существуют. Мне кажется, я понимаю, почему Анна Ахматова открещивалась постоянно от того, чтобы ее называли «частью интеллигенции».
Помните притчу о богатом юноше? Когда он на вопрос Спасителя о заповедях Божьих говорит, что все их сохранил от юности своей, Христос предлагает ему большее — раздать все свое имущество и последовать за Ним. Это имущество — это ведь не только материальное богатство его было, но и знания, навыки, таланты, которыми он обладал. И вот от этого очень трудно бывает человеку отказаться, потому что столько трудов на это положил, времени. А Христос стоит у двери сердца, стучит и говорит: «Да брось ты это все, Я дам тебе гораздо больше». — «А что же Ты мне дашь, Господи?» — «Я дам тебе Себя Самого».
Но человек даже не слышит этого, не хочет слышать. Он вцепился мертвой хваткой в свое, в то, чего добился праведным и неправедным путем. Это называют «самостью», т. е. гордостью.
Поэтому я думаю, что никакое это не расцерковление — то, о чем пишут в социальных сетях. Тот, кто ушел, не был в Церкви на самом деле. Церковь — это Тело Христово. Как можно из нее куда-то уйти?
Какое расцерковление? Странное какое-то слово! Воцерковления-то не было, наверное. Воцерковление — это когда человек становится Телом Христовым, когда жизнь свою полагает к подножию Его Креста. А если сейчас кинуть клич, сколько отзовется на призыв пострадать за Спасителя? И совершенно не обязательно, чтобы тебя при этом убивали. Просто пойди в больницу страждущих утешать, в тюрьму. Это тоже страдание. Это же самая высокая молитва, как учит мой духовник. Церковь — это не стены, где батюшка ходит с кадилом, а бабушки свечки ставят. Это мы. А от себя куда сбежишь?
Старец Николай Гурьянов
— Как Вы познакомились с Вашим духовным наставником — отцом Николаем Гурьяновым?
— С отцом Николаем мы познакомились лет за пять до того, как мы впервые встретились. Как такое может быть, спросите? «Я Вас давно знаю», — сказал он мне при первой встрече. Понимаете, батюшка участвовал в жизни многих людей, которые даже не слышали о нем. Меня к нему на остров Залит благословляли поехать еще году в 93-м, а я решилась на это только в 97-м. Ситуация жизненная просто вынудила это сделать. Перед этим я много молилась, просила Господа, чтобы встреча наша состоялась, чтобы я смогла найти ответы на свои вопросы. И вот приезжаю. Вокруг отца Николая столько народа, что батюшку даже не видно за ними. Но когда я закрыла калиточку и снова повернулась, то увидела, что от меня к нему прямая тропинка уже расчищена. Батюшка попросил всех расступиться и сказал: «Это ко мне, пропустите ее». Для меня это было так удивительно. Просто чудо! И первое, что он мне сказал при встрече: «Ну, что же ты так долго?»
— Говорят, что со старцами тяжело рядом жить…
— А мы рядом с ним не жили, мы рядом с ним летали, как на крыльях. Это уже после, когда батюшка в затвор ушел, мы начали «жить рядом», т. е. любоваться островом, рыбу ловить, огород возделывать в купленном неподалеку домике.
— Что Вас более всего поразило в нем?
— В отце Николае меня больше всего удивляла его подлинность. Подлинность во всем. У меня так сложилась жизнь, что многие в глаза говорили одно, а за глаза — другое. Меня предавали самые близкие люди. А это, пожалуй, единственный человек, в котором я была уверена, что он не только ничего не скажет обо мне дурного, а даже не подумает. Я это знала. Он был не способен. И поражало то, что рядом с ним мир духовный становился реальностью. А наш реальный мир казался нарисованным. Все, что касалось сокровенной жизни духа, было естественным. Даже чудо было естественным. Оно казалось нормой, а наша жизнь казалась ненормальной.
Я люблю рассказывать один случай. Один профессор математики, русский, приехал на остров со своим английским другом, тоже профессором математики, совершенно неверующим. И русский очень молился, чтобы тот уверовал. А англичанин имел помысел: «Если покажет мне этот старец чудо, тогда уверую». Приехали, батюшка их встретил, завел в келью и сразу же, с первых слов говорит: «Какое же чудо тебе, сынок, показать?» Подошел к выключателю и начал щелкать: «Вот есть свет, а вот нету света. Вот есть свет, а вот нету света. Ха-ха-ха». Посмеялись, и отец Николай отправил их домой: «Езжайте, сынки, с Богом, пока тихонько». Англичанин тоже посмеялся, мол, какие могут быть чудеса? Ведь ученый человек.
Приехали они с острова обратно на материк, а там толпа народа, милиция, рабочие какие-то провода тащат. «А что случилось-то?» — «Так три дня уже на островах света нет». И ученый наш тут же развернул лодку обратно.
А всем, кто жил рядом со старцами, со святыми, конечно, было тяжело, я думаю. Ведь почему Христа ненавидели и гнали? Потому что Он Сам, вся Его жизнь была обличением многим, что они не таковы. Он мешал людям жить так, как им хотелось, — по собственной прихоти, а значит, в рабстве у греха. Ведь и сегодня легко сказать: «Почему я пью? Да все пьют». А вот есть люди, которые не пьют, не курят, матом не ругаются, женам верны и о стариках родителях заботятся, в храм ходят. Почему же тогда христиан во все века гонят? Ведь это же хорошо — то, что они делают? Да потому, что общество всегда ищет себе оправдания в своих слабостях, а тут перед ним живой пример, что можно служить и не красть, дружить и не лгать, любить и не блудить, жить и не убивать. Одних вид этой «соли земли» приводит к раскаянию, а большинство готово снова и снова если не распинать, то трусливо отворачиваться, проходя мимо Креста.
— Что самое важное, чему Вы на острове научились?
— Радоваться и благодарить. Таким был ответ батюшки на вопрос: «Как мне спастись?» Радоваться вроде бы, уже научилась, а вот благодарить непрестанно — еще нет.
Для себя после нескольких лет, проведенных на острове, я открыла, что религия, вера наша — это не учение. Это сама жизнь. Что не выживать надо, а жить. Жить каждый день перед лицом Божьим. Это так просто, и в то же время так трудно! Просто — потому что знаешь, что делать, а трудно — потому что это надо выполнять!
Протоиерей Николай Гурьянов
Родился в 1909 году. Учился в Ленинградском педагогическом институте, откуда был исключен за выступление против закрытия одного из храмов. В 1929—1931 гг. преподавал математику, физику и биологию в школе, служил псаломщиком в храмах.
Был арестован, отбывал заключение в лагере
в г. Сыктывкаре.
Во время Великой Отечественной войны не был мобилизован, так как покалечил ноги на тяжелых работах в лагерях. В 1942 г. окончил богословские курсы, был рукоположен в диаконы, а затем
и в священники. Служил в Свято-Троицком женском монастыре в Риге, затем был уставщиком в Свято-Духовском монастыре в Вильнюсе.
С 1948 по 1958 г. — настоятель храма свт. Николая в селе Гегобросты в Литве. Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию.
В 1958 г. был назначен настоятелем Свято-Никольского храма на острове Талабск (Залита) на Псковском озере, являлся им бессменно до самой кончины в 2002 году. В течение многих лет к отцу Николаю, как к прозорливому старцу, за советом приезжали православные верующие со всей страны.
Фото Марины Захаровой.
Почувствовать себя любимыми
— Ольга, сейчас, когда отца Николая рядом нет, что изменилось в Вашей жизни?
— Я помню, что, перед тем как батюшка ушел в затвор, в одно из последних моих посещений, почему-то у меня вырвались слова: «Батюшка, я скучаю…» Вроде бы мы рядом, общаемся, чего скучать, казалось бы… А он тихо так, нежно и протяжно говорит: «Не скучай!» И только спустя время я поняла, — он знал, что скоро его не станет, и таким образом он отпустил душевное, телесное, если можно так сказать, общение наше, а духовное — оно ведь никогда не прекращается. Я всегда чувствую его молитвенную помощь.
— Вы поете на клиросе. Что значит для Вас богослужение, храм?
— Может быть, это громко прозвучит, но я скажу, что для меня это — всё. По крайней мере, это очень важная часть моей жизни. Когда меня спрашивают о месте храма в ней, мне всегда приходит на ум образ отношений матери и ребенка. Ребенок всегда любит маму, но он может увлечься, заиграться, убежать за угол и даже потеряться. Оказавшись совсем один, он будет тут же с беспокойством искать ее, стремиться к ней, а когда найдет и успокоится в ее объятиях, станет по-настоящему счастлив. Так и мы блуждаем по этому бурлящему морю житейскому, а потом приходим в храм и чувствуем, что мы дома, что мы любимы, что все правильно. Как в детстве в теплых объятиях мамы. По-другому я это никак объяснить не могу. Мама научит, мама согреет, мама накормит. Церковь — это Мать наша.
А на клиросе я стою в храме, где пел когда-то сам Суворов. И это для меня глубоко символично. Я все чаще в своей жизни эти символы отмечаю: я родилась в день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, ношу имя святой равноапостольной княгини Ольги и пою там, где молился великий русский полководец. Это мои путеводные звезды по жизни, и я думаю, что неспроста у меня такой воинственный характер (смеется. — Ред.).
Честно говоря, на клирос я стала за послушание отцу Николаю. Я его спросила однажды о своей профессии, о том, можно ли совмещать стремление жить духовной жизнью и профессионально заниматься музыкой, а он мне в ответ: «Пой. Главное — на клиросе пой». Я даже не понимала тогда, как это важно. Ведь Богу Богово надо отдавать.
— А что для Вас счастье, Ольга?
— Знать волю Божию и ее исполнять. Снова и снова настраивать себя по этому камертону.
Ольга Кормухина
Как певица дебютировала в 1980 году на Всероссийском джазовом фестивале «Нижегородская весна», завоевав Гран-при в номинации «Лучший сольный вокал». С отличием окончила ГМУ им. Гнесиных. Выступала в составе группы «Рок-ателье». На национальной музыкальной премии «Овация» в 1992 году Кормухина побеждает в номинации «Лучшая рок-певица». В следующем году резко сокращает количество концертов, начинаются духовные поиски.
В 1997 году приезжает на остров Залит к священнику Николаю Гурьянову, два года спустя выходит замуж за Алексея Белова. У Алексея и Ольги растет дочь, Анатолия.
В 2012 после почти 10-летнего перерыва выпустила альбом «Падаю в небо».
В 2013 году принимает участие в съемках шоу-проекта «Две звезды» на Первом канале. Участвует в благотворительных концертах и акциях вместе с мужем.
Ольга Кормухина: Надо быть активней, не отступать, за хорошее биться
В день 77-летия со дня образования Псковской области в Зеленом театра состоялся благотворительный концерт российской певицы Ольги Кормухиной и гитариста, экс-солиста группы «Парк Горького» Алексея Белова. Все средства, собранные от продажи билетов, пойдут на создание мемориала «Зарождение Знамени Победы». Псковичи за день раскупили билеты на долгожданное мероприятие, выручка составила 800 тысяч рублей. Перед концертом Заслуженная артистка РФ ответила на вопросы корреспондента ПАИ и других журналистов.
- Какую программу вы составили для псковичей? Чем планируете удивить вместе с мужем?
- Я собираюсь никого удивлять. Думаю, удивительного здесь ничего нет, программа должна нравиться мне, потому что если меня не будет «штормить», никому это будет не нужно. Я сама должна вдохновиться. Поэтому я составляла программу на свой вкус – лучшее и новое.
- Чем вдохновлялись, когда готовились к концерту?
- Как вы считаете, этот концерт может стать хорошей традицией и позволить вам стать примером для других артистов принимать участие в благотворительных концертах в Пскове?
- Думаю, что он должен стать такой традицией. А сможет или нет – это покажет время. Как в «Коньке-Горбунке», помните: « Аж де я пророк?». Такие концерты нужны, важны, это гораздо лучше, чем тысячи слов. В благотворительности лучше раз что-то сделать. Надеюсь, что наш первый блин не будет комом.
- Что ожидаете получить на выходе? С какими чувствами должен выходить зритель с вашего концерта?
- На концерте зритель ничего не должен, должна, наверное, я оправдать его надежды и дать ему стимул дальнейшего творческого подхода к жизни. До сих пор это получалось, надеюсь, что получится и в этот раз. В свою очередь жду от зрителя понимания того, о чём пою, вторых и третьих подсмыслов, у меня всегда песни многогранны, и, конечно же, теплой дружеской встречи с моими любимыми псковичами. Я считаю эти края своей духовной родиной, здесь началась моя новая жизнь, благодаря старцу Николаю Гурьянову.
- Сможет ли псковский зритель увидеть вас в другом благотворительном марафоне?
- Да я с удовольствием, зовите. Как в песне: «Вы нас только зовите, мы на помощь придём…»
- Вы уже давали благотворительные концерты. Расскажите, на что собирали средства в прошлый раз.
- В прошлый раз была причина печальная – закрывалась школа на острове Залита. И я, помня о том, что наш батюшка, Николай Гурьянов – великий старец, деньги, которые жертвовали люди на благие дела, истратил на школу. Смотрел он за школой, за молодёжью, за детьми, потому что молодёжь – это наше будущее. Когда ко мне пришли со слезами местные жители и попросили помощи, мы сделали хорошее дело, я считаю.
Это был наш долг и наше сердечное желание, слава богу, что всё получилось. А получилось, потому что это было по сердцу и по Богу. С батюшкиными молитвами чудесно всё сложилось: не успели даже среагировать те, кто мог бы это запретить, не пропустить. Просто они не успели. Всё происходило, как в военной обстановке. Я себя чувствовала разведчиком. Привезла московских журналистов, центральные каналы и отступать было некуда. Всё получилось, благодаря нашей смекалке. Сейчас, я знаю, что администрация Пскова поддерживает эти мероприятия и должно всё получится замечательно.
- От кого исходила идея проведения этого концерта?
- Думаю, что тут чья-то совместная была идея. Сейчас такие времена, когда людям нужно активничать, нужно уже понять, что это наша страна, наша земля, это будущее наших детей, наших внуков. Нужно не на диванах сидеть и критиковать чужие инициативы, действия других людей. Поймите, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Даже в Святом Писании, в Апокалипсисе сказано, что много имею против тебя, ибо ты не холоден и не горяч, то есть не за и не против, а ты равнодушен. Равнодушных не терплю. Как сказано в Писании жёстко: «Равнодушных изблюю из уст своих». Тошнит от равнодушных Бога.
Лучше даже противодействие. Я люблю, когда мне противодействуют – так рождается ток. Сопротивление должно быть, обязано, чтобы была энергия, было движение. Поэтому не надо ругать наших врагов, завистников, надо делать свое дело. С нас спросят там не за то, чего мы не смогли сделать, а за то, что мы могли и не сделали. Всегда говорю: надо ввязаться в драку, а там посмотрим… Я с детства боец, предпочитаю словам дело.
- С каким настроением приезжаете на Псковскую землю?
- Вы знаете, с удивительным. Каждый раз думаю: «Когда же это пройдет?» И каждый раз, как в детстве, сердце замирало, когда, например, шли на долгожданный фильм или ёлку новогоднюю, день рождения, вы ждали подарков, вот так замирает сердце, когда сюда приезжаешь. Действительно, это удивительно. Здесь родилась моя душа, и я не могу этого забыть. Слава Богу, это не выкорчёвывается никак. Люблю, когда от радости сердце замирает, а иногда и от страха, но для того страх и нужен, чтобы побеждать.
- Когда в Себежском районе построят памятник, вы собираетесь сюда приехать? Ведь благодаря вам он будет построен.
- С удовольствием, конечно же. Псковичи, давайте, действуйте! От вас много зависит. Примеры сейчас много весят и много значат, нужны примеры, действий каких-то. Народ должен сам очнуться, проснуться и заботиться о себе, о своём будущем, какая бы хорошая власть не была – на всё рук не хватит. У меня небольшой коллектив, сто рук не хватает, а им то, ого. Надо быть активней, не отступать, за хорошее биться. И всё получится. У меня ещё ни разу не было, чтобы хорошее дело не получилось. Даже самые сумасшедшие идеи больше осуществляются и легче, как ни странно.
Надо выше планку ставить себе. Кстати говоря, сейчас актуальная повестка с ковидом, её не зря называют «пандемией страха», «пандемией лжи», чтобы его победить, надо перестать врать, хотя бы в мелочах. Если мы сами каждый изменимся, вы не представляете, как быстро Господь пойдет нам на встречу – мы один шаг, а он – десять нам на встречу. И плюс ко всему - не будьте равнодушными, надо правду говорить и не бояться. Не бояться победить этот страх, страшного ничего нет. Я всё это почувствовала на себе, действительно, когда ты побеждаешь страх, у тебя вырастают крылья за спиной. Каждый раз поднимаешься выше. И ещё самое главное скажу, чего даже врачи не озвучивают, очень важно в любой страшной болезни, такой, например, как онкология, нужна доминанта, то есть на что человек нацелен в жизни. Чем выше ваша доминанта, чем недостижимее ваша мечта, тем у вас больше шансов победить онкологию или ковид. Это я вам точно говорю – проверено на собственном опыте.
Ольга Кормухина: Нужно ускорить признание Талабов историческим поселением
Заслуженная артистка России, певица Ольга Кормухина, владелица дома на острове имени Залита в Псковском районе, борется за возрождение Талабских островов. Звездная гостья участвовала и в общественных слушаниях на архипелаге, посвященных принятию правил застройки и землепользования (ПЗЗ), которые должны в корне изменить ситуацию на островах – в лучшую или худшую сторону, и пытаются понять местные жители.
По итогам противоречивых четырехчасовых дебатов Ольга Кормухина согласилась, что ПЗЗ для спасения островов нужны. Но, по ее мнению, в первую очередь надо заняться присвоением Талабам статуса исторического поселения.
«Я за то, чтобы ускорить принятие статуса исторического поселения, потому что это и ускорит принятие ПЗЗ, - прокомментировала ситуацию корреспонденту ПАИ Ольга Кормухина. - Нужны оба эти документа, но без исторического статуса народ ПЗЗ не примет. А мы для народа работаем. А они не верят – и все, и я их понимаю. Они [власти. – ПАИ.], может, и кучу правильных слов сказали, я, может, со многим согласна, и с Федором [Федор Кочевин – член рабочей группы, который дорабатывал проект правил. - ПАИ] в том числе. Почему он так завелся? Он рационально мыслит, и он по-своему прав, но люди мыслят эмоционально. Это место эмоций. Здесь нельзя по правилам работать, можно только по душе, по любви».
По словам Кормухиной, говорить о развитии Талабских островов можно только с оглядкой на их традиции. «Не надо забывать, что любое поселение имеет свои традиции. Надо, чтобы эти правила взялись из опыта жизни наших предков. Нужно вникнуть в быт рыбаков. Здесь ничего не будет, если не возродить рыбацкий труд», - высказалась она на слушаниях.
Репортаж корреспондента ПАИ с «судьбоносных» публичных слушаний, посвященных принятию правил застройки и землепользования на территории Талабских островов одними и полному неприятию их другими, читайте здесь.
Бандиты, Белов и «Кукушка». Три истории из карьеры Ольги Кормухиной
Ольга Кормухина певицей становиться не собиралась. Она родилась 1 июня 1960 года в Горьком (сейчас – Нижний Новгород), окончила школу и поступила в местный инженерно-строительный институт, учиться на архитектора – скорее всего под влиянием матери, которая была директором музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Но уже в 1980-м Кормухина впервые выступила перед зрителями на сцене Всесоюзного джаз-рок фестиваля, вскоре перебралась в Москву – по приглашению Олега Лундстрема – и поступила в институт имени Гнесиных. Ну а потом началась долгая музыкальная карьера, в которой переплелись поп-музыка, рок, хард-рок и почетные звания как признание заслуг государством.
«Усталое такси»
В 1987 году Ольга Кормухина – до этого работавшая с джазовыми оркестрами – стала солисткой группы Криса Кельми «Рок-ателье», одной из самых популярных рок-команд 80-х. Её приход совпал с очередным изменением состава группы, но само сотрудничество продлилось недолго – буквально несколько месяцев. Кормухина и «Рок-ателье» успели записать пластинку-миньон с тремя песнями – «Время пришло», «Я не твоя» и «Усталое такси». Солисткой на всех трех композициях была Кормухина, но «выстрелило» только «Такси» – песня стала необычайно популярной и узнаваемой, и навсегда вошла в репертуар певицы. Автор «Усталого такси», Крис Кельми (он написал музыку, а стихи – А. Маркевич) много позже рассказа журналисту Евгению Додолеву историю о том, как люберецкие бандиты предъявляли ему претензии за то, что он «украл» репертуар Кормухиной.
«Мне позвонили «люберецкие» и сказали: «А что это ты поешь Олину песню по первому каналу, по второму?» Я говорю: «Почему Олину? Это моя песня на самом деле. Я ее сочинил. Я дал спеть, выпустил альбом, подарил ей песню. Почему я не могу петь свою?». Они: «Мы сейчас с тобой поговорим по-своему. Подходи к Театру кукол, мы как раз только что отжались». Это было забавно. Я подошел к Театру кукол», – приводит Додолев рассказ музыканта в книге «Легенды нашего рока».
К счастью, у этой истории счастливая развязка – Кельми удалось доказать своё авторство, и всё закончилось хорошо. После смерти Криса Кельми в 2019 году, Кормухина вспоминала о нем как о «хорошем, профессиональном музыканте».
Муж из Gorky Park
Музыкальная карьера гитариста Антона Белова начиналась примерно в одно время с карьерой Ольги Кормухиной, но много лет они существовали в относительно параллельных мирах. Белов игра в ВИА «Надежда», потом перешел в группу Давида Тухманова «Москва», а в 1987-м по предложению Стаса Намина вошел в состав хард-рок-группы «Парк Горького», которая собиралась под американский музыкальный рынок. Вместе с группой Белов перебрался в США; там «Парк Горького» знали как Gorky Park, и она, в принципе, добилась относительного успеха – во всяком случае, для группы из СССР в Америке она была весьма успешной и известной.
Читайте также: