Дом на набережной год постройки
Дом на набережной: истории, мифы и целых три интерьера
Каково это, жить в Доме на набережной с видом на Кремль? Что до сих пор находят в стенах хозяева жилья? Куда пропал подъезд номер 11? Вместе с Дашей Булгаковой нам посчастливилось заглянуть во двор, подъезды и квартиры самого загадочного здания Москвы!
Это не один, и даже не два — это целых ТРИ РУМТУРА в одном видео. Три совершенно разных квартиры, три уникальных стиля и три гостеприимные хозяйки. Скорее включайте, в сегодняшнем бомбическом выпуске вы из первых уст узнаете о главных особенностях знаменитого Дома на набережной (он же Дом Правительства, он же Дом ЦИК и СНК СССР).
Адрес: Ул. Серафимовича, 2 (Москва) Архитектор: Борис Иофан
Из Википедии: Дом на на́бережной (официальное название — Дом прави́тельства; также известен как Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК СССР) — жилой комплекс 1931 года постройки на Берсеневской набережной Москвы-реки. Памятник архитектуры конструктивизма. До 1952-го был самым высоким жилым зданием Москвы. Известен как место жительства советской элиты, пострадавшей в ходе сталинских репрессий. Строение занимает площадь в 3,3 гектара и состоит из 8 корпусов высотой от 9 до 11 этажей, 505 квартир и 25 подъездов Благодарим Дашу Булгакову, Наталью Петровну Рюрикову, Анну Якушенко и Веронику Кауфман за помощь в создании фильма.
Дом на набережной. Как строилось знаменитое советское здание
В 1927 году была создана комиссия по строительству дома для проживания советской элиты . Позже это мрачное серое здание с подачи проживавшего здесь писателя Юрия Трифонова назвали Домом на набережной.
Место для будущего здания выбрали на длинном острове на Москве-реке. Строить решили на болоте (свое название соседняя площадь получила не зря), где на протяжении многих веков казнили преступников, рядом было кладбище. Но поскольку с острова открывался вид на Кремль, это стало решающим фактором расположения дома для членов правительства. Заодно решили построить на низких заболоченных берегах Москвы-реки и красивые гранитные набережные.
Строительству мешали стоявшие здесь винно-соляные склады, бараки, производственные помещения «Товарищества Эйнем», которое затем стало кондитерской фабрикой «Красный Октябрь», и несколько жилых строений. Большинство из них снесли, но одно здание, которое сегодня располагается по адресу ул. Серафимовича, д. 5/16, через дорогу от Дома на набережной, просто передвинули – причем на время «переезда» даже не выселили жильцов.
Прежде чем перенести этот дом, его необходимо было отделить от фундамента. Для этого вокруг здания выкопали траншею, а затем с помощью тросов «отрезали» постройку от основания. Потом здание укрепили балками и поставили на ходовую раму. Она была установлена на катки, которые двигались по заранее уложенным рельсам. С помощью лебедок дом буксировали вперед, а домкраты толкали его сзади. Надо сказать, после принятия в 1935 году Генерального плана реконструкции Москвы, перестановка домов в столице стала делом обычным: тогда переехали на другое место более 70 зданий.
Удивительно, но церковь Николая Чудотворца, которая примыкала к месту строительства Дома на набережной, решено было не сносить: историкам удалось доказать ее историческую ценность. В случае с большинством других московских храмов, в том числе – с расположенным на противоположном берегу Москвы-реки Храмом Христа-Спасителя, этот аргумент не сработал.
Автором Дома на набережной стал знаменитый архитектор Борис Иофан. Еще до Первой мировой войны он эмигрировал из России в Италию, женился там и зарабатывал строительством роскошных особняков. Глава молодого советского правительства Алексей Рыков, приехавший в Италию на лечение, уговорил Иофана вернуться на родину и взяться за амбициозный проект.
Изначально смета строительства составляла всего три млн. рублей, но впоследствии возросла в несколько раз: Иофан по просьбе заказчиков то и дело вносил поправки в проект. Так, вместо запланированных изначально 440, в доме в конечном итоге стало 505 квартир, расположенных в 24 подъездах. Кстати, после десятого подъезда сразу идет двенадцатый. Считается, что в «скрытом» одиннадцатом подъезде располагались тайные помещения. Но на самом деле, пропавший подъезд №11 – также результат очередной перепланировки: за счет одиннадцатого подъезда была увеличена площадь квартир в подъезде № 12, где поселили Василия Сталина и Светлану Аллилуеву, а также почетных членов правительства.
Участок строительства занял три гектара. Иофан спроектировал «город в городе», на территории которого было все, что нужно для комфортной жизни: прачечная, парикмахерская, детский сад, гастроном, сберкасса, клуб, поликлиника. И столовые - обычная и диетическая. Строили четыре года, с 1927 по 1931 годы, поэтапно: начали со стороны кинотеатра «Ударник», а закончили первым корпусом, который сегодня занимает «Театр Эстрады». Улицу Всехсвятскую, на которой было начато строительство, в 1933 переименовали в улицу Серафимовича – в честь знаменитого советского писателя (настоящая фамилия которого, кстати, была Попов), который в 1937 году поселился в доме на улице имени самого себя.
Проект Дома на набережной. Архитектор Б. Иофан Проект Дома на набережной. Архитектор Б. ИофанДо 1952 года Дом правительства был не только самым объемным, но и самым высоким жилым зданием в Москве. Здание разноэтажное, но в своей высшей точке достигает почти 50 метров. Архитектор задумывал дом розового цвета - чтобы гармонировал с терракотовым оттенком кремлевской стены. Для декора хотели использовать мраморную крошку. Но стоимость запроектированных материалов и работ оказалась слишком высокой, в результате дом стал серым, что вкупе с его монументальными формами придало ему страшноватый вид.
Квартиры в доме имели от одной до семи комнат площадью от 40 до 300 кв.м. с потолками высотой до 3,7 м. Оснащение поражало воображение современников: кроме газовых плит, телефонов и радиоточек в квартирах было и центральное отопление. Во многих квартирах запланированы комнаты для прислуги. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи — это был первый охраняемый дом в советской России. Новые жильцы въезжали не только в полностью оснащенные отделанные квартиры: в их распоряжении была и казенная мебель из дуба, спроектированная все тем же Борисом Иофаном.
Как известно, в годы репрессий Дом на набережной стал настоящим олицетворением того, что творилось тогда во всей стране. Каждую ночь здесь происходили аресты. На 505 квартир числится 800 репрессированных. Многие из высокопоставленных жильцов, что были активистами «партийных чисток», вдохновителями террора и строителями ГУЛАГа, с неимоверной быстротой оказывались на месте своих жертв. Но это уже другая история.
«Дом на набережной» - плоть от плоти порождение советской эпохи
«Дом на набережной» - одна из самых неоднозначных достопримечательностей Москвы. Расположенный в самом центре столицы, с окнами выходящими на Кремль, эта серая громадина вызывает противоречивые чувства и эмоции.
Дом, известный под несколькими названиями– 1-й дом Советов, Дом ЦИК, Дом Правительства, Дом на набережной – можно считать воплощением советской эпохи. Он одновременно и жертва, и тиран.
Дом на Набережной. Фото автора Дом на Набережной. Фото автораСтроительство грандиозного, невиданного для того времени здания началось в 1927 году. Изначально дом проектировался, как бы мы сейчас сказали, в качестве элитного жилья.
С переносом столицы в Москву встала проблема размещения разросшегося госаппарата и было принято решение о строительстве “дома для ответственных работников ЦИК и СНК Союза ССР, ВЦИК и СНК РСФСР».
Место выбрали козырное, поближе к Кремлю - участок на правом берегу Москвы-реки.
И пошли первые «жертвы» - для зачистки места под строительство были снесены старинные памятники Замоскворечья: Винно-Соляной двор, Николо-Бирлюковская часовня, ул. Всехсвятская.
Дом Советов планировался как один из элементов более крупного градостроительного ансамбля, который должен был возникнуть в Замоскворечье. На месте взорванного Храма Христа Спасителя планировалось построить Дворец Советов, а на месте Суконного двора и прилегающих кварталов - еще один дом (как вторая очередь 1-го Дома Советов). Архитектором должен был быть Б Иофан. Фото автора Дом Советов планировался как один из элементов более крупного градостроительного ансамбля, который должен был возникнуть в Замоскворечье. На месте взорванного Храма Христа Спасителя планировалось построить Дворец Советов, а на месте Суконного двора и прилегающих кварталов - еще один дом (как вторая очередь 1-го Дома Советов). Архитектором должен был быть Б Иофан. Фото автора Изначально цвет фасада должен был быть не серым, а розовым. По задумке архитектора цвет дома должен был гармонировать со стенами Кремля, и дом планировали облицевать розовой гранитной крошкой. Фото автора Изначально цвет фасада должен был быть не серым, а розовым. По задумке архитектора цвет дома должен был гармонировать со стенами Кремля, и дом планировали облицевать розовой гранитной крошкой. Фото автораВ 1933 году постройка Дома Советов была завершена. В корпусах было оборудовано 505 квартир. В доме были газ, электричество, лифты, телефон, авторская мебель, роспись на потолках, встроенные шкафы и многое др.
Дом представлял собой невероятный архитектурный эксперимент. Архитектор Б. Иофан построил жилище нового типа – дом-коммуну, новую форму быта для нового советского человека. Это был полностью автономный комплекс – здесь были свои магазины, почта, сберкасса, парикмахерская, медпункт, собственный клуб им. Рыкова (современный Театр Эстрады), спортзал, солярий, теннисный корт, кинотеатр («Ударник») .
Макет 4-х комнатной квартиры в Доме Советов. Фото автора Макет 4-х комнатной квартиры в Доме Советов. Фото автораЖильцы въезжали в полностью меблированные квартиры. Здесь было все, включая посуду, столовые приборы и постельное белье.
Загадки и легенды Дома на набережной
Каждый дом, особенно если это не типовая многоэтажка, имеет свой характер. Вокруг старых строений с годами возникает определенная аура, которую могут почувствовать как жители и гости, так и прохожие. Одно из самых известных московских зданий - Дом на набережной, безусловно, обладает сильной энергетикой.
Комплекс сооружений занимает площадь в три гектара, стоит на Болотном острове и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. 25 подъездов выходят на две улицы — Серафимовича и Берсеневская набережная.
Настроение, которое он вызывает, вряд ли можно назвать радужным, и это связано с его необычной и отчасти трагической историей.
История дома
Двенадцатиэтажный дом номер два по улице Серафимовича, занимающий площадь около трех гектаров, получил название «Дом на набережной» с легкой руки писателя Юрия Трифонова, чья семья жила здесь в 30-е годы прошлого века. А официально это здание именовалось Домом правительства или Домом ЦИК и СНК СССР.
Он был построен в 1931 году специально для партийной элиты того времени по проекту знаменитого архитектора Бориса Иофана. Первое что бросается в глаза, при знакомстве с фасадом дома - огромное количество мемориальных досок с известными фамилиями. Здесь жили известные ученые, герои гражданской войны, герои Труда, известные писатели и деятели культуры. Кандидатура каждого жителя здесь утверждалась Сталиным. Здесь жила великая балерина Уланова, в доме до сих пор существует ее мемориальная квартира.
Вид на дом с реки Вид на дом с реки Вид на дом с моста Вид на дом с мостаОдним из первых жителей дома был Куйбышев. Здесь проживали Жуков и Тухачевский. А квартиру номер 37 занимала Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Сталина.
Светлана Иосифовна Светлана ИосифовнаОдним из жильцов Дома на набережной был хореограф Игорь Моисеев. На фото он с женой.
В доме был построен кинотеатр «Ударник», являвшийся по тем временам самым большим кинозалом Москвы. В этом доме был открыт спортивный зал, универмаг, клуб, ставший впоследствии театром Эстрады.
Можно сказать, что Дом на набережной стал одним из первых элитных жилых комплексов столицы.
Первоначально это было здание гостиничного типа. Одна из старейших жительниц этого дома, Тамара Тер-Егиазарян, скончавшаяся в 2009 году, рассказывала, что жильцы въезжали в квартиры, полностью обставленные мебелью. Здесь было все, включая посуду. Можно было даже получить постельное белье.
Жильцам не было необходимости готовить, ведь на первом этаже здания находилась столовая и прачечная. Именно поэтому кухни в этом доме удивительно маленькие.
Потолки в квартирах были покрыты художественной росписью, на полу дубовый паркет. Из кранов текла горячая вода, что в то время было чем-то невероятным. Вся обстановка была продумана до мелочей, а предметы имели инвентарные номера, при въезде жильцы расписывались в получении мебели и посуды.
Дом на набережной был символом роскоши и власти. Многие завидовали счастливым новоселам, получившим жилье с видом но Кремль, не подозревая, какое страшное будущее ждет многих из них.
Некоторые слишком дорого заплатили за этот шикарный вид Некоторые слишком дорого заплатили за этот шикарный видК сожалению, из двух тысяч жителей этого дома, 700 человек стали жертвами репрессий во время Большого террора в 30-х годах прошлого века. Трагическая судьба людей, исчезавших ночами из квартир целыми семьями, наложила отпечаток на отношение последующих поколений ко всему дому.
Загадки и легенды Дома на набережной
Мрачная аура дома, которую чувствуют многие москвичи, связана с историей места, на котором выстроено здание. Когда-то здесь было болото, где казнили государственных преступников, здесь же пролегал путь, по которому гнали каторжников к местам заключения.
Путь на каторгу Путь на каторгуВ 16 веке место, где ныне возвышается Дом правительства, считалось гиблым. Бояре, пытавшиеся выстроить здесь хоромы, трагически погибали один за другим.
Говорят, что дом на набережной был построен прямо на старинных надгробиях, хотя, возможно, это пустые слухи.
Одна из главных загадок Дома на набережной связана с таинственным 11-м подъездом. То есть, в доме есть десятый подъезд, после которого следует двенадцатый, а одиннадцатый отсутствует.
Со стороны двора как раз между этими двумя подъездами есть маленькая дверь, ведущая на узкую темную лестницу. Официальная версия заключается в том, что 11-й подъезд был предназначен для нужд рабочих и другого персонала, обслуживающего дом. Однако в народе ходит молва, что этот узкий проход использовали сотрудники НКВД, для того чтобы слушать, что происходит в квартирах.
Говорили также, что из здания тянутся подземные ходы на Лубянку и в Кремль, и что арестованных спускали на лифте в подвальные помещения, а оттуда напрямую этапировали в застенки.
Ходят слухи, что Дом на набережной полон призраков расстрелянных жильцов, которым так и не удалось освоиться на новом месте обитания.
Так, есть известная легенда о Дочери Командарма, который был арестован вместе со своей женой на службе. За их дочерью пришли вечером. Однако она наотрез отказалась открывать дверь, угрожая тем, что застрелит из отцовского нагана первого, кто войдет в квартиру. Нарком Ежов распорядился наглухо забить двери квартиры и отключить воду, свет и телефон. Целую неделю узница звала на помощь, но потом крики стихли. И неизвестно, погибла ли она от голода, или застрелилась. Местные жители утверждают, что с той поры ее призрак часто можно встретить на набережной около Театра Эстрады.
Рассказывают странные истории о музыке и голосах, доносящихся из пустых квартир Дома на набережной. До сих пор жильцов пугают ночами странные звуки, несущиеся из-за стен.
Кстати, нынешние обитатели дома отмечают удивительно хорошую слышимость между квартирами. Говорят, что это не строительный брак, а намеренно созданная особенность конструкции, которая позволяла сотрудникам НКВД слушать разговоры знаменитых жильцов.
С Домом на набережной связана, и история одной из самых неординарных личностей прошлого столетия - Левы Федотова. И по сей день исследователи строят догадки: как простой московский старшеклассник сумел в своем дневнике не только точно предсказать дату начала Великой Отечественной войны, но и практически описать весь ее ход?
Лев Федотов родился 10 января 1923 года. В 1932 году семья Федотовых получила квартиру в знаменитом Доме на набережной. А еще три года спустя отец Левы, ответственный партийный работник, трагически погиб на Алтае.
Лева Федотов Лева ФедотовПодросток был болезненным и очень много читал. Его сосед по дому, будущий писатель Юрий Трифонов, вспоминал: «Он был удивительно всесторонне развитой личностью. увлекался в особенности минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, его акварели были на выставке, он был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. »
С 1940 года Федотов начинает вести подробные дневники, в которых не только описывает события собственной жизни, но и очень подробно рассказывает о том, что должно случиться в мировых масштабах. Свою тайну Лева тщательно скрывал даже от самых близких.
Дом на набережной в наши дни
Сейчас Дом на набережной, как и прежде, представляет собой место, где живут известные люди. Это и актриса Наталья Андрейченко, и Александр Домогаров, а также семья бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.
Силами жильцов в доме организован музей, посвященный памяти жертв сталинских репрессий. Кроме того, в музее воссоздана обстановка 30-х годов прошлого века, экспозиция имеет историческую и образовательную ценность.
Дом практически не изменился за долгие годы. Он не пострадал во время немецких бомбардировок, пережил и послевоенную разруху. Сейчас он является памятником истории и охраняется государством.
Дом на набережной
Напротив Кремля на стрелке, образовавшейся после строительства Водоотводного канала, стоит дом на набережной. Он стал символом эпохи и «главным героем» одноименного романа Юрия Трифонова.
Дом на набережной построили для государственных работников.
После возвращения в 1918 году столицы в Москву сюда перевели много госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах Советов (гостиницы Националь» и «Метрополь»), но площади не хватало. Поэтому 24 июня 1927 года решили возвести специальный дом на месте винно-соляных складов. Строительство по проекту Бориса Иофана шло до 1931. Не все было гладко: сначала Иофана попросили внести изменения в план и увеличить количество квартир с 440 до 505, затем запретили снос церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, а потом в первом корпусе произошел загадочный пожар. В итоге дом сдавали по частям.
Сюда посетили представителей советской элиты: ученых, партийных деятелей, Героев Гражданской войны, Социалистического Труда и Советского Союза, старых большевиков, писателей, служащих Коминтерна, военных героев. В честь одного из жильцов — писателя Александра Серафимовича — в 1933 году переименовали улицу, где стоит этот дом.
Архитектор задумывал дом на набережной темно-красным или розовым, но украшение гранитной крошкой признали дорогим. В итоге здание стало серым.
Дом стал крупнейшим в Европе. Это был уникальный комплекс на 505 квартир со всем необходимым: можно было вообще не выходить на улицу. В доме работали клуб (сейчас это «Театр эстрады»), кинотеатр «Ударник» на 1 500 мест, универмаг, прачечная, спортзал, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жильцы по талонам бесплатно получали готовые обеды и сухие пайки. Во дворах-колодцах были газоны с фонтанами.
На этажах дома на набережной устроили по две квартиры. Там лежал дубовый паркет, а на потолках красовались пейзажи времен года, цветы и фрукты. Расписывали их живописцы-реставраторы из Эрмитажа. Мебель по проекту Иофана была одинаковой во всех квартирах: на стульях, столах, буфетах, шкафах, тумбах и диванах с длинными валиками были инвентарные номера. Жильцы, въезжая, подписывали акт приемки, где учитывалось все — вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза.
На кухне было отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта для вывоза мусора. Лифтом заведовал вахтер: наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтер поднялся. Работали и консьержи — это был первый охраняемый дом в советской России.
Подъезд №11 — нежилой. Там нет ни квартир, ни лифтов.
Предполагают, что отсюда прослушивали квартиры жильцов других подъездов, а за стенами были скрыты тайные помещения. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир Иофану пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.
В доме на набережной были и секретные квартиры чекистов. Они работали под видом комендантов, консьержей, лифтеров, а в своих квартирах встречались с осведомителями и прятали таинственных жильцов, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта.
Во время Большого террора второй половины 1930-х многих жителей дома репрессировали. Считалось, что маленький худенький чекист мог прослушивать квартиры, находясь между стенами (дом построен как термос), а для скрытного «вывоза» виновных чекист попадал в квартиру через мусоропровод. Рассказывали также о подземном ходе на Лубянку.
Сейчас дом на набережной — элитный жилой дом. Но до сих пор там творится какая-то чертовщина — слышны шаги и разговоры, жильцов мучают кошмары. А для посетителей работает краеведческий музей Дома на набережной. В его создании участвовала Ольга Романовна, вдова Юрия Трифонова.
Жилой дом на Котельнической набережной
Это первая высотка из «семи сестер». Дом окутан легендами. Он часто попадал в кинематограф. А квартира там долго была пределом мечтаний москвичей.
Авторы проекта — Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инженер Л.М. Гохман. Курировал строительство и настоял на выборе места для дома Лаврентий Берия.
Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир».
Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру — чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.
Высота жилого дома на Котельнической набережной — 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.
Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.
Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.
В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания…Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды. Просторная передняя. Рядом — гардеробная. Дальше — кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены — полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну. Немного в стороне — кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.
Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).
Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.
А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.
. в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб .
История: чем удивлял современников Дом на Набережной?
О том, что Дом на Набережной (он же Дом Правительства, он же Дом ЦИК и СНК СССР) – рекордсмен по количеству мрачных историй, связанных с репрессиями жильцов, кажется, знают все. Но когда-то именно этот Дом воплощал в себе мечты о светлом будущем. Архитектор Борис Иофан в 1931 году реализовал удивительный проект: коммуну по идеологии и элитный жилой комплекс по факту. Здесь были применены передовые инженерно-архитектурные новации, а развитие инфраструктуры достигло невиданных высот. Каких именно? Рассказывает Айрат Багаутдинов, основатель образовательного проекта «Москва глазами инженера».
Айрат Багаутдинов
Инженер-строитель по образованию, историк и преподаватель по зову души. Водит экскурсии, читает лекции для взрослых и проводит увлекательные занятия для детей и подростков.
Невероятно развитая инфраструктура – город в городе
На момент своей постройки Дом оказался самым большим не только в СССР, но и в Европе. Это был жилой комплекс будущего со своими кинотеатром («Ударник»), клубом (ныне Театр эстрады), продовольственным универмагом, прачечной, столовой, поликлиникой, почтой, сберкассой, телеграфом и детским садом. Причем из некоторых подъездов в детсад можно было спускаться прямо на лифте.
«Дом жил как остров, как Государство солнца среди первобытной тьмы: вокруг-то были бараки, домишки, какие-то кривые переулки. Оттуда дом с его охраной, с его балконами и широкими светлыми окнами виделся как город или даже страна, недоступная, как лимонад в буфете «Ударника»…
Московские тучерезы. Четыре самых высоких жилых дома XX века
Дом Афремова
Улица Садовая-Спасская, дом 19, строение 1
Первое восьмиэтажное здание в Москве спроектировал архитектор Осип Шишковский. Именно с его появлением в лексикон москвичей начали входить слова «небоскреб» и «тучерез». Здание на Садовой-Спасской стало самым высоким в столице. До него это звание носил доходный дом Троицкого подворья на Ильинке — в его ротонде было шесть этажей.
Высота нового здания составляла примерно 35 метров. Некоторые горожане даже боялись ездить на трамвае мимо дома, по чьему-то меткому выражению неофициально прозванного Вавилоном. Однако были и довольные москвичи. Константин Станиславский вспоминал, что появление высотки вызвало радость у Антона Чехова. Он рассказывал своим гостям, что в строительстве есть «предвестия будущей русской и всечеловеческой культуры, не только духовной, но даже и внешней».
Доходный дом построили в 1904–1905 годах для водочного фабриканта Федора Афремова. Предприниматель взял на возведение здания деньги в Московском кредитном обществе. Дом построен в модном в начале прошлого века в стиле модерн. Под карнизом расположены декоративные металлические кронштейны, а на чердаке — овальные окна, которые называют «бычий глаз». Некоторые считают, что здание перекликается с творениями парижского архитектора Эктора Гимара.
Статус самого высокого здания в Москве дом носил недолго — в 1913 году он перешел к Дому Нирнзее, который имел уже 10 этажей.
Дом Нирнзее
Большой Гнездниковский переулок, дом 10
Добиться разрешения на реализацию своего амбициозного проекта стоило немецкому архитектору Эрнсту-Рихарду Нирнзее больших усилий. Позволить ему построить здание с небольшими квартирами и «с отдельной столовой над частью девятого этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом» долго не решались. Комиссия по строительному надзору опасалась, что несущие конструкции не выдержат нагрузку, но архитектор не согласился убрать даже один этаж.
Здание получилось около 44 метров в высоту. Писатель Валентин Катаев называл его вертикальной доминантой Тверского района и «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскребом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы». Кстати, полюбоваться видом с крыши дома можно в фильме «Служебный роман» (1977) — в одной из сцен героиня Алисы Фрейндлих поливает там цветы.
В фасаде дома, выстроенного буквой П, сочетаются элементы неоклассицизма и модерна. Ряды больших квадратных окон поделены вертикальными тонкими красными линиями, а в верхней части здания украшены декоративными вазонами и цветочными гирляндами. Обращают на себя внимание пять выступов-эркеров, изогнутые линии декора подъездов и ворот и фронтон с мозаичным панно, сделанным художником Александром Головиным.
Квартиры были маленькие и без кухонь. Нирнзее спроектировал их для служащих и небольших семей, которые могли заказать доставку обедов из ближайших трактиров у дежурного по этажу полового. Поэтому у здания появилось прозвище «дом холостяков».
В первые годы существования дома на его крыше обосновался зимний съемочный павильон товарищества «Киночайка», в годы НЭПа здесь открылся кинотеатр. В кабаре «Летучая мышь», находившемся в подвале дома до 1922 года, бывал Константин Станиславский. В 1924-м на месте кабаре начал работу Московский театр сатиры. Оставил Дом Нирнзее след и в литературе — в разные годы тут находились редакции журналов «Литературная учеба» и «Советский писатель», а также берлинской газеты «Накануне», с которой сотрудничал Михаил Булгаков. Кстати, здесь же писатель познакомился со своей третьей женой Еленой Шиловской, ставшей прообразом Маргариты.
Дом на набережной
Улица Серафимовича, дом 2
Звание самого высокого жилого здания у Дома Нирнзее перехватил в 1931 году Дом правительства. Домом на набережной его начали называть после выхода в 1976-м одноименного романа Юрия Трифонова. Здание, которое спроектировал Борис Иофан в главенствовавшем тогда стиле конструктивизм, Трифонов описывал так:
«Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию».
Дом был задуман как мини-город со всей необходимой инфраструктурой: прачечной, почтой, медпунктом, библиотекой, теннисными кортами и кинотеатром. Он должен был быть функциональным и вместительным, поскольку создавался для партийной элиты, переехавшей после переноса столицы в Москву. Дом состоит из восьми корпусов, 25 подъездов и 505 квартир. Его высота составляет 12 этажей — приблизительно 53 метра.
В доме в разное время жили Никита Хрущев, занимавший с 1953 по 1964 год пост первого секретаря ЦК КПСС, авиаконструктор Артем Микоян, маршал Георгий Жуков, писатели Юрий Трифонов и Михаил Кольцов, балетмейстер Игорь Моисеев и другие деятели культуры, чиновники и военачальники. С 1989 года в здании работает музей «Дом на набережной», посвященный истории дома и его жителям. С 2016-го он входит в состав Государственного музея истории ГУЛАГа.
Высотка на Котельнической набережной
Котельническая набережная, дом 1/15
«Городом в городе» стала и одна из семи сталинских высоток, построенная на месте слияния Яузы с Москвой-рекой. В самом высоком ее корпусе 32 этажа, а со шпилем длина составляет приблизительно 176 метров — до 2002 года это было самое высокое жилое здание в Москве.
Построить высотку было нелегко — не было опыта и техники, тем более что площадка под застройку имела слабые грунты с большим количеством песка и суглинки. Для изготовления монолитных железобетонных плит были созданы заводы в Люберцах и Кучине. Также разработали специальные башенные краны грузоподъемностью 15 тонн.
Высотка состоит из трех корпусов, на ее шпиле — пятиконечная звезда с серпом и молотом. Дом украшен горельефами, на вершине корпуса Б расположена скульптурная композиция: фигуры мужчины и женщины держат свиток с изображением Спасской башни. Нижние пять этажей здания облицованы розовым гранитом.
В дом в 1953 году заселились государственные деятели, ученые, литераторы, артисты, художники. В нем жили Фаина Раневская, Клара Лучко, Галина Уланова, Роберт Рождественский, Александр Твардовский, Евгений Евтушенко. Последний написал стихотворение про бедствие дома — тараканов:
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
В 1966 году в здании заработал кинотеатр «Иллюзион», созданный специально для демонстрации фильмов Госфильмофонда. С первых дней работы он занимался популяризацией зарубежного кинематографа — здесь проходили ретроспективы итальянского, польского, американского, индийского кино, встречи советских зрителей с зарубежными актерами. С 1970-х в кинотеатре действовал киноуниверситет, в котором читали лекции по истории кино. Курсы завершили работу в 1991 году.
Как серый «Дом на набережной» стал символом столицы
Когда-то «Дом на набережной» воплощал в себе мечты о светлом будущем. Архитектор Борис Иофан в 1931 году реализовал удивительный проект – коммуну по идеологии и элитный жилой комплекс по факту. Рассказываем подробности.
Адрес: Москва, ул. Серафимовича, дом 2
Год постройки: 1927–1931 годы
Автор проекта: Борис Иофан
Стиль: конструктивизм
Замысел – реальность: после переноса столицы из Петрограда в Москву в 1918 году катастрофически не хватало жилья для чиновников. Советское правительство решило построить специальный дом для сотрудников ЦИК и СНК: архитектор был известен заранее – Борис Иофан.
Иофан спроектировал уникальный автономный комплекс, включавший, помимо квартир, клуб, кинотеатр, библиотеку, столовую, парикмахерскую, магазин, спортивный зал и механическую прачечную. Здесь впервые применили унифицированные сборные строительные материалы, оригинальные безбалочные перекрытия в форме усеченных пирамид. Строительство продолжалось четыре года вместо запланированных двух и обошлось в 24 млн рублей, что в 4 раза превысило предполагавшиеся расходы.
Это интересно: самые лучшие квартиры, с видом на Кремль, находились в 1 и 12 подъездах. Формально подъездов в доме 25, хотя по факту – 24. Подъезд № 11 – нежилой, в нем нет ни квартир, ни лифтов, только лестница и окна. Этот факт породил сотни мифов, связанных с НКВД, прослушкой и замурованными жителями. Но причина появления столь странного пространства прозаична: в последний момент потребовалось увеличить метраж некоторых квартир, и жилье 11-го подъезда попросту поделили между соседними 10-м и 12-м.Прозвища: сначала дом ЦИК и СНК был известен в Москве как «Дом Правительства». После сталинских репрессий, под которые попали треть жильцов дома (почти 800 человек), в народе его прозвали «Улыбкой Сталина», «Ловушкой для большевиков», «Домом предварительного заключения» (ДОПР). После выхода в свет романа «Дом на набережной» Юрия Трифонова дом обрел еще одно название – самое известное сегодня.
Известные жильцы: в Доме ЦИК и СНК в разное время проживали сын, дочь и родственники жены Сталина, Георгий Жуков, Никита Хрущев, Феликс Дзержинский, Михаил Тухачевский, Валериан Куйбышев и многие другие. Сейчас здесь живут актеры Леонид Куравлев, Александр Домогаров.
Судьба: в 1941 году дом опустел – все жильцы были переселены, эвакуированы или добровольно ушли на фронт. В доме отключили отопление, газ, электричество. Дом опять был заселен в 1942 году, когда смертельная опасность для Москвы миновала.
Сегодня в бывшем домовом клубе находится Театр эстрады. Фонтанов во дворах больше нет – забетонированы. Дом нуждается в реставрации: с фасада и балконов отпадают куски бетона.
Количество квартир: 505
Планировка: квартиры были в основном трех- и четырехкомнатные, площадью 150–170 кв. м. Но есть и пяти-семикомнатные квартиры: прихожая, гостиная, кабинет, столовая, спальни, комната для прислуги, кухня – чиновникам жаловаться не приходилось. Кухни были очень маленькими – ведь в доме была столовая. Квартиры были полностью обставлены мебелью и оборудованы всем необходимым: газовыми плитами и сантехникой, телефонами, светильниками – правда, с инвентарными номерами.
Фото интерьера из музея «Дом на набережной».Сколько стоит квартира: цены начинаются от 28,5 млн рублей за однушку площадью 53 кв. м. За трехкомнатную квартиру (128 кв. м) с дизайнерским ремонтом просят 72,3 млн рублей.
Сколько стоит аренда: однушку с простеньким ремонтом можно снять за 100 000 рублей/месяц, а вот за квартиру площадью 130 квадратов придется отдавать в месяц около 300 000 рублей.
Читайте также: