Дом лермонтова на красных воротах
История дома Лермонтова на Садово-Спасской улице
Памятник Михаилу Лермонтову на Садово-Спасской – чуть ли не единственное на улице напоминание о поэте, родившемся в здании неподалеку. До наших дней не уцелели ни сам дом, ни церковь, где будущего писателя крестили.
1814 год. Москва еще не оправилась от нашествия Наполеона. По всему городу стоят каркасы сгоревших зданий. В районе Красных ворот уцелели лишь несколько домов. В одном из них, рядом с триумфальной аркой, у супружеской пары дворян из Пензы рождается сын. Впоследствии он станет знаменитым писателем Михаилом Лермонтовым. Акушерка, взяв мальчика на руки почему-то сказала, что этот ребенок долго не проживет. От греха подальше маленького Мишеньку решили крестить в ту же неделю. Сделали это в церкви Трех Святителей, стоявшей в двух шагах от дома.
Храм стоял тут с 17 века. Но в 1928 году под предлогом расширения Садового кольца его снесли. Дому, где родился поэт, повезло чуть больше. Его, конечно, немного перестраивают и наполняют разными конторами, но на фасаде все же размещают мемориальную табличку.
Комнату, где родился Лермонтов, в начале 20 века занимала прибалтийская компания по производству напольной плитки "Кос и Дюрр". Владельцы, поклонники поэта, целенаправленно арендовали именно это помещение. Они и ухаживали за табличкой на доме. Правда, когда после начала Первой мировой по Москве прокатилась волна погромов иностранных контор, в офис любителей Лермонтова ворвались вандалы. Они полностью его разгромили.
Через несколько лет разыгралась дуэль между памятью поэта и советскими градостроительными амбициями. В результате дом рухнул под ковшом экскаватора. А уже после ВОВ на пустыре построят сталинскую высотку. Как бы в оправдание, на этом самом месте и возвели скульптуру Лермонтова. Подробнее – в сюжете телеканала Москва 24.
Архнадзор
«Вот если бы нам снести еще дом, где жил Лермонтов…»
Константин Михайлов
Дома в Москве, в котором двести лет назад родился великий национальный поэт, давно нет. Зато ему посвящены сразу две мемориальные доски. Одну из них можно видеть на правом, если смотреть с Садового кольца, крыле высотного здания на площади Красных Ворот, на углу Каланчевской улицы. Надпись на ней гласит: «На этом месте находился дом, где 3 (15) октября 1814 года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Вторая мемориальная доска – старинная, из белого мрамора, – обнаруживается в Доме-музее Лермонтова на Малой Молчановке. На ней начертано: «Здесь родился Михаилъ Юрьевичъ Лермонтовъ 1814 года 2 октября».
Некогда она, как нетрудно догадаться, отмечала тот самый дом, о котором сообщает надпись на высотке. Да уж, родной дом Лермонтова «на этом месте находился», да не пригодился. Ни Михаилу Юрьевичу, ни – впоследствии – его великой и необъятной родине.
«От Красных ворот на Коланчу»
Роль «писательского гнезда» дому у Красных ворот не вполне подходила. Во-первых, чета капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых жила не во всем доме, а в одной из квартир второго этажа. Во-вторых, эта квартира была не собственной, а съемной. В-третьих, Лермонтов-младенец прожил в этом доме всего несколько месяцев, был увезен из него в бессознательном еще состоянии и более никогда в родных стенах не показывался (во всяком случае, о том нет ни исторических известий, ни упоминаний у самого поэта).
Что заставило семью, ожидавшую первенца, оставить родовую усадьбу и искать пристанища в осенней Москве 1814 года, большая часть которой представляла в это время огромное пепелище, только начинавшее отстраиваться после наполеоновского нашествия? Считается, что на том настояла знаменитая бабушка Лермонтова – Е.А. Арсеньева, считавшая, что ее беременной дочери, слабой здоровьем, необходим в столь ответственный период присмотр столичных врачей.
Выбор столь удаленного – по тем, конечно, временам – от центра города места жительства объяснялся, видимо, обстоятельствами недавнего последнего московского великого пожара. Центр погорел весь, да и в округе Новой Басманной улицы, по свидетельствам современников, в октябре 1812-го оставалось только четыре уцелевших дома. В том числе и «у Красных ворот в правой руке каменный небеленый дом генерала Толли». Как выяснилось, именно этот дом судьба хранила для рождения поэта Михаила Лермонтова.
«Генерал Толли» – генерал-майор граф Конрад Фридрих фон Толь, которого в гостеприимной России звали Федором Николаевичем. Его имя вписано в историю отечественной полиции, поскольку в 1785-1790 гг. он был московским обер-полицмейстером. Заподозрив в Толе «мартиниста», Екатерина II писала главноначальствующему в Москве А. А. Прозоровскому 19 февраля 1790 года: «В обер-полицмейстеры я стараюся искать способного человека, и как скоро найду, не умедлю его назначить, а генерал-майора Толя перевесть к другому месту». В 1818 году, в «Алфавитных списках всех частей столичного города Москвы домам и землям…», дом в Басманной части обозначен уже – «Толя Александр Федоровича, отставного Подполковника», «у Красных ворот, в 1 к[вартале]».
Дом Толя (Садовая-Спасская улица, 21 или Каланчевская улица, 1) к моменту заселения семейства Лермонтовых представлял собою небольшое двухэтажное здание, безыскусно украшенное простыми рамочными наличниками окон. В этом обличии он запечатлен на известных акварели школы Ф.Я. Алексеева «Красные ворота и Запасный дворец в Москве» (1800-1802 гг.) и литографии Д. Струкова.
Дом Толя был построен в конце XVIII века; во второй половине этого столетия на его месте был еще пустырь, впервые дом появляется на чертеже 1799 года, изображающем «лесной ряд за Красными воротами». На плане Москвы 1804 г. показан каменный объем дома, вытянутый вдоль улицы, которая обозначена в легенде обозначена «От Красных ворот на Коланчу». Так звучал первый московский адрес Лермонтова. А вот его первый московский пейзаж: фасад здания был обращен не к Садовому кольцу, которого в те времена просто не было, а к Сенной площади у Красных ворот, ныне исчезнувшей с карты города. На Земляной вал, на месте которого впоследствии проложили Садовое кольцо, выходил узкий торцевой фасад дома. Таким же дом Толя изображен на плане из Атласа Хотева (1852-1853 гг.).
«Этот мальчик не умрет своей смертью»
«Октября 2-го в доме господина покойного генерал-майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил. Молитствовал протоиерей Николай Петров, с дьячком Яковом Федоровым. Крещен того же октября 11 дня, восприемником был господин коллежский асессор Фома Васильев Хотяинцев, восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева. Оное крещение исправляли протоиерей Николай Петров, дьякон Петр Федоров, дьячок Яков Федоров, пономарь Алексей Никифоров». Это запись под № 25 в 1-й части метрической книги церкви Трех Святителей у Красных ворот за 1814 год, сохранившаяся в тексте свидетельства, выданного Е.А. Арсеньевой Московской Духовной консисторией 25 октября 1827 года.
Лермонтов появился на свет в ночь с 2 на 3 октября (по старому стилю) – этим и объясняется разночтение в датах рождения на старинной и современной мемориальных досках. Подобное «раздвоение», казалось бы, ясных биографических обстоятельств преследовало поэта и в дальнейшем – например, существовало семейное предание, по которому он якобы родился не в 1814-м, а в 1815 году; да и две мемориальные доски в память об одном и том же доме, но в двух разных местах, согласитесь, не в каждой биографии встречаются…
Как отмечали первые биографы Лермонтова, «бывшая при рождении Михаила Юрьевича акушерка тотчас же сказала, что этот мальчик не умрет своей смертью, и так или иначе ее предсказание сбылось; но каким соображением она руководствовалась — осталось неизвестно». Часто пишут, что поэта крестили в церкви Трех Святителей, располагавшейся внутри Земляного вала, на углу Мясницкого проезда. Однако согласно указаниям тех же первых биографов, крещение, видимо, произошло в доме Толя: клирики «для совершения обряда крещения были приглашены из церкви Трех Святителей». Упоминаемый в метрической записи протоиерей храма Николай Петров, он же Николай Петрович Другов, пользовался большим уважением в московском церковном мире.
Спустя несколько месяцев (в конце 1814 года, по другим данным, весной 1815-го), как только здоровье Марии Михайловны, матери поэта, пошло на поправку, бабушка Лермонтова Е.А. Арсеньева увезла дочь с грудным ребенком в свое имение Тарханы. Вновь Лермонтов появился в Москве в 1827 году, но жил уже по другим адресам.
«Огромный каменный дом, в три этажа»
Иван Белоусов, автор вышедшей в 1930 году книги «Писательские гнезда», замечает: «Дом, в котором родился Лермонтов, хотя и сохранился до настоящего времени, но до такой неузнаваемости перестроен, что вернее было бы сказать не дом, а место, где был дом, в котором родился поэт. Существующий сейчас дом у Красных ворот может быть хранит только фундамент да часть стен прежнего дома».
И в самом деле, со временем дом Толя значительно изменился. Он несколько раз переходил из рук в руки: от наследника генерала Толя – к купцу Бурову, затем к некоему иностранцу по фамилии Пенанд, затем к коллежскому секретарю Григорию Голикову, который владел им в 1870-х гг.; в начале ХХ столетия домовладелицей значилась М.И. Григорова.
Судя по этим указаниям, перестройка здания, с добавлением нового корпуса, переориентацией главного фасада на Садовое кольцо, надстройкой третьего этажа и переделкой убранства фасадов в «ренессансном» стиле произошла во второй половине 1850-х годов. Этот облик дома с характерным балконом на углу запечатлен уже на многих фотоснимках и автолитографии П.И. Львова «Дом у Красных Ворот, в котором родился Лермонтов” (1939).
Читая записки старых краеведов, понимаешь, как изменилось за полтораста лет восприятие масштаба города. Текст 1873 года: «Если ехать от дебаркадера Николаевской железной дороги, то, приближаясь к Красным воротам, на правой руке, против самых Красных ворот, на углу вы бы увидели, по-нашему, огромный каменный дом, в три этажа, беловатого цвета». Не так давно я беседовал с одним из знаменитых современных архитекторов; он рассказывал, как спроектировал во дворах старинной московской улицы «маленький» жилой комплекс в 5-6 этажей…
Приключения мемориальной доски
Со временем “лермонтоведы” XIX века стали мечтать об увековечивании памяти Лермонтова. “Неужели ж Москва не вспомнит того, что еще цел дом у Красных Ворот, в котором родился рано погибший поэт?”, – вопрошал Павел Висковатов в ноябре 1882 года в статье “По поводу памятника Лермонтову” в газете „Голос“. Спустя несколько лет “Общество любителей российской словесности» возбудило вопрос об установке на доме мемориальной доски. И она была установлена – по решению Московской городской думы, на средства городского бюджета. Решение это было принято в июне 1891 года, а доску – с весьма лаконичной и исчерпывающей надписью – торжественно открыли уже 15 июля 1891-го, отметив таким образом 50-летие со дня смерти поэта.
Первая Мировая война не помешала отпраздновать в октябре 1914 года 100-летие со дня рождения Лермонтова. Красноворотский сквер, в котором теперь стоит его скульптурный памятник, переименовали в Лермонтовский. С юбилеем связан любопытный исторический документ – письмо предпринимателей Коса и Дюрра, выходцев из Прибалтики, гласному Московской городской думы Н.А. Шамину от 28 августа 1914 года:
По горькой иронии судьбы, не прошло и года, как в 1915-м, когда поражения на фронте вызвали антигерманские погромы в тылу и возбужденные толпы громили конторы с иностранными вывесками, не разбирая немецких фамилий от прибалтийских, офис любителей Лермонтова стал жертвой погромщиков. 28 мая 1915-го многотысячная толпа, помитинговав на Красной площади, растеклась по Москве в поисках “немцев”. Часть манифестантов двинулась в сторону Красных ворот и мимо вывески «Кос и Дюрр», конечно же, спокойно пройти не смогла. Контора фирмы была разгромлена начисто, причем этой участи не избежала и комната, в которой, как считалось, появился на свет Лермонтов: она тоже была частью «немецкого» офиса.
А вот мемориальная доска при погроме уцелела. Более того, она пережила даже снос дома Толя в советские времена. Ее передали в Литературный музей, где она хранилась несколько десятилетий, пока в 1981 году на Малой Молчановке не открылся мемориальный дом-музей Лермонтова. Доска заняла почетное место в его экспозиции.
«Тщанием которого был снесен единственный в городе памятник старины»
А что же случилось с самим домом? Начало советской эпохи не предвещало ему ничего печального: в 1919 году в нем даже открыли Библиотеку имени Лермонтова. Однако по мере того как «социалистическая реконструкция» все строже диктовала городу новые горизонты и масштабы, становилось ясно, что на новой парадной магистрали, каковой мыслилось Садовое кольцо, дому долго не протянуть. Правда, начали «реконструкторы» с главных украшений площади Красных Ворот – собственно Красных ворот и церкви Трех Святителей.
«Есть у нас люди и познаменитее Лермонтова!»
Мечты т. Козлова продолжали сбываться: квартал на восточной стороне площади с домом Толя предназначался к сносу уже в 1930-е гг. Библиотеку имени Лермонтова из дома вывели; она доныне благополучно существует под тем же именем в Сокольниках. Инженер Владислав Петрович Тыдман, один из активистов общественного движения в защиту московской старины еще в довоенную эпоху, обращался с просьбой сохранить дом, где родился великий поэт, к председателю Моссовета, но получил исчерпывающий ответ: «Есть у нас люди и познаменитее Лермонтова!» Уже после войны, в августе 1948 года, Тыдман направил члену Политбюро ЦК ВКП (б) А.А. Жданову специальное письмо об уничтожении памятников архитектуры в Москве, где напоминал: «…Снесен дом у Красных ворот, где жил Лермонтов».
Историки и публицисты приводят разные даты сноса мемориального дома: от конца 1920-х до начала 1950-х гг. На самом деле его снесли в конце 1930-х гг. Путеводитель «Осмотр Москвы», вышедший в 1938 году, сообщает, что «на углу Каланчевской улицы и площади Красных ворот, в доме № 1 (по Каланчевской улице), родился поэт М.Ю. Лермонтов, о чем напоминает памятная доска, установленная на этом доме». А следующее издание того же путеводителя (1940) бесстрастно отмечает: «В не сохранившемся сейчас доме № 1 по Каланчевской улице родился М.Ю. Лермонтов».
В 1949-1953 гг. на месте снесенного квартала было выстроено высотное здание. В 1964 г. на нем появилась новая мемориальная доска, с надписью, столь провидчески предсказанной Иваном Белоусовым за тридцать с лишним лет до того. Строго говоря, надпись не совсем верна: Каланчевская улица расширена, и на месте дома Толя теперь тротуар и мостовая.
Но это, в общем, не так теперь и важно. К чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья? «На этом месте находился» – и этим сказано про нас все.
P.S. М.Ю. Лермонтов: «Москва – моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!»
Московские литературные дома, погибшие в ХХ веке
Дом Погодина на Девичьем поле
Старинный барский дом XVIII века, принадлежавший некогда роду Щербатовых (в «Войне и мире» на допрос к маршалу Даву сюда приводят Пьера Безухова). В декабре 1835 года дом (Погодинская ул., 12) купил историк М.П. Погодин и жил здесь до своей кончины в декабре 1875-го. Дом Погодина стал одним из центром литературной Москвы: здесь проходили торжественные обеды и вечера, на которых бывали А. Островский, М. Лермонтов, А. Тургенев, П. Вяземский, М. Загоскин, А. Хомяков, А. Фет, Л. Мей, А. Писемский, Д. Свербеев, Н. Берг, П. Садовский, Н. Павлов, М. Щепкин и многие другие литераторы, актеры, музыканты. В 1839-1840, 1841-1842 и 1848 у Погодина жил его друг Н.В. Гоголь; здесь он работал над первым томом «Мертвых душ», «Тарасом Бульбой», «Портретом» и др.
Остатки дома, пострадавшего от налета немецкой авиации осенью 1941 года, были разобраны после войны. Сохранился деревянный флигель (т.н. «Погодинская изба»).
Дом Хомякова на Собачьей площадке
«Родовое гнездо» русского славянофильства. Дом, построенный в начале XIX в., в начале 1840-х гг. купил А.С. Хомяков, идеолог славянофильского течения русской общественной мысли. До самой смерти хозяина в 1860 г. здесь собирались и вели яростные дискуссии о судьбах Родины Гоголь и Языков, братья Аксаковы и братья Киреевские, Погодин и А.К. Толстой, Самарин и Кошелев, с которыми иногда приходили поспорить западники – Герцен, Грановский, Чаадаев, Белинский. «Сверх участников… – вспоминал Герцен, – приезжали охотники, даже охотницы, и сидели до двух часов ночи, чтобы посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого».
Мемориальная обстановка комнат, в том числе и знаменитой «говорильни» для дискуссий, сохранилась нетронутой до начала ХХ в., и в 1920 году в доме Хомякова (Собачья площадка, 7) был открыт «Музей сороковых годов», филиал исторического. В эти времена здесь часто бывал М.А. Булгаков, друживший с заведовавшим музеем искусствоведом Б. Шапошниковым.
Музей был закрыт в 1929 г. за «эстетствующе-буржуазный уклон», а дом Хомякова был снесен в 1962-1963 гг. вместе со всей Собачьей площадкой при прокладке через нее Новоарбатского проспекта.
Дом Римских-Корсаковых на Страстной площади («Дом Фамусова»)
Дом 1790-х гг., перестроенный в XIX веке (Пушкинская пл., 3). В 1820-х – начале 1830-х гг. принадлежал гостеприимной М.И. Римской-Корсаковой и славился на всю Москву балами и приемами, благотворительными концертами. Хорошими знакомыми хозяйки были Пушкин и Грибоедов, неоднократно бывавшие в ее доме. Поэт П. Вяземский писал, что Пушкин одно время был влюблен в дочь хозяйки Александру и посвятил ей несколько строк в 7-й главе «Евгения Онегина».
Грибоедов, бывший в отдаленном родстве с Римской-Корсаковой, как считается, вывел многих ее родственников и домочадцев в «Горе от ума», и дом на Страстной площади с тех пор стали звать «домом Фамусова». По легенде, декорации, в которых происходила в Малом театре классическая постановка «Горя от ума», воспроизводили интерьеры дома Римских-Корсаковых.
«Дом Фамусова» снесен в 1968 г., для строительства нового корпуса издательства «Известия», несмотря на отчаянные протесты литературной общественности.
Дом Островского на Житной улице
Небольшой дом с мезонином (Житная улица, 10) был мемориальным памятником. Знаменитый драматург А.Н. Островский жил здесь в 1834-1841 годах. В 1992-1995 годах в бесхозном деревянном доме произошло шесть пожаров.
Дом снесен весной 1995 года по решению комиссии московского городского управления по охране памятников.
Дом Сухово-Кобылина на Страстном бульваре
Главный московский адрес драматурга (Страстной бульвар, 9) – здесь писал он свои пьесы, здесь был арестован по обвинению в убийстве. Дом был построен в 1820 году, перестроен в 1850-м, заново декорирован в 1881 году.
Дом снесен в 1997 г. на основании постановления правительства Москвы. В 2004-2006 годах на участке выстроен многоэтажный комплекс с подземной стоянкой и «прилепленным» к нему в качестве фигового листка «новодельным» главным домом усадьбы.
Единственный сохранившийся дом в Москве, где жил Лермонтов
Еще один образец старой деревянной архитектуры Москвы имеет двойную историческую ценность.
2Помимо чудом сохранившегося здания оно примечательно тем, где на двух мемориальных досках на нём содержится одна и та же информация.
1Что было на месте этого дома до пожара 1812 года никто уже не помнит. Здание же было одногодком с Михаилом Юрьевичем и было построено в марте 1814 года купцом 1-й гильдии Пётром Михайловичем Черновым (1756–1828).
Хотя и было здание деревянным, но всё в нем было чин по чину: особый двор, колодец, кухня и людская изба, конюшня, каретный сарай с ледником, амбар для хлеба. Помимо этого дома у Чернова во владениях было еще два здания: главный каменный двухэтажный дом (корпус) с бельэтажем и антресолями и каменный двухэтажный флигель. Жил купец в этих местах продолжительное время и пользовался уважением. В 1810 году избирался депутатом «при измерении покоев для приведения в квартеры», а с 1807 по 1813 год был в Городской думе гласным в купеческом сословии.
В собственном доме держал лавку с венгерскими винами. Вино продавалось Черновым не только бутылками, как мы сейчас привыкли, а, по причине дороговизны стеклянной тары, большей частью бочками и вёдрами, а также анталами, так назывался половинный (малый) бочонок вина в Венгрии, по 4 ведра и омами (аам — старинная голландская мера ёмкости, применялась преимущественно для измерения объёма вина и спирта) по 12 ведёр. Затем перешёл с виноторговли на продажу сукна.
После его смерти дом унаследовала жена Фекла Ивановна, из вольноотпущенных, которая трижды сдавала дом Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке будущего поэта. Первый раз 1 августа 1829 года, в общей сложности бабушка с внуком и различной челядью и прожила здесь до лета 1832 года. Поэтому мемориальная доска ошибается на год с началом проживания Лермонтова в этом здании.
Хотя Лермонтов родился в Москве и провел здесь довольно-таки иного времени, но так распорядился рок, что это здание осталось единственным сохранившимся до нашего времени, где поэт жил в Москве. Интересно, как религия много значила в жизни людей того времени, каждый дом относился к тому или иному приходу, даже арендаторы на время проживания становились прихожанами церкви. Так Лермонтов с бабушкой стали прихожанами церкви Ржевской Божией Матери, находившей неподалёку, на углу улицы Поварской и Большого Ржевского переулка. Храм этот до нашего времени не дожил.
Молчит дом о другом своём известном обитателе, никаких мемориальных досок больше не видно. За два месяца до вселения Арсеньевой с внуком отсюда съехал русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859), который жил здесь с 1827 года по июнь 1829 года. Этот съём дома Аксаковым был уже вторым по счёту, а первый раз он здесь жил во время одного из своих приездов из Надеждино в Москву в 1815 году. Шли годы, менялись хозяева и постояльцы, а 19 февраля 1981 года здесь был открыт Дом-музей М. Ю. Лермонтова, отдел Государственного литературного музея.
Дом-музей М. Ю. Лермонтова
Дом-музей М. Ю. Лермонтова — это один из отделов Государственного литературного музея (ГМИРЛИ), открытый в 1981 году. Вместе с ним в комплекс входят дома-музеи известных русских писателей — А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака и др., а также Музей Серебряного века.
Экспозиция размещается в доме, где Лермонтов жил до 1832 года со своей бабушкой — Е. А. Арсеньевой. К 2014 году в здании провели реставрацию и реконструкцию, приуроченную к 200-летию поэта.
Панорама здания музея:
Не только экспозиция, но и сам дом имеет культурное значение, так как это единственный мемориальный дом поэта в столице, сохранившийся до наших дней. Он был построен в 1814 году. Это одноэтажное здание в стиле ампир, сегодня его можно увидеть в первоначальном облике — в ходе реконструкции были убраны все изменения, внесенные новыми владельцами.
Восстановлению подвергся не только внешний облик дома, но и внутренние помещения. Сегодня гости дома-музея М. Ю. Лермонтова в Москве могут увидеть интерьеры, типичные для столичных особняков 1830-х годов, ознакомиться с коллекцией, включающей фамильные портреты, картины поэта, и, конечно же, его произведения.
Экспозиция
В доме-музее есть несколько комнат с восстановленным интерьером, а также помещения для просмотра мультимедийных документов и комнаты с картинами Лермонтова. Погрузиться в обстановку XIX века можно в Большой и Малой гостиных, а также в комнатах бабушки и поэта. Здесь выставлена антикварная мебель и представлены предметы, раскрывающие характер и творческий дар поэта, демонстрирующие некоторые этапы его жизни и работы.
Так, в Малой гостиной гости увидят экземпляр журнала «Атеней», где впервые напечатали стихи Лермонтова. В этой комнате часто принимали друзей и членов семьи, стены украшены детскими рисунками Михаила Юрьевича. В других комнатах представлены семейные портреты, среди которых есть изображения отца, матери и бабушки поэта, портрет Михаила Юрьевича в раннем детстве. Сам Лермонтов часто писал картины с видами Кавказа и портреты близких людей.
Конечно, важнейшую часть коллекции составляет творческое наследие поэта — черновики, рукописи, книги, журналы с его стихами, изданные при жизни Лермонтова. Наиболее ценными экспонатами являются автопортрет Михаила Юрьевича и книги с его автографами и пометками.
Мероприятия в доме-музее М. Ю. Лермонтова в Москве
Учреждение имеет насыщенную программу, включающую не только экскурсии для учащихся и взрослых, но также интерактивные занятия для детей и выставочные проекты.
Спектр экскурсий достаточно широк — помимо обзорного тура по музею, есть авторские и тематические программы:
Интерактивные программы для учащихся в последние годы все чаще используются для привлечения детской аудитории в музеи. Так, в доме М. Ю. Лермонтова в Москве тоже есть несколько подобных занятий для школьников 5–8 классов:
- «Лермонтов по-английски» для учащихся в школах с изучением английского языка.
- «Раут с Лермонтовым» — интеллектуальная игра по основе экскурсии по музею.
Выставочные проекты, как правило, приурочены к значимым датам или вехам жизни Лермонтова — публикации стихотворений, дню рождения поэта, учебе, жизни на Кавказе и пр. Выставки являются передвижными, их можно увидеть не только в Москве, но и в других городах России и даже за рубежом.
Панорама залов дома-музея М. Ю. Лермонтова:
График работы и стоимость услуг дома-музея М. Ю. Лермонтова в 2021 году
Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, а также с пятницы по воскресенье с 11:00 до 18:00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00. Касса закрывается на 30 минут раньше.
Цены на билеты:
- Полный — 200 руб.;
- Льготный — 150 руб.;
- Аудиогид — 150 руб.;
- Билет в три музея ГМИРЛИ (действителен в течение недели) — полный 500 руб., льготный — 350 руб.
Цены на экскурсии:
- Обзорная (группа до 15 чел.) — 4500 руб.; за каждого дополнительного участника — 300 руб. за человека;
- Сборная экскурсия — 300 руб./чел.
- Тематические программы (группа до 15 чел.) — 4500 руб.
- Интерактивные занятия (2 ак. часа) — 6000 руб./группа до 15 чел.
Как добраться
Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Москве находится на Малой Молчановке, в доме № 2 (второе крыльцо). К нему можно пройти от метро «Арбатская» или от остановки «Дом книги». От станции «Арбатская» следует выйти на Новый Арбат и после Московского Дома книги повернуть направо.
Автобусы № 39, м2, м27, н2 останавливаются буквально в 100 метрах от музея. От остановки нужно пройти за Дом книги и после памятника М. Ю. Лермонтову, пересечь Малую Молчановку.
Если вы добираетесь на автомобиле, то въезд к музею осуществляется с Поварской улицы. Также стоит учесть, что рядом есть только платные стоянки.
Поехать в музей можно и на такси, для этого воспользуйтесь услугами одной из служб — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет.
Высотка на Красных Воротах
Высотка на Красных Воротах была построена в 1947 — 1953 гг. по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева. В тот же период в Москве возвели еще семь небоскребов, которые прозвали «сталинскими высотками» и «семью сестрами». Кроме здания на площади Красных Ворот, в этот список входят:
Экскурсия по «сталинским высоткам» — одна из самых популярных в столице. Гиды познакомят туристов с архитектурными особенностями небоскребов, малоизвестными фактами об их строительстве, поведают об известных жильцах. Изюминка программы — городские мифы и легенды, связанные с домами. Вы услышите байки о привидениях, тайных коридорах, секретных станциях метро, особой энергетике высотных зданий.
Со зданием на площади Красных Ворот связан миф о хохочущем призраке. Рассказывают, что в когда-то в доме жил простой чиновник, влюбленный в соседку. Однажды он рассказал женщине политический анекдот, она пересказала его супругу, а тот доложил куда следует. В результате юморист попал в психушку, где и провел остаток жизни. После смерти его дух вернулся в квартиру и до сих пор бродит по коридорам, хохоча над шуткой.
Высотка на Красных Воротах на google-панораме:
История высотки на Красных Воротах
Строительство высотки на Красных Воротах началось в 1947 году. 13 января было принято Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже в сентябре прошла церемония закладки первого камня. Поклонники мистики уверяют, что дату и точное время (7 сентября в 13:00) И. В. Сталин выбрал не случайно, якобы генсек консультировался с немецким астрологом, и тот предсказал наиболее благоприятный момент.
Интересно, что официальный старт не был началом реальной стройки. Несмотря на то, что план возведения высоток был утвержден, понимания, как именно строить такие здания, не было. В те годы в стране не было подобной практики. Ситуация осложнялась слабыми грунтами, отсутствием необходимой техники и материалов.
Поэтому новые технологии осваивались прямо в ходе работ. Параллельно открывались заводы железобетонных изделий, появлялись самоподъемные башенные краны и другое оборудование.
Мягкость московских грунтов доставила немало хлопот конструкторам. Усугубила проблему идея построить на первом этаже вестибюль станции метро «Красные Ворота». При подготовке тоннеля выяснилось, что грунт крайне ненадежен и напитан водой. По подсчетам укрепление фундамента увеличило бы срок строительства на 1,5 года, на что правительство было не согласно. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву.
В результате заморозки грунт вспучился. Учитывая эту особенность, конструкторы стали строить высотку с наклоном. По завершению работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял — небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.
После сдачи дома в нем разместились кабинеты Минтрансстроя и жилые квартиры. Ордера на заселение в «сталинские высотки» выдавались высокопоставленным чиновникам, министрам транспортного строительства, прославленным врачам, инженерам, деятелям искусства. Известные жильцы здания на Красных Воротах: актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, президент академии наук СССР Мстислав Келдыш, внучка архитектора Алексея Душкина — Наталья Душкина.
Архитектура
«Сталинские высотки» строились в рамках одного проекта, но над ними работали разные архитекторы. Все здания различаются планировками, отделкой, площадью и высотой. Административно-жилой комплекс возле «Красных Ворот» можно назвать компактным по сравнению с Главным зданием МГУ, гостиницей «Украина» и домом на Котельнической набережной. Высота центрального корпуса составляет 24 этажа (138 метров), боковых — 11–15 этажей.
Скромнее здание и в плане отделки. Хотя высотка соответствует стилю «сталинский ампир», ее декор лаконичен. Для облицовки вместо терракотовой плитки использовали натуральный известняк, отказались от дорогих материалов, витражей. Неизменными элементами остались красный гранит на первых этажах и шпиль со звездой.
Если декор архитекторы решили упростить, то на коммуникациях и удобствах не экономили. Во всех «сталинских высотках» провели централизованное кондиционирование, систему пылеудаления, на кухнях установили мусоропроводы и холодильники, кухонные мойки с дробилками, встроенную мебель. В жилых корпусах работал детский сад, были организованы бомбоубежища, подземная парковка, в некоторых квартирах предусмотрели комнаты для домработниц.
Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
Сегодня в доме располагаются офисы государственных и частных компаний, учебные заведения, жилые квартиры, кафе, магазины, аптеки, отделения банков. Но никаких Красных Ворот нет и этот факт иногда озадачивает туристов.
Красными Воротами назвалась триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Полтавской битве. Памятник был построен в 1709 году по приказу Петра I. У сооружения сложилась непростая судьба: несколько раз его перестраивали, восстанавливали после пожаров, а с 1854-го неоднократно хотели снести. Демонтаж арки всякий раз откладывался — за сохранение ворот выступала общественность и известные архитекторы. Но в 1927-м памятник все же снесли под предлогом расширения Садового кольца.
Вместе с Красными Воротами исчезла церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Лермонтова, и дом, где родился поэт. Сегодня об утраченных строениях напоминают памятная табличка на высотке, памятник Михаилу Юрьевичу в Лермонтовском сквере и название станции метро.
Как добраться
Адрес высотного здания на Красных Воротах: улица Садовая-Спасская, 21/1. Достопримечательность находится всего в 9 минутах ходьбы от площади трех вокзалов. Прогулка до Красной площади займет около 40 минут.
Самый быстрый способ добраться до высотки — воспользоваться метрополитеном. Станция «Красные Ворота» (Сокольническая линия/красная ветка № 1) располагается прямо в доме.
Выбирая наземный транспорт, следует выйти на остановке «Метро Красные Ворота». Их несколько: у Лермонтовского сквера останавливаются автобусы № 122, А, н3, т24; напротив высотки — № Б.
Кроме того, в Москве много таксомоторных служб, которые быстро и с комфортом доставят в любую точку столицы. Особенно популярны сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
"Москва, Москва! Люблю тебя как сын": прогулки с Лермонтовым по Первопрестольной
Дома, где родился поэт, не сохранилось, он был снесен в 1928 году. Позднее на этом месте по адресу Садовая-Спасская улица, 21 была построена одна из сталинских высоток. О том, что здесь появился на свет автор "Героя нашего времени", напоминает гранитная мемориальная доска с лаконичной надписью.
В 1965 году в сквере напротив небоскреба поставили памятник Лермонтову, а сама площадь и станция метро в советское время носили его имя.
Крестили Лермонтова через восемь дней после рождения в расположенной поблизости церкви Трех Святителей у Красных Ворот. Большой каменный храм был построен здесь в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа (то есть, говоря сегодняшним языком, чиновника Министерства финансов) Ивана Венюкова. Крестной матерью поэта стала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева.
О крещении поэта была сделана запись в метрической книге: "Молитвовал протоиерей Николай Петров с дьячком Яковом Федоровым, крещен того же октября 11-го дня, восприемником был господин коллежский асессор Фома Васильевич Хотяинцев восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева, оное крещение исправляли протоиерей Николай Петров, дьякон Петр Федоров, дьячок Яков Федоров, пономарь Алексей Никифоров".
К сожалению, церковь Трех Святителей тоже не сохранилась. Она была снесена в мае 1928 года для "улучшения автомобильного движения". На ее месте разбили маленький сквер.
Москва отмечает 200-летие со дня рождения Михаила Лермонтова
Из Москвы и обратно
Вскоре после рождения мальчика увезли в бабушкино имение Тарханы под Пензой. В Москву Лермонтов вернулся только спустя 14 лет, чтобы поступить в пансион при Московском университете.
Юный поэт поселился в доме номер 2 по Малой Молчановке Этот дом бабушка Лермонтова арендовала летом 1829 года у купчихи Ф.И. Черновой. Деревянный одноэтажный особняк с мезонином в стиле ампир был построен после пожара 1812 года. Лермонтов жил здесь до 1832 года, до своего отъезда в Петербург. В советское время особняк отдали под коммунальные квартиры. Это единственный сохранившийся дом в Москве, где жил поэт. В 1981 году здесь открылся музей Лермонтова.
Дом-музей Лермонтова на Малой Молчановке. Фото: ТАСС/Владимир Яцина
Университетский пансион, куда поступил Лермонтов, располагался на углу Тверской и Газетного переулка. Сейчас на этом месте расположен центральный телеграф.
Воспитанников пансиона учили физике, математике, естественным наукам, географии, военному делу, богословию, музыке, танцам, рисованию, ораторскому искусству, юридическим наукам, истории и словесности. Особенно поощрялось самостоятельное литературное творчество. В пансионе выпускались рукописные журналы и альманахи: "Арион", "Маяк", "Пчелка" и "Улей".
Сохранилась "Ведомость о поведении и успехах Университетского благородного пансиона воспитанника 4-го класса М.Ю. Лермонтова". По всем предметам, за исключением закона божьего и латинского языка, был проставлен высший бал – 4, а прилежание и поведение отмечены оценкой "весьма похвально".
Однако Лермонтову не суждено было окончить пансиона. В 1830 году учебное заведение посетил император Николай I. Ему не понравилась здешняя слишком свободолюбивая атмосфера, и он повелел преобразовать пансион в гимназию (где в то время применялись телесные наказания).
Вскоре после этого поэт подал прошение об увольнении из пансиона.
Стоит отметить, что в годы учебы Лермонтов завязал дружбу с семейством Лопухиных. Они жили неподалеку в усадьбе на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка, этот дом был снесен в 1964 году. У Александра Николаевича и Екатерины Петровны Лопухиных было четверо детей: три дочери Елизавета, Мария и Варвара и сын Алексей.
Близким другом Лермонтова стала Мария Александровна Лопухина. Позднее, переселившись в Петербург, он писал ей: ". Москва - моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!".
В ноябре 1831 года Лермонтов познакомился с приехавшей в Москву из деревни младшей дочерью Лопухиных – 16-летней Варварой, в которую тут же влюбился без памяти. Варенька Лопухина отвечала Лермонтову взаимностью, но по настоянию родных в 1835 году вышла замуж за Н. Ф. Бахметева, бывшего намного старше ее.
После ухода из пансиона Лермонтов поступил в Московский университет, который располагался в доме номер 9 по Моховой улице (сейчас там журфак МГУ).
Здание Московского университета на Моховой, где учился Лермонтов. Фото: ТАСС/Олег Прасолов
Поэт слушал курс на нравственно-политическом отделении университета, но посещал и лекции на словесном отделении.
В поэме "Сашка" есть такие строки, посвященные университету:
Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры:
О боге, о вселенной и о том,
Как пить: ром с чаем или голый ром;
Их гордый вид пред гордыми властями,
Их сюртуки, висящие клочками.
Тем не менее, не проучившись и двух лет после ссоры с одним из профессоров Лермонтов был вынужден покинуть университет.
Недалеко от Моховой, 9 сохранилось еще одно здание, связанное с Лермонтовым. На Большой Дмитровке, в доме 1/6 располагалось Дворянское благородное собрание. Здесь Лермонтов бывал на маскараде во время зимних каникул 1830 года. По воспоминаниям друга поэта Акима Шан-Гирея, "он явился в костюме астролога, с огромной книгой судеб под мышкой". В марте того же года поэт побывал в зале Благородного собрания на концерте всемирно известного пианиста Джона Филда, которого позднее упомянул в романе "Вадим".
После ухода из университета Лермонтов переехал в Санкт-Петербург и был зачислен в юнкерскую школу. Однако именно здесь, в Северной столице, он создал одно из самых ярких описаний Первопрестольной - "Панораму Москвы". Примечательно, что этот текст был создан по заданию преподавателя юнкерской школы, чтобы научить будущих офицеров умению описывать местность.
"Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! У нее есть своя душа, своя жизнь. "
После окончания юнкерской школы Лермонтов бывал в Москве лишь наездами. Например, 9 мая 1840 года остановившись в Москве по пути во вторую ссылку на Кавказ, он побывал в усадьбе писателя Михаила Погодина, так называемой Погодинской избе. Этот деревянный дом сохранился по адресу Погодинская улица, дом 12а. У Погодина в тот день был дан именинный обед в честь Николая Гоголя.
В те же майские дни 1840 года Лермонтов бывал в доме поэтессы Каролины Павловой на Рождественском бульваре, 14, где собирались московские интеллектуалы: Петр Чаадаев и Петр Вяземский, Александр Герцен, Афанасий Фет и многие другие. В альбом Каролине Павловой Лермонтов вписал стихотворение "Посреди небесных тел", помеченное 16 мая 1840 года. Позднее переселившись в Германию, Павлова много переводила поэта на немецкий язык.
В последний свой приезд в Москву в апреле 1841 года Лермонтов остановился у своего однополчанина по лейб-гвардии Гусарского полка Дмитрия Григорьевича Розена, служившего адъютантом при генерал-губернаторе. Розен жил в Петровском путевом дворце на окраине Москвы – Тверском тракте. Сейчас этот памятник архитектуры XVIII века расположен по адресу Ленинградский проспект, дом 40.
Отсюда поэт писал бабушке: "В Москве пробуду несколько дней, остановился у Розена. Я здесь был принят обществом по обыкновению очень хорошо – и мне довольно весело".
Читайте также: