Дом культуры имени зуева год постройки
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Прошлым летом я решил посетить классику московского конструктивизма и отправился на ул. Лесную 18 где находится ДК. им Зуева построенное архитектором И. Голосовым. Состояние здание я бы назвал удовлетворительное. Само ДК один из самых ярких представителей московского конструктивизма. Хотелось бы конечно чтобы чуть побольше уделяли внимание внешнему облику здания, не повредил бы более аккуратный косметический ремонт. Внутри я не был, так что что там творится сказать не могу, хотя некоторое поверхностное представление можно составить по фотографиям которые я наешл на просторах интернета и приведу ниже.Из личных замечаний скажу следующее: торчащий в дверях театра (ныне здание является театром) чоповец совершенно не располагал к фотографированию со штативом так что к сожалению все панорамы сделанные в ближи пришлось делать с рук.
Несмотря на то что практически все статьи в интернете когда ведут речь о конструктивизме упоминают ДК. им Зуева как об одном из самых ярких примеров, конкретно информацию о нем дают в двух трех строчках, поэтому позволю себе привести часть главы из книги С.О. Хан-Магомедова "Илья Голосов" 1988 года издания:
"И. Голосов при проектировании клубов создавал сложные объемные построение,главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объемных элементов композиции, решая именного его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупной форме (или как он его называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решенного элемента в общей композиции (обычно, ассиметричной) он использовал приемы динамического построения, контрасты стекла и глухой стены.
В построенном по проекту И. Голосова кулбе им. Зуева в Москве (1927-1929) вертикальный стеклянный цилиндр лестничной клетки как бы прорезает горизонтальный параллелепипед верхнего этажа, являясь главным композиционным элементом сложной и в достаточной степени расчлененной объемной композиции здания.
Фасад клуба был запроектирован с обогащенной пластикой, что позволило лаконично решенному цилиндру стать бесспорно главным элементом композиции здания. Этому немало способствовал и необычный прием "прорезания" стеклянным цилиндром перекрывающей его "плиты" верхнего этажа. Внутреннее движение вертикальной цилиндрической формы как бы преодолело тяжесть горизонтальной формы и вырвалось на простор. Верхняя тонкая плита перекрытия над цилиндром уже не воспринимается как остановка движения, она скорее всего подчеркивает форму цилиндра и его главенствующую роль в композиции.
В результате был создан чрезвычайно выразительный художественный образ клуба. Образ действительно яркий, сразу бросающийся в глаза и надолго остающийся в памяти. Но вот что удивительно - запоминается не вся объемно-пространственная композиция куба, а миенно сочетание углового стеклянного цилиндра со сложным по пластическому решению параллелепипедом корпуса.
Незначительные размеры и вытянутые пропорции отведенного под строительство клуба участка чрезвычайно осложняли проектирование. И. Голосов использовал 9/10 площади участка под застройку, а затем как бы компенсировал застроенную территорию двора, создав обширную террасу на крыше. Стесненность участка заставили И. Голосов консольно вынести часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа - вертикальные и горизонтальные выступы. Главный выход в здании устроен с торцевого фасада, который решен более крупно - в его средней части над входом на высоту всех этажей устроен вертикальный выступа с открытыми лоджиями в верхней части. Объемные элементы продольного фасада дают ритмическое нарастание движение к угловой части и к главному входу в клуб. Клуб имеет два зала - большой на 950 мест и малы на 285 мест. Внутреннее помещение здания, несмотря на то, что автору приходилось преодолевать сложности, связанные с узким участком, запроектировано свободно, хорошо связаны между собой и не производят впечатления затесненности. Основные несущие конструкции и стены здания выполнены из железобетона и кирпича.
Клуб им. Зуева - бесспорно, одно из самых лучших и самых известных произведений И. Голосова. Он был высоко оценен и современниками. Один из авторов писал в начале 30-х годов: "Среди общественных сооружений последних лет архитектура этого клуба относится к числу удачных. Как постройка переходного периода она должна найти свое положительное место в будущей истории советской архитектуры" (Филиппов А.В. Клуб имени Зуева.-В кн.: "10 рабочих клубов Москвы".-М., 1932.-) Действительно это произведение И. Голосова прочно вошло в историю советской архитектуры, в ее золотой фонд."
для начала несколько старых проектных набросков:
Прошу следующий абзац считать мой гипотезой. Если кто-то может пролить свет на эту ситуацию опираясь на конкретные источники то было бы здорово.
Хочу обратить внимание на последнее фото. Многие смотря на него и сравнивая с современным видом здания сокрушенно цокают языком и говорят о том как мало осталось от былого величия. Есть версия что это не фото это то что называется "отмывка". Вот простое определение этого приема архитектурной графики найденного на сайте http://art-paint.narod.ru/ "Отмывка является, пожалуй, самым простым, хотя и длительным процессом в акварельной технике. Не зря в архитектурном институте она преподается с первого курса. Тем не менее это одно из главных средств архитектора, поскольку обычный чертеж не дает ясного представления о форме и понятен лишь профессионалам. Именно в отмывке замысел, форма и цвет постройки становятся доступными любому зрителю. Да и архитектору это приносит большую пользу: работая цветом, он находит наилучшее сочетание материала для восприятия задуманного, уточняет тональные отношения, достигает выразительного силуэтного и объемного решения проекта." (подробнее об этом методе можно прочитать здесь http://art-paint.narod.ru/tush.html). Так что это, как я уже сказал выше, не фото, а грубо говоря чертеж. В доказательство своей теории я бы обратил внимание на то как выглядит здание сейчас и как оно выглядит на "отмывке". Что должно произойти со здаием чтобы оно превратилось в такой "урезанный" вариант? Я считаю что даже в случае очень серьезного пожара остались бы большие намеки чем те которые мы наблюдаем. И потом нет никаких упоминаний ни о перестройке ни об изменениях в конструкции здания. Нет промежуточных фотографий которые бы иллюстрировали процесс разрушения того что мы наблюдаем на изображениях приведенных вверху. В связи со всем этим я позволяю себе сделать вывод что данный вид ДК остался только на бумаге, а само здание дошло до нас в своем первозданном виде.
еще несколько изображений (общий вид, перспектива (проект), фрагменты, планы) из книги С.О. Хан-Магомедова "Илья Голосов" 1988
А теперь современные фото:
Та сама панорама которая делалась с рук :-(
А вот эта как ни странно удалась.
Решил напоследок сделать одну ХДРку.
Несколько фотографий интерьеров ДК найденных мною в интернете.
Дом культуры имени Зуева
Здание Дома культуры им. Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире образцов конструктивизма. Архитектор Илья Голосов (1883 – 1945) спроектировал это сооружение в 1926 году. Начало строительства приурочили к юбилею революции и уже в августе 1929 года работы были завершены. Своё первое название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева» здание получило в честь казнённого участника революции 1905 года, слесаря соседнего трамвайного парка Сергея Зуева.
Создававшийся под влиянием кубизма, Дом культуры построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус.
Здание с большим зрительным залом, стильным остеклением фасада, малым залом и группой репетиционных клубных помещений отличается чёткой и компактной композицией. Эффектным образом архитектором решена винтовая лестница из фойе 1 этажа к зрительному залу, проходящая внутри стеклянного цилиндра.
Яркий образец конструктивизма, прошедший разруху войны, последующие перестройки, остаётся и по сей день действующим шедевром творчества знаменитого русского архитектора Ильи Голосова.
Концертная площадка «ДК им. Зуева»
Здание Дома культуры им. Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире образцов конструктивизма. Архитектор Илья Голосов (1883 – 1945) спроектировал это сооружение в 1926 году. Начало строительства приурочили к юбилею революции и уже в августе 1929 года работы были завершены. Свое первое название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева» здание получило в честь казнённого участника революции 1905 года, слесаря соседнего трамвайного парка Сергея Зуева.
Создававшийся под влиянием кубизма, Дом культуры построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус.
Здание с большим зрительным залом, стильным остеклением фасада, малым залом и группой репетиционных клубных помещений отличается четкой и компактной композицией. Эффектным образом архитектором решена винтовая лестница из фойе 1 этажа к зрительному залу, проходящая внутри стеклянного цилиндра.
Яркий образец конструктивизма, прошедший разруху войны, последующие перестройки, остается и по сей день действующим шедевром творчества знаменитого русского архитектора Ильи Голосова.
Дом культуры имени Зуева
Родившийся под влиянием кубизма, дом культуры имени Зуева построен на основе асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционным центром здания является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как-будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон. Таким эффектным образом была решена лестничная клетка.
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему ясно читающееся сходство с промышленной архитектурой. Центральный цилиндр вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Большие застеклённые поверхности на фоне серой бетонной штукатурки усиливают впечатление промышленного сооружения [2] .
Символом всемогущества труда, использующего совершенную технику, воспринимается этот цилиндр-колонна, уникальная, сразу запоминающаяся формаПоследующие перестройки здания частично испортили его внешний облик. Были закрыты лоджии, выходящие на Лесную улицу; фасад со стороны 2-ого Лесного переулка лишился длинного остеклённого балкона и ряда окон третьего этажа. Уже в наше время клуб утратил эффектную вывеску из объёмных букв, получив на месте композиционного центра фасада голую стену.
Дом культуры имени С. М. Зуева
Дом культуры имени С. М. Зуева — памятник архитектуры конструктивизма. Спроектирован Ильёй Голосовым в 1926 году, построен в 1928 в Москве, на Лесной улице.
Культовые здания и сооружения Музеи и научно-просветительские учреждения Памятники и монументы Театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и стадионы Дворцы, усадьбы и особняки Общественные и жилые здания, сооружения Достопримечательности транспорта Сады, парки и места отдыхаWikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Дом культуры имени С. М. Зуева" в других словарях:
Дом культуры имени С.М.Зуева — Авторский эскиз клуба Дом культуры имени С. М. Зуева памятник архитектуры конструктивизма. Спроектирован Ильёй Голосовым в 1926 году, построен в 1928 в Москве, на Лесной улице. Координаты … Википедия
Дом культуры имени Зуева — Достопримечательность Дом культуры имени Зуева … Википедия
Дом культуры имени И. В. Русакова — Здание Дом культуры имени И. В. Русакова Клуб Русакова Союза Коммунальников … Википедия
Дом культуры им. И. В. Русакова — Здание Дом культуры имени И. В. Русакова Клуб Русакова Союза Коммунальников … Википедия
Клуб имени С.М. Зуева — См. Дом культуры имени С.М. Зуева … Москва (энциклопедия)
Дом культуры имени С.М.Зуева
Дом культуры имени С. М. Зуева — памятник архитектуры конструктивизма. Спроектирован Ильёй Голосовым в 1926 году, построен в 1928 в Москве, на Лесной улице.
Православные монастыри: Андроников монастырь | Высоко-Петровский монастырь | Донской монастырь | Данилов монастырь | Крутицкое подворье | Марфо-Мариинская обитель | Новодевичий монастырь | Новоспасский монастырь | Симонов монастырь
Православные храмы и церкви: Церковь Антипия на Колымажном дворе | Храм Архангела Гавриила | Богоявленский собор в Елохове | Церковь Большого Вознесения | Церковь Воскресения Христова в Кадашах | Храм Воскресения Христова в Сокольниках | Церковь Всех Святых на Кулишках | Церковь Святого Георгия в Ендове | Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе | Церковь Зачатия Анны | Церковь Иоанна Воина | Церковь Климента Папы Римского | Церковь Косьмы и Дамиана на Покровке | Церковь Малого Вознесения | Церковь Николая Чудотворца в Звонарях | Храм святителя Николая в Пыжах | Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках | Церковь Николая Чудотворца на Болвановке | Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы | Церковь Покрова в Филях | Храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах | Храм Рождества Богородицы в Путинках | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове | Церковь Симеона Столпника на Поварской | Церковь Спаса Преображения на Песках | Храм Тихвинской иконы Божией Матери | Церковь трёх святителей на Кулишках | Церковь Трифона в Напрудном | Церковь Троицы в Никитниках | Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве | Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве | Церковь Филиппа Митрополита | Храм Христа Спасителя
Католические храмы: Храм святого Людовика Французского | Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии | Мечети: Мемориальная мечеть на Поклонной горе | Московская соборная мечеть | Синагоги: Московская хоральная синагога | Мемориальная синагога на Поклонной горе
Дети — жертвы пороков взрослых | Монумент Победы | Монумент «Покорителям космоса» | Памятник Гагарину на Ленинском проспекте | Памятник Героям Плевны | Памятник Гоголю на Никитском бульваре | Памятник Юрию Долгорукому | Памятник маршалу Жукову | Памятник Кириллу и Мефодию | Памятник Ломоносову у МГУ | Памятник Маяковскому | Памятник фельдмаршалу Кутузову | Памятник Островскому | Памятник Петру I (монумент «В ознаменование 300-летия российского флота») | Памятник Пушкину на Пушкинской площади | Памятник Суворову | Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову | Памятник Чайковскому | «Рабочий и колхозница» | Соловецкий камень | Триумфальные ворота
См. также: Список московской городской скульптуры
Палаты Аверкия Кириллова | Дом Апраксиных — Трубецких | Усадьба Баташова | Дом бояр Романовых | Дом Брюса | Палаты Волковых | Особняк Второва | Дом Губина | Дом Демидовых | Дом Дениса Давыдова | Особняк Дерожинской | Усадьба Дурасовых | Екатерининский дворец | Дом Игумнова | Особняк Кекушевой | Красные палаты XVII века | Лефортовский дворец | Усадьба Лопухиных (музей Льва Толстого) | Дом Мельникова | Особняк Ивана Миндовского | Дом московских генерал-губернаторов | Особняк Арсения Морозова | Особняк Зинаиды Морозовой | Нескучный дворец | Пашков дом | Дом Пороховщикова | Дом Разумовского — Шереметева | «Дом Ростовых» | Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) | Слободской дворец | Старый Английский двор | Особняк Хитрово (музей-квартира А. С. Пушкина) | Усадьба Хрущовых (музей А. С. Пушкина) | Усадьба Чертковых | Дом Шехтеля | Дом Юшкова | Подмосковные дворцы и усадьбы, вошедшие в черту города:
Измайлово | Коломенское | Кузьминки | Кусково | Останкино | Петровский путевой дворец | Царицыно
Постройки XVIII — начала XX века: Вдовий дом | Воспитательный дом | Гостиница «Метрополь» | Гостиница «Националь» | Здание Городской думы | Екатерининская больница | Елисеевский магазин | Катковский лицей | Конторский дом Сытина | Лазаревский институт | Манеж | Здание МГЛУ (Дом Еропкина) | Старое здание МГУ | Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского | Мюр и Мерилиз (ЦУМ) | Опекунский совет | Дом Перцова | Провиантские склады | Ресторан «Прага» | Здание Синодальной типографии | Дом Союзов (Благородное собрание) | Средние торговые ряды | Старый гостиный двор | Странноприимный дом | Здание страхового общества «Россия» | Чайный дом на Мясницкой
Постройки советского периода и современные: Здание газеты «Известия» | Гостиница «Космос» | Гостиница «Москва» | Здание Госторга | Дом «Динамо» | Дом культуры имени С. М. Зуева | Дом культуры им. И. В. Русакова | «Ленинка» | Магазин «Библио-глобус» | Магазин «Детский мир» | Московский ипподром | Дом Моссельпрома | Москва-Сити | «Дом на набережной» | Дом Наркомфина | Новый Арбат | Останкинская телебашня | Дом Правительства России («Белый дом») | Северный речной вокзал | Сталинские высотки | Здание СТО | Здание СЭВ | Здание Центрального телеграфа | Здание Центросоюза | Здание ЦТСА | Шуховская башня |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Дом культуры имени С.М.Зуева" в других словарях:
Дом культуры имени С. М. Зуева — Достопримечательность Дом культуры имени С. М. Зуева … Википедия
Дом культуры имени Зуева — Достопримечательность Дом культуры имени Зуева … Википедия
Дом культуры имени И. В. Русакова — Здание Дом культуры имени И. В. Русакова Клуб Русакова Союза Коммунальников … Википедия
Дом культуры им. И. В. Русакова — Здание Дом культуры имени И. В. Русакова Клуб Русакова Союза Коммунальников … Википедия
Клуб имени С.М. Зуева — См. Дом культуры имени С.М. Зуева … Москва (энциклопедия)
Дом культуры (ДК) имени Зуева. Улица Лесная, 18
Дом культуры имени С.М. Зуева по адресу улица Лесная, 18 является одним из ярчайших памятников стиля конструктивизма не только в России, но и в мировых масштабах.
Здание спроектировал в 1925 году известный архитектор Илья Александрович Голосов. Возвели же строение в период с 1927 по 1929 годы.
С первых дней культурному центру было присвоено имя Сергея Михайловича Зуева - слесаря Миусского трамвайного депо и участника событий 1905-1907 годов.
Здание ДК проектировалось под влиянием кубизма. Его объем построен на конгломерации ассиметрично размещенных правильных геометрических фигур.
Композиционным центром, доминантой сооружения является вертикально размещенный и полностью остекленный цилиндр, пронизывающий один из верхних уровней. Именно таким необычным образом была решена задача устройства главной лестничной клетки здания.
Учитывая направленность этого строения как клуба для рабочих, архитектор Голосов решил придать ему некое сходство со строениями, относящимися к промышленной архитектуре.
Усиливает это ощущение бетонная штукатурка фасадов в серых тонах, широко применяемое остекление и устройство различных по размеру оконных проемов.
Для проведения различных мероприятий в ДК имени Зуева на Лесной, 18 был устроен зрительный зал, рассчитанный на 950 посадочных мест.
К сожалению, имевшие место последующие перестройки привели к тому, что частично был утрачен первоначальный облик сооружения.
Так, были закрыты имевшиеся лоджии, которые были обращены к Лесной улице; фасадная плоскость по 2-му Лесному переулку утратила длинный застекленный балкон, а также часть оконных проемов третьего этажа.
Совсем недавно была демонтирована расположенная справа от углового цилиндра эффектная вывеска, составленная из объемных букв, органично вписанных в общую архитектурную составляющую здания.
В настоящее время ДК имени С.М. Зуева по Лесной улице, 18 все так же используется как культурный центр со сценической площадкой, на которой выступают многие известные артисты современной России.
Дом культуры имени С.М. Зуева
Клуб имени Зуева — один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма. Спроектирован Ильёй Голосовым в 1925 году, построен в 1927—1929 годах на Лесной улице. Назван в честь участника событий 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева.
Родившийся под влиянием кубизма, клуб построен на основе асимметрично расположенных правильных геометрических тел. Композиционным центром здания является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как-будто «надет» весь корпус с непривычно большими поверхностями окон. Таким эффектным образом была решена лестничная клетка.
Клуб имени Зуева. 1930 – 1931
evgechesnokov
Лесная улица известна с начала XIX века. Её название напоминает о лесных рядах, тянувшихся от Тверской заставы в сторону тюремного замка и лесном рынке на «Мiюсской» (Миусской) площади, где торговали древесиной. К началу ХХ века эти места плотно застроили доходными домами, учебными заведениями, немалую территорию занял «Миусский парк городской ж.д.» (трамвайный парк), а в 1930 году на Лесной открылся Клуб профсоюзов коммунальников имени Зуева - один из самых известных памятников конструктивистской архитектуры.
Лесная улица, № 1 - дом купца Шерупенкова (1870-е годы). Здесь размещалось Миусское городское начальное училище, меблированные комнаты «Тверь», сейчас здание арендуется различными организациями.
Бутырский Вал, № 8 - старообрядческий действующий храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (1914-1921 гг., архитекторы А.Гурджиенко, И.Кондратенко) построен по мотивам новгородского средневекового зодчества и двух знаменитых новгородских памятников – храма Спаса на Нередице и кремлёвской башни-колокольни. Его главный престол во имя Святителя Николая Мирликийского был освящён уже в советские годы, но в 1935-м храм всё-таки закрыли.
В Великую Отечественную в здании находился склад противовоздушной обороны, после войны в нём разместилась мастерская скульптора С.Орлова, который создавал здесь памятник Юрию Долгорукому. В 1989 году мастерские вывели с перспективой оборудования концертного зала, но времена снова изменились и в 1993 году храм передали Старообрядческой Митрополии.
Лесная улица, № 2 - жилой дом (1939, архитектор М.Синявский).
«Здание имеет 11 этажей и по высоте значительно превосходит ту среднюю норму, которая принята в московском жилищном строительстве. Эта высота будет оправдана только при условии полного завершения замысла автора и установки на противоположной стороне улицы симметричного или уравновешивающего дома. Являясь головным, начинающим улицу сооружением, дом М. Синявского совершенно правильно трактован в простых, ясных формах, без излишней детализации и дробления архитектурных масс. Всё здание расчленено на три части в убывающей пропорции. В планировке дома принят обычный тип секций в две квартиры по 3 и 4 комнаты в каждой. Удачно и помещение для домашней работницы при кухне. Оно отделено от кухни перегородкой, не доходящей на 1 м до наружной стены и, таким образом, не представляя собой отдельной комнаты, всё же изолировано от кухни», - Э.Розенфельд, «Архитектура СССР» № 8, 1938 год
Упоминание о домработнице не случайно, поскольку в дом заселились солидные и обеспеченные советские люди, среди самых известных балерина Ольга Лепешинская, поэт-песенник Василий Лебедев-Кумач.
Лесная улица, № 4 - жилой дом с повадками хамелеона: с улицы фасад оштукатуренной послевоенной сталинки, а со двора - кирпичное современное здание, построенное в 1991 году. Причины его реконструкции неизвестны, вообще-то дома пятидесятых годов славились качеством строительства и вполне комфортной планировкой квартир.
Лесная улица, № 8 - жилой дом (1934-1935, архитектор Ю.Дидерихс), в котором живут журналисты Владимир Познер, Олег Добродеев, жила Анна Политковская, застреленная киллером в подъезде дома.
Лесная улица, № 8А - жилой дом (1914)
Лесная улица, № 3, № 5, № 6, № 7, № 9, № 15 - современные здания, офисные центры, гостиницы. Лесная долго держалась и сохраняла приметы старой Москвы, но совсем недавно начало улицы отдали для реализации смелых идей современных архитекторов, а вот окрестности пенитенциарного учреждения ближе к Новослободской не спешат застраивать то ли из-за режимных ограничений, то ли из-за низкой привлекательности для инвесторов.
Скульптурная группа Георгия Франгуляна «Белый город» открыта в 2014 году на территории бизнес-центра «Белая площадь». Это своеобразная поэзия урбанизма, подчёркивающая рациональность и точность жизни города. Автор представляет семерых жителей мегаполиса условных, безликих, но в то же время завершённых и индивидуальных.
Георгий Франгулян: «Эти фигуры должны подчеркнуть многообразие задач, стоящих перед городской скульптурой, в частности, представленная композиция не является иллюстрацией и комментарием к какому-то конкретному событию, они не являются «памятником», а становятся декоративным элементом городской среды способным найти компромисс между архитектурными сооружениями разного стиля и периода».
Вместе со старыми домами было уничтожено трамвайное разворотное кольцо, но по просьбам жителей в 2012 году трамвай вернулся на Лесную улицу, был организован новый маршрут трамвая № 9 «Станция метро «Белорусская» – МИИТ». На маршруте используются сцепки-челноки МТТА-2, сделанные в России на основе чешского кузова «Татра» Т-3. Особенность новых вагонов - пять дверей для входа-выхода пассажиров, три двери, как обычно, по правому борту и ещё две по левому. В сцепке оба вагона с кабинами. Приведя трамвай в оборотный тупик на конечную остановку, водитель должен закрыть кабину, выйти из головного вагона и пересесть в кабину хвостового вагона, который теперь становится головным. И так в любую погоду, в дождь или в мороз.
Лесная улица, № 18 - Дом культуры имени Зуева (1929, архитектор Илья Голосов) назван в честь участника революции 1905 года, слесаря трамвайного парка Сергея Зуева.
Создававшийся под влиянием кубизма, Дом культуры построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус. Здание с большим зрительным залом, стильным остеклением фасада, малым залом и группой репетиционных клубных помещений отличается чёткой и компактной композицией. Эффектным образом архитектором решена винтовая лестница из фойе первого этажа к зрительному залу, проходящая внутри стеклянного цилиндра.
Учитывая предназначение здания именно как клуба рабочих, Илья Голосов придал ему сходство с промышленной архитектурой. Центральный цилиндр вызывает ассоциацию с корпусом элеватора, горизонтальный «пояс» третьего этажа напоминает заводской переход-галерею. Основные несущие конструкции и стены здания изготовлены из железобетона и кирпича.
В последующие годы здание подвергалось реконструкции, были закрыты лоджии, снесена остеклённая галерея, а часть окон замурована. Большой зал, рассчитанный на 550 зрителей, стал основной сценой театра «Квартет И» и антрепризной площадкой.
На фото: актёр Александр Филиппенко в фойе ДК имени Зуева
«Квартет И» - театр, созданный в 1993 году четвёркой выпускников эстрадного факультета ГИТИСа. Основной состав: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов и режиссёр Сергей Петрейков. В репертуаре проекта дюжина комедийных постановок с участием приглашённых артистов и музыкантов.
Репетиция антрепризы «Игра втроём» по пьесе Эмиля Брагинского (2017). В ролях: Дмитрий Хрусталёв, Виктор Васильев, Полина Сибагатуллина. Режиссёр: Дмитрий Сарвин.
Спектакль «Небесные соколы» по мотивам кинофильма «В бой идут одни старики» (2012). В основу сценария легли рассказы фронтовиков, а прототипом главного персонажа - капитана Титаренко - стал дважды Герой Советского Союза, лётчик Виталий Иванович Попков, который служил в «поющей» эскадрилье. Пилоты не только проявляли мужество и героизм в воздушных боях с немецкими асами, но и выступали с фронтовыми концертами.
Сценическое пространство не позволяет полностью воссоздать антураж прифронтового аэродрома, но авторы музыкального спектакля постарались в своей постановке сохранить достоверные детали военного быта. Некоторым из актёров довелось проходить службу в рядах Российской армии, их консультации помогли остальным в работе над образами героев спектакля. В ролях: Владимир Пивоваров, Евгений Кудрявцев, Дмитрий Аксёнов, Юрий Васильев, Анна Осадчая, Алексей Матюкевич, Антон Бирюков, Роман Чигринов и другие. Режиссёр Олег Кузнецов.
Спектакль «Возвращение домой» по пьесе Гарольда Пинтера (2014). Режиссёр Владимир Мирзоев предлагает воспринимать пьесу Гарольда Пинтера как метафору: семья, придуманная драматургом, - как срез некоего тоталитарного общества.
Вкратце история такая. Старший сын давным-давно уехал в американские Штаты, где женился, стал профессором философии и отцом троих детей. Какого-то рожна интеллигенту не хватало и он решил вернуться в старушку-Европу навестить отца и младших братьев. Ну а в родных пенатах папа-мясник правит бал, как будто не в домашней гостиной кофий пить собирается, а в родном его сердцу мясокомбинатском цеху тушу разделывает. Размахивает среди домочадцев ледорубом направо и налево, только успевай уворачиваться. Он только по возрасту старик, но песок из него не сыпется да и руки к топору привычные. В главных ролях Максим Суханов и Максим Виторган.
В этом же квартале находится один из старейших родильных домов. 2-я Миусская улица, № 1 - Родильный дом имени А.А.Абрикосовой (1906, архитектор И.Иванов-Шиц).
В конце XIX века многие москвичи пользовались услугами повитух и в 1897 году во врачебном совете Московской городской Думы был поставлен вопрос о реорганизации родовспоможения. Благодаря пожертвованиям благотворителей в городе стали появляться небольшие родильные приюты с профессиональными врачами-акушерами. Один из подобных приютов, финансируемый Агриппиной Абрикосовой, что из семьи «конфетных королей» Абрикосовых, работал с 1889 года. Попечительница почти ежедневно навещали рожениц, дарила подарки.
Абрикосова завещала крупную сумму на обустройство в Москве бесплатного родильного приюта для неимущего населения и её дети выполнили этот наказ. Городская комиссия одобрила проект, выделила землю на Миусской площади и предоставила деньги для постройки большего здания, чем планировалось. Медицинское оборудование и хирургические инструменты были привезены из Парижа. В штате числились 6 врачей, 15 акушерок, 22 сиделки. Родильный дом, рассчитанный на 63 кровати (плюс 5 мест в лазарете для тяжёлых случаев), стал образцовым и его курсы посещали другие московские врачи и акушерки.
В 1918 году «Городской родильный дом имени А.А.Абрикосовой» переименовали в «имени Н.К.Крупской» в честь супруги Ленина. В смене названия чувствуется какая-то ирония: если Агриппина Александровна была многодетной матерью, родившей 22 детей, то у Надежды Константиновны детей, увы, не было. Старинные буквы на фасадах правой и левой башни сохранились до наших дней. В советские годы здание перепланировали, сохранив часть исторических интерьеров. Ежегодно в роддоме появлялось на свет более 2000 малышей.
Лесная улица, № 35 - жилой дом (1934)
Лесная улица, № 43 - доходный дом страхового общества «Россия» (1913, архитектор Флегонт Воскресенский) с началом Первой Мировой войны стал использоваться как госпиталь - раненых доставляли с Александровского (Белорусского) вокзала. Говорят, что здесь позднее была и женская пересыльная тюрьма.
Эстафета олимпийского огня «Сочи 2014» с участием 14000 факелоносцев стала самой продолжительной и масштабной в истории зимних Олимпийских игр. В октябре 2013 года огонь побывал и на Лесной улице в офисе компании «Ингосстрах» - официального партнёра Олимпиады-2014 (Лесная улица, № 41 (1984) - административное здание, Московское управление ООО «СК «Ингосстрах-М»).
Читайте также: