Дом культуры имени русакова год постройки
Канал имени Москвы — ударная стройка XX века силами заключенных Дмитровлага
Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва
(изначально —
Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников
) — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве. Было построено в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова[1]. Является объектом культурного наследия России и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры[2]. По состоянию на 2020 год в здании работает Театр Романа Виктюка[3].
История
Здание клуба построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских (теперь — завод СВАРЗ). Дом культуры получил название в память участника революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии Ивана Васильевича Русакова (1877—1921), в честь которого также было названо трамвайное депо, улица и набережная в Москве.
В 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры.
В 1996 году клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка. Клуб им. Русакова был включён в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры и получил от него грант в размере 20 тысяч долларов. На эти средства, а также на собственные средства субарендатора клуба им. Русакова, ресторана «Бакинский дворик», был сделан ремонт кровли и отопительной системы здания, начата работа по реставрационной замене оконных блоков. Однако на масштабную реставрацию средств не хватило.
В 2005 году Центральный банк РФ тиражом 10 000 штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 рубля.
В июле 2012 года был объявлен конкурс на проведение ремонтно-восстановительных работ в здании клуба; реконструкция должна была включать и «приспособление здания под творческую деятельность»[3]. В конце 2012 года началась капитальная реставрация здания клуба[2].
В 2014 году на выставке Denkmal («Памятник») в Лейпциге выставочный павильон Мосгорнаследия, в котором демонстрировались результаты реставрации ДК имени Русакова, получил первый приз. Как отмечалось в прессе, награждение явилось свидетельством высокого качества работ и большого интереса международного сообщества реставраторов к эпохе конструктивизма в советской архитектуре[4][5].
25 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин вместе с Романом Виктюком побывал в здании клуба, где завершилась длившаяся более двух лет реставрация. Мэр заявил: «Мы, наконец, можем сказать, что основные реставрационные работы здесь завершены. Это — один из самых крупных реставрационных объектов столицы. За 2,5 года реставраторы полностью воссоздали исторический облик одного из самых ярких памятников авангарда». По словам руководителя Департамента культуры г. Москвы Александра Кибовского, в здании после реставрации появилось самое современное звуковое и световое оборудование, созданы удобные гримёрки, холл для посетителей, переложены системы тепло- и водоснабжения; были восстановлены предусмотренные проектом Мельникова, но позднее заложенные окна, в результате чего Театр Романа Виктюка стал единственным среди московских театров, где для театральной постановки может быть использован солнечный свет. Роман Виктюк сообщил, что работать на собственной сцене театр начнёт в сентябре, а для премьерного показа планируется трагедия «Федра» Марины Цветаевой[2][5].
После реконструкции в уникальном зале-трансформере театра предусмотрено 438 зрительских мест, из которых 266 мест предполагается расположить на балконах, 164 места — на разборных трибунах; ещё 8 мест предусмотрено для инвалидов в партере. Установлен специальный лифт-подъёмник для инвалидов-колясочников, наличие которого не предусматривалось в первоначальном проекте Дома культуры. В театре установлено новейшее театральное оборудование, включая механическое оборудование сцены, световое и звуковое оборудование; в частности, театр оснащён 62 акустическими системами общей мощностью свыше 51 кВт и звуковым давлением свыше 136 дБ[4][5].
Дом Плевако
Четырехэтажный особняк известного адвоката Федора Плевако, построенный в 1905 году, считается образцом северного модерна. Его фасад лишен каких-либо небольших декоративных деталей, часть его покрыта штукатуркой, по фактуре напоминающей необработанный камень.
Доходный дом адвоката Федора Плевако
Предвещающие беду часы, тень Берии, удавленный чулками мальчишка и другие страшные сказки столицы
Именно майоликовые панно — самая яркая деталь в оформлении фасада здания, считается его главной достопримечательностью. Некоторые из них были выполнены по эскизам художника Михаила Врубеля и изготовлены в мастерской подмосковной усадьбы «Абрамцево». Владелец усадьбы, известный меценат Савва Морозов, подарил их Федору Плевако в благодарность за успешную защиту его интересов в суде.
Адрес: Новинский бульвар, д. 18а
Архитектурно-планировочное решение
Архитектура клуба
Здание ДК Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это — первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх «зубцах-выступах»[5]. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.
Планировка
В центре здания находится вестибюль с двумя изолированными лестницами и центральной лестницей посередине, ведущей в два зала: верхний и нижний. Как предполагал сам К. С. Мельников, нижний зал может быть использован под ресторан, а верхний под митинги и спортивные упражнения[6]. Построенный клуб имел шесть самостоятельных залов, объединяющихся в один при помощи специальных спускных затворов («живых стен»), помещённых между ярусами здания и вмещал около 980 человек: два боковых зала были рассчитаны каждый на 120 человек, три верхних зала по 190 человек, партер на 360 человек.
В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой из них составлял около 4 тонн[7]. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором.
Переделки и утраты
Первоначально проект предполагал стеклянные стены, но окна того времени плохо удерживали тепло, и после первой же зимы окна были заложены. Помимо этого за время эксплуатации клуба снята надпись на фасаде «Профсоюзы — школа Коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен. Сам К. С. Мельников в начале 1970-х годов описывал перечень необходимых работ по восстановлению первоначального облика клуба на Стромынке:
«1. Вскрыть оконные проёмы, заложенные кирпичом, в обеих сторонах боковых стен партера и крайних балконов зрительного зала. Восстановить оконные переплёты по рисункам, сохранившим свой узор на фотографиях 1929 — начала 30-х годов 2. Восстановить надписи на фронтальных плоскостях висячих частей трёх балконов по тем же фотографическим документам»
Лютеранская евангелическая больница
Большое кирпичное здание с башенками, одновременно мрачное и впечатляющее своим изяществом, скрывается в переулке Обуха недалеко от улицы Воронцово поле. Его архитектура напоминает о готическом или романском стилях, правда, не обошлось здесь и без влияния модерна. Это — бывшая Лютеранская евангелическая больница, построенная в 1903–1914 годах.
Бывшая евангелическая больница в переулке Обуха
В Москве открылась выставка революционной архитектуры
В экспозиции представлены парящие дома, первые небоскребы и движущиеся башни
Средства на строительство дали члены немецкой лютеранской общины, жившие в окрестностях Воронцова поля, а архитектором стал опять же немец, Отто фон Дессин. Оборудовали лечебное заведение по последнему слову техники того времени — был там даже рентгеновский кабинет, большая диковинка в начале XX века. Лечили в больнице всех вне зависимости от национальности и вероисповедания. Бедным помощь оказывали бесплатно.
После революции здесь размещался Лечебно-научный институт профессиональных заболеваний под руководством личного лечащего врача Ленина, Владимира Обуха, а затем сюда переехал Институт мозга (в прошлом — Лаборатория по изучения мозга В.И. Ленина). Он и располагается здесь до сих пор.
Адрес: переулок Обуха, д. 5
Галерея
-
Rusakovs club melnikov.JPG
Общий вид клуба со стороны ул. Стромынки (фото июль 2008 г.)
Центральный вход в здание клуба (фото июль 2008 г.)
Мемориальная доска на фасаде здания. В надписи сделана ошибка в инициалах И. В. Русакова (фото июль 2008 г.)
Вид на здание клуба со стороны Бабаевской улицы. На фото видны заложенные окна (фото июль 2008 г.)
Вид здания со двора (фото июль 2008 г.)
Фото 1931 года Брэнсона Де Ку.
Фасад после реставрации. 2020 г.
Восстановленные в ходе реставрации окна. 2020 г.
Примечания
Миусское трамвайное депо
В ноябре 2020 года столичные власти объявили памятником культурного наследия ансамбль Миусского трамвайного парка, одного из самых старых в Москве. Он был построен еще в 1874 году для обслуживания дореволюционных конок, а с начала 1900-х был перестроен под нужды первой очереди московского трамвая.
Миусское трамвайное депо
Поскольку парк неоднократно перестраивался, в работе над ним принимали участие сразу несколько архитекторов. Несмотря на это, весь комплекс выполнен в одном стиле и смотрится единым целым. Сегодня в него входят пять зданий: жилой корпус, сарай почти на 220 вагонов, мастерская, вагонный сарай с котельной и проходная.
Власти Москвы помогут отреставрировать храм Всех святых на Кулишках
Известно, что конструкцию перекрытий для большого вагонного сарая строили по чертежам инженера Владимира Шухова. Обратить внимание также стоит на окна-витражи, которые украшают большую часть зданий.
Адрес: улица Лесная, д. 20
Литература
На русском
На английском
- MacEl, Otakar; Fosso, Mario.
Konstantin S. Mel’Nikov and the Construction of Moscow. — Milan: Skira, 2001. — 312 p. — ISBN 9788881185399. - Pare, Richard.
Die verlorene Avantgarde. — München: Schirmer und Mosel Verlag, 2007. — 347 S. — ISBN 9783829602990. - Starr, S. Frederick.
Melnikov: Solo Architect in a Mass Society. — Princeton: Princeton University Press, 1978. — xvii + 276 p. — ISBN 0-691-03931-3.
Назаровская башня и обсерватория на Пресне
В Нововаганьковском переулке в Москве располагается комплекс старой Астрономической обсерватории. Он был построен для Императорского Московского университета (будушего МГУ) еще в 1831 году.
Назаровская башня
В 1890-х годах на развитие университета государство выделили около 1 млн рублей, почти 100 тыс. из них ушли на реконструкцию зданий обсерватории (всего на ее территории — пять башен для астрономических наблюдений). Одну из них, Назаровскую, как раз тогда перестроил архитектор Константин Быковский. Среди других его проектов — участие в реставрации Успенского собора в Кремле, возведение здания Зоологического музея на Моховой и здания московской конторы Госбанка на Неглинной.
Три станции московского метро признали памятниками архитектуры
С начала 1930-х годов университетская обсерватория превратилась в отдельный Государственный астрономический институт, который спустя два десятилетия переехал на Воробьевы горы — астрономический комплекс в Нововаганьковском по-прежнему входит в его состав.
Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 5, стр.7
Отрывок, характеризующий Дом культуры имени Русакова
Сергей Собянин открыл ДК им. Русакова после сложнейшей реставрации здания
В доме культуры им. Русакова на Стромынке завершены основные реставрационные работы, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Сегодня глава города осмотрел этот крупнейший в столице памятник русского авангарда 20-х годов.
«Мы сегодня можем объявить о завершении основных работ в рамках одного из самых крупных реставрационных проектов Москвы - крупнейшего и значимого памятника русского авангарда 20-х годов прошлого столетия. Это уникальный объект, который не только отреставрирован, но и приспособлен для дальнейшего использования в качестве театра, оснащен самым современным оборудованием», - заявил С. Собянин.
Мэр подчеркнул, что в обновленном здании разместится Театр Романа Виктюка (режиссер, народный артист России), который также принял участие в осмотре исторического памятника.
Дом культуры имени Русакова - объект культурного наследия регионального значения, который принадлежит городу. Три года назад памятник находился в аварийном состоянии и нуждался в комплексном ремонте. Поэтому власти Москвы приняли решение о его реконструкции и возвращению исторического облика.
В частности, были отреставрированы: сцена, залы, фойе и балконы, раскрыты проемы окон и воссозданы витражи эпохи 1920-х годов, а также восстановлены фасады с историческими надписями.
Как сообщает информационный центр правительства Москвы, зрительный зал Театра Романа Виктюка предусматривает порядка 438 мест, 266 из них - на балконах, а 164 - на бличерах. Восемь мест в партере отведено людям с ограниченными физическими возможностями. Маломобильным группам граждан будет комфортно в здании: театр оборудован лифтом.
ДК оснащен современным театральным оборудованием. Осветительная часть состоит из системы прожекторов, стробоскопов, управление производится при помощи единой цифровой системы пультов в различных режимах.
Кроме этого, в театре установлены новейшие системы кондиционирования, вентиляции, отопления, которые будут обеспечивать комфортный микроклимат для работников театра и зрителей.
С. Собянин дал поручение Департаменту культуры города Москвы в кратчайшие сроки осуществить переезд Театра Романа Виктюка в дом культуры им. Русакова. «Новый сезон должен начаться на собственной сцене театра», - подчеркнул глава города.
Напомним, в Москве действует программа строительства, реконструкции и ремонта городских театров. Так, в 2013 году после капитального ремонта открылись театры «Тень» и «Экспромт», Театр кошек Куклачева. Кроме того, отремонтировано еще 11 зданий, включая Театр сатиры, Московской академический музыкальный театр, «Уголок дедушки Дурова». Построено здание театрально-концертного объединения под управлением Александра Градского.
В 2014 году введена в эксплуатацию после капремонта сцена Театра им. Ермоловой, завершен ремонт Театра им. Моссовета, театров МОСТ и «Модернъ», построено здание театра фольклора «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной.
В этом году, помимо реставрации ДК им. Русакова, завершен первый этап капитального ремонта электротеатра «Станиславский».
Клуб РУСАКОВА.
Клуб союза коммунальников имени Русакова архитектора Константина Мельникова это одно из самых необычных зданий Москвы известное как дом-шестерёнка. Эта постройка признанный мировой шедевр архитектуры авангарда времени, когда первые три десятилетия двадцатого века русское и советское искусство стало лидером мирового художественного процесса.
Авангард в архитектуре имел множество направлений. Это конструктивизм, рационализм и функционализм. Архитекторы всех этих течений осуществляли активный поиск новых форм и технологий с применением бетона, металла, стекла, а главное стремились найти адекватное решение в ответ на требование к архитектуре со стороны нового общества. Здание Мельникова на улице Стромынка в Сокольниках представляет абсолютно новый тип архитектурных сооружений возникших в Советском Союзе - РАБОЧИЙ КЛУБ.
В 1920-е годы клубы стали не просто учреждениями досуга, но и важными центрами организации новой жизни. Именно поэтому им уделялось особое внимание властей. На 1925-ё год в молодой советской стране было зафиксировано около 3500 клубов, и все они располагались в старых особняках, перестроенный церквях, архитектура которых противоречила их назначению. Важнейшее решение о строительстве новых капитальных клубов принял в 1925 году VII Всесоюзный Съезд Союза рабочих металлистов. Сооружение этих зданий должно было вестись за счёт ежемесячных десяти процентных отчислений от поступающих в профсоюзную кассу членских взносов. Решение о строительстве клубов принимают профсоюзы и других отраслей. Начинается клубный бум. В течении нескольких последующих лет для Москвы и Московской области проектировалось 78 клубов, 30 из которых было построено. Шесть из них создано архитектором Константином Мельниковым. Константин Степанович Мельников один из лидеров советского авангарда, получивший мировое признание уже в середине двадцатых годов XX-века. Успех архитектору принесли два выставочных павильона. МАХОРКА на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно промышленной выставке в Москве и павильон СССР на всемирной выставке искусств и ремесел в Париже получивший гран при жюри. Во второй половине двадцатых Мельников становится одним из самых востребованных архитекторов новой России, получив в 1927-м году заказ на КЛУБ имени Русакова Мельников предложил для него совершенно необычную форму. Поскольку здание строилось для рабочих Сокольнического трамвайного парка и вагоно-ремонтных мастерских Мельников выбирает форму усечённой шестерёнки основным архитектурным мотивом.
История ДК: Конструктивизм
В прошлой публикации мы писали о том, что прообразами современных культурных центров были рабочие клубы , которые выполняли функцию формирования нового советского человека через политпросвещение, культуру и образование. Рабочие клубы организовывались при фабриках и заводах. Многие здания рабочих клубов возводились специально, более того, клубное строительство заняло важное место в архитектуре и проектирование 20-30-х гг. XX века. В рабочих клубах наиболее ярко отразились тенденции советского конструктивизма.
Конструктивизм характеризуется лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика, геометрией и высокой функциональностью всех элементов: никто не должно было отвлекать от главного, создавать двухсмысленность и перехватывать внимание. Как и дома-коммуны и фабрики-кухни, рабочие клубы проектировались для счастливых рабочих, нового типа человеческих отношений, свободных от классового неравенства. По сути рабочие клуба должны были таких людей и такие отношения формировать.
Принципы конструктивизма провозгласили архитекторы братья Веснины в конкурсном проекте "Антенна" Дворца труда в Москве в 1923 году. В архитектуре проекта была тщательно проработана функциональная сторона замысла - объединить в одном месте политический, общественный и культурно-просветительский центр. Веснины предложили использовать железобетонные конструкции. Зрительный зал на 8000 зрителей, решенный единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружен пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объем зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершенным 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба геометрический контур абажура. Дворец труда планировали построить на месте нынешней гостиницы "Москва". Всего на конкурс были представлены 47 проектов. "Антенна" братьев Весниных заняла третье место, уступив проектам "Мое решения" архитектора Н. Троцкого и "Синий треугольник" инженера А. Кузнецов и архитектора С. Торопова. Из-за масштабности задачи и технические сложностей Дворец труда так и не был построен. Но братья Веснины вскоре придумали и реализовали здание Дома культуры "ЗИЛ", о которым мы сделаем отдельную публикацию.
Дворец труда в Москве. Проект "Антенна" братьев Весниных Дворец труда в Москве. Проект "Антенна" братьев Весниных ДК "ЗИЛ", проект Весниных ДК "ЗИЛ", проект ВесниныхВ разработке и строительстве рабочих клубов в Москве принимали участие известные архитекторы начала XX века: Мельников, Голосов, Розанов, Пэн и другие. Здания конструктивистских рабочих клубов вписаны в историю Москвы. Всем известен ДК им. Зуева на Лесной улице, легендарный ДК им. Горбунова, о которых мы тоже еще обязательно расскажем.
Многие здания рабочих клубов живы и сегодня, в них располагаются учреждения культуры. К сожалению, не все здания являются памятниками архитектуры, некоторые находятся в плачевном состоянии, в прочих располагаются офисы.
Рабочий клуб "Ротфронт" (Клуб типографии "Красный пролетарий"), Краснопролетарская улица, д. 32/34
Рабочий клуб "Ротфронт" Рабочий клуб "Ротфронт"Двухэтажное здание простой формы, состоящее из разноуровневых объемов. Архитектор Пэн применил типичные для архитектуры своего времени формы: ленточное остекление, цилиндрические элементы, консольные козырьки, большое круглое окно и вертикальные окна для освещения лестниц. К сожалению, оригинальные окна заменены на пластиковые, но с сохранением их основных форм.
Рабочий клуб "Ротфронт" Рабочий клуб "Ротфронт"Клуб «Ротфронт» выстроен в форме парохода. Заимствование в архитектуре отдельных форм и деталей машин (пароходов, кораблей, поездов и др.) очень типично для конструктивизма. Критики, тем не менее, считали, что идея Пэна использовать пароходные формы в архитектуре клубного здания находилось в резком противоречии с самой идеей рабочего клуба. Клуб также критиковали на небольшой размер: на 2500 человек рабочих на производстве у зрительном зале было только 552 места.
Первоначально планировалось сделать в помещениях клуба фресковую роспись, эскизы которой подготовили члены Ассоциации монументалистов. Но из-за бюрократических проволочек фрески так и не появились, а клуб открылся без декора и мебели. Не функционировала вентиляция, а подвал оказался затоплен высоко проходящими грунтовыми водами.
Клуб имени И.В. Русакова
А рхитектор К.С. Мельников построил в Москве пять клубов, которые вошли в историю архитектуры авангарда. Самый знаменитый из них — клуб Союза транспортников МКХ (Московского коммунального хозяйства) им. И.В. Русакова, построенный в 1927–1929 годах. Необычное объёмно-пространственное решение здания тесно взаимосвязано с планировкой внутренних помещений, предполагавшей возможность трансформации основных залов. Балконы зрительного зала в виде динамичных выбросов своеобразных срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц, составляют основу композиционного решения фасада.
Важную часть образного решения здания составляли светотеневые контрасты и цветовые сочетания. Стены угловой части и верха портала сцены сохраняли красный цвет неоштукатуренного кирпича, боковые грани консольных выступов были белыми с меняющимися крупными надписями на торцах, а обрамления остеклённых вертикалей и нижние поверхности консолей демонстрировали тёмно-серый цвет штукатурки.
Значительным архитектурным новшеством являлся интерьер здания. Архитектор умело обыгрывал перепады высот и варьировал изменяющиеся объёмы помещений. Огромный зрительный зал имел возможность трансформации: с помощью движущихся экранов образовывались пять дополнительных аудиторий. Реконструкции и перепланировки последующих лет нарушили уникальный замысел К.С. Мельникова, однако, энергичный объём консольных выносов клуба по-прежнему вносит мощный импульс динамики в окружающую застройку.
ДК Русакова
Дом культуры имени И. В. Русакова (первоначальное название Клуб Русакова Союза Коммунальников) — здание рабочего клуба на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова.
Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.
Содержание
История
Здание клуба построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских (теперь — завод СВАРЗ). Дом культуры получил название в память участника революционного движения и одного из руководителей Сокольнической организации большевистской партии Ивана Васильевича Русакова (1877—1921), в честь которого также было названо трамвайное депо, улица и набережная в Москве.
В 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры.
В 1996 году клуб был передан в аренду театру Романа Виктюка с условием, что учреждение культуры своими силами и за свой счёт проведёт весь комплекс реставрационных работ. Однако данное условие Театром Виктюка выполнено не было. Клуб им. Русакова был включён в список особо ценных объектов Всемирного фонда памятников архитектуры и получил от него грант в размере 20 тысяч долларов. На эти средства, а также на собственные средства субарендатора клуба им. Русакова, ресторана «Бакинский дворик», был сделан ремонт кровли и отопительной системы здания, начата работа по реставрационной замене оконных блоков. Однако на масштабную реставрацию средств не хватило. В настоящее время здание клуба находится в аварийном состоянии.
В 2005 году Центральный банк РФ тиражом 10 000 штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 рубля.
Архитектурно-планировочное решение
Архитектура клуба
Здание ДК Русакова по форме напоминает огромную шестерёнку. Это первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Вся объёмно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70 % объёма здания. При строительстве клуба Мельниковым были применены прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, система трансформируемых перегородок, стеклянные окна-стены в зрительном зале. Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.
Планировка
В центре здания находится вестибюль с двумя изолированными лестницами и центральной лестницей посередине, ведущей в два зала: верхний и нижний. Как предполагал сам К.Мельников, нижний зал может быть использован под ресторан, а верхний под митинги и спортивные упражнения [1] . Построенный клуб имел шесть самостоятельных залов, объединяющихся в один при помощи специальных спускных затворов («живых стен»), помещённых между ярусами здания и вмещал около 980 человек: два боковых зала были рассчитаны каждый на 120 человек, три верхних зала по 190 человек, партер на 360 человек.
В трёх верхних залах живые стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам: верхняя, большая её часть, при помощи электромотора, помещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой их них составлял около 4-х тонн [2] . В двух нижних залах «живая стена» весом около 3-х тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором.
Переделки и утраты
Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», Дом культуры имени И. В. Русакова, г. Москва, 3 рубля, реверсПервоначально проект предполагал стеклянные стены, но окна того времени плохо удерживали тепло, и после первой же зимы окна были заложены. Помимо этого за время эксплуатации клуба снята надпись на фасаде «Профсоюзы — школа Коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен. Сам К. С. Мельников в начале 1970-х годов описывал перечень необходимых работ по восстановлению первоначального облика клуба на Стромынке:
«1. Вскрыть оконные проёмы, заложенные кирпичом, в обеих сторонах боковых стен партера и крайних балконов зрительного зала. Восстановить оконные переплёты по рисункам, сохранившим свой узор на фотографиях 1929 —начала 30-х годов 2. Восстановить надписи на фронтальных плоскостях висячих частей трёх балконов по тем же фотографическим документам»
Улица Стромынка 6 Дом культуры имени Русакова
Дом культуры имени И.В. Русакова стоит на углу улиц Стромынка, 6 и Бабаевской. Возвели его в 1929 году по проекту архитектора Константина Степановича Мельникова.
Стоит отметить, что здание является архитектурным памятником советского авангарда и получило широкую известность в стране и за ее пределами за уникальную в своем роде пространственную композицию, новаторские идеи при конструировании и за запоминающуюся образность фасадов.
Фото 1. Дом культуры имени И.В. Русакова в городе Москве
История и архитектура рабочего клуба
Заказ на строительство здания поступил от Союза коммунальников, решивших возвести досуговый центр для работников расположенного поблизости Сокольнического трамвайного парка и мастерских по ремонту вагонов (сегодня – завод СВАРЗ). Именно поэтому первоначальное название звучало, как «Клуб Русакова Союза коммунальников».
Иван Васильевич Русаков, чье имя получил дом культуры – революционер и один из руководителей большевистской ячейки московского района Сокольники. В память о нем в Москве названы улица и набережная, а также трамвайное депо.
Фото 2. Улица Стромынка, 6 в Москве
ДК Русакова в плане выглядит как огромная шестеренка. Впервые в мировой практике здесь была применена концепция выноса балконов для зрителей за пределы основных плоскостей зрительного зала – в зубцы-выступы, явно выступающие на главном фасаде.
70 процентов всего внутреннего объема занимает непосредственно зрительный зал, который изначально проектировался как некий трансформер. Для этих целей Мельников ввел в конструкцию подвижные и трансформируемые непрозрачные перегородки, а также окна-стены из стекла, что позволяло разделять главный зал на несколько отдельных помещений.
В центральной части Дома культуры имени Русакова расположен вестибюль с устроенными центральным маршем посередине, ведущим в верхний и нижний зрительные залы, и двух отдельно расположенных лестниц.
Архитектор Мельников изначально планировал, что в нижнем зале целесообразно будет разместить ресторан, а в верхнем проводить митинги и заниматься спортом.
Стоит отметить, что всего ДК имел шесть отдельных зальных помещений, которые трансформировались в одно большое пространство с помощью специально созданных спускных затворов – так называемых «живых стен», которые были размещены между ярусами строения.
Наибольшее количество посадочных мест – 980: по 120 человек в двух боковых зрительных залах, по 190 в трех верхних и 360 в партере (разница возникала из-за трансформации стен при объединении).
Раздвижные стены верхних залов представляли собой две массивные створки, линия примыкания которых друг к другу находилось примерно на высоте двух метров от пола помещения. Открытие происходило за счет их одновременного опускания-подъема при помощи электромотора и связанной воедино системы тросов. В итоге, описывая полукруг, створки ложились на вертикальную стену главного зала. Общий вес конструкции достигал порядка 4 тонн.
Что касается трансформации нижних помещений, то здесь для этих целей использовался цельный металлический каркас, который при помощи электромотора и двух больших винтов опускался вниз. Его вес также был немаленький – в пределах 3 тонн.
В настоящее время ДК имени И.В. Русакова по адресу улица Стромынка, дом 6 внесен в список архитектурных памятников советской эпохи.
5 конструктивистских клубов
Рабочий клуб стал символом и манифестом новой, социально ориентированной архитектуры 1920-х, хотя появились эти заведения еще в конце XIX века. Рабочих, новых жителей быстро растущих индустриальных городов, нужно было обеспечивать досугом: они не ходили в церковь, не имели образования и денег и угрожали общественной безопасности. Решением стали народные дома — Volkshaus, people’s house, maison du peuple и так далее. Первое такое учреждение возникло в Томске в 1882 году, а затем и в других российских и европейских городах. Эти благотворительные институции создавались местными национальными или религиозными общинами на собранные деньги или за счет спонсоров.
Народный дом не всегда строился заново. В предреволюционной Москве десятки таких домов открывались где придется, а с нуля был спроектирован и возведен только один народный дом — Введенский Здание построили в 1903 году, в 1947-м оно было перестроено. В разное время дом занимали различные учреждения, сейчас в нем располагается танцевально-концертный зал «Дворец на Яузе». . Внутри размещался театр, часто самодеятельный, буфет (в Москве его обычно устраивало общество трезвости), библиотека-читальня, кружки для детей и взрослых, первые электротеатры (то есть кинотеатры), ремесленные мастерские для обучения детей и многое другое.
Введенский народный дом. Москва, 1913 год Wikimedia Commons
Богатые города — Брюссель, Цюрих, Санкт-Петербург — могли позволить себе привлечь к проектированию и строительству передовых архитекторов. Особенно известен в архитектурном мире народный дом, построенный в 1897 году в Брюсселе мастером модерна Виктором Орта (дом простоял до конца ).
Народный дом императора Николая II. Санкт-Петербург, 1900 год Библиотеки Петроградской стороны
Народный дом императора Николая II — крупнейший в России — был возведен в Санкт-Петербурге на Кронверкском проспекте из металлоконструкций, сделанных для выставочного павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и пролежавших несколько лет на складе. В начале это здание переоформлял Казимир Малевич вместе с Анной Лепорской, известной сейчас в основном супрематическим фарфором Здание пострадало в пожаре 1932 года, пережило войну и множество перестроек и стоит до сих пор. .
С середины годов появляется и входит в моду новый термин — «рабочий клуб». Чаще всего так называют учреждение, которое существует при предприятии, а стройка финансируется за счет профсоюзных взносов. За разработку новых принципов проектирования берутся лидеры новой архитектуры — московские конструктивисты братья Веснины, Яков Корнфельд, Игнатий Милинис, Иван Леонидов, их творческий оппонент Константин Мельников, а также ленинградцы Александр Гегелло, Григорий Симонов и Андрей Оль. Уже к 1927 году строятся десятки новых зданий.
Большинство клубов помещались в двух соединенных друг с другом корпусах: театральном (зрелищном) и кружковом (клубном). Иногда был и третий корпус — спортивный. Конструктивистский метод предлагал разложить все необходимые помещения на участке в свободной асимметричной компоновке и облечь их в простые геометрические формы. С середины рабочие клубы снова переименовывают. В употребление входит более привычный нам термин — «дом (дворец) культуры». Во-первых, к тому времени целевой аудиторией этих учреждений были не только рабочие, во-вторых, клубы теперь привязаны к административно-территориальному делению и строятся в конкретных районах.
Игнатий Милинис, член ОСА Объединение современных архитекторов — самая многочисленная и влиятельная группировка архитекторов . Была основана в 1925 году и выступала под лозунгами конструктивизма и функционализма. , соратник лидера конструктивистов Моисея Гинзбурга, вместе с ним создавший дом Наркомфина, проектируя ДК завода «Серп и молот», определял задачу так:
«Клуб готовит и воспитывает активных пролетариев — участников социалистического строительства, самодеятельность которых должна широко разворачиваться в ряде организаций рабочего класса.
В условиях нэпа клуб фактом своего существования и всеми своими качествами должен стимулировать переход к социалистическому обществу. Включая в себя максимум элементов наиболее прогрессивных форм быта, являясь действительностью, пропагандирующей социализм, он тем самым становится мощным рычагом в деле формации нового человека».
Самыми известными на исходе 1920-х стали проекты клубов Константина Мельникова, первыми заказчиками — профсоюзы, а места строительства выбирались поближе к промышленным зданиям или центрам новых районов и городов. Далеко не все заметные в архитектурном отношении рабочие клубы были построены конструктивистами, но именно их здания стали самыми известными в архитектуре русского авангарда.
Реставрация клуба имени Русакова
Реставрация клуба имени Русакова в Москве, знаменитой постройки Константина Мельникова – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Николая Васильева, Генерального секретаря DOCOMOMO Россия.
Проекты:
Дом культуры имени Русакова
Константин Мельников
1927
Ссылки:
«Этот клуб – признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек ХХ века. Здание выстроено почти полностью в соответствии с авторским замыслом, тогда как иные проекты клубов Мельникова были сильно изменены в ходе реализации, сам архитектор считал это здание наиболее значительным профессиональным достижением.
Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.В. Розановым). Мельников сделал такие висячие формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые мобильными перегородками аудитории. Трансформация зала была задумана механизированной, решил эту задачу механик Н.И. Губин.
Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1500 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180 человек). Партер имел пол очень слабого уклона. Средний ярус имел плоский пол и в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для таких занятий почти не было.
На первых порах Мельников хотел, чтобы под фойе второго этажа был организован свободный проход. Зал был выполнен светлым, с узкими вертикальными окнами (впоследствии заделанными). Очень интересна его конструкция, несущая консольные амфитеатры. Это ажурные металлические фермы, намеренно введенные в интерьер и образующие букву «М» над партером и сценой. Между амфитеатрами расположены обычные лестницы, продублированные винтовыми металлическими лестницами технического назначения. Такая же винтовая лестница установлена в глубине сцены в треугольной нише (именно она видна с заднего фасада в виде остроугольной кирпичной башенки).
Если у Андреа Палладио в знаменитом театре «Олимпико» сцена разделена постоянными декорациями на три глубинных элемента, расходящихся от зрителя, то здесь, наоборот, верхний ярус зала из трех пространственных элементов позволяет взглядам зрителей сойтись к сцене. То есть идея Палладио «вывернута наизнанку».
Константин Мельников. Клуб имени Русакова © Денис Есаков
Николай Васильев, историк архитектуры, Генеральный секретарь DOCOMOMO Россия:
«Лучшая по его собственным словам постройка Константина Мельникова – клуб Союза коммунальников – был возведен для рабочих Сокольнического трамвайного депо на Стромынке и еще при жизни архитектора подвергся серьезным переделкам.
После войны была демонтирована чрезвычайно сложная система механических затворов-ширм, делящих зал на меньшие помещения, были заложены окна на боковых фасадах, лишив зал естественного освещения. В 1970-е появился мрамор в фойе и прочие мелочи, но до конца 2000-х годов здание сохраняло свои внешние формы нетронутыми (пусть и с потерей лозунгов, начертанных на торцах трибун), сохранялись и металлические переплеты окон, хотя двери были заменены.
В постсоветское время клуб занимал театр Романа Виктюка, и, кроме замены дверей и прочей «косметики», в поддержание клуба не было вложено ни рубля. В конце концов, получив федеральное финансирование, театр начал реставрацию. К сожалению, назвать этот проект действительно реставрацией сложно, если не невозможно. На фоне необходимых раскрытия заложенных окон и воссоздания лозунгов на фасаде (в весьма спорной, что видно даже по историческим фотографиям, колористической схеме), произошла замена всех оконных рам на стеклопакеты, весьма отдаленно напоминающие оригинал. Краска, покрывающая кирпичную кладку, так и не была счищена, на заднем фасаде появилась чудовищная конструкция кондиционера и вытяжных труб (и это не просто маленькая «коробка» домашней сплит-системы), на западном фасаде – стеклянный параллелепипед лифта.
Внутри дела обстоят также спорно – чуть больше сотни аутентичных деревянных кресел отреставрированы, но и только. Изначально слегка наклонный пол партера выровнен, фойе и гардеробы не получили изначального облика – складывается впечатление, будто прояснением его никто и не занимался. Вместимость зала из первоначальной в почти 1300 человек стала всего около четырехсот – за счет изменения шага рядов и кресел в них. Разумеется, о трансформации зала можно забыть навсегда.
Взамен мы получили лишь новую систему вентиляции, изуродовавшую задний фасад – пожалуй самый эффектный вид на клуб – и лифт для доступа в зал инвалидов – вещь по современным нормам необходимую. Но если лифт возник на западном фасаде, исказив его облик, то почему там же не разместили кондиционер?
Дальше вопросы только множатся. Главный из них – зачем было тратить государственные деньги, нанимать никому не известного архитектора без опыта реставрации, игнорировать международное (да и отечественное) экспертное мнение? Чтобы получить не слишком подходящее Народному артисту здание (о чем он сам заявлял мне и коллегам в 2010 году) в свежей покраске (которая, зная наше качество работ, осыплется через несколько лет), пусть и с заменой инженерных коммуникаций – и потерять при этом шедевр мирового уровня? Решение, увы, в жанре – ни нашим, ни вашим. Ровно так, как произошло с домом-коммуной во 2-м Донском: – Студенты живут? – Живут! Здание больше не руина? – Не руина! Так что еще надо? Надо хотя бы один пример сохранения не второстепенного памятника русского авангарда с сохранением хотя бы близкой к изначальной функции. Не на одной же библиотеке в Выборге выезжать все время.»
Читайте также: