Дом князей долгоруких годы строительства
Дом князей долгоруких годы строительства
ДВОРЕЦ КНЯЗЕЙ ДОЛГОРУКИХ
Ул. Пречистенка, 19
Огромный дворец построен в усадьбе князей Долгоруких в 1780-х годах предположительно по проекту М.Ф,Казакова. Сложный, протяженный ансамбль развернут по красной линии улицы. Здание, выполненное в стиле классицизма XVIII века имеет четко выраженную пятичастную структуру. Центр композиции подчеркнут крупным портиком, шесть мощных ионических колонн которого вздымаются практически от самой земли. Портик увенчан фронтоном с лепным княжеским гербом в центре и украшен орнаментальными рельефными вставками.
До пожара 1812 года дворец выглядел иначе. Здание сильно пострадало. Затем было восстановлено (Работы проводились вплоть до 1847 года). В это время был утрачен бельведер под куполом, прежде возвышавшийся над центральным шестиколонным портиком. В 1869 году, для учрежденного здесь учебного заведения, к зданию были пристроены со двора два трехэтажных корпуса, что внесло искажение в первоначально четкую объемную композицию
Основной внутренней планировки является протяженная парадная анфилада зал второго этажа. Сохранилась богатая и разнообразная отделка интерьеров парадных комнат.
ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ОБЫДЕННОГО
2-й Обыденский пер., 6
По преданию первая деревянная церковь была возведена в 1592 году за один день по обету Василия III. Отсюда и пошло название "обыденный". По другой версии, оно связано со спешным восстановлением храма, сожженного поляками в 1611 году, после их разгрома войсками Д.М.Пожарского в августе 1612 года.
Каменная церковь с Петропаловским приделом построена в 1702-1706 годах на средства думного дьяка Гавриилы Деревнина.
Храм скромен, лаконичен, строг. Он представляет собой характерный для начала XVIII века тип: "восьмерик на четверике". Апсиды подняты на высокий подклет над крутым спуском к Москве-реке. Восьмерик венчает глава на стройном граненом барабане. Углы объемов акцентируют колонки, характерные для нарышкинского стиля.
Главный престол посвящен пророку Илие; южный придел - святым апостолам Петру и Павлу, северный - святым Симеону и Анне. Хромовая икона - пророка Илии XVI века. Главной святыней считается чудотворная икона "Нечаянная радость" из церкви св.Константина и Елены в Кремле. От первоначального иконостаса сохранились фрагменты узорной резьбы и иконы местного ряда конца XVII - начала XVIII веков (среди которых них - иконы "Казанской Богоматери", "Нерукотворный образ Спасителя", "Усекновение главы Ионна Предтечи" - работы Симона Ушакова). Иконостасы приделов исполнены в 1860-е годы. Оформление интерьера относится к 1887 году (иконы художника А.Морозова). В церкви находятся иконы из Зачатьевского монастыря и из храма Христа Спасителя.
В 1875 году на средства Коншиных при церкви организована школа для детей.
Храм издавна пользовался большим почитанием. Здесь любил молиться царь Алексей Михайлович. В советское время церковь не закрывалась и была популярна в творческих слоях московского общества знаменитого ансамбля.
КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ДОМ П.Д.ЕРОПКИНА)
Ул.Остоженка, 32
На основе старинных палат в 1770-х годах выстроен двухэтажный дворец сенатора, а позже - московского генерал-губернатора П.Д.Еропкина, зафиксированный в альбомах архитектора М.Ф.Казакова. В 1806 г. дом приобретен Московским купеческим общестовм для устройства в нем Коммерческого училища, открытого в 1804 году. Дом постродал от пожара 1812 г. Был восстановлен и расширен пристройкой к западному торцу до линии Померанцева переулка и надстройкой третьего этажа. Здание получило существующий ныне лаконичный и представительный фасад, выполненный в стиле классицизма. Здание расположено далеко от красной линии улицы. Бывший парадный двор превращен в сквер, заполненный большими деревьями.
В 1816 г. при училище освятили церковь Марии Магдалины. К столетию училища в 1904 году храм был великолепно отделан на пожертвования бывших воспитанников. Позднеклассическая обработка отдельных интерьеров сохранилось.
В училище получили образование писатель И.Гончаров и будущие академика братья Николай и Сергей Вавиловы.
После революции здание было занято одним из первых рабфаков и Педагогическим институтом им.К.Либкнехта. С 1939 г. в здании помещается Институт иностранных языков. От храма не осталось и следа. В 1941 г. тут была сформирована 5-я дивизия народного ополчения Фрунзенского района. Памятник павшим воинам этой дивизии установлен перед домом в 1967 (скульптор Л.Кербель).
КРАСНЫЕ ПАЛАТЫ НА СТРЕЛКЕ ОСТОЖЕНКИ И ПРЕЧИСТЕНКИ
Ул. Пречистенка, 1/2
Богатые жилые палаты построены в конце XVII века как главный дом усадьбы стольника Н.Е.Головина. В 1713 году она перешла к его зятю М.М.Голицыну (впоследствии астраханскому губернатору, генерал-адмиралу русского флота). С конца 1760-х принадлежала Лопухиным, здесь жил декабрист, один из основателей Общества благоденствия, П.Лопухин. После нашествия Наполеона владельцами были главным образом купцы.
Располагаясь на высокой точке рельефа, здание (первоначально, возможное, трехэтажное) размерами и оформлением доминировалп в этом районе, перекликаясь с башней Чертольских ворот. В соответствии с традициями допетровсеого зодчества над хозяйственными помещениями первого этажа расположены большая палата для приемов и покои, в которые можно было попасть с красного крыльца в северной торцевой части. При раставрации это крыльцо не восстановлено. Богато декорирован в стиле московского барокко лишь главный фасад здания, выходивший к воротам Белого города.
До наших дней здание дошло в сильно искаженном виде: срублен кирпичный декор фасада, утрачены третий этаж, красное крыльцо, большая часть сводов и планировочная структура интерьеров. В конце концов были воссозданы первоначальная планировка, сводчатые перекрытия, декор главного фасада.
Палаты обнаружены весной 1972 г. в процессе обследования малоэтажной застройки, подлежавшей сносу в связи с приездом в Москву президента США Р.Никсона.
МОСКОВСКОЕ ПОЖАРНОЕ ДЕПО
Ул. Пречистенка, 22
Одно из известных административных зданий Москвы объединило две постройки, ранее существовавшие на этом месте. Древняя часть дома - двухэтажный корпус, выстроен в 1764 году. На рубеже XVIII-XIX веков здание было надстроено. Дом принадлежал княгине Хованской. После пожара в 1812 г. - семье А.П.Ермолова. В 1835 году здание куплено казной для Московского пожарного депо, которое перенесено с Волхонки, где решено было построить храм Христа Спасителя. При перстройки фасад здания был увиличен почти вдвое. Для его офрмления применен известный в архитектуре времени упадка классицизма прием - повтор ведущего элемента. Над средней частью здания была воздвигнута деревянная пожарная каланча, которая доминировала в центральной части улицы. Двор был тогда же застроен служебными корпусами, которые впоследствии расширились и надстраивались. В 1906-07 гг. здесь читались лекции для слушателей Пречистенских рабочих курсов. Для нужд пожарного депо в 1915 году был пристроен по переулку протяженный корпус, оформление которго повторяет мотивы главного фасада. В 1930 году каланчу разобрали. И ныне в доме помещается Управление пожарной охраны, куда сходятся телефонные вызовы 01 со всего города.
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ЛОПУХИНЫХ
Ул. Пречистенка, 11
Построена в 1817-1822 годах, возможно, А.Г.Григорьевым для Лопухиных (известна также как усадьба Е.И.Станицкой). Главный дом представляет собой один из характерных памятников московского ампира. Одноэтажное деревянное здание вынесено на красную линию улицы, украшено портиком из шести колонн с изящными ионическими капителями. В глубине за колоннами на фасаде расположено панно с многофигурным барельефом, в центре поля фронтона - дворянский герб.
Парадная анфилада - зал, гостиные и парадная спальня - развернута вдоль главного фасада. Невысокие жилые комнаты с расположенными над ними антресолями обращены во двор. Хорошо сохранилось внутреннее убранство помещений, в отделке которых применены декоративные своды, аркиь на двух колоннах под мрамор. Вестибюль перекрыт деревянным куполом, расписанным кессонами. Выразительная тончайшая лепка карнизов и многоцветная живопись плафонов, выполненная по рисункам Григорьева.
Во дворе усадьбы расположен одноэтажный флигель и службы.
В 1920 году в главном здании был размещен Музей Л.Н.Толстого. Его собрание насчитывает свыше миллиона листов рукописей великого писателя и других реликвий, относящихся к его жизни и творчеству.
По следам Великого Князя: к каким городам дотянулись руки Юрия Долгорукого?
Юрий Долгорукий был 6 (или 8) сыном Великого Князя Владимира Мономаха. В любом случае, его шансы стать Великим князем изначально были весьма эфемерны. Но тем не менее, именно Юрий Долгорукий стал основоположником русского государства в том виде и на тех территориях, где и сейчас находится центр нашей страны.
Юрий всю жизнь борется за Киевский престол, но при этом закладывает основу нового русского государства.
По следам Великого Князя: к каким городам дотянулись руки Юрия Долгорукого?В X-XI века начинается движение славян с южных, Киевских земель, на север, в район сейчас называемый "Владимирское Ополье". Именно в этих землях и появятся самые известные древнерусские города, из который практически каждый так или иначе связан с деятельностью Юрия Долгорукого.
Опо́лье (Влади́мирское Ополье, Ю́рьево Ополье) — природный (ландшафтный) и исторический район, расположенный на части территории Владимирской и Ивановской областей. Исторически Ополье было одним из первых и основных направлений славянской колонизации Северо-Восточной Руси, став политическим ядром Ростово-Суздальской земли. Опо́лье (Влади́мирское Ополье, Ю́рьево Ополье) — природный (ландшафтный) и исторический район, расположенный на части территории Владимирской и Ивановской областей. Исторически Ополье было одним из первых и основных направлений славянской колонизации Северо-Восточной Руси, став политическим ядром Ростово-Суздальской земли.1113 г. - Юрий становится княжем Ростова Великого
- (по другой версии, с 1096 года)
Ростов Великий - самый древний город Владимирского Ополья. Владимир Мономах, Великий Киевский князь, сажает своего сына Юрия Долгорукого на княжение в Ростове Великом в 1113 году (ему в это время около 25 лет)). Однако, ему не удалось ужиться с местным боярством.
1125 г. - Юрий Долгорукий переезжает в Суздаль и Кидекшу
Юрий переносит столицу княжества в Суздаль. С этого момента и начинается история Ростов-Суздальской земли (княжества). Но и тут он предпочитает обособиться от местного боярства и устраивает свою резиденцию в Кидекше.
Кидекша
По следам Великого Князя: к каким городам дотянулись руки Юрия Долгорукого?Сейчас это село в нескольких километрах от Суздаля. До наших дней уцелели валы древнего городка, построенного при Юрие Долгоруком и один из первых Белокаменных храмов Владимирской Руси - Храм в честь Бриса и Глеба.
1147 г. Москва
- 1147г. первое упоминание Москвы в летописях
Дата упоминания Москвы в летописях равно ее дате основания. На Боровицком холме уже было село боярина Кучки (поэтому часто старые источники Москву называют Кучков). Но Юрий присоединил это село к своим владениям - это был первый шаг в становлении Москвы столицей русского государства.
Кучков - село боярина Кучки, возможно Ростовского боярина. Аполлинарий Михайлович Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903). Кучков - село боярина Кучки, возможно Ростовского боярина. Аполлинарий Михайлович Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903).- 1156 г. Москва - строится крепость (Юрий в это время княжит в Киеве, а в Северо-Восточных землях княжит Андрей Боголюбский, его сын. По этому, с исторической точки зрения основатель первого города Москва (огражденного!) - именно Андрей Боголюбский.
1152 г. Переяславль-Залесский
По следам Великого Князя: к каким городам дотянулись руки Юрия Долгорукого?В 1152 году Юрий Долгорукий основывает город Переяславль (Залесский) - названный в честь исконной вотчины князей-мономаховичей Переславля Русского (один из древнейших русских городов, сейчас находится в Киевской области).
По тем временам это был очень большой город - больше него были только Киев и Смоленск. До нас дошли высокие крепостные валы и храм Спаса Преображения, который, так же как и храм в Кидекше, является одним из шедевров белокаменного Древнерусского зодчества. А величественные земляные валы прекрасно видны и сейчас!
Одной из важных задач Юрия Долгорукого в Северо-Восточных землях была защита границ княжества. Именно поэтому он активно строит крепости и основывает новые города.
В 1152 году Юрий Долгорукий основал: Юрьев Польский, Дмитров, Кострома, Городец Мещёрский (будущий Касимов), Кснятин (затоплен).
Все они были городами-крепостями, которые стояли на важных торговых путях и закрепляли и защищали власть князя в этих местах.
Владимир
Юрий Долгорукий не слишком жаловал Владимир (расцвет города придется на правление его сына - Андрея Боголюбского). Но и в этом городе он оставил свой след.
Во Владимире находилось резиденция князя, здесь был построен Георгиевский храм. Этот храм был заложен даже раньше, чем знаменитый Успенский собор Владимира! Правда, до нас он дошел уже в перестроенном виде, поэтому не слишком похож на традиционные "домонгольские" храмы.
Дворец князей Долгоруковых
Дом князей Долгоруковых, одно из красивых зданий Пречистенки, был построен в конце 1780-х годов предположительно Матвеем Казаковым. Здание предназначалось для владельца - генерала-аншефа и сенатора М.Н.Кречетникова. Долгоруковы стали хозяевами здания в 1795 г.
Во время восстановления пострадавшего здания при пожаре 1812 г. дворец был сильно изменен, реконструкция продолжалась до 1847 г.
В 1863 г. здание арендовало Александро-Мариинское училище Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанное Е. Чертовой. После того как в 1868 году учебное заведение стало полноправным владельцем усадьбы, и з училища был образован Александро-Мариинский институт благородных девиц. Под нужды института была проведена перепланировка главного дома и устроена домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1921 году здание заняла часть Военной академии РККА, которая с 1925 года носила имя возглавлявшего ее М.В. Фрунзе. Здание вновь подверглось очередной перепланировке и ремонту. В 1990-х годах в доме размещалась телевизионная и радиовещательная студия министерства обороны.
С 2001 г. в здании находится Галерея искусств Церетели - музейно-выставочный комплекс.
Российская академия художеств
Дом Долгоруковых - одно из красивейших зданий Москвы эпохи классицизма. Оно вошло в «Альбомы партикулярных строений» М.Ф.Казакова и сохранилось в своей основе до наших дней. Строительство дома началось в 1788 году, когда его владельцем был видный военный и политический деятель эпохи Екатерины Великой, генерал-аншеф и сенатор М.Н.Кречетников. К 1793 году дворец представлял собой городскую усадьбу в классическом стиле с главным домом с монументальным ионическим портиком, боковыми корпусами, парадным двором, окруженным службами. В 1795 году его собственниками стали князья Долгоруковы, во владении которых он находился более полувека.
Дворец не раз перестраивался. В середине 1790-х годов было увеличено число его жилых помещений. При восстановлении дома после пожара 1812 года была изменена отделка уличного фасада. Архитектурный декор здания приобрел черты стиля ампир.
В 1868 году, после неоднократной смены владельцев, усадьба перешла в собственность Александро-Мариинского училища Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, преобразованного позднее в Александро-Мариинский институт благородных девиц имени кавалерственной дамы В.Е.Чертовой. Его попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна, канонизированная русской православной церковью в 1992 году.
В здании под руководством архитектора Д.И.Никифорова были проведены капитальные ремонтные работы и устроена домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
С 1918 по 1998 год комплекс зданий бывшего Александро-Мариинского института занимали многочисленные учреждения Военного ведомства. Дворец пришел в упадок, его залы были разделены на небольшие комнаты, перестроены лестницы, утрачены многие элементы отделки.
Этот комплекс был создан в ходе осуществления разработанной З.К.Церетели программы преобразования Академии и возвращения ей того ведущего места в отечественной культуре, которым она обладала в XYIII и XIX столетиях. Создание нового комплекса принадлежит к числу благотворительных культурных инициатив, осуществленных в последние годы З.К.Церетели наряду с основанием Московского музея современного искусства и реставрацией исторического ансамбля сооружений Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Дворец, возрожденный в прежнем великолепии, обладает анфиладой замечательных сводчатых залов первого этажа, сохранивших архитектурное пространство XVIII столетия, и рядом величественных парадных залов второго этажа, декорированных в середине XIX века. Он великолепно приспособлен к экспозиционным нуждам, с многими десятками разнообразных залов и крытыми внутренними дворами для показа произведений изобразительного искусства, общей площадью около 10 тысяч квадратных метров. Здесь проводятся масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, истории Академии.
moscow_walks
Во дворе жилого дома № 6 находится интересный и малоизвестный архитектурный памятник - дворец Долгоруких,
построенный в 1764 г. с использованием старых, еще XVII в., палат.
Здание за свою долгую историю сменило много хозяев, оставшись для нас «палатами Долгоруковых»,
и будучи накрепко привязанным молвой к мрачным тайнам пыточных подвалов Малюты Скуратова.
Архитекторы Д.П.Сухов и Н.Д.Виноградов считали, что в XVII столетии палаты принадлежали В.И. Стрешневу,
тестю царя Михаила Фёдоровича, заведовавшему Приказом золотых дел,
а затем К.П. Нарышкину, воеводе и деду Петра Великого.
В начале XVIII в. этими палатами владели Бутурлины, потом генерал-майор князь К.С. Кантакузен, потомок древнего
византийского рода, представители которого обосновались в России после Прутского похода Петра I.
В 1744 г. палаты были куплены капитаном Бутырского пехотного полка князем А.А.Долгоруковым.
Он являлся потомком тех самых Долгоруких, которые вели свой род от основателя Москвы,
сидящего теперь на вечном коне перед столичной мэрией.
Через несколько лет он приобрёл два соседних участка и начал перестраивать старые палаты, значительно их увеличив.
Долгоруков перестроил палаты, поручив архитектору В.Я. Яковлеву создать дворец в стиле пышного елизаветинского барокко.
Дворец вышел на славу — фасад и план этого здания великий русский зодчий Матвей Казаков поместил в свой альбом наиболее примечательных строений Москвы.
Долгоруков умер в 1782 г. и после его смерти в начале XIX века этот дом оказался предметом судебной тяжбы, в связи с чем была составлена подробная опись владения.
От Покровки усадьба отделялась каменным забором с железными воротами, за ними на площади в полгектара располагался фруктовый сад из 80 деревьев, а уже за садом, в глубине, находился главный двухэтажный каменный дом, к которому вела от улицы широкая въездная аллея.
Парадный двор, своими сложными криволинейными очертаниями скрадывающий асимметрию основной планировки, опоясывала невысокая декоративная ограда со львами, держащими в зубах цепи.
Рядом с палатами находились кузница, конюшня, деревянные флигели, а на берегу пруда стояла баня.
Интерьеры господских покоев поражали роскошью: стены были отделаны штофом, комнаты обогревались голландскими изразцовыми печами, в залах стояла дорогая мебель, подвалы ломились от съестных припасов и вин.
Среди примечательных жильцов дома (на время судебного разбирательства он находился в опеке и сдавался внаем) были калужский губернатор (в 1811-16 гг.), впоследствии сенатор, действительный статский советник Павел Никитич Каверин (1763-1853) — отец Петра Каверина (1794-1855), члена "Союза благоденствия", кутилы и дуэлянта, приятеля А.С.Пушкина.
Затянувшееся судебное дело о наследстве закончилось лишь в 1818 году, и новым хозяином стал отставной капитан князь М.М.Долгоруков, племянник предыдущего владельца.
Человек он был жестокий и вздорный, за издевательства над своими крепостными его сослали в Вятку, а усадьба вновь оказалась в ведении опеки.
В дальнейшем, после смерти М.М.Долгорукова в 1841 г., владение перешло в купеческие руки и стало использоваться для хозяйственных и торговых нужд.
В начале XX века под палатами случайно обнаружили подземную галерею, где на полу лежали несколько старинных книг и палка с золотым набалдашником.
Старожилы дома утверждали: ещё в 1905 году плита в полу поднималась, и в галерею можно было проникнуть.
Во время последующих ремонтов плиту замазали цементом.
Этот вход Игнатий Яковлевич Стеллецкий, археолог и исследователь подземной Москвы, обнаружил в нижнем этаже дома, в той комнате, где в стенах и потолке были вмурованные кольца, но получить разрешение на вскрытие плиты, как ни бился, не смог.
Сейчас дворец Долгоруковых после долгих лет запустения отреставрировали и увидеть его можно, зайдя через арку во двор.
Усадьба СОЛЛОГУБА (КНЯЗЕЙ ДОЛГОРУКИХ, "ДОМ РОСТОВЫХ"), Москва, ул. Поварская д.52
Усадьба князей Долгоруких или как ее еще называют усадьбой Соллогуба, по последнему владельцу, послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», владение даже упоминается в литературе как «дом Ростовых». В середине 1850-х гг здесь жила вдова Грибоедова. В 1866 г. в домовой церкви усадьбы венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой. В 1930 г. отсюда начинались похороны Маяковского, а в 1940 г. хоронили Булгакова. В 1950-е гг в подвале дома жил начинающий поэт Роберт Рождественский. А с 2004 года здесь поселился Никита Михалков…
Ансамбль городской усадьбы сложился на этом месте не одновременно. В 1756 году по линии Большой Никитской улицы во владении И. И. Воронцова-Вельяминова был построен небольшой дом с рустованным цокольным этажом и угловыми пилястрами.
2. Хозяйственные постройки со стороны Поварской улицы.
Этот дом составляет центральную часть существующего в настоящее время главного здания усадьбы. В 1770-е годы владение перешло Долгоруковым, при которых усадьба была расширена до Поварской улицы, а по её линии и боковым границам возведены два симметричных служебных корпуса с круглыми угловыми помещениями.
3. Поварская улица выходит на Кудринскую площадь.
На рубеже XVIII—XIX веков главный дом усадьбы был расширен и получил строгую классическую обработку фасадов. Со второй половины XIX века усадьбой владел баронский род Боде-Колычёвых.
4. Вид на усадьбу из двора напротив.
В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А. С. Грибоедова Н. А. Чавчавадзе и её сестра, правительница Мегрелии Е. А. Чавчавадзе.При М. Л. Боде-Колычёве двор усадьбы получил современную замкнутую композицию.
5. Парадные ворота.
В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И. С. Аксаков с А. Ф. Тютчевой.
6. Парадный вход в усадьбу.
За время с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем, сломана старая кузница с прилегающими постройками и возведена новая каменная ограда со стороны Большой Никитской улицы.
7. Пямятник Л.Н. Толстому.
По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой «музей средневековых достопримечательностей», среди которых особую ценность представляли картинная галерея и коллекция оружия.
8. Переход в служебный корпус.
После кончины М. Л. Боде-Колычёва усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна, которая была замужем за художником Ф. Л. Соллогубом, в связи с чем нередко владение именуется «усадьба Соллогуба».
9. Колонны восточного флигеля.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848—1890) — русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель. Из дворян Гороховецого уезда Владимирской губернии, племянник писателя В. А. Соллогуба.
10. Колонна.
Сын Льва Александровича Соллогуба (1812—1852, советник посольства в Вене, знаток искусства) и Марии Фёдоровны Самариной (1821—1888, сестра славянофила Ю. Ф. Самарина; по воспоминаниям Б. Н. Чичерина, блестяще образованная светская собеседница; содержала Андреевское училище в Бежецком уезде Тверской губернии); родители Фёдора (через В. А. Соллогуба) общались с Пушкиным и Гоголем.
11. Центальный вход в усадьбу.
Федор Соллогуб получил в наследство от отца и деда коллекцию ценных картин, купленных отцом В. А. Соллогуба в Париже. Н. С. Лесков упоминает, что у Ф. Л. Соллогуба была богатая коллекция иконописи. Был знаком с Львом Толстым и спрашивал его мнения об оформлении спектаклей.
12. Сравните фото со старой фотографией с машинами середины XX века.
Ф.Л. Соллогуб — постоянный участник «Общества любителей искусства и литературы», где играл ведущую роль; об этом кружке оставил воспоминания участвовавий в нём в юности К. С. Станиславский: «граф Соллогуб умерял мою возбужденную фантазию и предостерегал от увлечений…», в дальнейшем, как признаёт Станиславский, граф сыграл большую роль в его вхождении в театральную жизнь: «Благодаря Федотову и Соллогубу во мне произошел сдвиг с мертвой точки, я словно выкарабкался из тупика, в котором долго топтался на месте. Нового пути я не нашел, но понял основную свою ошибку,- а это уже много. Я принимал простую актерскую эмоцию — род истерии, сценического кликушества — за вспышки подлинного вдохновения. Но после этого спектакля мне стало ясно, что я заблуждался».
13. Парковая ограда.
Соллогуб и его жена Наталья Михайловна (урождённая Боде-Колычева, 1851-после 1917) были друзьями В. С. Соловьёва. Супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), где Соловьёв не раз бывал. Здесь состоялась встреча В. С. Соловьева с дядей Соллогуба Ю. Ф. Самариным и А. Ф. Тютчевой-Аксаковой.
14. Автор "Войны и Мира".
Родственница Соллогуба М. Ф. Мансурова (урождённая Самарина) вспоминала: «Особенное оживление и веселье вносили приезды графа Федора Львовича Соллогуба, которого все звали „Федя Соллогуб“. Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одаренный, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, гр. Марья Федоровна Соллогуб (рожд. Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск».
15. От наших братьев с Украины подарок.
Соллогуб написал вместе с С. Н. Трубецким шуточную «мистерию» «Соловьёв в Фиваиде» и сотрудничал вместе с самим Соловьёвым в написании юмористических стихотворений. Д. П. Святополк-Мирский назвал его «лучшим русским поэтом-абсурдистом после Козьмы Пруткова».
16. Дом Ростовых.
Соллогубы владели усадьбой вплоть до октябрьской революции. В это время парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля, соответствующий боковым портикам главного дома.
17.
Существует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», владение даже упоминается в литературе как «дом Ростовых».
18. Лев Николаевич был другом Соллогуба.
Традиция того, что усадьба является прообразом имения Ростовых, настолько сильна, что в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. Однако некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается.
19. Цветы.
После революции в усадьбе Соллогуба разместилась ВЧК, однако здания усадьбы оказались неудобны, и в конце марта 1918 года Комиссия переехала на Большую Лубянку.
20. В конце июля в усадьбе можно посидеть под яблочным деревом.
Позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся «Дворец искусств», в котором выступали А. А. Блок, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, М. И. Цветаева и другие литераторы.
21. Вид на восточный флигель, в нем находилась церковь.
В 1921 году в усадьбе начал работу Высший литературно-художественный институт, основателем и ректором которого был поэт В. Я. Брюсов. Среди выпускников института — поэты М. А. Светлов, Е. А. Благинина, писатели Артём Весёлый, С. П. Злобин и другие.
22.
В 1925 году ВЛХИ был переведён в Ленинград и вскоре закрыт. В 1922—1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов также находился Музей живописной культуры.
23. Здесь устроен ресторан "Каретный Двор".
В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР, который в разное время возглавляли Максим Горький, Александр Фадеев, Константин Федин и другие известные писатели.
24. Герб - . (вопрос к читателям).
В 1930 году хоронили Маяковского. В 1933 году усадьба была национализирована. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М. А. Булгаковым.
25.
В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л. Н. Толстому, выполненный скульптором Г. Н. Новокрещеновой и архитектором В. Н. Васнецовым.
26.
Памятник Л. Н. Толстому — дар писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией. В 1950-е годы некоторые строения усадьбы продолжали оставаться жилыми: так, в подвале дома в это время жил начинающий поэт Роберт Рождественский.
27.
В 1960 году усадьба была отнесена к категории памятников архитектуры государственного значения.
28.
В 2000-е годы в результате неоднократных сделок усадьба утратила собственника в лице Международного союза общественных объединений «Международное сообщество писательских союзов» (МСПС).
29. Яблочная тропа.
По иску МСПС и Комитета по культурному наследию города Москвы Сообщество писательских союзов было признано собственником здания и обязалось отреставрировать весь исторический комплекс памятника архитектуры в полном объёме.
30. Колонны восточного портика.
В настоящее время, кроме писательских организаций, в зданиях усадьбы размещается редакция журнала «Дружба народов», а также несколько ресторанов. Главный дом городской усадьбы Долгоруковых—Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.
Дом князя А.Н. Долгорукого / House of knyaz A. N. Dolgoruky
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
в контакты С нами с 16 апр 2011Жизнь до Церетели
Материал понравился:
Нравится: 17 Достопримечательности → архитектура, памятники, парки 21 января 2017 года | | Как говорил Аркадий Райкин в интермедии "О женщинах": "Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах. ". На "Турбине" есть 4 материала, посвященных московскому адресу: улица Пречистенка, дом 19/11. Все они посвящены Галерее искусств Зураба Церетели. Забудем на некоторое время о Церетели и посмотрим была ли жизнь на Марсе в этом здании лет так 200 с гаком назад. Отбрасываю все фотографии со скульптурами крупным планом и оставляю только одну.В отличие от многих бывших дворянских усадеб Москвы, которые занимали огромные пространства, а потом непрерывно делились, здесь шёл обратный процесс объединения участков. Начало ему положил граф Михаил Никитич Кречетников (1729 -1793),
Михаил Никитич Кречетников.(из Интернета)
который скупил ряд мелких дворов на Пречистенке и объединил их в одну усадьбу. Зачем ему была нужна усадьба в Москве — не совсем понятно, ведь служба графа проходила далеко от Москвы. Интересно, что его деяния во время службы мистическим образом транслировались на его московскую усадьбу. В 1772 году Михаил Николаевич становится псковским губернатором и к губернии присоединяются новые земли, вошедшие в состав России после Первого раздела Польши, а в Москве присоединяются к его усадьбе новые участки земли. Его административный дар используется на всю катушку при создании и обустройстве новых губерний: Тверской — 1775 год, Калужской -1776 год, Тульской -1777 год. В Москве же был построен главный дом и два флигеля. Мистика.
После его смерти усадьбу приобретает Екатерина Андреевна Долгорукова. Известна лишь её девичья фамилия — Станкевич, дата рождения — примерно 1730 год, дата смерти — неизвестна. А вот у мужа Николая Владимировича (1716-1782) и детей, в том числе сына, который унаследовал от неё усадьбу, Андрея Николаевича (1772-1834) с датами рождения и смерти всё в порядке. Мистика.
Во дворе усадьбы находился большой парк, пруды и фонтаны. Кто владел усадьбой после смерти Андрея Николаевича точно неизвестно, но скорее всего она оставалась во владении семейства Долгоруковых. Усадьба при Долгоруковых была в 1797-1799 годах перестроена. И опять догадки с предположениями.
В 1801 -1802 годах русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым (1735-1812) были изданы 16 архитектурных альбомов Москвы, из них 10 "Казенных строений" и 6 "Партикулярных строений". В один из партикулярных альбомов был включен фасад нашего здания, из чего ряд исследователей делает вывод, что само здание было построено Казаковым.
В пожаре 1812 года здание очень пострадало. По одним данным его восстановление было завершено в 1816 году под руководством Франца Ивановича Кампорези (1747-1831) , по другим — реставрация затянулась до 1837 и даже 1847 года. Точности и ясности в нашей истории не всегда хватает.
Начиная с Долгоруковых отдельные помещения первого этажа стали сдаваться в аренду владельцам различных лавок. Последующие владельцы собственно для этих целей и покупали недвижимость. При этом уже первым этажом не ограничивались.
В 1846 году усадьба была выкуплена чиновником Иваном Васильевичем Лаврентьевым (около 1788 — 1859), затем после его смерти отставным подпоручиком Николаем Петровичем Воейковым (1785- ?). Хорошо жили некоторые отставные военные, в 1840 году в Москве Воейков задолго до покупки бывшей усадьбы Долгоруковых купил участок на улице Мясницкой 18 и построил там двухэтажный дом. Служил Воейков с 1805 по 1816 год, за отличие в сражении награжден золотой шпагой с надписью “За храбрость". В штатской жизни ему было вольготнее. Он был помещиком Ефремовского и Тульского уездов Тульской губернии, Московского уезда Московской губернии, Гжатского уезда Смоленской губернии, Пронского уезда Рязанской губернии, Мещовского уезда Калужской губернии. Было у него крепостных: 3625 мужских и 3670 женских душ.
Как Лаврентьев, так и Воейков сдавали усадьбу в аренду.
При Лаврентьеве в усадьбе разместилась на время ремонта собственного здания Первая Московская гимназия, затем до покупки собственного здания в 1858 году здесь размещалась Школа межевых топографов. В России не хватало топографов. Существующая с 1779 года Константиновская межевая школа, преобразованная в 1818 году в землемерное училище, а в 1835 году ставшая Константиновским межевым институтом, не справлялась с запросами на специалистов-землемеров. В 1835 году появилась Школа чертежников, преобразованная после многих перемен в Школу межевых топографов.В неё привлекались из военного ведомства 200 кантонистов. Кантонисты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию, то есть к военному ведомству, и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России. Эта воинская повинность длилась долгое время, пока не была отменена императором Александром II коронационным манифестом 26 августа 1856 года.
Воейков сдал усадьбу в аренду Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, которое было основано в 1857 году Варварой Евграфовной Чертовой (1805 -1903).
Читайте также: