Дом хрущевых селезневых фасад
Дом хрущевых селезневых фасад
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева Древнерусская архитектура Классицизм Советская архитектура Живопись плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневых. Обмер. Живопись плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневых. Обмер. Фрагмент росписи плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневы. Фрагмент росписи плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневы. Архитекторы: Коллекция музея: Дом Хрущевых-Селезневых Изображения Коллекция музея 1814 - 1815 Архитекторы:Фасад Дома Хрущевых-Селезневых по улице Пречистенка.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Facade of Khrushev-Seleznev house facing Prechistenka street.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Портик фасада Дома Хрущевых-Селезневых по Пречистенке.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Portico of the facade of Khrushev-Seleznev house facing Prechistenka street.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Фронтон Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Fronton of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Фрагмент фасада Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Fragment of facade of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Флигель Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Outhouse of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Дом хрущевых селезневых фасад
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяУсадьба Хрущёвых-Селезнёвых
Оригинал взят у galik_123 в Ещё одна московская усадьба и её обитателиВы знаете, где находится этот небольшой элегантный домик с колоннадой? Его называют или садовым павильоном, или домом сторожа при большой московской усадьбе. Эту усадьбу купил в 1798 году у тогдашнего владельца - камергера В.С. Васильчикова, князь Федор Сергеевич Барятинский (1742-1814). Тот самый князь Барятинский, который оставил свой след в истории тем, что активно способствовал воцарению Екатерины II. Князь Барятинский охранял Петра III в Ропше вместе с Алексеем Орловым, и по одной из версий был участником убийства императора. При Екатерине достиг чинов обер-гофмаршала и действительного тайного советника. При вступлении на престол Павла I был вынужден принимать участие в церемонии перезахоронения останков Петра, после чего был уволен в отставку.
1. В 1806 году на территории усадьбы уже располагался большой деревянный дом с антресолями на каменном подклете и двухэтажное каменное здание, стоящее вдоль переулка. Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году усадьбу купил его близкий знакомый - участник войны с французами, гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущев. Дом сильно пострадал в пожаре 1812 года, и поэтому был заново отстроен. К 1816 году на подклети палат Барятинских стоял удивительной красоты дом с мезонином. Долгое время считалось, что его создателем был архитектор Донемико Желярди. Позднее выяснилось, что дом был построен его учеником, русским зодчим Афанасием Григорьевичем Григорьевым, бывшим крепостным, получившим вольную в 22 года.
Вид со стороны Пречистенки
2. Особняк окружали многочисленные служебные постройки и небольшой сад с павильоном. Городская усадьба Хрущевых занимала вместе с домом и службами целый квартал. Сад усадьбы был отгорожен от улицы невысокой оградой на подпорной стенке.
Садовый павильон
3. Отставной гвардии прапорщик Александр Петрович Хрущев принадлежал к старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года он сражался в составе лейб-гвардии Преображенского полка, а после войны на удивление быстро разбогател, как говорили на откупах, что считалось неприличным для дворянина. Одна из дочерей Хрущева Елизавета была замужем за сыном Ивана Александровича Нарышкина, дяди Натальи Николаевны Гончаровой, который был посаженным отцом на ее свадьбе с Александром Сергеевичем Пушкиным. Хрущевы входили в число тех представителей высшего света, у которых мог бывать А.С. Пушкин на балах и обедах.
А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова
4. После смерти Хрущева в 1842 году дом на Пречистенке был продан купцам Рудаковым - торговцам чаем. В этот период многие барские дома переходили в собственность богатого купечества. А в 1860-х годах дом на Пречистенке перешёл к отставному штабс-капитану Д.С.Селезневу. Д.С. Селезнев был человеком очень богатым, до реформ ему принадлежало 9000 душ крепостных крестьян, а его герб входил в "Общий гербовник дворянских родов Российской империи". Дом со всею обстановкой поддерживался в том же виде, в каком был при Хрущевых. Семья Селезневых владела усадьбой до 1906 года, а затем его дочь, решив увековечить память о своих родителях, передала усадьбу московскому дворянству для устройства в ней детского приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезнёвых.
5. Дом с двумя парадными фасадами, богатым лепным декором на белокаменном цоколе значительно выделялся на углу переулка. И до сих пор ансамбль усадьбы является одним из лучших образцов ампирной застройки Москвы. Дом имеет два различных фасада, что делает его особенно нарядным.
Угол Пречистенки и Хрущёвского переулка
Детали фасада со стороны Пречистенки
7. Усадьба к тому времени, когда в ней расположился приют, была достаточно благоустроена. Администрация приюта сдавала некоторые помещения и отдельные постройки в аренду.
Вид на сад усадьбы и садовый павильон
8. Согласно переписи в 1908 году в подвале главного дома находился склад ящиков и вин, на первом этаже располагался сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты классной дамы и лазаретной фельдшерицы.
10. В большом флигеле по Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне усадьбы располагалиьс зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично вклинившаяся на территорию усадьбы.
Главный вход в здание располагается в нише под огромным кованым зонтиком
11. Портик со спаренными колоннами акцентирует часть фасада, выходящую в переулок.
Здание усадьбы А. П. Хрущёва на углу Хрущёвского переулка и Пречистенки, фасад со стороны переулка
12. После 1917 года в усадьбе размещались различные учреждения, связанные каким-нибудь образом с культурой. В течение семи лет (1924 - 1931) здесь находился Музей игрушки. Затем здание перешло Литературному музею для создания в нём постоянной экспозиции, посвящённой В. Маяковскому. Но эта идея не была реализована, так как намеченная дата открытия экспозиции совпала с началом Великой Отечественной войны. В послевоенные годы особняк принадлежал Министерству иностранных дел, а потом его вновь возвратили Литературному музею. В августе 1949 года здесь открылась юбилейная выставка "А.С. Пушкин. 150 лет со дня рождения". После её закрытия хозяевами дома на какое-то время стали академические учреждения. Наконец 5 октября 1957 года был подписан правительственный указ о создании в Москве музея А.С Пушкина и о передаче ему дворянского особняка на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка.
13. Вот так выглядит особняк сейчас в московский полдень.
14. Далее 2 фото - некоторые детали и элементы богатого декора здания со стороны Пречистенки при дневном освещении. А на фронтоне герб Селезневых.
16. Угол Хрущёвского переулка и Пречистенки. В этом доме с 1961 года находится Государственный музей А. С. Пушкина - московский Пушкинский дом. По-моему. это самый замечательный пример использования московского особняка.
17. Богатый, но очень тонко прорисованный, лепной декор делает особняк подчеркнуто изящным. Особенно хорош боковой фасад, выходящий в переулок, со спаренными колоннами.
18. Далее элементы декора со стороны Хрущёвского переулка.
22. Раньше в музей Пушкина входили через эту дверь в Хрущёвском переулке..
23. Справа от дома на углу находится небольшой садовый павильон с шестиколонным портиком во дворе, решённый в том же стиле, что и главный дом. Так он выглядит при дневном освещении, хорош ведь!
26. В 1991 года по постановлению правительства Москвы была проведена масштабная реставрации, в ходе которой были снесены некоторые постройки, в том числе каретный сарай.
27. Покрытый стеклянным куполом усадебный двор объединил в единое пространство строения музейного комплекса в 1999 году, к 200-летию А.С. Пушкина.
28. В следующем фоторепортаже я поведу вас в этот замечательный музей. Внутренняя отделка комнат очень красочна - много росписей в виде изящных растительных орнаментов. Бюст племянника одного из первых владельцев дома встретит нас в начале экспозиции.
Дом хрущевых селезневых фасад
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева Древнерусская архитектура Классицизм Советская архитектура Живопись плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневых. Обмер. Живопись плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневых. Обмер. Фрагмент росписи плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневы. Фрагмент росписи плафона в интерьере Дома Хрущевых-Селезневы. Архитекторы: Коллекция музея: Дом Хрущевых-Селезневых Изображения Коллекция музея 1814 - 1815 Архитекторы:Фасад Дома Хрущевых-Селезневых по улице Пречистенка.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Facade of Khrushev-Seleznev house facing Prechistenka street.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Портик фасада Дома Хрущевых-Селезневых по Пречистенке.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Portico of the facade of Khrushev-Seleznev house facing Prechistenka street.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Фронтон Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Fronton of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Фрагмент фасада Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Fragment of facade of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
Флигель Дома Хрущевых-Селезневых.
Фото Д. Нестеровской, 2014.
Outhouse of Khrushev-Seleznev house.
Photo credit D. Nesterovskaya, 2014.
home_and_garden
Основной музейный комплекс Государственного музея А.С. Пушкина располагается в архитектурном памятнике начала XIX века – городской дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых на ул. Пречистенка, 12/2.
В особняке размещены постоянные экспозиции «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы.
Александр Сергеевич родился в Москве 6 июня 1799 года и сегодня, в его день рождения, я побывала на Пречистенке.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
В 1814 году остатки разрушенной войной 1812 года усадьбы, принадлежавшей прежде князьям Барятинским, купил гвардии прапорщик в отставке Александр Петрович Хрущёв. Архитекторами Жилярди и Григорьевым был возведён особняк в стиле ампир, который окружили многочисленные служебные постройки и небольшой сад с павильоном.
Желтое здание слева на макете - сам особняк, справа - павильон. Между ними находится парк. Серые здания - современные строения (здесь здание школы видно).
От особняка влево идут хозяйственные пристройки. Сейчас часть двора образует атриум под стеклянной крышей. Кто спроектировал крышу - не знаю. У крыш ГММИ и ГУМа архитектор Шухов, они выглядят более "воздушными". Если кто-то знает про этот особняк, напишите, пожалуйста.
Хрущёвы жили открытым домом, и московское дворянство ездило к ним на балы, званые вечера и обеды. Учитывая обширные связи Хрущёвых, принимавших у себя «всю Москву», можно предполагать, что поэт тоже здесь бывал.
В середине 1840-х годов усадьбу приобрели торговцы чаем Рудаковы. Затем она перешла к дворянской семье штабс-капитана в отставке Селезнёва. В начале XX века его дочь передала усадьбу московскому дворянству для устройства в ней детского приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезнёвых.
После революции здесь находились различные учреждения, благодаря чему обстановка и архитектура усадьбы сохранили свой вид. 5 октября 1957 года был подписан указ о создании музея А.С Пушкина и о передаче ему дворянского особняка на углу Пречистенки и Хрущёвского переулка.
Заходим с парадного входа:
Сегодня день рождения поэта и на концерт проходят дамы:
Мы оказываемся перед бальным залом. Лестница ведет на второй этаж - место оркестра.
Бальный зал.
Во всех залах интересные потолки:
Переходим в гостиную. Тут много экспонатов, посвященных балам и Евгению Онегину.
По углам расположены камины с зеркалами над ними (один камин был действующим, второй, предположительно, декоративный).
Зеркала имеют практическое значение. В люстрах горели свечи, поэтому освещение гостиной было недостаточным. Зеркала делали освещенность лучше.
Свежее зеркало:
Оригинальное:
Как принято было в особняках, все парадные залы - анфилада комнат, переходящих одна в другую (проходные, как многие тут скажут).
Это "дамская" гостиная, из которой был выход во двор:
Самовар принадлежал Олениным. После смерти Пушкина, они запаяли носик, чтобы никто из него больше не пил чай.
После дамской гостиной необычная небольшая, но богато оформленная комната. Здесь представлена экспозиция "Пиковая дама". Комната небольшая с полукруглой нишей, поэтому скорее всего она была парадной спальней. В нише стояла кровать. Такую спальню можно увидеть, например, в Архангельском (мы очень удивились проходной спальне). Оказывается, такие спальни редко использовали по назначению, но они были вместо гардеробной для дам, которым во время бала нужно было привести себя в порядок.
По углам - ширмы. На столе - тройка, семерка, туз, дама, сукно и щеточка, чтобы стирать меловые записи с сукна.
Парадные комнаты заканчиваются частью с невысокими потолками, где, вероятно, жила прислуга. Здесь же расположена лестница на второй этаж к спальням.
А дальше мы проходим в кабинет:
Потолок в кабинете. Кабинет использовался для общения мужчин. Из него дверь выходит в бальную залу (мы сделали круг через анфиладу комнат), а с другой стороны в гостиную.
В кабинете собраны такие же книги, какие были в коллекции Пушкина в его кабинете в Петербурге, а на стене висит картина Кавказского ущелья, тоже как в его кабинете:
Лестница на второй этаж.
Но перед нами не спальни, а экспозиция "Сказки Пушкина" с театром теней
и иллюстрациями крестьянского быта, которые Александр Сергеевич описывал в своих сказках:
Дом хрущевых селезневых фасад
maria » 20 июн 2012, 13:43
Усадьба Хрущевых – Селезневых находится на ул. Пречистенка, 12.
Усадьба почти полностью сохранила свой изначальный облик первой трети XIX в. До войны 1812 г. домом владели известные семьи князей Зиновьевых, Мещерских, Васильчиковых, Барятинских. После московского пожара 1812 г. усадьбу купил богатый тамбовский помещик А. П. Хрущев и сразу начал отстраивать ее заново. Предположительно строительством руководил один из лучших московских архитекторов Доменико Жилярди, помощником же ему был Афанасий Григорьев – талантливый архитектор из крепостных крестьян, получивший вольную в возрасте 22 лет.
В 1840-е гг. усадьба принадлежала торговцам чаем Рудаковым, а в 1860 г. перешла к отставному штабс-капитану Д. С. Селезневу, который высоко ценил прекрасные интерьеры с росписью стен и потолков и сохранил некоторые из них, в том числе отделанные мрамором бальный зал и гостиную с каминами.
С 1906 г. в усадьбе Хрущевых – Селезневых располагалась школа-приют для дворянских детей.
После 1917 г. здание переходило от одной организации к другой: в 1924-1931 гг. его занимал Музей игрушки, в 1940 г. оно было передано Литературному музею. В первые послевоенные годы особняк принадлежал Министерству иностранных дел, потом его вновь возвратили Литературному музею. В 1949 г. здесь была представлена юбилейная выставка «А.С.Пушкин. 150 лет со дня рождения». После ее закрытия здание последовательно занимали Институт востоковедения, затем – Институт славяноведения и балканистики.
В 1957 г. было принято решение о создании в Москве музея А. С. Пушкина. В связи с этим были проведены обследование и реставрация особняка. С 1961 г. в нем находится Государственный музей А. С. Пушкина.
Усадьба Хрущевых-Селезневых. Что там сейчас.
Музей А.С.Пушкина на Пречистенке. Эта улица меня определенно манит, сколько уже великолепных мест я там посетила.
История этого музея, да и не только этого, творится в городской усадьбе Хрущевых-Селезневых XIX века.
Запись о рождении и крещении А.М.Пушкина в метрической книге Запись о рождении и крещении А.М.Пушкина в метрической книгеДом на этом месте после пожара 1812 года был продан князьями Барятинскими прапорщику Александру Хрущеву. И уже в 1817 году был готов новый особняк по проекту архитекторов Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева.
Прошло не так много времени и в 1840 году у усадьбы вновь поменялись хозяева, ими стали чаеторговцы Рудаковы, а после них штабс-капитан Дмитрий Селезнёв. Его дочь в 1910 году подарила дом дворянскому собранию для детского приюта имени Селезневых- в честь родителей Анны и Дмитрия.
С 1924 года целых 7 лет в здании размещался музей игрушки, затем музей В.Маяковского. Ведал им литературный музей, в 1945 здание отошло МИД СССР, а потом снова вернулось в руки литературного музея.
Совсем скоро, в 1949 году, отмечается 150- летие со дня рождения А.С.Пушкина, в честь чего в усадьбе на Пречистенке открывается выставка великого поэта, с нее-то, собственно, всё и началось. Умные люди написали куда следует письмо с просьбой создания музея Пушкина, дескать нехорошо, что у такого поэта нет постоянной экспозиции. И в 1957 году вышел указ о создании такого музея.
В музее числится 20 000 единиц хранения. Здесь личные вещи поэта, рукописи, картины известнейших художников, предметы быта, на фото 2 метрическая книга с записью о рождении и крещении Пушкина, которая находится в экспозиции.
История усадьбы Хрущевых-Селезневых
Прапорщик А.П.Хрущев стал владельцем усадьбы в 1814 году. После пожара 1812 года от старой усадьбы остались подклет главного дома, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII в., они и стали основой для новой усадьбы, надзор за строительством которой пристально велся Комиссией для строений во главе с О.И. Бове.
Судя по размерам дома, можно сказать, что Хрущевы были богатыми помещиками и вели по-московски широкий образ жизни. У А.П.Хрущева было 14 детей, и семья была настолько дружной, что даже когда дети выросли, они часто бывали в доме родителей. Думаю, стоит упомянуть и Нарышкиных: Алексей Иванович Нарышкин стал супругом одной из дочерей Хрущева. А отец А.И.Нарышкина был дядей Н.Н.Гончаровой. Именно Иван Александрович (отец А.И.Нарышкина) был посаженным отцом на свадьбе Натальи Николаевны с А.С.Пушкиным. Пушкин знал его детей, в том числе, зятя А.П.Хрущева – Алексея Ивановича. Нарышкины, кстати, жили по соседству – на Пречистенке, 16.
В 1860-х годах дом на Пречистенке переходит к отставному штабс-капитану Д.С.Селезневу. Д.Никифоров в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки старожила» пишет: «Дом от Хрущева перешел со всею обстановкой к купцу Рудакову, а им продан был в начале 60-х годов Д.С.Селезневу. Дом со всею обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже старинные картины не переменили своих мест». Семья Селезневых владела усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица, дочь Е.Д.Матвеева передала ее для приюта – школы Московского дворянства им. Д.С. и А.А.Селезневых.
К этому времени в усадьбе все было хорошо благоустроено. Некоторые помещения администрация приюта сдавала в аренду. Согласно переписи, в 1908 году в подвале главного дома находился склад ящиков и вин, на первом этаже, собственно в парадной части, располагался сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты классной дамы и лазаретной фельдшерицы. В большом флигеле по Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне усадьбы – зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично вклинившаяся на территорию усадьбы. В процессе строительства разрушили каменную полуротонду в саду, а в 1960-е снесли до белокаменного цоколя деревянный музыкальный павильон на углу Чертольского переулка (был восстановлен в 1986-1987 годах).
После 1917 года все строения усадьбы, за исключением главного дома, использовались под жилье. В главном же доме с 1924 по 1931 годы находился Музей игрушки, библиотека и факультет игрушки Московского техникума кустарной промышленности. В октябре 1957 года было принято решение о создании в Москве музея, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина. Под размещение передали бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, где последующие четыре года проводились масштабные реставрационные работы. 6 июня 1961 года музей на Пречистенке был открыт.
Дом хрущевых селезневых фасад
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Для влюбленных в МосквуОсобняк Хрущевых- Селезневых. Пречистенка д.12
Дом двенадцать, стоящий на аристократической Пречистенке знаком многим москвичам. Здесь почти полвека работает Государственный музей А.С. Пушкина. Старинный особняк Хрущевых- Селезневых был выбран для музея не случайно: архитектурно он является прекрасным образчиком дома пушкинского времени.
Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года)
До Отечественной войны этот участок земли принадлежал Федору Сергеевичу Барятинскому. Князь активно способствовал воцарению Екатерины II и закончил карьеру в 1796 году обер-гофмаршалом. При нем уже существовали обширные усадебные постройки, окруженные садом. Подобных барских усадеб в то время в Москве было немало. В них мирно доживало свой век богатое неслужащее боярство, вельможи, оставившие двор, славящиеся широким хлебосольством и роскошными балами. Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году усадьбу покупает А.П. Хрущев – его близкий знакомый. Дом сильно пострадал в огне пожара 1812 года, так же как и его соседи по Пречистенке
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни…
А. С. Пушкин, "Воспоминания в Царском Селе"
В 1816 году на подклети палат Барятинских отстроен удивительной красоты особняк. Дом имеет два по-разному разработанных фасада, что делает его особенно нарядным, а портик со спаренными колоннами акцентирует часть фасада, выходящую в переулок. Богатый, тонко прорисованный лепной декор делает особняк подчеркнуто изящным. Долгое время шли споры об авторе архитектурного решения усадьбы. Большинство склонялось к мнению, что его создателем был архитектор Донемико Желярди. Позднее выяснилось, что дом построен его учеником, русским зодчим Афанасием Григорьевичем Григорьевым, бывшим крепостным, получившим вольную в 22 года.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Отставной гвардии прапорщик Александр Петрович Хрущев принадлежал к старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года он сражался в составе лейб-гвардии Преображенского полка, а после войны на удивлении быстро разбогател, что вызвало пересуды в свете. Московский почтмейстер А.Я.Булгаков, утверждал в письме к брату, что Хрущев разбогател на откупах, что считалось неприличным для дворянина. Тот же Булгаков пишет брату, петербургскому почтмейстеру, что едет с женой обедать к Хрущевым, и что у них готовят обед на 260 человек. Александр Петрович даже подарил Булгакову лошадь своего завода.
Одна из дочерей Хрущева была замужем за сыном Ивана Александровича Нарышкина, родственника Натальи Николаевны Гончаровой, который был посаженным отцом на ее свадьбе с Александром Сергеевичем Пушкиным. Хрущевы входят в число тех представителей московского бомонда, к которым светские люди непременно наносят визиты вежливости. Конечно, эти люди не были близки к А.С,Пушкину и трудно вообразить, что Александр Сергеевич у Хрущевых читает "Бориса Годунова" или "Полтаву", но бывать у них он мог, как бывал на балах и обедах во многих московских домах.
После смерти Хрущева в 1842 году дом на Пречистенке был продан купцам Рудаковым, таким образом, и этот барский дом не остался в стороне от социальных перемен, отмеченных Пушкиным еще в 30х годах: « Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством».
В 60-х годах XIX века особняк со всей обстановкой переходит к отставному штабс-ротмистру Д.С. Селезневу и поддерживается в том виде, в каком был при Хрущевых. Д.С. Селезнев был человеком очень богатым, до реформ ему принадлежало 9000 душ крепостных крестьян, а его герб входил в «Общий гербовник дворянских родов Российской империи». В 1900 году его дочь Е.Д. Матвеева жертвует особняк московскому дворянству для устройства в нем детского приюта имени Селезневых.
После октябрьского переворота в доме размещались учреждения, связанные с музейным делом. Так в 1924-1931 годах здесь был «Музей игрушки», после Великой Отечественной войны в доме на Пречистенке работала эстонская миссия, а в 1957 году принято решении о создании в Москве музея, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкину. Понадобились сложнейшие реставрационные работы и, наконец, 6 июня 1961 года в особняке был открыт государственный музей А.С. Пушкина.
Подробнее об этом доме и его обитателях будет идти речь на пешеходной прогулке "Великолепная Пречистенка" из цикла Московский Сент Жермен.
Материал предоставлен Еленой Анатольевной Богачевой, экскурсоводом, историком, художественным руководителем клуба «Живая история».
Публикация материалов разрешена только после письменного разрешения администрации клуба.
Дом хрущевых селезневых фасад
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяПречистенка - часть 2
А напротив желтый, не испорченный архитектурный слоеный пирог - усадьба Хрущевых-Селезневых.
Низ - еще допожарный, история дома помнит очень много фамилий. Первый каменный дом, возможно, строил сам Казаков, послепожарная верхняя часть принадлежит уже Жилярди и Григорьеву ( Афанасий Григорьев, талантливый зодчий, бывший крепостной, получивший вольную в 22 года и работавший над воссозданием многих московских зданий после 1812 года совместно с Доменико Жилярди)
Домом владели известные семьи князей: Зиновьевы, Мещерские, Васильчиковы.
Перед Отечественной войной 1812 года эта усадьба принадлежала князю Федору Сергеевичу Барятинскому, это активный государственный деятель времен правления Екатерины II, непосредственным своим участием в перевороте 1762 года и якобы даже убийстве Петра III способствовавший ее воцарению на троне. Будучи впоследствии приближен к императрице, сделал блестящую карьеру при дворе, достигнув звания обер-гофмаршала.
При Павле I был выслан из Петербурга и, вероятно, жил в своих имениях, в том числе и в Москве, на Пречистенке, став одним из типичных представителей богатого не служащего дворянства и вельмож, оставивших двор и доживавших свой век, предаваясь светской жизни: выездам, балам, визитам.
Сразу после смерти Федора Сергеевича в 1814 году его наследница уступает усадьбу отставному гвардии прапорщику, богатому помещику Александру Петровичу Хрущеву, близкому знакомому Федора Сергеевича. Сумма сделки была небольшой, так как усадьба сильно пострадала в огне пожара 1812 года, и от нее остались лишь каменный подклет главного дома и обгоревшие хозяйственные постройки.
Александр Петрович Хрущев принадлежал к старинному дворянскому роду. В Отечественную войну 1812 года сражался в составе лейб-гвардии Преображенского полка, в 1814 году вышел в отставку и на удивление скоро разбогател, что вызвало многочисленные пересуды в обществе. Говорили, что состояние он сделал на откупах, что считалось неприличным для дворянина.
Сразу после покупки пепелища усадьбы Хрущев затевает строительство нового дома на сохранившемся подклете старого, и в 1816 году москвичи смогли лицезреть на Пречистенке невероятной красоты ампирный особня, тоже отстроенный в дереве, по площади меньше прежнего, поэтому на каменном цоколе получились широкие террасы, получившие красивые кованые ограждения и ставшие оригинальной особенностью дома. Дом небольшой, но он настолько изящен, живописен и одновременно торжественен, что похож на миниатюрный дворец.
Два фасада дома, выходящие на Пречистенку и Хрущевский переулок, украшены портиками, отличающимися друг от друга по архитектуре. Особенно хорош тот, что выходит на Пречистенку, он выполнен в монументальных формах, украшен шестью стройными колоннами, визуально отделяющими друг от друга высокие арочные проемы окон, превосходным лепным фризом растительной тематики и медальонами. Дом со стороны парадного фасада надстроен мезонином с балконом.
Боковой фасад, более камерный, акцентирован портиком, включающим 8 парных колонн, за которыми на стене размещено рельефное панно.
После смерти А.П. Хрущева в 1842 году его наследники продают усадьбу почетному гражданину Алексею Федоровичу Рудакову, верховажскому купцу, богатому чаеторговцу, решившему перебраться в Москву на постоянное жительство. Таким образом, и этот барский дом не остался в стороне от социальных перемен, о которых еще в 1830-х годах писал А.С. Пушкин: «Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством».
В 1860-х годах усадьба переходит во владение отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезневу, дворянину.
А вот такой возврат усадьбы в дворянские руки был уже необычным явлением для того времени. Другое редкое явление в судьбе усадьбы Хрущевых-Селезневых состоит в том, что при всех многочисленных владельцах дом сохранялся практически в неизменном виде - в том, в котором был восстановлен Хрущевым. Разве что Селезневы разместили на фронтоне изображение своего герба, который и сейчас украшает здание.
Все остальные проводившиеся неоднократно ремонтные работы не затронули облик дома – редкий случай, счастливый для этого великолепного особняка. Видимо, исключительная художественная ценность дома была настолько неоспорима, что никому даже в голову не пришло что-то менять.
Дочь последнего хозяина дома в 1906 году решила увековечить память о своих родителях и пожертвовала усадьбу московскому дворянству для размещения в ней детской школы- приюта имени Анны Александровны и Дмитрия Степановича Селезневых, которая и располагалась здесь до революции 1917 года.
После здание усадьбы переходило от одного учреждения другому, чего здесь только не было: и Музей игрушки, и Литературный музей, и Министерство иностранных дел, и Институт востоковедения и др. В 1957 году московскими властями было принято решение о создании музея А.С. Пушкина, и в 1961 году музей разместили именно здесь, в отреставрированном специально для этого усадебном доме. Надо отметить, что место для размещения музея великого русского поэта выбрано весьма удачно, ведь усадебный комплекс Хрущевых-Селезневых по своим архитектурным чертам максимально соответствует особенностям строительства пушкинской поры, кроме того, сам А.С. Пушкин наверняка бывал на Пречистенке в особняках своих родственников и знакомых, возможно, посещал он и этот дом.
Внутренний двор застеклен - здесь снимались передачи Швыдкого:
"На самом деле местом для культреволюционных посиделок служит расположенный на Пречистенке Литературный музей, причем не какого-нибудь там Сухово-Кобылина, а самого державного Александра Сергеевича Пушкина. Внутреннее убранство музея подтверждает: только здесь и проводить свои ток-шоу министру, который хочет оставаться своим в интеллигентной среде." (с)
И снова через дорогу - дом №11авторства того же архитектора Григорьева, это дом послепожарный, 1817г., построенный на старом фундаменте. Принадлежал изначально Лопухиным, далее хозяева менялись, но дом хорошо сохранился и с 20-х годов превращен в музей Л.Н.Толстого.
Усадьба состоит из оштукатуренного деревянного, выстроенного на белокаменном цоколе главного дома, вытянувшегося по красной линии улицы, флигеля по линии Лопухинского переулка, служебных построек внутри двора и каменной ограды участка с въездными воротами. Основное здание усадьбы очень изящно, все в нем очень пропорционально и естественно. Уличный фасад украшен легким шестиколонным портиком, в глубине его, за колоннами, на фасаде виднеется рельефный многофигурный лепной фриз, треугольный тимпан фронтона декорирован дворянским гербом. Здание усадьбы практически полностью сохранило свой первоначальный облик и представляет собой уникальный образчик застройки послепожарной Москвы.
В 1972 году в саду возле музея был установлен памятник Л.Н. Толстому, автором которого является известный скульптор Меркулов. Сюда этот памятник был перенесен из сквера на Девичьем поле. Гранитный Толстой стоит среди деревьев, задумчиво склонив голову и засунув руки за пояс, поддерживающий широкую, ниспадающую складками рубаху.
Рядом доходный дом 1910г. с античными мотивами, но это уже псевдо- или неоклассицизм
Напротив - дом Ученых в наши дни - подражание ампиру и дом в стиле конструктивизма, загородивший особняк. Можем только через забор наслаждаться.
Пречистенский переулок утратил советское название Островского в 1994г., но и не вернул дореволюционное - Мертвый. Относится он больше к арбатским переулкам, на прогулках этого цикла мы слышали несколько версий возникновения этого названия (чума или фамилия Мертваго)
Боковой фасад дома Ученых. Снова видим стилизованных львов, стиль-подражание, как и барельефы.
Читайте также: