Дом где снимали покровские ворота
Кто должен был сыграть в «Покровских воротах»
Лирическая комедия "Покровские ворота" основывалась на автобиографической одноименной пьесе Леонида Зорина, который в бытность студентом снимал комнату в коммуналке, где и познакомился с людьми, позже ставшими прототипами героев картины. О том, кто мог сыграть в фильме - читайте в материале "Рамблера".
Фото: Кадр из фильма "Покровские ворота" Кадр из фильма "Покровские ворота"Сценарий, по мнению руководства "Мосфильма" был легкомысленным и идеологически неясным. Режиссер Михаил Козаков заявил о своем желании снять ленту по данной истории. Киностудия дала добро только после согласия режиссера сыграть Дзержинского в трех фильмах, после чего Козаков приступил к съемкам.
Знаменитая триада "Покровских ворот": Хоботов, Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич изначально, согласно идее режиссера, представлялась по-другому. Предполагалось, что персонажей сыграют Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Последний отказался сам, а кандидатуру первого отверг режиссер, посчитав, что актер слишком известен для коммуналки. В конце концов, роли отдали малоизвестным, но запоминающимся актерам Анатолию Равиковичу, Инне Ульяновой и Виктору Борцову.
Как сейчас выглядят места в Москве, где снимали "Покровские ворота". Показываю
В 1982 году режиссер Михаил Козаков снял, пожалуй, свой лучший фильм - блестящую эксцентрическую комедию про Москву 1950-х годов. Перед декораторами и художниками стояла сложная задача: показать столицу 30 лет назад. И все-таки, это было намного проще сделать чем, например, в наши дни. В те времена Москва была внешне гораздо ближе к 50-м, чем к 2020-м.
Несмотря на то, что фильм называется "Покровские ворота", собственно на площади Покровских ворот сняли всего одну сцену - как Хоботов с Людочкой садится в трамвай.
В 2021 году трамвайной остановки здесь уже нет. А в остальном все осталось, как и было. Кстати говоря, обратили внимание на трамвай №2170?
Это очень киношный трамвай. Именно с него спрыгнул бандит, заколовший Васю Векшина. И в него же он запрыгнул потом. Действие одной из начальных сцен "Места встречи изменить нельзя" происходило на этом же самом месте.
Где в Москве снимали фильм "Покровские ворота"?
"Покровские ворота" - один из культовых советских фильмов. Где в Москве снимали киноленту? Почему картину вообще так назвали, если к воротам сюжет не имел никакого отношения? Где находился дом главных героев? И правда ли, что его не снесли? А также много интересного о других локациях фильма. Читайте, будет интересно!
В каком доме жили герои?
В основу фильма была положена одноимённая пьеса Леонида Зорина. В ней автор описывал реальные события 1948 года, происходившие на Петровском бульваре. Чтобы избежать неприятных ситуаций с настоящими прототипами персонажей, Зорин перенёс действие произведения в район Покровских ворот.
Несмотря на название фильма, съемки происходили далеко от того места, где раньше располагались Покровские ворота. Их снесли еще в 18 веке при ликвидации стен Белого города. Сейчас на этом месте одноименная площадь.
Где в Москве снимали фильм "Покровские ворота"?Дом героев, который показан в киноленте, находился по адресу: Нащокинский переулок, 10. Он располагается параллельно Гоголевскому бульвару. Изначально здание было двухэтажным особняком, построенным на месте сгоревшего в 1812 году съезжего двора Пречистенской полицейской части.
В 1884 году дом приобрёл предприниматель И.А. Коровкин. По его приказу здание перестроил в доходный дом архитектор В.П. Загорский. Интересно, что после революции 1917-го здесь действительно располагались коммунальные квартиры.
Несмотря на то, что в начале и в конце фильма мы видим, как дом разрушают, реальное здание стоит на своём месте до сих пор. Правда его немного перестроили. Снесённая конструкция, предположительно, в реальности находилась на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка. Интерьеры коммуналки снимали в павильоне "Мосфильма". Фотографии листайте.
Нащокинский переулок, 10 – Доходный дом Коровкина
В основу нынешнего здания по Нащокинскому переулку, 10 в Москве включен объем двухэтажного дома с полуподвалом, построенным в классическом стиле после московского пожара 1812 года.
Ранее здесь находился Съезжий двор, относившийся к Пречистенской полицейской управе, где помимо служебных помещений имелись и камеры для арестованных горожан.
Из истории дома
История дома связана с именем поэта Алексея Николаевича Плещеева, проживавшего здесь в 1860-е годы. Многие наверняка знают строки его «Сельской песенки»:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит …
В последней четверти XIX столетия владение выкупает московский купец Иван Александрович Коровкин, занимавшийся помимо своей основной деятельности и скупкой недвижимости.
В 1884-м году он привлекает к работам по реконструкции дома под доходное жилье зодчего Василия Петровича Загорского. В результате была изменена внутренняя планировка, а фасады получили новую облицовку.
После Октябрьской революции 1917 года в бывшем владении Коровкина устроили коммуналки. Одну из комнат в период с 1920-х по 1930-е годы занимал ученый-медик и профессор МГУ Максим Петрович Кончаловский – старший брат известного русского художника Петра Петровича Кончаловского.
Любителям фильма «Покровские ворота» будет интересно узнать, что этот дом стал одной из главных сценических площадок этой культовой киноленты.
На дворовой территории, выходившей на Гоголевский бульвар, герой «резались» в шахматы и домино, предавались грусти и мечтам, рассуждали о жизни.
На изломе нынешнего и прошлого веков здание претерпело огромные изменения. У него появился дополнительный этаж и мансарда, а также второй балкон. Внешние стены перелицевали и перекрасили в голубоватый цвет.
road_movie
Это место знают все москвичи. Если ехать по Садовому кольцу к Курскому вокзалу от Павелецкого, сразу за Яузой на горе вся в деревьях стоит больница, которая расположена в старинной усадьбе.
Адрес её - ул. Земляной Вал, д. 53.
Ничего нового для москвоведов в этой теме я не сообщу. Это просто мой вариант и всё.
В 1828 году братья Василий и Пётр Усачёвы, купцы, занимающиеся продажей чая, купили у вдовы Степаниды Невежиной участок на высоком берегу Яузы и занялись его обустройством. Для этого был приглашен знаменитый швейцарский архитектор Доменико Жилярди.
В советское время в усадьбе располагался туберкулёзный санаторий «Высокие горы», а после - врачебно-физкультурный диспансер. Сейчас в усадьбе размещается Центр спортивной медицины, созданный для реабилитации спортсменов.
По проекту Жилярди был построен главный дом усадьбы, каретный дом и конюшни , которые вместе составляли внутренний двор.
В парке усадьбы были построены несколько павильонов, в том числе Музыкальный и Чайный домик и грот. Чайный домик впоследствии сгорел, а Музыкальный павильон просто совершенно разрушился и был снесён.
Парадный вход в главным дом расположен во внутреннем дворике, а не со стороны улицы.
Что там сейчас внутри, мы не поняли, потому что у входа постоянно находится бдительный охранник. Вывески никакой.
Главный вход украшен скульптурами львов и грифонов.
До наших дней дожили главный усадебный дом, каретный сарай, конюшни, некоторые хозяйственные постройки, пандус, грот и две беседки–ротонды. Вокруг этого самого грота разворачивается финальная сцена в больнице в кинофильме «Покровские ворота».
Ну, Аркадий Варламович, ваш выход!
Купцы Усачёвых добились того, что их усадьба по роскоши не уступала дворянским усадьбам. В усадьбе часто устраивались всевозможные приёмы. Сами же Усачёвы стали так популярны в Москве, что мост через Яузу рядом с усадьбой стали называть "усачёвским".
Всё. Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я.
Грот находится между главным входом в усадьбу и пандусом, ведущим ко второму входу.
"Олень подстреленный хрипит,
Лань, уцелев, резвится,
Тот караулит, этот спит,
И так весь мир вертИтся"
Пандус сделан в виде полукруга, украшен львами и вазами. Пасти львов зашиты на пуговицы.
Боже! До слёз знакомый образ!
Надо отметить, что Велюров спускается оттуда, где ему делать абсолютно нечего. Он не больной, да и если был бы, там наверху явно не отделение для пациентов, а скорее помещение для администрации.
Та значит завтра на том же месте в тот же час!
Сперва мы подумали, что по этому пандусу заезжали кареты, но нет, он кончается вот так. Да и как бы карета наверху развернулась?
На краю холма, ведущего к набережной Яузы, по проекту ученика Жилярди А.Григорьева установили две восьмиколонные беседки–ротонды.
Да. Ловко они вас упрятали.
На верхнем и нижнем снимке мы видим одну из этих беседок. Вторая находится чуть дальше, тоже возле обрыва.
Я говорила с Верой Семёновной. Она сказала, что тебя можно брать.
И древний дуб с дуплом, в котором может поместиться человек, до сих пор на том же месте.
Если они меня увезут туда, мне уже больше не будет исхода!
Любимая лестница Савранского. Эти ворота ведут от лечебных корпусов в парк усадьбы.
Идёт сюда? Исключено, он не бросит стального друга!
Последними владельцами усадьбы стали купцы Найденовы. Главный владелец усадьбы - Николай Александрович Найденов - оставил яркий след в истории московского краеведения. Именно ему мы обязаны сейчас тем, что можем видеть старую Москву на фотографиях, заботливо собранных в знаменитые Найденовские альбомы. Вид из беседки на Яузу.
В усадьбе есть статуи. Подойти вот к этой с нужного ракурса (как в кадре ниже) мы не смогли, всё заросло и тропинки нету.
Я пришёл сообщить вам радостную весть. Эмиль Золя угорел!
А это другая статуя, хоть и похожа и тоже без рук. Там девочка, а тут мальчик. Это - любимая скульптура Саввы Игнатьевича.
Не обижайся, я тебе откровенно скажу. Ты выдающийся человек. Такая у тебя голова! И этой самой головой не смыслишь самых простых вещей.
Третья скульптура, которая, кажется, в фильме не мелькает. А вообще в усадьбе четыре скульптуры, олицетворяющие четыре времени года. Что какая из них означает, я не разобрался.
Четвёртая скульптура, вероятно, всё-таки олицетворяет лето, судя по винограду над головой. Это, наверное, Сатир.
И теперь несколько кадров из фильма, не связанных с усадьбой.
Хоботов встречает Людочку после работы. Дом № 15 по улице Казакова. В этом доме находится Государственный университет по землеустройству.
Архитектор Матвей Казаков не имеет к режиссёру Михаилу Козакову никакого отношения.
Хоботов с Людочкой садятся в трамвай. За трамваем мы видим дом № 14 по Чистопрудному бульвару.
Это один из красивейших домов Москвы, он называется "Доходный дом церкви Троицы на Грязех". Сейчас в этом доме очень интересный музей - "Морской аквариум" с микро акулами.
Танцы влюблённой парочки на мосту. Таможенный мост на реке Яузе.
На обеих фотографиях сзади виден Андроников виадук. За ним находится Спасо-Андроников монастырь.
Рита ведёт Костика знакомиться с родителями к высотке на Котельнической набережной. Большой Ватин переулок. Любопытно, что идут они в правильном направлении.
На обеих фотографиях мы видим сзади Храм Никиты Мученика на Швивой горке (Афонское подворье). Сейчас напротив церкви открыт Музей русской иконы.
Велюров ловит машину. Дом № 13 по Архангельскому переулку.
На обеих фотографиях сзади видна церковь Фёдора Стратилата (Антиохийское подворье), за которым расположена Меншикова башня.
Костик, Савва и обпившийся пива Велюров. Возле дома № 16 по Цветному бульвару.
Сзади них мы видим скульптурную композицию "Песня" работы М.Бабурина. Три крестьянки чего-то распевают (не распивают).
Людочка идёт по Новодевичьему монастырю. Справа Соборный храм Смоленской иконы Божией Матери, слева колокольня.
Через секунду она пройдёт мимо часовни-усыпальницы Прохоровых. К сожалению, в кадр попадал либо собор, либо часовня, но никак вместе.
Соев и Ольга Яновна, Савранский с Людочкой и Хоботовым. Хитровка, пересечение Яузского бульвара с Подколокольным переулком.
Дом № 2/16 по Яузскому бульвару. Этот дом мелькает ещё во многих фильмах, например, в фильме "Холодное лето 53-го". Во дворе этого дома находится дом генерала Николая Захаровича Хитрово, основателя печально знаменитой Хитровки.
Опять Савранский с Людочкой и Хоботовым. Всего их маршрута мы касаться не будем, он какой-то странный, и на нём мелькает слишком много известных мест, а тему раздувать нежелательно.
Справа дом № 5 по Лялину переулку. Это пересечение Лялина и Малого Казённого переулков в районе Лялиной площади.
Ну и самый главный дом фильма, где жили наши герои. Памятника давно нет, да и был ли он когда-нибудь, или его просто притащили на время съёмок?
Дом № 10 по Нащокинскому переулку. Третий этаж и второй балкон достроены позже. Вид со двора. Или через забор с Гоголевского бульвара.
Ну а вот так этот дом выглядит со стороны Нащокинского переулка.
Но один кадр, который я сделал вчера, чтобы показать их дом, завёл меня в тупик. Костик ночью возвращается с вечеринки на Нащокинский. Что за высотка поверх дома в центре? Нет, я понимаю, что Смоленская, но она намного дальше и намного правее. Но что за высоченный храм слева? Там нет ничего похожего.
Где снимали фильм «Покровские ворота»
В основу культового фильма «Покровские ворота» была положена одноименная пьеса Леонида Зорина. В ней автор описывал реальные события 1948 года, происходившие на Петровском бульваре. Чтобы избежать неприятных ситуаций с настоящими прототипами персонажей, драматург перенес действие произведения в район Покровских ворот, которые снесли еще в 18 веке при ликвидации стен Белого города. «Рамблер» расскажет, где же на самом деле проходили съемки киноленты.
Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота» Кадр из фильма «Покровские ворота»Дом героев
Дом героев, который показан в киноленте, располагается параллельно Гоголевскому бульвару по адресу: Нащокинский переулок, дом 10. Изначально здание было двухэтажным особняком, построенным на месте сгоревшего в 1812 году съезжего двора Пречистенской полицейской части.
Несмотря на то, что в начале и в конце фильма мы видим, как дом разрушают, реальное здание стоит на своем месте до сих пор. Правда, его немного перестроили. Снесенная конструкция, предположительно, в реальности находилась на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка. Интерьеры коммуналки снимали в павильоне «Мосфильма».
Больницы
По сюжету, Людочка работала медсестрой в больнице. Здание, в котором ее снимали, никакого отношения к здравоохранению не имело. Это государственный университет по землеустройству. Находится по адресу: улица Казакова, 15.
А вот больницу, из которой Хоботов сбежал, снимали не так далеко от этого места. Тоже в районе Курского вокзала. Съемки проходили в усадьбе «Высокие горы» (еще одно название - Усачёвых-Найденовых) на Земляном валу 53. Ее уникальная особенность в том, что у нее три фасада.
По сюжету фильма, герои отправляются на каток, который расположен на Чистых прудах. Однако на самом деле, в кадре появляется каток на Патриарших прудах. Покататься там зимой на коньках можно по сей день.
Кинотеатр
В сцене, где Маргарита Павловна отправила Савву Игнатьевича покупать билеты на «Карнавальную ночь», героиня Инны Ульяновой ждет мужа около кинотеатра «Колизей». Он находился на Чистопрудном бульваре в доме 19а. Кинотеатр построили по проекту архитектора Р.И. Клейна в 1914 году. Он работал до 1970, а через четыре года на его месте открылся театр «Современник».
Где на самом деле жили, любили и болели герои «Покровских ворот»
С момента выхода знаменитого фильма «Покровские ворота» прошло уже почти 35 лет – но зрители продолжают разгадывать загадки, подкинутые режиссером Михаилом Козаковым. Старая Москва стала одним из «действующих» лиц картины. По местам, ставших знаковыми для героев фильма, можно провести несколько экскурсий – и окончательно запутаться. Был Петровский бульвар – стали Покровские ворота Площадь Покровские ворота в начале ХХ века. wikimedia
Фото: Teleprogramma.pro Teleprogramma.proНастоящие Покровские ворота (другое их название – Кулижские) были прорублены в стене Белого города, ставшего в конце XVI века оборонительным поясом Москвы, и располагались в месте его пересечения с нынешней улицей Покровка. Впоследствии стены снесли, на их месте появились бульвары. В основу пьесы «Покровские ворота» легли реальные события – но знаменитая семейная история произошла с жильцами коммунальной квартиры одного из домов на Петровском бульваре.
Сегодня на месте некогда стоявших в Москве Покровских ворот одноименная площадь. wikimedia / NVO
Драматург Леонид Зорин, ставший также автором сценария одноименного фильма, намеренно перенес действие оттуда к Покровским воротам. Впоследствии Зорин рассказывал, что главного героя – Костика (Олег Меньшиков) он списал с себя, у всех героев, кроме тетки Костика (у него самого тетки-москвички не было, он просто снимал комнату), были реальные прототипы – его соседи по коммуналке. Но, чтобы никто не обиделся, он решил изменить место действия. Время драматург тоже отодвинул почти на 10 лет – реальные события произошли в 1948 году, в фильме же все разворачивается в 1957-м. Где эта улица, где этот дом Кадр из фильма «Покровские ворота»
Несмотря на то, что «Покровские ворота» начинаются с кадров сноса старого жилого фонда, дом, ставший главной «декорацией» картины, и сегодня, спустя три с лишним десятка лет с момента съемок, стоит на месте, зажатый современными зданиями. Ему достроили еще один этаж и второй балкон, отреставрировали. Находится он в Нащокинском переулке. Двор, конечно, изменился, да и памятника посреди него уже нет.
Дом 10 по Нащокинскому переулку сегодня выглядит неузнаваемым. wikimedia / Bogdanov-62
Эффектная стрельчатая арка, в которую то и дело заходили герои картины, и из которой лихо выезжал Савранский, находится в соседнем доме под 8.
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Другое название этого особняка, построенного в конце XIX века, - дом с единорогом. Москвоведы считают, что именно он стал прообразом готического дома, в котором Михаил Булгаков поселил свою Маргариту. В 2005 году бывший доходный дом отреставрировали, украсили барельефом единорога и скульптурами химер.
В 80-е единорога над аркой дома 8 в Нащокинском переулке не было. wikimedia Наследие прекрасной эпохи Кадр из фильма «Покровские ворота»
Финал «Покровских ворот» с бегством Хоботова из больницы снимали в усадьбе Усачевых-Найденовых, расположенной на Земляном Валу и построенной архитектором Жилярди в 30-х годах XIX века. В советские времена здесь был туберкулезный санаторий, потом – врачебно-физкультурный диспансер. Сегодня там Центр спортивной медицины, где проходят реабилитацию спортсмены.
Парк усадьбы Усачевых-Найденовых в наши дни. wikimedia
В парке усадьбы многое из того, что попало в кадр «Покровских ворот», сохранилось практически в том же виде. Это и статуи, и беседки-ротонды, и гроты, в одном из которых «выступал» Аркадий Варламович, и лестница, по которой герои съезжали на мотоцикле. Даже гигантский дуб с дуплом, в котором без труда может спрятаться человек, остался цел и невредим – судя по всему, он там растет уже больше века.
Кадр из фильма «Покровские ворота»
А вот лаборатория, в которой работала Людочка, находилась на улице Казакова. Сегодня около дома 15 с узнаваемыми шарами, где ее встречал Хоботов, - Государственный университет по землеустройству.
Кадр из фильма «Покровские ворота» С Чистых на Патриаршие Кадр из фильма «Покровские ворота»
Чистые пруды, на которых, по сценарию, происходит действием многих сцен картины, появляются в неизменном виде только в отдельных эпизодах, в начале серий, общим планом. Актеры же гуляли по Патриаршим. Видимо, последние показались режиссеру Михаилу Козакову более киногеничными. А может, там было просто удобнее снимать. Да и модного катка, на который Костик и Хоботов ходили со своими дамами сердца, на Чистых прудах не было – зато он функционировал на Патриарших. А несколько лет назад традицию возродили. Сегодня на катке часто устраивают вечеринки в стиле ретро – и все желающие могут окунуться если не в атмосферу 50-х, то 80-х уж точно.
Киноадреса Москвы. Где снимали свои фильмы Соловьев, Шахназаров и Гайдай
Каникулы — лучшее время, чтобы пересматривать старое доброе кино. Предлагаем совместить ностальгические просмотры фильмов с прогулками по местам их съемок. Для удобства все точки нанесены на карту — не забудьте посмотреть на нее, перед тем как пойдете гулять.
>
«Сибирский цирюльник»
У «Сибирского цирюльника» обширная география съемок — масштабное полотно о загадочной русской душе снимали в старинных русских городах Костроме и Горбатове, а еще в Чехии, Португалии и на юге полуострова Сетубала. Главная же натурная съемка прошла в Москве. Сцену масленичных гуляний, во время которых генерал Радлов лихо уходит в запой, выпив водки по просьбе американской гостьи Джейн, снимали в парке «Новодевичьи пруды».
Палатки, балаганы и толпы гуляющих разместились на Большом Новодевичьем пруду. Как назло, со снегом в тот год в Москве было плохо, стояла небывало теплая для зимы погода. Так что уже начавший таять лед укрепили досками и забросали искусственным снегом и солью. Снимали под присмотром сотрудников МЧС — те указывали на участки, по которым еще можно было ходить.
«Три тополя на Плющихе»
Название фильма Татьяны Лиозновой, конечно, стоило бы писать с двойными кавычками — «“Три тополя” на Плющихе». Конечная точка маршрута, по которому едут таксист Саша (Олег Ефремов) и его пассажирка Нюра (Татьяна Доронина), — кафе «Три тополя». Эта неопределенность — какие-то тополя, какая-то Плющиха — задает тональность всей картине, в основу сценария которой лег рассказ Александра Борщаговского о встрече двух людей в большом городе. Кажется, это судьба, но встреча ничем не заканчивается.
Нюра, приехавшая с чемоданом деревенской ветчины в гости к столичной родне, садится в такси на Комсомольской площади. Ехать на Плющиху, но с собой у нее только рубль 12 копеек, о чем она сразу предупреждает водителя. За эти деньги она прокатится по всему центру Москвы — увидит и только что построенные дома-книжки на Новом Арбате (тогда — часть проспекта Калинина), и Манежную площадь (еще без фонтанов — они появятся только в 1997 году), и здание кинотеатра «Горизонт» в первозданном виде.
Кафе «Три тополя» было сооружено в 6-м Ростовском переулке. А сцены в квартире нюриных родственников снимали в настоящей квартире в так называемом Доме архитекторов (Ростовская набережная, дом 5) — хозяева уехали на дачу, предоставив кинематографистам свое жилье.
Кстати, Плющиха в фильме появилась почти случайно: рассказ, по которому снят фильм, называется «Три тополя на Шаболовке». Коррективы внесла Татьяна Лиознова — Шаболовка прочно ассоциировалась с телевидением, и режиссер хотела избежать ненужных аллюзий.
«Служебный роман»
Героев своего фильма режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский расселили в соответствии с иерархией, принятой в статистическом учреждении, где они работают, и московскими реалиями 1970-х годов. Все места были своеобразными маркерами для москвичей — по месту жительства сразу понятно, кто есть кто. Начальница Калугина, героиня Алисы Фрейндлих, живет в престижном доме-свечке на Большой Никитской — к моменту съемок он только-только был сдан в эксплуатацию и заселен важными персонами. Дом пижона Самохвалова (Олег Басилашвили) — в самом центре, на улице Горького (сейчас — Тверская). Стеснительного отца-одиночку Новосельцева отправили в переулок Чернышевского, неподалеку от современной станции метро «Достоевская», — тогда это был обычный спальный район.
Статистическое учреждение снимали в трех местах. Экстерьер взяли у здания Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста, интерьеры построили в павильоне Мосфильма. А сцену на террасе, куда «мымра» и «сухарь» Калугина уходит поплакать, сняли на крыше легендарного Дома Нирнзее — первого московского небоскреба, построенного в 1913 году, или «тучереза», как его тогда называли. Небывалая высота здания в проекте — девять этажей! — напугала комиссию по строительству. Нирнзее просили уменьшить этажность, но он настоял на своем. Дом, вопреки опасениям, стоит на своем месте уже второй век. А кино на его крыше снимают практически с первых лет существования. В 1915 году здесь был оборудован зимний съемочный павильон товарищества «Венгеров и Гардин».
«Иван Васильевич меняет профессию»
«Красота-то какая! Лепота!» — говорит Иван Грозный в исполнении Юрия Яковлева, царственно окидывая взглядом Москву с высоты птичьего полета. Точнее, с балкона только что построенного дома по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1. Именно здесь расположена квартира изобретателя Шурика, открывшего портал из советской Москвы в средневековую. Внешний вид современного 13-этажного зигзагообразного здания соответствовал замыслу режиссера как нельзя лучше — в таком доме и должен был жить гений инженерной мысли. А вот его расположение не подошло. Но это было исправлено в процессе монтажа. Глазами вышедшего на балкон Грозного мы видим не только Новокузнецкую, но и Кутузовский проспект и Новоарбатский мост, снятые с верхнего этажа одного из домов-книжек.
«Покровские ворота»
Фильм «Покровские ворота» заканчивается сносом дома, в котором жили его герои. На самом же деле здание, где была снята большая часть фильма, до сих пор стоит на своем месте, но не у Покровских ворот, а в Нащокинском переулке. И оно даже стало выше — в 1990-е годы небольшой особняк XIX века обзавелся третьим этажом, мансардой и балконом. Изменился и двор дома со стороны Гоголевского бульвара, в котором герои играли в домино под звуки скрипки мальчика Яши из соседнего дома, — нет гипсового футболиста, а вместо песка теперь асфальт.
«Москва слезам не верит»
Юные Катя (Вера Алентова) и Людмила (Ирина Муравьева), недавно приехавшие в Москву, отчаянно утоляют культурную жажду. Подруги посещают фестиваль французского кино в Театре киноактера, где им удается перекинуться парой слов с начинающим актером Иннокентием Смоктуновским, разглядывают сияющие витрины магазинов, слушают Андрея Вознесенского на площади Маяковского (сейчас — Триумфальная). Съемка последней сцены по каким-то причинам задерживалась. Массовка, собравшаяся перед памятником Маяковскому, зашепталась. Родилась шутка: Меньшов думает, как снимать — закапывать подземный переход или заново строить «Современник». Старое здание легендарного театра было снесено в 1974 году, а действие первой части фильма разворачивается в 1950-е.
Самым престижным жильем в Москве 1950-х были высотки. В высотку на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) героинь заносит судьба — пожить, пока хозяева на даче. Зовут только Катю, но Людмила не может упустить шанс отдохнуть от общежития и прикоснуться к красивой жизни. Бытовые проблемы юных героинь были хорошо знакомы и Владимиру Меньшову, и его супруге Вере Алентовой, исполнившей главную роль. Как рассказывал режиссер, фильм «Москва слезам не верит» стал для них отчасти автобиографическим — как Катя и ее подруги, в юности они приехали покорять Москву, жили в общежитиях, мало спали и много работали.
«Карнавал»
«Какой у вас город красивый! Прям как заграничный!» — завороженно говорит Нина, героиня Ирины Муравьевой, оглядываясь на дома-книжки на проспекте Калинина. Она впервые в жизни приехала в Москву к отцу, когда-то оставившему ее с матерью в маленьком городке. У Нины много планов — поступить в театральное училище, познакомиться с интересными людьми и стать знаменитой артисткой. Но столичная жизнь обернется для нее лишь карнавалом, и к Новому году она вернется домой — ухаживать за заболевшей мамой.
Татьяна Лиознова часто говорила, что «Карнавал» — фильм о ней самой, хотя, в отличие от Нины Соломатиной, она родилась в Москве. Прочитав одноименную повесть Анны Родионовой, режиссер предложила писательнице вместе создать на основе ее текста киносценарий. Сцена с заболевшей матерью главной героини была добавлена Лиозновой — во время съемок заболела ее собственная мама.
«Я шагаю по Москве»
Самый легкий и веселый фильм о Москве 1960-х — гимн молодости, простоте и дружбе. Настолько на первый взгляд незамысловатый и добродушный, что даже начальники из Госкино, посмотрев его, опешили: не слишком ли оптимистично и вообще — где смысл? А смысл самый простой: Москва — город, в котором живут хорошие люди. После премьеры в столицу хлынула масса ребят и девушек из провинции — им хотелось увидеть все своими глазами и попасть в такое же славное приключение, как сибирский монтажник Володя, нашедший в Москве отличных друзей. Георгию Данелии даже пришлось оправдываться перед девушкой, увидевшей столицу совсем не такой, как в кино: на вокзале у нее украли деньги, а потом забрали в отделение милиции, приняв за преступницу.
Фильм «Я шагаю по Москве» стал главной киносказкой 1963 года. Столица предстает в нем такой же юной и свежей, как его персонажи, городом, будто вчера отстроенным. Куда бы ни пришли герои Никиты Михалкова, Алексея Локтева, Евгения Стеблова и Галины Польских, все здания и объекты кажутся новыми. Прекрасно показанный Парк Горького выглядит совсем молодо — и старинный Зеленый театр, и Ландышевая аллея, появившаяся здесь еще до рождения актеров.
«Курьер»
Финальная сцена «Курьера» заставила зрителей в 1986 году широко раскрыть глаза и позабыть обо всех эскападах главного героя Ивана, завалившего вступительные экзамены на истфак и коротающего лето до армии в редакции толстого научного журнала, куда мама пристроила его курьером. Впрочем, даже сейчас финал очень впечатляет: на протяжении пятиминутной композиции Rock It авангардного американского джазового пианиста Херби Хэнкока группа подростков танцует брейк-данс на спортплощадке во дворе спального района. Иван (Федор Дунаевский), только что переживший первую личную драму, смотрит на них, а потом замечает солдата, возвращающегося через двор домой. Кажется, он встречается со своим будущим.
Ударную сцену снимали в Раменках, на спортивной площадке недалеко от школы № 1118. За 30 лет все немного изменилось, но прогуляться с Херби Хэнкоком в наушниках здесь однозначно стоит и сегодня.
«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»
Строптивая красавица Александра (Татьяна Друбич), уличенная отцом в неприличном поведении, отправляется готовиться к экзаменам в ссылку — бабушкину квартиру, полную пыли, фарфора и ретронарядов. Едва отец запрет дверь, она вылезет в окно и сбежит к соседу — им оказывается 15-летний сирота, наследник белоэмигранта князя Лобанова-Ртищева и просто отличный парень Митя. Старая коммуналка, где Митя живет с постоянным пациентом психиатрической больницы Толиком (Александр Баширов), станет экстравагантной декорацией ко всем их комическим и трагическим приключениям.
Один из самых китчевых, странных и красивых фильмов перестроечного времени был снят в доме 2/1 на улице Каменная Слобода недалеко от Арбата. Все съемки прошли в квартире 2 на втором этаже трехэтажной части дома и на крыше одноэтажной части.
30 лет у «Покровских ворот». Знаменитая комедия отмечает юбилей!
Да, такая идея у Михаила Козакова была. Однако реализовать её он так и не решился - больно печальным получался финал жизни у многих героев: Хоботов должен был эмигрировать в Израиль, а Костик - умереть до срока. Но отсутствие продолжения не мешает нам раз за разом пересматривать «Покровские ворота», которые давно уже растащили на цитаты: «Спит родимый аквариум», «Заметьте - не я это предложил!», «Высокие, высокие отношения!», «Ты любить не способен, как все тайные эротоманы», «А кто не пьёт - назови, нет, я жду!» и т. д.
Со сцены - на экран
Сначала «Покровские ворота» известного драматурга Леонида Зорина семь лет, с 1974 г., были успешным спектаклем Московского театра на Малой Бронной в постановке Михаила Козакова, которую он решил затем перенести на экран. О спектакле сегодня помнят лишь историки театра, а фильм сразу стал неимоверно популярным. Его полюбили за эту его нежность ко времени и людям, к Москве и москвичам, за лёгкий ностальгический флёр, простодушную чистоту, юмор. И, конечно, за безукоризненное мастерство режиссёра и всего многолюдного актёрского ансамбля - от начинающего и никому не известного тогда 21-летнего Олега Меньшикова до великолепно-аристократичной Софьи Пилявской (потомственной польской княжны), тёти Костика, и матёрого Леонида Броневого.
Кстати, изначально Козаков «ставил» трио Хоботов - Маргарита Павловна - Савва Игнатьевич на звёзд: Наталью Гундареву, Андрея Миронова и Никиту Михалкова (которому не понравился сценарий). Но Миронов всё-таки был слишком «столичным», явным любимцем женщин для роли недотёпы Хоботова. Козаков сказал ему: «Ты слишком известен для жителя коммуналки». На пробах Миронов играл очень смешно (прекрасный комедийный артист!), но Козакову виделся в этой роли такой «еврей евреич» с соответствующей наружностью. Гранд-даму и бой-бабу Маргариту Павловну могла сыграть и ещё одна звезда - Людмила Гурченко, а Савву - Евгений Лазарев.
Но нет худа без добра - теперь невозможно вообразить эту «держащую» весь сюжет троицу без Инны Ульяновой, Виктора Борцова и Анатолия Равиковича (всех их, увы, уже нет в живых). Иначе это была бы совсем другая картина. Ко времени съёмок фильма каждый из троих был практически неизвестен в кино. Борцов много играл в своём родном Малом театре, Ульянова запомнилась лишь в крошечной роли нетрезвой «дамы с лисой» в «Семнадцати мгновениях весны» («В любви я - Эйнштейн!»), а Равикович в свои 46 лет служил в Ленинградском театре им. Ленсовета, но на экране не засветился. «Покровские ворота» принесли всем им заслуженную популярность. Равикович роль Хоботова да и сам фильм и режиссёра-тирана не жаловал, но понимал, что «сросся» со своим обаяшкой Львом Евгеньевичем накрепко (даже в рекламу его приглашали в хоботовском обличье). И своего друга Александра Демьяненко утешал, когда тот переживал, что стал навсегда «Шуриком»: что же делать, такова жизнь актёрская…
Не Покровка, а.
Перенос пьесы на экран дал ей дыхание, воздух московских улиц и бульваров. Уют светящихся окон в домах, шелест осенних листьев под ногами, шум летнего ливня, морозный ветер и музыку на катке… По поводу главного «героя» фильма - дома у Покровских ворот - есть мнение, что это дом № 10 по Нащокинскому переулку, с фасадом на Гоголевский бульвар. Его не снесли, как следует из начальных кадров фильма, но реконструировали в 1990-х годах до полной неузнаваемости. Однако нужный дом лучше поискать на Петровском бульваре, где снимал комнату в молодые годы автор (пьесу-то Зорин писал автобиографиче-скую). Концерт Велюрова вполне мог состояться в саду «Эрмитаж», где его и снимали. Маргарита Павловна с Саввой Игнатьевичем вполне могли посетить белоколонный кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (в этом здании теперь - театр «Современник»). Да и смотреть в фильме они идут, судя по афише, «Карнавальную ночь» с юной Гурченко, вышедшую аккурат в 1956 г., когда и происходят события пьесы (привет Эльдару Рязанову!). Другой кинопривет - самому себе: тётя Костика Алиса Витальевна смотрит по телевизору чёрно-белый фильм «Убийство на улице Данте», где Козаков сыграл свою первую роль. Каток, где скользят по льду наши герои, тоже снят на Чистых прудах - поблизости от Покровских ворот.
Режиссёр снимал Москву с любовью и удовольствием. И Цирк на зимнем Цветном бульваре с клоунами-зазывалами - абсолютно реальный, вот только палатку, где Велюров пьёт пиво, «тоскуя, как Блок», специально построили для съёмок. И ворота Новодевичьего монастыря, где мёрзнет в это время Людочка (Елена Коренева) в ожидании Хоботова, и памятник Пушкину, где встречаются «потенциальный муж» Костик и Рита (24-летняя актриса Валентина Воилкова вскоре и сама вышла замуж за француза и уехала в Париж, где живёт и поныне).
А ведь невиннейшей комедии Козакова могло и не быть! Если бы не… Феликс Эдмундович Дзержинский. Козаков до этого не раз отказывался от этой роли в фильме «Государственная граница», хотя его утверждали без проб. И вот Госкино, использовав желание Михаила Михайловича непременно снимать «Покровские ворота», поставило его перед жёстким выбором: либо играть главного чекиста, либо фильма не будет. Тот вынужден был согласиться. Но роль в итоге получилась умной и яркой, за неё Козаков получил три премии - две от КГБ и одну Государственную.
Сложности возникли и накануне сдачи фильма в 1982 г. Глава Гостелерадио обозвал фильм «мерзостью», клеветой на советскую семью и покушением… на Кремль! А тут ещё Елена Коренева, сыгравшая Людочку, вскоре после окончания съёмок вышла замуж за американца и эмигрировала в США. По тем временам это было очень серьёзным идеологическим «пятном» и на репутации режиссёра, и на судьбе его фильма. Но Андропов, ставший новым генсеком ЦК КПСС, заявил, что стране нужно больше кинокомедий. И фильм Козакова «на полку» не угодил. Правда, показали его по ТВ лишь в феврале 1983 г., и после этого он был как бы «забыт» - ровно на 3 года, до февраля 1986-го. А с тех пор он с экрана так и не сходит.
Читайте также: