Дом елагиной у красных ворот
Литературный салон Авдотьи Петровны Елагиной в течении 20-40-х гг. XIX в. был довольно знаменит среди москвичей, принадлежавших к интеллектуальной тусовке. О хозяйке салона - матери будущих славянофилов Киреевских, и родной племяннице В.А. Жуковского - всегда отзывались исключительно с уважением и почтением.
Вот что писал П.В. Анненков о салоне Елагиной: «По тону сдержанности, гуманности и благосклонного внимания, в нем царствовавшему, представлял нечто вроде замеренной почвы, где противоположные мнения могли свободно высказываться, не опасаясь засад, выходок и оскорблений для личностей препирающихся»
Кто только не бывал в салоне! К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.Г. Белинский, князь В.Ф. Одоевский, Н.М. Рожалин (знаток классических языков), Д.В. Веневитинов (поэт). Даже А.С. Пушкин, введенный в дом Елагиной Н. Языковым и В. Жуковским, очень сблизился со страшим сыном Авдотьи Петровны и упоминал его в своих Записках.
В 30-х годах Русское интеллектуальное движение раскололось на два противоположных лагеря: западников и славянофилов. Но и те, и другие любили посиделки в гостиной Елагиной, хозяйка дома могли примирить оба направления. У нее бывали и обменивались мыслями А.И. Тургенев, Н.В. Гоголь, А. Хомяков, Н. Погодин, Н.Ф. Павлов и другие.
Экскурсия "От Красных ворот до Сухаревской площади"
Экскурсии с МоскваХодом. Гуляйте по старой Москве и открывайте город заново! Спешите: более 400 маршрутов Тема нашего путешествия - Садовое кольцо. Улицы его состави.МоскваХод. Прогулки по Москве
Вместе с Алексеем Дедушкиным мы прогуляемся по Моховой улице к Охотному Ряду, туда, где наши предки закупались провизией, и где находились известнейшие трактиры Первопрестольной. Московский Университет и Манеж, знаменитая гостиница «Националь», дворец прославленного русского полководца В. Долгорукого-Крымского, так и не ставшего генерал-фельдмаршалом — прекрасные исторические и архитектурные памятники, украшающие центр нашего города. О них мы и поговорим на прогулке. Мы выясним:
- где располагался один из красивейших домов Москвы XVII века;
- где была написана диссертация «О геморрое»
- вспомним давным-давно упразднённый и снесённый Моисеевский монастырь, а также уничтоженную часовню Александра Невского – смыслового двойника Плевненской часовни у Ильинских Ворот;
- увидим дом, которым Жолтовский «вбил гвоздь в гроб конструктивизма», и с крыши которого «коммунизм побеждал» всех и вся до 1990-х годов;
- пройдёмся по улице имени того, чей дядя «Philips» основал;
- разберёмся, где в начале XIX века был самый главный птичий рынок города;
- поговорим о том, как обманывали охотнорядские торговцы незадачливых покупателей;
- узнаем, что же Стива Облонский купил к обеду в Охотном ряду, а также, где Вифлеемскую звезду на кремлёвскую сменили
19 сентября в 12:00
Место встречи группы:
на улице на выходе из станции метро Библиотека им. Ленина (сокольническая линия), выход к библиотеке, встреча у памятника Достоевскому
МоскваХод. Прогулки по Москве
"Мадам Колчак" - удивительная история любви
Их первая встреча произошла в 1915 году на перроне вокзала. Русский военный и жена его приятеля столкнулись случайно. К тому времени он был женат и у Анны был муж и дети. По настоящему познакомились они во вторую встречу. Тимирева приехала навестить мужа в Гельсингфорс, там и произошло её официальное знакомство с Колчаком.
Ни о каком романе не могло быть и речи, все их последующие встречи происходили исключительно в светской обстановке, но уже тогда появилось притяжение друг к другу.
Потом завязалась переписка. За 4 года было отправлено 53 письма, некоторые письма сам Колчак писал, но не отправлял, они доходили до 40 страниц и впоследствии эти записи были найдены в дневниках.
К 1918 году Анна поняла, что больше не может ждать и решилась на развод. По тем временам это означало всеобщее порицание и бесчестие, но она пошла на этот шаг, буквально нырнув в бездну.
После развода Анна едет в Омск. Пара не афиширует свои отношения, но всем понятно, что происходит, слухи доходят и до жены Колчака, которая к тому времени жила в Европе.
Вскоре Анна переезжает в резиденцию "Верховного правителя России", но постоянные разъезды не дают паре наслаждаться друг другом.
За время пребывания в Омске Анна работала переводчицей, а впоследствии - сестрой милосердия.
После ареста Колчака Анна идет вслед за ним. На допросе адмирал отрицает связь с ней, но она добровольно признается во всем. Писали они друг другу до последнего дня, письма передавали тюремщики. Допросы длились не долго и адмирала расстреляли, а возлюбленная обрекла себя на 37 лет лагерей.
Вины за ней не было, но ее не торопились отпускать. Выйдя в октябре 1920 года по амнистии, она не много времени провела на свободе и, в мае 1921, снова попала за решетку. Она сидела в Иркутске, затем в Москве, освободилась через год, но в 1925-м – ее снова посадили. После ее выслали из Москвы в Калугу, где она вышла замуж за Владимира Книпера, а в 1935, получив обвинение по серьезной статье она снова села за контрреволюционные действия - на 5 лет. Спустя 5 лет срок продлили до 8 лет, выслав ее в Караганду.
Одновременно с новым сроком пришли трагичные известия - сына расстреляли, а муж умер от инфаркта, не выдержав травли.
Спустя 8 лет ее все таки освободили, но в 1949 году она снова попала за решетку по тем же обвинениям. И только в 1960 году аресты закончились.
Бывшей возлюбленной адмирала было на тот момент 67 лет, из них 37 лет она провела в лагерях.
18 сентября в 16:00 вместе с Алексеем Дедушкиным мы отправимся на прогулку, вспомним эту трогательную историю и найдём дом, где жила Анна Тимирёва.
А еще мы:
Вместе с Алексеем Дедушкиным мы:
пройдёмся по двору архиерея Ростовского;
увидим храм, где венчался А. П. Чехов;
прогуляемся по переехавшему мосту;
вспомним о. Павла Флоренского;
поговорим об удивительной судьбе великой пианистки М. В. Юдиной, которая просила Господа простить огромные грехи Сталина перед народом и страной;
отыщем уголки, где снимали «Три тополя на Плющихе», «Мимино» и «Старые клячи»;
побываем «в гостях» у А. Фета;
узнаем, как А. Щусев Благовещенский храм сохранить пытался
Особняк С.И. Елагиной в Москве.
Интересно, что в разных исторических источниках владельцем дома числится потомственная почетная гражданка С.И. Елагина либо потомственный почётный гражданин Сергей Иванович Елагин. Вот такая загадка, а у вас какие мнения на этот счет, кто же был хозяином?
Построен дом был в 1898 году по проекту архитектора А.А. Драницына. В 1910 году со стороны двора была сделана пристройка по проекту архитектора О.О. Шишковского. Это здание интересно тем, что оно возведено в достаточно редко встречающемся в кирпичных домах архитектурном стиле «неогрек». В этом стиле обычно было принято строить деревянные здания.
Стиль «неогрек» отличается асимметрией строения. Дома обычно проектируются, исходя от особенностей участка, поэтому в особняке С.И. Елагиной парадный вход смещён в сторону, а стильный портик находится на боковой стене.
Здание это является также одним из удивительных «булгаковских мест» в Москве. В 1920-30х годах здесь разместилось журнально-газетное объединение "Жургаз" и находилась редакция журнала "Огонек". А в теплое время года сюда переезжал ресторан "Клуба театральных работников", послуживший для Михаила Булгакова еще одним прообразом ресторана Дома Грибоедова в романе «Мастер и Маргарита».
Также, в память о главном редакторе журнала «Огонёк» М.Е. Кольцове на фасаде здания была установлена мемориальная доска. Дом С.И. Елагиной имеет охранный статус выявленного объекта культурного наследия.
Усадьба С.И. Елагиной (Страстной бульвар, 11)
Усадьба и ее участок в современном виде сформировался на протяжении конца 19 – начало 20 вв ., когда разные владельцы его приобретали, перестраивали здания, расширяли усадьбу и земельный участок. Особняк сегодняшнего вида был построен в 1890-х г. архитектором А.А. Дранициным.
Его владельцем в этот период была потомственная почетная гражданка г. Москвы С.И. Елагина, так за зданием и закрепилось – особняк С.И. Елагиной.
Хотя уже в конце века собственник был другой, а в 1910 г. была сделана реконструкция здания и появилась пристройка (архитектор О. Шишковский). Тогда же в одной из каменных пристроек был устроен зимний сад. До Елагиной тоже было несколько собственников. Из них интересна М.А. Волкова.
Еще в середине 19 в. на этом земельном участке находился особнячок, в котором и проживала Мария Аполлоновна , известная своими письмами подруге Варваре Александровне Ланской.
Эта москвичка, светская дама, приближенная к императрице оставила в своих письмах реалистическую и увлекательную картину жизни разных слоев столичного и провинциального общества своего времен и событий, связанных с Наполеоновским нашествием.
В свое время, Толстой использовал эти материалы при работе над «Войной и миром». Где-то рядом с этим строением, находилась Сенная площадь, вошедшая позже в состав бульвара.
Это было местом встречи, общения и развлечения литературной богемы того времени. Считается, что именно отсюда Булгаков срисовывал и образ поэта Двубратского и ресторан Грибоедова для романа «Мастер и Маргарита».
Самое важное сегодня, что дом сохранил свои не только фасады и ограду, но и подлинный интерьер – двери, плафоны, печи и т.д.
Хоромный, 4. Дом Елагиной
Хоромный, 4 – дом, стоявший вдалеке от улиц и переулков, в глубине большого сада в конце 1820-х гг. купил штабс-капитан Алексей Андреевич Елагин (1790-1846). Однако известен он, как дом А.П. Елагиной (1789-1877).
Авдотья Петровна Елагина – племянница В.А. Жуковского – в памяти потомства осталась, как хозяйка литературного салона, популярного в 1830-1840-х гг. В начале 1830-х в салоне появились П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков. В 1838 г. – Н.В. Гоголь. С начала 1840-х салон стали посещать А.И. Герцен, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.П. Огарев.
Салон отличался свободомыслием, почему и прозвали его "республикой у Красных ворот". Допускались любые взгляды, кроме крайностей, и любые высказывания, кроме грубостей. В середине 1840-х салон постепенно прекратил свое существование. Семью Елагиной постигли несчастья: вначале умерли почти все дети, потом – муж. Уходили старые друзья.
К сожалению, дом Елагиной находится за глухими воротами на закрытой территории, а то, что мы можем видеть, совсем не её дом. Сейчас владельцем бывшего дома Елагиной является ОАО "Корпорация ВНИИЭМ".
Высотное здание у Красных ворот
Красивое здание, расположенное рядом со зданием ОАО "РЖД". В прошлый раз я, сам не понимаю как, перепутал его с высоткой на Котельнической набережной (отлично знаю, что у Красных ворот нет ни Москвы-реки, ни Устьинского моста). Написал, что на это здание "открывается хороший вид с Устьинского моста. Вокруг него красивые виды. Рекомендую для прогулки в окрестностях здания, вдоль Яузы и Москвы-реки". Высотку на Котельнической я, конечно, тоже рекомендую для прогулок, но высотное здание у Красных ворот не менее интересно. Оно очень красивое, от него открывается хороший на главное здание ОАО "РЖД", а напротив высотки находится памятник Лермонтову. В высотке, кстати, тоже находятся некоторые подразделения ОАО "РЖД". Высотка на Красных воротах - одна из семи сталинских высоток, построенных в 1947 - 1953 годах. В здании расположен вход на станцию метро "Красные ворота" (бывшая Лермонтовская).
Дом А. П. Елагиной
Дом в Хоромном переулке, ранее находившийся в глубине сада, вдалеке от улиц и переулков, известен тем, что у хозяев собирался литературный салон, который посещали многие выдающиеся поэты и писатели того времени.
Предположительно здание было построено в первой половине XVIII века. Сменив несколько владельцев, в конце 1820-х годов дом стал принадлежать штабс-капитану Алексею Андреевичу Елагину.
Его супруга Авдотья Петровна Елагина - племянница В.А. Жуковского - являлась хозяйкой крупнейшего в Москве литературного салона, который на протяжении четверти века привлекал внимание ученых и литературных знаменитостей Москвы. В начале 1830-х в салоне появились П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков. В 1838 г. - Н.В. Гоголь. С начала 1840-х салон стали посещать А.И. Герцен, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.П. Огарев. В доме Елагиной бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.И. Тургенев.
Салон славился свободомыслием, за что прозвали его "республикой у Красных ворот".
В настоящее время здание находится на закрытой территории, принадлежащей ОАО "Корпорация ВНИИЭМ".
Москва в жизни Ф.И. Тютчева. К 210-й годовщине со дня рождения писателя
5 декабря исполняется 210 лет со дня рождения поэта, дипломата, публициста, философа, член-корреспондента Петербургской АН Федора Ивановича Тютчева.
Федор Иванович родился в селе Овстуг, Брянской губернии - в родовом поместье Тютчевых, но своей родиной считал Москву. С малых лет маленький Федя часто гостил и жил в древней столице. Приезжая из Овстуга в Москву, Тютчевы останавливались в доме графа Ф. А. Остермана, жена которого приходилась Анне Васильевне Тютчевой – матери будущего поэта – родной теткой. Этот дом, расположенный у Покровских ворот, в Малом Трехсвятительском переулке - в одном из самых аристократических районов допожарной Москвы, был завещан Анне Васильевне.
В 1810 году Тютчевы продали унаследованный дом, который стал тесен для большого семейства, и купили неподалеку в Армянском переулке между Маросейкой и Мясницкой. Дом в Армянском переулке, отчасти напоминавший дворец, который семейство Тютчевых приобрело у князя Гагарина, был построен в 1780-х годах по проекту молодого Казакова. Здесь и прошла большая часть детства и отрочества Федора Тютчева, с этим домом связаны самые лучшие детские воспоминания поэта.
Отдельно стоит сказать и о районе, где находился дом Тютчевых.
В этом месте, между Маросейкой и Мясницкой, еще с XVI века обосновались и иностранные посольства, и русские дипломаты, а начиная с 1780-х годов селились известные деятели русской культуры конца XVIII - начала ХIX века. И, пожалуй, не случайно будущее Федора Тютчева было связано с дипломатической службой и поэзией.
Ближайшими соседями Тютчевых была семья Лазаревых. Знаменитые выходцы из Армении, переехавшие из захваченной персами и турками родины в Россию, имели в своем роду выдающихся граждан, деятелей промышленности и культуры. Их стараниями в 1779 году в Армянском переулке была построена григорианская церковь, а позже основан знаменитый Лазаревский институт восточных языков. Дом №2 и поныне сохранился в Армянском переулке, сейчас здесь располагается Посольство Армении в России, а возле входа установлен обелиск Лазаревым.
На близ лежащих улицах (Маросейка, Покровка, Мясницкая, Старая и Новая Басманная) проживали знаменитые современники - Карамзин, Николай Новиков, Иван Дмитриев, поэт и директор Московского университета Херасков, сменивший его на этом посту Иван Петрович Тургенев и его сыновья Александр и Николай, дипломат и писатель Иван Муравьев-Апостол - отец трех декабристов, и многие другие. Доподлинно известно, что в доме Тютчевых бывали Жуковский, Мерзляков, братья Тургеневы. Такое окружение, а также замечательный наставник Федора - Семен Егорович Раич, безусловно, оказали влияние на формирование будущего литератора.
В доме в Армянском переулке Федя Тютчев написал свои первые стихи и делал переводы из римских классиков. Рождение нового поэта заметил профессор Московского университета, поэт, переводчик Алексей Федорович Мерзляков. Он же и оказал поддержку молодому дарованию - по его рекомендации в 1818 г., пятнадцатилетнего Федора приняли в число сотрудников Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. А в сентябре 1819 г. Тютчев стал студентом университета.
Окончив словесный факультет Московского университета в 1821 году, Тютчев уехал в Петербург, где был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел, а затем надолго покинул Россию.
Вновь в Москву Федор Иванович Тютчев приехал уже в 1843 году. Город, который он покинул юношей, почти после 20-летнего его отсутствия произвел на него очень сильное и глубокое впечатление.
Дом в Армянском переулке был продан в 1831 году, и поэт остановился у своих родителей на Садовой-Триумфальной 25 дом М. М. Крезовой (не сохранился), близ церкви Старого Пимена. Буквально через несколько дней Тютчев поспешил навестить дом своего детства. Увы, встреча с милым прошлым не состоялась – ухоженная усадьба превратилась в обветшавший дом, в котором размещался приют - "Дом призрения вдов и сирот духовного звания".
В этот приезд Тютчев несколько раз поэт побывал на спектаклях Малого театра, где был восхищен игрой артистов, посещал дом Елагиных-Киреевских у Красных ворот, в котором в то время сосредоточилась культурная жизнь Москвы.
Переехав вместе с семьей на постоянное место жительство в Россию, Федор Тютчев обосновался в Петербурге. В Москве же он бывал наездами.
В последующие приезды Федор Тютчев останавливался в меблированных комнатах купца Варгина (Тверская улица, 8, дом не сохранился) и в доме своей сестры Дарьи Ивановны Сушковой, проживавшей по соседству с родителями.
Дом Николая Васильевича Сушкова - популярного литератора - был известен всей Москве. Сушковы снимали его у купца А. И. Милютина в Старопименовском переулке. Поблизости проживали и другие родственники Тютчева - брат Николай Иванович, двоюродный брат Николай Николаевич Тютчев, тетка поэта Надежда Львовна Завалишина, а позже и сын Тютчева - Иван. Несмотря на многолюдность, Тютчев любил бывать в доме сестры. Кроме родных и близких, гостями Сушковых в разные годы были Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, П. А. Вяземский, Д. В. Григорович, Ф. Н. Глинка, Н. Ф. Павлов.
Ф. И. Тютчев был официально женат дважды. Его первая жена Элеонора Тютчева (фон Ботмер) скончалась в 1838 году. Тютчев женился в 1839 году на баронессе Эрнестине фон Дернберг, (урожденной баронессе фон Пфеффель), роман с которой завязался при жизни первой жены. В первом браке у Тютчева было 3 дочери, во втором родились дочь и два сына. Отец многочисленного семейства, он до глубоких лет сохранил юношескую пылкость и влюбчивость.
В 1850 году Тютчев заключил "тайный брак" с женщиной на 23 года моложе его – Еленой Александровной Денисьевой. Любовный треугольник Тютчева просуществовал 14 лет и закончился трагично – Елена умерла в 1864 году, оставив троих незаконнорожденных детей – дочь и двух сыновей. Болезнь и недвусмысленное положение в обществе, от которого она страдала на протяжении жизни с Тютчевым, стали основными причинами ее столь раннего ухода из жизни. В те годы единственными близкими людьми у Денисьевой были ее сестра Мария Александровна с мужем Александром Ивановичем Георгиевским.
В 1863 году Тютчев вместе с Е.А. Денисьевой приехали в Москву. Они остановились в меблированных комнатах баронессы Корф в Большом Гнездниковском переулке и бывали в гостях у сестры Денисьевой – М.А. Георгиевской в доме Шиловского (ул. Малая Дмитровка, 3, дом перестроен). В этом доме на первом этаже располагалась типография журнала, где работал редактором А. И. Георгиевский, а квартира находилась на втором этаже, где их и навещали Федор Иванович Тютчев с Еленой Александровной. В этом доме Тютчев всегда чувствовал себя просто и уютно, сюда его тянуло после смерти любимой женщины.
В Москву Тютчев стремился всегда. Город с богатой историей и культурой играл большую роль в формировании отечественной литературы. Посещая Москву, Тютчев часто останавливался в гостинице Шевалдышева на углу Тверской и Козицкого переулка (Тверская ул., 12, дом перестроен). Этот район Москвы нравился поэту - неподалеку находился Английский клуб, который он часто посещал, Тверской бульвар, где прогуливался, а поблизости, в Тверских переулках жили родственники Сушковы.
В разные годы Тютчев бывал в гостях у П.Я. Чаадаева на Новой Басманной улице, встречался с С.Т. Аксаковым, с М.Н. Катковым, (бывал у него в доме Клевезаля в Трёхсвятительском переулке, в доме университетской типографии на Страстном бульваре (д. 10), на даче в Петровском парке). В августе 1856 Тютчев присутствовал на коронации императора Александра II, в 1869 участвовал в праздновании 500-летия чешского реформатора Я. Гуса в Москве.
В этом же, 1869 году, в церкви Старого Пимена венчался сын поэта. На венчании Ивана Тютчева и Ольги Путяты присутствовал и Федор Иванович. Младший сын Иван переехал в Москву в 1867 году и поселился в Воротниковском переулке 7, в доме дьякона В. Казанского. Этот деревянный дом, где провел лето 1868 года Федор Тютчев, до наших дней не сохранился. Церковь Пимена Великого и поныне стоит в Новоротниковском переулке.
Последний раз Тютчев приезжал в Москву в августе 1871.
Ф.И. Тютчев умер 5 июля 1873 в Царском Селе. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
После смерти Тютчева в подмосковном имении Мураново, принадлежавшем тестю Ивана Фёдоровича - литератору Н.В. Путяте, был создан музей Тютчева. Начало экспозиции музея было положено Иваном Тютчевым, который собрал материалы о жизни и творчестве отца.
Имя Тютчева носит Тютчевская аллея в усадьбе Узкое на юго-западе Москвы. В этой усадьбе Федор Иванович никогда не бывал, но неподалеку от Узкого, в селе Троицком, расположены фамильные владения Тютчевых.
Недалеко от станции метро Академическая на Профсоюзной улице в 2003 году к 200-летию со дня рождения поэта был разбит сквер Тютчева. В нем расположены стенд с краткой биографией поэта, цитаты из тютчевских стихов, а также скульптурная композиция, где барельефное изображение поэта изображено в окружении муз.
В юбилейный год состоялось открытие памятника Федору Ивановичу Тютчеву во дворе бывшей усадьбы Тютчевых в Армянском переулке. После того, как родители Тютчева продали бывшую гагаринскую усадьбу, в ней был организован приют для сирот. После революции новая власть в бывшей богадельне Горихвостова организовала "Дом соцобеспечения имени Н.А. Некрасова". Позже здесь располагались коммуналки, а в октябре 1987 г. был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который существует и поныне с другим названием – "Российский детский фонд".
Здесь же, на доме, расположена памятная доска с надписью: "В этом доме провел детство и юность Ф.И. Тютчев. 1810-1822 гг."
Кстати, в 2003 г. памятник Тютчеву открыли и в Мюнхене. Именно в этот город на 22 года он уехал из усадьбы в Армянском перулке.
Хоромный тупик
Небольшая улочка в Центральном округе столицы, примыкающая к Боярскому переулку и площади Красные Ворота.
В XVII столетии в этой местности располагалась дворцовая Огородная слобода, где текла речка Черногрязка. От ее начала ко двору большой усадьбы Волкова (позже Юсуповых) вела тупиковая улочка, названная по церкви Трёх Святителей Вселенских - Трёхсвятительский тупик. Церковь (разрушена в 1928 г.) находилась в Боярском переулке, к которому тупик примыкает с четной стороны.
Одно время тупик назывался Тупым переулком (середина XIX в.)
В 1922 году, когда устранялись все церковные названия, улица была переименована в Хоромный тупик. Поводом для названия послужили "боярские хоромы" - палаты Юсупова, построенные в XVIII столетии.
Тупик знаменит тем, что в бывшем доме Елагиной (д. №4), в литературном салоне ("республика у Красных ворот"), который собирался у хозяев в конце 1830 - начале 1840-х годов в разное время бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков.
Большая Ордынка ул., 41. Усадьба Киреевского-Морозова
Одна из самых богатых усадеб Замоскворечья расположена на Большой Ордынке, рядом с церковью Иверской иконы Божией Матери.
Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр, выделяющимся на глади стены, является одним из самых значимых архитектурных памятников Большой Ордынки. Этим особняком некогда владел дворянский род Киреевских, а затем купцы Морозовы.
В конце XVIII века гвардии секунд-майор Василий Иванович Киреевский приобрел маленький участок земли на Большой Ордынке возле Иверской церкви.
Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Другие названия: Церковь Георгия Победоносца, что на Всполье. Дата постройки: 1791-1802 гг. Архитектор, скульптор, реставратор: Еготов И.В.
В 1803 году Киреевский познакомился в Москве с поэтом В.А. Жуковским, с которым у него завязались теплые дружеские отношения. У Жуковского была племянница Авдотья Петровна Юшкова – первая красавица и верный друг. «Дуняша всех лучше умеет любить, всех лучше понимает», – писал о ней Василий Андреевич и посвящал племяннице замечательные стихи. В 1805 году шестнадцатилетняя Авдотья Юшкова стала женой Киреевского.
Во время войны 1812 года Киреевские приехали в Орловскую губернию, где у них было небольшое имение. Василий Иванович с присущим ему человеколюбием отдал два своих дома под госпиталь и приют для семей, пострадавших от французов. В больнице он разместил около ста раненых и обеспечил им полный уход. Киреевский был доктором-самоучкой, поэтому сам ухаживал за больными и даже лечил их. Осенью 1812 года он, находясь возле больного, заразился тифом и умер.
Еще при жизни Василия Ивановича Киреевские купили в начале XIX века второй участок на Большой Ордынке, а в 1817 году на увеличенной территории началось строительство большого усадебного дома.
В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за Алексея Андреевича Елагина – дворянина, писателя, участника войны 1812 года. Семья переезжает в особняк у Красных ворот (ныне Хоромный тупик, № 4). Вскоре их дом становится одним из самых модных литературных салонов Москвы (Дом А. П. Елагиной)
Хоромный, 4. Дом Елагиной. Ныне — ОАО «Корпорация „ВНИИЭМ“».
Авдотья Петровна Елагина (11 [22] января 1789 — 1 [13] июня 1877, Дерпт) — урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать Ивана и Петра Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.
Н. Неврев. Портрет А. П. Елагиной, 1870-е, Третьяковская галерея
В 1830-х годах в доме жил старший сын Василия Ивановича Киреевского Иван Васильевич – известный писатель, литературный критик, религиозный философ и один из виднейших представителей славянофильства. Он писал философские и критические статьи – умную, сочную философическую прозу. В ранних своих трудах Киреевский говорит о необходимости заимствовать просвещение с Запада. В 1829 году он уезжает в Берлин слушать лекции Гегеля и Шеллинга.
В 1834 году Киреевский женится на Наталье Петровне Арбеневой, и молодые супруги переезжают в родовое имение Долбино, а в московском доме Киреевских на Ордынке долгое время никто не жил. Наталья Петровна была духовной дочерью иеромонаха Новоспасского монастыря отца Филарета, который возрождал в России институт старчества. Она отличалась глубокой религиозностью и знанием Священного Писания и Предания. Благодаря влиянию жены меняется мировоззрение Киреевского: он находит истоки самобытной русской философии в учениях православной церкви, занимается духовным и умственным самоуглублением и становится теоретиком славянофильства. В 1845 году его назначили главным редактором журнала «Москвитянин» – важнейшего печатного органа славянофилов. В 1856 году Иван Васильевич поехал в Петербург навестить сына-лицеиста, заразился холерой и умер. После смерти мужа Наталья Петровна Киреевская поделила имение Долбино между детьми. Через несколько лет ей пришлось продать принадлежавший семье дом у Красных Ворот, а в 1875 году и усадьбу на Большой Ордынке.Вдова Киреевского продает особняк семье Тимофея Саввича Морозова, мецената и покровителя художников, представителя известнейшей купеческой фамилии.
Дом был куплен для старшей дочери Морозова Анны Тимофеевны и её мужа Геннадия Федоровича Карпова, профессора Московского университета, крупного историка, ученика С.М. Соловьева и друга В.О. Ключевского.
.
Анна Тимофеевна и Геннадий Федорович Карповы часто принимали у себя в доме на Большой Ордынке виднейших деятелей культуры того времени – Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.И. Левитана, А.П. Чехова, П.И. Чайковского и др.
Тимофей Саввич Морозов (1823—1889) — русский промышленник, мануфактур-советник, купец 1-й гильдии из купеческого рода Морозовых. Глава товарищества Никольской мануфактуры.
Карповы приобрели во Владимирской губернии на берегу реки Пекши имение Сушнево, в котором в летние месяцы гостили у своих родственников все Морозовы. В.О. Ключевский каждый год приезжал сюда писать исторические труды и отдыхать на природе с женой Анисьей Михайловной. Неподалеку от Сушнева работал над картиной «Владимирка» художник Левитан. У Карповых была семейная традиция – сажать березку при рождении очередного ребенка. Живи Анна Тимофеевна в советское время, она бы получила орден «Мать-героиня». Она подарила мужу пятнадцать детей: шесть сыновей и девять дочерей. А Геннадий Федорович освоил садоводство: в имении появилась березовая аллея.
Под руководством архитектора А. Н. Кнабе в 1885 году было решено увеличить площадь дома за счет пристройки к дому и дополнительного флигеля, руководил архитектор Адольф Николаевич Кнабе.. В 1909 году дом на улице Большая Ордынка, 41 вновь перестраивают. Автором проекта стал Михаил Федорович Бугровский, который помимо строительства дополнительных помещений занимался перестройкой антресолей.
.
Декорирование и реконструкция внутреннего объема проводилась в это же время архитекторами Федором Осиповичем Шехтелем и Иваном Сергеевичем Кузнецовым. Над камином по просьбе Маргариты Давидовны Карповой разместили изготовленное на заказ деревянное панно "Пиршество" Сергея Коненкова.
Пилястры на фронтоне дома. ( Пилястры являются одним из архитектурных элементов, предложенных архитекторами Древней Греции и активно использующимися до наших дней.)
Герб в тимпане фронтона дома Киреевских-Карповых на Ордынке
Тимпан (греч. tumpanon) — треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.
Октябрьские события 1917 года предопределили дальнейшую судьбу семьи Морозовых. В одночасье богатейшие люди своей эпохи стали нищими. Особняк Киреевских – Карповых был национализирован. Огромная библиотека в пять тысяч книг, которую всю свою жизнь собирал ученый-историк Геннадий Федорович Карпов, была разграблена и частично уничтожена. Предметы, представлявшие хоть какую-нибудь ценность, были либо украдены, либо переданы в музеи.
.
Панно С.Т. Коненкова «Пиршество» оказалось в Третьяковской галерее.
Панно "Пиршество"
Деревянный фриз-панно, украшающий парадную комнату частного особняка. Мужская фигура вакха, три женские - вакханок и две детские объединены в стройном ритме мягких, пластичных движений, выражающихся в разнообразных наклонах и поворотах голов, в красивых жестах тонко проработанных рук
Не пощадили и декор, сбив со стен всю лепнину.
.
После революции в дом на Большой Ордынке, № 41 въехал народный суд Москворецкого района. В 1930-х годах был разрушен одноэтажный флигель А.Н. Кнабе, имевший необычные эклектические черты.
В 1993 году дом Киреевских – Карповых приобрела российско-американская компания «Интелмас» (Интеллектуальные материалы и системы), генеральным директором которой был В.В. Кантор – общественный деятель, предприниматель и меценат.
К реставрации исторического здания Кантор подошел со всей основательностью: для проведения работ были приглашены лучшие специалисты, в том числе и зарубежные. Кантор даже выкупил из частной коллекции портрет Тимофея Саввича Морозова кисти В.А. Серова, висевший здесь более ста лет назад, и добился разрешения сделать гипсовую копию «Пиршества». В результате были отреставрированы парадная лестница, паркетные полы, лепнина, камин, окна и двери. Можно сказать, что дому возвращены интерьеры Шехтеля и Кузнецова.
В бывшем усадебном дворе установлен памятник-монумент «Возрождение», авторство которой принадлежит скульптору Эрнсту Неизвестному.
Монумент Эрнста Неизвестного "Возрождение" представляет возрождение новой России, ее будущего, надежд на перемены, улучшение и процветание. Скульптура изображает фигуру Архангела Михаила (предводителя небесного воинства в борьбе со злом, того, кто научил людей земледелию) и древнюю стену (созданную из иерусалимского камня) с пробивающимся из нее ростком жизни. Дата постройки: 2000 г.
Теперь в особняке располагаются офисы принадлежащих Кантору компаний «Интелмас» и «Акрон» и Институт корпоративной реформы.
Читайте также: