Дом 18 века фасад
Дворянская усадьба
История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец – философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов – господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком
«Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.Усадьба Кусково. Бывшее имение графов Шереметьевых в стиле классицизм. 18 в. район Вешняки. Москва.
После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики – например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции – усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.
Петровский дворец на открытке с картиной «Санные гонки в Петровском парке» неизвестного художника 19 в.
Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.
Усадьба Кузьминки. Бывшая усадьба князей Голицына. Москва. Реконструировалась при С.М. Голицыне в 19 в.
Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:
В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля.
В другом тюменском особняке удачно соединяются в фасаде современные тенденции и классика.
Дом в коттеджном поселке Подмосковья сочетает в своем фасаде разные стилевые мотивы дом в коттеджном поселке Подмосковья
Эклектика, в основе которой лежит классический стиль, в фасаде коттеджа в поселке Красное.
Для большой усадьбы подойдет дом, архитектурный проект которого представлен на фото.
Архитектура Москвы 18 века
Уже в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. К началу 18 века на перекрестке Земляного вала и улицы Сретенки появилось здание возле ворот Стрелецкой слободы, этому поспособствовал архитектор Чоглоков Михаил Иванович. Когда-то здесь стоял полк Сухарева, поэтому и башню назвали в память полковника, то есть Сухаревой.
Сухаревская башня, по проекту М. И. Чоглокова (была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка ). В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.
Башня колоссально изменила свой внешний вид в 1701 году, после перестройки. На ней стало больше деталей, напоминающих средневековые западноевропейские соборы, а именно часы и башенки. В ней Петр I устроил школу математических и навигацких наук, здесь появилась обсерватория. Но в 1934 башня Сухарева была разрушена, чтобы не мешать движению.
В этот же период в столице и области (усадьбе Дубровицы и Уборы) активно строились храмы в западноевропейском стиле. В 1704 Меншиков А. Д. дал заказ архитектору Зарудному И. П. на строительство церкви Архангела Гавриила возле Мясницких ворот, по-другому ее называли Меншикова башня. Отличительная ее черта – высокая, широкая колокольня в стиле барокко.
Свой вклад в развитие архитектуры столицы внес Ухтомский Дмитрий Васильевич, он создал великие творения: колокольню Троице-Сергиева монастыря и Красные ворота в Москве. Ранее здесь уже стояла колокольня, но Ухтомский дополнил ее двумя новыми ярусами, теперь их стало пять и высота достигла 80 метров. На верхние яруса нельзя было размещать колокола из-за хрупкости строения, но они придали грациозности и торжественности постройке, которую теперь было заметно из разных частей города.
Красные ворота, к сожалению, сейчас можно увидеть только на картинках учебников, до наших дней они не сохранились, но они заслуженно являются лучшими архитектурными сооружениями русского барокко. То как их строили и видоизменяли непосредственно связано с историей жизни Москвы 18 в. и показательно характеризует ту эпоху. Когда в 1709 г. русские выиграли полтавское сражение против шведской армии, на Мясницкой улице появились триумфальные деревянные ворота. В том же месте по случаю коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. построили вторые ворота, средства на это выделило местное купечество. Немного времени они стояли, перед тем как сгорели, но Елизавета тут же велела восстановить их в каменном виде, эту работу поручили Ухтомскому, о котором упоминалось ранее.
Красные ворота - Архитектура Москвы 18 века
Ворота была сделаны по типу древнеримской триумфальной арки, жители столицы их очень полюбили, поэтому и назвали Красными, от слова «красивые». Изначально постройка заканчивалась грациозным шатром, на котором красовалась фигура трубящей Славы с пальмовой ветвью. Над проходом поместили портрет Елизаветы, который со временем украсили медальоном с гербом и вензелями. По бокам, над дополнительными проходами, располагаются рельефы в честь опять-таки императрицы, а над ними еще и статуи как символы Бдительности, Милости, Постоянства, Верности, Торговли, Экономии, Изобилии и Мужества. На ворота было нанесено около 50 различных изображений. Когда в 1928 г. Площадь реконструировали, то и это великое сооружение безжалостно разобрали, сейчас здесь стоит обычный серый павильон метро, ассоциирующийся совсем с другим временем.
Про Петровскую эпоху теперь перестали говорить, когда архитекторы окончательно достроили Петербург, который стал столицей. Двигаясь к завершению 18 в., опять все строительство вернулось в Москву. Активно начали возводить светские дома и дворцы, церкви, учебные и медицинские учреждения. Лучшими архитекторами времен Екатерина II и Павла I стали Казаков и Баженов.
Баженов Василий Иванович обучался в гимназии при Московском университете, а затем в новой Петербургской академии художеств. Когда он доучился, поехал осматривать Италию и Францию, а затем вернулся в Петербург, где был удостоен звания академика. Хотя карьера в Петербурге у Баженова сложилась очень удачно, он все же поехал в Москву, чтобы воплотить в жизнь проект Екатерины II – Большой Кремлевский дворец. Патриархальная Москва не смогла принять такой проект, он слишком выделялся из общей картины того времени.
Алексеев Ф. Я. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста 1811
Планировалось наполовину снести южные стены Кремля, устаревшие сооружения, а вокруг того что осталось – старейшие памятники культуры, церкви и колокольни, возвести новое помпезное здание дворца в стиле классицизма. Баженов хотел возвести не только один дворец, но и чтоб рядом были театр, арсенал, коллегии, площадь для народа. Кремль должен был стать не средневековой крепостью, а большим общественным местом для города и его жителей. Архитектор представил в первую очередь чертежи будущего дворца, а затем и её деревянную модель. Эту модель отправили Екатерине II в Петербург, чтобы она одобрила, а затем оставили в Зимнем дворце. Проект утвердили, даже торжественно уложили первый камень с участием императрицы, но его так и не довели до конца.
В 1775 г. Екатерина II дала новое поручение Баженову, возвести личную резиденцию возле Москвы в имении Царицыно, которое на тот момент называлось Черная грязь. Императрица хотела, чтобы здание было построено в псевдоготическом стиле. Начиная с 1775 года были построены знаменитый Большой дворец, «Хлебный дом», «Оперный дом», каменные мосты и многое другое, что можно увидеть и сегодня.
Алексеев Ф. Я. Панорамный вид Царицыно 1800
Царицынский ансамбль очень отличался от усадьб того времени, на них было большое количество элементов готической архитектуры, например, стрельчатые арки, оконные проемы сложной формы и т. д. Баженов говорил, что древнерусская архитектура является подвидом готической, поэтому здесь были и элементы российского Средневековья, такие как раздвоенные наверху зубцы, похожие на завершения стен Кремля. Характерным признаком русской архитектуры было и совмещение белокаменных деталей и красными кирпичными стенами. Внутри все было специально усложнено в средневековом стиле. Дворец выглядел очень грубо и мрачно, и когда императрица приехала смотреть на него, с ужасом сказала, что дворец больше похож на тюрьму, и больше никогда туда не возвращалась. Она приказала, чтобы дворец снесли, а вместе с ним и некоторые другие постройки. Задание было передано другому архитектору – Казакову М. Ф, который сохранил классицистический правильную форму здания и сделал готическое оформление.
дом Пашкова, архитектор Баженов
У Баженова заказывали и многие другие постройки. Например, его работой был дом П. Е. Пашкова, который стоит лицом к Кремлю, он отличается классицистическим стилем, светлым фасадом, стены кирпичные, которые еще больше подчеркивают могущество и величественность строения. Дом находится на возвышенности, посередине стоит 3х-этажный дом с аккуратным портиком, по бокам возвышаются статуи, наверху располагается круглая скульптурная композиция бельведер. Галереи выполнены в один этаж, которые продолжаются двухэтажными флигелями с портиками. С холма можно спуститься по лестнице, сначала она вела сад с красивыми заборами и фонарями, а к 20 веку улицу расширили и не осталось ни решеток, ни сада. М. Ф. Казаков не смог бы творить в такой степени без влияния Баженова и Ухтомского. Екатерине II пришлось по душе творчество Казакова, и она доверяла ему еще не один заказ, сюда относились и дома для жилья, дворцы для царской семьи, церкви в стиле классицизма.
По дороге из Петербурга в Москву можно было остановиться в Петровском подъездном дворце, по-другому он назывался Петровским замком, над ним также работал Казаков и использовал псевдоготический стиль. Но все равно без классицизма не обошлось, о нем говорят правильные симметричные формы комнат и все внутренне оформление. Только по элементам фасада можно было узнать отголоски древнерусской культуры.
Следующе здание, строительство которого началось в 1776 г., а завершилось аж в 1787 г. было опять-таки сделано с помощью Казакова, это был Сенат в Московском Кремле. Здание полностью соответствует традициям классицизма, но в нем отражаются и черты проекта перестройки Кремля Баженова. Главная часть здания треугольная, посередине стоит большой круглый зал с большим куполом, который нельзя не заметить, находясь на Красной площади. Баженов и его коллеги очень сомневались на счет прочности купола, и чтобы опровергнуть это сам Казаков взобрался на него и стоял неподвижно полчаса. На лицевой стороне здания находится колоннада, которая подчеркивает плавные изгибы стен.
Таким же значимым событием было организация грациозного Колонного зала в доме Благородного собрания в Москве, его оформлением занимался Казаков в конце 18 века. Площадь здания правильной прямоугольной формы, по периметру расставлены колонны, которые стоят не прямо под стенами, а на некотором расстоянии. По всему периметру висят хрустальные люстры, верхний полуэтаж окружен ограждением из фигурных столбиков, соединенных между собой перилами. Пропорции строго соблюдены, что не позволяет оторвать глаз.
Алексеев Ф. Я. Страстная площадь (Триумфальные ворота, церковь св. Дмитрия Солунского и дом Козицкой), картина 1800 г.
В центре столицы Казаковым был построен университет, прямо на Моховой улице, это произошло в 1789-1793 годах. Спустя пару десятков лет здание сгорело, но было частично восстановлено архитектором Доменико Жилярди, он не вносил своих кардинальных изменений, а оставил казаковский принцип в виде буквы «П» и общий план композиции.
Московский университет, 1798, архитектор Матвей Казаков
Казаков очень был удивлен случившимся пожаром, ему весть пришла в Рязань. Он не смог перенести такого удара и в скором времени умер, ему сообщили, что пожар поглотил все его постройки. Но на самом деле многие здания сохранились и до сегодняшнего дня, по которым сразу прослеживается общее из архитектуры 18 века – «казаковской Москвы».
В середине XVIIIв. в северной части территории современного Нескучного сада возникла усадьба, заказанная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем.
В 1756г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты - Александрийский дворец. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова.
Алексеев Ф. Я. Военный госпиталь в Лефортове 1800
Алексеев Ф. Я. Вид церкви "Никола Большой Крест" на Ильинке 1800
Алексеев Ф. Я. Вид церкви за Золотою решеткою и Теремного дворца 1811
Алексеев Ф. Я. Вид на Воскресенские ворота от Тверской улицы, картина 1811 г.
Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота, картина 1800 г.
Архитекторы России второй половины 18 века
Вторая половина XVIII века в отечественной истории - это стабилизация политической системы России после затянувшейся эпохи дворцовых переворотов, долговременное правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Основным художественным стилем становится классицизм.
Дом Пашкова в Москве (1784-1786) - сооружение, считающееся творением Баженова. Тем не менее, серьезных документов, подтверждающих авторство Баженова, не сохранилось. Лишь устная молва приписывает это здание именно Баженову. Это одно из зданий теперешней Государственной библиотеки. Дом был построен по заказу сына денщика самого Петра Первого. Человек был с причудами, достаточно богатый, чтобы позволить себе необычный проект в центре Москвы прямо напротив Кремля. Долго время именно Дом Пашкова был единственным местом, откуда можно было с высоты посмотреть на Кремлевские башни. Центральный объем с колонным портиком и круглой башенкой-ротондой наверху, и боковые флигели, которые, являясь единой частью этого дома, все же напоминают распахнутые крылья, как будто растворяются в окружающем воздухе и ландшафте; как будто позволяют этому зданию, раскинувшись, иначе дышать, жить, лететь над Москвой. Бригадир Пашков небольшой сад перед своим домом превратил в оранжерею, в зоопарк, где в клетках и на свободе пребывали попугаи, павлины, бродили дикие звери. И люди приникали к решеткам ограды, любуясь этим фантастическим зрелищем. И садом, и диковинными существами, и домом, в котором одиноко жил нелюдимый владелец всей этой красоты. Композиционную основу здания составляет схема, присущая тогдашним помещичьим усадьбам. Центральный трехэтажный корпус благодаря одноэтажным галереям соединен с двухэтажными боковыми корпусами. Двухмаршевая лестница спускается от центрального корпуса вниз с холма. Все части композиции являются самостоятельными и завершенными. Пилястры служат украшением для стен дома. Четырехколонные портики акцентируют центр главного и дворового фасадов. По сторонам поставлены статуи. Венцом здания служит бельведер круглой формы, который окружает ионическая колоннада. Край крыши декорирован балюстрадой с вазами. Боковые корпуса, где расположены колонны портиков с фронтонами, исполнены в традициях ионического ордера. Так начал зарождение новый для русского искусства художественный стиль - классицизм.
Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге (1780-1797). До 1823 года замок назывался Михайловским и получил свое название от встроенной в него церкви архангела Михаила. Это прихотливое сооружение имеет в плане квадрат с округленными углами, в который вписан восьмиугольный двор. Оно казалось странным современникам, привыкшим к классицистским постройкам. Горожан удивляли необычная обработка фасадов и красный с белым цвет здания, никогда не использовавшийся в классицизме. Дворец был построен как неприступный замок, окруженный рвами и подъемными мостами. Автором изначального проекта был сам император Павел I, который очень внимательно следил за постройкой дворца, где по роковому стечению обстоятельств и был убит заговорщиками.
Бартоломео Растрелли (1700-1771), которого в России звали на собственный манер Варфоломеем Варфоломеевичем, наиболее яркая фигура середины XVIII столетия, работавший в стиле русского барокко.
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Эта сложная по своей композиции постройка, созданная на месте старого дворца. Здание подведено под одну крышу. Все корпуса прежнего дворца выровнены. Это превращает бывшие галереи в большой зал и высокие парадные апартаменты. Снаружи правый угол здания над парадным входом венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и других парадных помещений. Грандиозный дворец отличается исключительным великолепием пластической и декоративной обработки. Его фасады насыщены богатейшими лепными украшениями. А краска здания построена на сочетании интенсивного синего цвета стен, белого - архитектурных деталей, позолоты - скульптур и куполов.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762). Это здание - апофеоз стиля барокко. В плане это простое каре с внутренним двором. Его фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Фасады дворца образуют как бы складки бесконечной ленты. Каждый фасад архитектор решает по-своему, варьируя пышную отделку и изменчивый ритм колонны. Ступенчатый карниз повторяет все изломы стен. Грандиозны размеры здания - в нем более тысячи помещений, расположенных анфиладами, украшенных резьбой, лепкой и позолотой. Главная лестница - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца. Она занимает огромное пространство во всю высоту здания. Плафон с изображением богов Олимпа создает яркий красочный акцент. Интерьеры, оформленные Расстрелли, всегда носили сугубо светский характер. Таково решение и большой церкви Зимнего дворца. Ее интерьер представляет собой как бы большой дворцовый парадный зал, разделенный на три части. Центральная часть завершалась великолепным резным иконостасом.
Петергоф. Главное значение здесь имеют фонтаны и собственно сама вода. Они приводятся в действие естественным напором воды, подающейся с ропшинских высот. По словам художника Александра Бенуа, Петр строил резиденцию царя морей. Фонтаны являются символическим выражением водяного царства, туч и брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Система фонтанов и водных каскадов украшена многочисленными скульптурами. Фонтан «Самсон» выполнен выдающимся скульптором Козловским.
Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов. Академия художеств (1764-1788). Она занимает в общей сложности целый квартал на набережной Невы. Постройка соответствует строгому плану, который представляет собой с вписанным в него кругом. Круг призван служить двором для прогулок. Постройка является равновысокой и состоящей из четырех этажей. Они разделены попарно и образуют несущую часть здания, а также его облегченный верх. Веяния времени невозможно не ощутить и в принципиально новом решении орнамента- строгом и геометризованном. Отношение к традиционной ордерной системе также становится более каноничным.
Иван Егорович Старов (1745-1808) - еще один архитектор, работавший в рамках классицизма. Ему принадлежит Таврический дворец, выстроенный для фаворита императрицы Екатерины II - светлейшего князя Потемкина-Таврического. Само же строительство знаменовало факт его победы над турками-османами. Дворец строился шесть лет и был построен в 1789 году. Вестибюль был украшен яхонтовыми и гранитными столпами. В купольном зале стояли фаянсовые голландские печи, украшенные лазурью и золотом. В центре была огромная екатерининская зала - Зимний сад. Сама императрица любила бывать здесь. Устраивались международные приемы, проводились роскошные балы. При дворце была оранжерея, в которой выращивали арбузы, дыни, персики круглый год. Император Павел отдал дворец конногвардейцам. Паркет был разобран и увезен в строящийся Михайловский замок. Именно здесь в 1906 году была впервые учреждена Государственная дума.
Дом 18 века фасад
В столичном метро двое мигрантов избили случайно задевшего их москвича
Как существовать на 15 000 рублей в месяц: пособие по экстремальному выживанию
Передайте трубку Ефремову: как россияне издеваются над телефонными мошенниками
"У кошки четыре ноги. ": тест по фильму "Республика ШКИД"
Любитель обгонов на перекрестках нашел свою ассенизаторскую машину
Трейлер фильма "Джим Пуговка и чёртова дюжина" (2020)
Пользователи делятся фото начала 2000-х, за которые им сейчас стыдно
Грозный морской лев и рыбаки
Страшный сон любого водителя: ребенок выбежал под машину в Челябинской области
16 фотографий высоких людей, которые показывают, как нелегко им приходится в этом мире
Этот старенький Ford Mustang стоит в пять раз дороже нового
В Петербурге задержали таксиста, ударившего женщину-инвалида
Топ абсолютно никчёмных и вредных работ от столичного правоохранителя
16 мужчин, которые исполнили просьбы жен не так, как те хотели
Подозреваемый в убийстве трех человек и нападении на отдел полиции найден и задержан
«Нива» с прицепом опрокинулась на бок в Магнитогорске
Художник рисует комиксы для любителей странного и черного юмора
20-летний внедорожник Bowler Wildcat стоит столько же, сколько новый BMW X5
Мужчина в одних трусах вылез на карниз многоэтажки, чтобы спастись от пожара
Старинный Dodge 1918 года превратили в великолепный хот-род
Как Николас Кейдж охотился за Граалем и почему стал сниматься в плохих фильмах
Редкий спортивный автомобиль, простоявший без движения 21 год, отправился на мойку
Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане
15 вещей, которые нельзя делать в Японии
Красный Ferrari это скучно? Дилер из Великобритании продает желтый Enzo и F50
30 мастеров, которые творят из дерева искусство
Знакомьтесь: два газонокосильщика, которых не оторвать от работы, даже если косить нечего
Компания Disney построила дом Винни-Пуха в английском лесу
20 жизненных подсказок-шпаргалок, которые сделают вас эрудитом
"Поздравили, но протокол составили": пограничники два часа бдили за сахалинцем, тянущим тунца
Простые, но эффектные фокусы с картами и кубиком
Бандиты с большой дороги, которых боятся даже бабки у подъездов (но это не точно)
Дрю Бэрримор и Кэмерон Диас стареют достойно
Суд разрешил оскорбившему россиян блогеру на время остаться в России, приостановив распоряжение МВД
27 татуировок, которые не спасает даже техника исполнения
Художница, которая точно знает: в СССР было лучше!
Что видно с МКС: 20 фото на страшные происшествия с самого неожиданного ракурса
Традиционный дом в Швеции 18 века: нам там можно многому поучиться! Дом - отрада для глаз, где ценят старину
Хочу поздравить всех с Новым годом и Рождеством! Друзья, желаю вам крепкого здоровья и счастья! Успехов во всех ваших добрых делах! Пусть все получится и все мечты исполнятся или станут чуть ближе к исполнению!
Мало того, что дома мне нравятся с предметами ручной работы, оригинальной мебелью, так я и сама в прошлом году часто посещала керамическую студию, гончарный круг и теперь стала одной из тех мечтательниц, которая грезит личной муфельной печью )))
Керамика - это то самое творчество, которое несет в действительности отпечаток мастера, сохраняет его тепло и мысль. Керамика ручной работы всегда уникальна и делает дом необыкновенным! А вы как? Любите керамику, можете пройти мимо милых пиал, кружек и чайников? )))
Сегодня у меня здесь будут фотографии старинного дома 18 века, который находится в Швеции.
Вот и за это в том числе люблю шведские дома - любят их и сохраняют, холят и лелеят. Выглядят всегда нарядно, чисто, солидно. А, главное, почему им удается сохранить такой результат? Используют качественные, долговечные материалы, которые со временем и должном уходе не портятся.
Моя Москва: улица Пречистенка
Это здание - ценный памятник зодчества допетровской эпохи. Здание было бережно восстановлено в 1975 году стараниями московских архитекторов. Это здание имеет особенность: оно построено не в глубине усадьбы, а вдоль улицы, что в 17 веке было большой редкостью. Уникальность здания в том, что оно сохранилось до нашего времени, не было снесено вместе со стенами Белого города и другими постройками того времени.
Красные палаты боярина Юшкова Красные палаты боярина ЮшковаКрасные палаты построены в стиле "московского барокко". Здание стоит на стрелке двух улиц Пречистенки и Остоженки, главным фасадом выходило на площадь у ворот Белого города. Здание пережило немало трудностей с перестройкой и даже было близко к сносу. К счастью архитекторам удалось отстоять его и реставрировать. Сейчас мы имеем возможность любоваться узорами и карнизами сказочной красоты вокруг окон здания.
Усадьба княжны Салтыковой- Головкиной
От деревянной усадьбы 18 века после пожара 1812 года остался только флигель и пара служебных построек. Флигель был перестроен в 1857 году уже другим владельцем - купцом Суровщиковым, его надстроили и расширили. Сейчас это симпатичный особнячок с лепным декором и ажурным чугунным балконом над входом.
Усадьба В.А. Всеволожского
Городская усадьба Всеволожских после пожаров и перестроек бережно отреставрирована и украшает улицу Городская усадьба Всеволожских после пожаров и перестроек бережно отреставрирована и украшает улицуЗдание было построено в 1775 году Всеволожскими. Один из них, Никита, был основателем литературного общества "Зеленая лампа", в которое входил А.С. Пушкин. После пожара 1812 года дом почти полностью сгорел и очень долго стоял выгоревшим. Только в 1870 году его выкупает у Всеволожских купец Степанов и начинает восстановительные работы. Фасад частично видоизменяется, но в целом дом выглядит совсем неплохо.
Особняк Лопухиных-Станицких
Особняк Лопухиных-Станицких, ныне музей Л.Н. Толстого Особняк Лопухиных-Станицких, ныне музей Л.Н. ТолстогоЭтот особняк является ярким примером московского ампира, построен в 1822 году архитектором А. Г. Григорьевым, учеником великого Жилярди для Лопухиных. Уличный фасад дома украшен шестиколонным портиком, фронтон украшает дворянский герб. Здание ценно тем, что практически сохранило свой первоначальный облик. Это один из образцов застройки послепожарной Москвы. С 1920 года в особняке располагается музей Л.Н. Толстого, где находится основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя, коллекция фотографий. сделанных С.А. Толстой, личные вещи Толстого, подлинные рукописи романов "Война и мир" и "Анна Каренина". В 1972 году в саду возле музея был установлен памятник Л.Н. Толстому работы скульптора С.Д. Меркулова
Доходный дом Я.А. Рекка
Этот дом построен в 1911-1913 годах по проекту архитектора Г.А Гельриха Реконструирован в 2011 году. Оригинальный проект, но не совсем в тему остальной застройки.
Усадьба Бибиковых - Давыдова
Главный дом усадьбы, построенный в конце 18 века в стиле "московский ампир" и стоящий в глубине двора, хорошо сохранился. Первым владельцем был полицмейстер Н.П. Архаров, легендарный сыщик, приводивший в страх преступное сообщество России, обладавший исключительной наблюдательностью и аналитическими способностями. Впоследствии Архаров был Московским губернатором, а затем и Петербургским. В начале 19 века усадьбой владел генерал Бибиков, страстный меломан, устраивавший роскошные балы и концерты, на которых собиралась вся московская знать и видные представители российской богемы. В 1835 году дом купил поэт-партизан Денис Давыдов. Однако содержать большую усадьбу и управлять хозяйством вояке -поэту оказалось не под силу. Вскоре он продает ее . С тех пор дом сменил немало владельцев, в конце концов в усадьбе разместилась женская гимназия С.А.Арсеньевой. Сейчас усадьба находится в частном владении.
Дом князя Долгорукова
Дом был построен архитектором М .Ф. Казаковым в 1780х годах для князя А.Н. Долгорукова. После пожара 1812 года долго перестраивался и завершен был только в 1847 году. Прекрасно выполнен портик, необычны для Москвы широкие балконы-лоджии второго этажа. В 1880х годах здесь открылось Александро-Марьинское училище для благородных девиц, основанное генеральшей Чертовой. В народе его в шутку окрестили "чертовым училищем". В настоящее время в этих просторных хоромах расположилась Галерея искусств Зураба Церетели. Это заметно по скульптурам у подъезда. Но фасад все-таки не тронут, охраняется государством.
Дом графа С.П. Потемкина
Дом построен вскоре после пожара 1812 года по заказу графа С. П. Потемкина, женатого на княжне Трубецкой, сестре декабриста Трубецкого. Она была посаженной матерью на свадьбе А.С. Пушкина. Дом неоднократно перестраивался, стал проще, утратил свой благородный облик. В начале 20 века его купил фабрикант И.А. Морозов, директор-распорядитель Тверской мануфактуры, любитель западноевропейской живописи, собравший ценнейшую коллекцию, меценат и спонсор русских художников, друг и покровитель художников В.А. Серова, К.А. К.оровина. В 1918 году все картины были национализированы и в доме был открыт Музей нового западного искусства, заместителем директора музея пожизненно остался бывший владелец картин. Именно картины из его коллекции положили начало коллекциям французского модерна в Эрмитажа и ГМИИ в Москве.
Городская усадьба П.А. Самсонова
Этот дом с мезонином в стиле ампир построен в 1813-1817 годах на каменном полуподвале, украшен нарядным шестиколонным портиком коринфского ордера. В 1820 году усадьба была куплена надворным советником П.А. Самсоновым. Затем был построен левый каменный флигель усадьбы. Законченность владению придали въездные ворота во двор. Долгие годы здесь жил видный русский хирург, профессор московского университета А.А. Альфонский.
Доходный дом 19 века Лихутина-Жиро
Завершают левую сторону улицы солидный, нарядно отделанный корпус доходного дома Лихутина. Последним владельцем здания был фабрикант Жиро, владелец шелковой фабрики "Красная Роза". О нем В.В. Маяковский написал так:" А вот этот молодчик - Жиро, заводчик. Нас как липку обирал, а с рабочих шкуру драл." Да, снимать квартиру в этом доме было совсем недешево.
Теперь перейдем на правую сторону Пречистенки
Дом С.И. Волконской
Этот трехэтажный особняк, построенный в конце 18 века, принадлежал семье аристократов Волконских. В конце 19 века его выкупил знаменитый булочник Филиппов для устройства очередной булочной и пекарни. Сейчас в здании расположен ресторан "КРУАЖ", отличающийся богатым внутренним убранством, как бы возвращая посетителей в прошлые времена.
Аптека А. Форбрихера
Аптеку на втором этаже здания основал в 1873 году фармацевт А. Форбрихер, с тех пор она исправно служит москвичам, а в 1975 году заняла еще и первый этаж. Аптека-долгожитель могла бы поспорить с аптекой на Никольской, только там кому-то захотелось сделать магазин дорогого хрусталя.
Особняк графа М.Ф. Орлова
В основе этого здания каменные палаты 17 века, нынешний облик здания сложился в начале 19 века. В 1839 году его купил генерал М.Ф. Орлов, один из основателей "Союза благоденствия", внук знаменитого Григория Орлова, сподвижника и фаворита Екатерины II . В 1831 году опальному генералу-декабристу разрешили вернуться из сибирской ссылки.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
Эта усадьба стала прекрасным музеем А.С. Пушкина в Москве Эта усадьба стала прекрасным музеем А.С. Пушкина в МосквеЭта великолепная дворянская усадьба была фактически заново отстроена после пожара 1812 года Афанасием Григорьевым, учеником великого Жилярди. По благородству форм, изяществу декора усадьба является подлинным шедевром. В 1961 году в этом характерном для пушкинской Москвы доме открылся музей А.С. Пушкина. В залах музея воссоздана атмосфера пушкинской эпохи,экспозиция рассказывает о жизни и творчестве поэта. Вторую жизнь музей получил после масштабной реконструкции усадьбы, начавшейся в 1996 году и законченной в 1999, к юбилею поэта. Бережно, грамотно и с большим вкусом были проведены работы по расширению музейного пространства. Площади музея стали гораздо больше, из пространства внутреннего двора получился великолепный концертный зал, который многие из нас не раз видели в передачах "Романтика романса". Еще музей проводит уникальное мероприятие ежегодно в день смерти А.С. Пушкина. Я там бываю каждый год уже в течение 20 лет, пропустила только два раза, по болезни и в 2020 году из-за пандемии. Это мероприятие нужно описывать отдельно и подробно, обязательно напишу о нем. Думаю, надеюсь, что многие захотят посетить его. На мой взгляд -это уникальное, неповторимое и незабываемое мероприятие.
Дом и студия Айседоры Дункан
В этом доме жила со своим мужем Сергеем Есениным основоположница "свободного танца", знаменитая балерина Айседора Дункан В этом доме жила со своим мужем Сергеем Есениным основоположница "свободного танца", знаменитая балерина Айседора ДунканЭтот особняк был построен в конце 18 века по проекту знаменитого Матвея Казакова. В середине 19 века в нем жил герой войны 1812года, покоритель Кавказа генерал А.П. Ермолов. В начале 20 века в особняке поселился "чайный король" А.К. Ушаков, чайные магазины которого были известны во всем мире. Он любил театральное искусство, покровительствовал Большому театру и Московской филармонии. Женившись на приме большого театра Александре Балашовой, он перестроил особняк на Пречистенке. В доме был оборудован специальный репетиционный танцевальный зал. Но после революции 1917 года супруги потеряли влияние в театральных кругах и в 1922 году навсегда покинули Россию. Балашова стала танцевать на сцене Гранд Опера. А в 1921 году знаменитая балерина-босоножка Айседора Дункан получает приглашение от наркома А.В. Луначарского открыть танцевальную школу в Москве. Это было давней мечтой балерины, она приехала в Россию, в Москву. Для создания школы танца и личного проживания ей был выделен особняк на Пречистенке, благо, владельцы уехали навсегда и дом был оборудован под занятия танцами. Здесь жил и ее новый русский муж - поэт Сергей Есенин. Правда брак продлился недолго, в 1924 году они развелись.
Архитектура 18 века в России
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
Первая треть 18 века. Барокко
В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.
Середина 18 века. Барокко и рококо
Конец 18 века. Классицизм
В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других.
На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.
Читайте также: