Доходный дом и бани егорова
"Зверский дом" в Москве
На Чистопрудном бульваре в Москве есть дом, украшенный диковинными зверями, птицами, цветами и орнаментами. За декор в народе его прозвали "Домом со зверями " или "Зверским домом" .
Это бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот , построенный в начале 20-го века. Община церкви или сдавала квартиры, или предоставляла их нуждающимся прихожанам. На доход от дома храм содержал приходскую школу и поддерживал семьи с малым доходом.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваПервоначально дом был 4-этажным, но после войны были надстроены ещё 2 этажа. Из-за этого часть декора пришлось разрушить, как и ограду, которая венчала здание.
Точного авторства этой картинки установить не удалось, но её можно увидеть, например, в статье Википедии , посвященной этому дому.
"Дом со зверями" (Доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваПосле надстройки облик здания стал тяжеловатым, со странно сочетающимися украшенным низом и минималистичным верхом. Часть былой красоты пропала, но всё равно постройка привлекает внимание и первоначальный её авторский вид всё-таки сохранился.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваСтроился он на купеческие средства, пожертвованные церкви. Для оформления дома заказчики пригласили ученика Васнецова — художника Сергея Вашкова.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваВашков был фанатом русской культуры и живописи, а также большим поклонником древней архитектуры нашей страны.
В оформлении дома он вдохновлялся декором Дмитриевского собора во Владимире. Что интересно, барельефы Вашкова не были простым заимствованием, а стали настоящим авторским переосмыслением с переносом старинных образов в начало 20-го века.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваНесмотря на нарочно укрупнённые размеры, барельефы кажутся лёгкими и воздушными. Они совершенно не отягощают дом.
Вот, что значит были выполнены настоящим мастером, поклонником своего дела и архитектурных древностей.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваАвторами первоначального проекта здания были архитектор Лев Кравецкий и инженер Пётр Микини.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваДом можно увидеть в советских фильмах "Подкидыш" и "Покровские ворота".
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваВот такая ещё одна архитектурная жемчужина есть в Москве. Сейчас дом жилой, а на нижних этажах располагаются магазины и организации.
"Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). Москва "Дом со зверями" (Бывший доходный дом храма Троицы на Грязех у Покровских ворот). МоскваЕщё по теме "Москва":
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Доходный дом и бани Е. С. Егорова (правая часть)
Список фабрик и заводов Российской
Империи. 1912 г.
Добавил - miraru1.
1931 г.
Фото - pp.vk.me.
Добавил - Ладада .
Дома №9 и №11
по переулку Ильича.
05.02.1942.
Фото Федосеев В.Г.
(добавил Данелия).
Вид фасада
дома №11 в
пер. Ильича.
1949
(добавил Данелия).
Фото из ЕИСТ-2002
(между 1999 и 2001)
(добавил Виктор М)
Вид с Большого Казачьего
переулка (маркерный скетч)
(добавил ArtRi4ik)
* Дом № 11 по переулку Ильича (бывший Большой Казачий), где Ульянов (Ленин) В.И. провел ночь с 20 на 21 мая 1900 г. и по выходе из квартиры
был арестован.
Егоровские бани (Казачьи)
Ефим Савельевич Егоров, купец 1-й гильдии, старообрядец, статский советник, затем действительный статский советник, член Императорского Человеколюбивого общества, прославился широкой благотворительностью.
В 1875 г. Егоровым получено разрешение от Петербургской городской управы на строительство "6-этажного жилого каменного дома, выходящего фасадом на Большой Казачий переулок, и каменных, с лицевой стороны двухэтажных, а внутри двора - 5-этажных народных, общих, номерных и семейных бань". Строительство велось по проекту акад. арх. Павла Юльевича Сюзора, За эту работу архитектор был удостоен золотой медали на выставке в Вене.
Бани открылись для посетителей осенью 1879 г., о чем 14 (26) августа 1879 г. сообщила петербургская газета "Голос".
Строительство осуществлялось под девизом: «роскошь - удобство - гигиена - чистота». Здание было богато отделано снаружи и роскошно внутри. Бани стали известны как "Дом народного здравия". там имелся зал с бассейном для плавания и проходами для охлаждения, восточные бани с душем Шарко. Имелось гидротерапевтическое отделение с сернистыми, соляными песочными и "другими видами лечебных бань". Работала парикмахерская и мозольный кабинет. Также при бане работал ресторан и кегельбан.
Бани назывались по фамилии владельца Егоровские, но получили и название Казачьи, по Казачьему пер., в свою очередь получившему такое наименование по находившемуся неподалеку Донскому казачьему подворью.
Доходный дом и бани Е. С. Егорова (правая часть)
Список фабрик и заводов Российской
Империи. 1912 г.
Добавил - miraru1.
1931 г.
Фото - pp.vk.me.
Добавил - Ладада .
Дома №9 и №11
по переулку Ильича.
05.02.1942.
Фото Федосеев В.Г.
(добавил Данелия).
Вид фасада
дома №11 в
пер. Ильича.
1949
(добавил Данелия).
Фото из ЕИСТ-2002
(между 1999 и 2001)
(добавил Виктор М)
Вид с Большого Казачьего
переулка (маркерный скетч)
(добавил ArtRi4ik)
* Дом № 11 по переулку Ильича (бывший Большой Казачий), где Ульянов (Ленин) В.И. провел ночь с 20 на 21 мая 1900 г. и по выходе из квартиры
был арестован.
Егоровские бани (Казачьи)
Ефим Савельевич Егоров, купец 1-й гильдии, старообрядец, статский советник, затем действительный статский советник, член Императорского Человеколюбивого общества, прославился широкой благотворительностью.
В 1875 г. Егоровым получено разрешение от Петербургской городской управы на строительство "6-этажного жилого каменного дома, выходящего фасадом на Большой Казачий переулок, и каменных, с лицевой стороны двухэтажных, а внутри двора - 5-этажных народных, общих, номерных и семейных бань". Строительство велось по проекту акад. арх. Павла Юльевича Сюзора, За эту работу архитектор был удостоен золотой медали на выставке в Вене.
Бани открылись для посетителей осенью 1879 г., о чем 14 (26) августа 1879 г. сообщила петербургская газета "Голос".
Строительство осуществлялось под девизом: «роскошь - удобство - гигиена - чистота». Здание было богато отделано снаружи и роскошно внутри. Бани стали известны как "Дом народного здравия". там имелся зал с бассейном для плавания и проходами для охлаждения, восточные бани с душем Шарко. Имелось гидротерапевтическое отделение с сернистыми, соляными песочными и "другими видами лечебных бань". Работала парикмахерская и мозольный кабинет. Также при бане работал ресторан и кегельбан.
Бани назывались по фамилии владельца Егоровские, но получили и название Казачьи, по Казачьему пер., в свою очередь получившему такое наименование по находившемуся неподалеку Донскому казачьему подворью.
Банный союз купца и графа: комплекс на Большом Казачьем переулке
Солидным и уважаемым человеком был первой гильдии купец Ефим Савельевич Егоров, действительный статский советник. Состояние его, отчасти доставшееся от родителей, а затем преумноженное самостоятельно, позволяло ему заниматься тем, что нравилось больше всего. А нравилось ему строить. Не самому, разумеется, не купеческое это дело, но быть инициатором, генератором идей, непосредственным участником процесса. Благо добрым знакомым, чтобы не сказать — другом, купца Егорова был граф Павел Юльевич Сюзор — еще молодой на ту пору петербургский архитектор.
Каншинские дома: владения "держателя питей" в Кузнечном переулке
Собственно, именно строительство доходных домов — и впоследствии их содержание — и было одним из главных источников благополучия Ефима Савельевича. И тут уж он не мелочился — вкладывался как следует. Взять хотя бы спроектированный Павлом Сюзором дом на Знаменской улице, той, что теперь называется улицей Восстания. Постройка занимает целый квартал: числясь по адресу: Восстания, 35, она выходит вторым фасадом на Некрасова, а третьим — в Басков переулок. Целый жилой комплекс, рассчитанный на представителей разных сословий, включавший в себя квартиры как роскошные, так и предназначенные для представителей среднего класса и, наконец, совсем скромные. Ни одна копейка не должна была пройти мимо кошелька домовладельца.
Отмыть добела
Но вершиной сотрудничества купца и архитектора должен был стать еще более гигантский комплекс в Большом Казачьем переулке, включавший в себя наряду с немалых размеров доходным домом — самые роскошные бани Северной столицы. Весь проект целиком именовался "Дом народного здравия", и ему предстояло служить образцом представлений о гигиене и чистоте. Разрешение на строительство "шестиэтажного жилого каменного дома, выходящего фасадом на Большой Казачий переулок, и каменных, с лицевой стороны двухэтажных, а внутри двора — пятиэтажных народных, общих, номерных и семейных бань" было получено в начале 1875 года, и работа закипела.
Составленный Павлом Сюзором проект оказался настолько продуманным и разумным, что впоследствии архитектор получил за него золотую медаль на международной выставке в Вене. В комплекс должны были войти "русские бани с парильнями нескольких разрядов ценою от 3 копеек до 1 рубля" (вновь видна привычка Ефима Егорова собирать все мыто, не пропуская ни гроша), хамам, залы для соляных и сернистых ингаляций, для модного в ту пору лечения электричеством и для гидротерапии, теплый плавательный бассейн, гимнастический зал, прачечная и многое другое. Домовладелец мечтал построить такое заведение, чтобы в нем хотелось даже поселиться: для тех, кто не желал покидать это царство неги и чистоты, была оборудована специальная гостиница, где за определенную плату можно было остаться на неограниченное время. Для полного же комфорта, как утверждали тогдашние столичные газеты, в банный комплекс входили библиотека, бильярдная, ресторан, а при дешевых отделениях — чайный и пивной буфеты.
Не надо париться
Но как–то так получилось, что строительство этого роскошного комплекса превратилось в один из самых интригующих публику того времени петербургских долгостроев, растянувшись на целых 10 лет. Ефим Савельевич постоянно вносил поправки в проект, подчас заставляя разбирать уже построенное. По городу ходили слухи, что Егоров просто боится заканчивать стройку. Поговаривали даже, что некая цыганка, обиженная купцом, предрекла ему, что день завершения проекта станет днем его смерти. Где, как и чем мог обидеть гадалку набожный старообрядец, обильно жертвовавший на церковь и бывший членом Императорского человеколюбивого общества, правда, не уточнялось. Но, как бы там ни было, а в 1885 году банно–жилой комплекс был сдан.
Для широкой публики его magnus opus — "Дом народного здравия" — так и не был открыт и вскоре после смерти владельца отчасти был перестроен в обыкновенные бани, а отчасти — в не слишком роскошное и комфортабельное жилье.
Под охраной государства: «пряничный» домик в Ружейном переулке стал памятником архитектуры
Доходный дом купца Николая Титова в Ружейном переулке, дом 2а, признали объектом культурного наследия регионального значения. Это каменное четырехэтажное здание, построенное в 1914 году по проекту архитектора Михаила Исакова. Дом во многом сохранил свой первоначальный облик.
«Хорошо сохранилось декоративное оформление фасадов дома, а также некоторые элементы интерьера. Так, внутри доходного дома остались оригинальные лестницы, украшающие парадную часть здания. Интересно, что здание в Ружейном переулке — одно из немногих известных построек в Москве авторства архитектора Михаила Исакова, который после революции 1917 года работал в инвентаризационной конторе», — рассказал руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Статус объекта культурного наследия обеспечивает доходному дому в Ружейном переулке охрану государства. Любые ремонтные или реставрационные работы проводятся только под контролем и после согласования с Департаментом культурного наследия. Здание запрещено сносить, а исторический облик нельзя нарушать.
«Это здание интересно для нас не только с архитектурной, но и в некоторой степени с археологической точки зрения. В этом доме в 20-е годы прошлого века жили известный археолог Павел Дмитриев и его жена, работавшая в Оружейной палате, Елена Липеровская. Она проводила археологические исследования у села Песковатого Белевского уезда, на территории Зарайского кремля, в Минусинской котловине и других местах. А Павел Дмитриев занимался исследованием археологии Урала. Именно он открыл стоянки древнего человека», — добавил Алексей Емельянов.
Крыша выполнена в виде шатра, по ее углам располагаются две наугольные шатровые башенки с поясами «сухариков», два чердачных окна обрамлены резными наличниками.
Первоначально в западной части здания был организован проезд к церкви Рождества Богородицы, которая располагалась во дворе, однако она была разобрана в 1933 году. На ее месте построили детский сад и школу, а проезд заложили. До реконструкции 1960-х годов в здании были квартиры, однако во время ремонта в нем поменяли перекрытия, установили лифт и приспособили помещения под общежития.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется: только за последние семь лет охранный статус получили около 700 памятников. Из них более 370 — это выявленные объекты культурного наследия, а порядка 325 — объекты культурного наследия как федерального, так и регионального значения.
Так, в июле объектом культурного наследия регионального значения признали городскую усадьбу Шнаубертов, построенную в XVIII–XIX веках в Хохловском переулке. А в июне выявленным объектом культурного наследия стал доходный дом купца А. Шешкова, в котором в 1899–1900 годах жил и работал писатель Антон Чехов.
Знаменитые бани купца Егорова
В 1875 году купец Ефим Савельевич Егоров получил разрешение на строительство шестиэтажного дома на Казачьем переулке. Так началась история одного из самых необычных бизнес-проектов старого Петербурга. За работу взялся архитектор Павел Сюзор, который за это здание позже получит золотую медаль на выставке в Вене.
Бани Егорова. Фото из открытых источников Бани Егорова. Фото из открытых источниковВ результате на Казачьем возник один из самых роскошных и комфортабельных банных комплексов в России. Егоров изначально ставил задачу не экономить, поэтому и дом, и сами бани, занявшие несколько зданий во дворе, получились роскошными и напоминали фешенебельный отель.
Швейцар на входе в банный комплекс Швейцар на входе в банный комплексВнутри были оборудованы не только сами банные помещения, но и, как сейчас бы сказали, комнаты релаксации, отделанные в псевдо-китайском стиле. Был устроен бассейн, в котором даже проводились занятия команды пловцов. Комплекс быстро завоевал популярность у петербуржцев и название "Бани Егорова" стало не менее известным, чем, например, "Сандуновские бани" в Москве.
Команда пловцов после занятий в бассейне. Фото из открытых источников Команда пловцов после занятий в бассейне. Фото из открытых источниковС приходом советской власти бани стали приходить в упадок. Здания были переделаны под жилые дома и перестали быть городской достопримечательностью. Сам Казачий переулок переименовали в переулок Ильича, и он был известен лишь тем, что на выходе из одного дома здесь в свое время был арестован Ленин, как сообщалось в одном из путеводителей "по ленинским местам".
Одна из комнат отдыха в банях Егорова. Фото из открытых источников Одна из комнат отдыха в банях Егорова. Фото из открытых источниковВ начале девяностых славу бань Егорова попытались возродить, но культовым новое заведение так и не стало.
Для кого построили необычный зелёный дом с изразцами на Сухаревской?
Что было на этом месте раньше? Как оно связано с одним из самых богатых людей Российской Империи? Кому принадлежал это здание? Почему в народе некоторые называют его домом с изразцами? Как он получился таким красочным? Что было внутри изначально, а также в советское время? И что там располагается сегодня? Об этом и не только расскажу сегодня.
Чей это был дом?
Пожалуй, именно этот дом с ярко-зелёными вставками привлекает наибольшее внимание среди тех, что располагаются около станции метро "Сухаревская". Называют сооружение по-разному: зданием с изразцами, доходным домом Миансаровой или же доходным домом Гутмана - М.Н. Миансаровой. Последний вариант достаточно спорный. Ведь известно, что госпожу Миансарову звали Еленой.
В 18 веке на этих землях находился полковой артиллерийских двор с множеством деревянных строений. В 1851 году участок на чётной стороне современной Большой Сухаревской площади приобрёл московский купец Иван Степанович Ананов, один из самых богатых людей Российской Империи того времени. В Москве ему принадлежали девять особняков.
Кстати, современный Ананьевский переулок получил название в честь дореволюционного бизнесмена. Именно благодаря его средствам дорога стала мощёной, а на тротуарах появились уличные фонари. Сначала переулок (с 1887 года) именовался Анановским, но со временем название преобразовалось. Двум своим дочерям купец подарил по участку на этих землях. На одном из них, ближе к Панкратьевскому переулку, и возвели впоследствии доходный дом по заказу одной из дочерей - Елены.
В верхнем правом углу снимка видно отгороженное забором место. Там и построят в 1912 году доходный дом. Фото 1900-1904. В верхнем правом углу снимка видно отгороженное забором место. Там и построят в 1912 году доходный дом. Фото 1900-1904.Феерия модерна
Елена Миансарова вплотную занялась строительством особняка в 1908 году. Кстати, эту фамилию она приобрела от мужа - известного московского адвоката Ашрака Миансарова. Работы по возведению здания поручили архитектору Сергею Родионову. Ему принадлежит авторство многих интересных московских сооружений. Например, вычурных домов Константинопольского подворья в Крапивенском переулке. Кроме того Родионов занимался реставрационными работами.
С.К. Родионов. Фото из Википедии. Константинопольское подворье в Крапивенском переулке, 2018. С.К. Родионов. Фото из Википедии.Здание получилось пятиэтажным. Крыша выглядела похожей на древнерусскую архитектуру за счёт небольших шатровых конструкций. Стены декорировали глазурованными кирпичами белого, жёлтого и зелёного цветов. Добавили плавности формам длинные окна в закруглённых проёмах. Всё это создавало ощущение богатого древнерусского терема.
Вычурно, однако не безвкусно
Конечно же, одним из главных украшений здания стали изразцы. Делали их в двух мастерских: "Абрамцево", которая принадлежала Савве Мамонтову, а также в "Кикерино", где работал известный мастер керамического искусства Пётр Ваулин. Он, кстати, участвовал в создании панно Ярославского вокзала и гостиницы "Метрополь". На доме Миансаровой изразцы можно встретить буквально везде. Удивительно, что, несмотря на обильные и яркие украшения, здание выглядит органично.
Доходный дом и бани егорова
Чужой компьютер
Питер. Взгляд назад.
вернуться к странице
Питер. Взгляд назад. запись закреплена
Петербург | Было • Стало
Бани Егорова в Казачьем переулке.
1901 и 2021 год.
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Это два разных здания. На правой бани - розовое слева, обрезано. Или вообще другое розовое.
Нравится Показать список оценивших
К сожалению, это одно здание. Очень сильно пострадало в войну, было перестроено уже под сталинский неоклассицизм. Вот ещё его же фотография.
Нравится Показать список оценивших
Сергей, к сожалению,здание потеряло фасад и выросло в этажах.
Нравится Показать список оценивших
это ещё мы на сам корпус бань не смотрели.
Фотки старой у меня нет, но вот проект.
Ну и панорама.
Нравится Показать список оценивших
Сергей, и я о чём. Корпус бань за углом.
Нравится Показать список оценивших
А справа там, на панораме, кстати, заброшенный доходный дом Киселёва по проекту Михаила Серова. Уже с обрушившимися перекрытиями внутри. У Романа Везенина был ролик про этот дом, кажется.
Нравится Показать список оценивших
Сергей, я там гуляла в момент, когда на него навешивали сетку несколько лет назад.
Нравится Показать список оценивших
Дом-то на заглавных фотографиях один. Банный корпус был (и остался) двух-четырёхэтажным. По Б.Казачьему два этажа, со стороны дворов - четыре, кажется. Это было связано с градостроительным правилом того времени, что нельзя делать высоту больше, чем ширина улицы.
Читайте также: