Для какой цели служат басменные доски
Поурочное планирование в 7 классе
Цель: познакомиться с таким видом художественной обработки металла, как басма.
Учитель: : Муслухов Р.Р.
Повторение пройденного материала.
1. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
Что такое мозаика с металлическим контуром?
Что такое накладная филигрань?
Каким образом с помощью филиграни украшают изделие?
Назовите последовательность действий при инкрустации контуров мозаичного набора металлическими полосками.
Изложение программного материала.
Басма (в переводе с тюркского – «отпечаток») – это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путём выдавливания (рис. 89).
В данном случае рисунок наносят не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок, а сразу весь целиком.
В древнерусском искусстве техника басмы зародилась ещё в X - XI веках. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на неё при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краёв и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1…2 мм.
Матрицы изготавливают литьём из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклёпками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6…12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2…0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя её рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещённый между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму – тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твёрдой резины толщиной 10…15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Подготовьте к работе басменные матрицы, изготовленные учащимися старших классов, с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину двери и др.
Применяя описанные выше приёмы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Оценка выполненной работы.
Учитель отмечает наиболее качественно выполненные работы, обращает внимание на характерные недостатки.
Для какой цели служат басменные доски
Поиск по сайту
Урок 1 Басма . Изготовление басмы.
На прошлом уроке мы изучали технику выполнения декоративного изделия из проволоки. Для актуализации знаний просмотрите материал.
Басма́ ( с тюркского — "отпечаток " ) — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басменных досок. Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым таким способом узором. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда. Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле.
В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу.
Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения самых разнообразных приемов его обработки.
Техника выполнения
Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм. Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок.
На матрицу кладётся тонкий лист металла, на котором необходимо получить рельеф.
Сверху кладётся слой свинца, который является прокладкой между материалом и ударным инструментом.
Тиснение производится ударами деревянного молотка (киянки) по свинцу. В качестве инструмента также может быть использован пресс. Под действием силы свинцовая подушка (вместе с материалом) вдавливается во все углубления матрицы.
Для какой цели служат басменные доски
§ 20. Басма
Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис.1). Весь рисунок наносят сразу , а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.
Рис. 1. Оклад иконы
В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Рис.2. Переплёты книг
Для тиснения басмы изготовляют басменную доску ( матрицу ). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.
Рис. 3. Фрагмент басмы
Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рис. 4 Технология изготовления басмы
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Это интересно!
Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.
Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.
Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.
Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое .
Практическая работа " Изготовление басмы"
- Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
- Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
- Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Новые слова и понятия
Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Для какой цели служат басменные доски
Поиск по сайту
Урок 1 Басма . Изготовление басмы.
На прошлом уроке мы изучали технику выполнения декоративного изделия из проволоки. Для актуализации знаний просмотрите материал.
Басма́ ( с тюркского — "отпечаток " ) — один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басменных досок. Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым таким способом узором. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда. Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле.
В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу.
Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения самых разнообразных приемов его обработки.
Техника выполнения
Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм. Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок.
На матрицу кладётся тонкий лист металла, на котором необходимо получить рельеф.
Сверху кладётся слой свинца, который является прокладкой между материалом и ударным инструментом.
Тиснение производится ударами деревянного молотка (киянки) по свинцу. В качестве инструмента также может быть использован пресс. Под действием силы свинцовая подушка (вместе с материалом) вдавливается во все углубления матрицы.
§ 28. Басма
Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис, 91). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.
В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.
Рис. 91. Фрагмент басмы
Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа №31
Изготовление басмы
- Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
- Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
- Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Новые слова и понятия
Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
§ 28. Басма
Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис, 91). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.
В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.
Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1. 2 мм.
Рис. 91. Фрагмент басмы
Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.
Толщина медных басменных матриц составляет 6. 12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.
В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10. 15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.
Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа №31
Изготовление басмы
- Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
- Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
- Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.
Новые слова и понятия
Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.
Басма как самостоятельный вид художественной обработки металла является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, еще на ранних стадиях применялись фигурные чеканы — пуансоны, производящие тиснение. Одного удара такого пуансона было достаточно, чтобы его боевой конец сообщил металлу соответствующую форму. Басменные доски — матрицы — являются дальнейшим развитием техники тиснения.
Преимущества тиснения по сравнению с чеканкой — быстрота производства изделий, а также значительная экономия драгоценного металла (золота, серебра), так как тиснение осуществляется на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой.
В древнерусском искусстве техника тиснения зарождается еще в домонгольский период (X—XI вв.) и применяется для производства рельефных заготовок под чернь и эмаль. Басма применяется начиная с XIV в. и значительно развивается на протяжении XV в. Наивысшего расцвета она достигает в XVI и XVII вв.
Для тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска (матрица). Она представляет собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов, которые прорывают тонкий металл при тиснении. Общая высота рельефа на древних басмах не превышала 1—2 мм, но к XVII в. (особенно в конце его) она иногда достигала уже 5—6 мм (на больших басмах).
Матрица изготовляется литьем из медных сплавов с последующей тщательной чеканкой или обронной техникой из стальной заготовки (реже), тоже прочеканенной. Толщина медных басменных матриц составляет от 6 до 10—12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотная сторона матрицы плоская, ровная, плотно ложащаяся на верстак (рис. 1).
Процесс тиснения басмы заключается в следующем. На матрицу кладется тонкий лист металла, толщина которого обычно не превышает 0,2—0,3 мм, предварительно осторожно отожженного и отбеленного. Затем сверху накладывается прокладка из листового свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком или в современных условиях осуществляют необходимое давление при помощи винтовых, ручных прессов усилием от 50 до 100— 50 кН. Под действием силы свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубление матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру.
Басма несколько отличается от матрицы четкостью рисунка. На басме он получается более мягким, как бы слегка сглаженным. Эта разница обусловлена толщиной листа, примененного для тиснения. Чем толще металлический лист, тем расхождение больше. Для того чтобы уменьшить это расхождение и сделать рисунок на басме более ясным и четким, басменные матрицы чеканятся несколько резче и суше, чем этого требует по своему характеру воспроизводимый узор. Таким образом устраняется этот, казалось бы, неизбежный недостаток тиснения.
В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки различных изделий как культовых, так и светских: иконостасов, рам и фона икон, переплетов книг, сундуков, ларцов и т. п. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая деревянную основу и превращающая изделие как бы в чеканное. Басму можно изготовить из мягких пластичных металлов — золота, серебра, меди, алюминия. На рис. 2 показана серебряная басма XV в.
Более жесткие материалы (пробное серебро, латунь) требуют промежуточных отжигов (один или два) и повторных тиснений. Иначе тонкая металлическая фольга гартуется и рвется. Повторные тиснения с отжигом необходимы также и при тиснении очень высоких рельефов и из чистых металлов. Необходимо следить, чтобы при повторном тиснении рельеф, образованный на заготовке при первом тиснении, точно совпал с рельефом матрицы. Даже при небольших несовпадениях выступающие элементы рельефа сминаются и заготовка портится. Басмы выполняли с лицевыми изображениями или орнаментальными. Особенно часто применялись басмы с повторяющимся орнаментом. Для получения такого орнамента на матрице выполнялся только один рапорт, а затем в процессе изготовления басмы после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась. Такие стыки хорошо видны на готовой басме. По наличию стыков легко отличить тиснение от чеканки.
Презентация по технологии на тему " Басма" ( 7 класс)
Описание слайда:
Басма
художественная обработка листового металла
7 класс
г.Корсаков. Сахалинская область
МАОУ СОШ № 6
Учитель технологии Мешалкина Ирина Александровна
Описание слайда:
Цели уроков
1 Формирование умений и навыков выполнения несложных рельефов на фольге
2 Формирование представлений о басме, как способе выдавливания ( прессования) рельефного рисунка на тонких листах металла
Описание слайда:
Басма( в переводе с тюркского- «отпечаток»)
Это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученный путём выдавливания.
На листы рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснение по фольге с помощью давилок
Описание слайда:
Виды художественной обработки листового металла
Просечка
Чеканка
Дифовка (выколотка)
Басма (тиснение)
ЛитьёФилигрань (скань)
Алмазная грань
Гравирование
Травление
Чернение
Эмалирование (финифть)
Металлопластика
Таушировка (насечка)
Наводка золотом (позолота)
Описание слайда:
Область применения басмы
Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.
Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно заниматься в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.
Описание слайда:
Это интересно
Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Басменная доска
Для тиснения басмы прежде всего изготовляется басменная доска (матрица). Она представляет собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев, углов и резких выступов, которые прорывают тонкий металл при тиснении. Общая высота рельефа на древних басмах не превышала 1—2 мм, но иногда достигала 5—6 мм (на больших басмах).
Матрица изготовляется литьем из медных сплавов с последующей тщательной чеканкой, реже обронной техникой из стальной заготовки, тоже прочеканенной. Толщина медных басменных матриц составляет от 6 до 10—12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотная сторона матрицы плоская, ровная, плотно ложащаяся на верстак.
Описание слайда:
Последовательность изготовления басмы
Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2. 0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.
После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.
Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше эго расхождение.
Описание слайда:
Вопросы для повторения
1 Что такое басма?
2 Для какой цели служат басменные доски?
3 Как изготавливают басменные доски?
4 Почему рельефный рисунок на басменных досках делают не очень высоким?
5 Назовите последовательность изготовления басмы?
6 Из каких металлов изготавливают матрицы
7 Какие металлы применяются для изготовления басмы?
Описание слайда:
Проверь себя
Утверждение
1 Весь рисунок басмы наносят на металлические листы
2 Матрица для тиснения имеет острые углы и края
3 Матрицу изготавливают из свинца
4 Оборотную сторону матрицы делают неровной , рифлёной
5 Чем толще прессуемый лист , тем более чёткий рисунок получается
Да Нет
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашнее задание
1 Используя информацию в печатных изданиях и интернете выбрать вариант для своего проектного изделия
2 § 25 стр 125-127
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Басма Технология изготовления
В переводе с турецкого басма означает оттиск. Этот творческий прием прикладного искусства проник на Русь из Азии и еще до нашествия монголов распространился так широко, как ни в одной другой стране. Басма — это ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.
Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно заниматься в школьной мастерской. Багеты для картин, значки, сувениры — все это можно сделать, используя технику басмы.
Басма — прием вспомогательный, с его помощью только размножают художественные изделия, поэтому в первую очередь вам понадобится готовый оригинал, выполненный в технике литья, чеканки или травления. Названные виды художественной обработки металла описаны в этой же книжке, так что оригинал для размножения вы можете сделать и сами.
По рельефному узору оригинала отлейте цинковую матрицу. На рисунке показано, как это делается. Оберните оригинал полоской жести, чтобы она возвышалась бортиком над рельефом, и плотно обвяжите проволокой. Расплавьте цинк в ковшике на углях или на газе и залейте рельеф. Когда матрица остынет, устраните пороки литья: зачеканьте раковины, если они образовались, спилите заусенцы.
Теперь возьмите достаточно толстую свинцовую пластину и наложите на матрицу. Сверху положите стальную пластину и ударяйте по ней молотком. Свинец постепенно заполнит все углубления матрицы. Так вы получите пуансон.
Когда пуансон будет готов, возьмите кусок медной или латунной фольги и отожгите: нагрейте докрасна над газовой плитой и быстро погрузите в холодную воду. Толщина фольги — от 0,1 до 0,3 мм. Выре зая заготовку, прибавьте но краям запас — величина его будет зависеть от насыщенности орнамента и глубины рельефа.
Поместите фольгу между матрицей и пуансоном. Чтобы углубления в матрице точно совпадали с выпуклостями пуансона, желательно сделать направляющие: два штырька на резьбе по краям матрицы и два соответствующих отверстия в пуансоне. Ударяйте по пуансону молотком, но уже деревянным. Постепенно под ударами молотка пуансон вдавит лист в матрицу, и на фольге четко отпечатаются все подробности матрицы. Так вы получите копию, в точности повторяющую оригинал. Останется только отделать ее.
Для отделки вам придется приготовить так называемую серную печень. Возьмите 1 часть серы и расплавьте4 в железной банке. В расплавленную серу всыпьте 2 части измельченного сухого поташа и помешивайте железным гвоздем, пока масса не приобретет серовато-коричневый цвет. Шляпку гвоздя оберните изоляционной лентой, чтобы не жгло руки. Остывшую серную печень нужно хранить под плотно закрытой крышкой, так как она гигроскопична.
Приготовьте раствор серной печени. Отколите кусочек и растворите в горячей воде из расчета 1—2 г на 100 г воды. Не выбрасывайте оставшуюся серную печень, так как приготовленный раствор годен к употреблению не более суток и остаток пригодится для нового раствора.
Теперь вернемся к нашему изделию. Подержите его в пятнадцатипроцентном растворе серной кислоты — лучше кипящем, — затем промойте в проточной воде и опустите в горячий раствор серной печени. Серная печень в зависимости от концентрации и температуры раствора придает изделию серые и коричневые цвета разных тонов.
Если хотите получить черные тона, приготовьте насыщенный раствор медного купороса. Профильтровав раствор, постепенно добавляйте в него нашатырный спирт, пока смесь не примет яркий, прозрачный синий цвет. Изделие погрузите в раствор на несколько минут, затем выньте и слегка подогревайте над электроплиткой, пока не получится черный цвет нужного тона.
После химической обработки промойте изделие и просушите.
Выступающие части рельефа отполируйте пастой ГОИ, потом промойте все изделие теплой водой с детским мылом и, просушив, покройте бесцветным лаком — спиртовым или нитро.
Крупные изделия можно составлять из отдельно вытисненных деталей, которые крепятся клеем или латунными гвоздиками к деревянной подложке.
Напоминаем в заключение, что работать с кислотой и химикатами нужно в защитных очках, рукавицах и прорезиненном фартуке. Приготовляя раствор кислоты, лейте кислоту в воду, а не наоборот.
Читайте также: