Дизайн колонок для дома
50 красивых High End систем
Некоторые стереосистемы можно даже и не включать – их внешний вид настолько притягателен, что одно созерцание таких комплексов вызывает удовольствие. Что ж, предлагаем вам фотогалерею из пятидесяти примеров лучших инсталляций класса High End: оцените полет фантазии разработчиков, возьмите на заметку интерьерные и дизайнерские решения. Ну и, конечно, чем подборка «50 красивых High End систем» не тренажер на знание отрасли? Пишите ваши впечатления о подборе компонентов на нашем форуме!
«Анатомия» домашних акустических систем: материалы и акустическое оформление
Это новый цикл постов посвящён акустическим системам. В связи с тем, что тема крайне обширная, мы решили создать серию статей, отражающих критерии выбора при покупке АС. Это пост посвящен акустическим свойствам материалов корпуса и акустическому оформлению. Пост будет особенно полезен для тех, кто стоит перед выбором АС, а также даст информацию для людей, которые хотят создать собственные АС в процессе своих DIY экспериментов.
Существует мнение, что одним из решающих факторов, влияющих на звук АС, является материал корпуса. Эксперты PULT считают, что значение этого фактора часто преувеличивают, однако, он является действительно важным, и списывать со счетов его нельзя. Не менее важным фактором (в ряду множества других), определяющим звучание АС, является акустическое оформление.
Предупреждаю, в материале есть ссылки на товары не в качестве откровенной джинсы, но в качестве примеров (надеюсь никого не заденет), всё строго в рамках темы.
Материал: от пластмассы до гранита и стекла
Пластик – дешево, сердито, но резонирует
Пластик зачастую используется при производстве бюджетных АС. Пластмассовый корпус лёгок, существенно расширяет возможности дизайнеров, благодаря литью можно реализовать практически любые формы. Различные типы пластмасс очень серьёзно отличаются по своим акустическим свойствам. В производстве высококачественной домашней акустики большой популярностью пластик не пользуется, при этом востребован для профессиональных образцов, где важна низкая масса и мобильность устройства.
(для большинства пластмасс коэффициент звукопоглощения составляет от 0,02 – 0,03 при 125 Гц до 0,05 – 0,06 при 4 кГц)
С 90 %-ной вероятностью, если вы столкнулись с домашней акустикой из пластика – это либо бюджетный вариант для не слишком искушенных пользователей, либо образец, сравнимый по стоимости с аналогами из МДФ и ДСП. Пластиковый корпус устройства недостаточной толщины и плотности начнёт резонировать и дребезжать при увеличении громкости до 60 – 90 %. В качественных АС, с рассчитанной толщиной и подходящими акустическими свойствами материала, «паразитные» среднечастотные резонансы сводятся к минимуму, однако, стоимость подобных АС практически равна аналогам из других материалов. Выжать из бюджетной пластиковой АС глубокий и адекватный низ не поможет даже умопомрачительная эквализация.
Типичный представитель «пластикового братства» в домашней акустике с достойными характеристиками и привлекательной ценой: Полочная акустика JBL Jembe black
Дерево – от вырубки до золотых ушей
Благодаря хорошим поглощающим свойствам дерево считается одним из лучших материалов для изготовления колонок.
(коэффициент звукопоглощения древесины в зависимости от породы составляет от 0,15 – 0,17 при 125 Гц до 0,09 при 4 кГц)
Массив и шпон для производства АС применяются сравнительно редко и, как правило, востребованы в HI-End сегменте. Постепенно деревянные АС исчезают с рынка в связи с низкой технологичностью, нестабильностью материала и запредельно высокой стоимостью.
Интересно, что для создания действительно качественных АС такого типа, отвечающих требованиям самых искушенных слушателей, технологи должны отбирать материал ещё на этапе вырубки, как при производстве акустических музыкальных инструментов. Последнее связано со свойствами древесины, где важно всё, начиная от местности, где произрастало дерево, заканчивая уровнем влажности помещения, где оно хранилось, температурой и длительностью сушки et cetera. Последнее обстоятельство затрудняет DIY разработку, при отсутствии специальных знаний любитель, создающий деревянную АС, обречен действовать методом проб и ошибок.
Как обстоит дело на самом деле, и соблюдаются ли описанные условия, производители такой акустики не сообщают, а соответственно, любая деревянная система требует внимательного прослушивания перед покупкой. С высокой степенью вероятности, две АС одной модели из одной породы будут немного отличаться в звучании, что особенно важно для некоторых притязательных слушателей с золотыми ушами с большими деньгами.
Доступны колонки из массива ценных пород единицам, стоимость их астрономическая. Всё, что вашему покорному слуге приходилось слышать, звучит превосходно. Однако, на мой субъективно-прагматичный взгляд, несоразмерно стоимости. Порой, хорошо рассчитанные корпуса из фанеры и MDF, обладают не меньшей музыкальностью, но для многих аудиофилов «не дерево»= «не true hi-end», а кому-то «не дерево» попросту статус не позволяет или дизайн интерьера портит.
Полагаю, что одна из лучших деревянных систем в нашем каталоге эта:
Напольная акустика Sonus Faber Stradivari Homage graphite(цена соответствующая)
Фанера – почти дерево, если не пролетела над Пекином
Фанера, применяющаяся для производства акустических корпусов, имеет от 10 до 14 слоёв и почти не уступает дереву по акустическим свойствам, в частности по звукопоглощению, при этом несколько дешевле древесины, более технологична при обработке, легче ДСП и MDF. Многослойная фанера хорошо гасит нежелательные вибрации, благодаря структуре материала.
(коэффициент звукопоглощения 12-ти слойной фанеры составляет от 0,1– 0,2 при 125 Гц до 0,07 при 4 кГц)
Как и древесина – фанера применяется в достаточно дорогостоящих, а иногда и в элитных штучных продуктах. Стоимость фанерных АС не на много ниже тех, что произведены из массива, и вполне сопоставимы с ними по качеству.
В ряде случаев корпуса, заявленные производителем как «фанерные», изготовлены из ДСП и MDF. Поэтому низкие цены на АС с фанерным или деревянным корпусом должны насторожить. Ряд небольших азиатских производителей, регулярно меняющих названия и торгующих в основном в сети, создают комбинированные корпуса, включая несколько небольших, но заметных фанерных (деревянных) элементов, а основную часть изготавливают из ДСП.
Среди АС, созданных из фанеры, могу особо выделить эту: полочная акустика Yamaha NS-5000
ДСП – толщина, плотность, влажность
Древесно-стружечная плита по стоимости сравнима с пластиком, при этом не обладает рядом недостатков, которые присущи пластиковым корпусам. Наиболее существенной проблемой ДСП является низкая прочность, при достаточно высокой массе материала.
Звукопоглощение в ДСП неоднородное и в ряде случаев возможно возникновение низко- и среднечастотных резонансов, хотя вероятность их появления ниже, чем у пластика. Эффективно гасить резонансы могут плиты толщиной более 16 мм, которые достигают необходимой плотности. Следует отметить, что, как и в случае с пластиком, свойства конкретной плиты ДСП имеет большое значение. Важно учитывать плотность и влажность материала, так как разные ДСП плиты отличаются по этим параметрам. Не редко толстые, плотные ДСП плиты применяются при создании студийных мониторов, что говорит о востребованности материала в производстве профессиональной техники.
На заметку, товарищам из DIY-братии для создания АС хорошо подойдёт ДСП с плотностью не менее 650 — 820 кг/м³ (при толщине плиты 16 – 18 мм) и влажностью не более 6-7%. Не соблюдение этих условий существенно отразится на качестве звука и надёжности АС.
Среди достойных ДСП вариантов домашних АС наши эксперты выделяют: Cerwin-Vega SL-5M
MDF: от мебели к акустике
Сегодня МДФ (Medium Density Fiberboard, древесно-волокнистая плита средней плотности) используется повсеместно, в число прочего, МДФ — один из наиболее распространённых современных материалов для производства акустики.
Причиной популярности МДФ стали физические свойства материала, а именно:
- Плотность 700 — 800 кг/м³
- Коэффициент звукопоглощения 0,15 при 125 Гц – 0,09 при 4 кГц
- Влажность 1-3 %
- Механическая прочность и износоустойчивость
Визуальное отличие МДФ от ДСП
Среди MDF акустики масса замечательных систем, по моему мнению, оптимальными по соотношению цена/качество являются следующие:
Алюминиевые сплавы – дизайн и точные расчёты
Наиболее распространенным металлом при производстве АС является алюминий, а также сплавы на его основе. Некоторые авторы и эксперты полагают, что алюминиевый корпус позволяет снижать резонансы, а также улучшать передачу высоких частот. Коэффициент звукопоглощения алюминиевых сплавов не высок, и составляет около 0,05, что, впрочем, значительно лучше, чем у стали. Для снижения вибрации корпуса, повышения звукопоглощения и предотвращения вредных резонансов производители применяют сэндвич-панели, где между 2-мя алюминиевыми листами помещается прослойка из высокомолекулярных полиэтиленовых смол или других материалов низкой плотности, например, вискоэластика.
В случае с бюджетными АС из алюминия, производители, не редко, делают ставку на дизайн, в ущерб звучанию: в результате акустические характеристики оставляют желать лучшего. Иногда пользователи такой акустики жалуются на жесткое, искаженное звучание, вызванное недостаточным звукопоглощением корпуса. В связи с тем, что волны хорошо отражаются и плохо поглощаются, очень большое значение в металлической акустике приобретает точный расчет конструкции корпуса, подбор излучателей, используемые фильтры, а также качество соединений отдельных деталей.
Среди достойно звучащих алюминиевых колонок меня особенно впечатлил звук:
→ Canton CD 310 white high gloss (цена внушительная, но не запредельная )
Камень – гранитные плиты по цене золотых слитков
Камень один из самых дорогих материалов для производства акустических корпусов. Безупречное отражение и практическая невозможность появления вибрационных резонансов делают эти материалы востребованным в среде особо притязательных слушателей.
Большинство пород имеют стабильный коэффициент звукопоглощения, который, например для гранита, составляет 0,130 для всего спектра звуковых частот, а для известняка 0,264. Производителями особо ценятся пористые породы камня, в которых выше звукопоглощение.
Использование каменных плит для изготовления DIY- акустики почти невозможно, так как это требует не только недюжинных познаний в акустике и камнеобработке, но и крайне дорогостоящего оборудования (домашних 3-D фрезеров для камня пока никто не выпускает).
Для производства серийных АС применяются такие породы, как гранит, мрамор, сланец, известняк, базальт. Эти породы обладают схожими акустическими свойствами, а при соответствующей обработке становятся настоящими произведениями искусства. Не редко каменные корпуса применяются для создания ландшафтной акустики, в таких случаях в необработанном камне создаётся полость для размещения излучателя, в которой устанавливаются элементы крепления (как правило, производится под заказ).
У камня 2 основные проблемы: стоимость и масса. Цена каменной АС может быть выше любой другой, обладающей схожими характеристиками. Масса некоторых образцов напольных систем может достигать 40 и более кг.
Прозрачность стекла и качество звука
Оригинальным решением является создание АС из стекла. В этом деле пока серьезно преуспели только две компании Waterfall и SONY. Материал интересен с дизайнерской точки зрения, акустически стекло создаёт определённые проблемы, главным образом в виде резонансов, которые вышеназванные компании научились решать, существуют даже референсные варианты.
Цены на прозрачное чудо тоже сложно назвать демократичными, последнее связано с низкой технологичностью и высокой стоимостью производства.
Из впечатлявших звуком стеклянных образцов могу порекомендовать: Waterfall Victoria Evo
Акустическое оформление — ящики, трубки и рупоры
Не меньшую значимость для точной передачи звука в АС имеет акустическое оформление. Я расскажу о наиболее распространённых типах (закономерно, что, те или иные типы могут комбинироваться в зависимости от конкретной модели, например фазоинверторая часть колонки отвечает за низко-и среднечастотный диапазон, а для высоких сооружен рупор).
Фазоинвертор – главное длинна трубы
Фазоинвертор — один из наиболее распространённых типов акустического оформления. Такой способ позволяет, при правильном расчете длинны трубы, сечения отверстия и объема корпуса получить высокий КПД, оптимальное соотношение частот, усилить низкие. Суть фазоинвертерного принципа в том, что на тыльной части корпуса размещается отверстие с трубой, которая позволяет создать низкочастотные колебания синфазные волнам, создающимся фронтальной стороной диффузора. Чаще всего фазоинверторный тип применяется при создании 2.0 и 4.0 систем.
Для облегчения расчетов при создании собственной АС удобно использовать специальные калькуляторы, один из удобных привожу по ссылке.
В философии HI-END cуществуют крайне радикальные бескомпромиссные суждения о фазоинверторных системах, привожу одно из них без комментариев:
«Враг №1 это, конечно, нелинейные усилительные элементы в звуковом тракте (дальше уж каждый сам, в меру образования, понимает какие элемты более линейны, а какие менее). Враг №2 это фазоинвертор. фазоинвертор призван пустить пыль в глаза, должен позволить маленькой дешевой колоночке записать в паспорт 50… 40… 30, а что мелочится даже и 20 Гц по уровню -3дБ! Но к музыке нижний диапазон частот фазоинвертора перестает иметь отношение, точнее сказать сам фазоинвертор это дудочка, поющая свою собственную мелодию.»
Закрытый ящик – гроб для лишних низких
Классический вариант для многих производителей – обычный закрытый ящик, с выведенными на поверхность диффузорами динамиков. Такой тип акустики достаточно прост для расчетов, при этом КПД таких устройств не блещет. Также ящики не рекомендуют любителям характерно выраженных низких, так как в закрытой системе без дополнительных элементов, способных усилить низы (фазоинвертор, резонатор), спектр частот от 20 до 350 Гц выражен слабо.
Многие меломаны предпочитают закрытый тип, так как для него характерна относительно ровная АЧХ и реалистичная «честная» передача воспроизводимого музыкального материала. Большинство студийных мониторов создаются именно в этом акустическом оформлении.
Band-Pass (закрытый ящик-резонатор) – главное, чтобы не гудел
Band-Pass получил распространение при создании сабвуферов. В этом типе акустического оформления излучатель скрыт внутри корпуса, при этом внутренности ящика соединяются с внешней средой трубами фазоинверторов. Задача излучателя – возбуждение колебаний низкой частоты, амплитуда которых многократно возрастает благодаря трубам фазоинверторов.
При правильно рассчитанной конструкции такого типа, не должно возникать таких паразитных отзвуков как низкое гудение, гула и т.п., чем не редко грешат бюджетные системы этого типа.
Открытый корпус – без лишних стен
Сравнительно редкий сегодня тип акустического оформления, при котором задняя стенка корпуса многократно перфорирована, либо полностью отсутствует. Такой тип конструкции используется для того, чтобы снизить количество элементов корпуса, влияющих на частотную характеристику АС.
В открытом ящике наиболее существенное влияние на звук оказывает передняя стенка, что снижает вероятность искажений, вносимых остальными деталями корпуса. Вклад боковых стенок (если таковые присутствуют в конструкции), при их не большой ширине, минимален и составляет не более 1-2 Дб.
Рупорное оформление – проблемные чемпионы по громкости
Рупорное акустическое оформление чаще используется в комбинации с другими типами (в частности для оформления высокочастотных излучателей), однако, существуют и оригинальные на 100 % рупорные конструкции.
Главным достоинством рупорных АС является высокая громкость, при комбинации с чувствительными динамиками.
Большинство экспертов не без оснований скептически относятся к рупорной акустике, причин несколько:
Наиболее востребованными рупорные системы стали именно в среде аудиофилов, находящихся в поисках «божественного» звука. Тенденциозный подход позволил архаичному рупорному оформлению получить вторую жизнь, а современные производители смогли найти оригинальные решения (эффективные, но крайне дорогие) распространённых рупорных проблем.
На этом пока всё. Продолжение, как водится, следует, а «вскрытие» обязательно покажет…НА будущее анонсирую: излучатели, мощность/чувствительность/объём помещения.
Доступные «мониторы» для домашней студии и обычного прослушивания музыки — делимся обзорами акустики
В прошлый раз мы начали говорить об аудиотехнике для стримов, записи треков и подкастов — написали про охватывающие наушники «on a budget». Сегодня — продолжим тему «сборки» собственной студии и на этот раз остановимся на доступных мониторных стереосистемах.
[8 210] Behringer MS16 годятся для мультимедиа и творческих задач начального уровня. Это достаточно старая модель, которую все еще можно найти за очень небольшие деньги. Здесь есть вход для динамического микрофона на фронтальной панели, дополнительный вход mini-jack на тыловой части для плееров и других гаджетов, плюс — аналогичный выход для наушников 3,5 мм.
PreSonus Eris E3.5 BT предлагают приличный, но обоснованный ценовой скачок по сравнению с моделью выше. Они ближе к профессиональной акустике по возможностям, а стоимость этих мониторов остается средней даже для крепких «мультимедийников». В обзоре есть анпэкинг, показаны резиновые ножки-наклейки для развязывания колонок с поверхностью, возможности коммутации и настройки, плюс — рассмотрены характеристики системы. Акустика годится для прямого подключения смартфона, планшета или портативного плеера. Кстати, она почти в два раза массивнее MS16, но это — «полезная нагрузка», которая — вместе с виниловым покрытием корпуса — производит приятное впечатление и добавляет солидности этой модели.
[14 940] M-Audio BX4 — весьма примечательная модель в нише мониторов для мультимедиа. Она ближе к «профессионалам», чем может показаться на первый взгляд. Однако подходит и для домашнего использования в самых различных ситуациях — от фильмов до игр и фоновой музыки. В обзоре есть аккуратное ревю комплектации (присутствует minijack-2RCA и minijack-minijack), продемонстрировано качество сборки (кабинеты выполнены из ДВП) и эквалайзер на задней части. Стоит заметить, что BX4 мощнее PreSonus Eris E4.5, о которой мы расскажем далее в подборке, поэтому данную пару мониторов точно стоит рассматривать для домашней студии.
[15 490] Pioneer DJ DM-40 — это еще одна компактная стереопара. Как видно из обзоров, она неплохо вписывается в интерьер, светлый корпус не оттягивает на себя внимание там, где в этом нет какой-либо необходимости — например, на рабочем столе [хотя доступен и классический черный вариант]. Комплектация, внешний вид, впечатления от использования в формате домашней студии — есть в обзорах, которые мы залинковали выше, а у нас вы найдете компактное описание и «паспортные данные» модели. Помимо этого, есть версия этой системы с поддержкой Bluetooth и кодеков SBC, AAC и aptX — за нее придется доплатить 2500 рублей.
[20 207] PreSonus Eris E4.5 — гораздо более массивный комплект, хотя по начинке он мало чем отличается от E3.5. Здесь есть «кевларовый» диффузор, который, конечно же, чуть крупнее; присутствует аналогичный дюймовый твитер; а на выходе — полностью совпадающая мощность и звуковое давление. Поэтому смело берите чуть более компактный вариант, если располагаете небольшой площадью поверхностей для размещения акустики и ограничениями по бюджету.
[20 600] Mackie CR4-X точно конкурируют с E3.5, но и вынуждены соперничать и с M-Audio BX4, которые мы рассмотрели чуть выше. К сожалению, в комплекте отсутствуют какие-либо средства для развязывания колонок с поверхностью (в том или ином виде идут практически с каждой системой из нашей подборки), а система не выделяется чем-то особенным по характеристикам, дизайну и звучанию, что подтверждают обзоры. Поэтому мы рекомендуем обязательно слушать акустику перед покупкой — ставить знакомые вам композиции, чтобы быстро обнаружить возможные недостатки. У нас аудиотехника всегда доступна для ознакомления без каких-либо обязательств с вашей стороны — по договоренности нужная система будет ждать вас в шоуруме, а менеджеры помогут подобрать подходящие альтернативы, чтобы вы могли сразу сравнить их.
[24 400] Monkey Banana Gibbon AIR — это мощные, яркие по своей внешности и достойные по всем параметрам мониторы. Одним словом — альтернатива раскрученным брендам. Что интересно, от инженеров из Германии. Есть поддержка Bluetooth, что объясняет и заметную прибавку к стоимости. Однако для совсем небольшой комнаты мониторы могут не подойти — эта система мощнее большинства сопоставимых по габаритам коллег из этой подборки и в полной мере раскрывает свои возможности на достаточно приличной громкости, что в ограниченном пространстве может вызывать дискомфорт и ненужные искажения. До покупки нужно слушать.
«Анатомия» домашних акустических систем: встраиваемая акустика, мой звук – мои стены
Сегодня все большую популярность приобретают минимализм и аскетичные тенденции в дизайне интерьера. Многие не считают обилие предметов украшением жилого помещения. Некоторые даже полагают, что дизайн любой акустической системы, а также демонстрация аппаратуры, является дурным тоном и уродует обстановку помещения. Некоторые люди стараются имитировать исторический интерьер той или ной эпохи, в котором намеренно уменьшают количество современных предметов. Случается также, что классическая акустика занимает слишком много места и «съедает» объём небольших помещений. Что ж, о вкусах не спорят, а вопрос недостатка жилой площади актуален, посему сегодня материал о встраиваемых АС.
Такие АС стали настоящим подарком для тех, кто хотел избавить дизайн помещения от влияния внешнего вида акустики и сохранить полезную площадь. Как выяснилось, у многих читателей GT возникают вопросы относительно выбора подобных устройств, их правильного размещения и монтажа. В этом материале я постараюсь ответить на вопросы читателей, а также собрать воедино несколько полезных рекомендаций экспертов PULT. В качестве послесловия — немного джинсы со ссылками (заранее благодарен за понимание и терпимое отношение к нашей рекламе в постах).
Несколько слов о стереотипах
Распространены стереотипные мнения о низком качестве звучания встраиваемых акустических систем, их стоимости, других недостатках.
Стереотип 1. Встраиваемые АС – это дешевые динамики для воспроизведения фоновой музыки в торговых объектах.
Такое мнение сформировалось, когда на рынке не существовало большого количества встраиваемых АС, соответствующих высоким стандартам (например, HI-FI). Высококачественная акустика этого типа была редкостью, и наиболее распространённой встраиваемой акустикой были трансляционные системы и динамики для торговых центров. Сегодня ситуация иная, но осадок, как говорится, остался.
Стереотип 2. Качество звука в подобных АС априори ниже, чем у других типов.
Суждения такого рода появляются после того, как встраиваемые АС монтируются без учета акустических особенностей помещения, с нарушением инструкций производителей, и, что закономерно, плохо звучат.
Стереотип 3. Встраиваемые АС с приличным (качественным, хорошим, «божественным») звуком запредельно дороги
Можно согласиться лишь отчасти (если речь идет о Hi End акустике), так как существует не мало моделей таких акустических систем с достойными характеристиками, которые стоят сравнимо, а порой и дешевле, чем классические аналоги.
Классификация и особенности применения
Достаточно условно можно разделить встраиваемую акустику на стеновую — In Wall (как правило, прямоугольной формы) и круглую — потолочную – InCell.
Главной особенностью InCell АС является небольшая масса. Как правило, производители рассчитывают её таким образом, что бы можно было беспрепятственно монтировать их на гипсокартон или подвесные потолки.
Встраиваемая акустика может быть бескорпусной (динамики/динамики + кроссовер), открытого типа (динамики, размещённые на передней панели) и модульной – плоский закрытый ящик для установки в ниши и рекреации.
Бескорпусные встраиваемые АС обладают следующими преимуществами:
- стоимость ниже, чем у модульных ящиков;
- самостоятельный выбор объёма полости для размещения;
- высокая вариативность при размещении.
- требуют достаточно большой площади плоскости размещения;
- необходим минимальный объём воздуха в тыльной части;
- требуют строгого соблюдения правил монтажа.
Открытый тип хорош тем, что размер фронтальной плоскости уже определён производителем, но сравнительно редок.
Корпусные модульные встраиваемые АС выгодно отличаются:
- простотой монтажа;
- акустически рассчитанными габаритами;
- глубиной корпуса, полностью соответствующей толщине обшивки (60- 80 мм).
К недостаткам этого типа относят:
- высокую стоимость;
- небольшой ход диффузора динамиков в связи с не большой габаритной толщиной, невозможность использования излучателей с мощной магнитной системой;
- вариативность размещения определена габаритами корпуса, а акустические свойства системы нельзя улучшить варьированием объёмов акустических полостей.
О типе и габаритах подобных АС необходимо заранее сообщить дизайнеру, которому поручено создание проекта, а также уведомить о них подрядчика, который будет заниматься отделочными работами. В зависимости от выбранного варианта и конкретной модели, монтажная глубина установки такой акустики находится в диапазоне от 55 до 110 мм.
Хочу отметить, что большинство встраиваемых АС вне зависимости от типа снабжены подробными инструкциями по монтажу и специальными шаблонами для разметки. В зависимости от дизайнерского решения, фронтальные детали АС (решетки диффузоров, панели, крепления, дуги) могут быть покрашены в тот или иной цвет.
Конструкция
По конструкции большинство моделей встраиваемых АС можно разделить на:
- широкополосные;
- многополосные с отдельным размещением излучателей;
- двухполосные – коаксиальные (СЧ/НЧ излучатель и твиттер расположены тандемом в едином каркасе).
Выбор конструкции акустических систем определяется их назначением. Для создания боковых и центральных фронтальных каналов в системах домашнего кинотеатра рекомендуют применять многополосные АС. При потолочном размещении целесообразно использовать коаксиальный тип, как наиболее компактный и распространённый в InCell оформлении. В случаях, когда АС планируется использовать преимущественно для высокоточного воспроизведения музыки, многие эксперты рекомендуют высококачественные широкополосные и двухполосные системы.
Монтаж и размещение – 50 % результата
Монтаж
Особенно важен монтаж для бескорпусного типа, так как от его особенностей будет зависеть всё, кроме характеристик самих излучателей. В случае с модульными АС, достаточно простейших рекомендаций производителя.
Основные принципы монтажа бескорпусных встраиваемых АС:
- целостность панели (панель не должна иметь разрывов, отверстий, трещин, стыков вокруг установленного излучателя на расстоянии 2-х его диаметров;
- материал панели должен соответствовать рекомендациям производителей АС (как правило, это древесина, (ДВП) МДФ, фанера, ДСП, реже гипсокартон, толщиной не менее 10 мм);
- полость за тыльной частью излучателей должна быть не менее рекомендованной в инструкции по монтажу.
Следует также понимать, что у каждого производителя есть собственные спецификации по размещению и монтажу встраиваемой акустики, которые подробно отражены в документации продукта. Инструкцию к приобретенной модели необходимо обязательно предоставить проектирующему дизайнеру и мастерам, которые будут осуществлять монтаж.
Размещение
При использовании многополосных (5.1, 7.1,) систем объемного звука для домашних кинотеатров, большое значение имеет размещение динамиков. Специалисты рекомендуют строго придерживаться тех схем размещения, которые указаны производителем.
Для 5.1 и 7.1 систем стандартными являются приведённые ниже схемы.
Так или иначе, при размещении встраиваемой акустики всегда следует помнить о том, где находится слушатель и как им будет восприниматься стереопанорама. Кроме того, замечено, что при потолочном размещении зона корректного восприятия стереоэффекта существенно увеличивается.
рис. 1 — стереоэффект при стандартном расположении, рис. 2 и 3 при потолочном угловом расположении
(Психоакустическими исследованиями установлено, что человек плохо определяет локализацию источников по высоте, при этом подъём источников вверх существенно расширяет зону стереоэффекта). Если положение слушателя будет регулярно меняться, имеет смысл использовать потолочное или угловое размещение.
АС амфибии и кухонные системы
Для многих оборудование встраиваемых АС актуально в местах с сравнительно агрессивным климатом (высокой влажность, температурой) и сравнительно стеснёнными условиями. Словом, там, где сложно и небезопасно размещать систему стандартного типа, например, в ванной комнате или на кухне. Для таких целей многие производители выпускают
Необходимо отметить, что для ванных комнат с классической плиточной облицовкой сложно рассчитать наиболее оптимальное акустическое размещение в связи с крайне низкой поглощающей способностью керамической плитки и большим количеством отражений. Кроме того, для людей, предпочитающих слушать Вагнера в дУше, эксперты рекомендуют акустику с высоким давлением, так как душ создает уровень шума до 85 -90 Дб.
Для кухонных АС требования ниже, чем для ванных комнат и для таких систем не редко используются стандартные варианты. Обилие кухонной мебели позволяет удобно разместить акустику непосредственно в ней, при соблюдении условий монтажа. В случае, если по каким-то причинам кухонная АС должна находиться в непосредственной близости от источников влаги, следует применять влагостойкие динамики.
Лучшая Hi-Fi-акустика 2021
Первые три места в нашем топе займут победители премии EISA этого года в категории Hi-Fi. Эта ассоциация объединяет 61 экспертное издание из 29 стран и ежегодно присваивает награды самым выдающимся образцам аудио-видео техники.
Рейтинг топ-10 по версии КП
Выбор редакции
1. Focal Chora 826 (средняя стоимость 80 тыс. рублей)
Эта напольная акустика от знаменитого французского производителя получила награду за лучшее соотношение «цена-качество». Серия «Chora» пришла на смену легендарной бюджетной линейка «Chorus» и может побаловать слушателя аудиофильскими фишками, свойственными для куда более высоких серий. В недостатки можно записать разве что некоторую «икеевость» в дизайне, но это — дело вкуса.
Технические характеристики:
Данная модель этого американского производителя является лучшей акустической системой прошлого года по версии EISA. Очень дорого стоит, очень круто сделана! Особенностью этой системы являются три низкочастотных драйвера, где у каждого есть свой отдельный фазоинвертор сзади.
Технические характеристики:
Лучшая полочная акустика 2021 года. Может похвастать широким частотным диапазоном, неизбирательностью в музыкальных жанрах и отличным запасом мощности. Особенностью этой модели является специально спроектированный порт фазоинвертора, благодаря которому система очень неприхотлива к месту расположения.
Технические характеристики:
Прекрасная полочная акустическая система начального уровня. Благодаря расположенному спереди фазоинвертору их можно располагать даже вплотную к стене. Возможно, их звук может показаться немного жестковатым, однако детальность и динамичность здесь на высоте.
Технические характеристики:
Хоть эта компания и является новым игроком на рынке (с 2018 г.), однако основана она выходцами из компании Tannoy. По факту, за довольно демократичную цену мы получаем очень взрослую напольную систему с прекрасным низом и широким частотным диапазоном. У этой АС довольно яркие верха, что требует некоторого внимания в выборе усилителя, дабы избежать перекоса по частотам.
Технические характеристики:
- Расположение: напольная
- Тип: пассивная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 2
- Мощность: 120 Вт
- Частотный диапазон: 36Гц-28 000Гц
6. Ruark Audio MR1 Mk2 (средняя стоимость 35 тыс. рублей)
Компактная настольная беспроводная акустика Ruark MR1 будет прекрасным решением для тех, кто не хочет мороки с аппаратурой, кому не надо озвучивать большие помещения, но при этом хочется кайфовый взрослый звук. Колонки оснащены Bluetooth, оптическим входом, выходом на сабвуфер и пультом ДУ. При этом можно подключить аккумуляторный блок, что сделает их портативными, а также есть возможность использовать одну из колонок в качестве моносистемы.
Технические характеристики:
- Расположение: полочная
- Тип: активная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 2
- Мощность: 2×20 Вт
- Частотный диапазон: не указан
7. DALI SPEKTOR 6 (средняя стоимость 40 тыс. рублей)
Единственная напольная модель в бюджетной линейке Spektor. Система является двухполосной, имеет два одинаковых среднечастотных драйвера и два фазоинвертора. Выглядит очень внушительно, имеет очень напористый звук, не склонный скрывать несовершенство звукового тракта или аудиозаписи. Стоит очень внимательно отнестись к выбору усилителя для этой акустики, чтобы полностью раскрыть все ее сильные стороны.
Технические характеристики:
- Расположение: напольная
- Тип: пассивная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 2
- Мощность: 150 Вт
- Частотный диапазон: 43Гц-26 000Гц
8. YAMAHA NS-777 (средняя стоимость 50 тыс. рублей)
Легендарная модель, ветеран на рынке, одна из самых популярных АС в классе. Трехполосная система с двумя низкочастотными динамиками выдает роскошный жирный низ. Сбалансированный звук, отличная детальность и динамика — всё при ней. Это универсальный вариант в случае «когда не знаешь, что покупать — покупай вот это».
Технические характеристики:
- Расположение: напольная
- Тип: пассивная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 3
- Мощность: 100 Вт
- Частотный диапазон: 30Гц-35 000Гц
9. KEF Q350 (средняя стоимость 30-35 тыс. рублей)
Красивые необычные полочные колонки звучат также, как и выглядят: точно, жестко, детально. Они не склонны приукрашивать звук, практически как студийные мониторы подавая его в том виде, в каком он есть, бесцеремонно показывая все огрехи записи и несовершенство музыкального тракта.
Технические характеристики:
- Расположение: полочная
- Тип: пассивная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 2
- Мощность: 120 Вт
- Частотный диапазон: 63Гц-28 000Гц
10. ProAc Response D Two (средняя стоимость 300 тыс. рублей)
В принципе, эту полочную акустику уже можно отнести к категории Hi-End. Эта компания давно уже зарекомендовала себя как производителя безупречно крутых акустических систем. Сумасшедшая детальность и натуральность звучания, очень широкий нетипичный для полочников частотный диапазон.
Технические характеристики
- Расположение: полочная
- Тип: пассивная
- Акустическое оформление: фазоинверторная
- Количество полос: 2
- Мощность: 150 Вт
- Частотный диапазон: 30Гц-30 000Гц
Как выбрать Hi-Fi акустику
Расположение
Важно понимать, где ваша акустическая система будет стоять. Сейчас доминируют два основных типа на рынке: напольная и полочная АС.
Полочные колонки, как правило, более компактные, места в корпусе не так много, поэтому обычно у них довольно скромная мощность и меньше баса. Вопреки названию, располагать полочники лучше, конечно, на стойках, хотя и не обязательно. Возможно, зачастую они и не способны озвучить большое помещение и уступают напольным в масштабности, зато обеспечивают глубокий детальный звук, где можно разобрать больше мелких нюансов записи. Напольная акустика имеет корпус побольше, здесь есть где развернуться низким частотам, можно поставить излучатели покрупнее и полос побольше. Они, как правило, мощнее, выдают более объемное звучание, требуют большего внимания к месту установки, но и результат стоит того.
Конечно, это лишь усредненное описание, бывают и большие мощные полочники с жирным басом, и скромные напольники для небольших помещений.
Тип
Их тоже два: активная и пассивная АС.
Активный тип предполагает наличие усилителя внутри колонки. То бишь, они могут играть уже «из коробки», достаточно лишь подключить источник сигнала и погнали! Есть у этого типа и недостатки. Во-первых, вы лишаете себя возможности выбора усилителя, а ведь они разные бывают, и звучат по-разному, и сколько здесь пространства для апгреда есть. Во-вторых, из-за того, что инженерам в одном корпусе надо расположить и динамики, и всю электронику, может пострадать качество — не размахнешься особо. Поэтому такая акустика будет либо довольно посредственно звучать, либо же это будет что-то очень дорогое и навороченное.
С пассивной акустической системой придется повозиться побольше. Это уже требует некоторой вовлеченности от пользователя, но ведь вы поэтому и хотите окунуться в мир хай-фая? Нужно будет купить внешний усилитель, который еще надо правильно выбрать. Зато сколько здесь возможностей для модернизации! Можно подбирать компоненты своей аудиосистемы, исходя из музыкальных предпочтений.
Помещение
Конечно, не последнюю роль в выборе акустической системы играет помещение, в котором она будет располагаться. Не стоит в крохотную комнату покупать огромные напольные колонки, точно также, как не стоит надеяться, что небольшие полочные мониторы заполнят звуком огромный зал. Важно учитывать не только размер комнаты, но и наличие свободного места, дабы была возможность правильно расположить акустику. Следует иметь ввиду, что если у колонок фазоинвертор расположен сзади, то располагать вплотную к стене их нельзя, причем, если компактные колонки достаточно расположить хотя бы в десяти сантиметрах от стены, то для напольной акустики может понадобиться до одного метра. В противном случае у вас будет либо невнятный бубнёж вместо баса, либо придется затыкать отверстия фазоинвертора, что негативно скажется на звуке в целом. Важно обеспечить оптимальное расстояние от акустической системы до слушателя, а также достаточную ширину стереобазы. В целом, правило такое, что чем больше и мощнее колонки, тем больше заморочек с их расположением в комнате, и тем большую роль акустическая подготовка помещения играет в формировании звука АС. Полностью раскрыть тему в рамках этого материала невозможно, поэтому будем надеяться, что дополнительную информацию вы сможете самостоятельно найти в интернете.
Акустическое оформление
Количество полос и частотный диапазон
Мощность, чувствительность, сопротивление
В принципе, прямо уж досконально вникать в эти цифры не надо. Достаточно лишь убедиться, что выбранная акустическая система по мощности и сопротивлению (импендансу) соответствует вашему усилителю. Лучше обойтись без сильных перекосов, то бишь, не покупать дико мощные колонки к слабому усилителю (они просто не раскачаются и звук не раскроется), и, наоборот, иначе велик шанс выхода колонок из строя.
Чувствительность АС определяет создаваемое ей звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал мощностью в 1Вт на расстоянии 1м от колонки. Для систем сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук. По мощности можно дать такой весьма условный совет: Для небольших комнат (10-15 кв.м.) лучше рассмотреть акустику мощностью до 50 ватт. Для помещений среднего размера (20-40 кв.м.) можно рассмотреть мощность 50-100 ватт, для помещений еще больше лучше рассмотреть варианты с мощностью больше 100 ватт.
Слушать
Колонки — это еще не всё
Читайте также: