Цветочное оформление объектов озеленения
Особенно большое значение в композиции цветочного оформления имеет цветовое решение. Цветы украшают парки, сады, бульвары, скверы, жилые кварталы и микрорайоны, территории вокруг школ, детских и общественных учреждений, заводов и фабрик. Цветущие растения представляют собой живую природу в квартирах, учебных и общественных зданиях, в производственных помещениях.
Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяют различные типы цветочного оформления (цветники). Цветник – это участок геометрической или свободной формы с выраженными однолетним, дву- и многолетним цветочными растениями.
Клумбы – небольшие, компактнее (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10-15 м 2 и очень редко достигает 50 м 2 и более. По форме клумбы представляют собой цветник правильной геометрической формы. Они бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаше всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки – участки прямоугольной формы, зачаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1—1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м.
Бордюры – узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Ширина бордюров обычно не превышает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный или составной элемент типов цветочного оформления.
Цветочные и декоративные травянистыерастения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. При помощи цветников оформляют планировочные узлы парка – партерные площади, входы, места отдыха, создают акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций—мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.
Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят виды цветочного оформления, в которых используют растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую – растения с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью – цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, применяют как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) – цветники правильной или неправильной формы, создаваемые на фоне стены или плотной посадки, из различных видов цветочных растений, гармонично увязанных в единое целое и обеспечивающих непрерывность цветения.
Ленты – вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый вид цветника. Они создаются для красочного оформления дорог, полян, партеров.
Солитер – отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используют большей частью многолетники, а также летники.
Группа – цветник свободной формы. Такие группы используют для оформления пейзажных, реже – регулярных композиций.
Массив – цветник значительных размеров (цветочная площадь) регулярной и свободной формы. Красочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент цветов состоит преимущественно из летников, в пейзажных парках — многолетников. Широко используются луковичные растения.
Модульный цветник – композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включают цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, воду.
Цветники-выставки – моносады и сады длительного цветения.
Каменистые сады, или рокарии – плоские или холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.
Цветы в емкостях – контейнерах и вазах переносных и стационарных (без дна). Располагают на площадках, улицах, у кафе – там, где устройство обычных цветников невозможно. Следует избегать размещения емкостей на газоне.
Каждый вид цветочного оформления должен иметь свое место в парковой композиции. Цветники, как правило, размещают: на наиболее важных местах – у входов; на входных видовых площадках; на пересечении дорог; в местах тихого отдыха; на полянах; у водоемов, вдоль дорог и т. д.
Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников зависит от места их размещения.
Кроме перечисленных групп, существуют и специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например, георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков их решают в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В VIII- XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивали большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но также четких геометрических форм.
В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. На смену геометрическим приходят живописные групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур. При умелом подборе многолетних растений цветение их продолжается с ранней весны до поздней осени. Многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где надо сохранить яркость красок в течение 2-2,5 мес, весной и летом высаживают однолетние растения.
Использование многолетних или однолетних растений определяется видом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор вида оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветовое оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление – центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других – цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.
При выборе вида цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи.
Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, т. е. он будет близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.
Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого вида – это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры ее компонентов.
Прежде всего, надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут в ней использоваться красивоцветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или те и другие.
Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия.
Надо также подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффективные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения).
Важно помнить о том, что цветочные растения в сочетании друг с другом обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, обогащают и развивают ведущий среди них цвет.
Сочетания различных окрасок могут быть констрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым).
При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета (белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные) кажутся на фоне газона ярче, а другие (синие, фиолетовые, темно-красные) бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженной травостой.
Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.
Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, т. е. правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без этих норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств. Анализ проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.
В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га –1, до 10 га – 2, в городских и микрорайонных садах – 2, в скверах и на бульварах – 3, в насаждениях ограниченного пользования – 0,5.
Каменные композиции
Для создания декоративных композиций рокариев и альпинариев широко используют камни природной формы.
Наилучшим материалом для декорирования городского ландшафта являются крупные камни твердых горных пород – гранит, песчаник, известняк. Хорошо смотрится в композициях и туф. Следует избегать применения колотых камней, которые резко контрастируют с окружающим ландшафтом.
Величину и число камней выбирают в соответствии с размерами участка и увязывают с окружающей растительностью, объектами малых архитектурных форм, водоемами и пр.
Выразительны группы камней, которые составляют законченную композицию, хорошо вписывающуюся в окружающий ландшафт. Группируя камни, следует добиваться объемности композиции. Каждая группа камней по своей композиции должна быть индивидуальной, т, е. различной по размеру, соотношению плоскостей и т. п. Возможных решений может быть много, например камни укладывают с нависанием, большие глыбы нагромождают на малые по размерам камни, один камень оставляют в естественном состоянии, а другому придают простую, удобную для сидения форму и т. п. Интересно может смотреться уголок отдыха в живописном затененном месте, оборудованный с применением камней и колод старых деревьев.
Очень важно разместить камни так, как они обычно встречаются в природе. Плитняк, например, кладут послойно, валуны неправильной формы размещают свободно с учетом общей композиции, углубляя в землю более тяжелую сторону. При создании каменных композиций следует брать камни одной породы.
В сочетании с камнями используют древесно-кустарниковые растения, сосну горную, ель обыкновенную и ее формы, тую западную и ее формы, сосну крымскую, тисе ягодный, можжевельник обыкновенный, виргинский, казацкий, березу бородавчатую, рябину обыкновенную, кизильник горизонтальный, юкку нитчатую, форзицию свисающую, дрок красильный и др. В качестве цветочных растений используют алиссум скальный, иберис вечнозеленый, флокс шиловидный, ясколку войлочную, арабис кавказский, дорони-кум восточный, обристу, очитки и многие другие.
Камни группируют по-разному. Изменяя положение отдельных компонентов, создают разные варианты каменных композиций.
В практике встречаются различные варианты включения камня в композицию городских зеленых насаждений, но во всех случаях он должен способствовать выявлению задуманной идеи пейзажа.
Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др.
Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, прямоугольной и др.). Клумбы размещают в наиболее парадных местах парка — на площадках, в местах пересечения дорог, перед зданиями, у скульптуры. Их относят к регулярным композициям. Располагать клумбы среди полян в пейзажных парках не рекомендуется.
Бордюр — узкая полоса низкорослых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распространенными являются высота 10— 50, ширина 30—60 см.
Рабатка — цветник в виде узкой полосы шириной от 1 до 2—2,5 м. Рабатки окаймляют дороги, реже — цветочные партеры.
Ленты — вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый тип цветника. Они создаются как красочное оформление дорог, полян, партеров.
Солитер — отдельно стоящий экземпляр растения. В качестве солитеров используются большей частью многолетники, а также летники.
Группа — цветник свободной формы. Такие группы используются для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций.
Миксбордер (смешанный бордюр) — цветник вытянутой формы, включающий широкий ассортимент многолетников, луковичных, а также летников, подбор которых должен обеспечивать непрерывное цветение.
Модульный цветник — композиция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В состав модульного цветника включаются цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, вода.
Каменистые сады, или рокарии,— плоские и холмистые, решаются как в свободных формах, так и регулярно.
Цветы в емкостях — контейнерах и вазах. Решаются как переносные и стационарные (без дна). Располагаются на площадках, улицах, у кафе — там, где устройство обычных цветников исключено. Следует избегать размещения емкостей на газоне.
Приемы цветочного оформления: 1 — массив свободной формы и правильной, 2 — рабатка, бордюр, 3 — солитер, группа, 4 — модульный цветник, сад монокультур, 5 — рокарий, цветники в емкостях |
Каждый из видов цветочного оформления имеет свое место в парковой композиции. Цветники размещают прежде всего на наиболее важных участках — у входов, непосредственно на входных площадках или рядом в поле их визуального восприятия; на площадках, являющихся композиционными акцентами — видовых, тихого отдыха, сформированных на пересечении дорог; на полянах; у водоемов; по откосам; вдоль дорог. Определяя места для цветников, необходимо учитывать пейзажные картины и вводить их в состав пейзажных композиций. Форма цветников во многом определяется местом их размещения. На регулярных участках логично придавать им также регулярную форму. Так, на площадках это могут быть клумбы в виде круга, прямоугольника и т. д. или сочетающиеся между собой геометрические фигуры, построенные по типу модульного цветника. На плоскости площадок уместны напольные вазы, вдоль прямых дорог — бордюры, рабатки, цветники в виде регулярных групп, ритмически размещенных вдоль линии движения, или миксбордеры. В пейзажной части цветники должны иметь более свободную форму. Их размещают в виде живописных массивов и групп на плоскости газона, в опушках насаждений, у воды, а также вдоль пейзажных маршрутов в виде рабаток и лент разной ширины, подчеркивающих рисунок дороги. В случаях, когда необходимо получить цветники, подобные красочному рисунку, с четкой линией контуров и однородными цветовыми плоскостями, используют низкорослые, обильно цветущие сорта летников, луковичных, а также ковровые. Для подчеркивания индивидуальных особенностей растений высаживают солитеры, создают миксбордеры и группы из многолетников, луковичных и летников. В каждом случае цветочное оформление решается индивидуально.
Занимаясь цветочным оформлением городских территорий, приходится решать два основных вопроса: соблюдение принципов архитектурно-художественной композиции цветочного оформления и количественных показателей для различных категорий городских насаждений.
Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяются различные типы цветочного оформления.
Клумбы— небольшие, компактные (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10—15 м 2 и очень редко достигает 50 м 2 и более. По форме клумбы бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными (рис. 8). Чаще всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; различного рода ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки — участки прямоугольной формы, засаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1— 1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м.
Бордюры — узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Обычно ширина бордюров не превышает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.
Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят типы цветочного оформления, в которых используются растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую — растений с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью — цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, цветущих или ценных своей декоративной листвой, применяются как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) — широкие полосы правильной или неправильной формы, засаженные в основном группами многолетних цветущих растений, обеспечивающих непрерывное цветение.
Партеры — озелененные участки правильной геометрической формы и в большинстве симметричной планировки с преобладанием травянистых растений. Чаще всего партерам придают прямоугольную форму с соотношением сторон 1:2—1:4 и устраивают их, как правило, на ровных, полностью обозреваемых участках. Если же отведенный участок имеет довольно значительный уклон, то партер делают в виде двух и более террас, отделенных друг от друга подпорными ; стенами или откосами. Партер бывает с дорожками и без них. Одна из отличительных черт его — четкое отграничение от прилегающих участков.
В композицию партера могут быть включены фонтаны, декоративные бассейны, скульптуры, беседки, перголы, трельяжи. Как составные части партера используются клумбы, рабатки, бордюры, одиночные и групповые посадки травянистых растений, а также отдельные экземпляры, группы и рядовые посадки деревьев и кустарников. Обычно в партерах значительная часть площади отводится под газоны, чтобы создать основной фон для композиции, а иногда весь партер представляет собой газон.
Кроме того, существуют специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например: георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков они решаются в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, пергол, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В XVIII и XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивались большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но тоже четких геометрических форм.
В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. Принципы пейзажной планировки находят применение и при цветочном оформлении. На смену геометрическим приходят групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур, которые обладают преимуществами по сравнению с однолетними. При умелом подборе многолетних растений цветение их в цветниках продолжается с ранней весны до поздней осени. Более 20 видов из них цветут в апреле и мае (в средней полосе страны), а однолетние начинают цвести только во второй половине июня. Многие виды многолетних растений цветут в октябре, когда летние уже давно отцвели. К тому же оформление из многолетних растений более экономично. Но все это вовсе не означает, что в цветочном оформлении надо совершенно отказаться от однолетних цветов, поскольку многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где нужно сохранить яркость красок в течение 2—2,5 месяца, высаживают однолетние растения.
Использование многолетних или однолетних растений определяется типом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор типа оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветочное оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление — центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других — цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.
При выборе типа цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи, поскольку создание красивого цветочного убранства — многогранная проблема. При ее решении берут во внимание множество факторов: время цветения и окраску растений, высоту и форму кустов, биологические особенности и т. д.
Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, то есть будет ли он близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.
Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого типа — это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры всех ее компонентов.
Прежде всего надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут ли в ней использованы красиво-цветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или же те и другие. Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия.
Затем надо подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффектные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения), опираясь на основные положения теории цветоведения.
По тому впечатлению, которое разные цвета производят на зрителя, их подразделяют на теплые и холодные. Красные, оранжевые и желтые оттенки, близкие по колориту к бликам огня, называют теплыми, а цвета синевато-зеленоватой гаммы, напоминающие отблеск льда, — холодными.
Разные цвета, взятые в отдельности или в сочетании друг с другом, обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, воспринимают оттенки соседних.
Сочетания различных окрасок могут быть контрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым), а сочетание цветов, расположенных в цветовом круге рядом, — дисгармоничные.
При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета — белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные — кажутся на фоне газона ярче, а другие — синие, фиолетовые, темно-красные — бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженный травостой.
Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.
Нормирование цветочного оформления. Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, то есть правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без таких норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств.
Анализ практики и соответствующих проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.
В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га — 1, до 10 га — 2, в городских и микрорайонных садах — 2, в скверах и на бульварах — 3, в насаждениях ограниченного пользования — 0,5.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЦВЕТОЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Цветочное оформление – неотъемлимая часть различных объектов озеленения. Используемые в нем декоративные травянистые растения являются носителями наиболее чистых и разнообразных цветов в природе многих зон земного шара.
Цвет – это наиболее сильнодействующая на человека и прежде всего воспринимаемая им характеристика предметов, так как он воздействует даже на пассивно воспринимающий мозг, в то время как для восприятия формы, тектонической структуры предмета требуется активная организующая работа мозга.
Цветочное оформление проектируется с учетом окружающей среды, поскольку деревья и кустарники, газоны и лестницы, дорожки и площадки, водоемы и фонтаны, здания и сооружения, рельеф и иные элементы городской среды существенно влияют на выбор композиционного решения цветника и входят в его композицию.
В связи с этим в цветочное оформлении наиболее современный характер имеет ландшафтный стиль, с помощью которого достигается гармоничное соединение городской застройки с элементами природы.
Цветники, выполненных в ландшафтном стиле, воздействуют на восприятие человека сочетанием разных цветовых пятен, цвет которых обусловливается окраской цветочных растений. Ландшафтные композиции действуют успокаивающе, вызывая ассоциации с естественными ландшафтами и, что немаловажно, позволяют значительно расширить ассортимент декоративных растений за счет представителей местной флоры и перспективных интродуцентов.
Регулярный стиль сохраняется в цветочном оформлении парадных и наиболее посещаемых мест, так как соответствует здесь архитектурно-планировочным решениям городских и сельских ансамблей прошлых лет.
Сегодня регулярные цветники стали композиционно проще, лаконичнее, но вместе с тем красочнее и ярче. Они воздействуют на восприятие человека своим рисунком и потому требуют ближнего плана для просмотра. Человек должен подойти к ним почти вплотную, чтобы оценить композицию.
В теории и практике озеленения городов и населенных мест отсутствует единая общепринятая классификация видов цветочного оформления, что создает трудности при выборе и построении цветников. Согласно классификации Н.В.Осиповой, виды цветочного оформления могут быть составлены либо из регулярных, либо из ландшафтных элементов цветочного оформления.
К регулярным элементам мы относим бордюр, рабатку, клумбу и цветочный контейнер, к ландшафтным – солитер, группу и массив. Виды цветочного оформления – это партер, миксбордер, цветочная поляна, цветочная опушка, цветущий газон, сад непрерывного цветения, каменистый сад (рокарий, альпинарий, альпинетум), моносад, минисад, водяной сад, модульный цветник.
Регулярные элементы цветочного оформления
Бордюр (в переводе с французского – окаймление) представляет собой полосу из цветов шириной до 50 см.
Основное назначение его – подчеркнуть отдельные элементы цветочного оформления или отграничить переход от одних к другим.
В ассортименте однолетние, реже компактные низкие многолетние растения: агератум, алиссум, тагетес, лобелия, калистефус, сальвия; маргаритка, виола, незабудка; низкие сорта флоксов, ирисов, астильбы, хоста (пестролистная, узколистная, широколистная), примула, резуха альпийская, гвоздика перистая, горечавка, арабис, иберис; некоторые луковичные – сцилла, крокус, нарцисс, тюльпан.
Сохраняют четкие линии и формируют ровную поверхность бордюра коврово-черенковые растения – иризине, сантолина, гнафалиум, ахирантес, перилла и другие.
Рабатка (в переводе с немецкого языка – грядка) - полоса цветочных растений шириной от 0,5 до 1,5 м.
Высаживают растения продольными рядами или в шахматном порядке, иногда создают рисунок. Можно использовать разнообразные мотивы декоративно-прикладного искусства. Чередование ярких поперечных полос может напоминать домотканные ковры, живописные пятна на фоне газона в виде орнамента или геометрические фигуры.
Оформление может быть стационарным и сменным. Ассортимент цветочных растений подбирают с учетом размеров и назначения рабатки, а также экологических условий. Наряду с однолетними (см. ассортимент для бордюра) широко применяют и многолетние – ирис, хосту, пиретрум, гайлярдию, люпин, астильбу, аквилегию, флокс, пион, аконитум, колокольчик и др.
Клумба (в переводе с английского языка – цветник правильной геометрической формы).
До недавнего времени она была обязательным элементом в парках, скверах, на пересечении дорожек, у зданий, фонтанов, причем в любом населенном пункте независимо от региона.
Ассортимент цветов используют самый разнообразный, но преимущественно летники. Сложный узорчатый рисунок требует наряду с большими затратами труда и средств немало умения по устройству и содержанию клумб.
По форме они могут быть миниатюрными и крупными, простых геометрических очертаний или представлять собой сложный причудливый рисунок, но чаще конфигурация – простая по форме (квадрат, прямоугольник, круг) и привязанная к окружающей планировке, зданиям, перекресткам дорог и дорожек. Иногда клумбы устраивают в виде эмблем, надписей, цветочных часов из различных растений.
Цветочный контейнер как элемент объединяет различные переносные формы с высаженными в них цветочными растениями: напольные вазы, подвесные цветники, цветочные башни и др.
Подобные переносные формы используют в тех случаях, когда нельзя устроить стационарное цветочное оформление, главным образом - в наиболее посещаемых местах и на территории с плотной застройкой, где практически вся площадь покрыта плиткой, асфальтом, гравием или другим дорожным покрытием: на площадях и улицах, у кафе и магазинов, театров и кинотеатров.
В качестве контейнеров применяют самые разнообразные емкости: керамические, плетеные, выдолбленные из дерева, пластмассовые, металлические. Напольные вазы и подвесные цветники могут иметь шестигранную, прямоугольную, трапецеидальную и иные формы, что позволяет составлять разнообразные цветники.
В цветочные контейнеры лучше сажать растения с неглубокой мочковатой корневой системой – агератум, алиссум, бадан, бегонию, вербену, герань, настурцию, лобелию, седум, фуксию, хосту и др.; очень эффектны ампельные формы некоторых из них.
Ландшафтные элементы цветочного оформления
Солитер - одиночное растение.
Назначение солитера – украшать и подчеркивать важные места озеленяемого объекта: вход в здание, повороты дорожек, опушку и т.д.
В ассортименте многолетники с крупной оригинальной мечевидной или рассеченной листвой, красивыми цветками или обильным цветением. Это может быть высокий куст клещевины или пиона на фоне газона, пышный куст ажурной децентры, красивы также ревень лекарственный и пальмовидный, боккония, амарант хвостатый, сенециум, вербаскум, борец фиолетовый гибридный, двухцветный и пирамидальный, астильба Тунберга, Арендза и японская, арункус, синеголовник приморский и гигантский, ясенец, ежовник, бузульник, роджерсия.
На каменистых места живописен вейник, у воды – рогоз, в тенистых местах – папоротник, хоста.
Группа – элемент цветочного оформления со свободными и живописными очертаниями размером от 3-5 до 40-60 кв.м. Размер ее определяется местом расположения, окраской и размерами растений, окружающей средой.
Группы могут быть простые (из одного вида растений) или сложные (из нескольких видов), служит самостоятельным элементом цветочного оформления или вспомогательным.
Для создания простых групп пригодны почти все многолетние виды цветочных растений как особо декоративных с крупными махровыми цветками, так и с малозаметными. Чаще всего используют аконитум, астильбу, астру многолетнюю, георгин, горицвет, гладиолус, диклитру, канну, ирис, крокус, лилейник, мак, нарцисс, тюльпан, сциллу, пион, солидаго, хосту.
Сложные группы создают из многолетников разной высоты и окраски. На переднем плане размещают низкие, высокие – в центре или на заднем плане. Как правило, сложная группа состоит из двух-трех видов растений, при большом их количестве это уже переходный элемент к более сложному – миксбордеру.
Массив - крупномасштабный элемент цветочного оформления (80-1000 кв.м.) неправильной формы и самой разнообразной конфигурации. Контур образуют многочисленные извилины, углубления, выступы, придающие массиву естественный вид. Он должен быть однороден по высоте, густоте и желательно по цвету.
Ассортимент декоративных растений ограничен: как правило, - два-три вида, образующих по цвету контрастное или гармоничное сочетание. Чаще массив создают из многолетников, летники же и двулетники используют лишь в отдельных случаях. По окраске наиболее пригодны растения ярких, насыщенных тонов.
Для одноцветных массивов используют пион, нивяник, монарду, тюльпан, нарцисс, гиацинт, хризантему, астру, рудбекию, флокс, гелениум и др.
Эффектны двуцветные массивы из белых нарциссов и красных тюльпанов, белых и фиолетовых крокусов, фиолетовых ирисов и оранжевых купальниц, розовых флоксов и синих дельфиниумов, белого нивяника с малиновой монардой, лиловых астр с золотисто-желтым солидаго, белой ахиллеи с синей вероникой, желтого гелениума с синим флоксом метельчатым, белого пиона с кремовой астильбой и др.
Для трехцветных массивов можно рекомендовать седум прекрасный, стахис шерстистый и астру новоанглийскую и др.
Виды цветочного оформления
Партер – вид цветочного оформления, представляющий участок идеально выровненный, симметричной планировки, строгой геометрической формы с соотношением сторон от 1:2 до 1:7; он должен единовременно охватываться взором человека.
На территории со значительным уклоном устраивают две и более террасы, отделенные друг от друга подпорными стенами и откосами.
Раньше партеры создавали с виде сложной системы клумб, рабаток и бордюров, напоминающей затейливый орнамент, с применением песка, мраморной крошки, дробленого кирпича, каменного угля и ракушечника., а также с фигурными дорожками, пересекающими всю площадь.
Современный партер – это высококачественный ухоженный газон с размещенными на нем в одном случае клумбами геометрической формы, рабатками и бордюрами, в другом – группами и солитерами многолетних видов цветочных растений.
Большая часть площади отводится под газон, который и создает основной фон всей композиции. Помимо цветочных растений высаживают отдельные деревья и кустарники (в том числе хвойные), подстриженные или представляющие собой садовые формы – конусовидные или колонновидные, пирамидальные, плакучие, шаровидные.
Партер целесообразно располагать перед зданием, у главного входа в парк и других парадных его частях, на территории мемориальных комплексов и иных участках, связанных с массовым посещением.
Миксбордер (в переводе с английского языка – смешанный бордюр) – вытянутая полоса правильной или неправильной формы шириной 1,5-3 м и более, создаваемая, как правило, из групп и солитеров многолетних цветочных растений.
Иногда в композицию включают одно- и двухлетние цветочные растения, а также невысокие декоративные деревья и кустарники.
Ассортимент растений должен быть подобран с эффектом непрерывного цветения, обеспечивающим красочность, живописность миксбордера в течение всего вегетационного периода. Поэтому вводят большое количество разных видов, предпочтительно с обильным и продолжительным цветением, различающихся сроками цветения, габитусом и окраской.
Наибольшее пространство отводят для низких растений, наименьшее – для высоких. Самые высокие (дельфиниум, золотарник, георгин, девясил и др.) высаживают на заднем плане, в середине – средней высоты (флоксы, ирис, диклитру, пионы, астильбы и др.), на переднем плане – низкие, ковровые и стелющиеся (седумы, арабис, маргаритки, алиссум, камнеломки, печеночницы и др.); переход от одних к другим должен быть равномерным по вогнутому профилю.
Примерно 70-80% площади должны занимать цветочные растения, остальную - газон. В композицию можно вводить также декоративные элементы природного ландшафта – стволы и корневища деревьев, валуны и пр.
Участок рекомендуется разрезать дорожками, устраивать площадки для отдыха, декоративные бассейны, устанавливать скамьи и малые архитектурные формы.
Цветочная опушка - цветник природного характера, представляющий собой ленту разной ширины, окаймляющую группы и массивы деревьев и имеющую ломаную линию контура с выступами и западинами.
Ассортимент растений, как правило, ограничен несколькими видами многолетних растений.
Устраивают такие опушки для создания плавного перехода по вертикали от газона к группе кустарников и деревьев, для декорирования или маскировки нижних некрасивых частей стволов деревьев и кустарников, но они могут быть и самостоятельным декоративным элементом оформления территории.
Размещение растений ступенчатое: от высоких, служащих продолжением кустарников, к средним и низким, связывающим цветник с газоном. В большинстве случаев опушки размещают на значительном расстоянии от видовой точки, в глубине поляны.
Чтобы растения хорошо просматривались издали, они должны иметь либо яркую окраску, либо крупные цветки или обильное цветение (дельфиниум, флокс, пиретрум, рудбекия, нивяник, гелениум), либо крупные орнаментальные или линейные листья (роджерсия, боккония, ирис, лилейник, ревень, хоста, лигулярия).
Цветущий газон – своеобразный вид цветочного оформления, создаваемый из газонных трав и цветочных растений.
Для создания цветущего луга можно использовать следующие смеси:
а) свинорой (бермудская трава), тимофеевка луговая, ежа сборная, овсяница луговая, райграс пастбищный, гребенник обыкновенный, клевер розовый, белый, красный и ползучий, нивяник, василек луговой, поповник тысячелистниковый, кровохлебка аптечная, шалфей лесной;
б) овсяница красная, райграс пастбищный, мятлик луговой, гвоздика дельтоидес, ромашка обыкновенная, василек голубой, колокольчик карпатский, мак альпийский (для районов с достаточным увлажнением).
Сад непрерывного цветения – вид цветочного оформления, создаваемый из цветочных растений, различающихся сроками цветения, а также высотой, окраской и величиной соцветий.
Основу ассортимента составляют красивоцветущие многолетние растения, используются луковичные и однолетние травянистые, красивоцветущие кустарники и деревья.
Площадь такого сада может составлять от нескольких десятков квадратных метров до нескольких гектаров. Применяют все элементы цветочного оформления – клумбы, рабатки, бордюры, цветочные контейнеры, солитеры, группы, массивы.
Сад должен включать экспозиции весеннего, летнего и осеннего цветения, а также осенней окраски листьев и плодов, которые создают своеобразный живой цветочный календарь.
Моносад (монокультурный цветочный са д) создают из большого количества сортов одного вида цветочных растений или красивоцветущих кустарников. Реже – из имеющих одинаковую окраску цветков, но разных видов, высоты, габитуса и неодинаковых сроков цветения.
Композиционно он представляет систему групп и солитеров разной величины, с дорожно-тропиночной сетью, малыми архитектурными формами, водоемами, местами для отдыха.
Ассортимент – примулы, флоксы, георгины, пионы, хризантемы, гладиолусы, розы, сирень и др.
этого карманы; дорожки или площадки часто выкладывают плитами.
Миниатюрные каменистые сады занимают очень небольшие участки: палисадники, ограниченные площадки перед домом, придомовая полоса и т.п. Устройство их такое же, как горок, но в миниатюре. Для него можно использовать бетонную или каменную вазу, соорудить каменную клумбу (с каменным поребриком).
Водяной сад - вид цветочного оформления прибрежной полосы водоема и его поверхности.
В прибрежной полосе чаще используют многолетние растения – ирисы, лилейники, нарциссы, астильбы, примулы, незабудки, болотные фиалки; из деревьев и кустарников –иву, можжевельник казацкий, дерен, барбарис, лещину, боярышник, ольху черную. Большинство из них своими корневыми системами предохраняют берег от размыва.
Растения, используемые для украшения водной поверхности, можно разделить на плавающие (водокрас, рдест плавающий), водные (кувшинка, кубышка желтая) турча болотная) и мелководные (белокрыльник болотный, пушица узколистная, касатик золотистый, стрелолист обыкновенный, калужница болотная).
Модульный цветник – распространенный вид цветочного оформления, построенный на основе геометрической системы модулей с разным или однородным заполнением (газон, цветочные растения, вода, инертные материалы и т.п.).
Модуль – это определенная величина, которой кратны все входящие в композицию элементы, следовательно здесь обеспечивается их соразмерность и взаимозаменяемость. Его можно применять при устройстве партеров, моносадов, цветочных контейнеров и иных видов цветочного оформления.
Если в качестве модуля выбран размер плит, из которых устроено декоративное мощение, размеры и площадь отдельных цветников пропорциональны им в соотношении: 1:1, 1:2, 1:3 и т.д. Размеры модуля и пропорции сохраняются и для остальных элементов благоустройства – скамеек, водоемов, подпорных стенок, беседок и т.п.
Модульные цветники можно устраивать со сменным оформлением (растений, газона и других заполнений) или с частичной заменой растений, тогда в системе модулей одного цветника можно изменить всю композицию и таким образом обновлять, разнообразить модульный цветник не только по сезонам, но и в любое удобное для этого время, а также в случае необходимости.
Принципы выбора ассортимента цветочных растений
Характеристики ощущения цвета. Цвет тела определяется характером отраженных от его поверхности световых лучей. Все
цвета несамосветящихся тел, к которым относятся и растения, разделяются на ахроматические и хроматические. Первые из них (черный, белый, серый) характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого образца (магниевой пластинки, молочного стекла) и выражается коэффициентом яркости; вторые (красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый, имеют следующие характеристики: цветовой тон, насыщенность, светлоту, или ощущение яркости.
Ц в е т о в о й т о н - основная характеристика ощущения цвета, определяемая доминирующей длиной волны лямбда. Цветовых тонов в видимом спектре имеется около 130 и еще 20-30 пурпурных получается при смешении излучений начала и конца видимого спектра.
Основные цвета спектра представлены в цветовых кругах и звездах, дополнительных и контрастных. В круге дополнительных на концах диаметров располагаются цвета спектра, которые при смешении их световых потоков на экране дают ахроматический цвет
Н а с ы щ е н н о с т ь - характеристика, позволяющая различить два цвета, имеющих один и тот же цветовой тон, но разную степень хроматичности. Наибольшая степень насыщенности (100%) присуща спектральным тонам. Она уменьшается при прибавлении белой или серой краски; измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.
С в е т л о т а (или ощущение яркости) - характеристика, показывающая общее между ощущением хроматического и белого цветов. На практике выражается коэффициентом яркости, определяется в процентах от яркости магниевой пластинки или молочного стекла.
При составлении различных цветосочетаний все характеристики имеют важное значение, но особое место занимает яркостная (светлотная), значения коэффициентов которой приведены в таблице.
Читайте также: