Crossfire это в пк
24 мая, в Москве, в самый разгар жаркой весны, сотрудники фирмы ATI провели конференцию, посвященную описанной в этой статье технологии, подробностям новой игровой приставки Xbox 360 и другим не менее полезным вещам. Было здорово, спасибо Николаю Радовскому и другим представителям компании за полезную информацию и очень компетентные ответы на вопросы!
А теперь, не мешкая, перейдем к сути статьи:
ATI CrossFire — так официально называется канадский ответ на NVIDIA SLI, о котором шептались и «подозревали» технологические форумы сети еще полгода назад. Есть ли отличия? Да, несомненно. Есть ли преимущества? Судя по всему, да, и весьма значительные. Через некоторое время мы опубликуем тесты и практические исследования аспектов качества, а пока исследуем теоретические и архитектурные стороны и попробуем спрогнозировать тенденции и результаты. Общая архитектура CrossFire
Основная цель технологии — организация совместной работы двух графических ускорителей над построением изображения. Причем, архитектура должна быть не только эффективной (высокий КПД, низкая стоимость дополнительных схем, доступность для простых частных покупателей и энтузиастов), но и удобной в использовании (совместимость с уже существующими программами и даже с уже существующими аппаратными решениями, прозрачность, простота и надежность). Требований очень много, и, забегая вперед, похвалим ATI за качественный и очень продуманный подход при решении этих задач. Итак, нам предложена вот такая архитектура:
Несколько ускорителей (в варианте для пользователей их два) формируют собственную часть изображения, и выводят её через TMDS трансмиттеры в общепринятом цифровом стандарте DVI. Затем информация попадает в «черный» (на схеме — красный) ящик под названием Composing Engine, устройство, которое собственно и осуществляет совмещение результатов работы ускорителей для получения финального изображения. На выходе из этого красного ящика — вновь стандартный цифровой DVI сигнал, но на этот раз — уже финального кадра, собранного из двух порций данных, рассчитанных обоими VPU. Для устранения проблем с синхронизацией, Composing Engine содержит собственную буферную память, что позволяет этому устройству накапливать данные асинхронно, и, затем, по мере готовности обоих ускорителей, формировать и выдавать результирующий кадр. Таким образом, четкая синхронизация работы VPU не требуется, достаточно двух фактов — каждый VPU должен знать, какую часть данных ему надо рассчитать, и каждый VPU должен закончить передачу рассчитанных данных в этот «красный ящик», Composing Engine. После этого будет осуществлена передача кадра на устройство вывода, в формате DVI или (если нам нужен аналоговый сигнал) на внешний графический DAC, преобразующий цифровой DVI поток в стандартный аналоговый VGA сигнал.
Основные алгоритмы взаимодействия ускорителей
-
Разделение экрана на несколько непересекающихся зон (Scissor, также известно как Slicing). Это решение используется в современной технологии NVIDIA SLI, и во многих специальных решениях, таких как симуляторы для обучения пилотов (несколько окон тренировочной установки, модели самолета), большие информационные мультиэкраны и т.д.
Для двух VPU будет происходить вертикальное разделение финального кадра на две зоны. Интересно, что граница зон не обязательно должна проходить по середине кадра и может выбираться динамически, исходя из сложности той или иной части изображения — грубо говоря, в верхней половине может оказаться меньше объектов, чем внизу (небо) и тогда один из ускорителей будет простаивать, что может быть скомпенсировано увеличением его зоны ответственности. Задача подобной динамической балансировки нетривиальна, и требует анализа сцены, что не всегда удобно. Этот метод хорош для сбалансированных по критерию геометрических вычислений / закраска приложений, так как в идеале (при правильном адаптивном делении кадра на зоны ответственности), позволит им поровну распределить и геометрическую и пиксельную нагрузку по двум ускорителям.
- Делит и геометрическую и пиксельную нагрузку
- Высокая степень асинхронности работы VPU
- Ускоритель полностью владеет своей подотчетной зоной изображения результата
- Требует балансировки на лету зон для равномерного распределения нагрузки
- Могут быть проблемы с AA на стыке зон
- Требует заметного вмешательства в драйвер и потому высока вероятность неожиданной и неверной работы некоторых приложений
- Делит пиксельную нагрузку ровно поровну
- Очень точная балансировка нагрузки между VPU
- Можно использовать для новых методик AA (SSAA)
- Прозрачен для приложений и почти не требует модификации драйверов, мала вероятность неверной работы приложений
- Не делит геометрическую нагрузку и потому требует существенного запаса в геометрической производительности
- Требует достаточно синхронной работы ускорителей и соответственно отсутствия различия их скоростных и прочих характеристик
Какой из них избрали специалисты ATI? Оставайтесь с нами, об этом чуть позже. А пока перейдем к конкретике реализации CrossFire в «железе». Как же вышеописанный метод «красного ящика», объединяющего изображения, был исполнен ATI на практике? Вот так: Конкретика CrossFire
Вот почему статья называется «Асимметричный ответ» ;-) Оказывается, инженеры ATI решили поместить описанный выше «красный ящик» (С Engine на схеме) на одну карту, «главную», и передавать на него данные со второй карты через обычный внешний DVI разъем. Тем самым, создав решение, совместимое с уже существующими картами, выпущенными до появления CrossFire! Разве это не здорово — если у вас уже есть PCI-Express карта ATI с DVI выходом, то вам достаточно докупить специальную CrossFire карту, соединить DVI выход старой карты с новой при помощи специального провода, который идет в комплекте. И ваша суперсистема готова. На выходе новой карты вы получите уже собранное Composing Engine, по результатам работы обоих ускорителей изображение, в DVI или аналоговом VGA формате.
На карте с технологией CrossFire установлен специальный разъем, напоминающий DVI, но имеющий большее число контактов, на схеме он обозначен как DMS. Через этот разъем в карту попадает DVI сигнал с первой карты, через него же из карты выходят сигналы DVI и аналогового VGА результирующего изображения, собранного красным ящиком. Кроме того, на исходной карте остается незадействованным второй выход (DVI+VGA или только VGA), а также TV-Out, а на карте CrossFire — тоже есть второй DVI+VGA. Все эти выходы, не участвующие в совместном построении изображения, разумеется, могут быть использованы для дополнительных мониторов и других стандартных применений в «мирное», не игровое время, но на них естественно нельзя выводить совместное изображение, рассчитанное обоими ускорителями в режиме CrossFire — оно поступает только на выходы разъема DMS.
А теперь самый интересный вопрос. Внимание, знатоки. Какой алгоритм разбиения изображения был выбран ATI для реализации в своем «красном ящике»?
Физически, на CrossFire карте «красный ящик» представляет собою не специальный чип с жестко запрограммированным в него алгоритмом работы, а небольшой универсальный чип с программируемым массивом логических вентилей. Этот небольшой чип содержит в себе гибко настраиваемую схему логических элементов и буферную память для хранения промежуточных результатов, а алгоритм его работы задается драйверами, загружающими в него соответствующую схему связей. На данный момент ATI реализовали все три выше описанные методики, но это не значит, что в будущем не появятся новые, улучшенные или гибридные решения по разделению нагрузки на два ускорителя. Все, что будет необходимо — просто обновить драйверы. Не удержусь и второй раз похвалю инженеров ATI за элегантное решение — мало того, что такой подход существенно снизил стоимость разработки и внедрения CrossFire, он позволил выбирать для каждого конкретного применения режим, оптимальный с точки зрения КПД (из доступных) и, тем самым, во многом застраховал наши инвестиции в мультичиповое решение от капризов конкретных игр и приложений.
- Мы можем использовать старую карту, уже установленную в нашей системе * , надо купить вторую CrossFire карту и системную плату с двумя графическими слотами PCI-Express (если такой еще нет).
- Мы можем выбирать для каждого конкретного приложения оптимальный метод взаимодействия ускорителей при построении изображения. Причем, мы можем предоставить этот выбор драйверу, и тогда он будет сверяться со списком заранее проверенных ATI приложений, для которых уже подобрана оптимальная установка, или установит самый надежный с точки зрения прозрачности для приложения Tiling метод, если приложение ему не известно. А можем выбрать метод самостоятельно, поэкспериментировав с результатами в конкретном приложении, заботясь о КПД или о максимальном качестве изображения.
- Мы можем получить, в будущем, новые режимы и методы взаимодействия.
- Мы можем на лету, не перезагружая систему, включать и выключать CrossFire, а также менять режимы его работы.
- У нас появляются новые методы AA — когда к 2, 4 или 6 семпловому MSAA в каждом чипе, добавляется еще и 2хSSAA — усреднение результатов в Composing Engine. В итоге получается уже знакомая нам по продуктам NVIDIA гибридная формула. В случае ATI, доступны два новых режима (пока) — SS2х(MS4x) SS2х(MS6х), которые почему-то названы ATI «10хAA» и «14хАА», что не совсем точно ;-) скорее, надо было назвать их «2*4хAA» и «2*6xAA». Разумеется, в таких режимах устанавливается различное расположение отсчетов MSAA для первого и второго ускорителя, только тогда это сглаживание будет иметь смысл. Но, как мы знаем, у чипов ATI паттерн отсчетов гибко задается на сетке 4х4, и таким образом мы можем разместить там два набора по 6 отсчетов так, чтобы они не пересекались.
- Мы можем использовать совместно карты разных производителей (например, ASUS и Sapphire в одной упряжке)!
* При условии, что у вас есть системная плата CrossFire Edition
- Ее очень легко адаптировать к другим существующим (X700 и иже) и будущим решениям ATI. Фактически, любая новая флагманская карта ATI может выходить сразу и в исполнении с этой технологией
- Будут проверены и признаны совместимыми новые системные платы с двумя графическими слотами, в том числе на чипсетах Intel и, возможно, даже на чипсетах NVIDIA.
- Позже эта технология может быть масштабирована дальше, не секрет, что по аналогии с процессорами через пару лет могут появиться многоядерные или многочиповые ускорители в одном корпусе, и тогда станут возможными схемы 2*2 (две карты с двумя ускорителями на каждой).
Теперь немного совсем приземленной конкретики. Для начала цены и доступность:
Причем, на прилавках магазинов CrossFire карты будут уже в конце июня, начале июля.
Вот такие данные по производительности решений с двумя картами, CrossFire X850 XT в сравнении с NVIDIA SLI 6800 Ultra приводит ATI (внимание: в обоих случаях задействованы две карты):
Для разрешения 1600х1200 (4xAA 8xAF)
Воздержимся от комментариев до получения собственных результатов скорости и качества работы этой технологии, а пока же отметим, что SLI работает лишь с ограниченным (причем сильно ограниченным) числом игр, в чем очень заметно проигрывает CrossFire, и, требует покупки двух новых карт, что также не может считаться большим плюсом по сравнению с CrossFire. Которая (потенциально) применима к практически миллиону уже существующих владельцев продуктов на базе всех карт семейства X800 и X850, без необходимости продавать свою старую карту.
Два самых актуальных вопроса: удастся ли ATI удержать это технологическое первенство? Ведь следующее поколение продуктов NVIDIA может взять на вооружение лучшие находки канадских специалистов в том или ином виде. И почему технология называется CrossFire — не имелась ли в виду одноименная машина фирмы Chrysler ? ;-)
Разумеется, реально очень многое будет зависеть от соотношения цена / производительность в конкретных играх. А также от наличия проблем с качеством изображения и совместимостью. Все эти аспекты мы исследуем в ближайшее время, а пока же подведем промежуточный итог:
Инженеры ATI создали очень выгодную, гибкую и удобную архитектуру многочипового рендеринга, нацеленную на конечных пользователей и игровые приложения. На бумаге перспективы CrossFire выглядят более заманчиво, чем NVIDIA SLI, а архитектурное решение можно (и нужно) признать более изящным и продуманным. В активе и совместимость с уже существующими картами и работа со всеми приложениями, и гибкий выбор метода совместной работы ускорителей. Разумеется, подобная технология нацелена на достаточно узкую нишу энтузиастов, и не принесет компании особенной сверхприбыли, но не следует забывать, что лидерство в абсолютном зачете, которое может обеспечить CrossFire, несомненно, скажется на продажах mainstream продукции ATI в лучшую сторону, а технологическое лидерство в такой области — не менее осязаемый и ценный вклад в имидж компании.
CrossFire – Multi-GPU технология компании ATI (в настоящее время – подразделение AMD), позволяющая объединять несколько видеопроцессоров Radeon для работы над построением одного 3D-изображения.
Изначальная реализация этой технологии (для чипсетов серий X800 и X1800) подразумевала использование так называемой «мастер-карты» и внешнего Y-образного кабеля со специальным чипом, объединяющим передаваемые двумя картами фрагменты изображения в единую картинку. Однако развития такой вариант объединения видеокарт не получил, и в дальнейшем ATI, как и nVidia в своей технологии SLI, стала использовать для обмена информацией между объединёнными в массив картами внешние мостики.
Необходимым условием для объединения в массив двух или более карт (в настоящее время - до четырёх GPU, т.е. можно объединить четыре однопроцессорных карты или две двухпроцессорных) является принадлежность видеокарт к одному поколению, например, можно объединить 4870X2 с 4870 или 4830 с 4870, но объединить, допустим, Radeon X1950 с HD3850 не получится никак.
Современный вариант технологии CrossFire официально называется CrossFireX, иногда CrossFire для удобства сокращается до "СF"(не путайте с CompactFlash).
Объединение дискретной (отдельной) видеокарты со встроенной в чипсет материнской платы называется Hybrid CrossFire и сопровождается рядом дополнительных ограничений, этой технологии посвящена отдельная статья - FAQ.
При объединении карт в массив каждый видеопроцессор работает со своей копией набора текстур и геометрических данных, поэтому фактический объём видеопамяти равен наименьшему из объёмов видеопамяти, доступных каждому из работающих совместно видеопроцессоров, т.е., допустим, при объединении двух карт с объёмами видеопамяти в 512Мб и 256 Мб мы получим эффективный объём видеопамяти в 256Мб.
Эта же особенность относится и к видеокартам, построенным на базе двух видеопроцессоров (опознаются по суффикcу «X2» в названии), при заявленном общем суммарном объёме видеопамяти фактически такая карта является эквивалентом карты с вдвое меньшим объёмом видеопамяти и соответствующим образом опознаётся в 3D-приложениях.
- Результирующая производительность массива видеокарт максимальна, когда каждая из видеокарт, входящих в него, подключается к чипсету максимально возможным для неё числом линий PCI-E, т.е. использует полноценный слот PCI-E 16x. Наличие двух таких слотов характерно для материнских платах на «топовых» чипсетах – Intel X38/X48/X58, AMD 790FX и т.п.
Поэтому если собирается СF-система на основе «топовых» видеокарт вроде Radeon HD4890, то использование подобных материнских плат желательно (для достижения максимальной производительности), а если используется объединение двух двухчиповых карт вроде 4870X2, то - обязательно. - При использовании «популярных» чипсетов вроде Intel P35/P45, не обладающих достаточным количеством линий PCI-E, фатальное падение быстродействия происходит только при установке одной из видеокарт в слот PCI-E 16x с одной линией, при установке в слот с четырьмя или восемью линиями быстродействие по сравнению с «полноценным» вариантом падает не столь значительно.
- Варианты CrossFire с тремя–четырьмя видеопроцессорами показывают реальное преимущество над такими же конфигурациями с двумя видеопроцессорами только в «сверхтяжелых» режимах (большое, 1680X1050 и выше, разрешение с включенным FSAA), и далеко не во всех играх.
На иллюстрациям ниже можно рассмотреть расстановку мостиков при последовательном объединении двух, трёх и четырёх видеокарт:
AMD CrossFireX (рус. перекрёстный огонь ) — технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более (до четырех графических процессоров одновременно) видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения.
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которая передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
В 2006 году система CrossFire формировалась путём соединения видеокарт Y-образным кабелем с задней стороны карт. В настоящее время (современные видеокарты на 2017 год , например, RX 480 уже не используют гибкие мостики и работают в режиме Crossfire без них) система уже использует специальные гибкие мостики (наподобие SLI, но имеющие свой собственный алгоритм и логику и официально называется CrossFireX.)
Технология была анонсирована на международной выставке Computex 2005 на Тайване.
Содержание
Для построения на компьютере CrossFireX-системы необходимо иметь:
- материнскую плату с двумя или более разъёмами PCI Express x16 (для версий R9-285, R9-290 или R9-290X ещё и с чипсетом AMD или Intel определённой модели, поддерживающей CrossFireX);
- мощный блок питания, как правило, мощностью от 700Вт;
- видеокарты с поддержкой CrossFireX;
- Специальный гибкий мостик CrossFireX для соединения видеокарт. (в старых версиях видеокарт, в более новых он не нужен, и не предусмотрен)
Видеокарты должны быть одной серии (за некоторыми исключениями), но не обязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяются характеристиками чипа наименее производительной видеокарты.
CrossFireX-систему можно организовать следующими способами:
- Внутреннее соединение — видеокарты объединяются с помощью специального гибкого мостика CrossFireX, при этом для соединения более, чем двух видеокарт не нужно использовать специализированные многоразъемные мостики (типа NV >[1] .
Изображение разбивается на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке. Каждая часть изображения обрабатывается одной видеокартой полностью.
Аналог в nVidia SLI — алгоритм Split Frame Rendering
Обработка кадров происходит поочередно: одна видеокарта обрабатывает только чётные кадры, а вторая — только нечётные. Однако, у этого алгоритма есть недостаток. Дело в том, что один кадр может быть простым, а другой сложным для обработки.
Этот алгоритм, запатентованый ATI ещё во время выпуска двухчиповой видеокарты, используется также в nVidia SLI.
Данный алгоритм нацелен на повышение качества изображения. Одна и та же картинка генерируется на всех видеокартах с разными шаблонами сглаживания. Видеокарта производит сглаживание кадра с некоторым шагом относительно изображения другой видеокарты. Затем полученные изображения смешиваются и выводятся. Таким образом достигается максимальные чёткость и детализованность изображения. Доступны следующие режимы сглаживания: 8x, 10x, 12x и 14x.
Аналог в nVidia SLI — SLI AA.
Dual Graphics (ранее Hybrid CrossFireX) — уникальная способность APU линейки Fusion A-серии Llano значительно (по крайней мере в теории) увеличивать общую производительность видеоподсистемы, когда интегрированный GPU работает совместно с подключенной дискретной видеоплатой, дополняя её. Ещё более удивительной является способность Llano работать с GPU, которые быстрее или медленнее чем его собственное интегрированное видеоядро — для корректной работы Dual Graphics не требует идентичного GPU и при этом он не вредит более быстрому GPU, если его производительность ниже, как происходит в CrossFire. Фактически, он приводит в равновесие доступное аппаратное обеспечение для большей производительности (например, если дискретный GPU вдвое быстрее встроенного, драйвер берёт один кадр от APU на каждые два кадра от дискретной карты).
При всей соблазнительтности подобной асимметричной реализации CrossFire, есть серьёзные недостатки:
Во-первых, это работает только в приложениях, использующих DirectX 10 или 11. И если используется DirectX 9 или более ранний игровой движок, то производительность ухудшается до самой медленной из двух установленных графических карт (однако, согласно последним заявлениям AMD, при использовании DirectX ниже 10 версии программы должны обращаться к более быстрой из двух установленных графических карт).
Во-вторых, чтобы Dual Graphics работала, коэффициент графической производительности должен быть по крайней мере «два к одному», если видеокарта в три раза быстрее GPU Llano, то Dual Graphics работать не будет.
В OpenGL Dual Graphics не поддерживается и он всегда работает на GPU, управляющем основным выходом дисплея.
Заядлые геймеры наверняка сталкивались или, по крайней мере, слышали о технологиях, называемых SLI и Crossfire, которые принято относить к графической системе компьютера или ноутбука. В большинстве случаев такие термины применяются больше к стационарным системам (это будет рассмотрено несколько позже). Однако иногда для нормальной работы компьютера потребуется знать, как отключить Crossfire или SLI, когда такие режимы не используются. Об этом сейчас и пойдет речь.
Наверное, начать стоит с того, что, с точки зрения современных компьютерных технологий, SLI и Crossfire представляют собой специализированные режимы, которые поддерживают установку на компьютер двух и более видеокарт.
В стационарных системах два независимых видеоадаптера просто вставляются в специальные слоты, расположенные на материнской плате. Иногда можно встретить ситуацию, когда на «материнке» уже имеется интегрированный графический чипсет, так сказать, «вшитый» в плату, а параллельно с ним устанавливается еще один.
Сейчас мы остановимся на обоих режимах несколько подробнее, а заодно посмотрим, как отключить Crossfire (SLI) несколькими простейшими методами в случае необходимости, тем более что оба режима по технологии функционирования практически не различаются.
Что такое SLI?
Технология SLI, подразумевающая установку нескольких графических адаптеров в систему, была разработана компанией nVidia и подразумевает использование карт только этого производителя.
В принципе, такой режим можно назвать неким условным электронным переходником, который соединяет два видеоадаптера, позволяя объединять их возможности в одно целое.
Что такое Crossfire?
Crossfire представляет собой полную аналогию технологии SLI, однако авторство этой разработки принадлежит не менее известной корпорации AMD.
Интересен тот факт, что, как показывает практика, связка двух и более видеокарт AMD в Crossfire обходится намного дешевле, нежели использование SLI-моста при установке карт nVidia. Кроме того, технология от nVidia не позволяет устанавливать такие связки на все материнские платы подряд. Но если рассматривать вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire Dual Graphics, решение в обоих случаях будет одинаковым. Но сначала рассмотрим некоторые особенности их использования.
Особенности подключения видеокарт в режимах SLI и Crossfire
Во-первых, каждый пользователь компьютерной системы должен четко понимать, что подключать два и более графических адаптера к материнской плате можно исключительно в тех случаях, когда сама «материнка» поддерживает такую возможность.
К примеру, для использования режима SLI плата должна иметь соответствующую маркировку, в противном случае, сколько ни пытайся установить на неё две карты, в связке работать они не будут. То же самое касается и одновременного использования дискретного адаптера и интегрированного. Здесь придется довольствоваться только одним из них.
Во-вторых, следует обратить внимание на тот момент, что для работы в связке по технологии SLI можно устанавливать только видеокарты, базирующиеся на одинаковых чипах (например, nVidia GTX серии 970 и 980, чипсеты серии Titan или две одинаковые карты GeForce 9600 GT и т. д.). Заметьте: связка из 9600 GT и 9800 GT работать не будет.
Другое дело, когда используются карты Radeon. Тут можно использовать «разночиповые» конфигурации, к примеру, Radeon 2600 и 1950. Очень часто для увеличения производительности графической системы применяются карты серии R9. Действительно, такие пары позволяют использовать максимум возможностей для игр с разрешением 4k или Full HD с разрешением 2k. Некоторые пользователи используют такие связки для увеличения общей частоты раскадровки, скажем, чтобы добиться показателя более 80 fps (frames per second – кадры в секунду).
В-третьих, не стоит забывать, что для SLI-карт должен использоваться специальный переходник, который в обязательном порядке поставляется либо вместе с картой, либо с «материнкой». Без него две карты вместе работать, опять же, не будут.
Мифы об использовании режима Dual Graphics для увеличения производительности графической системы
Некоторые наивные юзеры устанавливают две карты для увеличения производительности, считая, что она повысится в два раза (раз две карты на борту). Это заблуждение. Прирост производительности, как показывает практика, редко превышает 20-30 %.
Кроме того, показатель этот рассчитывается по более слабой карте. Например, если у нас имеется у одной карты 8 Гб памяти, а у другой – 2 Гб, как ни крути, на выходе пользователь получит всего 2 Гб. То же самое касается и установки двух карт, допустим, с памятью 4 Гб каждая. На выходе останутся все те же 4 Гб.
Еще один момент: если одна карта MSI, а вторая EVGA, расчет суммарной производительности будет производиться именно по той, которая обладает наименьшими частотами. Так что, как видим, обольщаться особо не стоит.
Как отключить SLI/Crossfire простейшим методом?
Теперь перейдем непосредственно к процессу отключения этих режимов. Наверное, каждый юзер понимает, что вопрос "как отключить режим Crossfire или SLI" сводится к тому, чтобы не использовать в системе второй графический адаптер. И, как уже понятно, простейшим решением является обычное извлечение одной из карт из слота на материнской плате, что применительно к стационарным компьютерам.
Но ведь и на современные ультрабуки можно устанавливать дополнительное оборудование, в частности те же видеоадаптеры, которые, в принципе, могут использовать режим Crossfire. Как отключить на ноутбуке одну из карт? Проще простого. Описанные далее методы годятся и для стационарных компьютерных терминалов, и для лэптопов.
Как отключить режим SLI (Crossfire) для дискретного адаптера через BIOS?
Можно зайти в раздел Advanced, где и будут указаны настройки самого режима, если используются не интегрированные, а дискретные адаптеры.
Использование «Диспетчера устройств»
Теперь посмотрим, как отключить Crossfire AMD или SLI nVidia при помощи стандартных средств Windows-систем. Для этого необходимо зайти в стандартный «Диспетчер устройств». Делается это либо через «Панель управления», либо через «Администрирование», либо с использованием команды devmgmt.msc.
Здесь нужно перейти в раздел видеоадаптеров, где и будут указаны установленные устройства. В этом случае, равно как и во всех других ситуациях, вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire, сводится к тому, чтобы сделать недоступной одну из карт. Выбираем карту для отключения и правым кликом вызываем меню свойств, где имеется кнопка отключения устройства. Можно использовать аналогичную команду непосредственно из контекстного меню. После этого даже систему перезагружать не придется.
Отключение режимов при помощи «родных» утилит
Несмотря на простоту описанных методов, лучше всего (и безопаснее) использовать «родные» утилиты настройки и управления графическими адаптерами, которые инсталлируются автоматически при установке соответствующих драйверов, или установленные дополнительно.
Для карт nVidia моно использовать GeForce SLI Profile Tool, PhysX, Riva Tuner и т. д. Для чипсетов AMD пригодятся утилиты вроде ATI Tray Tool или ATI Catalyst Control Centre и другие. Их использование более простое, настолько, что даже не придется «лазить» в системной конфигурации или в BIOS, чтобы изменить тот или иной параметр. Если разобраться, такое решение рассматриваемой нами проблемы (как отключить Crossfire/SLI) будет более эффективным, при этом исключается даже возникновение конфликтов между установленным оборудованием (к сожалению, встречается и такое).
Вместо послесловия: стоит ли отключать режим двойной графики?
Остается добавить несколько слов о целесообразности использования таких режимов. Собственно, сам ответ на вопрос: "Как отключить Crossfire (SLI)?", думается, уже ясен. Что же касается установки двух и более видеокарт в одну систему и их одновременного использования, здесь существует достаточно много противоречивых мнений. Дело в том, что особого прироста производительности можно и не получить, да и конфликты оборудования не исключены.
Конечно, если система не использует графические возможности по максимуму, отключать эти режимы нужно, ведь одновременная работа двух карт может привести к сильному перегреву компьютера, двойному электропотреблению графической системой (ведь две карты установлено), а также к неработоспособности некоторых игр, программный код которых просто не поддерживает такие режимы или не в полной мере адаптирован к их использованию.
Кроме того, не рекомендуется включать связки в виде бюджетных карт или адаптеров среднего уровня. Уж лучше вместо двух таких купить одну более мощную. Производительность будет намного выше, а проблем меньше. Да и по деньгам зачастую такой вариант более предпочтителен.
Впрочем, если разобраться, использовать такие режимы иногда можно, но в ситуациях, когда две карты не задействованы, одну из них рекомендуется отключать, причем использовать для этого нужно специальное программное обеспечение, рассчитанное на управление всеми параметрами графических адаптеров. И осуществляется такое отключение, что называется, в один клик.
Каждая из видеокарт, используя определённый алгоритм, формирует свою часть изображения, которое передаётся в чип Composing Engine мастер-карты, имеющий собственную буферную память. Этот чип объединяет изображения каждой видеокарты и выводит финальный кадр.
Технология AMD CrossFireX, первые реализации которой увидели свет больше 10 лет назад (в 2005 году), позволила объединить мощность двух, трех или четырех видеокарт в одном компьютере для повышения производительности в играх. Теоретически, звучит такое решение привлекательно, особенно для тех, кому возможностей одного ГП становится недостаточно. Казалось бы, достаточно пойти в магазин, приобрести новую видеокарту, подключить ее к ПК и получить рост FPS в играх. Но в реальности дело обстоит немного сложнее, эта технология не лишена целой цепочки ограничений, в которых и нужно разобраться. О том, как соединить две видеокарты в CrossFire, расскажет этот материал.
Существует ряд ограничений, которые нужно учитывать при создании CrossFire-конфигурации из двух графических процессоров. Вот главные условия для того, чтобы две (или больше) видеокарты смогли работать параллельно.
Такой эмблемой маркируют CrossFire-совместимые комплектующие
-
Вместительный корпус с хорошей вентиляцией. В корпусе системного блока должно быть достаточно места для размещения связки видеокарт. В силу увеличившегося тепловыделения, следует обеспечить хорошее проветривание. Перед тем, как соединить две видеокарты CrossFire, нужно убедиться, что они не будут плотно прилегать друг к другу. В противном случае нужно установить дополнительные вентиляторы.
Системный блок с двумя видеокартами и водяным охлаждением
Важно помнить, что при подключении двух видеокарт через CrossFire их объем памяти не суммируется. Каждый ГП использует видео-ОЗУ только со своей платы, а суммарный практический ее объем равняется меньшему из двух. Таким образом, при соединении видеокарт на 1 и 2 Гб – в итоге выходит не связка с 3 Гб общей памяти, а конфигурация с 1 Гб полезного пространства.
Аналогично и с частотами: при соединении разогнанной и неразогнанной версий одного процессора – действует «морской принцип», когда равнение идет по самому медленному элементу. Поэтому в играх, не оптимизированных под CrossFire (а таких немало), возможности связки окажутся скромнее, чем у ПК с одной установленной видеокартой.
CrossFire-совместимость видеокарт: таблица от AMD
Компания AMD, выпускающая графические процессоры Radeon, регулярно публикует и обновляет таблицы, в которых указывает, какие видеокарты можно объединить в CrossFire. Ознакомиться с самой актуальной их версией можно на официальном сайте. Здесь приведена русифицированная версия официальных таблиц, информация в которых подана состоянием на февраль 2016 года.
Таблица совместимости видеокарт R-серии
CrossFire-совместимость видеокарт Radeon серий 5000-7000
CrossFire-совместимость видеокарт серий 3000-5000
Подключение двух видеокарт видеокарт через CrossFire
Если все условия соблюдены, можно переходить к созданию конфигурации CrossFire. Для этого нужно установить видеокарты в слоты на плате, подключить к ним кабели питания (если таковые требуются) и соединить карты мостиками. Подключение происходит от первой платы – ко второй, от второй – к третей, и т.д. Если карт две, можно использовать как один, так и два коннектора: на работе это никак не отразится. Ряд видеоадаптеров (они отмечены в таблице) не требуют для соединения мостиков. В таком случае обмен данными между ними осуществляется по шине PCI-Express.
Две бюджетные видеокарты в CrossFire без мостиков
После того, как карты соединены, можно запустить систему. Затем следует обновить драйверы видеокарт, зайти в AMD Catalyst Control Center и во вкладке «Производительность» отметить галочкой пункт «Включить AMD CrossFireX».
Итоги
Подключение двух видеокарт через CrossFire способствует существенному росту производительности в совместимых (адаптированных) играх. Конечно, быстродействие увеличивается не в два раза, а процентов на 80 %, но и это эффективнее, чем замена ГП на другой, обладающий удвоенным количеством вычислительных элементов. К примеру, связка из пары Radeon HD 7770 (или R7 250X, что суть одно и то же), имеющих по 640 шейдерных ядер, окажется быстрее, чем одна HD 6930, оснащенная 1280 процессорами.
Однако в ряде случаев столь значительного роста достичь не удастся. Большинство игр, выпущенных до 2010 года, очень неохотно «дружатся» с CrossFire. Да и среди более современных существуют те, в которых рост быстродействия окажется незначительным. Важно помнить это перед тем, как соединить две видеокарты CrossFire-мостиками. Особенно это актуально для владельцев устаревших видеоплат прошлых поколений. Вторую HD5750 или 6750 в продаже найти новую очень сложно, а если таковая и встретится где-то в рознице – за эти же деньги лучше взять ГП поновее. К примеру, вместо еще одной 5750, стоившей на закате продаж около 100 $ (в рублях цену приводить бессмысленно, так как курс за 4 года существенно изменился), за эти деньги можно взять GT740.
Большой поклонник качественной китайской техники, любитель четких экранов. Сторонник здоровой конкуренции между производителями. Чутко следит за новостями в мире смартфонов, процессоров, видеокарт и другого железа.
Читайте также: