Coreldraw залить внутри контура
Эффект Контур создает концентрические контуры снаружи или внутри базовых фигур, кривых или текста. Когда эффект связан с объектом, последний становится управляющим, а новые формы — группой Контура. Изменения, внесенные в оригинальный объект, сразу же влияют на связанную группу. После того как группа Контура выбрана, ее свойства могут быть в любое время изменены.
Применение Контура
Применить и настроить эффект Контур можно разными способами. Назначается эффект с помощью соответствующего инструмента или в докер-окне. Настройка может быть выполнена интерактивными маркерами или кнопками на панели атрибутов
Чтобы создать эффект с помощью инструмента, необходимо выделить исходный объект, затем выбрать инструмент Contour (Контур) (рис. 1).
Рис. 1. К выделенному пятиугольнику применяется инструмент Contour (Контур). Указатель изменился (справа)
В результате указатель мыши изменится, и на панели атрибутов появятся соответствующие элементы управления. Необходимо щелкнуть мышью по объекту и перетащить указатель в нужном направлении. Перемещение указателя внутрь объекта (рис. 2а) создаст внутренний контур Inside Contour (Внутрь), перетаскивание в обратном направлении (рис. 2б) приведет к созданию внешнего контура Outside Contour (Наружу).
Рис. 2. Создание внутреннего (а) и внешнего (б) контура
Чтобы создать контур с помощью пристыкованного окна (докера), необходимо выделить объект, выбрать нужные настройки, а затем нажать кнопку Apply (Применить). В этом случае перетаскивать указатель мыши не понадобится. Эффект Контура будет построен немедленно после нажатия этой кнопки (рис. 3).
Рис. 3. Создание внутреннего контура с помощью пристыковываемого окна. Слева — результат применения эффекта Контур
Виды контура
Программа CorelDRAW предлагает три вида контура: To Center (К центру), Inside Contour (Внутрь) и Outside Contour (Наружу). Первые два вида создают контур внутри объекта, третий — вокруг объекта. Контур к центру создается таким образом, чтобы созданные фигуры заполнили весь объект (рис. 4б), позволяется настроить только расстояния между фигурами. При создании внутреннего контура можно настроить как число фигур, так и расстояние между ними (рис. 4г).
Рис. 4. Исходный объект (а) и результат создания трех типов контура: To Center (б); Outside Contour (в); Inside Contour (г)
Для переключения между видами контура используются соответствующие кнопки на панели свойств инструмента или флажки в докерокне.
Настройка контура
Настраивать уже созданный контур возможно интерактивно с помощью маркеров и ползунка либо используя кнопки на панели атрибутов. Второй способ наиболее универсальный, так как панель свойств имеет доступ ко всем элементам эффекта. А вот интерактивные маркеры и ползунок могут изменить только количество фигур в группе контура и расстояние между ними.
Чтобы изменить число фигур в группе у внутреннего контура, следует перетащить квадратный маркер: внутрь фигуры — для увеличения числа объектов (рис. 5а) и наружу — для уменьшения их числа (рис. 5б).
Рис. 5. Изменение числа фигур у внутреннего контура с помощью квадратного маркера: а — увеличение, б — уменьшение
Для изменения числа фигур в группе внешнего контура квадратный маркер следует тащить в обратном направлении: наружу — чтобы увеличить число фигур (рис. 6а), внутрь — чтобы уменьшить их количество (рис. 6б).
Рис. 6. Изменение числа фигур у внешнего контура: а — увеличение, б — уменьшение
Для изменения расстояния между фигурами группы используется белый ползунок. Чтобы уменьшить расстояние, следует сместить ползунок вправо для внутреннего контура (7а) и влево — для внешнего контура (7б). При этом число фигур меняется автоматически.
Чтобы можно было независимо влиять на эти два параметра, используются соответствующие кнопки на панели атрибутов: Contour Steps (Шаги) для задания количества фигур в группе (этот параметр недоступен для контура К центру) и Contour offset (Смещение) для задания расстояния между фигурами в группе.
Рис. 7. Уменьшение расстояния между фигурами в группе: а — для внутреннего контура, б — для внешнего контура
Настройка цветов эффекта Контур
Цветовой результат эффекта зависит как от цвета заливки и контура (абриса) исходного объекта, так и цвета заливки и контура самого инструмента Контур. Для настройки цветов эффекта используются кнопки на панели атрибутов. Если цвета эффекта совпадают с цветами исходного объекта, мы получаем самый простой эффект (рис. 8а). Если цвета эффекта и исходной фигуры не совпадают, группа фигур контура плавно перекрашивается от исходного к конечному цвету (рис. 8б, в).
Рис. 8. Примеры настройки цвета эффекта Контур (б, в). Исходная фигура (а) имеет контур красного цвета и однородную заливку розового цвета
Если исходный объект имеет градиентную заливку, то на панели атрибутов будут доступны два цвета для заливки. На рис. 9 приведены примеры настройки такого типа заливки.
Рис. 9. Примеры настройки цвета эффекта Контур (б, в). Исходная фигура (а) имеет контур красного цвета и фонтанную заливку: линейный градиент от розового к малиновому цвету
Важно запомнить следующий момент — эффект Контур задает заливку и контур только в том случае, если таковые имеются у исходного объекта. Например, если исходный объект имеет контур, но не имеет заливки, эффект Контур также будет содержать только настройку для контура.
Аналогично эффекту Перетекание для Контура можно задать варианты перетекания спектра цвета: прямое (рис. 10а), по часовой стрелке (рис. 10б) и против часовой стрелки (рис. 10в).
Рис. 10. Варианты перетекания спектра цвета: прямое (а), по часовой стрелке (б), против часовой стрелки (в)
Ускорение Контура
Как и Перетекание, эффект Контур имеет настройку ускорения, которое позволяет добиться неравных промежутков между фигурами группы контура и смещения цвета в сторону цветов исходного (рис. 11б) или конечного (рис. 11в) объекта. Для этого следует удалить связь между цветом и объектом, что позволит настраивать ускорение цвета и объектов независимо друг от друга.
Рис. 11. Примеры настройки ускорения Контура: а — ускорение цвета и объектов связаны; б — ускорение объектов смещено в сторону исходного объекта; в — ускорение цвета смещено в сторону конечного объекта
Отделение контура от управляющего объекта
По умолчанию все изменения, внесенные в исходный объект, сразу же влияют на связанную группу. Но если требуется независимо настроить управляющий объект от группы контура, эту связь необходимо разорвать. Для этого следует выделить объекты и нажать комбинацию клавиш Ctrl+K или выполнить команду Arrange (Упорядочить) → Break Contour Group Apart (Разъединить контурную группу). При отделении контура от управляющего объекта группа контура рассматривается как один объект. Чтобы настраивать фигуры, входящие в группу, по отдельности, необходимо их предварительно разгруппировать. Так и было сделано на рис. 12 перед тем, как перекрасить три пятиугольника из группы контура.
Рис. 12. Для перекрашивания трех объектов из группы контура было проведено отделение контура от управляющего объекта. Слева — исходный эффект
Удаление эффекта Контура
При задании небольшого числа шагов контура получается «ленточный» эффект, который можно применять, например, при имитации глубины или рисовании карт температур. На рис. 13 приведена иллюстрация карты глубин озера Байкал. Изображение озера состоит из трех объектов, к двум из которых применен эффект Контур с количеством шагов 2, у контура нижнего объекта число шагов увеличено до 3.
Рис. 13. Эффект Контур с небольшим числом шагов создает пошаговый переход между цветами (в данном случае — между оттенками синего цвета): а — исходная заливка со сплошными цветами, б — пример с эффектом контура
При увеличении числа шагов возникает эффект плавного перехода от одного цвета к другому, который можно использовать для имитации объема. Рассмотрим пример рисования яблока с применением разного числа шагов эффекта Контур:
1. Сначала нарисуем два пересекающихся овала и сгруппируем их. Такую форму будет иметь наше будущее яблоко (рис. 14а).
2. Используем к овалам внешний контур с шагом 1 и со смещением в 57 мм, чтобы получить очертания яблока, но без внутренних пересечений (рис. 14б).
3. Отделяем контур от управляющего объекта (Ctrl+K) и удаляем управляющий объект (рис. 14в).
4. Закрашиваем полученную фигуру сплошной заливкой красного цвета, удаляем контур (абрис) объекта (рис. 14г).
Рис. 14. Схема рисования яблока: а — созданы два пересекающихся овала; б — к группе применен внешний контур с шагом 1; в — контур и управляющий объект разъединены, исходный объект удален; г — полученная фигура закрашена красным цветом, контур (абрис) удален; д — к фигуре применен внутренний контур желтого цвета с большим числом шагов
5. Применяем к фигуре внутренний контур с большим числом шагов и минимальным смещением. Цвет контура назначаем желтым. Если вас не устраивает вариант перехода от красного к желтому цвету, полученный автоматически, его можно настроить, изменив ускорение цвета и объекта. Но предварительно не забудьте разорвать связь между ними. В примере ползунок ускорения объекта был сдвинут влево. Дорисовываем листья и плодоножку (рис. 14д).
Используя большое число шагов и незначительную величину смещения, инструментом Контур можно также нарисовать тень или свечение объекта (рис. 15а, б).
Рис. 15. Для изображения тени и свечения использовался внешний контур: а — для тени: число шагов 900, смещение 0,025 мм; б —для свечения: число шагов 100, смещение 0,125 мм
Направление контура К центру (To center) идеально подойдет для рисования мишени с соблюдением требований Международной федерации спортивной стрельбы: «единица» — 500 мм, черное «яблоко» — 200 мм, расстояние между линиями — 25 мм.
1. Рисуем окружность диаметром 500 мм. Настраиваем цвет абриса — черный, цвет заливки — белый (рис. 16а).
2. Применяем эффект контура К центру (To center) со значением смещения 25 мм. Число шагов инструмент определит автоматически (рис. 16б).
3. Отделяем эффект контура от управляющего объекта и проводим разгруппировку объектов. Выделяем четыре внутренних круга и перекрашиваем для них цвет абриса и заливки: абрис — белый, заливка — черная (рис. 16в).
4. Наносим цифры (рис. 16г).
Рис. 16. Схема рисования мишени: а — создана окружность диаметром 500 мм с белой заливкой и черным абрисом; б — применен эффект контура К центру; в — для четырех внутренних кругов изменены цвета абриса и заливки на противоположные; г — нанесены цифры
Этот же вид контура с небольшим числом шагов и величиной смещения в несколько миллиметров можно использовать для рисования игровых лабиринтов. Немного отредактировав построенный контур, можно получить, к примеру, лабиринт, представленный на рис. 17б.
Рис. 17. Пример лабиринта, созданного на основе эффекта контура К центру: а — этапы построения лабиринта; б — итоговый рисунок
Как упоминалось ранее, если у исходного объекта цвет заливки не задавать, то группа объектов контура также не будет иметь заливки. Это свойство эффекта было использовано для создания примера на рис. 18. Контурами объектов являются коричневые линии, повторяющие форму чайки и текста. Контур применен прямо к тексту, предварительной конвертации его в кривые не проводилось. Для создания эффекта полупрозрачных букв была создана копия текста, закрашенная сплошной заливкой темнокоричневого цвета, и к ней была применена линейная интерактивная прозрачность.
Отметим, что внешний контур имеет одну очень интересную особенность. В отличие от внутренних контуров он может быть применим к открытому пути. Более того, если величина смещения больше толщины кривой, то, задав заливку контура, можно создать впечатление, что полученная фигура имеет заливку, хотя на самом деле это всего лишь незамкнутая кривая, которая в принципе заливки иметь не может (рис. 19).
Копирование контура
Для копирования эффекта Контур используется кнопка Copy contour properties (Копировать свойства контура) на панели атрибутов инструмента или команда Effects (Эффекты) → Copy Effect (Скопировать эффект) → Contour From (Контур). Необходимо выбрать объект, к которому требуется применить эффект. Нажать кнопку или выполнить команду, а потом щелкнуть появившейся толстой черной стрелкой по тому объекту, с которого вы собираетесь скопировать эффект. Таким способом на рис. 18 был скопирован эффект с изображения чайки на текст, а потом у полученного результата было немного увеличено число шагов контура.
Рис. 18. Созданный эффект Контур не имеет заливки, цвет меняется только у абриса группы контура
Рис. 19. Внешний контур применен к открытому пути: а — исходная незамкнутая кривая толщиной 2 мм; б — результат внешнего контура с шагом 1 и смещением 2 мм; в — внешний контур с числом шагов 1 и смещением 4 мм
Перетекание или Контур?
Многие из приведенных здесь примеров можно было получить и с помощью инструмента Перетекание, например яблоко, мишень или тень со свечением. Но для создания внутреннего затенения для объекта инструмент Blend (Перетекание) не слишком подходит. На рис. 20 приведены два примера с использованием обоих эффектов. К надписи на рис. 20а был применен эффект Контура с направлением К центру (To center) и с небольшим значением смещения 0,4 мм. В результате мы получили то, что хотели. А вот на рис. 20б выполнено перетекание от большого объекта к маленькому. Как видно, эффект сосредоточен внутри большей надписи, а промежуточные объекты перетекания непропорционально масштабируются. Получается, что для создания плавно затененных объектов необходимо использовать внутренний контур с большим числом шагов и небольшим значением смещения или контура К центру со значением смещения меньше 1 мм.
Рис. 20. Для создания внутреннего затенения объекта идеально подходит инструмент Контур (а), а инструмент Перетекание непропорционально масштабирует части промежуточных объектов (б)
создавать собственные градиенты, состоящих из нескольких цветов.
Выбор цвета для заливки и контура
CorelDRAW позволяет выбирать и создавать цвета как для заполнения объекта, так и для закраски контура. Техники, которые вы используете для заливки объекта и контура, идентичны.
С амый простой способ залить объект и раскрасить контур заключается в использовании палитры цветов, которая по умолчанию располагается с правой стороны рабочего окна и содержит цвета СМУК-модели.
Нарисуйте произвольный замкнутый объект и выделите его.
Щелкните кнопкой мыши в красном образце цвета на палитре цветов. Объект будет залит красным.
Теперь щелкните правой кнопкой мыши на синем образце цвета. Контур объекта станет синим.
Если вы хотите удалить заливку, то есть сделать объект прозрачным, или сделать контур объекта бесцветным, щелкните левой или правой кнопкой мыши (в зависимости от того, какую составляющую объекта вы хотите сделать прозрачной) на образце на палитре цветов. Для поиска подходящего цвета можно прокручивать цвета в палитре с помощью кнопок со стрелками на концах полосы палитры.
Д ля выбора цвета из диалога необходимо:
Отобразите меню инструмента Заливка . Для этого надо нажать и удерживать мышь на кнопке Заливка до появления меню .
В появившемся меню выберите команду Однородная заливка. На экране появится диалог Однородная заливка.
Сделайте необходимые настройки, которые подробно описаны ниже, и закройте диалог с помощью кнопки ОК.
Модель кодирования цвета можно выбрать в открывающемся списке Модель.
По умолчанию диалог Однородная заливка появляется на экране с палитрой
СМYK-модели . Но для всех моделей, за исключением Оттенки серого и Цвет с овмещение, цвет выбирается одинаково .
В левой части диалога находится окно, залитое оттенками цветов, и цветная вертикальная полоса. Перетаскивая мышью маркер на цветной полосе, вы можете выбрать цвет, а перетаскивая прямоугольник в большом цветном окне, - яркость и насыщенность выбранного цвета .
Заливка объектов
Под заливкой мы понимаем цвет или узор внутри замкнутого объекта. CorelDRAW содержит обширный набор заливок, включая плашечные и составные цвета, градиентные заливки, узоры и текстуры. Для каждого типа заливки существуют настройки , которые позволяют модифицировать заранее определенные заливки, присутствующие в программе. В узорах, например, могут быть изменены размеры и используемые цвета . Вы можете даже создавать собственные узоры с помощью любых графических изображений .
И нструмент Заливка и меню этого инструмента являются первостепенными средствами выбора заливок.
Мож но з аполнять объекты о дной и з следующ их заливок :
О днородная заливка .
Фонтанная заливка ( линейные , р адиальные, ко нические и квадрат ные )
Заливка PostSc ript
Однородная заливка
Д ля сме шивания ва ших соб с твенных цветов и ли в ыбора з аранее о пределенных цв етов по их н а зв анию и спользуйт е д иалог Однород ная з ал и вка .
Вы делите о бъект с помощью ин струмента Вы бор.
Щ елкните м ышью на п ункт Однород ная з а л ивк а в меню инст румента
За ливка . Н а э кране появи тся диалог Однород ная з аливка , с п омощью к оторого вы мо жете в ыбрать мо дель п алитры и сам цвет .
В ыберите мод ель цве та и с ам ц вет . Зат ем нажм ите к нопку ОК . Диа лог б уде т з а крыт, а в ыделенный ва ми об ъект буд ет з алит выбр анным цветом .
Чт обы вы брать цв ет ко нтура об ъекта, на до выз вать д иа лог Цв ет абриса в м еню Абри с . М етоды выбо ра ц вета в данном диа ло г е н е о тличаются о т м етодов в ыбора в ди а логе Однород ная з аливка .
Такж е вы брать цвет з аливки и к онтура можно н а вк ладк е Ц вет п анели Вспомогатель ные о кна.
Вы делите объект .
О т обра зит е вк ладку Цвет на панели В спомогательные о кна, в ыбрав ком анду меню О кно – В спомогательны е ок на Ц вет
В о ткрывающемся списке , распол оженном в верхней части вк ладки Ц вет, вы берите цвет овую мо дель .
П ол з унковыми рег уляторами, расп оложенными ни же , у становите по дходящие з нач е ния ц ветовых с оставляющих . В з ави с имо с ти о т в ыбранной цв етовой м одели по лзунков ым и рег уляторами ус танавливаются ра зные цветов ые с остав л яющие ,
Н ажмите к нопку Заливка, чтобы п рименить выбра нный вам и ц вет к зал ивке объекта, и ли А брис, чт обы п рименить в ыбранный ц вет к конту ру .
Градиентная заливка.
В градиентных зал ивках сме шиваются два или более цветов и ли от тенков, при этом создается плавны й пе реход от од ного ц вета к д ругому.
Для созда ния г радиентной зал ивки и спользуется д иалог Градиентная зал ивка .
Ч тобы созда ть гр адиентные зал ивки с и спользованием д иалога Градиентная заливка, в ыполните следую щие де йствия:
Выдел ите объект, ко торый хо тите за полнить зал ивкой
Нажмите и удерж ивайте кно пку Заливка на п анели и нструментов до появления меню кноп ки.
В п оявившемся ме ню в ыберите кома нду Фонтанная заливка. Н а э кране появится од ноименный диалог
В п оявившемся д иалоге н астройте па ра метр ы г радиентной зал ивки
За кройте д иалог кно пкой ОК
Г радиентная заливка будет при менена к выделе нному объекту.
Д иалог Градиентная заливка содерж ит следующ ие элементы управле ния для создан ия г радиентных зал ивок.
Ц ветовой пе реход. Д анная гр уппа элементов уп равления предназна ч ена для определе ния ц ветов г радиентной зал ивки . П о умол чанию выб ран ре жим
Два цвета , и вы можете определить начальный и конечный ц вета.
Для выбора начального цветов градиента следует выполнить следующие действия ,
В открывающемся списке Тип выберите тип градиента.
В открывающемся списке Из выберите начальный цвет градиента .
В открывающемся списке В выберите конечный цвет градиента . Вид градиента отобра зится на образце в правой верхней части диалога.
Пол зунковым регулятором Центр установите смещение градиента . Когда вы перемещаете данный ползунковый регулятор, вы и зменяете позицию , где цвета переходят друг в друга. И ными словами , этим пол зунковым регулятором устанавливается преобладание того или иного цвета в градиенте .
В по ле со счетчиком Угол укажите угол градиента . Для радиальных градиентов данное поле не активно .
Сдвиг края укажите степень ре зкости перехода ц ветов. Если увеличивать з начение в данном поле , по краям градиента цвета бу дут оставаться практически неи зменными, а переход цветов будет происходить на ограниченном отрезке , то есть будет менее плавным .
Созданный градиент можно сохранить в виде собственного шаб лона, чтобы испо льзо вать этот градиент в дальнейшем. Для этого надо выполнить следующие действия :
В поле За готовки укажите имя со зданного гра диента .
Н ажмит е кнопку справа от по ля Заготовки . З аготовка будет сохра нена
Т еперь, чтобы загруз ить ранее создан ный град иент, надо просто выбрать имя э того г радиента в открывающемся с писке Заготовки.
Создан и е собственного г радиента с про извольным кол ичеством цв етов
В о ткрывающемся сп иске Т ип выберите тип гра д иента . Лучше все го выб рать л и не йный гради ент, чтобы хорошо в идеть изме нения .
П ереключатель в се кции Ц ветовой п ереход уста новите в п озицию Настройка В ид д иалога Г радиентная з аливка при этом изме нится в левой нижней части диалога вы видите полосу, в которой два цвета плавно перетекают друг в друга, а в правой части располагается палитра для выбора цветов.
Слева и справа над полосой градиента располагаются два квадратных маркера, символизирующих начальные и конечные цвета.
Щелкните мышью на левом маркере над полосой градиента. Маркер станет черным, это означает, что данный маркер выделен.
В палитре, расположенной справа, выберите черный цвет. Начальный цвет градиента изменится на черный.
Щелкните мышью на правом маркере над полосой градиента. Данный маркер станет черным, то есть выделится.
В палитре, расположенной справа, выберите белый цвет. Конечный цвет градиента изменится на белый.
Установите указатель мыши над полосой градиента на дистанции, равной примерно 1/3 от расстояния между первым и вторым маркером.
Дважды щелкните мышью. В указанной точке появится черный треугольный маркер.
Щелкните мышью на желтом образце цвета в палитре в правой части диалога.
В полосе градиента появится промежуточный желтый цвет.
Добавим в градиент еще один цвет.
Установите указатель мыши над полосой градиента примерно посередине между вторым и третьим маркерами.
Дважды щелкните мышью. В указанной точке появится второй треугольный маркер. Выберите синий цвет в палитре, расположенной в правой части диалога. В градиенте появится синий цвет
П еремещая треугольные маркеры вы можете смещать по зиции цветов в градие нте . Если какой-л ибо цвет вам в градиенте не нужен, вы можете удалить этот цвет , удалив соответствующий маркер . Для этого необходимо выделить маркер и нажать клавишу Delete .
Заливка узором
Чтобы залить объект узором, выполните следующие действия .
Диалог будет закрыт, а объект залит выбранным вами узором, в первую очередь в диалоге Заливка узором следует выбрать тип узора с помощью переключателя, расположенного в левой верхней части диалога :
Справа расположен графический открывающийся список, в котором расположены шаблоны у зора. Содержимое этого открывающегося списка меняется в зависимости от выбранного типа узора . Например , если выбран двухцветный тип узора, в открывающемся списке содержатся только образцы двухцветных узоров. В данном списке надо выбрать подходящий шаблон узора .
Заливка текстурой
Чтобы з алить объект текстурой, выполните следующие действия .
Выделите объект
В списке текстур укажите параметры узора
В о ткр ывающемся сп иске Б иблиотека те кстур выб ирается б иблио тека те кст у р . К аждая б иблиотека, содерж ит широк ий н абор тексту р .
Н а з вания тексту р из в ыбранной б иблиотеки отоб ражаются в сп иске Список текс тур .
В с п иске текс тур выб ирается тексту ра . Справа располагаются элементы управления, с помощью которых можно и зменять параметры выбранной текстуры.
Проверка усвоения
Каждый вопрос имеет один правильный ответ. Выберите правильный.
1. Для выбора цвета контура выделенного объекта необходимо:
а) на палитре цветов нажать левую кнопку мыши
б) на палитре цветов нажать правую кнопку мыши
в) нажать на палитре инструментов.
2. Для выбора цвета заливки выделенного объекта необходимо:
а) на палитре цветов нажать левую кнопку мыши
б) на палитре цветов нажать правую кнопку мыши
в) нажать левой кнопкой мыши на палитре инструментов.
3. Однородная заливка используется для
а) в ыбора з аранее о пределенных цв етов
б) смешивания двух и более цветов
в) заливки объектов узором
4. Фонтанная заливка используется для
а) в ыбора з аранее о пределенных цв етов
б) смешивания двух и более цветов
в) заливки объектов узором
5. Инструмент используется
а) для выделения прямоугольной области
б) для изменения цвета контура
в) для заливки объектов
6. Для добавления цвета на полосу градиента необходимо
а) выбрать пункт двухцветный и нажать правую кнопку мыши на полосе градиента.
б) выбрать пункт Двухцветный и сделать двойной щелчок мыши на полосе градиента.
в) выбрать пункт Настройка и сделать двойной щелчок мыши на полосе градиента.
В распоряжении пользователя графического редактора CorelDRAW имеется множество готовых векторных заливок. Однако по мере увеличения количества выполненных работ, роста уровня мастерства и профессиональных амбиций всё чаще возникает потребность в создании собственных, уникальных заливок. На этом занятии мы подробно рассмотрим процесс создания векторной заливки на основе несложного геометрического узора, которую можно использовать в качестве фона.
Подготовительный этап
Работу начнем с создания вспомогательных объектов. При помощи инструмента Эллипс (F7) создайте окружность, удерживая нажатой клавишу Ctrl в процессе рисования (рис. 1). Задайте диаметр окружности равным 20 мм, введя соответствующее значение в поле ширины или высоты объекта на панели свойств (рис. 2). Перед выполнением этого действия убедитесь в том, что режим пропорционального изменения размеров объекта включен (рис. 3).
Рис. 1. Создание окружности
Рис. 2. Ввод числового значения в поле ширины объекта на панели свойств
Рис. 3. Пиктограмма Сохранить соотношение на панели свойств
Не снимая выделения, переключитесь на инструмент Контур на панели инструментов (рис. 4). Включите режим Контур абриса нажатием на соответствующую пиктограмму на панели свойств (рис. 5). В поле количества шагов контура на панели свойств введите значение «7» (рис. 6). Задайте шаг контура равным 4 мм, введя это значение в соответствующее поле на панели свойств (рис. 7). В результате выполнения этих действий будет создана группа из восьми концентрических окружностей (рис. 8).
Рис. 4. Пиктограмма включения инструмента Контур на панели инструментов
Рис. 5. Пиктограмма включения режима Контур абриса на панели свойств
Рис. 6. Поле ввода количества шагов контура на панели свойств
Рис. 7. Поле ввода величины шага контура на панели свойств
Рис. 8. Группа контура, созданная на базе исходной окружности при помощи инструмента Контур
Переключитесь на инструмент Эллипс и создайте окружность диаметром 80 мм. Переключитесь на инструмент выбора. Не снимая выделения, наведите курсор на участок окружности рядом с правым средним маркером. После появления всплывающей надписи «квадрант» (рис. 9) нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместите окружность таким образом, чтобы она соприкасалась с центральной левой точкой второй от центра окружности ранее созданной группы (рис. 10). Индикатором правильного расположения фигур служит появление всплывающей надписи «квадрант» рядом с курсором. После появления этой надписи отпустите кнопку мыши (рис. 11).
Рис. 9. Всплывающая надпись «квадрант» рядом с курсором
Рис. 10. Позиционирование перемещаемой окружности
Рис. 11. Объекты расположены требуемым образом
Рис. 12. Позиционирование копии окружности диаметром 80 мм
Рис. 13. Группа вспомогательных объектов готова
Не снимая выделения, создайте копию окружности диаметром 80 мм, нажав сочетание клавиш Ctrl-D. Действуя описанным способом, переместите копию окружности таким образом, чтобы ее левая средняя точка соприкасалась с правой средней точкой второй от центра окружности группы контура (рис. 12). Группа вспомогательных объектов для создания базового элемента узора готова (рис. 13).
Создание базового элемента
Снимите выделение и переключитесь на инструмент Интеллектуальная заливка нажатием на соответствующую пиктограмму на панели инструментов (рис. 14). Курсор при этом примет форму перекрестия. Наведите его на любую часть области, лежащей между внутренней и второй от центра окружностями группы контура (рис. 15), а затем щелкните левой кнопкой мыши. В результате будет создан новый объект (рис. 16).
Двигая курсор вдоль вертикальной оси симметрии группы контура, поместите его между третьей и четвертой от центра окружностями (рис. 17) и щелкните левой кнопкой мыши, чтобы создать еще один объект (рис. 18).
Рис. 14. Пиктограмма выбора инструмента Интеллектуальная заливка на панели инструментов
Рис. 15. Позиционирование курсора для создания нового объекта
Рис. 16. Новый объект, созданный при помощи инструмента Интеллектуальная заливка
Рис. 17. Позиционирование курсора для создания следующего объекта
Рис. 18. Еще один объект, созданный при помощи инструмента Интеллектуальная заливка
Действуя аналогичным способом, создайте еще два объекта в верхней части группы контура, как показано на рис. 19. Снимите выделение и переключитесь на инструмент выбора. Установите горизонтальную и вертикальную направляющие так, чтобы они пересекались в центре окружности, которая была создана в самом начале (рис. 20).
Рис. 19. Еще два объекта, созданные при помощи инструмента Интеллектуальная заливка»
Рис. 20. Установка направляющих
Выделите четыре объекта, созданные при помощи инструмента Интеллектуальная заливка, задайте для них однородную заливку желаемым цветом и режим без абриса (рис. 21). Сгруппируйте выделенные объекты, нажав сочетание клавиш Ctrl-G либо выбрав в меню Объект | Группа | Сгруппировать. Снимите выделение.
Рис. 21. Группа из четырех объектов, созданных при помощи инструмента Интеллектуальная заливка
Рис. 22. Выделение вспомогательных объектов в палитре Диспетчер объектов
Рис. 23. Вспомогательные объекты удалены
Теперь можно удалить вспомогательные объекты, которые выполнили свои функции. Чтобы быстро выделить их, воспользуйтесь палитрой Диспетчер объектов. Откройте ее, выбрав в меню Окно | Окна настройки | Диспетчер объектов. В списке объектов текущего слоя выделите два с названием «Эллипс», а также один с названием «Опорный эллипс» и связанную с ним группу контура (рис. 22). Нажмите клавишу Del, чтобы удалить выделенные объекты (рис. 23).
Формирование узора
Рис. 24. Настройки параметров копирования в палитре Шаг и повтор
Щелкните по созданной копии, чтобы переключиться в режим вращения. Переместите маркер оси вращения в точку пересечения направляющих (рис. 25). Поверните выделенную группу на 90° против часовой стрелки (рис. 26), введя соответствующее значение в поле угла поворота на панели свойств (рис. 27). Переместите эту группу на 56 мм вправо, выполнив соответствующую арифметическую операцию в поле горизонтальной координаты объекта на панели свойств (рис. 28). Выберите для этой группы заливку другого цвета (рис. 29).
Рис. 25. Перемещение маркера оси вращения
Рис. 26. Скопированная группа повернута на 90°
Рис. 27. Поле ввода значения угла поворота на панели свойств
Рис. 28. Выполнение арифметической операции в поле горизонтальной координаты объекта на панели свойств для перемещения объекта на заданное расстояние
Рис. 29. Изменение цвета заливки скопированной группы
Добавьте к выделению исходную группу. Щелкните по любому из выделенных объектов, чтобы переключиться в режим вращения. Переместите маркер оси вращения в точку пересечения направляющих (рис. 30).
Рис. 30. Перемещение маркера оси вращения
Рис. 31. Настройки параметров копирования с вращением в разделе Вращение палитры Преобразования
Рис. 32. Создана копия выделенной группы, повернутая на 180°
Рис. 33. Выполнение арифметической операции в поле горизонтальной координаты объекта на панели свойств
Рис. 34. Выполнение арифметической операции в поле вертикальной координаты объекта на панели свойств
Не снимая выделения, переместите созданную копию на 56 мм вправо и 56 мм вверх, произведя соответствующие арифметические операции в полях горизонтальной и вертикальной координат на панели свойств (рис. 33 и 34).
Рис. 35. Образец узора готов
Образец узора готов (рис. 35), и теперь осталось создать новую векторную заливку на его основе.
Создание заливки
Установите две дополнительные направляющие, как показано на рис. 36.
Рис. 36. Установлены дополнительные направляющие
Выберите в меню пункт Инструменты | Создать | Заливка узором… (рис. 37). На экран будет выведено диалоговое окно для выбора параметров заливки. Отметьте в разделе Тип пункт Вектор (рис. 38) и нажмите кнопку ОК в нижней части окна.
Рис. 37. Выбор пункта создания заливки в меню
Рис. 38. Выбор типа создаваемой заливки в диалоговом окне
Стрелка курсора примет вид пиктограммы кадрирования. При помощи этого инструмента выделите область, ограниченную направляющими (рис. 39). Границы области можно перемещать при помощи маркеров, расположенных по углам и по центрам сторон рамки. Чтобы сделать рамку квадратной, удерживайте клавишу Ctrl в процессе масштабирования.
Рис. 39. Выбор области изображения для создания заливки
Для сохранения образца заливки наведите курсор на небольшую пиктограмму под кадрирующей рамкой и нажмите на нее (рис. 40). На экран будет выведено диалоговое окно. Введите в поле Имя название заливки, выберите подходящую категорию и нажмите кнопку Сохранить в нижней части окна (рис. 41).
Рис. 40. Всплывающая пиктограмма подтверждения сохранения заливки
Рис. 41. Диалоговое окно ввода названия заливки и дополнительных сведений
Чтобы убедиться в том, что всё сделано правильно, примените созданную заливку к объекту. При помощи инструмента Прямоугольник (F6) создайте прямоугольник. Не снимая выделения, откройте палитру Свойства объекта, нажав сочетание клавиш Alt-Enter или выбрав в меню Окно | Окна настройки | Свойства объекта. Перейдите в раздел Заливка (рис. 42), а затем в подраздел Заливка полноцветным узором (рис. 43), последовательно нажав на соответствующие пиктограммы в верхней части палитры.
Рис. 42. Пиктограмма выбора раздела Заливка в палитре Свойства объекта
Рис. 43. Пиктограмма выбора подраздела Заливка полноцветным узором в палитре Свойства объекта
Щелкните по кнопке Указатель заливки, расположенной рядом с образцом заливки (рис. 44). Откройте ниспадающий список в правой верхней части всплывающего окна и выберите в нем пункт Содержимое пользователя (рис. 45). Щелкните левой кнопкой мыши по пиктограмме ранее сохраненного узора (рис. 46), чтобы залить им прямоугольник (рис. 47).
Рис. 44. Кнопка Указатель заливки в палитре Свойства объекта
Рис. 45. Выбор пункта Содержимое пользователя во всплывающем списке
Рис. 46. Выбор ранее созданной заливки
Рис. 47. Прямоугольник залит выбранным узором
Пока это не совсем то, что хотелось бы получить. Достичь желаемого результата позволят несложные манипуляции с параметрами заливки. В разделе расширенных настроек измените масштаб узора. Убедившись, что опция Заблокировать пропорции включена (рис. 48), введите в поле значения ширины или высоты заливки подходящее значение (рис. 49).
Рис. 48. Пиктограмма включения опции Заблокировать пропорции
Рис. 49. Поле ввода значения ширины базового элемента заливки
Чтобы придать заливке вид, соответствующий первоначальному замыслу, включите опции Отразить плитки по горизонтали и Отразить плитки по вертикали нажатием на соответствующие пиктограммы в разделе расширенных настроек (рис. 50 и 51). Желаемый результат достигнут (рис. 52).
Рис. 50. Пиктограмма включения опции Отразить плитки по горизонтали
Рис. 51. Пиктограмма включения опции Отразить плитки по вертикали
Рис. 52. Вид модифицированной заливки
Рис. 53. Созданная заливка является частично прозрачной
Рис. 54. Добавление фонового прямоугольника к исходным объектам для создания заливки
Необходимо иметь в виду, что созданная заливка является частично прозрачной — в этом нетрудно убедиться, если разместить под прямоугольником другой объект (рис. 53). Чтобы создать непрозрачную заливку, необходимо подложить под исходные объекты прямоугольник, закрашенный белым или каким-либо другим цветом. Он должен полностью перекрывать область, которая будет выбрана в качестве образца заливки (рис. 54).
Заключение
Итак, мы рассмотрели процесс создания векторной заливки на основе несложного геометрического узора. Выполнение этой работы позволит освоить и закрепить на практике технику создания объектов при помощи инструмента Интеллектуальная заливка, различные способы клонирования и перемещения объектов, а также получить навык создания собственных векторных заливок.
Обычно в Кореле с правой стороны экрана есть палитры с различными цветами. Выдели мышкой свой объект и ткни мышкой на нужный цвет в палитре.
Либо выдели объект и нажми сочетание клавиш Shift+F11 и задай нужный цвет в открывшемся окне.
А еще лучше зайди в опцию Справка и почитай Руководство по программе.
Процедура FloodFill. Заполняет произвольную замкнутую фигуру, используя текущий стиль заполнения (узор и цвет) . Заголовок:
Procedure FloodFill(X,Y: Integer; Border: Word);
Здесь X, Y- координаты любой точки внутри замкнутой фигуры; Border - цвет граничной линии.
Если фигура незамкнута, заполнение «разольется» по всему экрану.
Следует учесть, что реализованный в процедуре алгоритм просмотра границ замкнутой фигуры не отличается совершенством. В частности, если выводятся подряд две пустые строки, заполнение прекращается. Такая ситуация обычно возникает при заполнении небольших фигур с использованием типа LtSlashFill. В фирменном руководстве по Турбо Паскалю рекомендуется, по возможности, вместо процедуры FloodFill использовать FillPoly (заполнение прямоугольника) .
Следующая программа демонстрирует заполнение случайных окружностей. Сначала в центре экрана создается окно, в котором заполняется небольшой прямоугольник. Часть прямоугольника останется незаполненной, в чем Вы можете убедиться, так как программа в этот момент приостанавливает работу, ожидая нажатия на клавишу Enter. Затем осуществляется вывод и заполнение случайных окружностей до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша. Замечу, что прямоугольник заполняется полностью, если вместо типа LtSlashFill (косая штриховка линиями обычной толщины) используется SlashFill (штриховка утолщенными линиями) . Если программа будет работать достаточно долго, она может «зависнуть» , что лишний раз свидетельствует о несовершенстве реализованного в ней алгоритма.
Читайте также: