Что такое ide окно
Где скачать и сколько стоит Visual Studio?
При этом, для работы вам доступно три редакции IDE:
- Community
- Professional
- Enterprise
Редакция Community предоставляется абсолютно бесплатно. При этом, на сайте Microsoft относительно этой редакции сказано дословно следующее:
Для организаций: Visual Studio Community может использовать неограниченное число пользователей в организации в следующих случаях: в учебных аудиториях, для научных исследований или участия в проектах с открытым кодом. Для всех прочих сценариев использования: в некорпоративных организациях Visual Studio Community могут использовать до 5 пользователей. В корпоративных организациях (в которых используется более 250 ПК или годовой доход которых превышает 1 млн долларов США) использование запрещено, за исключением случаев, перечисленных выше (открытый код, научные исследования и учебные аудитории).Знакомство с Visual Studio
Создание нового проекта
По мере того, как вы будете использовать Visual Studio, в левой части этого окна будут появляться ссылки на ваши последние проекты для того, чтобы можно быстро их открыть и начать работу.
Перед вами откроется новое окно создания проекта, которое по умолчанию выглядит вот так:
Для того, чтобы быстро находить необходимый вам шаблон проекта, доступны фильтры по языку программирования, платформе и типам проектов:
В результате, вы увидите в списке шаблонов всего два шаблона проектов:
На втором шаге нас попросят ввести:
- Имя проекта
- Расположение проекта
- Имя решения
- и выбрать платформу
После того, как вы зададите название проекта, его расположение и название решения, то у вас на жестком диске будут созданы следующие директории:
О том, какие файлы располагаются по умолчанию в директории с проектом, мы поговорим позже, когда познакомимся с устройством Visual Studio, а пока перейдем к дальнейшему изучению IDE.
Основные окна в Visual Studio
После того, как мы создали первый проект консольного приложения для Windows, перед нами откроется основное окно Visual Studio с примерно таким содержимым:
В целом, для тех, кто работал в RAD Sudio, внешний вид окна Visual Studio не должен вызвать никаких проблем, хотя здесь есть и свои значительные отличия. Итак, что у нас есть:
Для консольного приложения эта панель пустая и не содержит ничего, кроме подсказки:
Далее идёт привычное нам окно исходного кода с вкладками под каждый модуль проекта. Так как у нас один модуль, то и вкладка пока у нас в окне кода одна:
В правой части окна IDE расположены следующие окна:
Обозреватель решений
Соответственно, если выбрать в списке, например, метод Main, то этот метод будет выделен в окне с исходным кодом проекта.
Team Explorer
Здесь вы можете создать подключение, например, к репозиторию Git или GitHub. С содержимым этого окна и работой с репозиториями мы поговорим позднее.
Представление классов
Свойства
Средства диагностики
Окно расположено в правой части экрана и предоставляет нам различные средства для профилирования нашего приложения. Так, например, можно отследить загрузку ЦП, использование памяти и т.д.
В принципе, для первого знакомства с основными окнами Visual Studio информации достаточно. Теперь попробуем создать наше первое приложение.
Первое приложение в Visual Studio
Напишем следующий код для метода Main:
Чтобы приложение закрылось достаточно нажать любую клавишу на клавиатуре.
При написании кода нашей программы вы, возможно, заметили, что справа в окне исходного кода периодически появляется вот такой значок:
Таким образом Visual Studio предлагает нам какие-либо улучшения исходного кода. Например, вы можете увидеть эту лампочку, если подниметесь в самый верх исходного кода:
Применяем предложенное решение и IDE сама удалит лишний строки из модуля и наша программа станет выглядеть вот так:
Б ольшинство и того, что вы видите в IDE, происходит в окне.
О кно - это область экрана, которую можно перемещать, масштабировать, перекрывать, выводить без перекрытия, закрывать, открывать и изменять ее размер.
П ри работе в IDE вы можете открыть и использовать множество окон, но в каждый момент времени активным может быть только одно окно. Активное окно - это то окно, в котором вы в данный момент работаете. Любая команда, которую вы выбираете, или текст, который вы набираете, относится только к активному окну. Однако, если вы открыли в нескольких окнах один и тот же файл, любое действие, применяемое к этому файлу, может отражаться на всех окнах, содержащих его.
угол изменения размера;
IDE отмечает активное окно, обрисовывая его двойной рамкой, благодаря чему его можно легко идентифицировать на экране. Если ваши окна перекрываются, то активное окно всегда находится перед всеми другими ("переднее" окно).
В активном окне редактирования в левом верхнем углу выводятся также значения текущей строки и столбца. Если вы модифицировали файл, слева от значений столбца и строки выводится звездочка *.
Э лемент закрытия окна находится в верхнем левом углу. Позиционировав на этот элемент "мышь" и щелкнув кнопкой, вы можете быстро закрыть данное окно (в противном случае можно выбрать команду Window|Close). Справочное окно Help считается временным, поэтому закрыть его можно просто нажав клавишу Esc.
В ерхняя горизонтальная строка меню, строка заголовка, содержит название окна и его номер. Двойной щелчок кнопкой "мыши" на заголовке окна приводит к его "распахиванию" (увеличению до размера полного экрана) или наоборот, восстановлению предыдущего размера, если оно уже распахнуто. Вы можете также перемещать (буксировать) с помощью "мыши" заголовок, что приводит к перемещению окна.
К аждому открываемому вами окну присваивается номер (он указывается справа вверху). Нажатие клавиш Alt+0 дает вам список всех открытых окон. Окно можно сделать активным, нажав клавишу Alt в сочетании с номером окна. Например, если справочное окно Help имеет номер 5, но перекрыто сейчас другим окном, нажатие Alt+5 переводит вас в это окно (оно становится первым).
Примечание: Borland Pascal нумерует только первые 9 открытых вами окон.
В правом верхнем углу окна выводится элемент распахивания (масштабирования) окна. Если символ в этом элементе представляет собой стрелку вверх, то щелчок кнопкой "мыши" при позиционировании в этом элементу приведет к максимальному увеличению его размера (распахиванию). Если это двойная стрелка, то окно уже имеет максимальный размер. В этом случае щелчок кнопкой "мыши" возвращает окно к предыдущему размеру. Чтобы "распахнуть" окно с помощью клавиатуры, выберите команду Window|Zoom или нажмите клавишу F5.
Примечание: Двойной щелчок "мышью" на строке заголовка окна также приведет к его распахиванию или восстановлению размера.
П олоса прокрутки - это вертикальная или горизонтальная полоса, которая выглядит следующим образом:
Если щелкнуть кнопкой "мыши", позиционировавшись в конце полосы, это приведет к прокрутке на одну строку.
Если нажать и не отпускать кнопку, прокрутка будет продолжаться.
Нажатие кнопки "мыши" на затененной области в конце полосы прокрутки (стрелки) приведет к постраничному "листанию".
Примечание: Полосы прокрутки позволяют любому пользователю (использующему "мышь" или клавиатуру) видеть, как далеко он продвинулся в файле.
В правом нижнем углу окна находится элемент изменения размера. Вы можете буксировать этот угол с помощью "мыши", увеличивая или уменьшая размеры окна. Указанный угол отмечен одинарной, а не двойной линией, как остальная граница окна.
Используйте команду Size/Move меню Window, или нажмите клавиши Ctrl+F5.
Ч тобы переместить окно с помощью клавиатуры, сделайте следующее:
Используйте команду Size/Move меню Window, или нажмите клавиши Ctrl+F5.
Из этого краткого (на 5–10 минут) описания возможностей среды разработки Visual Studio (IDE) вы узнаете о некоторых окнах, меню и других элементах пользовательского интерфейса.
Установите Visual Studio бесплатно со страницы скачиваемых материалов Visual Studio, если еще не сделали этого.
Установите Visual Studio бесплатно со страницы скачиваемых материалов Visual Studio, если еще не сделали этого.
Начальная страница
После запуска Visual Studio вы, скорее всего, увидите начальную страницу. Начальная страница — это отправная точка для поиска команд и файлов проекта, к которым вам нужно получить быстрый доступ. В разделе Последние отображаются проекты и папки, с которыми вы недавно работали. В разделе Новый проект можно щелкнуть ссылку, чтобы открыть соответствующее диалоговое окно Новый проект, а в разделе Открыть можно открыть существующий проект или папку с кодом. Справа находится веб-канал с последними новостями для разработчиков.
Если вы закроете начальную страницу и захотите снова открыть ее, можно воспользоваться меню Файл.
Окно запуска
После запуска Visual Studio вы прежде всего увидите начальное окно. Окно запуска помогает быстрее добраться до кода. Здесь есть действия, позволяющие клонировать или извлечь код, открыть существующий проект или решение, создать новый проект или просто открыть папку с файлами кода.
Если вы используете Visual Studio впервые, список последних проектов будет пустым.
Если вы работаете с базами кода не на основе MSBuild, выберите Открыть локальную папку, чтобы открыть код в Visual Studio. Дополнительные сведения см. в статье Разработка кода в Visual Studio без использования проектов и решений. Или вы можете создать новый проект или клонировать проект из поставщика источника, например GitHub или Azure DevOps.
Вариант Продолжить без кода просто открывает среду разработки Visual Studio без конкретного проекта или кода. Вы можете выбрать этот параметр, чтобы присоединиться к сеансу Live Share или к процессу для отладки. Нажмите ESC, чтобы закрыть окно запуска и открыть интегрированную среду разработки.
Окно запуска
После запуска Visual Studio вы прежде всего увидите начальное окно. Окно запуска помогает быстрее добраться до кода. Здесь есть варианты клонирования кода или его получения для изменения, открытия существующего проекта или решения, создания нового проекта или просто открытия папки с файлами кода.
Если вы используете Visual Studio впервые, список последних проектов будет пустым.
Если вы работаете с базами кода, в которых не используется MSBuild, выберите Открыть локальную папку, чтобы открыть код в Visual Studio. Дополнительные сведения см. в статье Разработка кода в Visual Studio без использования проектов и решений. Или вы можете создать новый проект или клонировать проект из поставщика источника, например GitHub или Azure DevOps.
Если вы выберете Продолжить без кода, вы просто откроете среду разработки Visual Studio без определенного проекта или загруженного кода. Вы можете выбрать этот параметр, чтобы присоединиться к сеансу Live Share или к процессу для отладки. Нажмите ESC, чтобы закрыть окно запуска и открыть интегрированную среду разработки.
Создание проекта
Чтобы продолжить изучение функций Visual Studio, давайте создадим новый проект.
На начальной странице в поле поиска в разделе Новый проект введите консоль, чтобы вывести список только типов проектов, содержащих "консоль" в имени.
В открывшемся диалоговом окне Новый проект оставьте имя проекта по умолчанию и нажмите кнопку ОК.
Будет создан проект. В окне редактора откроется файл с именем Program.cs. В редакторе отображается содержимое файлов. Кроме того, здесь вы можете выполнять основную часть работы с кодом в Visual Studio.
На начальном экране выберите Создать проект.
Откроется окно Создание проекта с отображением нескольких шаблонов проектов. Шаблон содержит основные файлы и параметры, которые требуются для определенного типа проекта.
В нем можно выполнить поиск, фильтрацию и выбор шаблона проекта. Здесь также отображается список недавно использованных шаблонов проекта.
В окне Настройка нового проекта сохраните имя и расположение проекта по умолчанию и щелкните Создать.
Будет создан проект. В окне редактора откроется файл с именем Program.cs. В редакторе отображается содержимое файлов. Кроме того, здесь вы можете выполнять основную часть работы с кодом в Visual Studio.
На начальном экране выберите Создать проект.
Откроется окно Создание проекта с отображением нескольких шаблонов проектов. Шаблон содержит основные файлы и параметры, которые требуются для определенного типа проекта.
В нем можно выполнить поиск, фильтрацию и выбор шаблона проекта. В окне Создание проекта также отображается список недавно использованных шаблонов проектов.
В окне Настройка нового проекта сохраните имя и расположение проекта по умолчанию и щелкните Создать.
Наш проект создан. Выберите файл кода Program.cs в окне Обозреватель решений, которое обычно находится в правой части Visual Studio.
В окне Редактор откроется файл с именем Program.cs. В редакторе отображается содержимое файлов. Кроме того, здесь вы можете выполнять основную часть работы с кодом в Visual Studio.
обозреватель решений
В обозревателе решений, который обычно находится в правой части Visual Studio, отображается графическое представление иерархии файлов и папок в проекте, решении или папке с кодом. В обозревателе решений можно просматривать эту иерархию и переходить к нужным файлам.
В обозревателе решений отображается графическое представление иерархии файлов и папок в проекте, решении или папке с кодом. Вы можете просмотреть иерархию и выбрать файл, чтобы открыть его в окне Редактор.
В меню в верхней части Visual Studio сгруппированы команды по категориям. Например, в меню Проект содержатся команды, связанные с проектом, над которым вы работаете. В меню Инструменты можно настроить Visual Studio, выбрав Параметры. Также можно включить в установку нужные компоненты, выбрав Получить средства и компоненты.
Список ошибок
Чтобы открыть окно Список ошибок, выберите Список ошибок в меню Вид.
Окно вывода
поле поиска;
Поле поиска — это быстрый и простой способ поиска в Visual Studio. Сюда можно ввести текст о том, что вы хотите сделать, чтобы получить список соответствующих вариантов. Предположим, вам нужно детализировать выходные данные о сборке, чтобы отобразить дополнительные сведения о ее функциях. Вот как это можно сделать:
Найдите поле поиска Быстрый запуск в верхнем правом углу интегрированной среды разработки. (Или нажмите CTRL+Q, чтобы получить доступ.)
Введите детализация в поле поиска. В списке результатов выберите Проекты и решения --> Сборка и запуск в категории Параметры.
На странице Сборка и запуск откроется диалоговое окно Параметры.
Создайте проект еще раз, щелкнув правой кнопкой мыши проект ConsoleApp1 в обозревателе решений и выбрав Перестроить в контекстном меню.
На этот раз в окне Вывод отображаются более подробные сведения из журнала, связанные с процессом сборки. В нашем случае — о том, какие файлы были скопированы в определенное расположение.
Чтобы активировать поле поиска в верхней части интегрированной среды разработки, нажмите клавиши Ctrl+Q.
Введите детализация в поле поиска. В отображаемом списке результатов выберите Change MSBuild verbosity (Изменить уровень детализации MSBuild).
На странице Сборка и запуск откроется диалоговое окно Параметры.
Создайте проект еще раз, щелкнув правой кнопкой мыши проект ConsoleApp1 в обозревателе решений и выбрав Перестроить в контекстном меню.
На этот раз в окне Вывод отображаются более подробные сведения из журнала, связанные с процессом сборки. В нашем случае — о том, какие файлы были скопированы в определенное расположение.
Чтобы активировать поле поиска в верхней части интегрированной среды разработки, нажмите клавиши Ctrl+Q.
Введите детализация в поле поиска. В отображаемом списке результатов выберите Change MSBuild verbosity (Изменить уровень детализации MSBuild).
На странице Сборка и запуск откроется диалоговое окно Параметры.
В разделе Уровень детализации выходных данных сборки проекта MSBuild выберите Обычный и щелкните ОК.
Создайте проект еще раз, щелкнув правой кнопкой мыши проект ConsoleApp1 в обозревателе решений и выбрав Перестроить в контекстном меню.
На этот раз в окне Вывод отображаются более подробные сведения из журнала, связанные с процессом сборки. В нашем случае — о том, какие файлы были скопированы в определенное расположение.
Дальнейшие действия
Мы рассмотрели лишь некоторые из возможностей Visual Studio, чтобы вы могли получить представление о пользовательском интерфейсе. Для дальнейшего ознакомления:
Copy raw contents
Основы работы с IntelliJ IDEA. Интерфейс программы
Для написания Java-программы (и естественно, Kotlin) по большому счету достаточно обыкновенного текстового редактора, но, конечно же, такой вариант просто несопоставим с использованием профессиональных сред разработки приложений, так называемых IDE (Integrated Development Environment).
IntelliJ IDEA – это интегрированная среда разработки программного обеспечения на Java/Kotlin от компании JetBrains. Кстати, не только на них. Среда с успехом используется и для других языков программирования, например, Scala. Первая версия программы появилась в 2001 г. и с тех пор программа неуклонно повышает свой рейтинг популярности. IntelliJ IDEA выпускается в двух редакциях: Community Edition и Ultimate Edition. Первая версия является полностью бесплатной. Вторая версия распространяется под различными лицензиями и, как декларируется, может использоваться бесплатно для разработки проектов с открытым программным кодом.
Версии отличаются также поддерживаемыми технологиями.
- Ultimate Edition:
- полнофункциональная среда разработки под JVM и разработке на различных языках: Java, Kotlin, PHP, JavaScript, HTML, CSS, SQL, Ruby, Python;
- поддержка технологий Java EE, Spring/Hibernate и других;
- внедрение и отладка с большинством серверов приложений.
- Community Edition:
- полнофункциональная среда разработки для Java SE, Kotlin, Groovy и Scala;
- мощная среда для разработки под Google Android.
Программа содержит полный набор необходимых для создания полноценных приложений компонент: редактор, среда компиляции и выполнения, а также отладчик.
Естественно, IntelliJ IDEA – не единственная среда создания приложений для Java, достаточно припомнить популярную Eclipse или NetBeans, так что разработчику есть из чего выбирать.
После установки при первоначальной загрузке IntelliJ IDEA появляется стартовое окно «Welcome to IntelliJ IDEA», позволяющее загрузить либо открыть проект, импортировать проект, выполнить его загрузку из репозитория нескольких систем контроля версий («Check out from Version Control»). При наличии в проекте файлов настройки сборки для Maven или Gradle, IntelliJ IDEA предложит вам использовать их для конфигурации.
После работы с определенным проектом, он запоминается, и при последующем запуске программы происходит загрузка последнего открытого проекта. Впрочем, это происходит при настройках программы по умолчанию, когда в настройках программы (File - Settings) в группе Appearance & Behavior (Внешний вид и поведение), System Setting (Настройки программы) установлен флажок для поля-метки Reopen last project on startup (Открывать последний проект при загрузке).
Основное окно программы в общем виде состоит из трех областей, называемых также инструментальными окнами (на рисунке отмечены красным) и окна редактора (оранжевое).
Инструментальные окна располагаются по периметру окна редактора, то есть слева, справа и внизу от него на полях главного окна, которые в дальнейшем будем называть боковыми панелями (sidebar в терминологии программы). Поскольку инструментальные окна отображают разноплановую информацию, то каждая боковая панель содержит ряд вкладок, которые открываются при выполнении определенной команды. Переход к нужной вкладке (инструментальному окну) осуществляется щелчком на ее названии, которые располагаются на боковых панелях главного окна. Названию некоторых вкладок инструментальных окон предваряет цифра. Используя клавишу совместно с этой цифрой, можно быстро перейти к этой вкладке, попутно открыв ее, если она находится в свернутом положении, либо, наоборот, свернуть ее.
Перед кратким описанием инструментальных окон оговорюсь, что рассматриваемая структура расположения предлагается такой, какой она является после установки программы по умолчанию. Именно такое расположение я и буду рассматривать далее. Однако это вовсе не означает, что инструментальные окна нельзя расположить в других местах главного окна, о чем речь пойдет ниже.
Окно редактора отображается постоянно, занимая большую часть основного окна. Оно может содержать несколько вкладок, отображающих содержимое разных файлов проекта. О содержимом вкладки сигнализирует как расширение файла в названии вкладки, так и пиктограмма перед названием.
Программа содержит внушительный инструментарий управления вкладками окна. Так, расположение вкладок можно произвольно изменять, располагая их, например, горизонтально, перебрасывая файлы из одной группы вкладок в другую, что достигается при помощи группы команд Windows - Editor Tabs либо из контекстного меню, вызываемого на вкладке окна редактирования. При необходимости конкретную вкладку можно закрепить, что бывает полезным при большом количестве вкладок, когда все они не помещаются в окне редактирования, для чего используем команду Pin Tab, о чем речь пойдет ниже.
С правого края окна (в районе полосы прокрутки) могут находятся горизонтальные линии, отмечающие проблемные блоки кода, содержащие ошибки и предупреждения. А в правом вершнем углу отображается общее сосотяние файла (красный - есть ошибки, желтый - есть предупреждения, зеленый - все нормально). Подробнее об этом также позже.
По левому краю окна редактирования расположены метки блоков кода, при помощи которых можно быстро свернуть блок за ненадобностью либо вновь его развернуть. С этой же стороны окна располагаются точки останова (при их наличии), советы по модификации кода и некоторая другая информация.
Для отображения нумерации строк программного кода следует вызвать контекстное меню (кликнуть правой кнопкой мыши) на вертикальной полосе в левой части окна редактирования и выбрать Show Lines Numbers (Отображать нумерацию строк). Однако при таком действии отображение строк осуществляется только в текущем сеансе. Для постоянного же отображения нумерации строк программного кода следует в настройках раскрыть последовательно пункты Editor (Редактор), General (Общие настройки), Appearance (Внешний вид) и установить флажок для поля-метки Show line numbers (Отображать номера строк).
Сам программный код (подсветка текста, шрифты) оформляются в соответствии с настройками программы, о чем речь пойдет позже.
Инструментальное окно проекта
На левой боковой панели отображается инструментальное окно проекта. Оно содержит вкладку иерархической структуры проекта (Project), вкладку структуры (списка метода) класса (Structure) и вкладку Favorites (Избранное), в которой отображаются закладки и точки останова.
Выбор во вкладке структуры проекта приводит к отображению его содержимого в окне редактора. Поскольку код практически любого класса содержит множество методов/функций, то вкладка «Structure» как раз и отображает их список. Он может быть упорядочен как по алфавиту (Sort by Alphabetically), так и в порядке их расположения в (Sort by Visibility). Щелчок на имени класса инициирует переход на начало метода или функции в окне редактора.
Инструментальное окно Избранное
В нижней части левой боковой панели основного окна можно вывести инструментальное окно «Favorites» (Избранное), содержащее, например, список точек останова и закладок, обеспечивая тем самым к ним быстрый доступ.
Инструментальное окно с инструментами сборки проектов
Данное окно располагается на правой боковой панели. Оно изначально содержит вкладки для наиболее распространенных инструментов сборки проектов Java – Gradle (или Maven) и Ant.
Инструментальное окно вывода
Создается проект просто: File - New - Project. А вот дальше возникают вопросы: какого типа у нас проект, какие библиотеки нужны.
Мы в своих проектах будем использовать Gradle и Kotlin/JVM. Если со вторым пунктом (язык программирования и реализация под JavaVirualMachine) сомнений нет, то с первым пока непонятно. Я выбрал Gradle, потому что он используется по-умолчанию в Android Studio с которым мы познакомимся в следующем году. Но что вообще означают эти слова: Maven, Gradle?
Если коротко, то это системы сборки проектов, а если подробно, то читайте, например, тут
При создания нового проекта система создает для нас необходимую структуру каталогов и файлы настроек. Нам из всего этого пока понадобится только каталог с исходными кодами и настройки системы сборки проектов:
Для создания нового файла нужно кликнуть правой кнопкой мыши на подкаталоге kotlin в каталоге src и выбрать Kotlin File/Class
В появившемся окне введите название файла и выберите из списка File
В первом созданном файле (у нас он называется main.kt, но это не обязательно) сделайте точку входа в программу:
Любая программа (консольная, про андроид мы пока не говорим) начинается с функции main.
В лабораторных работах, чтобы не плодить проекты, мы будем использовать один и тот же проект с одним главным файлом, а для разных задач создавать дополнительные файлы, например:
Все файлы одного пакета (название пакета мы не задавали, но он назначается системой) собираются в одину программу. Таким образом весь код лабораторной работы мы будем писать в отдельном файле (lab1.kt), а вызывать его из функции main. Это упростит нам работу с репозиторием (с ним мы познакомимся на следующем занатии) и уменьшит количество мусора на диске.
Интегрированная среда разработки integrated development environment, IDE — класс ПО, обеспечивающий организацию процесса разработки ПО через объединение основных необходимых для этого компонентов за общим “фасадом” (пользовательским интерфейсом).
Исторически в процессе программирования использовалось сразу несколько инструментов, которые могли существовать независимо друг от друга: например, текстовый редактор, компилятор, компоновщик, отладчик. Управление всеми необходимыми в процессе файлами вначале велось вручную с помощью средств базовой файловой системы, ну и, возможно, автоматизацией на основе опять же самостоятельно написанных пакетных файлов командной оболочки, предоставляемой ОС.
Для повышения продуктивности и удобства разработки ПО создаются “интегрированные среды разработки” (IDE). Они либо предлагают полноценный “тулчейн” toolchain в своём составе (например, Microsoft Visual Studio включает реализацию стандартной библиотеки, компилятор, компоновщик и отладчик, разработанные компанией Microsoft), либо предполагает установку стороннего тулчейна из широкораспространённых компонент (например, из состава GNU).
Помимо перечисленных компонент, IDE также могут включать: редактор графического интерфейса пользователя, средства автоматизации проектирования ПО (визуального моделирования архитектуры), тестирования, поддержку систем управления версиями и взаимодействия внутри команды разработчиков, средства статического анализа кода, профилировки и т.д.
Основной единицей управления исходным кодом, используемой в различных IDE является проект. Как правило, также поддерживается некоторый способ объединения родственных проектов в группы. В Microsoft Visual Studio такое объединение называется решение solution . Оно создаётся по умолчанию с каждым новым проектом. В Eclipse и ряде других IDE группа проектов существует в своём рабочем пространстве workspace . Это более крупное объединение, чем “решение”, и позволяет привязывать набор общих инструментов ко всем проектам пространства. Вполне возможно, что при использовании Eclipse вы не будете создавать новых рабочих пространств, а будете использовать одно — созданное при первом запуске Eclipse.
См. также список IDE с поддержкой C++ на Wikipedia.
Данная IDE здесь рассматривается неглубоко, как простое в использовании базовое средство. Установка Visual Studio на конкретный компьютер может занять много времени, но обычно не требует особых усилий от пользователя. Степень интеграции различных компонент и их ассортимент в базовой комплектации (Community Edition и выше) достаточны для того, чтобы при выполнения всех заданий данного курса не пришлось что-то искать в настройках или устанавливать дополнительные компоненты: всё работает “из коробки”. Это несомненный плюс данной IDE. Также её преимуществами являются качественный встроенный редактор (и в целом интерфейс пользователя) и высокая степень интеграции предоставляемого отладчика (его удобно использовать).
Ниже на снимках экрана показаны базовые шаги для начала работы — создания проекта “консольного приложения” на C++ и добавления в него простого кода.
Создание проекта
Microsoft Visual Studio 2015 сразу после запуска Создать проект Выбрать тип проекта Тип проекта — консольное приложение (“Win32 Console Application”) Установить флажок “Пустой проект” (“Empty Project”) и нажать “Готово” (“Finish”) Добавить новый пустой файл с исходным кодом Тип файла — .cpp файлЗапуск программы
Чтобы запустить код в режиме отладки, можно нажать кнопку с зелёным треугольником или клавишу F5 . Рядом с этой кнопкой находятся выпадающие списки, позволяющие выбрать конфигурацию и целевую платформу сборки. По умолчанию для каждого проекта создаётся две конфигурации: отладочная Debug и финальная Release. В финальной конфигурации отключена поддержка отладчика и включены оптимизации машинного кода. Целевую платформу можно не трогать, либо сменить x86, выбранную по умолчанию, на x64, если вы используете версию Windows для 64-битных процессоров семейства x86.
Запустить код без отладки с паузой в конце (чтобы окно консоли не закрывалось сразу) можно, нажав сочетание Ctrl+F5 .
Запустить код
Ошибки компиляции
В случае возникновения синтаксических ошибок при компиляции, их список выводится в отдельном окне. Двойной щелчок по строке описания ошибки позволяет перейти на соответствующее место в исходном коде. На практике банальные опечатки или забытые запятые, точки с запятыми или скобки могут порождать ошибки компиляции значительно ниже по тексту, а само то место, указанное как содержащее синтаксическую ошибку, может на деле никаких ошибок не содержать. Поэтому не стоит пугаться в случае, если ошибку сразу найти не удалось — пересмотрите код выше.
Синтаксическая ошибка: забыт символ ; после return 0
Список ошибок и предупреждений можно наблюдать и в более компактном виде, для этого нужно открыть соответствующую панель.
Компактный список ошибок
Свойства проекта
Свойства проекта предоставляют доступ ко множеству настроек.
Доступ к свойствам проекта
В частности, позволяют подключать сторонние библиотеки (указать путь в файловой системе для каталогов с заголовочными и библиотечными файлами, указать подключаемые на этапе компоновки файлы .lib).
Пути к каталогам с различными файлами Подключаемые на этапе компоновки .lib-файлы заранее откомпилированных библиотек
Qt Creator — IDE, созданная для разработки приложений, использующих кроссплатформенную библиотеку графического интерфейса пользователя Qt. Впрочем, использовать Qt в своих программах при работе в Qt Creator не обязательно. “Голый” Qt Creator можно взять здесь. Компилятор, отладчик, систему сборки надо будет устанавливать и настраивать отдельно. Далее рассмотрим более простой и удобный для новичка вариант, когда базовый набор инструментов доступен “из коробки”. Для этого придётся установить гигабайтный Qt SDK (что, впрочем, может пригодиться, если разрабатывать приложения под Qt). Далее предполагается, что был установлен 32-битный вариант под Windows с интегрированной сборкой MinGW (компилятор g++).
Окно Qt Creator сразу после запуска
Глобальная настройка среды осуществляется через окно параметров (меню “Инструменты” → “Параметры”).
Параметры
Для работы необходимо наличие, по крайней мере, одного полностью сформированного “комплекта” (компилятор, отладчик, система сборки). В нашем случае один комплект для разработки desktop-приложений присутствует.
Комплект по умолчанию
Для создания проекта нажмём в главном окне кнопку “+ Новый проект”. В результате появится окно “Новый проект”, в котором выберем “Проект без Qt” → “Приложение на языке C++” (это консольное приложение).
Новый проект Введём название проекта
Qt Creator поддерживает три системы сборки: “родные” qmake и Qbs, а также CMake. По умолчанию выбрана qmake. Мы не будем менять этот выбор.
Выбор системы сборки Выбор комплекта Итоговое окно
Итоговое окно показывает нам список файлов, из которых будет состоять новый проект (main.cpp — код “Helloworld”, StudiesTesting.pro — файл описания проекта), и позволяет добавить проект в систему контроля версий. При долгосрочной разработке рекомендуется использовать какую-либо систему контроля версий. При этом не обязательно пользоваться средствами интеграции IDE — можно создавать репозитории и управлять ими извне. Наиболее популярная система контроля версий на данный момент — Git.
Новосозданный проект
Два зелёных треугольника в нижнем левом углу окна являются кнопками запуска проекта (просто запуск и запуск в отладчике). При необходимости проект будет пересобран. Кнопка с изображением молотка выполняет только сборку проекта без запуска.
Настройка проекта может осуществляться путём редактирования соответствующего файла .pro. Например, можно запросить поддержку стандарта ISO C++14.
Редактирование файла .pro
Если нажать на кнопку “Проекты” на левой вертикальной панели, то откроется окно, позволяющее настроить локальные свойства редактора, стиля кода и управлять сборкой и запуском проекта.
Настройки сборки
В частности, можно указать параметры командной строки, которые будут переданы в main при запуске программы из Qt Creator.
Настройки запуска
Добавить к проекту внешнюю библиотеку можно, нажав правой кнопкой мыши на названии проекта и выбрав пункт меню “Добавить библиотеку…”.
Добавить библиотеку
Однако на практике может быть проще добавлять библиотеки (не требующие настройки) через файл .pro.
Читайте также: