Что лучше autocad или fusion 360
Компания Autodesk с 1982 года разрабатывает программное обеспечение для 2D и 3D-моделирования. Одно из самых дорогих и популярных приложений – AutoCAD. Стоимость базовой версии AutoCAD для двухмерной системы автоматизированного проектирования – 14 тысяч рублей за год пользования. Набор приложений для трехмерного архитектурного проектирования обойдется в 95 000 рублей за год.
Это профессиональный программный инструмент, который применяется во многих областях промышленности. Продукты компании Autodesk используются в сферах:
- архитектуры;
- дизайна;
- производства электроники;
- проектирования механизмов и отдельных деталей;
- разработки ювелирных украшений;
- проектирования автомобилей;
- создания медицинских имплантов;
И это далеко не все возможности продукта, область ее применения очень широка.
Как выбрать версию AutoCAD?
Можно купить только основную программу. Но для полноценной работы лучше сразу подобрать дополнения – у разработчика их несколько десятков. Есть и заранее собранные комплекты.
Коллекция для проектирования архитектурных сооружений
Этот комплект включает в себя 6 программ для разработки каждого этапа строительства.
Revit
Приложение для проектирования инженерных систем, просчета надежности конструкции, проверки на соответствие требованиям безопасности. Также Revit поможет создать полный чертеж и увидеть свое творение до воплощения в жизнь.
AutoCAD
Платформа для дополнений, основная база для 2D и 3D-моделирования. В комплекте идет программное обеспечение для работы на мобильных устройствах, а также функция редактирования одного проекта на разных устройствах.
Civil 3D
Инструмент для проектирования инфраструктуры и создания документации по проекту.
InfraWorks
Еще один инструмент для работы с инфраструктурой по технологии BIM.
Navisworks Manage
Программный инструмент для экспертизы проектов недвижимости и отдельных систем зданий. Интегрируется с другими приложениями и допускает облачное редактирование проекта с нескольких устройств.
3ds Max
Программа для моделирования трехмерных объектов, создания анимации и работы с эффектами.
Коллекция для разработки и создания изделий
Этот комплект необходим на промышленном производстве для проектирования деталей и целостных механизмов. Стоимость – 87 000 рублей в год.
Inventor Professional
Профессиональная версия программного обеспечения для проектирования моделей и создания документации по ним.
AutoCAD
Платформа и универсальный редактор трехмерных моделей.
Autodesk Nastran In-CAD
Тестировщик готовых деталей и механизмов. Может просчитывать нагрузку и соответствие нормам для ваших проектов.
Inventor HSM
Программа для управления станками с ЧПУ.
Fusion 360
Инструмент для создания одиночных деталей, легко взаимодействует с другими продуктами компании.
AutoCAD: список требований к компьютеру
Сама программа – только часть комплекса инструментов для моделирования. Полный спектр очень широк, у каждого приложения свои запросы к железу. Для удобства разработки придется использовать несколько инструментов. С этого момента начинается работа с конструктором.
Выберите для себя несколько программ, которые будут нужны для разработки вашего проекта. Подбирая компьютер для работы в «Автокаде», помните, что каждая из них будет использовать мощность машины в том объеме, который прописан в системных требованиях.
Если в двух приложениях открыт один проект, то задействуется в два раза больше ресурсов. Ниже приведен список системных требований для приложений Autodesk, разобранных ранее. Это поможет увидеть картину целиком и выбрать компьютер для «Автокада».
Общие системные требования
Указаны рекомендованные (первое значение) и максимальные (второе значение) параметры компьютера для работы в «Автокаде» и других приложениях.
Приложение | Оперативная память | Процессор | Видеокарта | Место на диске |
---|---|---|---|---|
Revit | 8 – 16 GB | шестиядерный, от 2,5–3 GHz | с поддержкой DX 11 и Shader Model v 5.0 | 5 GB |
Civil 3D | 8–16 GB | четырехъядерный, от 2,5-3 GHz | с поддержкой DX 11 и 2–4 GB памяти | 10 GB |
InfraWorks | 8 – 16 GB | 4-6 ядер, от 2,5-3 GHz | с поддержкой DX 10.1 и 1–2 GB памяти | 10 GB |
Navisworks Manage | 2 GB | четырехъядерный, от 2,5-3 GHz | с поддержкой DX 9, Shader Model v 2.0 и OpenGL | 15 GB |
3ds Max | 4 – 8 GB | двухъядерный от 2 GHz | с поддержкой DX 11 и 1–4 GB памяти | 6 GB |
Inventor Professional | 8 – 24 GB | четырехъядерный, от 2,5-3 GHz | с поддержкой DX 11 и 1–4 GB памяти | 40 GB |
Autodesk Nastran | 2 – 32 GB | 4-8 ядер, от 2,5-3,5 GHz | с поддержкой DX 11 и 1–2 GB памяти | 40 GB |
Inventor HSM | 8 – 24 GB | четырехъядерный, от 3 GHz | с поддержкой DX 11 и 1–4 GB памяти | 40 GB |
Fusion 360 | 3 – 4 GB | двухъядерный от 2 GHz | 512 MB памяти | 2.5 GB |
AutoCAD | от 4 GB | четырехъядерный, от 2,5-3 GHz | с поддержкой DX 11 и 1–4 GB памяти | 16 GB |
Работа с трехмерными моделями – большое испытание для любого компьютера. Здесь важно все – видеокарта, процессор, запас оперативной памяти и скорость жесткого диска. Высокая мощность не потребуется только в случае, если вы не планируете работать со сложными моделями.
Также разберем компромиссы – варианты для тех, кто собирает компьютеры для проектирования в AutoCAD и игр. Такое железо позволит играть в топовые игрушки и работать с трехмерными проектами.
Требования к компьютеру для AutoCAD 3D: процессор
Процессор нужен для вычислений по заданным параметрам и рендеринга, и обе задачи достаточно сильно нагружают компьютер. Требуемая вычислительная мощность процессора напрямую зависит от сложности проекта. Чем больше деталей – тем выше мощность.
Процесс рендеринга занимает много времени только при наличии специальных эффектов и сложных текстур. Компьютер справится гораздо быстрее в ситуации, когда вы хотите увидеть только приблизительный макет. Эту задачу можно повесить на процессор или видеокарту.
Процессор использует оперативную память для загрузки в нее данных – текстур, эффектов, анимации, свойств материалов и т.д. Видеокарта же может занимать только свою, «родную» память.
Для проектирования сооружений и изделий чаще используют компьютеры с мощным процессором. Видеокарта выполняет только одну задачу – визуализацию готовой модели. В момент создания работать будет по большей части камушек. По этой причине в большинстве системных приложений от Autodesk особенное внимание уделяется ЦП.
Как выбрать модель процессора?
В системных требованиях указывают частоту и количество ядер, но это не единственные важные показатели производительности. Есть еще размер кеша – это верхний уровень иерархии системной памяти. Распределяется информация так:
- Самый медленное устройство – жесткий диск, даже SSD не сравнится по скорости с оперативной памятью.
- На втором месте по иерархии идет RAM, т.е. оперативная память. По сравнению с жестким диском ее размер невелик.
- Самый высокую ступень занимает кэш процессора. Различают кэш трех уровней – L1, L2 и L3. Последний – самый емкий, но его объем не превышает нескольких десятков мегабайт.
Кэш используется для ускорения работы с файлами. Данные загружаются из жесткого диска в оперативную память для быстрого доступа к ним, а процессор записывает на свой кэш те файлы, с которыми работает в данный момент.
Частота (GHz) | Частота в Turbo (GHZ) | Размер кэша L3 (MB) | Ядер/Потоков | Тепловыделение (Вт) | Максимум памяти (GB) | |
---|---|---|---|---|---|---|
i5-8400 | 2,8 | 4,0 | 9 | 6/6 | 65 | 64 |
i5-9600K | 3,6 | 5,0 | 12 | 6/6 | 95 | 64 |
i7-9700K | 3,6 | 4,9 | 12 | 8/8 | 95 | 64 |
i7-7820X | 3,6 | 4,3 | 11 | 8/16 | 140 | 128 |
i9-7900X | 3,3 | 4,3 | 13,75 | 10/20 | 140 | 128 |
Объективный тест подобрать сложно, но технические характеристики компьютера говорят сами за себя. Для САПР лучше брать процессор помощнее. Главные параметры – тактовая частота и количество ядер. Потоки тоже важны, они не увеличивают мощность, но позволяют двум процессам использовать одно физическое ядро, разделяя его ресурс на два потока. Это увеличивает производительность при работе с несколькими приложениями одновременно.
Компьютер для AutoCAD: видеокарта
У NVIDIA есть специальная серия видеокарт для трехмерного моделирования – Quadro. Это профессиональное железо, созданное для профессионалов. Если вам нужен комп для «Автокада», лучший выбор – NVIDIA Quadro. По сути, отличительная особенность линейки – количество памяти. Чем сложнее и объемнее ваши проекты, тем больше текстур придется загружать в память карточки. Она ограничена и расширить ее нельзя, так что выбирать плату следует в соответствии с потребностями.
Промежуточный вариант для домашнего использования компьютера – NVIDIA GeForce GTX 1070. Она прекрасно справляется с современными играми и может рендерить сцены. Скорость ее работы с трехмерным моделированием несколько ниже, чем у Quadro, но и цена не так высока. Профессиональное оборудование дороже на 30–35%.
Еще один важный момент – количество мониторов. Для нормальной работы вам потребуется столько мониторов, сколько дополнений вы используете. Постоянно переключаться между ними на одном экране – ужасно долго и не эффективно. Видеокарта должна уметь справляться со всеми мониторами.
Сколько нужно оперативной памяти?
Здесь работает принцип «чем больше – тем лучше». Минимальные требования указаны в разделе выше, а оптимальный объем памяти вам может подсказать только опыт использования. Смотрите на размеры проектов, с которыми работаете. Весь файл при открытии будет загружен в оперативную память, ее объема должно хватать.
При недостатке памяти вы рискуете угробить свой жесткий диск за пару недель. Операционная система Windows всегда создает файл подкачки – это зарезервированное место на жестком диске, которое используется, когда оперативная память забита до предела. Это количество перезаписи и частота обращения, чрезмерная для любого HDD и SSD. Не стоит говорить, насколько при этом падает общая производительность, ведь жесткий диск работает в разы медленнее, чем оперативная память.
Оперативная память реагирует быстрее, когда занимает больше слотов. То есть память формата 2х8 будет работать быстрее, чем 1х16 ГБ.
«Автокад» и его требования к компьютеру: нужен ли SSD?
Однозначно – да. Любому современному компьютеру нужен SSD. За небольшие деньги мы получаем огромный прирост к скорости работы. В идеале нужно использовать тандем из двух накопителей – SSD и HDD. На SSD устанавливается система, игры, нужные программы и т.д. Все это работает очень быстро, а обычный жесткий диск используется для хранения файлов, т.к. он дешевый и емкий.
Твердотельные накопители делятся на два вида по типу подключения: SATA 3 и PCI. Обычный SATA 3 накопитель, в зависимости от производителя и типа памяти, обладает в 5–10 раз более высокой скоростью передачи данных, чем HDD. Твердотельный накопитель форм-фактора m.2 – самый быстрый на мировом цифровом рынке. Их скорость в 5 раз выше, чем у обычных накопителей, и в 50 раз выше, чем у HDD.
У AutoCAD есть определенные требования к HDD. Производитель рекомендует использовать особые накопители со скоростью вращения шпинделя 10 000 оборотов. Если в рабочую станцию такой поставить невозможно, то рекомендуется использование стандартных накопителей с количеством оборотом 7200 в минуту. Производительность сильно уменьшается на тихих HDD с 5400 об/м.
Компьютеры для AutoCAD 2018: охлаждение
Рабочая станция для проектирования потребляет очень много энергии. Это связано со стабильно высокой нагрузкой при длительных операциях по вычислению. В такие моменты компьютер сильно разогревается. Ему нужен эффективный теплоотвод гораздо больше, чем в игровом ПК.
В первую очередь, нужно отследить рост температуры в течение нескольких часов при максимальной нагрузке. Для этого можно использовать синтетические тесты. Главная задача – отсутствие стабильного повышения температуры со временем. Если через 2 часа вы отметите увеличение температуры на 5 градусов, а система охлаждения работает на максимуме – значит, она не справляется.
Каждый ватт потребляемой энергии выделяется внутри корпуса в виде тепла. Нужен хороший продув корпуса и хорошие радиаторы на рабочих частях. Здесь не будет лишней игровая память с радиаторами. Материнская плата подводит ток ко всем элементам и греется не менее их, она должна быть рассчитана на такие нагрузки.
Если с этим не считаться, то оборудование быстро состарится и перегорит. Яркий пример – майнинг. Характер нагрузки приблизительно одинаковый, продолжительность при проектировании варьируется. Но в майнинге видеокарты «живут» в районе полугода.
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
В последнее время вижу много вопросов про лицензии Fusion 360 и решил написать этот гайд, чтобы всё стало максимально просто и понятно.
Сначала текст, а внизу будет небольшой FAQ. Информация актуальна на март 2021.
Во-первых, разбираемся с терминами и названиями
Вот все лицензии, которые сейчас есть:
- коммерческая (Subscription)
- стартапная (Startup)
- персональная (Personal)
- студенческая (Education)
Как видите, ни одна из них не называется "бесплатной", поэтому когда будете задавать вопросы, лучше пишите корректное название лицензии, которая у вас есть, или какую хотите получить.
Посмотреть название можно в окне Help -> About.
Во-вторых, как выбрать лицензию
При выборе лицензии нужно учитывать три момента
- Что вы можете получить исходя из вашей ситуации и насколько легко
- Для чего вы планируете использовать Fusion 360
- Какие функции фьюжена вам нужны
Если ориентироваться на доступность и легкость получения, то лицензии можно разделить на две группы
- Лицензии, доступные всем желающим - сюда попадают коммерческая лицензия и персональная. И ту и другую может получить кто угодно без лишних вопросов. Коммерческую можно купить через официального реселлера (в России), а персональную просто бесплатно получить на сайте Autodesk.
- Вторая группа - лицензии, доступные только некоторым категориям пользователей. Это студенческая и стартапная лицензии. Чтобы получить студенческую, нужно быть учащимся или преподавателем учебного заведения из списка подтвержденных (в этот список, кстати, можно добавить свою школу или ВУЗ и подтвердить это). А для получения стартапной - нужно заполнить форму-заявку и ждать одобрения со стороны Autodesk. Если ваша деятельность заслуживает внимания, то Autodesk поддержит ее выдачей вам бесплатной стартапной лицензии.
Если ориентироваться на то, как разрешено использовать Fusion 360, то тут лицензии выстраиваются следующим образом
- Коммерческая лицензия. Если вы купили ее, то можете использовать фьюжен как угодно, в том числе, естественно, и для любой коммерческой деятельности.
- На втором месте стартапная лицензия, она почти так же хороша как коммерческая, но у нее есть ограничение на коммерческую деятельность - ваш доход должен быть не более $100'000 в год. Дополнительным условием стартапной лицензии является то, что вы соглашаетесь делиться с Autodesk некоторой информацией о вашем проекте.
- На третьем месте идет персональная лицензия. В ней все хорошо, за исключением того, что коммерческая деятельность запрещена (все что больше $1000 в год - коммерция), а также запрещено ее использование в компаниях. Если вы хоббист/мейкер и делаете проекты для себя, то вас по идее такие условия стеснить не должны.
- И на последнем месте у нас - студенческая лицензия. Да, она самая ограниченная по возможным способам применения. По факту, единственное для чего вы можете использовать фьюжен, если вы "студент" - это его изучение. Никакой коммерции вообще не предусмотрено. Более того, есть информация, что при переходе со студенческой лицензии на любую другую- возможны сложности с переносом проектов. Вроде как, если вы их сделали на студенческой лицензии, то вы учились, и значит больше они вам ни к чему. Но это не точно.
Внимание! Стартапная лицензия не значит, что Autodesk присвоит себе все ваши модели!! Вы не передаете модели или отдаете коммерческие материалы, а именно соглашаетесь рассказать о том, что делаете или зачем (и то, только если спросят). Пример - если вы делаете крутой проект в сфере робототехники или освоения околоземного космического пространства, естественно Autodesk захочет рассказать всем о том, что такой проект делается с использованием его программного обеспечения. И вы заранее даете такое согласие в обмен на то, что Autodesk поддерживает вас предоставлением доступа к ПО. В этом суть стартапной лицензии.
И последнее ранжирование - это в порядке уменьшения доступных функций
- На первом месте, как ни странно, у нас студенческая. Autodesk не скупится на то, чтобы будущие инженеры изучили систему от и до, поэтому на студенческой версии доступен весь функционал, плюс к этому там дают бесплатные облачные кредиты, которыми можно оплачивать облачный рендер и инженерные расчеты.
- На втором месте - коммерческая и стартапная, они абсолютно идентичны по функциям - доступно всё, что предлагается программой, но за дополнительные функции, такие как extensions, генеративный дизайн, и облачные вычисления, нужно платить с помощью cloud credits.
- И на последнем месте - персоналка. Она самая урезанная из всех, но только в тех местах, где хоббийное применение явно отличается от промышленного. Например, на персоналке доступен почти весь функционал CAD/CAM, кроме одновременной работы с большим количеством моделей, совместной работы над проектами в команде или обработки на 5ти осевых станках с автоматической сменой инструмента. То есть если вы делаете модели для себя, например для 3d принтера, то ограничения вы скорее всего даже не заметите.
Итого
По сути в большинстве случаев выбор сводится к двум лицензиям - коммерческой и персональной.
Если есть деньги и хотите зарабатывать - ваш выбор коммерческая. Если денег нет и не хотите зарабатывать - то персональная.
Лицензия | Плюсы | Минусы |
Коммерческая | Максимум функций, максимум возможностей использования, возможность совместной работы, возможность коммерции | Стоит денег |
Персональная | Бесплатно, очень легко получить | Есть ограничения по функциям, формально нельзя зарабатывать |
Стартапная | Функции как на коммерческой только бесплатно | Нужно подавать заявку |
Студенческая | Все функции плюс бесплатные кредиты | Нужно действительно быть студентом и подтвердить это. Нельзя в коммерцию |
Табличка для тех, кому хочется деталей
DISCLAIMER, отказ от ответственности: я не сотрудник Autodesk и не продаю лицензии. Информация в таблице взята из открытых источников и я прилагаю максимум усилий, чтобы она была правдива и актуальна. Но я могу ошибаться, а условия лицензий могут быть изменены без моего ведома. Пользуйтесь официальными сведениями и консультациями официальных реселлеров для принятия решения о покупке лицензий.
А теперь FAQ
1. Правда ли, что бесплатных лицензий Fusion 360 больше нет?
Нет, это неправда. На данный момент существует четыре лицензии, из которых три бесплатные, с разными условиями использования. Выбирайте по ситуации.
2. У меня студенческая, она подходит к концу (или у меня требуют проверку документов), что делать?
3. Как получить персональную лицензию?
- Перейти на страницу https://www.autodesk.com/products/fusion-360/personal или погуглить "fusion 360 personal" и пойти по первой ссылке, ведущей на сайт Autodesk
- Залогиниться в свой аккаунт или прямо на месте зарегистрироваться
- Нажать оранжевую кнопку GET STARTED
4. Как скачать фьюжен с торрента? Где взять ломаный?
Никак и нигде, установщик Fusion 360 один на всех (за исключением хитрой версии для установки в классах, но мы про нее не говорим). Его не надо качать на торрентах, его можно скачать с официального сайта, это бесплатно и законно. Функции фьюжена определяются лицензией, а не версией ПО.
5. Персональная лицензия какая-то урезанная, в чем дело?
Да, персональная лицензия ограничена по функционалу в тех точках, которые по мнению Autodesk отличают личное использование от коммерческого. Да, персоналку неудобно использовать на работе. Например, потому что в ней нет возможности делать расчеты на прочность. А что вы хотели? 🤷♂️
6. Получил персоналку. Через год все-таки придется покупать?
Через год нужно будет получить новую лицензию. Возьмёте ту, которая будет вам подходить в тот момент. Нужна будет еще раз персоналка - нет проблем, - просто дождитесь окончания текущей лицензии и получите новую.
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
По условиям задания граничных условий эти решения подойдут для большинства задач. Отсутствие части пунктов у Fusion 360 компенсируется наглядностью, что делает использование удобнее.
Граничные условия | ||
---|---|---|
Жесткая заделка | ||
Шарнир | ||
Скольжение без трения | ||
Температура | ||
Колебания | ||
Наглядность приложения гр.условий | ||
Проверка на условие равновесия системы |
Типы коннекторов
По коннекторам Inventor Nastran заметно превосходит Fusion 360. Однако, основные типы всё-таки присутствуют в обоих решениях. Если рассматриваемые задачи не сложны и не приходится моделировать отсутствующие коннекторы, то Fusion 360 вполне закрывает большинство потребностей.
Коннекторы | ||
---|---|---|
Болтовые | ||
Болтовые с предварительным нагружением | ||
Жесткое тело (Rigid body) | ||
Интерполяция | ||
Стержень | ||
Пружина | ||
Трос |
Виды нагрузок
По перечню возможных нагрузок эти решения практически равны. К плюсам Fusion 360 можно отнести удобство по заданию направления сил и выбор единиц измерения сил в момент задания, а не на этапе создания анализа, как в Inventor Nastran.
Нагрузка | ||
---|---|---|
Сила | ||
Давление | ||
Момент | ||
Сминающее усилие | ||
Гидростатическая нагрузка | ||
Сила на удалении | ||
Распределенная сила | ||
Центробежная сила | ||
Вынужденное перемещение | ||
Начальная температура | ||
Конвекция | ||
Излучение | ||
Нагревание | ||
Нагрузка из других источников (давление, температура) | ||
Учет гравитации | ||
Замена компонента точечной массой | ||
Выбор единиц измерения силы в момент их задания |
Виды контактных соединений
Для подавляющего большинства задач возможности по заданию контактов достаточно у обоих решений.
Контактное взаимодействие | ||
---|---|---|
Автоматический режим | ||
Жесткое соединение | ||
Нет касания | ||
Скольжение | ||
Нет касания до заданного зазора | ||
Задание коэффициента трения | ||
Посадка с натягом |
Построение сетки конечных элементов
Возможности на настройке сетки одинаковые. Но если требуется выбрать тип конечного элемента, то Fusion 360 не позволит этого сделать. Часто такая возможность является существенной.
Разбиение на конечные элементы | ||
---|---|---|
Задание размера КЭ | ||
Относительная настройка сетки КЭ (мелкая-крупная) | ||
Настройка сходимости сетки КЭ | ||
Локальное изменение сетки КЭ | ||
Выбор типа элемента (Solid, Shell, line) |
Виды и варианты расчётов
Самые распространенные виды расчетов полноценно присутствуют в обоих решениях. К преимуществу Fusion 360 стоит отнести возможность расчётов в облаке, в то же время часть расчетов он не выполняет локально. Inventor Nastran лишен облачных вычислений, но локально он выполнит все задания.
Типы расчётов | ||
---|---|---|
Статический анализ | ||
Расчёт в облаке | ||
Расчёт локально | ||
Определение собственных частот | ||
Расчёт в облаке | ||
расчёт локально | ||
Теплообмен | ||
Установившийся режим | ||
Неустановившийся режим | ||
Расчёт в облаке | ||
Расчёт локально | ||
Расчёт температурных напряжений | ||
Расчёт локально | ||
Устойчивость (линейный режим) | ||
Расчёт локально | ||
Нелинейный статический расчёт | ||
Расчёт в облаке | ||
Расчёт локально | ||
Расчёт отклика на динамическое воздействие | ||
Расчёт в облаке | ||
Расчёт локально |
Сложные типы расчётов
Данные сложные типы анализа выполняет только Inventor Nastran. Это является основным отличием этих решений.
Типы расчетов | ||
---|---|---|
Статический анализ предварительно нагруженной конструкции | ||
Определение частот предварительно нагруженной конструкции | ||
Устойчивость (нелинейный режим) | ||
Расчет отклика на кратковременное воздействие | ||
Расчет отклика на случайное воздействие | ||
Расчет отклика от удара | ||
Расчет усталости |
Дополнительные инструменты
Эти дополнения во Fusion 360 позволяют быстрее выполнять некоторые задачи, но критического преимущества не представляют.
Вид инструментария | ||
---|---|---|
Упрощение геометрии | ||
Прямой экспорт в Moldflow | ||
Прямой экспорт в CFD | ||
Более удобная работа с результатом |
Надежность решателя
В обоих решениях используется решатель Nastran, поэтому точность результатов подтверждена многолетними испытаниями и одинаковая у обоих продуктов.
Давно, очень давно я не писал постов, не касающихся фотографии и путешествий. Между тем, в свободное от фотосъёмки время я-таки немного работаю по специальности – занимаюсь проектированием, продолжаю преподавать компьютерную графику, интересуюсь всем тем, что связано с новыми трендами в моделировании и визуализации. Про систему Fusion 360 я слышал и читал довольно много, но так как я напрямую не связан с машиностроением, а в голове сложилась прочная ассоциация Inventor+Fusion – новый проект, который в последнее время активно продвигает Autodesk, я как-то обходил вниманием. Ну, и, как выяснилось, зря.
В январе Autodesk проводили «Зимнюю школу» - серию он-лайн мастер-классов, как раз посвящённых Fusion 360. Так как зимовать, особенно в полупростуженном состоянии в промозглой серой Москве, скучно и тоскливо – я решил попробовать что-то за пределами планировок и интерьеров.
Сам не заметил, как втянулся и начал получать удовольствие от моделирования: программа очень понятная, легкоусваиваемая, интерфейс по сравнению с такими монстрами как 3ds Max или даже обычным AutoCad – лаконичен, и вот тут как раз проявляется то, за что можно полюбить Fusion – несмотря на кажущуюся простоту, моделировать можно всё, от дизайна телефонов до элементов достаточно сложного машиностроения, весь процесс изящный и в опредёлённом смысле даже приятный.
Если я вас заинтриговал, и есть желание попробовать, то рассказываю очень коротко, без подробного перечисления всех инструментов - как всё устроено (и Тоторо нам в помощь).
Первая кнопка - выбор пространства работы. По умолчанию – собственно MODEL- моделирование, но есть ещё Path(инженерный анализ), Render(рендер, визуализация), Animation(анимация), Simulation(симуляция, кинематический анализ), CAM(работа со станками ЧПУ). Я использовал моделирование и рендеринг, попробовал анимацию – здесь, конечно, подразумевается не кинематографическая анимация, а демонстрация работы механизмов – шестерёнок, поршней, передач и тп.
Следующий пункт – CREATE. Инструменты для создания твердотельных моделей-примитивов. Стандартные коробки, цилиндры, сферы, торы и пр. И классические инструменты создания 3D-примитива из 2D-скетча методами типа выдавливания и вращения. Инструменты типа зеркальное отражение(mirror), массив(pattern) и полезный инструмент для создания резьбы внутри отверстий(thread) – тоже здесь, а не в меню модификаций.
Здесь же отдельная кнопка(с фиолетовой сетчатой моделью) для перехода в режим создания форм. Формы интересны тем, что с ними, после создания, можно работать в режиме скульптинга(лепки) – вытягивать отдельные точки, грани или поверхности, в прямом смысле лепить 3D-модель.
Кстати говоря, любимые инструменты из выпадающего меню можно добавить на главную панель для быстрого доступа – в конце строчки с названием инструмента есть кнопка со стрелочкой «add to toolbar»
Следующий пункт – MODIFY. Опять-таки классические инструменты модификации созданных примитивов – фаски, скругления, изменение размеров, объединение объектов, сечение, и тд. – всё здесь.
SKETCH – очень важный инструмент. При нажатии на SKETCH, Fusion прости вас выбрать плоскость, и затем происходит переход в режим 2D – рисования скетча, то есть чертежа-наброска, из которого мы в последствии создаём трёхмерную модель инструментами из CREATE.
CONSTRUCT – инструменты, которые помогают в создании скетчей – плоскости, оси и точки. К примеру, можно разместить на готовом объекте три точки, провести через них плоскость, и на этой плоскости нарисовать 2D-скетч, то есть создать новый объект в определённом месте, под определённым уголом относительно уже существующего.
INSERT – вставка. Можно вставить изображение или импортировать чертёж другого формата.
ADD-INS – дополнительные скрипты. К примеру, есть скрипт для автоматизированного создания болтов с заданными параметрами.
SELECT – инструменты выбора. Можно обводить объекты прямоугольной рамочкой или свободной областью, есть фильтр выбора – галочками можно отметить, что будет выделяться при обводке.
Ну, и собственно алгоритм работы такой: Меню SKETCH, команда CREATE SKETCH, выбираем плоскость, и инструментами рисования из выпадающего меню SKETCH создаём замкнутый(обязательно) контур. Всё просто и интуитивно понятно, все стандартные геометрические фигуры – Line (линия, причём, если после указания второй точки линии продолжить зажимать левую кнопку мыши, то начнётся построение окружности по касательной ), Rectangle (прямоугольник), Circle(окружность), Arc (дуга), Polygon (многоугольник), Spline (кривая, сплайн), и др. В этом же выпадающем меню, чуть ниже – инструменты редактирования скетча – Fillet (скругление), Trim(подрезка), Extend(удлинение), Break(разрыв), Offset(отступ), Mirror(отразить зеркально), Circular pattern и Rectangular pattern (круговой и прямоугольный массивы).
Когда замкнутый контур готов, область становится жёлтой, можно нажать STOP SKETCH(крайняя правая кнопка на верхней панели) и, к примеру, с помощью Extrude(выдавливание) или Revolve(вращение) из меню CREATE, создать трёхмерную фигуру. Для это требуется указать в появившемся меню наш замкнутый профиль и Axis(ось вращения). Всё, готово!
При создании нового скетча можно указать в качестве плоскости одну из граней ранее созданной фигуры.
И ещё важный момент – при создании нового объекта в появляющемся меню есть пункт Operation(10) – это то, как будет вести себя новый объект относительно уже существующего: Join – присоединится, образовав единое монолитное тело, Cut – образует область вырезания, Intersect – область пересечения образует новый объект, New Body и New Component – новое, независимое от существующего объекта тело или новый компонент.
Если всё ещё интересно и не хочется спать, то ещё немного пробежимся по интерфейсу пространства Моделирования.
BROWSER(4) – полезная и удобная панель, что-то вроде слоёв в Автокаде. Все элементы чертежа - Named Views(виды), Origin(плоскости), Bodies(тела), Sketckes(скетчи), Component(компоненты) – доступны для просмотра в этом выпадающем меню. Нажав на лампочку, можно скрыть видимость отдельного элемента или всей категории.
К примеру, после создания тела, исходный контур-скетч, из которого оно было создано, будет мешать, поэтому он автоматически скрывается. Но его всегда можно увидеть, «включив» соответствующую лампочку в списке Sketches.
Отдельного внимания заслуживает нижняя горизонтальная панель истории(7), которую я про себя назвал «машиной времени». Это не просто историческая панель, вы можете вернуться к любому раннему действию, внести изменения, и эти изменения коснутся всех последующих действий.
Например, когда-то давно вы нарисовали 2D-скетч, потом создали из него красивую модель методом вращения(CREATE-Revolve), потом прорезали в этой модели дырку(CREATE-Cylinder с опцией Operation - Cut), у дырки сгладили края(Modify-Chamfer), и в дырку встроили резьбу(CREATE-Thread), после чего посмотрели, и решили, что ваша многострадальная модель недостаточно изящна. Нет проблем – передвигаете ползунок на время создания скетча, корректируете профиль, передвигаете ползунок - назад, в будущее – и видите уже новую фигуру из изменённого профиля, с прорезанной дыркой, сглаживанием и резьбой, такой cad-эффект бабочки.
Удобно скомпонованы разнообразные служебные инструменты для просмотра(8) (зуммирование, панорамирование, орбиты, всё стандартно для cad-программ и выполняется также колёсиком мышки) и режимы экранного отображения(9) – визуальные стили, эффекты, ортогональный или перспективный вид, показ сетки и включение-отключение привязки, и пр.
Видовой куб(6) – тоже понятный и знакомый многим инструмент. Нажатием правой кнопки мыши по кубу можно выбрать ортогональный или перспективный вид на модель.
Нажатие правой кнопки мыши в рабочем пространстве вызывает меню быстрого доступа(5), там есть кнопки вперёд-назад, перемещения, удаления, повтора последнего действия.
Ну, и пара самых верхних панелей, которые я оставил напоследок. Вроде бы стандартная служебная строка меню(1) – операции с файлом, экспортом, сохранением, откат на действие назад – вперёд. Самая крайняя левая кнопка – просмотр проектов. И вот тут интересная особенность – дело в том, что Fusion 360, в соответствии с последними трендами, - облачная система. То есть все ваши проекты по умолчанию сохраняются не на компьютере, а на сервере (на свой компьютер можно сохранить, загрузив с сервера), и авторизовавшись(2) в любом другом Fusion, можно получить доступ ко всем своим проектам. Легко расшарить проект для совместной работы через интернет, подключив к нему других пользователей, введя имена их аккаунтов. Программа существует в мобильном виде, проектировать на планшете пока не получится, но презентовать, покрутить – без проблем. Опять-таки удобно работать с облаком – при наличии интернета все проекты под рукой.
Ещё, к вопросу об облаках – в режиме RENDER можно воспользоваться сервисом облачного рендера(бесплатным для студентов), проект отправляется на просчёт, визуализация происходит быстро и качественно за считанные минуты. То есть идеи работы с облаком - не новы, и облачных сервисов сейчас довольно много, просто во Fusion всё происходит как-то понятно и без лишних сложностей.
Не могу назвать каких-то критических недостатков, но есть опредёлённая особенность: программа создавалась по принципу – охватить множество функций – тут и инженерные расчёты, и визуализация, и анимация, и 3D-печать, и чтобы всё это работало максимально понятно, при минимальном количестве кнопок и опций, ещё и с облачными функциями, да ещё и на всех устройствах – от графических станций до планшетов. То есть практически объять необъятное. И для создания и расчёта технического дизайна прототипа – всё отлично. Но когда потребуются более точные расчёты – узкоспециализированным инженерам всё равно придётся обращаться к тому же Inventor. С визуализацией примерно так же – картинка получается шикарная, фотореалистичная, смотрится эффектно, и буквально за пару кликов. Но это только для того, чтобы эффектно презентовать модель. Углублённых настроек среды освещения я не нашёл. Есть дюжина готовых сцен в Еnvironment library – мягкий свет, жёсткий свет, поле, фотокабинка, и пр. Но мне, как фотографу, занимающемуся предметной съёмкой, интересно было бы интересно создать модель продукта и применить собственный сценарий – пара источников мягкого света, жёсткий контровый свет, подсветка снизу, и динамически пробовать ставить их на разных расстояния от модели. Вот так уже нельзя, вперед изучать Max+V-Ray. То есть картинку качества фотографии технически сделать можно, но тонко работать с освещением – это уже за пределами функционала.
Немного непонятный момент с нанесением изображений – картинки вставляются глянцевыми, бликующими. Я так и не нашёл, как регулировать отражающие свойства картинки. Если вставлять на модель телефона картинку с экраном – этот экран всегда будет с бликами. А если у устройства матовый экран? Может, и есть где-то настройки – интуитивно, под рукой их не нашлось.
Так же нет шаблонов для оформления проектной документации – для оформления проекта по ГОСТу придётся экспортировать в другую программу; нет настраиваемых размерных, текстовых стилей, выносок.
Не очень понравился инструмент для работы с текстом – узкая строчка в выпадающем меню, годится только для коротких подписей.
Впрочем, всё что я перечислил – не критические недостатки для людей, которые занимаются дизайном, готовят презентацию собственного стартапа или модель для 3D-печати – с увеличением узконаправленного функционала возрос бы «порог вхождения», а здесь баланс между функционалом и лёгкостью освоения достаточно хорошо соблюдён. Небольшие «глюки» за то время, что я работал в программе, исправлялись по мере выхода обновлений прямо на глазах, система получилась стабильной, умной, удобной и несложной в освоении. К тому же – традиционно бесплатно для студентов и преподавателей. Если кого-то я вдохновил на попытку освоить моделирование и был чем-то полезен – очень рад. Появятся вопросы – пишите, отвечу.
Ниже – то, что я нарисовал по мере освоения программы; время, потраченное на каждую из моделек не превышает 2-3 часов.
Читайте также: