Чем открыть midi файлы в ноты
В своих статьях о переходе на российский микроконтроллер К1986ВЕ92QI я ни раз рассказывал о генерации звука средствами микроконтроллера. Тогда передо мной стояла задача лишь воспроизвести данные. Для создания этих самих данных, получаемых из MIDI файлов, использовались весьма экзотические методы, например, как в этой статье. Да, подобные методы имеют право на жизнь, если требуется получить данные для воспроизведения пару раз в жизни. Но так как я достаточно часто сталкиваюсь с задачами, когда на контроллере нужно получить достаточно сложный звук, или же звук — лишь дополнительная опция, то задача преобразовывать MIDI файлы такими экзотическими способами, становится весьма нетривиальной. В этой небольшой серии статей я поставил для себя задачу создать (а за одно и подробно рассказать о процессе создания) универсальную программу для преобразования MIDI файлов в приемлемый для микроконтроллера формат, а так же генерирующую все необходимые для микроконтроллера данные инициализации.
Итогом данной статьи станет реализация основного функционала программы: создание массивов нота-длительность, созданного из MIDI файла. Кто заинтересовался — прошу под кат.
Структура статьи
- Выработка требований к программе.
- Определение способа реализации.
- Общие сведения о MIDI.
- Заголовок.
- Блок MIDI файла.
- События.
- Разбор полученных данных.
- Заключение.
Выработка требований к программе
Как уже говорилось выше, основной задачей нашей программы будет преобразование данных из MIDI формата в наш собственный. Иначе говоря, перед нами не стоит задачи учитывать силу нажатия клавиш, использование редких инструментов или же использования эффектов, предусмотренных стандартом MIDI. Всю эту и подобную ей ненужную информацию мы должны игнорировать. По окончании работы программы, мы должны получить N-е число массивов, в каждом из которых в текущий момент времени будет играть лишь одна клавиша (это нужно для упрощения программы в микроконтроллере). Иначе говоря, мы должны получить список массивов с полифонией в одну ноту.
Определение способа реализации
Общие сведения о MIDI
Многие знакомы с MIDI форматом, или, по крайне мере, о нем наслышаны. В этом формате удобно хранить, например, ноты музыкальных произведений, с возможностью прослушать их. Именно для этой цели, чаще всего, MIDI и используется в современном мире. Но когда-то в него пытались запихать достаточно много всяких дополнительных функций. Так из чего состоит MIDI файл?
- Заголовка файла (он начинается с четырех символов, составляющих слово MThd).
- Блоков файла (начинающихся с символов MTrk).
Заголовок
Разберем, из чего состоит заголовок MIDI файла.
- Стандартные значения. В заголовке присутствуют ячейки, значения которых одинаковы для всех MIDI файлов.
- Надпись заголовка «MThd». Данный параметр позволяет однозначно сказать, что перед нами блок заголовка.
- Размер индивидуальных параметров файла в блоке заголовка. Так как в заголовке всегда присутствуют 3 индивидуальных параметра, каждый из которых занимает по 2 байта — то общая длинна блока заголовка (без учета надписи «MThd» и четырех байт самого размера) составляет 6 байт.
- Индивидуальные параметры.
- Формат MIDI файла. По сути говоря, форматов MIDI файла всего 2: 0 и 1. Имеется еще формат 2, но за всю свою девятилетнюю работу со звуком, в реальной жизни мне так и не довелось столкнуться с MIDI файлом в этом формате. Данный параметр показывает, как упакованы события (в нашем случае, нажатия/отпускание клавиш). Если перед нами формат 0, то мы знаем наверняка, что вся полезная информация обо всех каналах (коих может быть до 16) расположена в одном единственном блоке MTrk. Если же перед нами формат 1, то каждый канал имеет свой собственный блок MTrk. Наша программа будет иметь возможность работать с обоими форматами.
- Число блоков MIDI файла (MTrk). Тут мы можем посмотреть, сколько блоков содержится в нашем MIDI файле. Данный параметр актуален лишь для формата 1. Ибо в формате 0 блок всегда 1.
- Формат времени MIDI файла. А вот тут дела обстоят весьма интересно. Дело в том, что в MIDI файле счет идет не секундами, а «тиками». Причем существует музыкальный способ, когда значение нашего параметра показывает, сколько «тиков» приходится на музыкальную четверть и абсолютный, показывающий количество «тиков» в SMPTE блоке. Опять же. Чаще всего встречается первый способ. Второй, все таки, экзотика. Поэтому мы не будем учитывать существования абсолютного способа отсчета времени и будем оперировать только музыкальным.
Итак, считываем заголовок.
- Для работы нам нужно создать Windows Forms приложение (WPF тут без надобности, но если хотите, то никто не запрещает).
- Внутри формы создадим button и richTextBox (у меня они имеют имена button1 и richTextBox1 соответственно), а так же окно для открытия файла openFileDialog (у меня, опять же, имеет имя openFileDialogMIDI).
- Создадим событие, привязанное к нажатию на кнопку, в котором очистим richTextBox от старых данных. Так же получим путь к MIDI файлу и передадим его функции, которая откроет его. (openMIDIFile)
Здесь представлены пять лучших программ для автоматической расшифровки музыки и преобразования песни в ноты
Здесь представлены пять лучших программ для автоматической расшифровки музыки.
Эта программа не выполняет транскрипцию для пользователя, но это специализированная программа проигрывателя, улучшенная для транскрипции.
Ознакомьтесь с его лучшими функциями ниже:
- Может использоваться для практики игры.
- Мгновенно изменяет высоту тона и скорость, позволяя сохранять и вызывать любое количество именованных петель.
- Вы сможете практиковаться во всех тональностях, а также сможете ускоряться и замедляться.
- Может использоваться для транскрипции речи.
- Если вы работаете с видеофайлом, эта программа также может отображать видео.
- Не работает с файлами MIDI, но имеет дело с файлами данных аудиосэмплов.
- В разделе справки программного обеспечения есть несколько советов по практике игры, и вам также следует проверить это.
Даже если программа воспроизводит и записывает аудиофайлы, это не значит, что это аудиоредактор.
Вот некоторые из наиболее заметных особенностей этого замечательного инструмента:
- Слушайте музыкальные записи и смотрите ноты в реальном времени
- Клавиатура пианино с поддержкой тембров помогает распознавать ноты
- Замедление музыки без изменения высоты звука
- Циклические участки записей
- Графики монотонных и полифонических записей
- Настраиваемые параметры для максимально четких графиков
- Встроенный риппер для извлечения звука прямо с компакт-дисков
- Поддерживает ножные педали для работы без помощи рук
- Быстрая и простая работа
Эта программа идеально подходит для музыкантов, пытающихся научиться играть музыкальное произведение без нотной записи или для помощи в записи других композиций и импровизаций.
Чтобы создать MIDI-последовательность для мелодии, записанной в аудиоформате, музыкант должен определить скорость, высоту и длительность каждой проигрываемой ноты.
Пользователь должен записать эти параметры в последовательность MIDI-событий.
Akoff Music Composer обычно транскрибирует полифоническую музыку одним инструментом или голосом.
Ознакомьтесь с основными функциями этого программного обеспечения:
- Возможность отслеживать определенный темп во время записи или воспроизведения
- Анализирует звуковые сигналы
- Возможность определять динамику и частоту нот
- Переводит всю информацию в MIDI-события и создает стандартную MIDI-последовательность.
- Возможность редактирования нот
Программа использует нейронную сеть, которая обучена на миллионах выборок данных, чтобы иметь возможность получить высокий уровень точности и точности.
- Создает ноты в формате MusicXML, позволяя просматривать и редактировать их с помощью любого стандартного музыкального программного обеспечения.
- Возможность просматривать график частоты / времени, играть на виртуальной клавиатуре, замедлять темп, а также сохранять ноты в другой тональности.
- Ноты всех инструментов объединятся в одну часть.
- Быстрая обработка песни.
- Опция Staffs, позволяющая переместить все ноты на скрипичный или басовый ключ без изменения их высоты тона.
- Параметры настройки высоты тона изменяют высоту тона всех нот вверх или вниз на фиксированное количество октав и полутонов.
Используя это программное обеспечение, вы сможете преобразовывать записанный звук, живые выступления с микрофона или MIDI в ноты.
Ознакомьтесь с наиболее интересными функциями, которые включены в эту программу:
- Механизм распознавания звука был полностью переработан, чтобы обеспечить повышенную детализацию и точность музыки.
- Улучшено распознавание нескольких перекрывающихся нот.
- Возможность минимизировать помехи, вызванные звуками перкуссии и ударных.
- Превосходное распознавание высоты звука и разделение нот.
- Автоматически обнаруживает все инструменты, а затем создает партитуру с нотоносцами для каждой партии.
- Откройте дорожку компакт-диска или файл MP3 и расшифруйте его в партитуру.
- Преобразуйте до 16 инструментов или нот одновременно в несколько нотоносцев.
- С AudioScore Ultimate вы сможете создавать музыкальные партитуры, играя или напевая на своем компьютере, используя только микрофон.
Вам не обязательно владеть какими-либо музыкальными знаниями, чтобы получить максимум удовольствия от этой программы.
Файл с расширением .MID или .midi представляет собой файл цифрового интерфейса музыкальных инструментов. В отличие от обычных аудиофайлов, таких как MP3 или WAV, MIDI-файлы не содержат реальных аудиоданных и поэтому имеют гораздо меньший размер. Например, файл MID может объяснить, какие ноты воспроизводятся, когда они воспроизводятся, и какой длины или громкости должна быть каждая нота.
Файлы в этом формате, в основном, являются учебными файлами, которые объясняют, как звук должен быть произведен после подключения к устройству воспроизведения или загрузки в определенную программу, которая знает, как интерпретировать данные.
Это делает MIDI-файлы идеальными для обмена музыкальной информацией между аналогичными приложениями и для передачи через интернет-соединения с низкой пропускной способностью. Небольшой размер также позволяет хранить файлы на небольших устройствах, таких как дискеты, – обычная практика в ранних играх для ПК.
Файл с расширением .MID может быть файлом данных MapInfo. Вы можете открыть его с помощью GDAL или Pitney Bowes MapInfo.
Как воспроизвести MIDI файл
MIDI-файлы могут быть открыты с помощью проигрывателя Windows Media, QuickTime, Winamp, VLC, WildMidi, TiMidity++, WildMIDI, Synthesia, MuseScore, Amarok, от Apple Logic Pro, и очень вероятно, некоторых других приложений. Вы также можете воспроизводить MIDI-файлы онлайн с помощью онлайн-секвенсора.
Некоторые из этих программ также открывают MIDI-файлы в Linux, особенно TiMidity++, WildMIDI и Amarok.
Midi Sheet Music – это портативная программа (вам не нужно её устанавливать), которая также может воспроизводить MIDI-файлы и даже показывает ноты в реальном времени во время воспроизведения звука. Она также позволяет конвертировать MIDI-файл в ноты, которые вы можете распечатать или сохранить на своем компьютере в формате PDF или в виде нескольких файлов изображений PNG.
Sweet MIDI Player – это MIDI-плеер для iOS (iPhone и iPad), но он воспроизводит только 75 процентов от файла; Вы можете заплатить за полную функциональность. Пользователи Android могут открывать MID-файлы с помощью приложения Fun Fun MIDI Player или MIDI Voyager Karaoke Player.
Если вы обнаружите, что приложение на вашем компьютере пытается открыть файл MIDI, но это неправильное приложение, или если вы предпочитаете, чтобы другая установленная программа открывала файлы MIDI, ознакомьтесь с руководством по изменению программы по умолчанию для конкретного расширения файла.
Как конвертировать MIDI-файл
FileZigZag – это бесплатный онлайн-конвертер файлов, который может конвертировать MIDI-файлы в MP3, WAV, AAC, FLAC, OGG, WMA и некоторые другие аудио форматы.
SolMiRe MIDI – это ещё один веб-сайт, который конвертирует MIDI-файлы в MP3, но он предлагает некоторые дополнительные настройки, недоступные через FileZigZag.
Вышеуказанная программа Midi Sheet Music может быть использована для преобразования MIDI-файла в ноты.
Всё ещё не можете открыть файл
На этом этапе, если вы попробовали все вышеперечисленное, и ни один из веб-сайтов или программ не открывает ваш файл, важно знать, что некоторые файлы имеют одинаковые буквы в расширении файла, даже если их форматы не связаны.
Другими словами, ваш файл может выглядеть как MIDI или MID, когда, на самом деле, это MII. В этом случае, если у вас действительно файл MII, то это файл виртуального аватара Wii.
Другое расширение файла, похожее на MIDI и MID, – это MDI, используемое для файлов Microsoft Document Imaging. Файлы MDI не работают с программами, указанными выше, но вместо этого требуют Microsoft Office или конвертер MDI2DOC (для преобразования MDI в DOC).
Если вы уже знаете, как открывать файлы Musical Instrument Digital Interface и вместо этого ищете способы загрузки файлов MIDI, попробуйте Hit Trax.
Сравнительный обзор самых популярных программ для написания партитур.
Нотные редакторы появились на заре развития компьютеров и быстро стали эффективным инструментом в работе композиторов, аранжировщиков, музыкантов и педагогов. Сегодня нотный редактор — это продвинутая программа на стыке с DAW, способная готовить партитуры и аранжировки, работать с VST-плагинами и даже сэмплировать инструменты. Этот материал расскажет о лучших программах для написания партитур и поможет выбрать нотный редактор начинающим музыкантам.
Нотные редакторы существуют на рынке более 30 лет — первые подобные инструменты появились ещё в конце 1980-х годов. За это время они прошли большой путь от простых «набивателей» нот к продвинутым инструментам работы с музыкой. Сегодня нотный редактор — это не только программа для написания партитур, но и эффективный MIDI-секвенсор и DAW с поддержкой VST-инструментов, готовая к созданию самых сложных композиций.
Рынок программ для написания партитур консервативен: новые решения появляются исключительно редко, а существующие инструменты развиваются не один год. Так или иначе, но даже при таком состоянии пользователи не испытывает недостатка предложений: в музыкальной индустрии существуют десятки программ для работы с партитурами. Но какой нотный редактор выбрать начинающему?
Для всех, кто находится в поиске нотного редактора, редакция SAMESOUND выбрала 12 лучших программ для написания партитур. Каждый из представленных редакторов прекрасно справляется со своей основной задачей, а отличия, как это всегда и бывает, кроются в деталях. Ну, и стоимости, конечно же.
Лучшие нотные редакторы
На рынке представлено несколько десятков редакторов, поэтому список не исчерпывающий. В нашу подборку попали только активно развивающиеся и популярные среди музыкантов проекты. О других программах и ваших любимых редакторах можно рассказать в комментариях, не стесняйтесь!
Чтобы избежать путаницы, из подборки намеренно исключены редакторы табулатур — для них предусмотрен отдельный материал.
Большая часть нотных редакторов может использоваться в качестве редакторов табулатур, однако зачастую эта функциональность не является сильной или лучшей стороной таких программ. В рамках обзора мы не будем заострять внимание на табулатурной составляющей редакторов.
PreSonus Notion | MuseScore | Avid Sibelius | Finale | Maestro Composer | QuickScore Elite Level II | Steinberg Dorico | Noteflight | FORTE Notation | StaffPad | Flat | Overture | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Платформа | Windows, macOS | Windows, macOS, Linux | Windows, macOS | Windows, macOS | Windows | Windows | Windows, macOS | Онлайн-сервис | Windows | Windows, iPadOS | Онлайн-сервис | Windows, macOS |
Бесплатная версия | — | Есть | Есть | Есть | — | — | Есть | Есть | Есть | — | Есть | — |
Издания | — | — | Sibelius | Start Sibelius Sibelius | Premium | Finale Notepad Finale PrintMusic Finale | Maestro Notation Maestro Composer | — | Dorico SE Dorico Elements Dorico Pro | — | FORTE Basic FORTE Home FORTE Premium | — | — | Score Writer Overture |
Мобильные приложения | iOS | — | iOS | — | — | — | iOS | iOS, Android | iOS, Android | — | iOS, Android | — |
Импорт | MusicXML/XML MXL MIDI/MID | MusicXML/XML MXL MIDI/MID/KAR CAP/CAPX (Capella) BWW (Bagpipe Music Writer) MGU/SGU (BB) OVE (Overture) GTP (Guitar Pro) PTB (Power Tab Editor) | MusicXML/XML MXL MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID/KAR | MusicXML/XML MIDI/MIDI QSD NIF GMN MWK | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID | MusicXML/XML MIDI/MID |
Экспорт | MusicXML/XML MIDI/MID MP3 WAV | PNG SVG MusicXML/XML MXL MP3 WAV AIFF FLAC OGG MIDI/MID/KAR | MusicXML/XML MIDI/MID PNG BMP TIFF EPS SVG MP3 WAV WMV MOV | JPG PNG TIFF EPS MusicXML XML MP3 WAV MIDI | MusicXML/XML MIDI/MID/KAR JPG GIF PNG BMP TIFF WMF MP3 WAV | MusicXML/XML MIDI/MID QSD BMP TIFF GMN MWK MP3 WAV | MusicXML/XML MIDI/MID PNG SVG TIFF MP3 WAV | MusicXML/XML MIDI/MID MP3 WAV Soundtrap | MusicXML/XML MIDI/MID/KAR JPG TGA TIFF BMP EPS MP3 WAV WMV MOV | MusicXML/XML MIDI/MID MP3 WAV FLAC | MusicXML/XML MIDI/MID MP3 WAV | MusicXML/XML MIDI/MID MP3 WAV |
Интеграция с DAW | Любые DAW с поддержкой ReWire | — | Любые DAW с поддержкой ReWire | Любые DAW с поддержкой ReWire | — | — | Любые DAW с поддержкой ReWire | — | Любые DAW с поддержкой ReWire | — | — | Любые DAW с поддержкой ReWire |
Поддержка ReWire | Есть | — | Есть | Есть | — | — | Есть | — | Есть | — | — | Есть |
Поддержка VST | Есть | — | Есть | Есть | — | — | Есть | — | Есть | — | — | Есть |
Синхронизация с видео | Есть | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | Есть |
Интерфейс на русском | — | Есть | — | — | — | — | — | — | Есть | — | — | — |
Другие особенности | Синхронизация с видео Интеграция с Studio One MIDI-секвенсор | Импортирование файлов партитур от других редакторов Маркетплейс для покупки и продажи партитур MIDI-секвенсор | Библиотека из 36 ГБ сэмплов в полной версии редактора Экспорт в видео Экспорт на YouTube и SoundCloud | Большой упор на автоматизацию и упрощение написания партитур Оптимизация партитур для быстрой подготовки к печати | Встраивание в проекты документов Word, Excel, Photoshop, Corel для образовательных нужд MIDI-секвенсор | MIDI-секвенсор Сэмплирование | MIDI-секвенсор | Маркетплейс для продажи и покупки партитур Интеграция с Google Classroom Интеграция с онлайн-DAW Soundtrap | MIDI-секвенсор Экспорт партитур в Dropbox Приложения для iOS и Android для сканирования и чтения партитур | Экспорт партитур в Google Docs Работа в офлайне через PWA Интеграция с онлайн-DAW Soundtrap | Синхронизация с видео MIDI-секвенсор | |
Стоимость | $149 | — | от $9,99/мес | от $119,95 | от $69,95 | $179,95 | от $99 | от $7,95/мес ($299 разово) | от $24 | $89,99 | от $6,99/мес ($149 разово) | $249 |
В чём особенность: одно из самых продуманных и удобных решений с большой библиотекой звуков
Платформа: Windows, macOS, iOS
Нотный редактор Notion от PreSonus — один из самых продвинутых и оснащённых инструментов для написания партитур. Программа предлагает внушительный набор функций, позволяющий создавать партитуры любой сложности для любых музыкальных инструментов.
Редактор позволяет вводить ноты посредством MIDI-клавиатуры или плагинов, а также используя клавиатуру и мышь. Дополнительно Notion умеет распознавать прикосновения к экрану, поэтому пользователи могут писать партитуры на обычном или графическом планшете пальцами или пером.
Программа обладает простым интерфейсом с продуманной организацией палитр инструментов, а разработчики постоянно улучшают пользовательский опыт, добавляя новые функции или повышая удобство работы. Так, например, в одной из последних версий редактора появилась возможность написания синхронизированных с видео партитур, что пригодится для авторов видеоуроков.
Одна из отличительных особенностей Notion — внушительная библиотека сэмплов инструментов. В коллекции найдутся звуки Лондонского симфонического оркестра, Нила Зазы и братьев Вутен, при этом пользователи всегда могут расширить библиотеку покупкой дополнительных наборов звуков. Дополнительно предусмотрен вариант интеграции с DAW Studio One, позволяющий брать из секвенсора инструменты и обмениваться с ним информацией.
Существенный минус один — размер проектов. Для большей совместимости сохранённые проекты включают файлы сэмплов, что быстро раздувает размер итогового файла — проект может занимать несколько гигабайт, и это не предел. Всё это может создать проблемы при обмене файлами через Интернет, а также при хранении большого каталога партитур на компьютере.
Notion оценивается разработчиками в $149 (чуть больше 11 500 рублей) и выпускается только в одной версии с полным функционалом. На фоне конкурентов с их россыпью изданий разной степени функциональности предложение от PreSonus выглядит особенно выгодно. Однако нужно учесть, что ежегодные обновления на номерные релизы никто не отдаст бесплатно — доступ к новому функционалу нужно будет оплатить.
В чём особенность: бесплатный редактор, не уступающий платным аналогам
Платформа: Windows, macOS, Linux
MuseScore — бесплатный нотный редактор с открытым исходным кодом для Windows, macOS и Linux. Тем не менее бесплатность не означает недостатка функций: программа предлагает набор функций, ничем не уступающий платным решениям от других разработчиков.
Интерфейс программы прост и нагляден, и ничем не отличается от большинства других редакторов: слева — доступные инструменты, справа — окно партитуры. Вводить ноты можно с помощью MIDI-клавиатуры, виртуальной экранной клавиатуры или обычной клавиатуры и мыши. В последнем случае редактор предлагает большой набор шорткатов и быстрых клавиш, упрощающих работу.
Проекты можно сохранять в собственном формате MuseScore или в формате MusicXML, а также экспортировать в MIDI или аудио. Более того, редактор позволяет открывать и сохранять партитуры и табулатуры в форматах .gp3/.gp4/.gp5/.gpx, используемых в популярном редакторе табулатур Guitar Pro.
Среди недостатков — далеко не лучшая качество комплектных звуков, комбинирующих сэмплы и MIDI, и не всегда точное соблюдение правил нотной записи. Но для полностью бесплатного инструмента такие недостатки простительны, особенно если учесть тот факт, что разработчики постоянно дорабатывают программу.
В чём особенность: дружелюбный к новичкам инструмент для композиторов и издателей
Платформа: Windows, macOS, iOS
Avid Sibelius — одно из старейших решений для написания партитур. Программа позиционируется как инструмент для профессиональных музыкантов, педагогов и композиторов, и при этом дружелюбен для новичков.
Вводить ноты можно с помощью клавиатуры и мыши, MIDI-контроллера или экранной виртуальной клавиатуры и гитарного грифа. Вводить информацию можно и с iPad при наличии мобильной версии редактора, поддерживающего ввод с сенсорного экрана.
При вводе редактор может автоматически проставлять правильные знаки альтерации на основе настроек тональности композиции, что значительно упрощает работу с партитурой. Можно не переживать о возможных ошибках в партии — редактор сам поставит нужные ноты.
Сохранить проект можно в собственном формате программы. Среди доступных опций экспорта — MIDI и аудиофайлы, PDF, формат MusicXML и другие варианты.
В комплекте с программой поставляется коллекция из 40 шаблонов проектов, которые призваны познакомить новичков с особенностями написания партитур в Sibelius, а заодно ускорить рабочий процесс для опытных пользователей. Ряд шаблонов создан специально для совместной работы нескольких пользователей, но функции работают только при наличии доступа к облачному сервису Sibelius Cloud.
Основные проблемы «Сибелиуса» заключаются в его ценовой политике, которую никак не назовёшь доступной. Бесплатная стартовая версия Sibelius | First, равно как и приложение, ограничивает проекты четырьмя инструментами, двумя голосами, фиксированным набором шорткатов и отсутствием поддержки плагинов.
Платные версии снимают ограничения, но их стоимость стартует от $9,99/мес при подписке и $149 при единоразовой покупке за обычную версию, и $19,99/мес и $599 за полную версию. Добавьте к этому дополнительную подписку на приложение, и получится уже совсем не бюджетно.
В чём особенность: популярный редактор с возможностью глубокой настройки
Платформа: Windows, macOS
Finale — популярный нотный редактор для Windows с большим набором инструментов и опций. Программа стала одним из первых продвинутых решений для подготовки партитур, и сохраняет популярность по сей день — практически каждый музыкант, работающий с нотами, пользуется или когда-то пользовался Finale.
Редактор распространяется в трёх версиях. Бесплатный Finale Notepad сильно ограничен в функциональности, и позволяет просматривать и прослушивать проекты, созданные в других версиях программы, а также создавать максимально простые партитуры. В свою очередь, Finale PrintMusic позиционируется как решение для начинающих музыкантов, студентов и всех, кому нужен простой, но функциональный и удобный нотный редактор. Наконец, обычная Finale представляет собой полную версию программы, созданную для профессионалов, педагогов и типографий.
Как и в случае с другими редакторами, вводить ноты можно с помощью мыши и клавиатуры или MIDI-контроллера. Для прослушивания партитур предусмотрена функция Human Playback, использующая библиотеку сэмплов и виртуальных инструментов, и имитирующая реальное исполнение. Результаты такой «живой» игры не идеальны, но всё равно лучше, чем в той же Guitar Pro.
Finale автоматически управляет большинством основных правил гармонии и нотной записи: программа самостоятельно проставляет правильные направления штилей, группирует и выравнивает по вертикали ноты различных длительностей и т.д. В общем, редактор всячески помогает писать правильные и красивые партитуры, что станет хорошим подспорьем для новичков. Вместе с тем опытные пользователи могут настроить поведение программы под себя.
Благодаря поддержке ReWire Finale можно синхронизировать с Logic Pro, Pro Tools, MOTU Digital Performer и другими DAW. Таким образом пользователи могут моментально выгружать информацию на дорожки в секвенсоре или изменять партии в нотном редакторе. Пользователи могут выгрузить ноты в виде PDF-документов, изображений и аудиофайлов в нескольких форматах. Партитуру также можно сохранить в виде готового к печати файла для типографии.
Из минусов программы выделяется отличие экранной клавиатуры. Finale не испытывает недостатка в вариантах ввода информации, однако наличие экранной клавиатуры как инструмента визуализации и мониторинга вводимых данных было бы не лишним.
Другой недостаток — странный выбор платформ для распространения программы. Полная версия Finale доступна для Windows и macOS, однако бесплатная Finale Notepad и упрощённая Finale PrintMusic по какой-то причине выпускается только для ОС от Microsoft. Почему разработчики прекратили выпуск версий для macOS — загадка.
Программы, с помощью которых осуществляется набор нот, называются нотными редакторами, программами для написания, набора и записи нот и т.п. (в некоторых источниках встречается также название „нотатор”). Сегодня значение нотных редакторов для музыканта трудно переоценить. Во-первых компьютер помогает зафиксировать музыкальную информацию, в то время как ее создателем остается человек, во-вторых красиво напечатаны ноты всегда удобнее читать, чем написанные не всегда разборчивым почерком от руки, и, наконец, фактор скорости набора текста – тоже далеко не последний в эпоху ускоренного ритма жизни. Программы для записи нот позволяют не только красиво напечатать нотный текст, но и озвучить его. В данной статье мы остановимся на особенностях набора и печати нотного текста и сравним самые популярные на сегодня программы Sibelius и Finale (платные), а также MuseScore и LilyPond (бесплатные).
Нотный редактор Finale vs Sibelius
Программа Finale известна музыкантам с начала 90-х годов, Sibelius – с конца 90-х. Известны также и другие нотные редакторы – например Ѕсогета Encore, однако Finale и Sibelius практически полностью вытеснили их.
В России были изданы многочисленные практические пособия по музыкальным компьютерным программам, отдельные главы которых посвящены работе в нотных редакторах. Что касается программы Sibelius, порекомендуем также методическое пособие "Секреты создания музыкальных произведений в нотаторе Sibelius" (В.И. Козлин) , а по Finale книгу с названием „Русская книга о Finale (скачать)”.
Полемику по поводу преимуществ той или иной программы можно найти на интернет-форумах. Образно говоря музыкальное сообщество разделилось на "сибелианцев" и "финалистов". Острота полемики между последними является свидетельством актуальности поставленной проблемы.
Почему речь идет о выборе? Дело в том, что хотя и обе программы служат одной и той же цели, однако принципы работы в этих программах существенно отличаются. Овладение обоими нотными редакторами можно образно сравнить с изучением двух непохожих иностранных языков, когда знания одной никак не помогают в изучении другого.
К тому же ноты, набранные в Sibelius, не всегда удается прочесть в Finale и наоборот. Так, для импорта нотного текста в Sibelius файл, набранный в Finale, следует сохранять в формате *etf. Однако при последующем открытии файла в Sibelius некоторые графические объекты (такие, как лиги) отображаются неправильно. Лучший способ импортирования наоборот – с Sibeliusв Finale заключается в сохранении нотного текста в графическом формате TIFFі следующем открытию в Finale с помощью опции File -> scanning -> TIFFimport. Но и этот способ далек от совершенства (например не «читаются» триоли и т. п.). Таким образом в подавляющем большинстве случаев приступая к работе музыкант стоит перед выбором нотного редактора.
Для сравнения нотных редакторов рассмотрим основные требования к нотным редакторам
Прежде всего – музыканты-исполнители подсознательно выдвигают очень высокие требования к качеству напечатанных нот. Поэтому конечный результат работы - напечатанный нотный текст - должен выглядеть максимально удобно для визуального восприятия.
Во-вторых, формы музыкальной записи довольно многообразны и имеют свои особенности в музыке разных стилей и жанров, особенно это касается музыки второй половины ХХ столетия, в частности алеаторичного и сонористичного направлений. Таким образом, важным требованием к нотных редакторов является возможность воспроизведения различных форм музыкальной записи.
И, наконец, программа должна быть удобной в использовании и давать возможность набирать нотный текст быстро.
Вид напечатанных партитур.
Большинство музыкантов соглашаются в том, что Sibelius дает более качественную распечатку по сравнению с Finale.
Попробуем выяснить, вследствие чего партитуры, набранные в разных программах, могут выглядеть по-разному. Основные причины могут быть две.
Во-первых, в нотных редакторах, так же как, например, и в текстовом редакторе MicrosoftWord, мы имеем возможность пользоваться различными шрифтами. Специализированными нотными шрифтами есть engraver, inkpen2, jazz, maestro, opus, pectucci и другие.
Отметим, что как правило с программой Finale устанавливаются шрифты engraver, jazz и maestro, тогда как с Sibelius - inkpen2, opus, pectucci. Поэтому на практике большинство пользователей Sibelius употребляют opus, а пользователи Finale - maestro. Однако в программах есть возможность выбора шрифта: в Finale через меню options -> Set defaultmusic font, в Sibelius – через меню House stile -> Edit all fonts. Более того, программа Finale позволяет, в отличие от Sibelius многократно изменять шрифты в одном документе даже на протяжении одного такта. Однако вряд ли эта возможность является полезной на практике.
Ранжир нотного текста.
В нотных редакторах действуют специальные алгоритмы ранжира, причем если в Sibelius такой алгоритм один, то в Finale - несколько.
Пропорциональное и долевое ранжирование предусматривает размещение нот пропорционально их длительностям, при нотном (нелинейном) ранжировании каждая нота занимает столько места, сколько для нее определено в специальной таблице ширины. На практике оптимальные результаты, как правило, достигаются с помощью нотного (нелинейного) ранжирования. Таблицу ширин в Finale можно изменить, с помощью меню options-> document options-> music spacing.
Что касается программы Sibelius, то здесь также действует нелинейный алгоритм. Параметры нелинейного ранжирования в Sibelius можно редактировать с помощью меню House Style-> Notes pacingrule. Заметим лишь, что для того, чтобы новые параметры вступили в действие, необходимо повторить операцию нотного ранжирования (для этого следует выделить текст, который редактируется, затем в Finale применить Mass Edit-> musicspaсing, а в Sibelius – Layout-> Resetnotespacing, или Ctrl+Shift+N).
Что касается случаев, когда имеющиеся алгоритмы не дают удовлетворительного результата, то в обеих программах предусмотрено размещение нот вручную. В Finale это можно сделать с помощью инструмента Advanced tools -> Specia ltools -> Note position, в Sibelius в большинстве случаев можно просто „перетащить” мышкой нужный объект или, для если нужна большая точность – включить окно Window -> Properties, в закладке Generale установить соответствующие значения Х и У.
В общем при автоматическом ранжире Sibelius дает лучшие результаты, чем Finale, однако Finale имеет достаточно ресурсов, а в некоторых случаях даже больше возможностей для ручного усовершенствования вида партитуры.
Возможности программ воспроизводить различные формы музыкальных записей.
Следует сказать, что в этом аспекте разработчики стараются учесть все возможные запросы музыкантов и многообразие доступных форм записи в отдельных случаях граничит с курьезом. Так Sibelius предлагает нам 25 видов ключей, 24 вида нотных головок, продолжительности до 512-х(!), в то же время Finale позволяет использовать тональность из 127(! знаками альтерации (причем набор знаков может быть произвольным), а в качестве нот – использовать практически все символы, которые содержит операционная система данного компьютера.
Перечислим некоторые трудности, возникающие на практике.
Прежде всего надо отметить, что Finale, в отличие от Sibelius, имеет дополнительное мощное средство генерирования графических изображений – Редактор форм ("ShapeDesigner”), с помощью которого в партитуре можно расположить любое графическое изображение (есть также возможность импорта из имеющегося графического файла). Таким образом эта программа потенциально может удовлетворить практически любого композитора-экспериментатора. Для работы в Редакторе форм следует включить режим Expression, дважды щелкнуть левой кнопкой мыши в том месте партитуры, где объект будет расположен, переключить кнопку в позицию shape, затем нажать create, в появившемся окне – select, и далее create - чтобы создать новую, или edit – чтобы изменить существующую форму.
Возвращаясь к устоявшимся формам записи, отметим следующие сложности.
Значительной проблемой для Sibelius является набор нестандартных ритмических фигур. Так, например, Sibelius легко запишет триоль как три ноты вместо двух, квартоль – как четыре вместо шести и т.д. Однако записать, например, квартоль как четыре вместо пяти будет крайне проблематично, в то время как в Finale легко записать нерегулярную ритмическую фигуру любой пропорции. Ритмические фигуры с нестандартными пропорциональными отношениями особенно часто встречаются, например, в творчестве композиторов направления «newcomplexitymusic» («Новая сложность»), в частности Бы.Фернехоу.
Другим существенным для некоторых современных композиторов недостатком Sibelius является работа с нестандартными ребрами, в частности расходящимися. Finale в этом случае имеет множество возможностей для самых экзотических экспериментов с ребрами, штилями и даже величинами нотных знаков. В Finale можно назначить независимый масштаб практически для каждого символа (ноты), в то время как в Sibelius как правило позволяет пользоваться только двумя масштабами тех или иных объектов (маленький и обычный), стандартные соотношения между которыми можно отредактировать в меню House Stile->Engraver rules. Однако, как доказывает практика, двух масштабов вполне хватает практически для любой партитуры.
Еще одной досадной проблемой Sibelius мы сталкиваемся при переносе нот с одной строки на другую. Проблема заключается в том, что в случае такого переноса программа игнорирует правило распространения действия случайного знака альтерации на целый такт. Причем исправление программной ошибки вручную приводит к некорректному озвучивания партитуры.
Пожалуй, единственным досадным нерешенной проблемой для Finale на сегодня является использование знаков микро-хроматической альтерации, которые можно ввести только с помощью Редактора Форм, что довольно неудобно. Sibelius предлагает набор из 4 устоявшихся в практике знаков – повышение и понижение на ¼ и ¾ тона, которые вводятся так же просто, как и обычные знаки (Keypadв режиме F12).
Подытоживая сравнение программ за их возможностями в различных стилевых форм записи, отметим, что Finale имеет очевидные, за исключением мікрохроматики, преимущества для набора нетрадиционных или новых форм записи, однако для традиционных форм записи ресурсов Sibelius вполне достаточно.
Удобство работы в нотных редакторах Finale и Sibelius
Finale и Sibelius имеют различные принципы работы.
Принцип работы в Sibelius - контекстно-зависимый. Этот принцип позволяет нам выделить любой объект документа (при этом выделенный объект окрашивается в синий цвет) и любым образом редактировать его или вводить следующие объекты. Большинство объектов также можно также напрямую перетаскивать мышкой.
Что касается Finale, то здесь действует принцип выбора режимов. Каждый объект можно редактировать или вводить только в соответствующем ему режиме. Для этого нужно выбрать на панели инструментов или строки меню Tools соответствующий режим, щелкнуть левой кнопкой мыши (во многих случаях – дважды щелкнуть) на том месте где объект должен быть введенным, или по объекту, который нужно изменить и в диалоговом окне установить нужные параметры. Отдельно к каждому из режимов привязываются и „горячие клавиши” (shortcuts).
Необходимость постоянных переходов из одного режима в другой при работе в программе, учитывая большое количество режимов, является существенным неудобством работы в Finale. Также можно заметить, что поскольку Finale имеет значительно больше инструментов для работы с партитурой, чем Sibelius, то и овладение этой программой потребует больше усилий и времени. Что касается необходимости дополнительных возможностей Finale, которые отсутствуют в Sibelius то, как мы уже рассмотрели, это вопрос зависит от конкретных задач, с которыми сталкивается музыкант.
Выводы:
Sibelius – программа, с одной стороны, достаточно продвинутая и сложная и удовлетворяет нужды композиторов, аранжировщиков и издателей, с другой – достаточно простая для начинающих пользователей и студентов.
Те, кто пользуются прямым конкурентом программы – MakeMusic Finale отмечают трудности во время набора нот.
Пользователи Apple-систем давно знают, что программа ProTools этой же фирмы Avid (которая и выпускает Sibelius) – одна из лучших в мире программ студийной звукозаписи (DAW).
По сравнению с Finale первое впечатление-да ведь тут все под руками! Любое действие, для выполнения которого надо раньше было перелопатить половину меню, в Sibelius можно сделать простым кликом или перетаскиванием мышки. Меню настолько понятное, что открыв программу впервые, Вы не растеряетесь, а сразу начнете творить. И, несмотря на это, Sibelius имеет практически неограниченные возможности, что позволяет использовать программу даже в профессиональных издательствах.
Бесплатные нотные редакторы
Больной вопрос всех музыкантов – существует качественный бесплатный музыкальный софт
Спросите десятерых музыкантов, которые время от времени вступают ноты, каким нотным редактором они пользуются, и шестеро из них ответят «Finale», а еще трое – «Sibelius». Несмотря на то, что обе программы стоят довольно немалых денег.
Что же выбирают остальные музыканты? Мы пользуемся двумя программами. Причем обе - кроссплатформенные, то есть программы одинаково работают во всех популярных операционных системах – Windows, Linux и Macintosh.
MusesCore
Те, кто предварительно пробовал пользоваться платными программами Finale или Sibelius, достаточно быстро привыкнет и к этой программе. Такой же способ визуального набора, возможность использования горячих клавиш, набор мышью, с клавиатуры или midi-клавиатуры, далеко не минимальные возможности. Для повседневного пользования бесплатный нотный редактор MuseScore – именно то, что нужно рядовому пользователю ПК, который не желает платить за софт.
LilyPond
Здесь мы видим совершенно необычный подход к набору нот. Вместо визуального редактора с нотным станом простой блокнот, в котором пишется. программный код. Так, ноты набираются кодами, подобно конструирования любой программы профессиональным программистом.
А если быть точнее, синтаксис LilyPond основанный на технологии TeX – системе компьютерной верстки, разработанная американским профессором информатики Дональдом Кнутом в целях создания компьютерной типографии.
Информация с Википедии:
GNU LilyPond – бесплатный нотный редактор, разработанный голландскими программистами и музыкантами – валторнистом Хан-Веном Нинхуисом и скрипачом Яном Ньюенхайзеном – и предназначенный для создания музыкальных партитур путем компиляции файла из текста, набранного особым образом (используется технология TeX). Программа изначально рассчитана на работу под GNU / Linux, существуют также версии для Microsoft Windows и Apple Mac OS. LilyPond написан на C++ и в своей работе использует библиотеку языка Scheme.
Для удобства компиляции и просмотра в Linux советуем установить еще одну программку – Frescobaldi. Это некий визуальный интерфейс для LilyPond, который хоть немного помогает при наборе - вы можете компилировать файл после каждой набранной ноты, таким образом получая практически визуальный редактор
По своей концепции Frescobaldi очень похож к сред разработки программного обеспечения, так называемых IDE. Здесь тоже Вы набираете код, компілюєте его (как написанную на любом языке программирования программу), только результатом компиляции является не программа, а PDF-документ и (по отдельным указаниям в программе) MIDI-файл.
Плюсы LilyPond:
Абсолютное качество разметки. Ни одна другая программа автоматически расставит так аккуратно и правильно лиги, знаки артикуляции и остальных отметок. Даже платные программы справляются с этой задачей неидеально.
При достаточных навыках работы с программой скорость набора партитур становится неограниченной. Возможность присвоить переменную из одного слова для отрезка длиннющего кода, который постоянно случается при наборе, сводит на нет все старания настоящих визуальных редакторов облегчить набор.
LilyPond-полностью бесплатный нотный редактор, вы платите разве за электроэнегрию
Минусы LilyPond:
Достаточно сложный начальный этап работы в программе. Пока Вы не освоите хотя бы на элементарном уровне синтаксис LilyPond, о скорость набора не стоит и думать. Вы будете «спотыкаться» чуть ли не на каждом такте, а в отдельных случаях – на каждой ноте. Пока не вызубрите справку почти наизусть. Для того, чтобы когда-не-когда набрать страницу-две нот, данная программа совсем не подходит.
Относительно сложная настройка воспроизведения нот через MIDI-интерфейс. Речь идет о Linux. Но если Вы в Linux, то Вы не боитесь проблем. Один раз настроите и будете наслаждаться результатом долго-долго
Читайте также: