Библия о строительстве дома божьего
СТРОИТЕЛЬСТВО в Библии
Симфония: Новый русский перевод:
Слово «СТРОИТЕЛЬСТВО» встречается в Библии 7 раз. В данным момент для поиска использовался Новый русский перевод Библии.
СТРОИТЕЛЬСТВО
все ссылки в Н овом З авете в В етхом З авете3Цар 7:1 Однако на то, чтобы завершить строительство своего дворца, у Соломона ушло тринадцать лет.
3Цар 9:25 Три раза в год Соломон возносил всесожжения и жертвы примирения на жертвеннике, что построил для Господа, возжигая благовония перед Господом вместе с ними. Итак, он завершил строительство дома.
2Пар 7:11 Когда Соломон закончил строительство Господнего дома и царского дворца и успешно завершил все, что думал сделать в Господнем доме и своем дворце,
Езд 6:14 И старейшины иудеев продолжали строить и преуспевали в то самое время, когда пророчествовали пророки Аггей и Захария, внук Иддо. Они завершили строительство дома по повелению Бога Израиля и указам Кира, Дария и Артаксеркса, царей Персии.
Езд 6:15 Строительство дома было завершено на третий день месяца адара, в шестой год правления царя Дария.
Неем 4:2 и перед своими союзниками и самарийским войском говорил: – Что делают эти жалкие иудеи? Неужели они восстановят свою стену? Неужели они станут приносить жертвы? Неужели они когда-нибудь закончат строительство? Неужто они оживят камни, притом обожженные, из этих груд праха?
1Кор 3:10 По благодати, данной мне Богом, я, как мудрый строитель, заложил основание, а продолжает строительство кто-то другой. Но каждый должен смотреть внимательно, как он строит.
СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО (BUILD, BUILDING)
В созидании выражается внутренне присущее человеку побуждение установить свой порядок и контроль над материей окружающего нас мира. Созидание подразумевает сопротивление силам инерции и разложения и стремление к удовлетворению глубоко укоренившейся в человеке потребности создания чего-то осязаемого и прочного. Возведенная постройка символизирует успех.
Большинство из примерно четырехсот библейских упоминаний о строительстве относится к буквальному процессу или результату возведения материальных объектов. В Библии мы читаем о строительстве городов, башен, овчарен, домов, дорог, крепостей, стен и гробниц. Чаще всего строятся жертвенники – около пятидесяти упоминаний. Иногда указываются строительные материалы, такие как камень, кирпич или дерево ( Неем. 4:3 , Ам. 5:11 ; 3Цар. 15:22 ), а в случае с более дорогими постройками – серебро, бронза (медь) и железо ( 1Пар. 22:16 ). Особенно много рассказов о строительстве в книгах, где описывается возведение и восстановление храма (3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии), и в пророческих книгах (где в картине строительства выражается либо позитивный образ благословения, либо предсказание о суде). Эти описания деятельного строительства показывают, в основном, трудолюбие человека и достижение им своих целей, в соответствии с мыслью, высказанной в Ек. 3:3 , что бывает «время строить». В изображении человеческого усердия присутствуют также дополнительные оттенки твердого религиозного самосознания и упования на Божье провидение, выраженного в словах псалмопевца: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» ( Пс. 126:1 ).
Помимо образов строительной деятельности человека, строителем в Библии показан Бог. Он, прежде всего, создает материальные объекты. Во времена, когда между работой архитектора и строителя не проводилось различия, Бог изображался мудрым строителем всего мироздания. Творение – дело рук Бога: «Моя рука основала землю» ( Ис. 48:13 ). Творческая работа Бога изображается как закладка основания и верхних перекрытий ( Пс. 101:26; 103:3 ), как определение размеров, придание очертаний, утверждение оснований, закладка краеугольного камня ( Иов 38:4–6 ) и устройство горних чертогов ( Ам. 9:6 ). Мы видим также прямые ссылки на использование Богом таких приспособлений и инструментов, как линейка, мерная лента, черпак и весы ( Ис. 40:12 ; Иер. 32:10 ; Иов 26:10; 38:4–7 ).
В этих образах прославляются тщательное планирование Богом работы по сотворению мира, а также сложность и надежность сотворенного порядка. В книгах мудрости и в псалмах Божья работа по созиданию творения связывается с Его непревзойденными знаниями ( Иов 38:4 ; Пс. 135:5 ) и мудростью ( Притч.3:19–20 ). Наиболее полное поэтическое выражение эта тема находит в ярком образе персонифицированной Премудрости, которая была при Боге искусной и радостной художницей ( Притч.8:27–31 ), – в этом отрывке предвосхищается новозаветный образ Слова и Христа, активно участвовавшего в работе по сотворению всего сущего ( Ин. 1:1–5 ; Кол. 1:15–17; 2:3 ; ср. 1Кор. 8:6 ).
Бог изображается не только Строителем видимого мира, но также созидателем Иерусалима ( Пс. 146:2 ) и Хранителем остатка Иудеи ( Иер. 31:4, 28 ). Кроме того, Бог дает такие подробные инструкции для возведения скинии и храма, что в конечном счете Он предстает главным строителем этих святых мест.
Переходя к более метафорическим образам Бога как строителя, мы видим, что Он созидает основания для общественной жизни Своего народа. Так, в пророческих видениях искупления Бог создает надежные условия для жизни Своего народа ( Пс. 68:36 ; Ис. 44:26; 65:1–21 ; Иез. 28:26 ). В самом спасении заложена идея, связанная с Божьими строительными планами ( Ис. 26:1–2 ).
Еще большее духовное значение эта тема приобретает в Новом Завете, где мы часто видим образы, связанные с возведением храма. Христиане называются «Божьим строением» ( 1Кор. 3:9 ), «укорененными и утвержденными» во Христе ( Кол. 2:7 ). Церковь – дом Божий ( 1Тим. 3:15 ), стоящий на твердом Божьем основании ( 2Тим. 2:19 ). Этот дом утвержден «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 2:20–22 ). Каждый христианин ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ) и все христиане в целом ( 2Кор. 6:16 ) представляют собой храм Божий. Иисус обещал «создать» церковь на камне исповедания Петра, который сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16–18 ).
Образ строительства используется также для изображения жизни, которую избирает человек, принимая или отвергая пути Божьи. Иисус показывает яркие образы благоразумного и безрассудного строителя ( Мф. 7:24–27 ; Лк. 6:47–49 ; ср. с притчами Иисуса о строителях в Лк. 12:13–21; 14:28–30 ). Христиане строят на основании Иисуса Христа, но соответствие материала, из которого они строят, будет испытано в судный день ( 1Кор. 3:10–15 ).
К этому можно добавить еще ряд мест, памятуя, что слово назидание тоже связано с идеей созидания, строительства (напр., Рим. 15:2 ; 1Кор. 14:5, 26 ; Еф. 4:29 ). Есть также стихи, где речь идет о «назидании» или «созидании» Тела Христова, то есть церкви ( Рим. 14:19 ; 1Кор. 8:1; 10:23; 14:3, 12 ; 2Кор. 10:8; 12:19; 13:10 ; Еф. 4:12 ; 1Фес. 5:11 ).
В основе этих ссылок на церковь как на строение лежит понимание, что «устроивший все есть Бог» ( Евр. 3:4 ). Его высшее достижение – строительство небесного «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр. 11:10 ), затмевающего своей славой все, что только можно себе представить ( Отк. 21:11 ), манящего к себе дома с множеством обителей, приготовленных Самим Христом ( Ин. 14:2 )
См. также: БАШНЯ, ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ, ГОРОД, ДРЕВЕСИНА, ЖЕРТВЕННИК, КИРПИЧ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, КРЕПОСТЬ, СТЕНА, ХРАМ.
СОКРОВЕННОЕ. См. СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ.
Бачинин В.А., доктор социологических наук
Архитектура, как и все сущее, амбивалентна. Ее двойственность проявляется в том, что она может служить как способом и формой прославления Творца, так и орудием богоборчества. Библейское предание о строителях Вавилонской башни как сооружения, имевшего сакральное предназначение, запечатлело эту вторую, отрицательную, демоническую ипостась архитектуры. Те реальные башни-зиккураты, которые существовали в древнем Вавилоне, не были столь грандиозными, как это представлено в Книге Бытие. По свидетельствам античных историков Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, а также современных археологов самый большой из зиккуратов представлял собой построенную для сакрально-ритуальных целей ступенчатую пирамиду высотой до ста метров. Но религиозное воображение древних создателей Ветхого Завета нарисовало им иную картину с символикой глубочайших смыслов: <И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню> (Быт, 11, 3 -8).
Пока израильский народ пребывал в процессе исхода, то для него скиния служила походным, передвижным домом Бога. Но когда странствие завершилось, встал вопрос о построении храма, в котором мог бы храниться ковчег завета и находившаяся под его крышкой Божья слава. Храм как дом Божий, как средоточие Божьего присутствия был необходим как постоянное свидетельство пребывания Бога среди избранного народа. Подобные свидетельства могли иметь только опосредованный характер, то есть выступать в виде неких символов. Однако, в отличие от облака, огня, ослепительного сияния, храм должен быть средоточием не естественных, а искусственных, рукотворных символов. Однако, желание создать дом для Бога предполагало осмысление ряда теологических проблем.
Дом Божий и религиозные ограничения художественно-эстетической деятельности
Вторая заповедь ветхозаветного декалога гласит: <Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои> (Исх. 20, 4-6).
В этой заповеди Бог, казалось бы, формулирует однозначный, категоричный запрет на изобразительную деятельность. Он сопровождает Свое увещевание не только обещанием милостей тем, кто будет послушен, но и предупреждениями о суровом возмездии, которое будет ожидать каждого ослушавшегося, пошедшего наперекор воле Творца.
Если бы Бог наложил категорический запрет на художественное творчество, то для людей стало бы невозможным построение ни скинии, ни того храма Соломона, о котором рассказывает Ветхий Завет. Однако, само строительство Божьего дома, а вместе с ним и все сопутствующие и последующие события показывают, какую важную роль в прославлении Бога играли искусные мастера, архитекторы и скульпторы.
Медные волы и золотой телец, отлитые руками одного и того же народа, отстоят друг от друга бесконечно далеко. Телец был сделан как ответ на просьбу <Встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами>. Он был свидетельством измены Богу, за которую изменники расплатились жизнью. Медные же волы были орудиями прославления Бога, такими же, как музыкальные инструменты, игра которых сопровождала праздничные богослужения.
Успешное решение Соломоном всех задач и проблем, связанных с возведением Божьего дома, не освободило его от некоторых сомнений в том, каким образом трансцендентный Бог мог бы не только вместиться в ограниченное физическое пространство храма, но и благосклонно принять от людей плод их трудов. При освящении храма Соломон говорит знаменательные слова: <Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил> (3 Цар. 8, 27).
Дом Божий как сакральная реальность и архитектурная форма
Зодчество, а с ним и вся архитектурная символика прокладывают путь, следуя которым человеческое сознание возвышается до способности ощущать присутствие Бога в этом мире. С наибольшей отчетливостью это видно на примере сакрально ориентированной церковно-храмовой архитектуры.
Греко-латинское слово базилика (basilika), буквально переводящееся как <царский портик>, означает особый архитектурный тип культового сооружения, предназначенного для богослужений. Оно представляет собой прямоугольное, вытянутое и ориентированное на восток (в отдельных случаях на запад) здание, внутреннее пространство которого разделено рядами колонн.
В середине XII в. возникает готический архитектурный стиль. Для готического храма, в отличие от горизонтально ориентированной базилики, характерна вертикальная устремленность его архитектоники, чему способствовало использование стрельчатых арок. Сложная структура и значительные размеры сооружений требовали точных расчетов, строго рационализма, который истолковывался как проявление величия не человеческого рассудка, а Божественного разума. Архитекторы и строители рассматривали себя в качестве орудий Божьей воли, выполняющих Божий замысел. Эти же мировоззренческие принципы сохраняли свою доминирующую роль в ренессансной и барочной церковно-храмовой архитектуре, являвшей собой яркое свидетельство органичного синтеза человеческого и сверхчеловеческого, земного и Божественного, микрокосмического и макрокосмического. Архитектура католического барокко с ее пышным декором, монументальной внутрихрамовой росписью плафонов, живописными алтарными композициями несла в себе идею торжествующей Церкви.
Начиная с эпохи готики, важную роль в создании сакрального пространства храма стали играть витражи. Помещаемые в оконных и дверных проемах, они преображали внутреннее пространство собора, заставляли пучки света выполнять особую функцию, в результате чего физическое освещение выявляло свою метафизическую, Божественную природу. Цветные, мерцающие блики на стенах, сводах, колоннах дематериализовали камень, сообщали ему воздушность и неземную призрачность. Через эти световые и цветовые эффекты в религиозно-эстетическом сознании прихожан как бы приоткрывались дополнительные, до этого закрытые створы, что располагало их души к принятию тех высших истин, о которых они могли забывать на улицах, площадях и рынках.
Гауди не только впитал традиции испано-мусульманского зодчества, средневековой готики и культуры барокко, но сумел создать новаторский архитектурный язык, выйдя на стезю нового архитектурного мышления, стремящегося воспроизвести в искусственных материалах архитектонику естественных форм живой природы. Наделенный, как все испанские гении, ярко выраженным мистическим даром, он в каждом здании прозревал черты храма и умел внести в него мощное энергетическое начало, придававшее механическим сооружениям биоморфные конфигурации живых растений или организмов.
В конце XIX в. началось строительство барселонского храма Св. Семейства. В его возведении архитектор увидел главный смысл своего земного существования. Целиком сконцентрировавшись на решении этой задачи, Гауди больше не принимал участия в других проектах, поселился в мастерской, находившейся в непосредственной близости от строящегося храма и покидал строительную площадку только на время посещения богослужений.
Лишь после смерти Гауди было завершено сооружение собора, который свидетельствует об единстве Божественных принципов, в соответствии с которыми сотворено мироздание, и о мудром дерзновении архитектора, который не только глубоко чувствовал это единство, но и нашел духовные силы и профессиональные средства для облачения этого чувства в формы нового архитектурного стиля. Потомки по достоинству оценили заслуги Гауди: в первые дни третьего тысячелетия начался процесс подготовки к акту причисления великого архитектора к лику блаженных католической церкви.
3-я Царств 6 глава
Возведение храма потребовало серьезных и длительных подготовительных работ, и здесь, наконец, приводится описание самого здания; и речь идет о благородном сооружении одном из чудес света и, если учесть его духовное значение, о славе Церкви. Здесь мы узнаем:
Стихи 1-10. I. Храм здесь назван домом Господа (англ. пер., ст.1), потому что (1) Сам Бог спроектировал его и руководил строительством. Архитектором была Безмерная Мудрость, давшая Давиду Духом план или образец, причем не только словами уст, но и для большей уверенности и точности записанным словом (1Пар 28:11,12); так же Бог вложил и в уста Моисея проект скинии.
(2) Храм был посвящен Господу и освящен в Его честь, чтобы использоваться в служении Ему, и стал Его домом, как ни один из других домов, ибо там Бог явил Свою славу (чего он никогда не делал в других домах), как того требовала ситуация. Ибо, где проводились плотские таинства, там было святилище земное (Евр 9:1,10). А то обстоятельство, что здание стало домом Господа, придало ему благолепие святыни, намного превосходящее все другие его украшения.
II. Время начала строительства установлено точно. I. Это было ровно 480 лет спустя после выхода сынов Израилевых из Египта. Суммируя сорок лет правления Моисея, семнадцать Иисуса Навина, 299 лет судей, сорок Илия, сорок Самуила и Саула, сорок Давида и четыре Соломона (до того как он приступил к делу), мы получим 480. Так много лет прошло с момента основания святого государства до строительства святого дома (но менее чем через 430 лет он был сожжен Навуходоносором). Эта отсрочка имела место, потому что Израиль из-за своих грехов показал себя недостойным такой чести и потому что Бог желал показать, как мало значения Он придает внешней помпезности и великолепию служения; Господь не проявлял поспешности в деле возведения храма. Давидов шатер был чистым и удобным, хотя не поражал ни богатством, ни величием, и, насколько это известно, не был освящен, но все равно назван домом Господним (2Цар 12:20) и использовался, как и Соломонов храм. Тем не менее, когда Бог дал Соломону огромное богатство, то положил ему на сердце использовать таковое для строительства храма и благосклонно принял его главным образом по той причине, что ему предстояло стать тенью будущих благ (Евр 9:9; 10:1).
2. Это было на четвертый год правления Соломона, поскольку первые три года ушли на упорядочение дел царства, чтобы впоследствии не было помех в деле строительства. Время, посвященное подготовке к Божьему делу и освобождению от всего, что может отвлечь или помешать, не является утраченным. В течение первых трех лет Соломон «прибавлял» к приготовленному еще его отцом (1Пар 22:14), заботясь об обработке камня и древесины, чтобы все было готово, поэтому его не следует обвинять в медлительности и в задержке на столь долгий срок. Мы служим Богу по-настоящему, когда готовим себя и все необходимое к Его делу.
III. Материалы доставлены на место, причем они обработаны настолько хорошо, что ни молота, ни тесла. не было слышно в храме при строении его (ст. 7). Соломон предписывает такое благоразумное правило при выполнении любых строительных работ: соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой (Притч 24:27). А здесь, похоже, подготовительные работы были выполнены необычайно тщательно и аккуратно до такой степени, что когда соединяли вместе разные части, то обошлись без замен, ибо не было дефектов, и исправлений, ибо не было оплошностей. Ведь речь шла о будущем храме Бога мира, поэтому при строительстве не должно быть слышно никакого железного орудия. Духовному служению приличествует и способствует тишина и покой: Божье дело надлежит совершать с наибольшей тщательностью и с наименьшим шумом. Храм был разрушен при помощи секир и бердышей, и уничтожавшие его ревели среди собраний (Пс 73:4,6), но возводился он в тишине. Шум и насилие зачастую мешают Божьему делу, но никогда не способствуют ему.
IV. Размеры здания (ст. 2,3) соответствуют правилам пропорции. Существует наблюдение, что длина и ширина храма ровно в два раза больше длины и ширины скинии. Теперь, когда Израиль стал таким многочисленным, нужно увеличить и место встречи (Ис 54:1,2); и поскольку он так разбогател, то появилась возможность осуществить это. Где Бог обильно сеет, там Он рассчитывает на обильную жатву. V. Описание окон: они были широкими внутри и узкими снаружи (написано на полях, ст.4). Такими же должны быть глаза нашего ума, чтобы размышлять о том, что ближе, то есть о себе, а не о других; смотреть больше внутрь и судить себя и меньше наружу и не осуждать своих братьев. Узкое отверстие для попадания света символизирует мрак той эпохи по сравнению с евангельским днем. VI. Описание служебных помещений, в которых бережно хранились принадлежности скинии и в которых священники переодевались и оставляли одежду, предназначенную для служения; вероятно, в некоторых из этих комнат они ели святыни. В своем стремлении сделать здание величественным Соломон, тем не менее, не пренебрегал удобствами, необходимыми для исполнения служения, и позаботился о том, чтобы во всем соблюдались правила приличия и порядок. Кроме того, предусмотрели некоторое расстояние между пристройками и стенами храма, чтобы те не примыкали к ним вплотную, ослабляя их (ст. 6). Не следует уменьшать силу Церкви под предлогом создания дополнительных удобств и украшений.
Стихи 11-14. Здесь мы узнаем:
I. О слове, которое Бог адресовал Соломону, когда тот занимался строительством храма. Господь дал ему понять, что знает о его деле: вот, ты строишь храм (ст. 12). Так не бывает, чтобы кто-либо занимался Божьим делом и Бог этого не замечал. «Я знаю твои дела твои добрые дела». Господь заверил Соломона, что если он и дальше будет верным Божьему закону и останется на пути долга и истинного поклонения Богу, то привлечет Божьи милости как к себе (Я исполню на тебе слово Мое), так и к своему царству: «Я всегда буду признавать Израиль Своим народом; и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю их». Вероятно, это слово Бог послал ему через пророка:
(1) чтобы благодаря обетованию Соломон получил ободрение и утешение в своем деле. Возможно, из-за множества забот, расходов и усталости он подчас начинал жалеть, что вообще затеял это; но Божье обещание об укреплении его семьи и царства поможет Соломону преодолеть трудности и сполна вознаградит за все тяготы. Мы бодро продолжаем свое дело, когда имеем на примете обетование; и кто желает добра народу, тот не сочтет за большой труд сделать все от него зависящее, чтобы обеспечить ему и сохранить навсегда знаки Божьего присутствия.
(2) Чтобы прилагающееся к обетованию условие побудило Соломона к размышлениям о том, что, хотя он и строит столь прочный храм, слава последнего быстро исчезнет, если он сам и его народ не будет ходить по уставам Господа. Бог четко дает понять, что все издержки, сопряженные со строительством храма, не освобождают ни Соломона, ни его народ от послушания Божьему закону и не станут прибежищем от Божьих судов в случае непослушания. Соблюдение Божьих заповедей лучше и более угодно Господу, нежели строительство церквей.
II. О деле, которое Соломон совершил для Бога: и построил Соломон храм (ст. 14), получив такое воодушевление от Божьего слова и такое вразумление, призывающее не рассчитывать, что Бог будет признавать этот дом Своим, если Соломон перестанет соблюдать Его закон. «Господи, я выполню эти условия, ибо твердо решил поступать по уставам Твоим». Строгость Божьего руководства никогда не оттолкнет благочестивого человека от служения, но станет для него стимулом. Соломон строил и довел до конца, он продолжал свое дело, и Бог продолжал идти вместе с ним до завершения. Это сказано в похвалу и Богу и Соломону, ведь он не утомился от работы, не остановился перед трудностями (как в Езд 4:24), не оставил недоделок, но, начав строительство, смог довести его до конца и избежал при этом чрезмерной застройки земли; ибо он был мудрым строителем.
Стихи 15-38. I. Здесь приводится подробное описание отдельных элементов здания.
1. Внутренняя отделка храма: из кедра прочного и долговечного материала с очень приятным запахом (ст. 15). Поверхности были украшены выпуклостями (наподобие яйца или яблока) и цветами, что, несомненно, соответствовало моде того времени (ст. 18).
2. Золочение. Речь идет не о бледной позолоте, которую мы видим в наше время, а о золочении всей внутренней части строения: весь храм (ст. 22) и даже пол (ст. 3О) обложили золотом, а самое святое место чистым золотом (ст. 21). Соломон не жалел средств, чтобы сделать храм великолепным во всех отношениях. Золото было в нем под ногами, где ему и следует находиться во всех живых храмах: изобилие металла уменьшало его ценность.
3. Давир, или говорящее место (именно таково значение слова), святое святых, названное так потому, что с этого места Бог говорил с Моисеем и, возможно, с первосвященником, когда тот вопрошал с судным наперсником. В этом месте надлежало поставить. ковчег завета Господня (ст. 19). Все принадлежности Соломон заменил новыми и более великолепными, за исключением ковчега он оставался тем же изготовленным Моисеем, включая крышку (место милосердия) и херувимов; он был знаком Божьего присутствия, которое для Божьего народа всегда неизменно соберутся ли в шатре или в храме, независимо от условий.
4. Херувимы. Кроме тех, которые были по бокам места милосердия, покрывавшего ковчег, Соломон (1) добавил еще двух, причем очень больших, в виде юношей (существует такое мнение) с крыльями из масличного дерева, которые были полностью покрыты золотом (ст. 23 и след.). В храме святое святых по размерам намного больше, чем в скинии, и поэтому не должно создаваться впечатление, что ковчег теряется в нем, к тому же голые стены выглядели бы удручающе, если бы их таким образом не украсили.
(2) Сделал резные изображения херувимов на всех стенах здания (ст. 29). Язычники устанавливали статуи богов и поклонялись им; эти же херувимы по своему предназначению были символическим изображением служителей Бога Израилева и сопровождающих Его святых ангелов; и установили их не для поклонения им (смотри, не делай сего, Откр 19:10), а чтобы показать, сколь велик Тот, Кому надлежит поклоняться.
5. Двери. Раздвижные двери, которые вели в давир, занимали лишь пятую часть стены (англ. пер., ст.31), а двери в храм четвертую часть (англ. пер., ст.3З); но и те и другие были украшены резными изображениями херувимов (ст. 32,35).
6. Внутренний двор, где находился медный жертвенник, у которого служили священники. Он был отделен от двора, где собирался народ, невысокой стеной из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев (ст. 36), чтобы через него люди могли видеть, что там происходит, и слышать, что говорят им священники; ибо даже в ту эпоху они не пребывали в полном мраке или на расстоянии.
7. Время, ушедшее на возведение храма. Всего лишь семь с половиной лет прошло с момента закладки фундамента до окончания строительства (ст. 38). Если учесть огромные размеры и изящество здания, а также множество пристроек, необходимых для служения в нем, то это быстро. Соломон подошел к делу со всей серьезностью, у него было достаточно средств, ничто не отвлекало от строительства, и в его распоряжении было много рук, что и ускорило работу. Все было сделано (как записано на полях), включая обеспечение принадлежностями и совершение необходимых церемоний, так что объект был не только построен, но и начал служить целям, ради которых его возвели.
II. А теперь обсудим, чьим прообразом был этот храм.
1. Истинным храмом является Христос Он Сам говорил о храме Своего тела (Ин 2:21). Это тело Ему уготовил Бог (Евр 10:5). Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, как и (слава Господня) в храме. Во Христе собирается весь духовный Израиль Божий. Благодаря Ему мы можем с дерзновением приходить к Богу. И у всех Божьих ангелов, благословенных херувимов, есть миссия поклоняться Ему.
2. Каждый верующий является живым храмом, в котором обитает Дух Божий (1Кор 3:16). Даже тело удостаивается такой чести, благодаря своему единству с душой (1Кор 6:19). Мы не только дивно устроены Божьим провидением, но и еще более дивно обновлены Божьей благодатью. Этот живой храм строится на Христе как на основании и в должное время будет усовершенствован.
3. Евангельская Церковь является таинственным храмом; она возрастает в святой храм в Господе (Еф 2:21), украшенный и обогащенный дарами и благодатями духа, как Соломонов храм золотом и драгоценными камнями. Скинию возводили только иудеи, а при строительстве храма к ним присоединились и язычники. Даже пришельцы и иноземцы созидают жилище Божие (Еф 2:19,22). Храм был разделен на святое место и на святое святых и имел два двора внешний и внутренний; аналогично этому существует видимая и невидимая Церковь. Двери храма шире дверей, ведущих в давир. Многие исповедуют, но не являются спасенными. Храм построен прочно на камне и не подлежит переносу, в отличие от ветхозаветной скинии. К возведению храма готовились долго, но в конечном счете построили. Подобным же образом вознесут, наконец, с ликованием ключевой камень Евангельской Церкви; и жаль, что при ее строительстве придется услышать стук топоров и молотов. Тем не менее каждый ее член будет со всех сторон окружен ангелами духами, которые служат и помогают Церкви.
4. Небеса являются вечным храмом. Там Церковь останется навсегда, и ее уже переносить не будут. Об улицах нового Иерусалима сказано, что они чистое золото (Откр 21:21) по аналогии с полом храма. Там всегда у престола благодати служат херувимы. В храме присутствовало единообразие, и на небе совершенная красота и гармония. В Соломоновом храме не было шума от топоров и молотов. И на небесах царит покой и умиротворение; все, кому предстоит стать камнями того строения, должны сейчас пройти испытания и подготовку, чтобы быть пригодными и достойными, поэтому Божья благодать обтачивает и ровняет их, чтобы там они соответствовали месту.
Библия о строительстве дома божьего
Мф 21:13
и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Тот факт, что у Бога есть на земле дом — очень удивительное явление. По большому счёту дом на земле Богу совсем не нужен. Дом — в нашем человеческом понимании — Богу вообще не нужен ни на небе, ни на земле. Бог есть Дух и Он не нуждается в физическом помещение или пространстве. Когда Апостол Павел объяснял афинским философам кто такой истинный Бог, он специально подчеркнул именно эту Его особенность:
Деян 17:24-25
Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
Нам очень трудно представить себе Бога в пространстве, потому что, во-первых, мы не можем представить себе Бога, который не ограничен пространством, во-вторых, Бог сотворил вселенную и поэтому Он гораздо больше земли и тем более больше какого-то дома, построенного на земле.
Тем не менее, Бог хотел, чтобы храм был. Он видел для него цель и необходимость, и поэтому повелел его построить. Возникает вопрос: Для чего? Библия отвечает на этот вопрос, подробно объясняя несколько аспектов назначения храма.
1. Храм был построен Богу
Мы не сможем иметь правильное представление о значении храма и не сможем иметь правильного отношения к нему, если мы не поймём, что это такое. Говоря о Доме Божьем нам нужно посмотреть каким Его видит Бог.
Фраза «Дом Божий» может означать «дом, в котором живёт Бог, который принадлежит Богу, которым управляет Бог». Или «дом, который построен в память о Боге», «который Бог построил для кого-то», «дом, в котором люди говорят о Боге».
Писание ясно объясняет, что означают слова «Дом Божий». С самого начала, когда пошла речь о постройке храма, в Писании постоянно подчёркивается, что он был построен не людям, а Богу.
3 Царств 6:1-2
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей.
Итак, храм — это место, принадлежащее Богу, построенное для Него, которым Он распоряжается и в котором должны быть устроены Его порядки. Бог определил его цель. Бог определил, что должно происходить в нём.
2. Храм был построен для поклонения
Вторая истина, ясно отражённая в Писании, заключается в том, что Дом Божий существует для поклонения Богу, для молитвы Ему и для прославления Его.
Повелевая людям построить храм, Бог ставил задачу помочь людям поклоняться Ему. Дом Божий должен быть специальным местом, особо отделённым для общения с Богом. Бог готов был «жить» в храме только ради этого.
Итак, Дом Божий принадлежит Богу и сделан Им специально для того, чтобы люди могли там особым образом преклоняться перед Его святостью и величием, чтобы они могли молиться Ему, чтобы могли там учиться у Него и приводить свою жизнь в соответствие с тем, что Он говорит.
Как сохранить церковь, чтобы она не стала вертепом разбойников?
Для того чтобы церковь не превратилась в вертеп разбойников необходим серьёзный подход, как со стороны служителей, так и со стороны каждого члена церкви. Дом Божий нужно ценить и созидать своей жизнью, своим участием, своим правильным отношением к нему, своим поклонением Богу в нём.
Когда-то Бог упрекал Израиль за пренебрежительное отношение к храму.
Аггея 1:7-9
Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею.— За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому.
Нам необходимо помнить, что наше поклонение Богу, наше личное отношение к Церкви, в огромной степени определяет какой будет наша церковь.
Что практически мы можем делать, чтобы наша церковь не превратилась в вертеп разбойников?
1. Сделайте искреннее, глубокое преклонение перед Богом главным приоритетом своей жизни;
2. Самым серьёзным образом относитесь к каждой малейшей детали того, о чём учит Библия;
3. Побуждайте других к настоящей жизни истинного преклонения перед Богом и Его Словом;
4. Всё, что вы ни делаете в церкви, делайте молитвенно и смиренно, ради Него, а не ради себя;
5. Жертвенно и последовательно созидайте Церковь, как Дом Божий, как место поклонения Ему.
Храм — дом Божий
Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.
Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Жизнь подобна строительству дома. Кто строит на прочном фундаменте, у того дом устоит среди бурь и потрясений. Кто строит на песке, может быть, красивый, с роскошными апартаментами дом, невозможно будет сохранить его в самый важный момент – когда подуют ветры, обрушатся ураганы, и волны смерти покроют всех.
Притча Спасителя показывает двух людей, строящих дом: один – мудрый, другой – неразумный. Господь напоминает, что в жизни главное и решающее значение имеет фундамент. Когда основания разрушены, что может праведник? Самое великолепное здание окажется ни на что не годным, если его основание не выдержит. Для внешнего взгляда не видно, прочны основания дома или нет, построен он на твердом камне или на зыбком песке. Это откроется в час испытания, и этот час необходимо предвидеть.
На чем строю я дом моей жизни? Христос говорит просто и ясно: ты можешь строить на своей собственной воле или на воле Божией. Строящий на собственной воле строит на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся. Этот дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений, даже в самых страшных испытаниях он не подвижится вовек, потому что он един с Богом.
И народ дивился учению Его, ибо Он учил их, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Книжники и фарисеи сами не исполняли то, что они проповедовали. В их слове не было жизни и силы. Они произносили его, как произносит ученик затверженный урок. А слово Христово было словом Самим Богом предлагаемой новой заповеди. Духом Святым со властью Божественной Он просвещает человеческие сердца и умы. Он говорит: «Да будет свет», – и вот стал свет.
Потому и следует за Ним множество народа. И далее мы видим чудо исцеления прокаженного. Это было одно из первых чудес Спасителя. Оттого что проказа считалась среди иудеев особенным знамением Божия неблаговоления, Христос, желая показать, что Он пришел отвратить гнев Божий от человечества, взяв на Себя грехи мира, начинает с исцеления прокаженного. К Тому, Кто учит не как книжники и фарисеи, припадает пораженный нечистотою: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не сомневается в Его власти, но предает Себя Его воле: «Господи, если Ты захочешь, Ты сможешь». Когда мы не знаем, что полезно для нас, мы не должны сомневаться в Божией мудрости и милосердии, вверяя Ему свою жизнь: «Да будет воля Твоя».
«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись». Господь хочет помочь нам, Он всегда рядом с нами. И когда мы от всего сердца обращаемся к Нему, Он с любовью внимает нам. Грех – проказа души, отделяющая нас от общения с Богом. Но Господь хочет и может спасти грешников. Он говорит как власть имеющий: «Хочу, очистись!» Он исцеляет нас, давая нам заповедь о хранении чистоты: «Очистись». Но вместе со словом заповеди произносится слово, совершающее чудо: «Хочу, чтобы ты был чист». Всесильная Божественная благодать никогда не оставит взыскующих ее.
«И он тотчас очистился от проказы». Естественное исцеление совершается постепенно, но когда Бог говорит, тотчас следует дело. Что заповедует исцеленному Христос? Для нас важнее всего усвоить, что все, получившие исцеление от Господа, должны отныне быть в совершенном послушании Ему. «Смотри, – говорит Господь, – никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».
Не говори никому, прежде чем покажешься священнику, и он, как полагается по Божественному закону, засвидетельствует твое очищение. Христос хочет раскрыть Свои чудеса в истинном свете, и не позволяет возвещать о них, пока этот свет не воссиял в полноте. И пусть знают все, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Это будет свидетельством, что среди них явился Тот, Кто совершает дела, которые не может совершить ни один первосвященник. Это будет свидетельством Его Божественной силы и власти, и что напрасно противятся все противляющиеся Ему.
Читайте также: