Архитектор построил дом маме белорусский
В 1930-х немецкий архитектор Эрнст Май построил в СССР 12 соцгородов. Показываю, какими они задумывались и что от них осталось
Многие советские соцгорода в 1930-х были возведены по проектам, разработанным командой известного немецкого архитектора Эрнста Мая. Возможно, кто-то из вас и сейчас живет в этих кварталах (районах) - в Магнитогорске, Новокузнецке, Кемерово и т.д. Посмотрим, что построил Э. Май в СССР, какие объекты сохранились и как выглядят сейчас .
В 1930-х гг. советское руководство массово привлекало на работу иностранных специалистов. Опыт немецких градостроителей по возведению нового типа социального жилья использовали при создании городов вокруг промышленных гигантов первой пятилетки. Немцы умели строить функционально целесообразные поселения, где жилье было дешевым, комфортным и экологичным. Толпы архитекторов, которых мировой кризис лишил заказов на родине, устремились в страну победившего социализма в поисках работы. Эрнст Май был одним из немногих, кого на работу пригласили.
Из тех, кого приглашали, не все поехали. Бруно Таут приезжал в 1926-м читать лекции, потом в 1933-м - поработать, но быстро разочаровался и вернулся в Германию. Вальтера Гропиуса, основателя «Баухауза», тоже звали, но он от приглашения отказался.
Эрнст Май в Стране Советов
В мае 1930 г. он впервые прибыл с «консультационным визитом». Руководство Центрального банка финансирования коммунального хозяйства и жилищного строительства СССР предложило 5-летний контракт. Конечно, решение принималось на более высоком уровне.
Почему из когорты немецких архитекторов-модернистов выбрали именно Мая? Как организатор, он показал свою эффективность в должности главного архитектора Франкфурта-на-Майне, реализовавшего проект « Новый Франкфурт ».
Поселение Праунхайм (Франкфурт-на-Майне), спроектированное Эрнстом Маем Поселение Праунхайм (Франкфурт-на-Майне), спроектированное Эрнстом МаемЗнаменитым его сделали проекты комфортного и доступного жилья в поселках Praunheim, Westhausen, Lindenbaum и др. Май сумел поставить на поток производство архитектурно-проектной и планировочной документации . Кроме того, он весьма успешно себя продвигал.
В Цекомбанке было создано проектно-планировочное бюро по строительству новых городов и поселков. Подписав контракт, Май стал его главным инженером. В октябре он приехал в Москву с группой, в которую входили 26 архитекторов и инженеров - специалистов широкого профиля, а также в сферах планировки, жилья, общественных зданий, медицинских учреждений, школ, детсадов. Позже в «бригаду» добавились 20 советских специалистов.
Бригада Мая в Нижнем Тагиле, 1932 г. Бригада Мая в Нижнем Тагиле, 1932 г.Оклад Мая по контракту составлял 150 тыс. рейхсмарок в год - в 10 раз больше, чем у советских архитекторов. Несмотря на прагматичность, он поехал не только за деньгами, а, в первую очередь, - за возможностью реализовать идеи. Май верил в «социально-реформаторскую миссию архитектуры», а также в то, что госзаказ в СССР сможет обеспечить воплощение самых смелых градостроительных замыслов.
Иллюзии развеялись, но многое удалось сделать. Команда спроектировала 12 соцгродов , в т.ч. Магнитогорск, Нижний Тагил, Щегловск (Кемерово), Новокузнецк, Орск и т.д., и разработала около 30 генпланов .
Соцгород в Сталинске (ныне Новокузнецк) Соцгород в Сталинске (ныне Новокузнецк)В 1933 г. (по другой версии - в 1934-м) Май расторг контракт и уехал из СССР. Но не в Германию, где тогда уже хозяйничали нацисты, а в Кению. После Второй мировой вернулся на родину. Приложил руку к проектам послевоенной реконструкции в Гамбурге и Бремене, разработал генплан Майнца, спроектировал Новый Висбаден. Ушел из жизни в 1970 г.
Магнитогорск
В 1929 г. рядом с металлургическим комбинатом, на левом берегу Урала началось строительство соцгорода Магнитогорска . Первый квартал на 9,3 тыс. жителей спроектировала группа Мая.
Панорама соцгорода в Магнитогорске. Главная улица Панорама соцгорода в Магнитогорске. Главная улицаЖилые дома стояли в центре, торцами были обращены к заводу (и на улицу), а фасадами - в уютный двор, обильно засаженный зеленью. Внутри квартала были запроектированы зоны отдыха и спортплощадки.
Соцгород в Магнитогорске Соцгород в МагнитогорскеОбщественные здания создавали периметр, однако, до 1935 г. построили не все, что планировалось, - только ФЗУ на 640 чел., детсад, столовую, магазин.
Детские ясли в соцгороде Детские ясли в соцгородеПо проектам группы Мая в Магнитогорске была построена и часть второго квартала, заложены города-спутники. В дальнейшем проекты неоднократно корректировались, поэтому в конечном виде отличались от задуманного.
Сталинск, ныне Новокузнецк
Самое большое наследие архитектора на постсоветском пространстве . Соцгород (жилой район для рабочих) возводился по типовым проектам.
Сталинск. Панорама соцгорода Сталинск. Панорама соцгородаПроект включал 3 и 4-этажные жилые здания, в два ряда по двум улицам. Все дома создавали как под копирку. Монтируемые элементы производились на заводе, а затем доставлялись к месту стройки, что давало экономию на 30%.
Типовой дом в соцгороде в Сталинске Типовой дом в соцгороде в СталинскеЗастройка частично сохранилась. Некоторые здания включены в перечень объектов культурного наследия.
Щегловск, ныне Кемерово
Город быстро развивался, был необходим новый генплан . В 1931 г. разработку поручили бригаде Мая.
«Скандинавский» стиль — почти белорусский. ZROBYM architects — о превратностях архитектуры
Складывается ощущение, что эти парни поспевают везде. Они основали ZROBYM architects — одну из самых прогрессивных архитектурных студий в Минске. Разработали свой мебельный бренд. Они активно продвигают модульное домостроение, но не забывают и про индивидуальные заказы. А еще — они точно знают, каким домам отдадут предпочтение белорусы в ближайшее время и почему. О вчера, сегодня и завтра национальной архитектуры нашему порталу рассказали Андрусь Bezdar и Алексей Кораблев.
Dom-Expert.by: Расскажите о себе: как и почему вы пришли в архитектуру?
Алексей: Мы с Андрусем вместе учились: сначала в гимназии, затем — в БНТУ, на одном курсе. Я в архитектуре не случайно. Родители были художниками, и хотели, чтобы моя специальность была связана с творчеством, и в то же время — приносила доход, хорошо оплачивалась. Именно поэтому вариант художника — не подходил. (улыбается. — прим. автора). А архитектор — вполне серьезная, востребованная профессия. В итоге — о выборе не жалею.
Dom-Expert.by: Куда вас распределили после окончания ВУЗа?
Алексей: О, это интересная история. На тот момент нормально куда-то распределиться было сложно. Мы это видели, понимали, что нас никто не ждет с распростертыми объятиями. Поэтому после третьего курса открыли фирму, и в итоге «распределись» к самим себе. Конечно, с листа нам это дело не подписали: декан с нами провел подробное собеседование. Спрашивал, в какую фирму хотим, запросил выполненные объекты (к тому времени они у нас уже были), изучал, проверял, в итоге — посчитал, что фирма достаточно серьезная, чтобы нас туда распределить.
Dom-Expert.by: Расскажите о своих первых шагах в архитектуре.
Андрусь: Если коротко: брались за все подряд. Начинали вообще в Каменной горке, и такого там насмотрелись… клиенты были всякие. Одним из первых клиентов был очень религиозный мужчина, он заказал проект сразу двух домов. Проектирование шло сложно: клиент оказался «эстетом», возил нас по всем известным ему коттеджам, говорил «давай отсюда возьмем элемент, отсюда элемент». А у нас опыта мало было — пытались рисовать то, что он просил, может, где-то чуть советовать… Потом началось строительство. У заказчика целая процедура с этим была связана: он благословлял всех строителей перед началом работ. Словом — колоритный был персонаж: набожный, отдельная комната для молебна, при этом — передвигался на новом внедорожнике «Мицубиси», гнал на нем по дороге под 200 км/час, а из колонок — звуки церковного хора… В какой стадии у них строительство теперь — не знаю, наши пути разошлись.
Алексей: Первые клиенты все были сложные и «атмосферные», потому что были случайными людьми.
Андрусь: Да, это было связано и с тем, что мы ставили низкие цены на наши услуги. Непонятно, как они вообще нас находили. Например, одному из клиентов очень понравилась наша дизайнер. Он хотел, чтобы она лично выезжала к нему, каждый раз. Мы пошли навстречу. А когда я потребовал оплату за проект, он сказал, что свернет мне шею.
Dom-Expert.by: Вы производите впечатление ребят с ярко выраженным национальным самосознанием, часто говорите по-белорусски. И все же — почему именно «Зробiм» вы выбрали в качестве названия фирмы?
Алексей: Когда мы начинали — у нас не было четкой стратегии. Все было несерьезно, третий курс — сами понимаете. Изначально хотели другое название — «Пик». Но когда мы пришли его регистрировать, нам сказали: «Вы что думаете, за 20 лет никто не придумал такого названия?». Нам отказали. Вышли грустные, сели на лавочку и начали думать, какое еще название подобрать. А через 15 минут вернулись назад с новым. То есть — придумали его фактически на ходу, спонтанно.
Андрусь: А насчет самосознания я скажу так: у нас не было идеи делать что-то национальное, ни в коем случае. Не было мысли прийти конкретно на рынок белорусской архитектуры — такого не существует. Я просто всегда считал, что называться по-белорусски в Беларуси — правильно, и говорить — тоже. Поэтому наш офис-менеджер общается с клиентами по-белорусски, мы перевели на белорусский язык договоры, и делаем по-белорусски все проекты. На этом — всё. Потому что наша архитектура не сверх-национальна. Да, она обладает какими-то своими чертами. Но так — в любой стране. Узбекская архитектура тоже отличается чем-то от казахской.
Dom-Expert.by: Вы участвовали в нескольких архитектурных конкурсах, в том числе и в Belarus Design Award 2015, в котором заняли сразу три призовых места. Одной из работ был проект под названием CUBE7, он получил второе место. Это довольно нетипичный дизайн для Беларуси: полностью открытый с двух сторон кубический дом. Откуда такое решение, не расходится ли оно с менталитетом белорусов?
Андрусь: Да, белорусы — люди закрытые. Возможно, поэтому первое место в конкурсе выиграл наш другой проект — «Zямлянка».
Проект: Андрей Лычковский и Ира Сотникова, архитекторы ZROBYM architects
Но и CUBE7 не так уж и прост: проект подразумевал, что окнами дом будет смотреть в лес, где нет посторонних людей и лишних глаз, а закрытыми сторонами — на условную дорогу. С формой тоже все просто: домов-кубов в мире много — это распространенная идея, идея простой устойчивой формы, почти как дом с двускатной крышей. Почему я ее выбрал? Потому что считаю, что одна из белорусских черт в архитектуре — конструктивизм. Этот стиль мировой, но он разработан на территории СССР, в т.ч. и белорусами. Супрематизм, Казимир Малевич оказали на него большое влияние. Когда человек думает о своем доме, он подсознательно ассоциирует дом с квадратом. А куб – это объемный квадрат.
Dom-Expert.by: В таком случае вас не затруднит описать дом, который вы бы построили для себя? Какой он должен быть формы?
Dom-Expert.by: Можете вспомнить самый любимый и самый нелюбимый проект за который вы брались?
Андрусь: Один из любимых — модульный дом в Раубичах. Думаю, это один из самых качественных модульных домов в Беларуси. В наружной отделке использована лиственница самого лучшего сорта, её крепление выполнено срытым способом, без наружных саморезов. Во внутренней отделке кедр. Все очень аккуратно. Дом собирался быстро (т.к. модульный), но отделка заняла довольно длительное время — клиент оказался требователен к качеству и хотел использовать только лучшие материалы.
Алексей: Я расскажу про нелюбимый. Была у нас заказчица, она закала огромный дом на 800 кв. м. Это был «недострой», купленный еще в 90-е годы, и с тех пор она хотела сделать из него замок. Деньги у нее водились. Но сама она была домохозяйкой, и приезжала к нам как на работу, мы ей даже свое рабочее место в офисе отвели. Утром садилась с архитектором, «проектировала», вечером уходила, ночью додумывала, утром — приезжала с новыми идеями. И так полгода. А потом сказала: «Мне ваша работа не нравится, отдавайте деньги». А дом в это время уже строился. Ей показалось, что она все сама придумала и фактически сделала работу за нас.
Андрусь: Я тогда был предельно загружен и устал от её претензий. В течение полугода мы общались каждый день, но я не был доволен результатом нашей работы, т.к. архитекторы нашей студии просто перерисовывали безумные идеи заказчика. Частично это происходило от отсутствия на тот момент опыта и умения повлиять на желания клиента. В какой-то момент произошёл конфликт, и она подала в суд. В итоге пришлось ей деньги вернуть — юридически наши позиции оказались слабее, мы не продумали договор. Это было 3 года назад, мы тогда особо не заморачивались такими вопросами, скачали его из интернета. А он оказался типовым, и, как выяснилось, не в нашу пользу. Прошло два заседания суда, на третье планировалась экспертиза проекта. И мы решили, что проще будет вернуть ей деньги, чем продолжать судебную тяжбу, тратить время и платить за экспертизу. Дом, скорее всего, уже построен, т.к. проект клиенту очень нравился. Но мы не можем им гордиться и не считаем его своим.
Dom-Expert.by: Вы также активно продвигаете направление модульных домов — MODULAR HOUSE. Как вы к этому пришли и почему, ведь заниматься индивидуальными разработками для архитектора предпочтительнее?
Алексей: Все очень просто: у нас нет сложившегося рынка модульных домов. При этом — производят их многие, конкуренция гигантская. Мы верим, что у таких домов хорошие перспективы в нашей стране, поскольку это отличный, современный вариант для жилья, с хорошим соотношением цена/качество.
Dom-Expert.by: Как вы их планируете реализовывать вживую?
Андрусь: У нас уже три дома реализовано, технология отработана, будем продавать и в дальнейшем. Есть мысли как эту технологию усовершенствовать. Мы не идем по отработанной схеме, мы — экспериментируем. Я очень долго изучал вопрос энергоэффективности и теплофизики стен и домостроительные технологии, на протяжении нескольких лет. Даже диплом на эту тему писал.
Dom-Expert.by: Интересует ваш концепт энергоэффективного модульного дома — в нем применена комбинированная система получения энергии. Там у вас солнечные батареи, ветряк и тепловой насос. Почему вы использовали именно эти блоки, а не другие?
Андрусь: Основа системы — тепловой насос. Его мы выбрали по двум причинам: невысокая стоимость (около 2000$) и он не требует газа, работает на электричестве. При этом — выдает мощности гораздо больше, чем потребляет энергии. А электричество возобновляется за счет солнечных батарей, ветряка и аккумуляторов. Такой насос эффективен до -15 градусов, работает за счет разницы температур внутри и снаружи. Для более высоких морозов в доме предусмотрена опциональная установка печи-камина. Но сами понимаете — у нас редко бывают такие морозы и долго они не держатся.
Алексей: Мы просчитывали три варианта отопления для этого дома. С глобальной точки зрения есть очевидные вещи: сегодня отапливать газом — дешевле всего. Возможно, еще чуть дешевле получится дровами (при наличии аккумуляторов тепла), но это и самый неудобный способ, их надо подбрасывать каждые 4 часа.
Андрусь: Подчеркиваем: мы никого не убеждаем переходить на альтернативную энергетику прямо сегодня. Но. Когда к нам приходит клиент за проектом дома — у него есть определенный бюджет. Если это 30 тыс.$ — мы понимаем, что только модульный дом можно построить за такие деньги. Его мы клиенту и предлагаем. Если он спросит: как его отапливать, мы отвечаем: как хотите. Если у вас есть газ – можете газом. Нет газа — можете электрокотлом, например. Концепцию энергосберегающего модульного дома, про который вы говорите, разработала компания SolarENRG, и это – лишь один из вариантов. Мы не продаем энергоэффективность как таковую, мы продаем идею модульного дома круглогодичного проживания. Продаем дом, архитектуру, а «начинка» может быть любой — по желанию клиента.
Алексей: Альтернативные технологии сейчас не окупаются — это скорее задел на будущее, и забота об экологии. Вот и получается, что пока это все, по большому счету, игрушки для состоятельных людей. Тем более, у нас сейчас строят АЭС, и если достроят — об альтернативной энергетике можно будет забыть лет на 40.
Dom-Expert.by: Дома из каких материалов вы считаете самыми экологичными?
Андрусь: Из соломы. Даже с точки зрения даже биофизики, того, как человек будет чувствовать себя в этом доме, солома — наилучший материал. К тому же, мы должны думать о будущем и заботиться о природе. Солнечные батареи — как раз об этом. Это не расчет «дешевле или дороже, чем газовый котел», это — забота о природе. То же самое – соломенные дома. Думаю, люди должны это понимать, и полностью переходить на «солому» и солнечные батареи. Да и вообще, солома — это белорусская «тема».
Алексей: Единственное, почему из нее пока не строят массово — из-за стереотипов и предрассудков. В Литве есть компания «ЭкоКокон» — они продают эти дома как «лакшери» вариант для европейцев.
Dom-Expert.by: Как на ваш взгляд будет развиваться белорусское частное домостроение в ближайшие 10-15 лет?
Андрусь: Когда доля каркасных домов превысит 10% от общего числа — пойдет цепная реакция, их начнут строить все. Преимущества этих домов очевидны, и в какой-то момент они полностью перебьют стереотипы людей. Начнут развиваться «prefab» — дома фабричной сборки, и через определенное количество лет (10-15) традиционное «строительство» пропадет. Останется просто сборка: человек пришел, заказал дом — его собрали из готовых «деталей», и через месяц-два месяца в него можно заселяться. Практически вся Европа сейчас так строится, это и есть инновационное строительство.
Алексей: Заметно это и по изменению отношения клиентов к строительству. Пять-семь лет назад многие считали, что замок – это круто, что дом должен быть смыслом всей жизни, что это — миссия, которую необходимо выполнить, и неважно — в какие сроки. Сейчас у большинства клиентов есть четкий бюджет и понимание того, как и в какие сроки должен быть достроен дом. И они уже не говорят: «Я буду строить дом сам, пусть это займет хоть 20 лет». Они хотят построить его быстро — за год или около того.
Dom-Expert.by: Какие национальные черты прослеживаются в белорусской архитектуре?
Андрусь: Исконно белорусский дом очень близок к литовскому, возможно — из-за географического положения наших стран. Если выводить некие общие черты белорусского дома, получится следующее:
- Это аскетичные дома, абсолютно простые. У нас нет сложной архитектуры с какими-то «наворотами». Поэтому Собор Василия Блаженного не мог быть построен в Минске. У нас мог быть построен только Красный костел, например. Такой аскетичный, прямой. Не потому, что мы беднее. А потому что не хотим выпендриваться. Пафос — это не наше.
- При всей своей простоте дом должен сохранять приватность, оберегать частную жизнь людей. Потому что белорусы не хотят демонстрировать свою частную жизнь другим. (Эта закрытость — черта нашего менталитета).
- В доме должны применяться натуральные материалы, которые есть в Беларуси, а Беларусь — это на 80% леса. Поэтому у нас много деревянного домостроения, и это — нормально. Греки строят из камня, потому что у них камень есть, а леса мало. В Беларуси всегда строили из дерева, а потом, во времена СССР, сложился стереотип, что дерево гниет — и перестали. Но теперь всё опять возвращается.
- Простая цветовая гамма. Не красный, не зеленый цвет, обычно – серый. Темные цвета вообще характерны для белорусских домов. Ведь дерево со временем сереет, и эти все старые белорусские деревни — серые. И это настолько вложилось в ментальность, что даже проспект Независимости — весь серый, из бетона. Он такой не потому, что не хватило денег на яркую краску, а потому, что когда его строили, считали, что серый — это круто. В Литве, например, есть поселок элитных домов. Они все из серого дерева. Они сливаются с окружающей средой, очень органично смотрятся, и очень просты в реализации. Все должно быть простым в реализации, без сложных форм.
- Контекстуальность — очень важна. Если русский человек что-то строит, он хочет выделиться: «Мое здание будет самым узнаваемым». У нас — не так. Мы хотим вписаться аккуратно в контекст места, где стоит дом, окружения. Это очень европейская черта, на самом деле. И она характерна для белорусского дома.
Dom-Expert.by: А если говорить о безусловных чертах, по которым белорусскую архитектуру можно определить сходу, с первого взгляда? Вот как славянина можно определить по «вышиванке», например. Чтобы европейскому архитектору глаза завязать где-нибудь в Париже, привезти сюда, снять повязку перед домом, он бы глянул и сказал: «О, понятно. Я — в Беларуси».
Dom-Expert.by: Белорусский дом внутри, по интерьеру — какой он?
Андрусь: Белорусская стилистика очень схожа с тем, что сейчас называют «скандинавским стилем». Для нас эти аскетичные интерьеры с белыми стенами являются традиционными. В странах Скандинавии на самом деле все немного иначе. Если посмотреть на их средневековые интерьеры — вы увидите, что они довольно яркие, цветные. Это буйство красок: красный, синий, зеленый, черный, всё — пестрое, много резного, и т.д. А белорусский стиль — что-то простое, спокойное. Белые стены. Деревянный стол с трещиной. Акценты на мебель. Где-то какой-то ручник, какая-то поделка из соломы. Вот он — старый белорусский интерьер. Сравниваем с современным «скандинавским стилем» — это просто один в один. Вот почему 90% клиентов приходят и говорят: «Я хочу скандинавский стиль»? Потому что подобный аскетизм — в нашей ментальности.
Далее — гиперфункциональность. Белорусы очень бережливые, и хотят использовать каждый метр площади. Это очень характерно для наших интерьеров: функциональность, минимализм, где-то даже аскетичность, но — уют. Если в доме есть низкое окно, то обязательно сделаем подоконник сидячим и обложим его подушками.
Dom-Expert.by: В продолжение темы интерьеров. У вас есть подразделение BY furniture, которое занимается изготовлением мебели. Помимо типовых материалов вы используете бетон, фанеру, металл. Это тоже белорусские материалы?
Андрусь: Универсальные, я бы так сказал. Мы их используем вместе с другими материалами при изготовлении стандартных вещей — диванов, столиков, стульев. Эта мебель не всегда проста в реализации, но выглядит всегда просто.
На данном этапе мы добавляем эту мебель в свои проекты и реализуем их комплексно. В то же время, уже пошли и отдельные заказы. Пока это какие-то штучные продажи, но в будущем мы хотим открыть свой мебельный магазин. И «филиалы» в других городах, работающие по франшизе — в Бресте уже нашлись желающие представлять нашу марку. В дальнейшем планируем выставляться во всех областных городах.
Dom-Expert.by: Если заглянуть вперед на 50-70-100 лет — где и как будут жить люди? Пока земли хватает на всех, но не предвидится ли ее дефицита в будущем?
Андрусь: Очевидно, что население будет расти. И когда-нибудь мы совершенно точно придем к дефициту земель. Тогда города и поселения начнут расти вверх, в небо. В фантастических фильмах нередко показывают огромные города-небоскребы, думаю, в итоге к этому и придем.
Алексей: Но это не значит, что люди будут жить в окружении металла, стекла и бетона. Есть такие концепции, когда небоскреб — самодостаточен. Он сам для себя вырабатывает энергию, и внутри него есть всё: этажи, отданные под парки, водоемы и т.д.
Андрусь: Такой небоскреб уже не будет восприниматься как здание. Это будет просто некая жилая среда. В которой на отдельных этажах будут пастись коровы, расти картошка, стоять частные дома из соломы. Каждому направлению — свой «слой». Это очень интересная концепция, японцы даже разработали такой проект. Но это — отдаленное будущее. А в ближайшие десятилетия нас ждет расцвет деревянного, каркасного и модульного домостроения…
Архитектор построил дом маме белорусский
Дачный домик для мамы в Беларуси
Архитектор Андрусь Bezdar спроектировал и построил для своей мамы летний дачный домик.
Ольга Сорокина , 27 Ноября 2017 , обновлено 27 Июля 2021 Ольга СорокинаЭта небольшая лаконичная постройка находится в садовом товариществе недалеко от деревни Вязынка, в сорока километрах от Минска. Андрусь Bezdar, основатель белорусской студии Zrobym Architects, построил ее для своей мамы. “Не только молодежь может жить в современных домах с минималистичными интерьерами. Если пространство рациональное и функциональное, то в нем будет комфортно кому угодно, независимо от возраста”, – говорит он.
При проектировании пожелания мамы, конечно же, учитывались, но они были общими и представляли собой перечисление необходимых функциональных зон: спальня, кухня, камин и место для отдыха. “Мне хотелось, чтобы дом получился недорогим по затратам, но в то же время соответствовал моим эстетическим взглядам, – объясняет архитектор. – Я мог позволить себе самовыразиться, ведь в этом проекте я и заказчик, и исполнитель”.
Так появился летний дачный домик площадью тридцать пять квадратных метров, которых вполне достаточно для одного человека. Внутри пространство общее: спальное место находится на подиуме за невысокой перегородкой, которая отделяет его от кухни. Перегородка выполняет две функции: со стороны кухни это барная стойка, а со стороны спальни – стеллаж с телевизором.
Участок, на котором расположен дом, угловой, и соседи есть только с двух сторон. К ним строение повернуто глухими стенами, а в двух других сделаны панорамные окна. Из них открывается вид на сад-огород и лес. Домик находится в глубине участка, и от подъездной дороги его скрывают деревья, поэтому, несмотря на отсутствие штор, можно не бояться любопытных взглядов.
По просьбе мамы Андрусь сохранил естественный ландшафт и все растения на участке. Получилось, что небольшая постройка на нем терялась, поэтому он спроектировал террасы, которые визуально сделали строение больше. Одну из террас можно сравнить с капитанским мостиком: она идет от дома к вишне, растущей недалеко. Перепад высот даже на таком небольшом расстоянии – два метра, поэтому, подойдя к дереву, оказываешься на уровне его кроны. В полу специально прорезаны отверстия для веток. “Когда дерево плодоносит, можно поставить под ним кресло и есть ягоды прямо с веток”, – говорит архитектор.
Сам дом представляет собой сруб. Его Андрусь предпочел модульным конструкциям из практических соображений: деревянные стены со стороны улицы можно ничем не закрывать, лишь покрасить или покрыть защитным составом. Внутри он тоже отказался от декоративной отделки и просто выкрасил стены в белый, который визуально увеличивает небольшое пространство. А вот пол и потолок оставил натурального цвета: потолок сделан из фанерных щитов, а на полу лежат фактурные еловые доски со следами от сучков. Из фанеры также сделана кухня, ею же отделан низ стены в зоне спальни, чтобы визуально выделить это пространство.
Скромные детали, наполняющие интерьер индивидуальностью, сделаны по эскизам архитектора. К ним относится светильник над обеденным столом и соломенная птичка (это оммаж деревянной птице Имзов для Vitra). Кашпо с колосьями, а также матрас из соломы появились в интерьере тоже не случайно: “Солома и колосья – это символ белорусского народного духа. Я хотел показать, что и современный модный интерьер может быть с национальным характером”, – говорит Андрусь.
Испытания домик уже прошел – этим летом мама провела тут месяц. “Поначалу ей хотелось повесить шторы и постелить ковер, – смеется архитектор, – но потом она привыкла. Конечно, старшее поколение представляет себе дачу немного по-другому, но моя мама легко перестроилась и чувствует себя здесь отлично”.
Помимо летнего домика на участке есть беседка. Она была спроектирована задолго до появления дома, но составила ему отличную компанию (ее пришлось лишь тонировать в цвет сруба).
Архитектор построил дом маме белорусский
Организация пространства в новом доме повторяет планировку старого. Она немного неправильная: здесь нет главного входа, а есть три равнозначных, через раздвижные двери. Пространство на первом этаже единое, как и напольное покрытие: терраццо и на террасе, и внутри. В наследство новому дому от старого досталась не только планировка, но и декоративный виноград. “Рабочие прониклись идеей сохранения растений и обошлись с ними очень бережно. Виноград мы “законсервировали”: в течение нескольких лет он рос на специальной раме. А когда дом и отделка были готовы, мы пустили его на новый фасад”, — рассказывает архитектор. И дом окончательно вписался в обстановку так, будто всегда тут стоял. Дмитрий Овчаров отмечает, что осенью и зимой, когда зелени меньше, цвет фасада перекликается с корой старых деревьев, растущих на участке. Получается полная мимикрия в любое время года.
Пол на террасе и на первом этаже внутри дома сделан из одного материала — терраццо.
Архитектор построил дом маме белорусский
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
Дом под Минском по проекту Александра Кратовича
Архитектор Александр Кратович построил дом под Минском всего за два месяца.
Юлия Лусенкова , 21 Октября 2020 , обновлено 27 Июля 2021 Юлия ЛусенковаАлександр Кратович знаком читателям AD с разных сторон — мы уже публиковали минималистичную квартиру и масштабный дом в традиционном стиле его авторства. На этот раз архитектор построил небольшой дом под Минском для своего давнего заказчика, хозяина той самой квартиры.
“Как-то раз мы с моим клиентом сидели в беседке возле прежнего дачного дома, любовались окружающим ландшафтом и озером, пили вино и вспоминали недавно законченный ремонт его квартиры в Минске, — вспоминает Александр. — Я подумал, почему бы не появиться в этом месте современному дому, который выгодно впишется в природу. Я предложил клиенту эту идею, он тут же согласился и попросил сделать эскизный проект”. Вообще-то идея такого дома уже давно зрела в голове архитектора, и он ждал момента, когда ее можно будет реализовать.
Заказчику нужна была дача, куда он сможет ездить и зимой, и летом. Александр спланировал в доме общую зону гостиной и кухни, спальню, санузел и сауну с комнатой отдыха, а также гараж для садового оборудования. Сам дом получился небольшой — 86 м², но вместе с открытыми террасами и гаражом площадь увеличилась вдвое.
Схематично дом напоминает аэроплан, где “крылья” — это само здание, а “фюзеляж” — терраса и пирс, ведущий к озеру. Ровно посередине находится открытая терраса, которая объединяет части сада. “Этим домом я хотел показать взаимопроникающее существование архитектуры и ландшафта, — говорит Александр. — С обеих сторон фасада имеются монорельсы, по которым двигаются створки-ставни. Они могут спрятать открытую террасу в середине дома и сделать его единым целым, а также использоваться как солнцезащитные устройства для витражей”.
Дом построен из очень простых материалов: на каркас установлены фанерные рамы, фасад тоже облицован фанерой, тонированной в темно-серый цвет. “Это цвет традиционного белорусского сельского дома, — рассказывает архитектор. — В результате тонировки у нас получился интересный художественный эффект: фанера заиграла “малахитовыми” узорами серых оттенков”. Такой тип конструкции позволяет сделать дом быстро, дешево и эффективно с точки зрения тепловой защиты (внутри стен тридцатисантиметровый слой минераловатного утеплителя) и с учетом скорости сборки и монтажа конструкций. А чтобы зимой в доме было тепло, Александр предусмотрел электрический отопительный котел, распределяющим горячую воду по трубам греющего пола.
Современная дача под Минском: окна вместо стен и 45-метровая терраса
Непривычный для белорусских широт дачный дом с огромными панорамными окнами и просторной террасой появился в садоводческом товариществе в 40 километрах от Минска.
- Моей маме Наталье Ивановне давно хотелось иметь свою дачу, чтобы выращивать урожай, - говорит Андрусь Bezdar (Андрей Маковский) из студии Zrobym architects. - Пришло время осуществить ее мечту: мы купили участок, который понравился ей тем, что на нем были все необходимые растения. За две недели мы убрали с него старые парники, вывезли весь хлам, и я начал стройку с нуля.
Дом площадью 35 квадратных метров решено было строить из сруба сосны и ели. Расположили его в дальнем углу участка - так, чтобы из огромных панорамных окон открывался красивый вид на деревья, которые, в свою очередь, закрывают дом со стороны улицы от посторонних глаз. Из-за сильного перепада рельефа дом был поставлен на сваи и приподнят над землей. Стены решили не утеплять, поскольку дача предназначена для сезонного проживания. На пол уложили доски, потолок обшили фанерой.
Удивительно, но, несмотря на скромные размеры, дом не кажется таким уж маленьким.
- Это благодаря террасе, которая стала его продолжением, - объясняет Андрей. - Мне хотелось сделать дом просторнее, но увеличить объем здания я не мог - это обошлось бы гораздо дороже. И я придумал длинную террасу, которая к тому же нивелирует перепад рельефа. Ее площадь - 45 метров. И дом сразу заиграл, увеличился в масштабе.
Любопытно, что в террасе прорублены отверстия, сквозь которые растут деревья.
- Была задача от мамы: ни одно дерево не должно пострадать, - улыбается архитектор. - Зато теперь с этих вишен можно срывать ягоды без стремянки - они будут как раз на уровне рук.
Внутри дом разделен на две зоны - спальню и кухню. Мебель покрашена в белый цвет. Все строительство с перерывами заняло один год, но, по словам Андрея, при активных темпах всю работу можно было сделать за четыре месяца.
В следующем сезоне он планирует провести в дом горячую воду, сделать ванную и душевую с огромным остеклением, чтобы можно было смотреть на лес, лежа в ванной. Для этого к дому с задней стороны будет пристроен санузел, а в стене прорублен дверной проем.
Строительство дома обошлось в $28 тысяч, включая террасу, забор и постройки во дворе:
- Обвязка из бруса и коробка - $8000
- Пропитка и окрашивание бруса - $2000
- Мебель и бытовая техника - около $4500
Советы дизайнера: что должно быть на современной даче
- Если вы строите дачный дом с нуля, я советую предусмотреть в нем две вещи, - говорит Андрей. - Во-первых, большое остекление. В городских квартирах оно редко встречается, стоят такие квартиры дорого, а вид не всегда удачный. Дом с такими окнами надо расположить так, чтобы в него не заглядывали с улицы. Во-вторых, возможность выйти на террасу, в квартирах это тоже большая редкость.
Если дом уже построен, сделать дачу комфортнее можно с помощью дополнительных построек - например, оригинальной беседки или деревянного помоста, на котором можно поставить лежаки, чтобы принимать солнечные ванны.
Вместо того чтобы свозить на дачу из городских квартир ненужную мебель, лучше не загромождать пространство, а ту мебель, которая у вас есть, выкрасить в белый цвет - дом станет просторнее.
Спальным местом на даче может стать матрас, набитый соломой. Обойдется такой лежак недорого, спать на нем полезно для здоровья, а вдыхать легкий запах сена очень приятно.
Фото: Zrobym architects.
Возрастная категория сайта 18 +
Комментарии читателей сайта размещаются после предварительной модерации. Редакция оставляет за собой право не размещать комментарий или отредактировать его, если в нем содержится информация, размещение которой запрещено либо ограничено согласно законодательству либо если указанный комментарий нарушает права и (или) законные интересы третьих лиц.
6 проектов частных домов, построенных знаменитыми архитекторами
Самые известные архитекторы мира проектируют не только музеи, концертные залы и торговые комплексы. Иногда они находят время, чтобы построить что-то не очень большое и частное: особняк в лесу, виллу на берегу моря или даже простой деревенский дом на хуторе. Обычно эти дома стоят на закрытой территории, так что подойти к ним в большинстве случаев нельзя, но можно посмотреть на фотографии. Звездные архитекторы плохого не посоветуют: смело заимствуйте их идеи и воплощайте эти идеи в жизнь у себя дома.
Дом у водопада в Пенсильвании, построенный Фрэнком Ллойдом Райтом
Этот дом, построенный «отцом» органической архитектуры, знаменитым архитектором Фрэнком Райтом почти сто лет назад, до сих пор не потерял своей актуальности.
Дом спроектирован так, чтобы его владельцы не просто смотрели на водопад, а «жили вместе с ним» – так объяснил свою задачу архитектор. Плиты перекрытия «висят» прямо над водопадом в буквальном смысле этого слова – и это сложнейшая инженерная задача, которую Райту удалось решить. Утес и дом также органично соединены – первый «держит» второй, но также является и частью его интерьера.
По версии популярного американского журнала Smithsonian, дом Райта входит в список 28 мест, которые нужно посетить до своей смерти.
Вилла Wennerström, построенная Максом Холстом в лесу под Стокгольмом
Макс Холст – швед, который учился в разных странах, а потом вернулся в Швецию и основал свое архитектурное бюро. На родине талант Холста расцвел пышным цветом, и больше всего – в сфере частных резиденций. В основном он строит виллы в северных лесах.
Его проекты – такие, как Вилла Wennerström – регулярно получают престижные премии. Это неудивительно, ведь главная мечта наших дней – комфортабельная жизнь в окружении природы в комфортабельном доме, оснащенном по последнему слову техники – реализована Максом Холстом в полной мере. Его дома, сделанные из натуральных материалов, эргономичные и красивые, идеально вписываются в суровый шведский ландшафт, так похожий на российский.
Вилла Vught, построенная Франсин Хубен и Диком ван Гамереном (Mecanoo) на хуторе в Голландии
Источник: mecanoo.nl Источник: mecanoo.nlАрхитекторы, называющие себя группой Mecanoo, строят дома по всему миру. Это одна из самых интересных и динамично развивающихся архитектурных студий нашего времени. Один из их последних проектов находится на родине группы – в Голландии.
Голландские фермеры по сей день живут на хуторах, состоящих из нескольких домиков, расположенных вокруг одного общего дворика. Эти традиционные нарядные домики с высокой крышей мы все видели, и их сейчас очень любят строить в наших дачных поселках. В самой же Голландии в этом «старом» стиле строят редко – у них таких домиков достаточно. Вместо этого они работают над переосмыслением традиции в духе новых тенденций.
Источник: mecanoo.nl Источник: mecanoo.nlХутор Vught – один из лучших, построенных в этом ключе. Здесь есть все, что было на старом хуторе: хозяйская и детские спальни, терраса, гостиная, кухня, веранда, мастерская и хозяйственные помещения. Только дизайн новый – металлической облицовки, к примеру, в старых домах не было и в помине. Но если поставить рядом старый и новый хутор, будет видно, что «растут» они из одного корня. Интересно, что бы могли сделать мы из традиционной русской избы?
Дом, построенный Захой Хадид под Москвой
Самое интересное в этом доме то, что он находится не в Европе или Америке, а у нас в России, в подмосковной Барвихе. Это проект Захи Хадид – единственной за всю историю женщины, получившей Притцкеровскую премию, «нобелевку» в архитектуре.
Заха Хадид хорошо известна своими проектами: музеями и пожарными станциями, торговыми комплексами и университетами, но частные дома никогда не были частью ее портфолио. Как русскому миллиардеру Владиславу Доронину удалось уговорить ее взяться за проект своего дома, неизвестно до сих пор. Возможно, ее заинтересовала задача: просыпаясь, Доронин хотел видеть голубое небо над головой, а это значит, что спальня дома должна была быть выше деревьев. Но есть и другая версия того, почему знаменитая британка взялась за этот проект.
С этим домом связана романтическая история. Бизнесмен строил этот дом в подарок для своей невесты, знаменитой модели Наоми Кэмпбелл. Но вскоре после того, как дом был готов, пара рассталась и Доронин решил продать дом. Кто сейчас живет в этом шедевре мировой архитектуры – неизвестно.
Вилла Майреа, построенная Альвором Аальто в Финляндии
Эта вилла, построенная знаменитым финским архитектором Альваром Аальто неподалеку от Хельсинки, считается шедевром модернистской архитектуры. Простая белая коробка с деревянной пристройкой не так проста как кажется.
Источник: visit.alvaraalto.fi Источник: visit.alvaraalto.fiОбратите внимание на игру объемов, скошенные окна на втором этаже, ассиметричный навес над крыльцом, контраст покрашенных в белый цвет кирпичей и темного дерева – в 1939 году это было необыкновенно ново. Все вплоть до мельчайших элементов интерьера было спроектировано самим архитектором, и сегодня так уже не строят. В наши дни на вилле находится музей Аальто.
Дом, построенный архитекторами Аней и Йохеном Энгельсхове в Германии
Молодой, но уже очень известный дуэт архитекторов специализируется на строительстве частных домов. Все свои объекты Аня и Йохен строят из кирпича и подводят под это солидное логическое основание: чтобы жить в доме было удобно и комфортно, он должен сохранять тепло и обеспечивать звуковую изоляцию. А какой другой материал способен на такое, кроме кирпича Terca ?
Другие материалы канала
Архитекторам обычно приходится работать в жестких рамках строительных норм и считаться с пожеланиями заказчика, но при проектировке собственных домов они могут дать волю фантазии. Вот 5 необычных домов, которые известные архитекторы строили для себя.
Мы собрали 9 самых необычных домов со всего мира , которые демонстрируют выдающиеся задумки архитекторов
Архитектор построил дом маме белорусский
Чужой компьютер
Анатолий Титов
перейти к странице
Анатолий Титов запись закреплена
Минский архитектор построил маме классную дачу. Вот как она выглядит снаружи и изнутри
Читайте также: