Алгоритмы и способы их описания этапы решения задач с использованием компьютера
Образовательные. Повторить определение алгоритма, свойства, формы записи, типы, основные структуры алгоритмов. Повторить с учащимися последовательность записи программы линейной структуры на языке Паскаль. Помочь учащимся осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы. Познакомить учащихся с основными этапами решения прикладной задачи с помощью компьютера и научить использовать на практике.
Развивающая. Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль. Развивать внимания и аналитическое мышление. Развивать умение находить общее и различное в поставленных задачах, замечать свои ошибки, делать выводы.
Воспитательная. Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью. Формирование самостоятельности и ответственности при повторении пройденного и изучении нового материала. Воспитывать чувство ответственности за напарника при работе в группе.
- сформулировать у учащихся навыки решения задач на составление программ с использованием линейных алгоритмов, блок-схем и программ;
- организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;
- закрепить у учащихся навыки работы за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный урок: повторение, обобщение пройденного материала, изучение и закрепление нового материала.
Методы обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос, исследование, тестирование, использование интерактивных методов.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, презентации, схемы, учебник.
Программное обеспечение: Операционная система Windows 7, среда программирования Free Pascal, тестирующая среда Knowing, операционная система Naulinux, образовательная программная оболочка kTurtle.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тест в тестирующей среде Knowing.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Повторение пройденного материала: “Мозговой штурм”.
1) Что такое алгоритм и его исполнители?
Алгоритмом - называется строго определенная последовательность действий, выполнение которых приводит к заранее предполагаемому результату.
Алгоритм — это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.
Исполнителем называется тот, кто исполняет алгоритм. Исполнителем алгоритма может быть человек, автомат, компьютер.
2) От какого слова произошло название алгоритма?
Название “алгоритм” произошло от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algorithmi.
3) Назовите свойства алгоритмов?
Дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность.
4) Какие существуют способы записи алгоритмов.
Для записи алгоритмов можно использовать разные способы:
словесный - каждое действие алгоритма описывается словами;
графический - действия алгоритмов представлены в виде картинок;
табличный - все шаги алгоритма записываются в таблицу;
в виде блок-схемы - описание алгоритма с помощью блок-схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками;
программа – алгоритм, записанный на “понятном” компьютеру языке программирования.
5) Рассказать об основных структурах алгоритмов.
Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.
В алгоритмической структуре “ветвление” в зависимости от истинности или ложности условия выполняется одна или другая серия команд.
В алгоритмической структуре “цикл” серия команд (тело цикла) выполняется многократно.
6) Что такое программа?
Программа – последовательность стандартных операторов языка программирования, использующих допустимые данные.
7) Назовите основные этапы разработки линейной программы в среде программирования Pascal.
Основные этапы разработки программы в среде Паскаль.
1. Ввод и редактирование текста на языке программирования.
2. Сохранение текста программы на диске.
3. Запуск программы на исполнение.
4. Отладка программы.
5. Тестирование программы.
На интерактивной доске показывается изображение “Примеры выполнения линейной программы на Паскале”.
В качестве примера используется геометрическая задача нахождения гипотенузы в прямоугольном треугольнике.
Задание 1. Найти соответствие между понятиями в 1 колонке и определениями во 2 колонке и поставить стрелки. (Карточка оранжевого цвета)
Задание 2. Рассмотреть схемы структур алгоритмов и выявив соответствие между схемой и её названием, поставить стрелки. (Карточка желто-зелёного цвета)
Задание 3. Рассмотреть рисунки примеров алгоритмов, выявив соответствие между типом алгоритма и рисунком, поставить стрелки. (Карточка ярко-розового цвета)
4. Обобщение пройденного и изучение новой темы “Этапы решения задач с помощью компьютера”.
Задание 4. Поставить предполагаемые порядковые номера выполнения этапов. (Карточка ярко-жёлтого цвета)
После выполнения задания на экране появляется готовая схема: “Этапы решения задач с помощью компьютера”.
Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет технических конструкций и многое другое. Для их решения в распоряжении пользователя имеется обширное программное обеспечение: системное ПО (ядром которого является операционная система), прикладное ПО (программы, предназначенные для пользователя) и системы программирования (средства для создания программ на языках программирования).
Постановка задачи. На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано, и что требуется найти. Так, если задача конкретная, то под постановкой задачи понимают ответ на два вопроса: какие исходные данные известны и что требуется определить. Если задача обобщенная, то при постановке задачи понадобится еще ответ на третий вопрос: какие данные допустимы. Таким образом, постановка задачи включает в себя следующие моменты: сбор информации о задаче; формулировку условия задачи; определение конечных целей решения задачи; определение формы выдачи результатов; описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т.п.).
Моделирование. На этом этапе строится математическая модель - система математических соотношений - формул, уравнений, неравенств и т.д., отражающих существенные свойства объекта или явления. Необходимо отметить, что при построении математических моделей далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через данные. В таких случаях используются математические методы, позволяющие дать ответы той или иной степени точности.
В случае большого числа параметров, ограничений, возможных вариантов исходных данных модель явления может иметь очень сложное математическое описание (правда, реальное явление еще более сложно), поэтому часто построение математической модели требует упрощения требований задачи. Необходимо выявить самые существенные свойства объекта, явления или процесса, закономерности; внутренние связи, роль отдельных характеристик. Выделив наиболее важные факторы, можно пренебречь менее существенными.
Итак, создавая математическую модель для решения задачи, нужно: выделить предположения, на которых будет основываться математическая модель; определить, что считать исходными данными и результатами; записать математические соотношения, связывающие результаты с исходными данными.
Построение алгоритма. Наиболее эффективно математическую модель можно реализовать на компьютере в виде алгоритмической модели. Для этого может быть использован язык блок-схем или какой-нибудь псевдокод, например учебный алгоритмический язык. Разработка алгоритма включает в себя выбор метода проектирования алгоритма; выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.); выбор тестов и метода тестирования; проектирование самого алгоритма.
Программирование. Первые три этапа - это работа без компьютера. Дальше следует собственно программирование на определенном языке в определенной системе программирования. Программирование включает в себя следующие виды работ: выбор языка программирования; уточнение способов организации данных; запись алгоритма на выбранном языке программирования.
Проверка на компьютере правильности алгоритма производится с помощью тестов. Тест - это конкретный вариант значений исходных данных, для, которого известен ожидаемый результат. Прохождение теста - необходимое условие правильности программы. На тестах проверяется правильность реализации программой запланированного сценария.
Таким образом, тестирование и отладка включают в себя синтаксическую отладку; отладку семантики и логической структуры программы; тестовые расчеты и анализ результатов тестирования; совершенствование программы.
Анализ результатов. Уточнение модели. Последний этап - это использование уже разработанной программы для получения искомых результатов Производится анализ результатов решения задачи и в случае необходимости - уточнение математической модели (с последующей корректировкой алгоритма и программы). Программы, имеющие большое практическое или научное значение, используются длительное время. Иногда даже в процессе эксплуатации программы могут исправляться, дорабатываться.
5. Решение задачи в среде программирования Free Pascal, используя этапы решения задач с помощью компьютера.
I этап (постановка задачи)
Задача № 5. Рассчитать расстояние полёта ракеты Гагарина (1 оборот вокруг Земли), если экваториальный радиус Земли R 6378 км, высота полёта ракеты над Землёй H 300 км.
Алгоритм – система точных и понятных предписаний (команд, инструкций, директив) о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа. Как всякий объект, алгоритм имеет название (имя). Также алгоритм имеет начало и конец.
Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
К основным способам описания алгоритмов можно отнести следующие:
структурный или блок-схемный;
с помощью граф-схем;
с помощью сетей Петри.
Типовые конструкции алгоритмов:
Это такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом.
б) Разветвляющийся (развилка)
Это такой алгоритм, в котором содержится команда ветвления.
Команда ветвления – это составная команда, в которой та или иная серия команд выполняется после проверки условия.
Команда ветвления имеет полную (1) или сокращенную форму (2)
Цикл «Пока» ( While )
Это такой алгоритм, в котором содержится команда повторения.
Команда повторения – это составная команда, в которой тело цикла выполняется несколько раз.
ТРИ ТИПА КОМАНД ПОВТОРЕНИЯ: ЦИКЛ «ДЛЯ», ЦИКЛ «ПОКА», ЦИКЛ «ДО»
Отличие – способ проверки окончания цикла.
Вспомогательный алгоритм –алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно.
1. Дискретность. Любое предписание должно быть разбито на последовательность действий четко разделенных друг от друга. Только выполнив указания одного действия можно перейти к другому.
2. Понятность (определенность). Каждый алгоритм должен быть ориентирован на определенного пользователя.
3. Однозначность (детерминированность). Алгоритм не должен содержать команды, которые бы воспринимались неоднозначно, т.е. при исполнении алгоритма никогда не должна возникнуть потребность в принятии решений, не предусмотренных составителем алгоритма.
4. Массовость. Любой алгоритм должен решать как можно более широкий круг однотипных задач.
Таблица 1. Условные обозначения блоков схем алгоритмов
Блок-схема – это представление алгоритма в графической форме. Все команды и действия представлены геометрическими фигурами (блоками). Внутри каждой фигуры вписывается вся информация о тех действиях, которые нужно выполнить. Связи изображены в виде обычных линий со стрелками (при необходимости).
Основные правила составления блок-схемы:
Обязательно должно присутствовать два блока – «Начало» и «Конец». Причем в единичном экземпляре.
От начального блока до конечного должны быть проведены линии связи.
Из всех блоков, кроме конечного, должны выходить линии потока.
Обязательно должна присутствовать нумерация всех блоков: сверху вниз, слева направо. Порядковый номер нужно проставлять в левом верхнем углу, делая разрыв начертания.
Все блоки должны быть связаны друг с другом линиями. Именно они должны определять последовательность, с которой выполняются действия.
Если поток движется снизу вверх или справа налево (другими словами, в обратном порядке), то обязательно рисуются стрелки.
Линии делятся на выходящие и входящие. При этом нужно отметить, что одна линия является для одного блока выходящей, а для другого входящей.
От начального блока в схеме линия потока только выходит, так как он является самым первым.А вот у конечного блока имеется только вход. Это наглядно показано на примерах блок-схем, которые имеются в статье.
Чтобы проще было читать блок-схемы, входящие линии изображаются сверху, а исходящие снизу.
Допускается наличие разрывов в линиях потока. Обязательно они помечаются специальными соединителями.
Для облегчения блок-схемы разрешается всю информацию прописывать в комментариях.
Формализация – это замена реального объекта или процесса его формальным описанием, т.е. его информационной моделью.
Алгоритм, записанный на языке программирования, называется компьютерной программой.
Исполнителем алгоритма может быть человек или автоматическое устройство – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника. Каждый алгоритм создается в расчете на вполне конкретного исполнителя.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА ЭВМ
Выделяют несколько этапов в подготовке и решении задач на ЭВМ:
математическое описание задачи;
выбор и обоснование метода решения;
алгоритмизация вычислительного процесса;
решение задачи на ЭВМ и анализ результатов.
В задачах различного класса некоторые этапы могут отсутствовать.
Постановка задачи. На данном этапе формулируется цель решения задачи и подробно описывается ее содержание. Анализируются характер и сущность всех величин, используемых в задаче, и определяются условия, при которых она решается.
Математическое описание задачи. Настоящий этап характеризуется математической формализацией задачи, при которой существующие соотношения между величинами, определяющими результат, выражаются посредством математических формул. Модель должна удовлетворять двум требованиям: реалистичности и реализуемости. Под реалистичностью понимается правильное отражение моделью наиболее существенных черт исследуемого явления.
Алгоритмизация вычислительного процесса . На данном этапе составляется алгоритм решения задачи согласно действиям, задаваемым выбранным методом решения. Процесс обработки данных разбивается на отдельные относительно самостоятельные блоки, и устанавливается последовательность выполнения блоков. Разрабатывается блок-схема алгоритма.
Составление программы. При составлении программы алгоритм решения задачи переводится на конкретный язык программирования. Для программирования обычно используются языки высокого уровня, поэтому составленная программа требует перевода ее на машинный язык ЭВМ.
Отладка программы. Отладка заключается в поиске и устранении синтаксических и логических ошибок в программе. Для этого в программе выбираются контрольные точки, для которых вручную рассчитываются промежуточные результаты. Эти результаты сверяются со значениями, получаемыми ЭВМ в данных точках при выполнении отлаживаемой программы. Кроме того, для поиска ошибок могут быть использованы отладчики.
Решение задачи на ЭВМ и анализ результатов . После отладки программы ее можно использовать для решения прикладной задачи. При этом обычно выполняется многократное решение задачи на ЭВМ для различных наборов исходных данных. Получаемые результаты интерпретируются и анализируются специалистом или пользователем, поставившим задачу.
Пример реализации алгоритма при помощи блок-схемы.
Задана блок-схема, по которой решается какой-то алгоритм. При этом пользователь самостоятельно вводит значения переменных. Допустим, х=16, а у=2. Процесс выполнения такой:
1. Производится ввод значений х и у.
2. Выполняется операция преобразования: х=√16=4.
3. Выполняется условие: у=у2=4.
4. Производится вычисление: х=(х+1)=(4+1)=5.
5. Дальше вычисляется следующая переменная: у=(у+х)=(5+4)=9.
6. Выводится решение: у=9.
На этом примере блок-схемы по информатике хорошо видно, как происходит решение алгоритма. Нужно обратить внимание на то, что значения х и у задаются на начальном этапе и они могут быть любыми.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Этапы решение задачи на компьютере. Принцип последовательного конструирования алгоритма"
· Этапы решения задачи на компьютере.
· Принцип последовательного конструирования алгоритма.
Давайте подумаем, с чего начинается решение любой задачи, не обязательно связанной с компьютером. Решение любой задачи начинается с прочтения и уточнения её условия. Условия задач мы рассматривали в текстовой форме. Мы выделяли информацию, которая дана в условии – входные данные, а также информацию которую необходимо получить – выходные данные. Это начальный этап решения задачи, то есть её постановка.
После того, как мы определили входные и выходные данные задачи, нам нужно определиться со средствами, которые могут быть необходимы для получения выходных данных из входных. Для этого определяются отношения между ними и записываются на каком-нибудь формальном языке, например, с помощью математических формул. Результатом этих действий будет информационная модель задачи, записанная на некотором формальном языке. Этот этап называется формализацией задачи.
После того, как мы определились со средствами решения задачи, нужно понять, что необходимо сделать для того, чтобы получить выходные данные из входных, какие действия над информацией и в каком порядке для этого нужно произвести. То есть мы составляем алгоритм решения задачи и описываем его одним из известных нам способов, например, с помощью блок-схемы или в текстовой форме. Главное, чтобы было понятно, что должна делать программа и в каком порядке. Этот этап называется созданием алгоритма.
Далее мы записывали созданный алгоритм с помощью языка программирования или других инструментов. И получали компьютерную программу для решения задачи. Этот этап имеет простое название: программирование.
Получив компьютерную программу, мы обычно проверяли правильность её работы. Сначала пробовали запустить программу. После чего задавали несколько различных вариантов входных данных, для которых выходные данные уже были известны, и проверяли, совпадают ли они с теми, которые возвращает программа. Если данные совпадают – программа работает правильно и задача решена. Если же не совпадают – на каком-то из этапов была допущена ошибка. Этот процесс называется тестированием программы.
Ошибки в программе бывают двух видов: синтаксические и логические. Синтаксические ошибки связаны с записью программы на конкретном языке программирования и, как правило, находятся и исправляются средствами среды разработки. Логические ошибки обычно допускаются на более ранних этапах. После того, как ошибка была исправлена, снова проделываются все этапы, следующие за тем, на котором допущена ошибка. Так происходит до тех пор, пока правильность работы программы не подтверждается. Этот процесс называется отладкой.
Таким образом, мы выделили пять этапов решения задачи с помощью компьютера: постановка задачи, формализация задачи, создание алгоритма, программирование, тестирование и отладка. Все эти этапы мы выполняли при решении задач и раньше, но для экономии времени часто этапы формализации задачи и создания алгоритма мы объединяли между собой.
Но предположим, что у нас есть задача, для которой мы уже описали формальную информационную модель, однако придумать алгоритм для решения задачи у нас не выходит, потому что он получается слишком большим и сложным. Чтобы облегчить эту задачу, можно использовать принцип последовательного конструирования алгоритма, этот принцип также называется «разработкой сверху вниз» или методом «пошаговой детализации». Он состоит в том, что задача разбивается на несколько более простые подзадач, каждая из которых также может разбиваться на подзадачи. Так происходит до тех пор, пока не станет понятным, как решать каждую отдельную подзадачу. Для решения каждой задачи составляется вспомогательный алгоритм. После того, как мы составили вспомогательные алгоритмы для решения всех подзадач, нам остаётся лишь собрать их воедино. Таким образом, мы получим алгоритм для решения исходной задачи.
Рассмотрим задачу. Написать программу, вычисляющую наименьшее общее кратное двух целых положительных чисел a и b. Наименьшим общим кратным (НОК) двух натуральных чисел называется наименьшее целое число, которое без остатка делится на оба числа. Из курса математики нам известно, что наименьшее общее кратное двух натуральных чисел можно вычислить как их произведение, делённое на их наибольший общий делитель (НОД). Таким образом, исходную задачу мы можем разбить на 3 подзадачи: вычислить произведение введённых чисел, вычислить их наибольший общий делитель и разделить произведение чисел на их наибольший общий делитель.
Решение первой и третьей подзадач очевидно. Также ранее мы узнали, что наибольший общий делитель двух чисел можно найти, использовав усовершенствованный алгоритм Эвклида, который состоит в том, чтобы заменять большее число в паре его остатком от деления на другое до тех пор, пока одно из чисел не станет равным нулю. После этого ненулевое число будет равным наибольшему общему делителю исходных чисел.
print ('Программа, вычисляющая НОК a и b.')
while a != 0 and b != 0:
print ('НОК введённых чисел:', nok)
Сохраним написанную программу и протестируем её. Запустим программу на выполнение и зададим числа 2 и 3. Действительно, наименьшее число, которое без остатка делится и на 2, и на 3 – 6. Снова запустим программу и зададим числа 6 и 8. Действительно, наименьшее число, которое без остатка делится и на 6, и на 8 – 24. Программа работает правильно. Задача решена.
Рассмотрим ещё одну задачу. Выпуклый четырёхугольник задан положительными длинами своих сторон: a, b, c и d. Написать программу для вычисления его площади, если известно, что между сторонами a и b прямой угол.
Изобразим условие этой задачи в виде рисунка. Соединим противоположные концы сторон a и b отрезком, длину которого обозначим t. Таким образом мы разделили четырёхугольник на два треугольника со сторонами a, b, t и c, d, t соответственно. Площадь четырёхугольника равна сумме их площадей. Так как между сторонами a и b прямой угол, то площадь первого треугольника можно вычислить как полупроизведение a и b, а t – как гипотенузу первого треугольника. Зная значения c, d и t, мы можем вычислить площадь второго треугольника по формуле Герона. Таким образом, мы записали формулы, необходимые для решения задачи, получив математическую модель.
Также мы разобьём задачу на несколько подзадач. Вначале мы вычислим площадь первого треугольника, после чего определим длину стороны t. Далее мы вычислим площадь второго треугольника и в конце рассчитаем площадь четырёхугольника как сумму площадей треугольников, из которых он состоит. Так мы составили алгоритм решения задачи.
print ('Программа, вычисляющая площадь четырёхугольника по длинам его сторон. Угол между a и b прямой.')
from math import sqrt
t = sqrt (a ** 2 + b ** 2)
s2 = sqrt (p * (p - c) * (p - d) * (p - t))
print ('Площадь заданного четырёхугольника:', ''.format (s))
· Решение любой задачи с помощью компьютера состоит из пяти этапов: постановка задачи, её формализация, создание алгоритма, программирование, тестирование и отладка.
· Если алгоритм решения задачи сложно придумать сразу, то для этого можно использовать метод последовательного конструирования алгоритма, где задача разбивается на несколько более простых подзадач, каждая из которых также может делиться на подзадачи. Так происходит до тех пор, пока нам не станет понятно, каким образом решить все подзадачи. После этого решения всех подзадач соединяются воедино, образуя алгоритм решения исходной задачи.
В данном учебном элементе подробно рассказывается об алгоритме и его свойствах; о компьютере как автоматическом исполнителе алгоритма; об алгоритмических структурах и этапах решения задач на конкретном примере. В качестве практической части предложены задачи.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы и способы их описания, этапы решения задач»
У чебный элемент
Тема: «Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач.» - 10 -
П редмет: «Информатика»
Изучив данный учебный элемент, Вы повторите и усвоите:
понятие алгоритма, свойства;
способы описания алгоритма;
виды алгоритмических конструкций;
этапы решения задач
Оборудование, материалы и вспомогательные средства:
Сопутствующие учебные элементы и пособия:
Учебник И.Г. Семакин и др. 10 класс
Слово «алгоритм» происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми.
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число команд.
Характеристики исполнителя
Сpеда — это «место обитания» исполнителя.
Система команд – некоторый строго заданный список команд.
После вызова команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие.
Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.
Свойства алгоритма
Понятность - исполнитель алгоритма должен знать, как его выполнять.
Дискpетность — алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых шагов.
Опpеделенность — каждое пpавило алгоpитма должно быть четким и однозначным.
Pезультативность - алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи за конечное число шагов.
Массовость – алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными
Способы записи алгоритмов
словесный (запись на естественном языке);
графический (изображения из графических символов);
программный (тексты на языках программирования).
Блок-схема – это графическое изображение алгоритма в виде определенным образом связанных между собой нескольких типов блоков.
б лок начала (конца)
блок ввода (вывода)
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
действие n
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором та или иная серия команд выполняется в зависимости от истинности условия.
Условия в разветвляющихся алгоритмах
Условие – это высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным.
Простое условие включает в себя одно предложение; два числа, две переменных или два арифметических выражения, которые сравниваются между собой
Сложное условие - последовательность простых условий, объединенных между собой знаками логических операций И (AND), ИЛИ (OR).
Например: (100) AND (89); (x=10) OR (x=0).
Алгоритмическая структура «выбор»
В ыбор - это такая алгоритмическая структура, в которой выполняется одна из нескольких последовательностей команд при истинности соответствующего условия.
Полный выбор:
при условии 1: действия 1
при условии 2: действия 2
при условии N: действия N
иначе действия N+1
Неполный выбор
при условие 1: действия 1
при условие 2: действия 2
при условие N: действия N
Алгоритмическая структура «цикл»
Цикл - это такая алгоритмическая структура, в которой серия команд (тело цикла) выполняется многократно.
Различают циклы с предусловием и с постусловием ( цикл «До» и цикл «Пока»)
Цикл со счетчиком предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.
Словесный способ записи: для i от i1 до i2 тело цикла.
Этапы решения задачи на компьютере
Постановка задачи и формализация.
Анализ математической задачи.
Разработайте первые 3 этапа решения задачи: города А и Б находятся на одной междугородней магистрали. Из обоих городов на магистраль одновременно выехали два автомобиля. Каждый движется со своей постоянной скоростью, никуда не сворачивая. Нужно определить, через сколько времени они встретятся, на каком расстоянии от городов А и Б произойдет встреча и встретятся ли они вообще?
Вариант постановки задачи и математической модели решения
Дано: V1 , V2 – скалярные значения скоростей автомобилей,
S – расстояние между городами А и Б.
Требуется найти t – время, через которое автомобили встретятся.
Данная модель очень ограничена. Возможны другие варианты решения.
Автомобили выехали навстречу друг другу. Должны встретиться.
Автомобили выехали в одном направлении. Могут встретиться, могут не встретиться.
Автомобили выехали в одном направлении. Могут встретиться, могут не встретиться.
Автомобили выехали в разных направлениях. Они не встретятся.
Будем считать, что если V1 или V2 меньше 0, то автомобиль едет в сторону, противоположную положительному направлению.
Читайте также: