Акустический трансформатор хейла своими руками
Акустический трансформатор хейла своими руками
Вопрос: кто-нибудь из тут присутствующих делал своими руками преобразователи Хейла? И если да, то подробности технологии хотелось бы узнать. И еще какой результат получился. По крайней мере, после прочтения обзора по буржуйской технике (брошюрка 1986 года, гы-гы) у меня сложилось впечатление, что эта штукуёвина проще для изготовления в домашних условиях, чем диффузорный динамик.
Наибольшую известность как истинно ленточные пищалки получили редчайшие Kelly Ribbon 50-х годов, но встречаются и другие. Эти пищалки являются ЕДИНСТВЕННЫМИ динамическими головками с предельно низкой массой, предельно высокой равномерностью смещения и низкими искажениями, свойстенными электростатам. Истинно ленточные пищалки находятся в своей собственной категории, поскольку компромиссы, на которые идут при разработке обычных пищалок, здесь просто неприменимы. Правда, это не означает, что у них нет своих недостатков – в аудио бесплатных «обедов» не бывает.
Самым большим недостатком ленточных пищалок является ОДНОВИТКОВАЯ «звуковая катушка», свободно подвешенная в окружающем ее с боков магнитном зазоре. Это означает, что импеданс и чувствительность такого излучателя приближаются к нулю (если, конечно, не применять трансформатор). Однако даже с подходящим трансформатором чувствительность ленточного излучателя весьма мала, что являлось причиной того, почему Kelly добавляли к пищалке короткий рупор. К сожалению, короткий рупор убивает все то лучшее, что есть в ленточном излучателе, а именно ТОЧНУЮ импульсную характеристику и полное ОТСУТСТВИЕ резонансов.
Путем сочетания магнитов из редкоземельных металлов с интегральным трансформатором Raven подняли чувствительность своих ленточных пищалок до фантастических 95дБ/м, что в 10 раз выше чувствительности традиционных ленточных излучателей (и это БЕЗ применения рупоров!). Графики КЗС («водопада»), получаемые при помощи MLSSA, как и ожидается, выглядят также весьма впечатляюще. Искажения также предельно малы: по заявлениям Raven – менее 1% при 105дБ звукового давления, что весьма впечатляет.
ЕДИНСТВЕННЫМ недостатком излучателей Raven является необходимость в кроссовере с высокой крутизной среза. Это – потенциально серьезная проблема, поскольку крутизна (акустическая) 4-го порядка уже находится на грани слышимости и сопровождается в зоне перехода вращением фазы на 360 градусов. Наиболее радикальным методом «борьбы» с этим является повышение частоты перехода и применение, таким образом, широкополосного среднечастотника.
у меня такая же была идея, вытравить фольгированную ленту. У меня такая есть но слишком толстая для такого дела. Толщина как две бумажки А4
Ford Focus Hatchback sound focus › Бортжурнал › Гадкие утята с повадками лебедей. Обзор излучателей Хейла АМТ-25 от earphoria audio
Всем привет!
Динамики, о которых я хочу рассказать, весьма необычны. Их тесты затянулись на многие недели и даже повлекли ребилд моего колхоза!
Точнее интересны даже не столь динамики сами по себе, сколько их конструкция, принцип работы и, как следствие, звук.
Данная тема настолько интересна, что я сперва загружу вас теорией. Те, кто не любит читать такое дело, могут спускаться ниже, хотя там, без понимания сути, интереснее не станет.
Итак, к теме!
С недавних пор, многие любители качественного автозвука, стали интересоваться ленточными твиттерами. Многие из интересующихся, хватанув вершки теории, сгребают под одну гребенку одного понятия совершенно разные конструкции динамиков и, для начала, внесем в эту неразбериху немного ясности.
Далеко не все, что зовут лентами, ими являются.
Ленточные твиттеры:
Конструкция данных динамиков не имеет ничего общего с диффузорами и куполами, которые нам так привычны, близки и которые использует большинство.
В роли излучателя тут выступает прямая, либо гофрированная (частично или полностью) алюминиевая пластинка. По совместительству, она же является «звуковой катушкой», хотя применить данный термин тут никак нельзя.
Пластинка эта помещается в магнитное поле постоянных магнитов, и при подаче переменного тока звуковой частоты, пластинка начинает генерировать переменное магнитное поле(как катушка в обычном динамике). Взаимодействуя с полем магнитов, пластинка начинает колебаться как диффузор, передавая колебания в воздух ну и дальше как в обычных динамиках… сигнал излучается, переотражается ловит стояки, отраженку и превращается в стремный звук, с которым вы мучаетесь, пытаясь его превратить хоть во что-то поющее. 😀
Шучу…хотя нет, не шучу)
Так вот, в силу малого веса мембраны, она очень точно воспроизводит высокие частоты, при этом обладает шикарной чувствительностью.
Из минусов можно, пожалуй, считать, что лента очень боится перегруза и «растянуть» ленту дав твиттерам дрозда очень легко. Кроме того, лента, как вы понимаете, имеет не большой размер и сопротивление ее не велико, что вынуждает применять согласующие трансформаторы, для нормальной работы с усилителями. Этот момент сильно увеличивает габариты динамиков. В домашке это не проблема, но в авто, далеко не каждый отчается возить Памеллу Андерсен на стойках. Даже учитывая, что в плане звука они однозначно того стоят.
Ну и все эти технологические сложности, всегда тащат за собой ценник.
Для бывалых звуколюбов ценник начинающийся под 10к за пару твиттеров это вполне приемлемо, тем более, такие люди прекрасно знают, что покупают и как с этим работать. Для среднестатистического энтузиаста-нищеброда (которым и я являюсь, среди прочих )) ), такая трата на эксперимент сопряженный со сложностями и неопределенным результатом, не всегда является приемлемой.
Излучатели Хейла:
Данный тип динамиков, называть лентами можно только очень условно и только за наличие в конструкции детали, формально являющейся лентой. В остальном, принцип работы у них совсем другой.
Один умный мужичок с именем Оскар Хейл,
выдумал любопытную штуковину, на которую получил патент 8го января 1972года Назвал он ее очень точно и по-философски: «Акустический трансформатор»( Air Motion Transformer (AMT) как-то аж по-автозвуковому звучит)) ). Не иначе под новый год изобрел).
Снова шучу, дядька очень крутой был и изобретал эту штуковину несколько лет! (первая его работа на данную тему была опубликована аж в 1964 году!) Вот когда умища работали! Не то, что сейчас «многолетние разработки» плодятся ежедневно как грязь.
Кстати, на совести этого же дядьки-физика изобретение полевых транзисторов. Респект таким как он. Без них до сих пор бы жили в каменном веке и вытирались лопухами. )
Главное отличие трансформатора в том, что в нем нет трансформатора как у лент! 😀
Зато, в нем есть пластинка (обычно из кевлара или майлара) с нанесенным методом напыления токопроводом, в форме «меандра», как любят заяснять аудиофилы. По нашему это прямоугольным зигзагом 😀
Лента эта свернута в гармошку ребрами вдоль этих самых зигзагов и помещена в магнитное поле постоянных магнитов.
Поскольку токопроводы оказываются повернуты, то пластинка не колеблется на подобие диффузора, как лента, а сжимается и разжимается как меха на баяне дяди Вани, который уже 53 года кадрит этим инструментом сельских девчат!)).
Вот такая вот, интересная история, познакомившись с которой, я загорелся в свое время идеей познакомится с Хейлами поближе. И вот недавно, появилась возможность осуществить давнее желание за весьма скромные деньги. Прикупил в моем городе у уже знакомой мне конторки Earphoria audio, занимающейся поставкой продажей акустики, пару малогабаритных излучателей.
Факторами, определившими выбор, были размеры и цена. При диаметре в 53мм., разместить их в стойках авто и тестировать не составляло никакого труда.
Комплектация динамиков аскетична. Собсна, в комплекте коробуха и сами динамики, но большего там и не нужно.
Динамики на лицевой стороне имеют решетку-рассеиватель и декоративный фланец, для посадки динамиков в отверстия. За решеткой хорошо видна та самая гофрированная пластинка-излучатель.
Корпуса динамиков достаточно глубоки: 15 миллиметров,
кроме того, на задней части динамика имеется отверстие, через которое задняя часть мембраны «дышит» не нагружаясь на объем воздуха позади себя. Отверстие задемпфировано материалом, похожим на поролон.
Похожее я встречал в купольных серединках и там, оперируя с материалом демфера и площадью отверстия, можно было добиться разного звучания. Думаю здесь можно делать то же самое. НО, даже если вам это не нужно, то игнорировать отверстие нельзя! Позади него нужно оставить достаточно пространства (миллиметра 3-4 глубиной по всей площади твиттера), чтобы подиум не перекрыл отверстие и не влиял на звук.
Там же, с задней части твиттера выброшены медные провода для подключения.
Тестировал твиттеры, сперва закрепив на лобовом стекле с помощью держателей для телефонов,
а после переделал подиумы под них, установив твиттеры на постоянку.
В плане звука, даже не закапываясь в дебри, можно 100% сказать, что это твиттеры строго для трехполосных систем. Частота резонанса у них порядка 3.5 килогерц.
То есть, при нарезке вторым порядком, их нужно резать килогерц под 6. В качестве окончательного среза я оставил 4.3кгц третьим порядком.
Касаемо самого звука, то уже давно стала утомлять излишняя мягкость и деликатность звука AD T100. Точнее как…когда-то их звука с головой хватало и я бы сейчас мог понарассказывать вам как я вырос в плане автозвука настолько, что мне стало тесно в рамках звука адешек и т.д., но на самом деле, я думаю, дело не в этом.
Причиной усталости от т100 стали подседающие с возрастом мои собственные ухи. Особо в области вч. То, что раньше они хорошо слышали, теперь стало недоставать без «костылей» эквализации. Понятное дело, я не говорю сейчас о глухоте))) Не такой я старый. 😀 Тем не менее воздух, послезвучия в области ВЧ и подобные нюансы уже слышны не так. Более того скажу, что еще лет 5 назад я бы Хейлы оценил но, пожалуй, не поставил.
Первая отслушка дала понять, что они то, что мне нужно. Вч диапазон стал изобиловать, «воздухом», деталями, нюансами, послезвучиями. Появилась та самая суховатая нотка, которую я искал. Вместе с этим, динамики абсолютно не надоедают и не бьют в ухо. Даже если уровень ВЧ завышен, высоких много но они не «цыкают» в ухо. Самое шикарное, что этот эффект не пропадает с увеличением громкости. Даже на раскачке слушать их очень комфортно и детали звука никуда не теряются.
В плане тоналки динамики поют очень ровно и нейтрально. Звук совсем не красят.
В плане чувствительности, они оказались значительно чувствительнее адешек. Чтоб сбалансировать уровни, пришлось значительно снизить уровень ВЧ каналов.
Разумеется, в плане отслушки выводы весьма субъективны и каждый в них услышит свое.
Но, резюмировать тест и обзор, то минусов абсолютно никаких в динамиках не увидел. За эту цену, любой начинающий энтузиаст сможет позволить себе взять комплектик на прослушку и оценку, а потом в случае чего продать без критических потерь в деньгах.
Да, вопросов нет, я категорически соглашусь, что, возможно они не споют так, как поют их брендовые собратья с многолетней историей. Зато они позволят оценить саму концепцию звука данной конструкции и, как минимум, определиться стоит ли вкладываться и покупать крутые Хейлы, оставить эти динамики, или вовсе оставить эту идею в пользу обычных диффов или куполов.
На мой взгляд, такие варианты это очень круто.
Внешность у них, конечно не мегаэлитная и суперпрезентабельная, но, для тех, кто любит слушать, а не смотреть, рекомендую их с чистой совестью. Хотя бы в качестве тестовых экземпляров для оценки самой идеи конструкции. Думаю они покажутся вам как минимум любопытными и необычными.
UPD. На данный момент прокатался с ними более полугода. Ни на минуту не пожалел, что сменил твиттеры.
Тема: Народным Хейлам-быть!
Опции темы
Для начала нам нужен лавсан,алюминиевая фольга(я брал саянскую фольгу для запекания,она более качественная)-только выбираем рулон поровнее,без вмятин и два куска стеклотекстолита без фольги(лучше толщиной 1мм),один для лавсановой пленки,другой на 1,5-2см больше с каждой стороны-для фольги.Кладем на лавсан первый кусок текстолита и обрезаем лишнее с краев,оставляя где то по 1см.
Потом заворачиваем пленку на текстолит и залепляем скотчем с натягом
То же самое проделываем с алюминиевой фольгой
Потом на фольгу насыпаем немного пемолюкс-сода и слегка,круговыми движениями зачищаем поверхность губкой,смоченной водой
после этого хорошенько промываем заготовку под не сильной струей холодной воды и даем фольге высохнуть.
Когда фольга высохнет,протираем тряпочкой,смоченной в ацетоне обе заготовки и быстрыми движениями вправо-влево покрываем их тонким слоем уретанового лака,например вот такого
После,перевернув заготовки лаком вниз-что бы не садилась пыль,положив по краям небольшие подпорки даем лаку подсохнуть 2,5-3 часа.
Продолжаем,и так прошло 2,5-3 часа,берем заготовку с алюминиевой фольгой и прорезаем фольгу отступив от краев 0,5 см.
Потом кладем вырезанную фольгу на лист бумаги для принтера формата А-4 лаком вверх и постепенно с небольшим натягом скотчем закрепляем фольгу на листе сначала по четырем сторонам,а потом по угламВторую заготовку с лавсаном кладем посередине на другой лист бумаги и закрепляем скотчем по углам.
Затем положив сверху на лист с лавсаном лист с фольгой(конечно же лаком друг к другу),вставляем этот бутерброд в ламинатор,и когда он затянет,за углы поднимаем лист с фольгойНа фотке не видно,что держу за края,так как одной рукой снимал.
Иногда могут образоваться складки и наплывы и если они будут не с края заготовки,а посередине,то придется переделывать(но думаю,что небольшие складочки допустимы).
После первого прогона через ламинатор обрезаем резаком лишнюю фольгу вокруг заготовки,отступая примерно на 1мм,что бы не прорезать лавсан.
Потом подложив снизу лист бумаги еще раз 4-5 прокатываем наш бутерброд через ламинатор то одной,то другой сторонойВот мы и приклеили фольгу к лавсану и теперь дадим высохнуть сутки перед нанесением фоторезиста(ну я еще дополнительно утром перед работой прокатываю заготовку через ламинатор 4 раза).
Ламинатор,в обоих случаях, должен быть в режиме нагрева.
Хорошо,после того как переделаю магнитную систему,обязательно сделаю замер,но без привязки к определенному давлению на расстоянии,скажем 1м,это будет не совсем корректно.
Искажения в основном зависят от уровня напряжения подаваемого на динамик, а не расстояния измерений. Поэтому подавай около 2В переменного.
А микрофон то правильный? Боюсь, в случае классического подключения электрета, измеренные искажения будут зависеть от расстояния не менее, чем от напряжения. Т.е. измеренные искажения микрофона.
Ну мы то воспринимаем звуковое давление,а не вольты и при разной чувствительности у двух динамиков будет и разное давление в 1м.
Микрофон WM-61A,переделанный в истоковый повторитель с нагрузкой в 10К,потом буфер на ОУ с КУ=1,потом усилитель с КУ=10.
Тогда нужно попробовать, как написал Мерлин. Для уверенности, снять искажения при одинаковом напряжении на расстоянии 0.2м и 0.5м.
Ну как я и сказал,искажения буду мерить в следующем году,когда закажу другие магниты и переделаю магнитопровод.
Дальше наносим еще один небольшой валик герметика и ножками транзистора плашмя,движениями вверх-вниз,не углубляясь во впадины,проходим от одного края,до другого и назад
Можно какой нибудь пластинкой снять излишки герметика с верхушек складок,но это не обязательно.Все то же самое проделываем для другого края мембраны.Вот что в итоге получилось
теперь кладем сверху небольшой грузик и сохнуть на сутки
продолжу завтра.
Гадкие утята с повадками лебедей. Обзор излучателей Хейла АМТ-25 от earphoria audio
Динамики, о которых я хочу рассказать, весьма необычны. Их тесты затянулись на многие недели и даже повлекли ребилд моего колхоза!
Точнее интересны даже не столь динамики сами по себе, сколько их конструкция, принцип работы и, как следствие, звук.
Данная тема настолько интересна, что я сперва загружу вас теорией. Те, кто не любит читать такое дело, могут спускаться ниже, хотя там, без понимания сути, интереснее не станет.
Итак, к теме!
С недавних пор, многие любители качественного автозвука, стали интересоваться ленточными твиттерами. Многие из интересующихся, хватанув вершки теории, сгребают под одну гребенку одного понятия совершенно разные конструкции динамиков и, для начала, внесем в эту неразбериху немного ясности.
Далеко не все, что зовут лентами, ими являются.
Ленточные твиттеры:
Конструкция данных динамиков не имеет ничего общего с диффузорами и куполами, которые нам так привычны, близки и которые использует большинство.
В роли излучателя тут выступает прямая, либо гофрированная (частично или полностью) алюминиевая пластинка. По совместительству, она же является «звуковой катушкой», хотя применить данный термин тут никак нельзя.
Пластинка эта помещается в магнитное поле постоянных магнитов, и при подаче переменного тока звуковой частоты, пластинка начинает генерировать переменное магнитное поле(как катушка в обычном динамике). Взаимодействуя с полем магнитов, пластинка начинает колебаться как диффузор, передавая колебания в воздух ну и дальше как в обычных динамиках… сигнал излучается, переотражается ловит стояки, отраженку и превращается в стремный звук, с которым вы мучаетесь, пытаясь его превратить хоть во что-то поющее. :D
Шучу…хотя нет, не шучу)
Так вот, в силу малого веса мембраны, она очень точно воспроизводит высокие частоты, при этом обладает шикарной чувствительностью.
Из минусов можно, пожалуй, считать, что лента очень боится перегруза и «растянуть» ленту дав твиттерам дрозда очень легко. Кроме того, лента, как вы понимаете, имеет не большой размер и сопротивление ее не велико, что вынуждает применять согласующие трансформаторы, для нормальной работы с усилителями. Этот момент сильно увеличивает габариты динамиков. В домашке это не проблема, но в авто, далеко не каждый отчается возить Памеллу Андерсен на стойках. Даже учитывая, что в плане звука они однозначно того стоят.
Ну и все эти технологические сложности, всегда тащат за собой ценник.
Для бывалых звуколюбов ценник начинающийся под 10к за пару твиттеров это вполне приемлемо, тем более, такие люди прекрасно знают, что покупают и как с этим работать. Для среднестатистического энтузиаста-нищеброда (которым и я являюсь, среди прочих )) ), такая трата на эксперимент сопряженный со сложностями и неопределенным результатом, не всегда является приемлемой.
Излучатели Хейла:
Данный тип динамиков, называть лентами можно только очень условно и только за наличие в конструкции детали, формально являющейся лентой. В остальном, принцип работы у них совсем другой.
Один умный мужичок с именем Оскар Хейл,
выдумал любопытную штуковину, на которую получил патент 8го января 1972года Назвал он ее очень точно и по-философски: «Акустический трансформатор»( Air Motion Transformer (AMT) как-то аж по-автозвуковому звучит)) ). Не иначе под новый год изобрел).
Снова шучу, дядька очень крутой был и изобретал эту штуковину несколько лет! (первая его работа на данную тему была опубликована аж в 1964 году!) Вот когда умища работали! Не то, что сейчас «многолетние разработки» плодятся ежедневно как грязь.
Кстати, на совести этого же дядьки-физика изобретение полевых транзисторов. Респект таким как он. Без них до сих пор бы жили в каменном веке и вытирались лопухами. )
Главное отличие трансформатора в том, что в нем нет трансформатора как у лент! :D
Зато, в нем есть пластинка (обычно из кевлара или майлара) с нанесенным методом напыления токопроводом, в форме «меандра», как любят заяснять аудиофилы. По нашему это прямоугольным зигзагом :D
Лента эта свернута в гармошку ребрами вдоль этих самых зигзагов и помещена в магнитное поле постоянных магнитов.
Поскольку токопроводы оказываются повернуты, то пластинка не колеблется на подобие диффузора, как лента, а сжимается и разжимается как меха на баяне дяди Вани, который уже 53 года кадрит этим инструментом сельских девчат!)).
Соответственно воздух, то затягивается в складки ленты, то выталкивается, за счет этого маневра, скорость воздуха увеличивается в пропорции 5к1 от скорости смещения складок мембраны! А это жирнющий плюс к эффективности излучателя.
Еще одним плюсом было отсутствие необходимости юзать трансформатор. Напылить токопровод можно было сразу нужного сопротивления. Благо длина по зигзагам вполне позволяла.
По итогу, в год получения патента Хейлом, американская фирма ESS начала выпуск акустики с акустическими трансформаторами. Измерения излучателей показали, что они легко лезли вплоть до 25кгц, с чувствительностью аж 98дб и искажухой менее 1%. Шикарные результаты, недосягаемые и сейчас для многих, даже топовых свистков.
Хотя, что там свистки! В 77году году фирма пошла дальше и сделала акустику, в которой на лентах были и нч и сч полоса. Впрочем, это уже утопия и развития идея не получила ввиду сложности, дороговизны и отсутствия явных плюшек в нижних диапазонах.
Спустя 10 лет интерес к технологии значительно упал. Точнее, его убил прогресс в технологиях изготовления обычных диффузорных динамиков, которые к тому времени стали значительно расти в качестве звука и, вместе с тем, позволяли применять более слабые магниты, которые и сейчас определяют в значительной степени стоимость акустики.
Как ни удивительно, нынешний зарождающийся «бум» лент и Хейла связан все с тем, же прогрессом технологий, который когда-то их похоронил. Сейчас, стали доступны относительно недорогие методы получения мощных магнитных материалов и Хейлы стали вновь завоевывать популярность.
Вот такая вот, интересная история, познакомившись с которой, я загорелся в свое время идеей познакомится с Хейлами поближе. И вот недавно, появилась возможность осуществить давнее желание за весьма скромные деньги. Прикупил в моем городе у уже знакомой мне конторки Earphoria audio, занимающейся поставкой продажей акустики, пару малогабаритных излучателей.
Факторами, определившими выбор, были размеры и цена. При диаметре в 53мм., разместить их в стойках авто и тестировать не составляло никакого труда.
Комплектация динамиков аскетична. Собсна, в комплекте коробуха и сами динамики, но большего там и не нужно.
Динамики на лицевой стороне имеют решетку-рассеиватель и декоративный фланец, для посадки динамиков в отверстия. За решеткой хорошо видна та самая гофрированная пластинка-излучатель.
Корпуса динамиков достаточно глубоки: 15 миллиметров,
кроме того, на задней части динамика имеется отверстие, через которое задняя часть мембраны «дышит» не нагружаясь на объем воздуха позади себя. Отверстие задемпфировано материалом, похожим на поролон.
Похожее я встречал в купольных серединках и там, оперируя с материалом демфера и площадью отверстия, можно было добиться разного звучания. Думаю здесь можно делать то же самое. НО, даже если вам это не нужно, то игнорировать отверстие нельзя! Позади него нужно оставить достаточно пространства (миллиметра 3-4 глубиной по всей площади твиттера), чтобы подиум не перекрыл отверстие и не влиял на звук.
Там же, с задней части твиттера выброшены медные провода для подключения.
Тестировал твиттеры, сперва закрепив на лобовом стекле с помощью держателей для телефонов,
а после переделал подиумы под них, установив твиттеры на постоянку.
В плане звука, даже не закапываясь в дебри, можно 100% сказать, что это твиттеры строго для трехполосных систем. Частота резонанса у них порядка 3.5 килогерц.
То есть, при нарезке вторым порядком, их нужно резать килогерц под 6. В качестве окончательного среза я оставил 4.3кгц третьим порядком.
Касаемо самого звука, то уже давно стала утомлять излишняя мягкость и деликатность звука AD T100. Точнее как…когда-то их звука с головой хватало и я бы сейчас мог понарассказывать вам как я вырос в плане автозвука настолько, что мне стало тесно в рамках звука адешек и т.д., но на самом деле, я думаю, дело не в этом.
Причиной усталости от т100 стали подседающие с возрастом мои собственные ухи. Особо в области вч. То, что раньше они хорошо слышали, теперь стало недоставать без «костылей» эквализации. Понятное дело, я не говорю сейчас о глухоте))) Не такой я старый. :D Тем не менее воздух, послезвучия в области ВЧ и подобные нюансы уже слышны не так. Более того скажу, что еще лет 5 назад я бы Хейлы оценил но, пожалуй, не поставил.
Окончательно принять решение, сам того не желая, помог знакомый драйвовец fedins82 . По лету он заехал в гости, и я отслушал его систему, в которой установлены скан спики. Эти динамики отличаются сухим, детальным и очень точным звуком. Настолько сухим и детальным, что на прослушке я точно понимал, почему они ценятся и получают высокие оценки, но также понимал что себе я их врядли поставлю в силу личных предпочтений. Вместе с тем, очень захотелось к звуку т100 добавить чуточку вот такой сухости и точности, чтоб вч не просто присутствовали, а еще и подстегивали ухо, давали ему больше инфы, атмосферы и прочей вч шикарности.
Попрощавшись с ним и вернувшись домой, я начал подыскивать альтернативу адехам, по началу без особого успеха. В том числе поглядывал и на Хейлы и на ленты. спустя 2 недели, на соревнованиях АМТ собрал у звукачей статистическую инфу-отзывы о данном типе ВЧ и резюмировав понял, что отслушать их обязательно надо. Возможно, в них найду то, что мне нужно.
Далее уже присмотрел эти модели и купил будучи 100% уверенным, что если не понравятся, то продам их очень быстро.
Первая отслушка дала понять, что они то, что мне нужно. Вч диапазон стал изобиловать, «воздухом», деталями, нюансами, послезвучиями. Появилась та самая суховатая нотка, которую я искал. Вместе с этим, динамики абсолютно не надоедают и не бьют в ухо. Даже если уровень ВЧ завышен, высоких много но они не «цыкают» в ухо. Самое шикарное, что этот эффект не пропадает с увеличением громкости. Даже на раскачке слушать их очень комфортно и детали звука никуда не теряются.
В плане тоналки динамики поют очень ровно и нейтрально. Звук совсем не красят.
В плане чувствительности, они оказались значительно чувствительнее адешек. Чтоб сбалансировать уровни, пришлось значительно снизить уровень ВЧ каналов.
Разумеется, в плане отслушки выводы весьма субъективны и каждый в них услышит свое.
Но, резюмировать тест и обзор, то минусов абсолютно никаких в динамиках не увидел. За эту цену, любой начинающий энтузиаст сможет позволить себе взять комплектик на прослушку и оценку, а потом в случае чего продать без критических потерь в деньгах.
Да, вопросов нет, я категорически соглашусь, что, возможно они не споют так, как поют их брендовые собратья с многолетней историей. Зато они позволят оценить саму концепцию звука данной конструкции и, как минимум, определиться стоит ли вкладываться и покупать крутые Хейлы, оставить эти динамики, или вовсе оставить эту идею в пользу обычных диффов или куполов.
На мой взгляд, такие варианты это очень круто.
Внешность у них, конечно не мегаэлитная и суперпрезентабельная, но, для тех, кто любит слушать, а не смотреть, рекомендую их с чистой совестью. Хотя бы в качестве тестовых экземпляров для оценки самой идеи конструкции. Думаю они покажутся вам как минимум любопытными и необычными.
На этом пока все. Дела складываются таким образом, что похоже впереди нас ждет еще несколько интересных обзоров, но бегать вперед не будем. ) Думаю вам будет интересно )
Простой ВЧ динамик с акустическим трансформатором
Собрать в домашних условиях классический динамик несколько затруднительно. Намного легче сделать излучатель нетрадиционного типа. Например, вот такую простую конструкцию ленточного излучателя, отличительной особенностью которой является применение так называемого «акустического трансформатора» (Air Motion Transformer). Отсутствие в ней дорогостоящих неодимовых магнитов компенсируется применением принципа физика О.Хейла. Еще в 1972 г. он создал электро-акустический преобразователь изодинамического типа, мембрана которого была сложена в «гармошку». Тем самым, увеличив площадь излучаемой поверхности при тех же размерах плоскости излучения, ученый добился повышения КПД своего динамика.
В предлагаемой конструкции вместо высокотехнологичной тефлоновой пленки с напыленными проводниками, которую применил О.Хейл, будет использоваться полоска обыкновенной пищевой алюминиевой фольги.
Кроме того, применение распространенных магнитов круглой формы, позволит расширить диаграмму направленности, приближая ее к круговой.
Для сборки одного ВЧ излучателя понадобятся две магнитные системы от отслуживших свой век отечественных динамических головок типа 15ГД-11а (20ГДС-1), 6ГД-6, 10ГД-34 (25ГДН-1) и т.п. Для пробы были изготовлены два варианта. Первый из двух магнитных систем 6ГД-6 и шириной ленты 15 мм, и второй вариант - из двух 15ГД-11а, с шириной ленты 7 мм.
Ниже пошагово представлен весь процесс.
Подготавливаются указанные выше корзины с магнитными системами.
Отделяется магнит с верхним фланцем от корзины при помощи ножа и молотка.
Для второго варианта – зажимается одна из полученных заготовок в тисках и отрезается (по уровню магнита) излишек фланца.
Чтобы получить нужную полярность, необходимо отделить один из магнитов и перевернув его приклеить обратно
Вырезается из тонкого и ворсистого материала (в данном случае используется дубилин) два круга по форме магнитов и приклеиваются к ним ворсом вверх.
Склеиваются полученные половинки
Несколькими граммами синтепона обматывается центр будущего динамика
Вырезаются две бумажные и две медные полоски
Наклеиваются бумажные полоски вдоль магнитов
Они необходимы для изоляции наклеенных поверх них двух медных полосок фольги. Предварительно медь необходимо облудить. Таким образом подготовлено место для крепления алюминиевой ленты и согласующего трансформатора.
Для следующего этапа необходимо приобрести пищевую алюминиевую фольгу типа «Саянская». Я использовал «Универсальную», толщиной около 11 мкн. Для первого варианта отрезается полоска длиной 1 м и шириной 15 мм. Для второго – 1 м и 7 мм соответственно
Что бы получить «акустический трансформатор», необходимо более сильное гофрирование ленты, чем у ленточных излучателей (см. журнал «Радио» № 1 2012г. авторская статья «Самодельные ленточные динамические головки»). Получить такое гофрирование ленты можно, например, пропустив её через две автомобильные шестерни с прямыми зубьями. Или приобрести самый недорогой воздушный авто-фильтр, из которого можно изготовить «станок для гофрирования ленты в домашних условиях». Аккуратно отделить металлическую сетку – она пригодится на последнем этапе сборки.
Разрезать фильтр пополам. Получаются две своеобразные шестеренки
С помощью них гофрируются ленты для обоих вариантов динамиков
Полученная лента припаивается (с использованием активного флюса для пайки алюминия) к медной площадке.
Затем лента аккуратно укладывается в зазор динамика, равномерно распределяя её по всей длине до второй медной площадки
Припаивается второй конец ленты. Потом к двум медным площадкам так же припаивается согласующий трансформатор, и несколькими каплями клея фиксируется защитная металлическая сетка (от авто-фильтра).
В качестве подставки под излучатель можно использовать круглые пластмассовые ниши под зажимы от акустических систем. В них удобно разместить два соединенных параллельно разделительных конденсатора К73-11 по 2 мкФ. В качестве украшения сверху и снизу приклеиваются два блестящих диска от компьютерного HDD. Изготовленный излучатель подключается к АС в качестве ВЧ звена, с частотой раздела 5 кГц.
Согласующий трансформатор может быть намотан на сердечнике дросселя от компьютерного БП (желто-белое кольцо, любого типоразмера). Первичная обмотка – около ста витков провода диаметром 0.12 мм, вторичная 8 – 10 витков толстой медной косички без изоляции, которая наматывается таким образом, чтобы витки не касались друг друга. При таком соотношении витков, динамик имеет активное сопротивление в рабочем диапазоне частот около 8 Ом.
При прослушивании музыки, после выравнивания уровня громкости СЧ и НЧ диапазона «Электроники» 50 АС-061м с ВЧ диапазоном самодельных излучателей, было установлено, что реальная чувствительность таких динамиков составляет приблизительно 83… 84 дБ/Вт/м.
При макетировании с такой же магнитной системой, но с применением ленты с мелким гофрированием или без таковой вообще, получаемый уровень громкости не оставлял шансов на использование данной конструкции в составе какой либо системы. Применение «акустического трансформатора», по принципу О.Хейла позволило поднять уровень громкости до приемлемого. Кроме того, диаграмма направленности этого динамика в горизонтальной плоскости практически круговая, что расширяет зону стереоэффекта. То есть отсутствует основной недостаток, присущий всем ленточным излучателям – очень узкая диаграмма направленности.
Собрать такой динамик можно буквально за один вечер. Себестоимость весьма условная. Автором намерено, показаны самые простые модели. Любой, кому после повторения конструкции понравиться звучание такого излучателя легко сможет самостоятельно его доработать.
Ведь возможность не только повторить конструкцию, но и превзойти оригинал – это и есть то, что необходимо для развития собственных творческих способностей.
ky3ne4ik Опубликована: 04.09.2012 0 1Намотка Звуковых Трансформаторов
АЧХ сними. Для этого просто посмотри как работает усилитель в диапазоне 30Гц-20 кГц. Можно использовать вот эту программу, либо осциллографом посмотреть уровень сигнал. Сразу станет понятно есть завал по НЧ или нету.
Не совсем смешно-человек время потратил,но тем не менее
По обоим каналам бубнилка?
Ну а что-изящно Какие там осциллографы-скучно же Обычно такие рассказы бесят. Зачем непонятные заказчику слова? Забыть через 17 секунд? Дружище,отдай внятному мастеру и пользуйся на здоровье потом. Удачи!
@Romanchek82 Нет. Блок питания которому уже 9 лет ценой в 15$ ремонтировать нету смысла. Особенно если нету опыта такого ремонта. Аналогичные темы возникают постоянно, но к рекламе это отношения не имеет. Аналогична теме по сути тут. Люди просто не понимают что в их случаи купить новое куда разумнее. Всё это не дефицит.
Сам знаю. Это точно. Вот одна осциллограмма процесса перехода источника питания из режима стабилизации напряжения в режим стабилизации тока: И хоть это касается несколько иного схемотехнического решения, суть работы практически не меняется. Каждый луч подписан, так что разобраться практику будет просто. Ну и теоретику при небольшом старании тоже. При необходимости могу разъяснить детали.
Излучатели Хейла
Стремление повысить КПД громкоговорителей привело к созданию нового типа электродинамического преобразователя, получившего название излучатель Хейла или Air Motion Transformer (AMT). Этот излучатель запатентовал в 1973 году в США известный ученый Oskar Heil — физик и один из изобретателей полевых транзисторов. Он работал над созданием такого преобразователя несколько лет, первая его работа на эту тему была опубликована в 1964 году.
Принцип устройства излучателя заключается в следующем: излучающий элемент представляет собой прямоугольную мембрану, которая изготавливается из тонкой тефлоновой (или майларовой) пленки толщиной
10 мк. На нее методом напыления наносится проводник из алюминия в виде прямоугольных полосок. Затем мембрана гофрируется в продольном направлении (расположение проводника на гофрированной мембране показано на рисунке ниже) и закрепляется в прямоугольной рамке.
Пленка с нанесенным металлическим проводником:
Расположение проводника на гофрированной пленке:
Рамка с гофрированной мембраной помещается в сильное магнитное поле между полюсами магнитов. Общая конструкция магнитной цепи (которая выполняет также роль акустической линзы) показана ниже. Она состоит из четырех прямоугольных ферритовых магнитов (1), наборных магнитопроводов (2), уголкового магнитопровода (3), рамы-корпуса (4) и магнитного зазора (5), куда вставляется рамка с мембраной.
Как и во всех электродинамических преобразователях, на проводник с током, помещенным в магнитное поле, действует механическая сила. Направление действия силы зависит от направления магнитных силовых линий и направления тока. В случае гофрированной мембраны, показанной, механическая сила будет действовать на каждый гофр с противоположных направлений, то есть сжимать и разжимать гофрированную мембрану. При этом происходит всасывание и выталкивание воздуха (на рисунке ниже направления стрелок показывают движение воздуха при работе диафрагмы). Скорость воздуха за счет такого преобразования увеличивается в отношении 5:1 к скорости мембраны, что позволяет увеличить КПД громкоговорителя, так как излучаемая акустическая мощность пропорциональна сопротивлению среды и колебательной скорости.
Использование гофрированной мембраны позволило существенно уменьшить размеры излучающей поверхности, тем самым обеспечив расширение характеристики направленности на высоких частотах. Кроме того, поскольку вес тонкой пленочной диафрагмы много меньше, чем вес подвижной системы обычного громкоговорителя, то, соответственно, уровень переходных искажений в ней значительно ниже, чем в диффузорных громкоговорителях (за счет меньшей инерционности).
Производство и применение излучателей Хейла
После того, как излучатель был запатентован, фирма ESS, основанная в начале 70-х годов в США, получила лицензию и начала выпуск акустических систем с таким излучателем в 1973 г. Первая модель, AMT-1, стала довольно популярной, в ней излучатель Хейла использовался в качестве высокочастотного звена.
Измерения этого излучателя, выполненные в 80-е годы, показали, что он имеет следующие параметры: частотный диапазон 1-25 кГц, неравномерность ±3 дБ, чувствительность 98 дБ, полное электрическое сопротивление 3,6 Ом, суммарный коэффициент гармонических искажений 1%. Проведенные прослушивания показали, что он действительно обладает чистым и прозрачным звуком.
В 1974 году фирма ESS выпускала уже пять моделей акустических систем такого типа, к 1980 году их выпуск составил четырнадцать моделей. В 1977 году фирма разработала акустическую систему Transor ATD полностью на излучателях Хейла, которые использовались в качестве НЧ, СЧ и ВЧ звена. Однако дальнейшего развития эта идея не получила, так как магнитные системы для НЧ и СЧ звена оказались слишком дорогими. В настоящее время фирма продолжает выпускать акустические системы с излучателями Хейла как для домашнего использования (серия AMT), так и в качестве студийных контрольных агрегатов.
Некоторое время фирма ESS была единственным производителем таких излучателей, хотя они и были запатентованы в Японии, Англии, Франции и других странах. Несколько фирм (например, Consept) выпускали акустические системы с использованием излучателей Хейла под торговой маркой ESS.
Затем наступил период значительной потери интереса к производству такого типа излучателей, даже фирма ESS сократила выпуск до восьми моделей к 1986 году. Очевидно, причина заключалась в том, что, несмотря на несомненные преимущества (высокая чувствительность, низкие переходные и нелинейные искажения и др.), для их обеспечения требовались мощные и дорогие магнитные цепи.
Однако за последние годы интерес к преобразователю Хейла резко вырос, так как появились новые материалы и новые технологии. Например, фирма Orchid Precision Audio выпустила двухполосную акустическую систему LWO с излучателем Хейла, работающем в диапазоне от 1500 Гц, а фирма Precide SA — акустическую систему Oskar A.V.T. (AMT) Kithara Loudspeaker.
На 106-м конгрессе AES в 1998 году фирма ADAM Audio (Германия) представила доклад и показала образцы разработанных ею новых излучателей, использующих принцип излучателя Хейла. Излучатель получил название A.R.T. (Accelerated Ribbon Technology). Изменения коснулись, в первую очередь, материала и технологии изготовления диафрагмы.
Слева показана общая конструкция такого высокочастотного излучателя. Диафрагма изготовлена из каптона с нанесенным (методом горячего прессования) проводником из алюминия. Такая диафрагма выдерживает температуру до 400 градусов, что позволяет увеличить паспортную мощность громкоговорителя. Применение глубокой гофрировки позволяет существенно увеличить эффективную площадь диафрагмы по сравнению с обычным купольным громкоговорителем. В качестве магнита используется новый высокоэффективный материал неодим, что позволяет существенно уменьшить габариты магнитной цепи.
Излучатель обеспечивает диапазон частот 1-25 кГц, быстрый спад переходных процессов (30 дБ за 0,5 мс), низкий уровень нелинейных искажений (0,2% выше 2 кГц), чувствительность 93 дБ/Вт/м. С аналогичными диафрагмами был разработан среднечастотный громкоговоритель с чувствительностью 89 дБ/Вт/м. С этими громкоговорителями был создан студийный контрольный агрегат, имеющий отдельный хорошо задемпфированный корпус для среднечастотного излучателя.
Определенный интерес так же вызывают наушники с такими излучателями. Как пример, можно привести модель ERGO A.M.T. фирмы Precide:
Отечественные разработки
Акустические системы состояли из низкочастотного блока с пассивным излучателем (один из вариантов был с фазоинвертором) и отдельного средне-высокочастотного блока с излучателем Хейла. Параметры одной из таких моделей, 150 АСАТ-001, следующие: диапазон воспроизводимых частот 40-25000 Гц, чувствительность 91 дБ/Вт/м, долговременная шумовая мощность 150 Вт, частота раздела 1500 Гц.
Читайте также: