А п платонов жизнь и творческий путь сокровенный человек котлован
Платонов Андрей Платонович (1899-1951) - биография и творческий путь
Содержание:
- Детство Андрея Платонова
- Начало творческого пути Платонова
- Инженер Платонов
- Тамбов
- Репрессии Платонова
- Снова фронт
- Очередные нападки на Платонова по политическим мотивам
- Последние годы
- Интересные факты
Детство Андрея Платонова
Платонов - не настоящая фамилия писателя. Это литературный псевдоним. В документах указаны подлинные имя и фамилия – Андрей Платонович Климентов. Родом он был из Воронежа, а днем рождения считается 28 августа 1899 года, хотя в метрике дата указана по старому стилю – 16 августа. О детстве его осталась лишь краткая информация. Известно, что родители писателя вовсе не были богаты. Отца звали Платон Фирсович. Он трудился на железной дороге. Мать была дочерью часовщика, после появления первенца Андрея она занялась воспитанием детей, которых после старшего сына родилось еще десять. Семи лет отроду его отправили учиться сначала в церковно-приходскую, а потом и в городскую школу. В школе при церкви учились два года, в городской - четыре.
Рис. 1. Писатель Андрей Платонов Как и любой ребенок из большой семьи, он рано начал работать – точная дата начала его трудовой деятельности неизвестна, потому что подростков на работу не оформляли. Но в 1915 году он уже был помощником машиниста, а до этого некоторое время был поденщиком и “мальчиком” в страховой компании.
Важно! Поденщики выполняют временную работу – их зовут, чтобы вскопать огород, вымыть полы, что-то погрузить. “Мальчиками” в разных конторах называли мелких клерков, которые выполняли несложную работу – они переписывали документы, развозили почту, наводили порядок.
Вообще в предреволюционные годы Климентов сменил еще несколько профессий – успел поработать в литейном цехе и в мастерской, где делали мельничные жернова. Образование он решил продолжить в железнодорожном училище и стать хотел электротехником. Поступил туда в 1918 году, но окончить сразу не мог, специальность получил только три года спустя, после Гражданской войны.
Начало творческого пути Платонова
Во время Октябрьской революции и последующих событий Андрей Климентов встал на сторону “красных”, о чем говорится в его автобиографии. Сначала он работал военным журналистом, статьи и очерки печатались в различных революционных газетах, в том числе с крупными тиражами. Например, его статьи печатались в газете “Известия”, тираж которой был одним из самых больших. Но в 1919 году молодого рабочего призвали в действующую армию, в железнодорожные войска. Служил помощником машиниста, а затем - рядовым стрелком в специализированной железнодорожной части.
Рис. 2. Андрей Платонов в детстве После войны Климентов окончил партийную школу, что дало ему возможность поступить на службу в комитет Юго-Восточных железных дорог. Железные дороги были национализированы (то есть перешли из ведения частных компаний в ведение государства), поэтому были созданы новые органы управления. Первая его книга вышла в 1921 году, и это был не поэтический сборник и не повесть. Он написал брошюру под названием “Электрификация”. А стихи вошли в коллективный сборник, который так и назывался – “Стихи”. В этом же 1921 году он женился на красавице, графине по происхождению, а в то время учительнице Марии Кашинцевой, а год спустя родился сын, которого в честь деда назвали Платоном. Это была настоящая любовь, Мария стала другом на всю жизнь, хотя отношения с родными мужа у нее были напряженными. Это были важные годы для Платонова, о чем может рассказать даже краткий обзор его творчества этого времени. Рассказы и очерки продолжали появляться, но самое главное - поэтический сборник “Голубая глубина”. Эту книжку заметили критики, а также его товарищи по цеху, в частности, Валерий Брюсов.
Рис. 3. Андрей Платонов в молодости
Инженер Платонов
Несмотря на успехи своих первых книг, становиться профессиональным писателем Климентов все же не собирался. В 1923 году он всерьез занялся электрификацией сельского хозяйства в своем регионе, а также мелиорацией. Даже стал заведующим отделом в Губернском земельном управлении.
Важно! Платонов создавал интересные проекты в области гидрофикации земель, думал о том, как даже в засушливые годы получать хороший урожай.
В 1924 году решил вступить в Российскую Коммунистическую партию (большевиков). Первичная организация одобрила его кандидатуру, но членский билет он так и не получил. Большое влияние на инженера и писателя Климентова оказала встреча с Виктором Шкловским – известным писателем и пропагандистом достижений авиации. Примерно в это время появился и литературный псевдоним – Климентов превратился в Платонова.
Тамбов
В декабре 1926 года Платонов уехал в Тамбов. В это время он написал несколько книг, которые принесли ему очень большую известность. Опыт инженера вдохновил его на написание новой повести “Епифанские шлюзы”. Это первое крупное прозаическое произведение Платонова освящено эпохе Петра Первого. Содержание было не совсем обычным для двадцатых годов, речь в книге идет об инженерах-иноземцах, приехавших строить гидротехническое сооружение. Эту тему писатель изучил, как никто другой. Вообще конец 20-х – самое плодотворное время, если судить по тому, какие именно книги были созданы - роман “Чевенгур”, и одна из самых известных повестей – “Котлован”. Но при жизни писателя эти книги изданы не были, а популярными они стали много лет спустя, уже в конце двадцатого столетия.
Рис. 4. 22-летний Андрей Платонов, как ведущий инженер, в самом центре. Открытие электрической станции в совхозе «Рогачёвка»
Репрессии Платонова
Несмотря на то, что Платонов был отличным инженером и популярным журналистом, репрессии 30-х годов его не миновали. Дело в том, что его творческий метод не совсем совпадал с тем, чего требовала тогдашняя идеология. В 1931 году он напечатал в журнале “Красная новь” повесть “Впрок”, в которой рассказывалось о деревенской жизни во время коллективизации, и это привело к очень большим неприятностям. Книга не понравилась Сталину, к тому же, вызвала негативный отклик со стороны чрезвычайно влиятельного литературного деятеля того времени Александра Фадеева. Однако серьезного наказания в тот момент не последовало, Платонова отправили в командировку в Среднюю Азию. Но говорить о том, что опасность миновала, не стоило. Рассказ “Такыр” вызвал волну негативной критики. Журналы стали брать его произведения весьма неохотно. Но все же ему удалось напечатать такие рассказы, как “Семен”, “Бессмертие” и некоторые другие. В эти годы Платонов входит в дискуссионный кружок, главную роль в котором играли критик Михаил Лифшиц и философ Георгий Лукач. Весной 1938 года по политической статье оказался в тюрьме сын писателя. Подросток вернулся из заключения два года спустя совершенно больным человеком. Андрей Платонович ухаживал за сыном и сам заразился туберкулезом. Платон умер от этой болезни в 1943 году. У него к тому моменту были жена и сын. Второй ребенок родился и в семье самого писателя – в 1944 году дочь Мария, благодаря усилиям которой много лет спустя были изданы многие книги, а имя писателя прочно вошло в русскую литературу.
Рис. 5. Андрей Платонов с женой и дочкой Машей
Снова фронт
Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов снова попал на фронт – он опять стал военным журналистом. На сей раз его командировала на передовую газета “Красная Звезда”. Написал он в это время и несколько военных рассказов. Постоянно находился на передовой, неоднократно участвовал в боях, но вот наградами его обходили. У него была всего одна награда, медаль “За победу над Германией”. Туберкулез давал себя знать и на фронте, однако, демобилизовали Платонова из армии только зимой 1946 года.
Очередные нападки на Платонова по политическим мотивам
Первые послевоенный рассказ Платонова – “Возвращение”. И за него ему снова перепало от коллег и руководства писательских организаций. Писателя обвинили в том, что он очерняет советскую действительность. В рассказе говорилось о человеке, который возвращается домой с фронта. По мнению критиков, встречали победителей совсем не так, как было описано в этом произведении. Не нравился коллегам и его стиль. Он писал о мире, яростном и прекрасном, мире борьбы и страдания, но столь многогранное восприятие окружающего было тогда не нужно.
Важно! В творчестве Платонова срослись коммунизм и экзистенциализм, которые плохо сочетались с модным в те годы социалистическим реализмом. Не устраивал коллег и язык писателя – самобытный, грубоватый, с большим количеством регионализмов.
Рис. 6. Андрей Платонов с женой и сыном
Последние годы
В конце 40-х годов Платонова окончательно перестали печатать. Журналы не брали его книги и даже возвращали те, которые уже успели принять к публикации. Поэтому работал Андрей Платонович главным образом в детских изданиях и публиковал не свои собственные произведения, а обработки переводов – в частности, сказок разных народов. Но туберкулез прогрессировал, и 5 января 1951 года писатель умер в своей квартире в Москве. Могила его находится на Армянском кладбище российской столицы.
Исследовательская работа "А.Платонов .Судьба и творчество"
само намерение покорить которую представляется просто невероятным , но с каждым годом все большее людей становятся поклонниками этого, по словам Константина Паустовского «самого гениального писателя XX века”.
Его поэзия и проза помогают нам разобраться в событиях, происходивших в России в 20—30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. В те трудные годы жили ,трудились ,любили наши деды, победившие войну, создавшие великую страну. Творчество Платонова является « ключом» к пониманию всех общественных явлений тех лет, раскрытию духовного потенциала нашего народа.
Актуальность темы
Творчество Платонова открыто для широкого круга читателей совсем недавно.
Платонов раскрывает истинную историю родной страны, помогает постичь через нее настоящее, и возможно, предоставляет возможность заглянуть в будущее.
Объект исследования:
Жизнь и творчество Андрея Платонова.
Биография писателя, произведения А.Платонова.
Цель работы:
изучить жизнь и творчество Андрея Платонова.
определить, в чем заключена самобытность писателя;
определить источник появления тем и образов в произведениях Андрея Платонова;
значение творческого наследия писателя.
Глава I .
Андрей Платонов вошел в историю русской литературы XX века как гениальный писатель, самобытный и оригинальный мастер прозы. Настоящая его фамилия - Климентов, фамилию Платонов он образовал из отчества своего отца Платона Фирсовича Климентова ,по старой русской традиции: «Я –Андрей, Платонов сын».Отец был уроженцем города Задонска, работал слесарем Воронежских железнодорожных мастерских. Его мать, Мария Васильевна была глубоко верующей, доброй женщиной. Занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, которых в семье было десятеро. Через всю жизнь А.Платонов пронесет любовь к своей маме. Ее светлый образ не раз войдет в его произведения. Для него мать- хранительница и дарительница жизни.
Андрей Климентов вырос в Ямской слободе, в пригороде Воронежа. Дом их был как барак: деревянный, длинный, состоящий из одной большой комнаты. Вдоль стен стояли скамейки, большой, во всю комнату стол и русская печь .С одной стороны улицы проходила узкоколейка, где целыми днями мальчишки наблюдали за маневрами паровозов, с другой - Задонский тракт, с рассказами паломников о святых местах, о благочестивой жизни. С одной стороны - город рабочих и мастеровых людей, с другой-деревенский быт, многовековой уклад, ценность традиционных отношений .В
автобиографии он писал: «На одной улице я и прожил все свое детство. Лет 7-ми меня отдали учиться в церковно-приходскую школу…окончив эту школу, я поступил в городское училище…». Именно там мальчик пристрастился к чтению.
С 12 лет Платонов писал стихи. Они вошли в его первый поэтический сборник « Голуба глубина», изданный в 1922 году. После окончания училища пятнадцатилетний Андрей вместе с отцом отправился в поместье Бек- Мармарчевых в село Устье (сейчас это Хохольский район ремонтировать сломавшийся паровой локомобиль. Починив машину, Андрей остался при ней помощником машиниста. Юноша работал и литейщиком, и электротехником. От отца он унаследовал любовь к технике, преклонение перед мастерством человека- рукодельца . Мать научила его пониманию души русского православного народа , христианскому мировоззрениию.
Христианские заповеди на протяжении всей жизни помогали Андрею Платонову выстоять, выжить, преодолевать трудности. Он очень любил землю, простых крестьян, понимал и сочувствовал их нуждам и бедам.
Революцию 1917 года восемнадцатилетний юноша встретил с большими надеждами , поверив в ее идеалы, в лучшую жизнь для всех людей.
Наравне с интересом к технике в душе Андрея Климентова жила тяга к литературе и истории. В 1918 году он поступает на историко-филологический факультет Воронежского университета. Проучившись там всего один курс, он забрал документы из университетской канцелярии, чтобы подать их на электротехническое отделение открывшегося в Воронеже железнодорожного политехникума. Учёба в политехникуме совпала с периодом Гражданской войны и экономической разрухи в стране. Курсанты сопровождали воинские эшелоны, помогали в прокладке узкоколейки для подвоза дров и даже защищали подступы к Воронежу от белоказаков. Вместе с отцом молодой юноша подвозит боеприпасы красноармейцам, проводит мобилизацию рабочих для борьбы с Деникиным Этот непростой период жизни оказал на будущего писателя большое влияние. Впечатления, связанные с Гражданской войной отразились в его повести «Сокровенный человек».
С 19 лет Андрей активно участвует в литературной жизни Воронежа: выступает на дискуссиях в Коммунистическом союзе журналистов, печатает статьи, стихи, рассказы в газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», «Железный путь» и др.). И вот уже в 1920 году он принимает участие в работе первого Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве. Активный участник политической жизни страны, работает в революционном комитете, окончил партийную школу, решает вступить в ряды РКП (б). В ранних произведениях Платонова звучат многие идеи эпохи: призывы к полному подчинению, растворению человека в общем деле социалистического строительства. Вместе с тем к нему приходит
понимание, что без человека не может быть никакого технического прогресса. Он обращается к человеку, к его душе, страдающей, печальной и радостной. Тема труда, понимаемая как выражение любви человека к другим людям, занимает в творчестве писателя огромное место. Об этом свидетельствует рассказ «Свежая вода из колодца», где труд призван объединить людей, это творчество и созидание во имя человека и для человека. Конфликт в этом рассказе основан на разном понимании труда - труд для себя и труд для другого.
Перелом в мировоззрении Платонова произвел Голод 1921 года ,вызванный сильнейшей засухой . Он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой». Андрей Платонович становится губернским мелиоратором, организатором и руководителем общественных мелиоративных работ. И он сам, и его помощники-гидротехники с большим энтузиазмом взялись за новое и интересное дело. Началось строительство колодцев и прудов, осушение болот, орошение безводных участков. Работы велись в Богучарском , Россошанском, Острогожском, Валуйском уездах Воронежской губернии. Платонов готов отдать все силы борьбе за урожаи, за повышение эффективности труда, но политика в стране меняется ,работы по мелиорации сворачиваются. Он переезжает в Москву, затем в Тамбов, пытаясь реализовать свои проекты. Но нигде он не находит применения своим знаниям и опыту. В это время он уже женат на М.А.Кашинцевой, имеет маленького сына .Семья испытывает большие материальные трудности.
С 1927 года Платонов перешел на положение профессионального писателя. В это время у него выходят две книги, он широко печатается в журналах. Однако после выхода в печати сатирических рассказов «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» его подвергают резкой критике, обвиняют в тяжелых идейных грехах, приклеивают ярлык «кулак и правоуклонист». Обращение Платонова к теме человеческого счастья, столь близкой человеку любой эпохи, даже эпохи революции, встретило не только непонимание, но и резкую критику. Повесть «Впрок. Бедняцкая хроника» (1931) была объявлена вражеской. Платонова перестали печатать. Несмотря на гонения, Платонов все равно работает. Им написаны повести «Котлован», «Ювенилъное море».
Глава II
В 1941 году страшное испытание постигло весь советский народ. Началась Великая Отечественная война. Семья была эвакуирована в Уфу. Там они страшно бедствовали, не имея ни денег , ни теплых вещей. Платонов с большим трудом добивается возвращения в Москву. В это время умирает от болезни его единственный сын. Страшно переживая эту смерть, писатель уходит на фронт. В качестве корреспондента «Красной звезды» Платонов побывал под Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Его первый военный рассказ был напечатан в сентябре 1942 года. Он назывался «Броня» и рассказывал о моряке, занятом изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно, что броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» -это характер народа. Главный редактор «Красной звезды» Ортенберг вспоминал: «Его увлекали не столько оперативные дела армии и флота, сколько люди. Он впитывал всё, что видел и слышал, глазами художника». Размышления о жизни и смерти, которые всегда волновали Платонова, в годы войны стали ещё более глубокими. Он писал: «Что такое подвиг - смерть на войне, как не высшее проявление любви к своему народу, завещанной нам в духовное наследство?» Темы военных произведений Платонова — ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма.
В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» , в котором показано совершенно иное осмысление послевоенной жизни. Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя-,благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие. Платонов в своем рассказе обнажает тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить. За этот рассказ писатель подвергся нападкам критиков ,был обвинён в клевете, его произведения перестают печатать. В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занялся обработкой русских и башкирских сказок.
Умер Андрей Платонов 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Его похоронили на Армянском кладбище рядом с сыном.
Судьба произведений А. Платонова удивительна: со временем их актуальность не уменьшается, а возрастает. Всё слышнее становится его тревога о человеческом счастье «столь нужном, столь достоверном, как неизбежность.» Всем нам близка основная тема его произведений- это любовь и сострадание. В любви к родным и близким людям проявляется любовь к отечеству. Именно эту любовь защищал А.Платонов, будучи на войне. В мирное время это же чувство побуждает героев его произведений к самопожертвованию, к творчеству; движимые любовью к своим матерям, детям, женам, товарищам, они возводят плотины, строят заводы, водят поезда, сажают лесозащитные полосы . Его герои возрождают нашу землю к всеобщей и счастливой жизни. Он затрагивает самые сокровенные чувства и мысли человека, которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступить именно так, а не иначе. В своей семье Платонов получил истинные ценности человеческого бытия: любовь к ближнему, сострадание, заботу даже о самой маленькой былинке! И эти ценности как наследство передает нам. Это писатель не легкого чтения, это писатель глубоких мыслей, глубоких чувств и великого мастерства.
С 1989 г. в ВГУ проходят Платоновские чтения. По мотивам рассказов Андрея Платонова в Воронежском государственном академическом театре драмы имени А. В. Кольцова был поставлен спектакль «Как это всё далёко – любовь, весна и юность…» (режиссёр-постановщик народный артист России А. Иванов). В Воронежском театре кукол «Шут» по сказке А. Платонова с успехом идёт спектакль «Волшебное кольцо». Имя Андрея Платонова носят Центральная городская библиотека, одна из воронежских гимназий и улиц. В 1999 г. открыт памятник Андрею Платонову, установлено несколько мемориальных досок. В 2009 г. редакция воронежской газеты «Коммуна» совместно с Союзом писателей России учредили ежегодную Всероссийскую литературную премию имени А. П. Платонова..
С 2011 г. в Воронеже проходит Международный Платоновский фестиваль. Воронеж в этом смысле – город уникальный, место, где зародился и прижился фестиваль искусств мирового уровня.
Одна из малых планет, открытая недавно Крымской астрофизической обсерваторией, названа именем Платонова. Конечно, это очень знаменательно, потому что для мира Платонова нет границ. И теперь вокруг Земли вращается кусочек мирового вещества, небольшая планета, которая называется «Платонов».
Конспект урока по литературе на тему "А. П. Платонов "Котлован"
А. П. Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано — с 14 лет — начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии — был помощником машиниста на паровозе (помощником у своего отца), участвовал в боях в отрядах ЧОН.
Платонов начал писать еще в годы гражданской войны — стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его — публицистическая («Электрификация», 1921), в 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов.
Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.
Народ у Платонова — как природа. Он живет густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, и потому так беззащитен перед жестоким «хирургическим» вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи, беспомощен перед рационалистическими экспериментами «юных разумом мужей», обрушивающих на народ что-то чуждое, непонятное, искушающее.
В период «великого перелома» Платонов подвергся жестоким критическим гонениям из-за «Усомнившегося Макара», и особенно повести «Впрок» (1931), вызвавшей враждебную реакцию Сталина. Еще раньше ему было отказано в издании «Чевенгура». Не могло быть и речи о публикации повести «Котлован». Над этой повестью Платонов работал с декабря 1929 г по апрель 1930-го.
В послевоенные годы Платонов снова попадает в полосу критических бурь, особенно после опубликования в 1946 г. его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни его почти не печатают.
Вторичное рождение Платонова происходит в 60—80-е годы, когда публикуются одно за другим созданные им, и оставшиеся неизвестными произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, в особенности его проза рубежа 20-х и 30-х годов.
II I . Работа с текстом повести «Котлован»
А теперь давайте обратимся к повести А. Платонова «Котлован» и поговорим о ней более подробно.
«Котлован» написан Платоновым в 1929—30 годах, а опубликован только в 1987
Задание : Найти такие черты и подобрать эпизоды.
Характерные черты времени:
Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян. «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».
Грандиозные проекты, стройки коммунизма. Вспомним вечный образ Вавилонской башни. Вспомним хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Вспомним проект строительства дворца Советов на месте взорванного, кстати, позже написания повести Храма Христа Спасителя,
Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации.
Энтузиазм «масс». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в наступление новой жизни после постройки больших домов». При этом они живут в сарае: «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».
Уничтожение религии и фанатичное поклонение новой «религии» (не атеизм, а безбожие).
Массовое доносительство (даже поп): «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту».
Всеобщая подозрительность.
Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы. Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм. »
Попытки людей приспособиться к новой жизни. Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию — он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей. ». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».
Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться. «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда. Самое страшное — слепая, бездумная вера, жизнь без прошлого, без души. Героя «Котлована» Вощева выгнали с работы за то, что он «думал среди производства»: «Ты, наверное, интеллигенция — той лишь бы посидеть да подумать», «Если мы все задумаемся — кто работать будет?». Умирающая мать пытается спасти Настю: «Никому не рассказывай, что ты родилась от меня, а то тебя заморят. Уйди далеко-далеко отсюда и там сама позабудься, тогда ты будешь жива. ». Поп говорит: «Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелесть творения — я остался без Бога, а Бог без человека. ».
V . Заключительное слово учителя
Работа над «Котлованом» шла с декабря 1929-го по апрель 1930-го, почти синхронно с реальными событиями в стране: ноябрь 1929 г. — Пленум ЦК ВКП(б), где было заявлено о политике ликвидации кулачества как класса. 30 января 1930 года — Постановление Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Платонов понимал, что с переходом к сплошной коллективизации и ликвидации кулачества страна возвращалась к «военному коммунизму», что крестьянство обречено на уничтожение. Платонов воспринял коллективизацию как отступление от революционных завоеваний народа и отчуждение человека от советской власти.
Пространство и время в повести
А. Платонова «Котлован»
Хронологические рамки повествования довольно четко определены. Характерные черты времени, относят читателя к событиям 1929—30 гг. Почти полгода в действии повести сливается в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. Зато множество событий — организация колхоза, раскулачивание, высылка кулаков, празднование победы — занимает всего один день. В финале повести Чиклин пятнадцать часов роет могилу для Насти в «вечном камне». «Вечное» поселение в «вечном камне» (вечное значит - смерть) оказывается далеко не счастливым. Дом становится ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить.
Пространство романа определено прежде всего в названии. Это котлован, пространство будущей «счастливой жизни», на самом деле — пространство захоронения этой будущей жизни.
Пространство страны представлено картой СССР, которую разглядывает Настя. Линии на карте определяются ею как «загородки от буржуев». Ни город, ни деревня, в которых действие разворачивается одновременно, названий не имеют. Платонов порой обращает взгляд на небо. Иногда этот взгляд соединяет вечное и преходящее, бесконечное и конечное: «Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх — на звездное собрание и в мертвую массовую муть Млечного Пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни».
Пространство и время съеживаются в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте «постель на будущее время», в другом должны храниться ее игрушки и «всякое детское хозяйство»: «пусть она тоже имеет красный уголок». Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строителей новой жизни.
Котлован становится огромной могилой. Вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, затем Пашкин, «дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии», приказывает увеличить котлован уже в шесть раз.
Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности. Понятия времени и пространства становятся у Платонова метафорой.
Платонов Андрей Платонович (1899-1951) - биография и творческий путь
Содержание:
- Детство Андрея Платонова
- Начало творческого пути Платонова
- Инженер Платонов
- Тамбов
- Репрессии Платонова
- Снова фронт
- Очередные нападки на Платонова по политическим мотивам
- Последние годы
- Интересные факты
Детство Андрея Платонова
Платонов - не настоящая фамилия писателя. Это литературный псевдоним. В документах указаны подлинные имя и фамилия – Андрей Платонович Климентов. Родом он был из Воронежа, а днем рождения считается 28 августа 1899 года, хотя в метрике дата указана по старому стилю – 16 августа. О детстве его осталась лишь краткая информация. Известно, что родители писателя вовсе не были богаты. Отца звали Платон Фирсович. Он трудился на железной дороге. Мать была дочерью часовщика, после появления первенца Андрея она занялась воспитанием детей, которых после старшего сына родилось еще десять. Семи лет отроду его отправили учиться сначала в церковно-приходскую, а потом и в городскую школу. В школе при церкви учились два года, в городской - четыре.
Рис. 1. Писатель Андрей Платонов Как и любой ребенок из большой семьи, он рано начал работать – точная дата начала его трудовой деятельности неизвестна, потому что подростков на работу не оформляли. Но в 1915 году он уже был помощником машиниста, а до этого некоторое время был поденщиком и “мальчиком” в страховой компании.
Важно! Поденщики выполняют временную работу – их зовут, чтобы вскопать огород, вымыть полы, что-то погрузить. “Мальчиками” в разных конторах называли мелких клерков, которые выполняли несложную работу – они переписывали документы, развозили почту, наводили порядок.
Вообще в предреволюционные годы Климентов сменил еще несколько профессий – успел поработать в литейном цехе и в мастерской, где делали мельничные жернова. Образование он решил продолжить в железнодорожном училище и стать хотел электротехником. Поступил туда в 1918 году, но окончить сразу не мог, специальность получил только три года спустя, после Гражданской войны.
Начало творческого пути Платонова
Во время Октябрьской революции и последующих событий Андрей Климентов встал на сторону “красных”, о чем говорится в его автобиографии. Сначала он работал военным журналистом, статьи и очерки печатались в различных революционных газетах, в том числе с крупными тиражами. Например, его статьи печатались в газете “Известия”, тираж которой был одним из самых больших. Но в 1919 году молодого рабочего призвали в действующую армию, в железнодорожные войска. Служил помощником машиниста, а затем - рядовым стрелком в специализированной железнодорожной части.
Рис. 2. Андрей Платонов в детстве После войны Климентов окончил партийную школу, что дало ему возможность поступить на службу в комитет Юго-Восточных железных дорог. Железные дороги были национализированы (то есть перешли из ведения частных компаний в ведение государства), поэтому были созданы новые органы управления. Первая его книга вышла в 1921 году, и это был не поэтический сборник и не повесть. Он написал брошюру под названием “Электрификация”. А стихи вошли в коллективный сборник, который так и назывался – “Стихи”. В этом же 1921 году он женился на красавице, графине по происхождению, а в то время учительнице Марии Кашинцевой, а год спустя родился сын, которого в честь деда назвали Платоном. Это была настоящая любовь, Мария стала другом на всю жизнь, хотя отношения с родными мужа у нее были напряженными. Это были важные годы для Платонова, о чем может рассказать даже краткий обзор его творчества этого времени. Рассказы и очерки продолжали появляться, но самое главное - поэтический сборник “Голубая глубина”. Эту книжку заметили критики, а также его товарищи по цеху, в частности, Валерий Брюсов.
Рис. 3. Андрей Платонов в молодости
Инженер Платонов
Несмотря на успехи своих первых книг, становиться профессиональным писателем Климентов все же не собирался. В 1923 году он всерьез занялся электрификацией сельского хозяйства в своем регионе, а также мелиорацией. Даже стал заведующим отделом в Губернском земельном управлении.
Важно! Платонов создавал интересные проекты в области гидрофикации земель, думал о том, как даже в засушливые годы получать хороший урожай.
В 1924 году решил вступить в Российскую Коммунистическую партию (большевиков). Первичная организация одобрила его кандидатуру, но членский билет он так и не получил. Большое влияние на инженера и писателя Климентова оказала встреча с Виктором Шкловским – известным писателем и пропагандистом достижений авиации. Примерно в это время появился и литературный псевдоним – Климентов превратился в Платонова.
Тамбов
В декабре 1926 года Платонов уехал в Тамбов. В это время он написал несколько книг, которые принесли ему очень большую известность. Опыт инженера вдохновил его на написание новой повести “Епифанские шлюзы”. Это первое крупное прозаическое произведение Платонова освящено эпохе Петра Первого. Содержание было не совсем обычным для двадцатых годов, речь в книге идет об инженерах-иноземцах, приехавших строить гидротехническое сооружение. Эту тему писатель изучил, как никто другой. Вообще конец 20-х – самое плодотворное время, если судить по тому, какие именно книги были созданы - роман “Чевенгур”, и одна из самых известных повестей – “Котлован”. Но при жизни писателя эти книги изданы не были, а популярными они стали много лет спустя, уже в конце двадцатого столетия.
Рис. 4. 22-летний Андрей Платонов, как ведущий инженер, в самом центре. Открытие электрической станции в совхозе «Рогачёвка»
Репрессии Платонова
Несмотря на то, что Платонов был отличным инженером и популярным журналистом, репрессии 30-х годов его не миновали. Дело в том, что его творческий метод не совсем совпадал с тем, чего требовала тогдашняя идеология. В 1931 году он напечатал в журнале “Красная новь” повесть “Впрок”, в которой рассказывалось о деревенской жизни во время коллективизации, и это привело к очень большим неприятностям. Книга не понравилась Сталину, к тому же, вызвала негативный отклик со стороны чрезвычайно влиятельного литературного деятеля того времени Александра Фадеева. Однако серьезного наказания в тот момент не последовало, Платонова отправили в командировку в Среднюю Азию. Но говорить о том, что опасность миновала, не стоило. Рассказ “Такыр” вызвал волну негативной критики. Журналы стали брать его произведения весьма неохотно. Но все же ему удалось напечатать такие рассказы, как “Семен”, “Бессмертие” и некоторые другие. В эти годы Платонов входит в дискуссионный кружок, главную роль в котором играли критик Михаил Лифшиц и философ Георгий Лукач. Весной 1938 года по политической статье оказался в тюрьме сын писателя. Подросток вернулся из заключения два года спустя совершенно больным человеком. Андрей Платонович ухаживал за сыном и сам заразился туберкулезом. Платон умер от этой болезни в 1943 году. У него к тому моменту были жена и сын. Второй ребенок родился и в семье самого писателя – в 1944 году дочь Мария, благодаря усилиям которой много лет спустя были изданы многие книги, а имя писателя прочно вошло в русскую литературу.
Рис. 5. Андрей Платонов с женой и дочкой Машей
Снова фронт
Когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов снова попал на фронт – он опять стал военным журналистом. На сей раз его командировала на передовую газета “Красная Звезда”. Написал он в это время и несколько военных рассказов. Постоянно находился на передовой, неоднократно участвовал в боях, но вот наградами его обходили. У него была всего одна награда, медаль “За победу над Германией”. Туберкулез давал себя знать и на фронте, однако, демобилизовали Платонова из армии только зимой 1946 года.
Очередные нападки на Платонова по политическим мотивам
Первые послевоенный рассказ Платонова – “Возвращение”. И за него ему снова перепало от коллег и руководства писательских организаций. Писателя обвинили в том, что он очерняет советскую действительность. В рассказе говорилось о человеке, который возвращается домой с фронта. По мнению критиков, встречали победителей совсем не так, как было описано в этом произведении. Не нравился коллегам и его стиль. Он писал о мире, яростном и прекрасном, мире борьбы и страдания, но столь многогранное восприятие окружающего было тогда не нужно.
Важно! В творчестве Платонова срослись коммунизм и экзистенциализм, которые плохо сочетались с модным в те годы социалистическим реализмом. Не устраивал коллег и язык писателя – самобытный, грубоватый, с большим количеством регионализмов.
Рис. 6. Андрей Платонов с женой и сыном
Последние годы
В конце 40-х годов Платонова окончательно перестали печатать. Журналы не брали его книги и даже возвращали те, которые уже успели принять к публикации. Поэтому работал Андрей Платонович главным образом в детских изданиях и публиковал не свои собственные произведения, а обработки переводов – в частности, сказок разных народов. Но туберкулез прогрессировал, и 5 января 1951 года писатель умер в своей квартире в Москве. Могила его находится на Армянском кладбище российской столицы.
Читайте также: