Pitivi linux как пользоваться
Простой, и одновременно мощный видеоредактор, подходящий как неопытным пользователям, так и профессионалам.
Основные возможности редактора:
- Возможность использовать неограниченное количество аудио/видео дорожек;
- Полная история отмен/повторов;
- Нарезку/разбивку файлов;
- Основные возможности по работе с видео-файлами;
- Объединение группы видео-файлов;
- Аудио/видео эффекты;
- И многое многое другое.
Содержание
Ссылки
Инсталляция
В SoftwareCenter найдите пакет «pitivi», и установите его.
Через консоль в консоли наберите следующую команду:
Если не можете найти пакет, подключите репозитории. Как подключать репозитории написано здесь.
Редактор видеомонтажа PiTiVi позволит собрать из отдельных снятых вами фрагментов настоящий фильм. Как и Shotwell, PiTiVi при работе не затрагивает исходные видеоматериалы, они остаются в целости и сохранности. Когда вы выполняете различные операции редактирования, например обрезаете слишком длинные кадры, накладываете эффекты, «переклеиваете» фильм в том или ином порядке, PiTiVi лишь составляет список требуемых операций.
Этот список сохраняется в файле проекта фильма, который в итоге станет полным пакетом инструкций, описывающих, как обработать исходные файлы, чтобы получить готовый фильм. Происходит это на финальной стадии работы, когда смонтированный фильм сохраняется в новый файл.
Чем выше производительность компьютера, тем легче и быстрее работа с видео. Если ROSA Desktop 2011 нормально работает на вашем компьютере, с обработкой видео стандартного разрешения скорее всего проблем не будет. «Широкоэкранное» HD видео формата 720р (соотношение сторон кадра 16:9, размер кадра 1280*720) более ресурсоемко, работа с ним может оказаться слишком медленной. Монтажом Full HD (1080p) стоит заниматься только на мощных машинах.
PiTiVi использует медиабиблиотеку Gstreamer. Возможности редактора (поддержка форматов, эффекты и пр.) зависят от установленной в вашей системе версии Gstreamer, которую полезно обновлять. PiTiVi поддерживает большое количество форматов видео и аудио, поддержка графических форматов для неподвижных изображений в настоящее время ограничена JPEG, PNG, JPEG 2000, PNM и SVG.
Интерфейс редактора
Ниже обычного меню и панели кнопок слева находится панель библиотеки, в центре — панель настройки эффектов, справа окно превью с обычными для любого плеера кнопками, а также индикатором времени от начала монтируемого фильма.
Затем расположена длинная панель со шкалой времени сверху — это и есть монтажный стол PiTiVi , на котором помещаются видео и звуковые дорожки.
Ниже находится еще одна инструментальная панель с кнопками операций, относящихся к монтажу. Монтажный курсор — вертикальная черта на шкале времени — обозначает текущую позицию просмотра.
Создание нового проекта
Запустив PiTiVi , дайте команду меню Проект → Параметры проекта . В появившемся окне введите параметры вашего видео: соотношение сторон, разрешение и частоту кадров. Можно начать и с подбора кадров, но автоматически PiTiVi их параметры не определяет, так что лучше задать их сразу. Параметры аудио можно оставить по умолчанию.
Подготовка материалов
Чтобы начать монтировать фильм, необходимо импортировать в редактор имеющиеся видеоматериалы. Файлы с отснятыми фрагментами вы скорее всего поместили в определенный каталог или несколько каталогов, поэтому самый удобный способ загрузки — использовать команду меню Проект – Импортировать папку с клипами . Команда Импортировать клипы или щелчок по кнопке с зеленым плюсом позволяет как обычно вручную выбрать требуемые файлы; можно перетаскивать файлы в библиотеку из окна менеджера файлов.
Все импортированные файлы появляются на панели Библиотека медиафайлов в виде картинок.
В терминологии PiTiVi отдельный видеофрагмент называется клипом, чем подчеркивается отличие от исходного файла: клип — это только ярлык, ссылка на файл. Именно клипы мы видим в окне библиотеки и затем перетаскиваем на монтажный стол, собирая фильм (при желании один и тот же клип можно использовать таким образом несколько раз).
С помощью меню Вид можно выбрать способ показа клипов в библиотеке: только картинки или список (таблица, в которой будут показаны параметры и длительность записи).
Наряду с файлами видео точно так же загрузите в библиотеку звуковые файлы для озвучивания и статичные изображения, например титры (надписи) и фотографии, которые должны войти в фильм.
Монтаж клипов
Чтобы добавить очередной клип из библиотеки в конец собираемого фильма, выделите щелчком этот клип (или несколько, используя клавиши Shift или Ctrl ) и нажмите клавишу Ins .
Удобно перетаскивать клипы на монтажный стол мышью, но здесь PiTiVi имеет свои особенности, к которым надо привыкнуть. Добавление нового клипа в конец цепочки проходит как обычно. Но когда вы попытаетесь вставить клип куда-то посередине (или перетащить уже находящийся на монтажном столе клип на другое место), вместо ожидаемого раздвигания клипов в месте вставки произойдет их наложение. Если же при этом еще и перетащить вставляемый клип немного вниз… образуются новые видео- и аудио дорожки!
Место вставки необходимо заранее очистить, растащив соседние клипы по сторонам. Чтобы передвинуть сразу целую группу клипов, их надо выделить (как обычно, щелчок мышью и клавиши Shift или Ctrl ). С помощью кнопок нижней панели инструментов можно связать выделенные клипы, тогда в дальнейшем они будут перемещаться вместе.
Масштаб шкалы времени регулируется с помощью ползунка слева от нее.
Перейти в нужное место шкалы (установить туда монтажный курсор) можно щелчком мыши по шкале. Очень удобно использовать колесико мыши: когда курсор находится на самой шкале, колесико меняет ее масштаб, а когда курсор в области клипов — колесико прокручивает шкалу вперед-назад. Монтажный курсор при этом остается где был; найдя нужное место, щелкните по шкале, если сюда требуется переместить курсор.
Операции с клипом
Обрезка
Чтобы обрезать клип с начала или конца:
- Растяните шкалу времени так, чтобы область обрезки была хорошо различима.
- Перемещая монтажный курсор и наблюдая картинку на панели предварительного просмотра, найдите точку, до которой следует обрезать клип.
- Наведите на край клипа курсор мыши, на краю появится белая полоска, а курсор примет вид двойной стрелки.
- Обрежьте клип, перетащив его границу до места, отмеченного монтажным курсором.
Разрезание
Готово: у вас два отдельных клипа.
Сочетая две «режущих» операции, можно убрать из фильма среднюю часть клипа, оставив его начало и конец.
Эффекты
Клип или группу выделенных клипов можно подвергнуть дополнительной обработке для получения того или иного эффекта. В библиотеке эффектов собраны различные видео- и звуковые эффекты; их выбор облегчает список категорий (Геометрия, Цвета и т. д.).
Чтобы применить эффект, выделите соответствующий клип или группу клипов и после этого перетащите из библиотеки выбранный эффект на центральную панель Настройки эффектов .
При выделении эффекта на панели появляются его настройки. Например, меняя величину Gamma , вы можете отрегулировать плотность (яркость и контраст) изображения.
Переходы
Как мы уже упоминали, клипы в PiTiVi могут накладываться друг на друга. Именно так можно получить эффект плавного перехода между кадрами, когда одно изображение постепенно растворяется, уступая место другому. Для этого достаточно подвинуть соседние клипы так, чтобы их края наложились друг на друга. Плавный переход будет создан автоматически.
Наложение
Наложением клипов можно управлять, получая различные эффекты.
Обратите внимание на красные линии, идущие по верхнему краю видео дорожки и посередине звуковой дорожки. Границам клипов на линиях отвечают белые квадратики.
Регулировать уровень можно, перемещая вверх-вниз белые точки. Двойной щелчок по линии создает новую точку, таким образом, линии можно придать любую форму.
Пример на рисунке показывает применение наложения для создания надписи, которая будет замещать блекнущее изображение (невозможность простого наложения титров на видео — серьезная прореха в функциональности PiTiVi ).
Что касается звука, регулировка уровней дорожек дает вам мощный инструмент — графический микшер. Меняя высоту линий на дорожках фильма и музыки, можно убирать или усиливать звуки исходной видеозаписи и регулировать громкость музыкального сопровождения.
Запись фильма
Когда проект завершен и будущий фильм просмотрен в окошке предварительного просмотра, приходит время записать фильм в собственный файл, который можно будет смотреть на компьютере или видеоаппаратуре, передать друзьям или загрузить на youtube.
Учтите, что экспорт (рендеринг), то есть сборка фильма из исходных файлов с учетом всех занесенных в проект монтажных операций и настроек — дело долгое. Длительность этой операции может многократно превысить длительность фильма. Лучше всего запустить экспорт фильма на ночь, не занимаясь в это время другой работой на компьютере.
Дайте команду Проект → Обработать проект . Будет вызвано окно для задания параметров обработки.
Скриншоты
Описание
PiTiVi умеет:
Установка
Чтобы установить PiTiVi последней версии в Ubuntu (в официальных репозиториях версия редактора не самая последняя) нужно подключить дополнительный репозиторий:
sudo add-apt-repository ppa:gstreamer-developers/ppa && sudo apt-get updatePitivi pагрузил не первый раз через Ubuntu Software Senter. Когда-то мелкие форматы удалось отредактировать. Для 720p программа абсолютно не работоспособна. Когда начинаешь редактировать, вроде что-то получается, но в дальнейшем программа то начинает зависать, то просто глючить до убивания предыдущего труда, уверяю всех не простого. Очень сердит. Сложилось устойчивое впечатление, что ни один графический и видео редактор в Ubuntu не работоспособен, удел этой программы лишь только интернет, который она обеспечивает великолепно, проигрывание и просмотр чего угодно, благодаря доступным кодакам и конверторам, и всё, и ничего не меняется по крайней мере за последние пару лет. Вся прикладуха кое каковская и поверхностная. Наверное никогда не удастся отделаться от параллельного Виндоса с его фундаментальными прикладными программами.
PS. Зачем размещать горы подобных не рабочих макетов программ? Ubuntu имеет свои уникальные преимущества, зачем обесценивать эту уникальную по-своему систему?
Sergey: Pitivi pагрузил не первый раз через Ubuntu Software Senter. Когда-то мелкие форматы удалось отредактировать. Для 720p программа абсолютно не работоспособна. Когда начинаешь редактировать, вроде что-то получается, но в дальнейшем программа то начинает зависать, то просто глючить до убивания предыдущего труда, уверяю всех не простого. Очень сердит. Сложилось устойчивое впечатление, что ни один графический и видео редактор в Ubuntu не работоспособен, удел этой программы лишь только интернет, который она обеспечивает великолепно, проигрывание и просмотр чего угодно, благодаря доступным кодакам и конверторам, и всё, и ничего не меняется по крайней мере за последние пару лет. Вся прикладуха кое каковская и поверхностная. Наверное никогда не удастся отделаться от параллельного Виндоса с его фундаментальными прикладными программами.
Мне этот видеоредактор также не внушает доверия и я не совсем понимаю зачем его включили в офиц. поставку. Программа еще не стабильна.
Все бесплатные редакторы в линухе падают. Иногда нужен платный, но качественный софт.
бил: Все бесплатные редакторы в линухе падают. Иногда нужен платный, но качественный софт.
Я бы тоже пожалуй купил некоторые программы, если бы разработчики сделали бы linux-версии. Видеоредактор одна из них
Эххх, да тоже ф топку! Версия у меня по ходу нормальная, есть и плагины с фильтрами, но хоть убейте! Я не нашел, каким образом переконвертить видио. Там нет подобных функций даже близко! Все кнопки тупо ведут только к редактированию! Возможно как редактор он и нормальный, но мне нужон конвертер.
Avidemux, уже попробовал, ну боле менее. Ага, спс за наводочку, обязательно испрбую OpenShot.
Cinelerra попробуйте. Редактор профессионального уровня на LinuX. Это сможет удовлетворить Ваши требования?
PiTiVi — модульный редактор для нелинейного аудио/видео монтажа на базе GStreamer. Первый публичный релиз PiTiVi состоялся в 2004г.
По словам основателя проекта Эдварда Херви (Edward Hervey):
— PiTiVi преследует разные цели, но я бы отметил основополагающую — желание создать видео-редактор без каких либо ограничений в отличие от аналогов (имеющих весьма специфические ограничения в применении или поддержке) . Избавиться от ограничений форматов, устройств, фильтров, мы можем поддерживая их посредством фреймворка GStreamer.
— Мы не хотим получить монолитный видео-редактор, поэтому было решено переписать PiTiVi на Python , и сделать проект модульным. Конечная цель PiTiVi — предоставить основные инструменты для редактирования медиафайлов в удобной оболочке.
PiTiVi поддерживает большинство видео и аудио форматов: DVD, MPEG-1/2/3/4, Xvid, Matroska, DivX, FFV1, FLV, HuffYUV, MJPEG, Snow, SVCD, VCD, XVCD, FFHuffYUV, MP3, AMR, OGG, AC3, AAC.
PiTiVi использует те плагины что доступны через GStreamer , если они установлены в системе, пункт "Модули" "по умолчанию" пустой, пока включается набор фильтров и плагинов GStreamer если их планируется использовать только с PiTiVi и не установленных в системе.
Планируется реализация поддержки большого количества плагинов, таких как добавление эффектов к видеопотоку, эффектов перехода между фрагментами видео, многослойное редактирование (возможность сортировать видео не только по времени, но и на несколько параллельных слоев) . А также наложение титров, slip/slide редактирование и поддержка большего числа форматов, это позволит импортировать проекты из других редакторов.
- Фиксирование аудио и видео
- Масштабирование и перемещение
- Применение эффектов к аудио/видео источникам
- Импорт аудио/видео файлов
- Проигрывание и перемотка медиа файлов
- Предварительный просмотр и отрисовка временного ряда
- Позволяет сохранять в любом формате, поддерживаемом GStreamer
С 2008г компания Collabora (участвующая в развитии таких проектов, как Telepathy и GStreamer) , начала финансирование разработки PiTiVi . В проекте так же участвуют, как основные разработчики: Брэндон Льюис (Brandon Lewis) и Алессандро Дечина (Alessandro Decina) .
Русскоговорящим разработчикам всегда есть чего рассказать: поделиться каким-то своим уникальным опытом и мнениями. Но в формате видеоблога, из-за высокой сложности при записи, делают это сейчас единицы.
Под катом рассказал о своем непростом пути к записи и редактированию видео с помощью свободного ПО, скриптинга на Ruby и подручных средств.
Начал я с изучения теории о записи видеоблогов по англоязычным YouTube-роликам. А из русскоязычных материалов — довольно полезным оказался вот этот курс (в частности модуль про видеоблог и первое видео о построении кадра из модуля про репортаж). Также бегло ознакомился с популярными фичами проприетарных видеоредакторов, чтобы более осознанно подойти к выбору свободного редактора.
В свет не рискнул вкладываться: не хватает времени на его изучение и поиск оптимального варианта, а поверхностное изучение дешевых вариантов говорит о потенциальных граблях вроде мерцания и плохой цветопередачи. С дневным светом у меня не возникло больших трудностей, его хватает как раз на короткие ролики.
Существующие свободные инструменты видеомонтажа содержат ряд известных проблем: от неудачных решений в UI и подвисаний, превращающих редактирование в бесконечность, до утечек памяти, падений и неожиданных артефактов, которые появляются только после финального рендеринга.
Проблем очень много и потребовалось время на то, чтобы выбрать видеоредактор и изучить его баги, чтобы просто научиться справляться с базовыми вещами. В конечном счете остановился на Pitivi, просто потому что времени и так много потратил на поиски и эксперименты.
Звук из Flatpak
Поддерживаемый способ установки Pitivi требует Flatpak. Какое-то время я обходил его стороной, т.к. у меня в системе нет systemd и PulseAudio.
Оказывается systemd давно не требуется. Ну а PulseAudio — пришлось поставить и настроить было проще модифицировать Flatpak. Но правильней было бы поставить PulseAudio, просто это несколько нудно и непонятно стоит ли ожидать от него проблем с записью звука на имеющемся железе или нет.
Устанавливаем Pitivi, удаляем конфиги PulseAudio, запускаем:
Звука нет. Попробуем запустить что-нибудь попроще, например aplay :
Вероятно alsa-lib , входящий во Flatpak, был собран с --with-versioned . Быстрое решение — заменить libasound.so системным:
Для меня и этого оказалось недостаточно:
Нужен еще конфиг ALSA:
Наконец-то можно использовать Pitivi.
Настройки рендеринга для Pitivi, к которым пришел в результате- container format: MP4
- video
- codec x264enc
- advanced
- encoding pass/type: constant quantizer
- constant quantizer: 18
- bitrate: 16384 kbit/s
- speed quality preset: ultrafast
- psychovisual tuning preset: film
- libav ALAC
Другие эффекты
Некоторые анимационные эффекты для текста я делаю с помощью скринкаста открытых на весь экран страниц, сверстанных с использованием reveal.js и animate.css. В reveal.js для некоторых слайдов добавляю звук перехода:
Оказалось важно записывать скринкаст с 60 FPS, если текст очень большой. Скринкаст делаю так:
В моем случае shared_input_loopback — это устройство из конфига asound.conf.
Еще вот эта надстройка над ffmpeg для переходов между клипами, оказалась полезной.
Под рукой оказался телефон Meizu MX4, на котором я решил использовать фронтальную камеру и записываться с помощью Open Camera. Потребовалось некоторое время, чтобы натренировать себя смотреть в камеру и контролировать своё положение в пространстве, не делая типичных ошибок, вроде обрезания головы. При этом говорить достаточно четко, громко, жестикулировать и генерировать хоть какую-то мимику. Но это было только начало.
Что же побудило меня сделать автоматическую нарезку видео, да еще и на этапе записи?
- Тормоза и баги Pitivi при редактировании, в особенности при использовании инструмента Ripple Move/Edit, приводящие к необходимости периодического перезапуска Pitivi.
- Конкретно для меня процесс ручной нарезки видео — это одна из наиболее скучных вещей. Понятно, что полностью автоматизировать это не очень-то возможно (по крайней мере без сценария, в котором явно не указаны паузы, необходимые для осознания сказанного), но хотя бы оптимизировать этот процесс можно.
Вот какие требования к будущему велосипеду я себе поставил:
- Запись видео с помощью Android-телефона, а звука — с помощью ноутбука.
- Управление фокусом камеры.
- Возможность остановить запись, чтобы сохранить или удалить последний записанный фрагмент.
- Скачивание видео с телефона через USB, с повторными попытками и докачкой, без блокирования возможности записывать следующий фрагмент. звука.
- Определение наличия голоса и выкидывание пауз.
- Возможность быстро проиграть последние записанные фрагменты видео, с уже выкинутыми паузами.
Зачем столько контроля над устройствами на этапе записи? Почему бы просто не запустить запись на несколько часов подряд, а уж потом редактировать? Причин много:
- Банальный недостаток места на дисках.
- Склонность телефона перегреваться и быстро разряжаться при длительной записи.
- Неисправность сенсорного экрана из-за того, что телефон побывал в воде. А управлять фокусом как-то надо. Да и очередное нажатие создавало бы ненужную вибрацию устройства.
- Проблемы с перекидыванием больших файлов из-за плохого питания USB-портов на моем ноутбуке. В теории это решаемо с помощью USB-хаба с дополнительным питанием. Использовать сеть — слишком медленное решение.
- Желание быстро пересмотреть последние записанные фрагменты, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и оперативно перезаписать, пока планета не повернулась не тем местом перед солнцем.
- Желание выкидывать явно плохие дубли как можно раньше, чтобы не тратить на них время и место на диске в будущем.
- Необходимость синхронизировать длинные аудио, записанные телефоном и ноутбуком. Тут может возникнуть рассинхронизация с видео из-за того, что фреймы аудиопотоков выбрасываются как при записи с ноутбука, так и при записи с телефона (что наверняка можно как-то решить, но не хочется рисковать и тратить время на эксперименты). Проще синхронизировать мелкие фрагменты по отдельности, тогда возможная рассинхронизация не будет заметна.
- Необходимость обрабатывать ситуацию, когда Open Camera перезапускает запись из-за достижения размера видео 4 GiB. Вероятно пришлось бы модифицировать Open Camera. Если это ограничение на 4 GiB невозможно убрать или увеличить — пришлось бы кидаться событием в ноутбук, чтобы тот пометил, что в этом месте произошел перезапуск записи.
Проще записываться небольшими фрагментами и сделать примитивную автоматизацию всего что можно. В качестве основного языка для разработки велосипеда выбрал Ruby. На самом деле сейчас я бы, вероятно, выбрал Python, но на тот момент я как раз изучал Ruby, а новые для меня языки я обкатываю на таких вот странных экспериментах.
Автоматическая нарезка видео
Информации в сети на эту тему не очень много. Про исследование Stanford и Adobe поздно вспомнил (что не страшно, мне всё равно менее навороченное решение нужно).
Нарезка происходит в 2 этапа: на этапе записи — грубая, на этапе рендеринга — более точная, с возможностью вручную подкорректировать слишком сильно обрезанные фрагменты. Грубая реализована с помощью VAD из WebRTC. Более точная — с помощью Google Speech (если конкретней — с помощью модификации проекта autosub, для генерирования субтитров к видео). Уверен что найдутся и более удачные решения, просто это оказалось лучшим из того, что удалось сделать быстро.
Если хотите разработать что-то подобное с использованием ffmpeg — придерживайтесь принципа не пытаться сделать слишком много за один вызов ffmpeg . Делайте промежуточные файлы и контролируйте каждый шаг, чтобы потом не заниматься поиском странных негугливаемых багов, вроде неправильного разрезания или непримененного эффекта.
Аргументы к arecord мне нужны, чтобы явно указать устройство, дабы избежать периодических глюков, которые скорее всего происходят из-за ALSA-вского плагина dsnoop. Можно еще лог открыть, чтобы контролировать процесс скачивания файлов с телефона: tail -f /path/to/project/log.txt .
Быстро срендерить в одно видео для предпросмотра, можно так:
Аргумент --video-filters — это фильтры, передаваемые в ffmpeg . Видео автоматически откроется в плеере mpv .
Можно также поменять местами или выкинуть оставшиеся ненужные дубли редактированием появившегося файла /path/to/project/render.conf , которые можно обнаружить благодаря распознанному голосу. Идея, кстати, не новая. Там же можно ускорить отдельные фрагменты и подредактировать неудачные разрезания видео, если такие есть. В следующий раз vlog-render перечитает render.conf и применит изменения.
Чтобы подготовить фрагменты для видеоредактора — нужно указать --preview false . Помимо фрагментов, которые будут лежать в output , он всё же объединит их в один файл output.mp4 , потому что изначально я был не уверен:
- буду ли я использовать мелкие клипы в Pitivi
- или загружу одно длинное видео для дальнейшей нарезки (чтобы можно было применить ряд эффектов к «группе» клипов).
В основном использую первый вариант. Второй был полезен в одном видео с плохим светом: там я использовал лишь кусок output.mp4 . Для второго варианта также может быть полезен скрипт vlog-play-segments : с помощью него можно быстро посмотреть все паузы между клипами в порядке убывания длительности. Это поможет более точно подредактировать render.conf и сэкономить потом время на редактировании этого длинного куска видео в Pitivi.
Получившиеся мелкие клипы можно загрузить одним разом на таймлайн в Pitivi: выделяем все импортированные клипы и тащим с помощью drag-n-drop.
Крепление для телефона
Заниматься поисками подходящей подставки под телефон не хотелось, да и руки уже чесались записать хоть что-нибудь. Берем попавшийся под руку кусок картона и вырезаем крепление для телефона под свои нужды:
Подставка крепится на дисплей ноутбука, чтобы минимализировать расстояние между сценарием и камерой.
Приемлемый звук очень критичен. Под рукой оказался микрофон Boya BY-M1. Хоть его и рекламируют как всенаправленный микрофон, хороший звук на практике получается только когда используешь его как однонаправленный.
Стойку для микрофона сделать еще проще: берем попавшуюся под руку бутылку от гранатового сока, рулон скотча и собираем этот конструктор воедино:
Можно еще полотенце подложить под эту конструкцию, чтобы подавить часть вибраций от стола и заодно отрегулировать высоту.
Звуковая карта
В моем случае это ASUS Xonar U3. Оказалось, правда, что она не совместима с таким микрофоном: у микрофона штекер CTIA, рассчитанный на телефоны. Проблема решилась переходником в штекеры TRS для микрофона и наушников. И найти его было непросто: производители таких переходников редко пишут детали. В моем случае помог некий Cablexpert CCA-418W.
Еще одна проблема этой карты — в DC offset в правом канале при записи. Что никак не мешает, т.к. записываюсь я все равно в моно. А для софта, который не позволяет выставить моно сделал перенаправление хорошего канала в плохой, средствами ALSA.
Также эта карта боится перегревов. Нужно держать ее подальше от кулера, иначе будет тормозить и записывать звук рывками.
Обработка звука
Звук редактирую в наушниках (в моем случае это Pioneer SE-M390), на громкости выше чем та, на которой обычно слушаю музыку. Алгоритм примерно такой:
- С помощью Pitivi рендерю отдельно звук (с использованием всё тех же ALAC и MP4). Зачастую делаю несколько отдельных дорожек, выбирая конкретные слои в Pitivi и временно удаляя ненужные.
- Если полученные файлы сразу же загрузить в Audacity — мы потеряем растяжения/сжатия аудиопотока, которые потом могут привести к рассинхронизации видео и аудио. Что неочевидно, это происходит не со всеми видео. Чтобы этого не случилось — просто применяем эти растяжения/сжатия: ffmpeg -async 1 -i input.mp4 output.flac
- Загружаем все дорожки в Audacity. Добавляем фоновую музыку, если нужно.
- Для всех дорожек устанавливаем желаемую громкость с помощью Gain.
- К дорожке с голосом применяем эффекты Noise Reduction (в моем случае двойной), Compressor и Equalization по советам из этого видео.
- Выравниваем и усиливаем громкость у дорожки с голосом. Один из классических способов — это Normalize, Amplify, Limiter и снова Normalize, однако таким подходом мне пока не удалось получить желаемое качество звука.
Временно поступаю так: сначала делаю Gain всей дорожке так, чтобы наиболее громкая часть звучала без перегрузок, а далее вручную применяю Amplify для отдельных фрагментов.Update: еще один мощный способ — RMS Normalize, Limiter и обычный Normalize. Настройки RMS Normalize и Limiter можно взять отсюда. Всё же этот способ мне не пригодился, т.к. я всё равно решил перейти на другой микрофон (Zoom H1n) со встроенным Limiter, который меня устраивает (так что с новым микрофоном мне скорее всего придется делать только обычный Normalize, вместо всех этих вещей). - Микрофон иногда записывает звук с некими дефектами, которые похожи на щелчки. Их можно удалить с помощью эффекта Spectral edit multi tool. Чаще всего его приходится применять несколько раз подряд для выделенной области, с помощью Ctrl+R. Update: благодаря новому микрофону выяснил, что эти дефекты связаны с чем-то внешним, скорее всего это комбинация шума во рту и других посторонних звуков.
- Экспортируем из Audacity во FLAC и объединяем всё в один файл: ffmpeg -i sound.flac -an -i video.mp4 -c copy output.mkv
- По крайней мере первое видео я проверял на разных громкостях и разных устройствах.
Пользуясь случаем ослабления гаек в правилах, приглашаю посетить получившийся канал на YouTube, где я делюсь инсайтами об эффективном изучении программирования и смежных дисциплин.
Удачи в разработке программ и создании видеоблогов!
Update: перевел эту статью для своего англоязычного блога.
Читайте также: