Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса космоса эроса расы вируса

Обновлено: 07.01.2025

Творчество Иосифа Бродского отличается крайней философичностью. Он писал об обычных, повседневных вещах, о ежедневном, но «погружался» в своих размышлениях очень глубоко. Неприятие социальной реальности автором, сдержанная эмоциональность и непринуждённая естественность отразились в его произведениях. Многомудрый Литрекон проанализировал одно из популярнейших стихов поэта «Комната», разбор которого по плану представлен ниже.

История создания

С 1970-х годов началась эпоха «застоя» в СССР. Эти годы характеризуются политико-социальной устойчивостью, экономической стабильностью в стране. Внешне все было нормально, но внутренне система не развивалась, стагнация прослеживалась во всех сферах жизни. А вот для Бродского годы с 1965 по 1972 – это годы творческой активности, годы интенсивной работы над лирическими произведениями, годы работы над развитием поэтической формы. В 1970-м поэт пишет стихотворение «Комната».

У Бродского не сложились отношения с правительством родной страны. Государство не признавало в Бродском поэта, тогда как Иосиф Александрович ничего противоестественного не совершал. Поэт в стихах отражал своё, сугубо личное, мнение по поводу окружающей действительности, но именно эта «правда» и не нравилась власти. После суда 1964-го года поэт был выслан в Архангельскую область на 5 лет, но полный срок Иосиф Александрович не «высидел», так как его друзья, в частности А. А. Ахматова, заступились за него, чем сократили срок. Через полтора года Бродский был досрочно освобождён.

С 1965 года произведения поэта начинают активно публиковаться на западе, тогда как власти Советского союза продолжают выказывать своё неприятие автору. В 1972 году Бродский покидает родную страну навсегда, экспатриация была его единственным выходом из сложившегося положения, ведь чиновники не оставляли своих попыток навязать автору советского образа мыслей и действий.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Комната» относится к жанру философской лирики.

Следует уточнить, что «Комната» имеет двоякий смысл. Данной «конструкцией» автор подтверждает установку, что истина многогранна, а человек не познаёт мир, а истолковывает его по-своему. Такое восприятие мира характерно для постмодернистов, коим и является Иосиф Бродский.

Размер стихотворения «Комната» – семистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка – смежная с женской рифмой, которая иногда сменяется дактилической. В произведении часто встречается неполная рифма (например, «счастья – возвращайся»).

Композиция

Стихотворение «Комната» состоит из 6 длинностопных четверостиший, что не добавляет плавности и напевности произведению, но воспринимается оно, как ни странно, довольно легко.

«Комнату» можно разделить на 4 смысловые части.

1-я часть – первая строфа, суть всего стихотворения, призыв.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.»

2-я часть – два последующих четверостишия, в которых автор приводит аргументы, уговаривая «не выходить из комнаты».

«Потому что пространство сделано из коридора…
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло…
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?»

3-я часть – 4-я и 5-я строфы. В них поэт пишет о преимуществах такого «одиночества».

«…Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.»
«Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.»

4-я часть – последнее четверостишие. Оно подытоживает всё выше написанное, обобщая, преувеличивая, иронизируя. Данную строфу можно назвать и самой «прозрачной». В ней поэт прямым текстом говорит о «странности» данного «политического режима», о его абсурдности.

«Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями…»

Образы и символы

Стихотворение «Комната» является диалогом лирического героя с абстрактным слушателем, возможно, даже с самим собой, так как с первого прочтения складывается впечатление, что рассказчик – это интроверт, даже социофоб, находящийся в этой самой «комнате», не желающий покидать её. Также можно предположить, что лирический герой – это сам автор, которого удивляет нынешнее положение вещей, который настолько смел, что изображает своё виденье действительности сатирически.

Главным образом произведения является комната, которую можно воспринять как жилое помещение, в прихожей которого пахнет капустой и мазью лыжной, также можно воспринять как некую зону комфорта, привычное течение дел, событий, изменение которых может привести к «увечьям», «комнату» можно воспринять как эмоциональную наполненность человека, душевное состояние, которое не следует выставлять напоказ, то есть нужно всё держать в себе, так как «бессмысленно» открываться миру, который не оценит этого.

Комната – это место где человеку позволительно быть самим собой, ничего не опасаясь, не стесняясь.

Ходит мнение, что Бродский написал, можно сказать, посвятил это стихотворение человеку, ведущему двойную жизнь, то есть человеку, который мог быть искренним только по вечерам, дома, делясь всеми своими недовольствами, сомнениями с родными и друзьями. Это полностью совпадает с типичным образом советского человека: политику он мог обсудить только на кухне, за закрытыми дверьми, а вот на улице ему действительно приходилось играть роль, чтобы не попасть в жернова авторитарной системы власти.

«Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?»

Данная строфа также подтверждает иную интерпретацию стихотворения.

Однажды «открывшись» миру, получив удар от него, уже больше не хочется «покидать» свой внутренний мир, делиться своими мыслями, своими удивительными догадками. Именно поэтому поэт восклицает: зачем выходить из комнаты, куда вернёшься… изувеченным?»

«Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.»

Эти строки выражают радость от вседозволенности в своём «пространстве», будь то помещение, или же внутренний мир.

Последняя строфа, которая выражает основную мысль произведения, содержит в себе слова-символы, употреблённые поэтом неслучайно.

«Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.»

Хронос – мифологический бог времени, космос – это относительно пустое пространство во Вселенной. Поэт предлагает закрыться от этих неосязаемых «вещей», которые, по сути, мы даже не ощущаем, что говорит о надёжности «комнаты», о которой ведётся речь в произведении. А также подчеркивает абсурдность происходящего.

Эрос – любовь, от которой автор также предлагает отказаться, заменяя её комфортным одиночеством, состоянием ответственности только лишь за себя, отрешённостью от окружающего мира. Но это не эгоизм и самовлюблённость, это возможность тишины, способствующей более глубокому осознанию своей сущности. Но данное отречение можно и по-иному воспринять, зная, что данные строки написаны с долей иронии. Автор высмеивает строй, который предлагает отказаться от любви, являющейся «воздухом», без которого нет жизни.

Также поэт предлагает отказаться от расы, то есть от классового разделения людей, тем самым признавая индивидуальность и неповторимость каждого.

Под вирусом автор подразумевает быстро распространяющуюся манеру поведения «как все», которая является инфекцией, поедающей уникальность человека, забирающей «настоящую» жизнь.

Шкаф, как обороняющий предмет, тоже выбран неслучайно. Он является символом памяти, то есть, если ты решил слиться с безликим обществом, то спрячь свою человечность за «шкафом», в памяти.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Комната» автором поднята основная тема отношений человека и окружающей действительности. Данная тема очень широка, запутанна, всегда актуальна, данная тема является философской. Поэт высмеивает двойную жизнь человека дома и за его пределами, в себе и напоказ. Его выводы можно трактовать двояко: с одной стороны, он призывает замкнуться в своей индивидуальности, отринув соблазны внешнего мира и его ярлыки, чтобы сохранить свою уникальность; с другой стороны, он иронично описывает, как человек, погруженный в свою зону комфорта, отказывается от всего, ради чего обычно живут люди. Он высмеивает крайность, когда мы оправдываем лень, апатию, инфантильность какими-то драмами и опасностями, находящимися на пути к целям и достижениям. Обе трактовки имеют место быть, нет правильной и неправильной. Специфика постмодернизма тем и интересна, что читатель вправе найти у автора все, что ему заблагорассудится, и разубеждать его никто не станет. Произведения таких мастеров настолько сложны и многолики, что имеют столько трактовок, сколько читателей.

Также в стихотворении «Комната» можно усмотреть пугающую проблему потери смысла жизни, которая оправдывает призыв поэта «не выходить из комнаты», так как за её пределами нет ничего интересного, «на улице, чай, не Франция». А можно и не усматривать, ведь проблема может выглядеть иначе: человек может надумывать все перечисленные препоны для выхода на улицу, лишь бы просто ничего не делать и не менять. Или же автор поднял проблему авторитарной власти, при которой каждый выход из комнаты не имеет смысла, ибо за дверью тебя заведомо не ожидает ничего хорошего. А может, проблема сохранения собственной уникальности перед лицом всеобщей унификации и есть основная в данном произведении? Надо из комнаты выходить или не надо? Решайте сами, это территория свободного творчества читателя, а не автора.

Настроение стихотворения «Комната» паническое. Прочитав это произведение, и не обратив внимание на привкус иронии, его можно воспринять как проявление психической патологии. Но уловимые сатирические мотивы дают основание охарактеризовать стихотворение как смелое и находчивое. Поэт высмеял советский строй, оставив себе пространство для смыслового маневра. Всегда можно сказать, что он имел в виду совсем другое.

Всё лирическое произведение является скрытым, тонким сравнением, то есть оно метафорично, что и влечёт за собой его двусмысленность.

Основная идея

Смыслом, или лучше сказать целью, произведения является усмешка. То есть даже построением произведения автор выразил абсурдность происходящего. «Невозможность свободного существования в свободном мире» – именно эта главная мысль заключена в стихотворении «Комната». Запирая себя во внутреннем мире, человек сам дает себе срок. Выходя на свет, он все равно несвободен, потому что выход на улицу требует от него притворства и бесконечных уступок. Где отбывать свою тюремное заключение — решать Вам. Автор мог всерьез порекомендовать комнату, а мог и посмеяться над теми, кто предпочитает зону комфорта тому же эросу.

Неестественная однообразность людей, их поведения, их мнений – это всё вызывает у автора улыбку. Но, с другой стороны, это проблема, которая требует кардинального вмешательства.

«В каждой шутке есть для правды» (пословица)

Чтобы смягчить удар от осознания страшной действительности, угнетающей человечность, автор окутал этот «удар» иронией, что также ускорило проникновение главного компонента в «организм читателя» — угнетающей правды.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Комната» представлены не во всем своем многообразии, а кратко и для примера:

  1. Эпитеты: «живая милка», «мазь лыжная».
  2. Метафоры: «ты написал много букв; ещё одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», «запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
  3. Всё стихотворение построено на иронии, то есть оно призывает к «затворничеству», к удушающей «самоизоляции», но автор является сторонником противоположного. Данный приём добавляет эмоциональности, «разговорности» произведению.
  4. Социолекты: «Шипка» — недорогие болгарские сигареты, «милка» – любимая женщина, «мотор» — такси, «боссанова» – бразильский танец, «инкогнито эрго сум» — данное выражение можно перевести как «не мыслю, значит существую».
  5. Рефрен: «Не выходи из комнаты».
  6. Эллипсис: «только в уборную — и сразу же возвращайся».
  7. Риторическое восклицание: «Не будь дураком!».
  8. Риторический вопрос: «Что интересней на свете стены и стула?», «Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?», «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?».

Автор: Кристина Асаулова

Анализ романа «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Published 21.03.2019

Анализ стихотворения «Песня о друге» (В.С. Высоцкий)

Автор: Самый Зелёный · Published 09.02.2022

Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.12.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Как понимать «Не выходи из комнаты» Бродского?

Стихотворение «Не выходи из комнаты» (1970) Бродского в последнее время пользуется невероятной популярностью, однако интерпретации и разборы этого текста оставляют желать лучшего.

Для понимания этого стихотворения немаловажным является тот факт, что оно написано в 1970 г., а опубликовано только в 1994. К этому времени Бродский уже стал известным автором, и его стиль полностью сложился. Главной особенностью поэзии писателя является интерес к метафизике, усложненность стиха и его интертекстуальность (обращение к собственным произведениям и произведениям своих предшественников) – все это необходимо учитывать при анализе его текстов.

Предлагаем сегодня погрузиться в скрытые смыслы этого стихотворения.

Внешний план

Перед нами обычная советская коммунальная квартира, где поэт прожил все детство и юность. Это видно по бытовым деталям: возьмем хотя бы пространство, «которое сделано из коридора / и кончается счетчиком». Это типично для коммуналок, где счетчики электричества находились у входной двери. Другие привычные детали – запах капусты и лыжной мази.

Можно сказать, что это стихотворение – некий манифест, воззвание к советскому обывателю. Через весь текст проходит главная мысль: жизнь вне стен комнаты так же бессмысленна, как жизнь в замкнутом пространстве. Но, кроме бессмысленности, она еще и опасна, т.к. лирический герой, выходя на улицу, возвращается домой «изувеченным».

Когда мы анализируем Бродского, нужно помнить, что он развивает в своих текстах одни и те же идеи, поэтому каждое новое высказывание продолжает уже когда-то написанное. В эссе «Меньше единицы» мы тоже находим мысль, что выход во внешнюю среду – это всегда нечто бессмысленное. Вспомним хотя бы финальные строчки, в которых описывается обычный советский класс:

«Это была большая комната с тремя рядами парт, портретом Вождя на стене над стулом учительницы и картой двух полушарий, из которых только одно было законным. Мальчик садится на место, расстегивает портфель, кладет на парту тетрадь и ручку, поднимает лицо и приготавливается слушать ахинею».

Поэтому одинокое существование в четырех стенах выглядит намного привлекательнее, чем существование в лживой среде советской номенклатуры. И, кстати, не только номенклатуры: если обратиться к тексту, то первое место, которое стоит избегать, – это коридор. То есть соседи в коммунальной квартире тоже являются своеобразным злом. Только после этого пространство расширяется до улицы.

Символом же свободы становится популярная в СССР 60-х боссанова, которую слушает лирический герой. Он танцует этот танец «в пальто на голое тело и в туфлях на босу ногу». С одной стороны, эту деталь можно трактовать как некий вызов социальным нормам: он танцует под необычную музыку почти голышом!

С другой – тот же самый образ появляется в стихотворении «Сан-Пьетро» (1977) . Оно посвящено Венеции, которую поэт называл земным раем, и здесь человек выходит на улицу «в пиджаке на голое тело, в туфлях на босу ногу». Этот образ лишен политического контекста, он становится символом личного счастья и свободы. Обнаружив эту отсылку, начинаешь совсем иначе смотреть на эту строчку в «Не выходи из комнаты» .

В основе стихотворения лежит особая стилистическая фигура – анафора (повторение элементов текста): в каждом четверостишии звучит один и тот же призыв «Не выходи из комнаты». С каждым последующим утверждением это высказывание усиливается: начиная с практически нейтральной интонации, заканчивая риторическим восклицанием-призывом.

Это один из самых характерных приемов в поэтике писателя. Если в первом четверостишии поэт призывает не выходить из комнаты дальше уборной, то уже в финальном четверостишии лирический герой укрывается в комнате от куда более глобальных вещей: «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».

Противоречивость

Обратите внимание на одно из финальных восклицаний: «Будь тем, чем другие не были!». Иными словами, будь самим собой. Однако ему противоречит фраза «Слейся лицом с обоями». Сейчас нам кажется, что индивидуальность = самовыражение, но Бродский считал иначе.

Слиться лицом с обоями – значит мимикрировать, уподобиться окружающей среде. Этому принципу Бродский будет следовать и за пределами родины, поэтому социально-политический контекст здесь вообще не важен.

В венецианском эссе «Набережная неисцелимых» (1989) читаем: «Мимикрия – обязательное свойство путешественника… я чувствовал себя незаметным и готовым слиться с фоном».

Самоизоляция и погружение в свой внутренний мир видится лирическому герою Бродского наиболее честным поведением по отношению к окружающим и самому себе. И неважно, в какой части земного шара вы находитесь. Это не политическая, это мировоззренческая позиция.

Наиболее точно Бродский выразил ее в стихотворении «К Евгению» (1975) : «Куда ни странствуй, / всюду жестокость и тупость воскликнут: «Здравствуй, / вот и мы!».

С этой позиции главное, чего должен добиваться человек – обособленности, личного взгляда на происходящее вокруг. Именно эта мысль зашифрована в выражении «инкогнито эрго сум» , отсылающем к «сōgitō ergō sum» Декарта («мыслю, следовательно, существую » ). То есть буквальный перевод фразы Бродского означает: «Я инкогнито, следовательно, существую».

Чтобы понять смысл этого выражения, стоит учесть, кто кому его говорит: «И вообще инкогнито / эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция». Субстанция обращается к форме, и это значимо. Слово «субстанция» – одно из излюбленных у Бродского. Для него это нечто сущностное, уникальное и совершенно особенное.

Таким образом, человек в своей жизни должен сосредоточится именно на субстанции, а не на форме. Не на внешнем эффекте, а на содержании. Чтобы обрести самобытность, необходимо отколоться от общества, то есть стать инкогнито, запереться и забаррикадироваться шкафом. Шкаф с этой точки зрения видится совсем неслучайным, т.к. это книжный шкаф. Именно таким шкафом Бродский отгораживался от родителей и внешнего мира в своих «полутора комнатах».

Пространство интимности противостоит окружающему миру, который вторгается в него вне зависимости от нашего желания. Это не только «милка» (возлюбленная), но и само мироустройство. В этой перспективе финальные слова звучат совсем иначе: «Запрись и забаррикадируйся / шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».

Иными словами, в своем мире можно укрыться не только от соседей, милки, случайных прохожих, но и от тех воздействий, которые неизбежны. Бродский, безусловно, был склонен к этому. Реальность языка, реальность искусства для него всегда превосходила все то, с чем мы обычно сталкиваемся во внешнем мире.

Можно по-разному интерпретировать это стихотворение и следовать совету Бродскому по каким-то своим причинам. Как бы то ни было, его стоит не только читать и перечитывать, но и вчитываться в то, что он оставляет для нас между строк. Мало кто может его в этом превзойти.

А что в этом стихотворении видите вы? Есть ли у вас любимое стихотворение Бродского?

Поэзия Бродского относится к удивительному феномену, который принято называть «поэзией шестидесятников». На видеокурсе «Русская поэзия» вы узнаете, кто именно входит в число этих поэтов и как их понимать. А Бродскому здесь посвящена отдельная 2-часовая бонусная лекция!

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Запрись и забаррикадируйся шкафом от хроноса космоса эроса расы вируса

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

***
Коньяк в графине — цвета янтаря,
что, в общем, для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично. Да, но романтично.
Он сильно обрубает якоря
всему, что неподвижно и статично.
Конец сезона. Столики вверх дном.
Ликуют белки, шишками насытясь.
Храпит в буфете русский агроном,
как свыкшийся с распутицею витязь.
Фонтан журчит, и где-то за окном
милуются Юрате и Каститис.
Пустые пляжи чайками живут.
На солнце сохнут пёстрые кабины.
За дюнами транзисторы ревут,
и кашляют курляндские камины.
Каштаны в лужах сморщенных плывут,
почти как гальванические мины.
К чему вся метрополия глуха,
то в дюжине провинций переняли.
Поёт апостол рачьего стиха
в своем невразумительном журнале.
И слепок первородного греха
свой образ тиражирует в канале.
Страна, эпоха — плюнь и разотри!
На волнах пляшет пограничный катер.
Когда часы показывают «три»,
слышны, хоть заплыви за дебаркадер,
колокола костела. А внутри
на муки Сына смотрит Богоматерь.
И если жить той жизнью, где пути
действительно расходятся, где фланги,
бесстыдно обнажаясь до кости,
заводят разговор о бумеранге,
то в мире места лучше не найти
осенней, всеми брошенной Паланги.
Ни русских, ни евреев. Через весь
огромный пляж двухлетний археолог,
ушедший в свою собственную спесь,
бредёт, зажав фаянсовый осколок.
И если сердце разорвется здесь,
то по-литовски писанный некролог
не превзойдёт наклейки с коробка,
где брякают оставшиеся спички.
И солнце, наподобье колобка,
зайдет, на удивление синичке
на миг за кучевые облака
для траура, а может, по привычке.
Лишь море будет рокотать, скорбя
безлично — как бывает у артистов.
Паланга будет, кашляя, сопя,
прислушиваться к ветру, что неистов,
и молча пропускать через себя
республиканских велосипедистов.
1966

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

***
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе солнце, если ты куришь «Шипку»?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счётчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернёшься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; ещё одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
1970

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

Шесть лет спустя
Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивлённо поднятая бровь,
как со стекла автомобиля — дворник,
с лица сгоняла смутную печаль,
незамутнённой оставляя даль.
Так долго вместе прожили, что снег
коль выпадал, то думалось — навеки,
что, дабы не зажмуривать ей век,
я прикрывал ладонью их, и веки,
не веря, что их пробуют спасти,
метались там, как бабочки в горсти.
Так чужды были всякой новизне,
что тесные объятия во сне
бесчестили любой психоанализ;
что губы, припадавшие к плечу,
с моими, задувавшими свечу,
не видя дел иных, соединялись.
Так долго вместе прожили, что роз
семейство на обшарпанных обоях
сменилось целой рощею берёз,
и деньги появились у обоих,
и тридцать дней над морем, языкат,
грозил пожаром Турции закат.
Так долго вместе прожили без книг,
без мебели, без утвари на старом
диванчике, что — прежде, чем возник, —
был треугольник перпендикуляром,
восставленным знакомыми стоймя
над слившимися точками двумя.
1968

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

***
В деревне Бог живёт не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он — в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдаёт
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолёт
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же всё это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1965

5 пронзительных и философских стихотворений Иосифа Бродского

М. Б.
Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
подышать свежим воздухом, веющим с океана.
Закат догорал в партере китайским веером,
и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.
Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
и, судя по письмам, чудовищно поглупела.
Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
немыслимые, чем между тобой и мною.
Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
ещё одна жизнь. И я эту долю прожил.
Повезло и тебе: где ещё, кроме разве что фотографии,
ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.
1989

Бродский с его "Не выходи из комнаты" звучит довольно пророчески ⁠ ⁠

"Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса."

Предпросмотр

посмертно дадут пророка?


Есть такой закон. ⁠ ⁠

Есть такой закон. Религия, Вера, Дети, Закон, Скриншот, Комментарии на Пикабу, Возраст согласия

Самое грустное 1 сентября в России⁠ ⁠

Самое грустное 1 сентября в России Грусть, 1 сентября, Школа, Село, Сельская жизнь


Хитро⁠ ⁠

Хитро Юмор, Скриншот, Twitter, Авито, Доставка, Хитрость, Перевозка, Родственники, Покупка

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными⁠ ⁠

Здравствуйте, на этой неделе было аж несколько постов с обсуждениями русского алиэкспресса и заявлений mail-ов о 1.6 млрд убытков. И 11 млрд убытков в потенциале. Большое количество людей вполне резонно утверждало два тезиса которые с большой долей вероятности могут иметь место быть:

- Мэйлы врут, чтобы не платить налогов

- Они добавили к убыткам долгосрочные контракты с доставками и на логисттические центры.

Однако по просьбе пикабушников, я хочу, как человек который работает на оформлении магазинов и обработке заказов, хочу рассказать о том что происходит с продавцами на этой площадке.

Потому что я на полном серьезе допускаю, что убытки могут быть реальными. Позвольте рассказать подробно что сделали мэйлы и к чему это привело.

Скорее всего первый год после покупки, за сервисом следил какой-то из кураторов непосредственно алибабы. Сайт работал как часы, и наш магазин с радостью обнаружил очень хорошее место для заработка, работники с радостью получали прибавку к зарплате, оформляя по 40 а то и больше заказов в сутки, что по меркам малого бизнеса было очень и очень хорошо. В качестве пруфа вот вам скрин с количеством заказов за август примерно 10-15% из них это отмены, но даже с учетом них это полноценные 1400 продаж на сумму чуть менее 2миллионов рублей, из которых 8% (около 150тысяч рублей) забирал мэйл в виде комиссии.

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными AliExpress, Рост цен, Жадность, Видео, Длиннопост

И это изобилие продолжалось до января, а потом, как мне кажется, мэйлам развязали руки, и их эффективные менеджеры и прочие падальщики начали имитировать бурную деятельность.

Пришло время улучшений! (ВСЕ ЧТО БУДЕТ ОПИСАНО НИЖЕ ПРОИЗОШЛО ЗА ПОЛ ГОДА (с января 2022)

Первым делом они сломали уже более-менее переставшее глючить мобильное приложение. Сейчас уже стало лучше, но многие, я думаю подтвердят, насколько плохо оно работало какое-то время.

1) Удивительные приключения Саппорта Мэйл.сру

Следует поговорить о саппорте, который выделили для продавцов. Вроде бы задумка была крутой, реально крутой. Продавцы могли выбирать область для консультации, бот в чате собирал плюс-минус базовые вопросы и превращал это в FAQ. А в случае каких-то непоняток можно было вызвать оператора.

Так было задумано на бумаге.

На практике же, саппорт мэйла оказался достаточно жалким куском говна. Все, как всегда, уперлось в человеческий фактор. Я не знаю, почему они это сделали, но, скорее всего, Мэйлы набрали в саппорт уличных бичей. Представьте, что вам нужна помощь, а вас связывают с человеком, который совершенно не в теме: где он, кто он, что он должен делать. Работники поддержки были абсолютно не в курсе правил сервиса в котором они работают, не знали как работают их же интерфейсы и кнопки. Я не знаю ни одного человека, которому смог бы помочь человек от мейлов. Особенно показательно было то, что как только они начинали писать руками, а не заскриптованными ответами-вставками, они не были способны написать предложение без элементарных грамматических ошибок. Я сам троечник, но там совсем плохо было в этом плане.

Но грамматика - это полбеды. Саппорт мэйла вредил, буквально.

Например, вот сотрудник помогает рассчитать стоимость доставки 2кг посылки, уверенно говорит, но неправильно. На практике оказалось, что цены были указаны с учетом НДС и ничего добавлять не нужно.

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными AliExpress, Рост цен, Жадность, Видео, Длиннопост

Один из магазинов (который вел я), словил ковид-эпидемию на складе, пошел спрашивать у саппорта «что делать». Так как магазин нельзя закрыть щелчком мыши, заказы продолжали набираться, но обрабатывать их было не кому. Получил ответ от саппорта, что «да ничего страшного, все заказы просто отменятся, а деньги вернут людям». В результате магазин, просидевший 2 недели на карантине (тогда это еще злая «дельта» была), в день выхода на работу получает бан, за то что «показатель отправок меньше 80% от заказов».

Когда мы пошли разбираться какого, собственно, хрена, произошел примерно такой разговор:

- ой просто наш сотрудник не подумал о таком.

- Разбаньте тогда, мы вам писали, чтобы узнать какие будут проблемы, а вы не предупредили нас. Это косяк с вашей стороны.

- Да я все понимаю, но бан можно снять только через апелляцию, а по срокам рассмотрения, ваш бан уже закончится до того, как она будет рассмотрена…

В результате магазин 3 недели просидел без работы.

Аналогично, по надуманной причине, был забанен другой магазин, две недели за «торговлю запрещенными товарами». Когда человек пошел разбираться, оказалось, что девочка под запрещенку приняла ДВП пыжи, используемые охотниками. Забанила за «торговлю боеприпасами». При попытке объяснить ей что это ну никак не боеприпас, она сослалась на пункт договора алиэкспресса в котором есть приписка, что «Администрация в праве самостоятельно решать, является ли конкретный товар запрещенными или же нет».

Видимо наслушавшись «радостных» отзывов от продавцов, было принято решение упразднить саппорт, совсем. Больше продавец не сможет получить своевременную консультацию никаким образом. Есть форма для заполнения, но ответ приходит спустя 1-7 дней, написанный обычным скриптом, т.е. бесполезен. В случае форс мажоров нет никакой горячей линии, в которой вам могли бы помочь.

2) Ты не можешь купить то что не можешь найти.

В Апреле месяце был сломан алгоритм поиска товаров. Отныне огромное количество продавцов не могут найти свои собственные товары, даже если наберут их побуквенно, символ в символ. Я нахожусь в их числе. Пробовал разное: менял ключевые слова, менял теги, менял названия. Некоторые уникальные товары, аналогов которых нет у других продавцов, просто тупо не выдает поисковик. Весной продажи начали сильно падать у всех. Думаю, их новый поисковик стал одной из причин.

3) Наша логистика хочет больше денег.

Изначально, когда китай только-только заползал в россию. Были следующие тарифы для продавцов: 5-13% комиссии в зависимости от категории товара + 69(до 2кг)/159 (до 10кг)/359(10+кг). На компенсацию почтовой доставки.

Мэйлы же, рассказывая про повышенную стоимость логистики, повысили его до 160-360-660 рублей соответственно. Важное уточнение: для китайцев на глобале подобного роста стоимости доставки почтой не было. Таким образом я осторожно могу предположить, что это личное решение мэйл.ру.

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными AliExpress, Рост цен, Жадность, Видео, Длиннопост

4) Наша логистика хочет еще больше денег!

Повышение тарифов для продавцов показалось Мэйлсрушникам недостаточным решением. Поэтому они решили нагнуть и обычных покупателей. Все города были разделены на так называемые зоны. И получили фиксированную стоимость доставки которую обязан оплатить ПОКУПАТЕЛЬ. Т.е. за доставку они берут деньги и с продавца, и с покупателя. По следующему тарифу:

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными AliExpress, Рост цен, Жадность, Видео, Длиннопост

Расшифровываю: при покупке любого товара у русского продавца, если стоимость меньше 1000руб. Покупатель из, например, Волгоградской области, всегда будет дополнительно из своего кармана платить 199 рублей. Несмотря на то, что продавец уже оплатил стоимость услуг Почты России.

По статистике. Основная часть заказчиков платит 99-199 рублей.

5) Наша логистика еще и берет комиссию!

Отдельный восторг вызвала у меня система взятия комиссии с "общей стоимости заказа". Мэйлы собирают всю стоимость заказа, включая доставку, и комиссию уже берёт с этой суммы.

Я пытался поднимать эту тему, но я очень плохо объясняю и люди меня не понимают, даже моя начальница.

Поэтому, чтобы люди поняли, что я имею в виду, снял душное видео на конфетках. То что описано в видео они описывают пунктом 9.5 своего договора.

6) Дайте еще денег, какая вам уже разница?

Бонусом, мэйлы сделали комиссию аффилиата. Отныне с продавцов, которые создают контент и наполняют эту помойку товарами, случайным образом берется дополнительная 5% комиссия за якобы переходы по рекламной ссылке. Комиссия применяется случайным образом и мэйлы отказываются предоставлять какие-либо пруфы о том, что это была именно партнерская ссылка.

Отказаться от этой красоты нельзя.

7) Вы, кажется, не додали денег.

Этот пункт слегка спорный.

Раньше продавец имел право, при условии что покупатель заказывал несколько единиц товара, объединять Покупку в одну посылку. Таким образом, продавец отправлял товар дороже обычного тарифа, но все еще дешевле, чем если бы он отправил двумя посылками. Вес и габариты забивались руками. В результате продавец действительно получал раз в неделю некоторую сумму прибыли "из воздуха". Однако в защиту продавцов отмечу 2 момента:

1. (чисто моя практика) Этот момент учитывался в цене.

2. Люди очень редко заказывают 2 единицы товара, поэтому как постоянный источник прибыли "из ничего" рассматрывать нет смысла. Обычно это был 1-2 заказа в неделю, приносящих. рублей по 100.

Но я допускаю, что были торгаши, которые торговали всякими ручками или чем-то что берут по несколько единиц за раз, и получали много денег просто так, но это не точно.

Но теперь Мэйлы решили эту проблему. Отныне торгаши не имеют права объединять такие заказы. 1 посылка - 1 товар. Так что все издержки логистики в полной мере.

А знаете что смешно, в группе обратной связи, продавцы неоднократно просили мэйлов сделать нормальный вариант, в котором стоимость доставки менялась от количества товаров в заказе. В итоге и покупатель платил бы меньше, и продавцу не пришлось бы задирать ценник. Но нет. Мы хотим больше денег.

ИТАК, давайте посчитаем один реальный товар

стоимость 200 вес до 2кг

до 80 рублей стоимость упаковки, расходников на наклейку и времени работника.

8% комиссия алика

3% чтобы компенсировать случайную комиссию аффилиата

5% комиссии за доставку.

Покупатель из Волгограда заплатит 199 рублей от себя.

Итоговый ценник, который увидит покупатель от 700 рублей. Т.е. стоимость логистической цепочки мейлов увеличивает цену дешевых товаров вдвое а иногда и втрое. И это я молчу про то что покупатель может быть из Магадана, а там за доставку он заплатит 999руб.

Таким образом Мэйлы полностью уничтожили рынок мелких, дешевых товаров. Они выкурили полностью самозанятых, которых было очень много. Но сейчас их просто тупо больше нет. Они ушли на площадки ВК, Озона и т.д.

В итоге мы имеем площадку, которая славилась мелкими дешевыми товарами, на которой больше нет мелких дешевых товаров от русского производителя. Люди больше не приходят на али.рашша, потому что русские продавцы не могут конкурировать с другими.

Результат: Август 2022

Почему убытки AliexpressRussia могут быть реальными AliExpress, Рост цен, Жадность, Видео, Длиннопост

Количество заказов из 1600 превратилось в 43 На сумму менее 120 тысяч рублей.

Таким образом мэйлы, которые раньше в месяц комиссией получали 160тысяч, теперь получают от нас что-то около 10тысяч.

Поэтому я допускаю что убытки их могут быть настоящими. Потому что в русском сегменте больше нет покупателей. И нет продавцов. Все ушли на озон и другие маркетплейсы.

Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты» Бродского

Творчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Анализ «Не выходи из комнаты» можно использовать на уроке русской литературы в 10–11 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Анализ Не выходи из комнаты

Судьба поэта складывалась непросто. В стихотворении «Не выходи из комнаты», написанном в 1970 году, Бродский высказал свои взгляды на место человека в советской системе.

Текст стихотворения «Не выходи из комнаты»

Иосиф Бродский

Не выходи из комнаты

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.

Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?

За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.

Только в уборную — и сразу же возвращайся.

О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.

Потому что пространство сделано из коридора

и кончается счетчиком. А если войдет живая

милка, пасть разевая, выгони не раздевая.

Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.

Что интересней на свете стены и стула?

Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером

таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?

О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову

в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.

В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.

Ты написал много букв; еще одна будет лишней.

Не выходи из комнаты. О, пускай только комната

догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито

эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.

Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.

Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.

Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,

слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся

шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

Краткий анализ произведения

Лирический герой призывает не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет «Шипка», не ездить на такси и не вступать в отношения с девушками. Стена и стул этой комнаты приравниваются лирическим героем к самым интересным вещам на свете.

За пределами комнаты — только страдание. Лирический герой призывает довольствоваться этим домашним неуютом и больше ничего не писать — зачем?

Автор иронично перефразирует выражение французского философа Рене Декарта «Cog­i­to ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») и заявляет: «Инкогнито эрго сум» (что означает «Неизвестен, значит, существую»), снова призывая не выходить из комнаты — это ведь не Франция.

Лирический герой призывает не быть дураком, но стать такой же безличной частью комнаты, как любой предмет интерьера, запереть двери и забаррикадироваться от любого проявления жизни.

Литературное направление: вне литературных направлений (в творчестве Бродского оригинально преломился постмодернизм, однако с уверенностью отнести его к постмодернистским поэтам нельзя).

Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Тропы и фигуры речи

  • Метафоры: «ты написал много букв; ещё одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», «Запрись и забаррикадируйся / Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
  • Олицетворение: «О, пускай только комната / Догадывается, как ты выглядишь».
  • Анафора: «Не выходи из комнаты».
  • Риторический вопрос: «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?».
  • Риторическое восклицание: «Не будь дураком!».

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращённый к абстрактному слушателю (по всей видимости, и к себе тоже).

Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты»

Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом.

Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов».

Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы, замкнутой в узком пространстве личности.

Другая трактовка основана на анализе жизни самого поэта. Постоянное чувство неприязни к окружающей действительности сказалось на его характере. Бродский чувствовал себя изгоем, ему действительно было удобнее находиться в своем личном мире, где он ощущал творческую свободу.

В свое время поэт был обвинен в тунеядстве, так как отказывался устроиться на обычную работу. Он сам стремился отгородиться от окружающих, считая, что общение с рядовыми советскими жителями сделает его «более изувеченным».

Неудивительно, что его странный образ жизни вызывал порицания. Восклицание «Не будь дураком!» — прямое обвинение окружающих в ограниченности и скудости мышления. Поэт превозносит свою личность, которой якобы доступно постижение высшей истины.

Сам Бродский утверждал, что родина поэта – его язык. Ему было безразлично где жить, в СССР или в США, лишь бы не чувствовать давления извне. Жизнь, свободная от «хроноса, космоса, эроса…» — идеальная форма существования для поэта.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение «Не выходи из комнаты» написано в 1970 г., в Ленинграде, СССР. Стихотворение создано в сложный период в жизни поэта. Бродский не получил признание в своей стране. В СССР его не печатали совсем. Не видели в нем поэта. Даже судили за тунеядство.

В 1972 году он был выдворен из страны. Эта тягостная обстановка нелюбви и непризнания талантливого и внутренне свободного человека отразилась в стихотворении.

Жанр

Лирическое произведение. Но в каждой строфе мысль эпична.

Тема, идея, лирический герой

Тема стихотворения — мир и человек в этом мире. В основе стихотворения — бессмысленность существующего мира и, как следствие этого, замкнутость и одиночество человека. В каждой поэтической строфе звучат рефреном строки «Не выходи из комнаты».

Скорее всего у поэта нет собеседника и он ему не нужен. Он общается сам с собой. Он сам себя уговаривает остаться в комнате. Не кричит, не требует, а просто уверяет себя в необходимости остаться. Что ждет там, за дверью? Коридор, который кончается счетчиком? Запах капусты и лыжной мази? «Милка, разевающая пасть?»

Все непривлекательно: даже солнце, даже возглас счастья. Ведь это бессмысленно. Мир за дверью груб и неприятен. Ведь поэт там не нужен, никому не интересен. Ничто не изменится в его жизни. Можно даже «вернуться изувеченным». С покалеченной душой. «…На улице, чай, не Франция».

Нецивилизованный мир отталкивает поэта. Даже стена и стул становятся интереснее. Что остается лирическому герою? Курить дешевый «Шипр», танцевать «боссанову». Даже от творчества отказаться: «Ты написал много букв, еще одна будет лишней».

Сложная биография поэта подсказывает, что улица еще и угрожает свободе поэта. Поэтому нельзя выходить из комнаты. И вообще — «инкогнито эрго сумм». Бродский использует известные слова Декарта, чтобы сказать о себе: «неизвестный, поэтому существую».

Затаиться, стать мебелью, слиться с обоями. «Запрись и забаррикадируйся», пусть тебя ничего не волнует. Мир сужается до четырех стен. Явно чувствуется внутренняя пустота героя, жизнь теряет всякий смысл. Так человек оказывается лицом к лицу с одиночеством.

В стихотворении нет, ни воплей, ни стенаний, есть трезвый взгляд на мир. Но трагизм и безвыходность ситуации чувствуются отчетливо. Наверное, так автор выражает свое несогласие с действительностью.

Композиция

Стихотворение состоит из шести стихотворных строф. Тема углубляется с каждой строфой, достигая наивысшего обострения в последней, где поэт готов отгородиться от мира шкафом, стать мебелью и отказаться от всего.

Художественные средства выразительности

Рефреном идут слова, поддерживающую главную тему стихотворения: «Не выходи из комнаты». Интересна неполная рифма:

  • счастья — возвращайся;
  • боссанову — на босу ногу;
  • вечером – изувеченным и др.

Использована аллюзия, намек на афоризм Декарта, его перефразирование в «инкогнито эрго сум».

Стихотворение подтверждает особенности всей лирики Бродского, отмеченные литературоведом Е. П. Педчак: классическая ясность, стройность поэзии, отсутствие словесного мусора. Ритм, рифма, стихотворный размер. Катрен с парной рифмовкой. Обращают на себя внимание неполные рифмы. Ломаный размер стиха, который подчеркивает авторскую индивидуальность.

Мое восприятие

Стихотворение привлекло меня самой темой. «Не выходи из комнаты», — говорит автор. И я с интересом искала на сразу же возникший вопрос «почему». Оно приоткрыло мне сложный внутренний мир поэта, такого выдержанного и мужественного. Мысли автора показались мне ясными и открытыми, хотя многие стихи И. Бродского мне кажутся трудными для понимания.

Значение стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение, написанное на Родине, не принявшей поэта, отразило жизнь страны, и особенности творчества поэта в то время. Бродский трезво и холодно рассказал, как обессмысливается мир и что чувствует человек в таком мире.

Сочинение о стихотворении Не выходи из комнаты

Иосиф Бродский считал свое поколение потерянным, запутавшимся в дебрях идеологии и высоких материй. Однако жизнь диктовала свои условия, инстинкты брали вверх над разумом, и многие молодые люди оказывались на распутье, когда реальность шла вразрез с общепринятыми принципами.

Часть ровесников Бродского становилась бунтарями, да и сам поэт очень скоро попал в число тех, кто был неугоден советской власти. И все из-за того, что он открыто выражал свои взгляды и мысли, считая, что это – неотъемлемое право любого человека.

Между тем, подавляющее большинство людей жило по двойным стандартам, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства.

Именно таким «хамелеонам» в 1970 году Иосиф Бродский посвятил свое знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…».

Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Таким людям, по мнению пота, лучше и вовсе сидеть дома, так как «за дверью бессмысленно все – особенно, возгласы счастья».

Откровенно высмеивая подобных двурушников, которые готовы часами рассуждать о справедливости и свободе личности, но так, чтобы этого никто не слышал, Бродский рекомендует им для чистоты эксперимента отказаться от маленьких житейских радостей.

Как можно принимать у себя в доме девушку, если не состоишь с ней в законном браке, или же позволять себе ездить на «моторе» при скромной советской зарплате, львиную долю которой придется отдать таксисту по счетчику? Однако людей, живущих по двойным стандартам, подобные мелочи не смущают, что безумно раздражает Бродского.

Поэтому автор советует таким «свободолюбцам» похоронить себя заживо в четырех стенах, чтобы избавиться от всевозможных искушений. Действительно, хорошо жить, когда о тебе все забыли, и ты можешь тешить себя иллюзией полной свободы, слившись «лицом с обоями».

Но даже те, кому было адресовано это произведения, прекрасно отдавали себе отчет, что выпасть из социума без последствий для собственной репутации и карьеры в СССР попросту невозможно. У таких людей остается лишь два пути – тюрьма либо сумасшедший дом.

В редких случаях, правда, им предлагают добровольно-принудительно покинуть страну, но для этого нужно, по меньшей мере, слыть диссидентом. В окружении Бродского таких людей немного, поэтому всем остальным он советует запереть дверь и забаррикадироваться шкафом «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».

Это стихотворение Иосиф Александрович написал уже после освобождения из тюрьмы. Жизнь в обществе представлялась поэту отвратительной: тюремное заключение сменилось пленом стен комнаты. И этим нужно было довольствоваться, подавляя в себе всякое стремление к большему. Стихотворение пронизано горькой иронией, граничащей с безнадёжностью.

Читайте также: