Ватагин василий алексеевич обезьяний шкаф
- ЖАНРЫ 362
- АВТОРЫ 290 194
- КНИГИ 700 809
- СЕРИИ 26 926
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783
Государственный Дарвиновский музей — единственный музей в России, полностью посвященный теории эволюции. Его основу составляют коллекции с экземплярами, характеризующимися отклонениями от нормы и нестандартными формами: шкуры и чучела необычных по окрасу шерсти пушных зверей, вариации окраски у птиц, а также собрания морских раковин, рогов, зубов ископаемых акул и многое другое. Произведения анималистического искусства — особая гордость музея. Здесь хранятся полоша художников-анималистов В. А Ватагина, А Н. Комарова, К К Флёрова и других. Неповторимый стиль музею придает сочетание естественнонаучных экспонатов с художественными произведениями — от графики и живописи до монументальных скульптур.
Обложка: В. А. Ватагин. Тигр персидский. Фрагмент.
Из истории естествознания
Этюды к теории происхождения видов
Из истории развития жизни на земле
А. Васильева, А. Нефёдова
Государственный Дарвиновский музей Москва
Адрес музея: г. Москва, ул. Вавилова, 57.
Проезд: Пешком: от станции метро «Академическая» 7 минут по левой стороне улицы Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта до улицы Вавилова.
На машине: въезд на парковку со стороны улицы Вавилова.
Телефон: (499) 783 22 53.
Часы работы: Вторник — воскресенье: 10:00–18:00.
Выставочный комплекс по четвергам работает с 13:00 до 21:00.
Понедельник и последняя пятница месяца — выходные.
Цены на билеты: Основное здание: взрослый — 160 руб., льготный: 20 руб. — экспозиция, 20 руб. — выставки.
Выставочный комплекс: взрослый — 70 руб., льготный — 20 руб.
Единый билет на посещение основной экспозиции музея и всех выставок в выставочном комплексе (здания соединены подземным переходом): взрослый — 190 руб., льготный — 50 руб.
Льгота предоставляется школьникам, многодетным родителям и пенсионерам.
Бесплатное посещение для дошкольников, детей-сирот, детей-инвалидов, ветеранов ВОВ и боевых действий, инвалидов I и II групп, солдат и матросов срочной службы, студентов вузов очной формы обучения, сотрудников музеев.
В третье воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный.
Фото- и видеосъемка: Разрешение на любительскую видео- или фотосъемку — 100 руб.
Информация для посетителей: При музее работают магазин (расположен на цокольном этаже выставочного комплекса) и киоски (в цоколе и на третьем этаже основного здания).
Желающие могут заказать экскурсию, а также обучающий гид-путеводитель.
На территории музея есть кафе.
В кинозале музея можно посмотреть интересные фильмы о жизни животных в ЗD-формате.
Здания музея
Биологических музеев, посвященных теории эволюции, в мире не так много, а в России он — единственный. У истоков создания Государственного Дарвиновского музея стояли увлеченные ученые и популяризаторы новых идей в науке и образовании, молодые романтики: биолог и просветитель Александр Федорович Коте; его жена, первая в стране женщина-зоопсихолог, Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, художник-анималист Василий Алексеевич Ватагин и таксидермист Филипп Евтихиевич Федулов.
Зал «История Государственного Дарвиновского музея»
В 1907 выпускник Московского императорского университета Александр Коте начал использовать свои биологические коллекции при чтении лекций на Московских высших женских курсах (МВЖК). Работа над созданием учебно-вспомогательных собраний для практических занятий слушательниц привела его к мысли о создании музея, посвященного доказательству эволюционной теории на примере натурных экспонатов и научных иллюстраций, выполненных на самом высоком художественном уровне. Коте взял на себя благородную миссию пропаганды эволюционной теории в России, а также основания музея, ориентированного не только на специалистов, но и на всех интересующихся новыми открытиями в биологии. В 1913, когда коллекция молодого ученого насчитывала несколько тысяч экспонатов, Александр Федорович официально подарил ее МВЖК, которые как раз переехали в новое здание на Малой Пироговской улице (тогда — Девичье Поле), однако с двумя непременными условиями: собственное пожизненное директорство (без оплаты) и выделение ставки для мастера-таксидермиста.
Собрание активно пополнялось за счет сотрудничества с европейскими и отечественными препараторскими фирмами. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией МВЖК, но большинство покупалось на средства основателя музея. Значительную роль в формировании научного фонда сыграли русские коллекционеры и ученые. В музее хранятся экспедиционные и коллекционные сборы Н. М. Пржевальского, М. А. Мензбира, В. М. Артоболевского, Н. Д. Красовского и многих других биологов. Основу собрания тропических птиц, рептилий, вымерших животных и редких книг составили великолепные коллекции известного коннозаводчика и мецената А. С. Хомякова. Экспозиция по изменчивости тетеревиных птиц, в начало которой легла коллекция купца И. И. Залогина, представлена многолетними сборами Ф. К. Лоренца, В. Е. Андриевского, А. Д. Соломирского и самого А. Ф. Котса.
Если обычный зоологический музей хранит и показывает посетителям типичные формы тех или иных существ, то основу собрания Дарвиновского составляют коллекции с экземплярами, у которых выражены отклонения от нормы, нестандартные, аберрантные формы: чучела необычных по окрасу шерсти пушных зверей, вариации окраски у птиц, а также собрания морских раковин, рогов, зубов ископаемых акул и многих других примеров проявления одного из главных факторов эволюции — индивидуальной изменчивости.
Фото. Ф. Е. Федулов, А. Ф. Коте, Н. Н. Ладыгина-Котс и В. А. Ватагин на фоне раздела экспозиции «Антропогенез». 1912
Письмо Ч. Дарвина доктору А. Эрнсту. 1872
Хотя музей не ставил себе целью приобретение экспонатов-реликвий, за сто лет его существования их накопилось немало: гербарий, присланный Котсу Гуго де Фризом — одним из «переоткрывателей» генетических законов Менделя; первое издание «Происхождения видов» Чарльза Дарвина, разошедшееся, как известно, за четыре дня, и несколько его собственноручных писем; чучела вымерших животных и птиц, старинные книги по естественной истории.
Неповторимый стиль музею придает сочетание естественно-научных экспонатов с художественными произведениями — от графики и живописи до монументальных скульптур. В разные годы здесь работали замечательные анималисты: В. А. Ватагин, А. Н. Комаров, К. К. Флёров, А. Н. Формозов, Н. Н. Кондаков. Благодаря их талантливым произведениям удалось, по словам Котса, «…внести в экспозицию чарующий, задушевный отклик жизни, передать который бессильно самое искусно сделанное чучело». Коллекции анималистического искусства составляют особую гордость музея.
В первой половине XX века вокруг Василия Алексеевича Ватагина, художника, ученого и талантливого педагога, долгое время трудившегося в Дарвиновском музее, сложилась московская анималистическая школа. Работы Василия Алексеевича, основанные на знаниях зоолога, наблюдениях за животными в зоопарках и естественной среде, изучении мирового наследия в музеях, библиотеках и многочисленных путешествиях, стали эталоном для его учеников. Ватагин воспитал плеяду анималистов, чьи картины отличают безупречно грамотное воспроизведение облика зверей и птиц, биологическая точность в отображении тех или иных событий, верно схваченное психологическое состояние животных, эстетически-философское осмысление природы и места человека в ней. Коте поставил себе цель создать «Третьяковку в биологии», художники состояли в штате и творили непосредственно в стенах музея по заказам директора.
Мастер анималистики
Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты.
Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле.
Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.
125 лет со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969) - прекрасный повод для того, чтобы более объемно представить его творчество. Спектр деятельности мастера был довольно широк: иллюстрирование книг, как научных, так и художественных, живопись, графика, скульптура, написание сочинений о животных для детей и об анималистике для взрослых, преподавание, оформление музейных пространств. Он создал галереи портретов деятелей науки и культуры, панно на темы зоологии, палеонтологии и зоогеографии. С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника. Можно сказать, что выставка его произведений проходит здесь каждый день. Однако в фондах хранится немало работ, еще не показанных широкому кругу зрителей.
Дарвиновский музей совместно с Третьяковской галерей подготовил две выставки, где демонстрируется более 150 произведений мастера. Многие посетители, которые знают Ватагина как скульптора, смогут увидеть его графику и масштабные живописные произведения.
Василий Алексеевич в 1907 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, получив ученую степень кандидата зоологических наук. Однако основным призванием его жизни стало искусство анималистики, и знание зоологии в этом художнику значительно помогало.
В 1907—1908 годах Ватагин трудился над серией акварелей с изображением животных. В нее вошли большие ватманские листы («Кенгуру рыжий», «Жираф», «Гуанако», «Лама», «Верблюд двугорбый» и другие), над которыми художник работал, собирая материал к «Зоогеографическому атласу» М.А. Мензбира в зоологических садах и музеях в Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Великобритании, в Московском зоопарке. Даже изображая животных одного вида, художник для каждого зверя подбирал особенные средства выразительности.
В 1913—1914 годах Василий Алексеевич побывал на Цейлоне и в Индии. Из этого путешествия, обогатившего его впечатлениями на всю жизнь, художник привез 180 акварелей и рисунков тушью.
В 1919 году Ватагин преподавал в Москве в 1-х Государственных свободных художественных мастерских (бывшем Строгановском училище), сначала — на кафедре скульптуры, потом — литографии’. В тот период он работал над серией автолитографий «Индия»; подготовил два выпуска по 11 автолитографий. На одном из листов — «Сумерки» (1919) — изображены идущие вдоль реки друг за другом слоны и два погонщика. Темные силуэты животных и людей выделяются на фоне бликов воды, тень от деревьев играет в прятки с просветами неба. Слоны сами по себе завораживают зрителя, а атмосфера приближающейся ночи добавляет таинственности этой работе. Композиция с купающимся слоном перейдет в иллюстрации к «Маугли». Позже, в 1922 году, Ватагин выполнил 43 автолитографии и фототипии. В серию вошло 14 индийских пейзажей, изображений храмов, слонов, буйволов. Альбом «Индия. 14 автолитографий В. Ватагина» получил высокую профессиональную оценку.
Эмоциональное впечатление от поездки не могло реализоваться только в графических произведениях. В 1921 году Ватагин написал картину «Цейлон», где запечатлел идиллическую сцену: среди буйной растительности на стволе дерева возлежит дремлющий леопард, вокруг летают попугаи и другие тропические птицы. Охота — неотъемлемая часть жизни хищников, но когда все сыты, то в джунглях и звери, и птицы мирно сосуществуют друг с другом. Ватагин сделал акцент не на изображении отдельных видов животных, а на самой природе, воплотив в картине то буйство красок, которое видел в своем индийском путешествии. Здесь он не сковывает себя строгостью графических техник, а целиком отдается во власть цвета.
Порой в одной станковой работе сложно показать жизнь животных во всем ее разнообразии. В 1919—1920 годах Ватагин создал триптихи «Журавли» и «Бобры». Много лет спустя, в 1948 году он вновь обратился к теме бобров, написав картины «Бобровые хатки», «Строительство бобров», «Бобр за работой», в которых использовал только два цвета — умбру и зеленый. Затруднительно привести примеры посвященных животным триптихов, созданных другими авторами, это своего рода ноу-хау Ватагина.
Серия, выполненная в 1919 году, посвящена пестрым, ярко расцвеченным обитателям тропических лесов — попугаям. В нее вошли работы «Ара гиацинтовый и ара сине-желтый», «Аракрасный», «Ара гиацинтовый в работе. Различение цветовых сочетаний», «Какаду молуккский», «Ара красный в работе. Различение цветовых сочетаний». Во всех произведениях изображены экспериментальные попугаи известного российского зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс. Птицы представлены в натуральную величину, композиция картин проста и ясна. Несмотря на то, что серия выполнена маслом, в ней пока еще преобладают графические качества. Художник работал цветом, обозначая оперение птиц и фон, но не решал собственно живописных задач — передачи световоздушной среды, игры оттенков и рефлексов. Позже живопись Ватагина становится мягче.
Ватагин — признанный мастер скульптуры. В 1908 году он выполнил одни из первых своих произведений — деревянный рельеф «Сидящий кондор» и «Обезьяну», а в 1909 году — «Моржей». Значительная коллекция созданной им деревянной скульптуры принадлежит Третьяковской галерее.
Хочется особо отметить деревянную скульптуру «Кенгуру» (1921, ГТГ). В этой работе применен особый прием: животное оборачивается и бросает взгляд назад, как бы проверяя, не угрожает ли ему опасность. Таким образом, скульптура приобретает действительно объемное звучание, у нее нет провальных зон, когда зритель может видеть только хвост или спину животного. «Кенгуру» — особая скульптура со множеством точек осмотра. Интересно, что послужило толчком к созданию подобной работы? Скульптор говорил, что порой материал сам диктовал изменения первоначального замысла. Возможно, эскиз не подразумевал подобного динамичного образа, и этот живой ракурс кенгуру продиктован пластическим изгибом дерева.
Ватагин оформлял множество детских книг (произведения Э. Сетона-Томпсона, Дж. Лондона, В.В. Бианки), став практически классиком книжной иллюстрации, но пожалуй, наибольшую известность ему принесла работа над книгой «Маугли» Джозефа Редьярда Киплинга, которая началась в 1922-м и продолжалась вплоть до 1950-х годов. Художник выполнил около 200 рисунков, к которым многократно возвращался.
В 1922 году вышла в свет книга с сотней иллюстраций. В издании 1934 года на разворотах размещено по три-четыре небольших рисунка, отражающих развитие сюжета. В книге, выпущенной в 1965 году, от подобной кинораскадровки отказались. Иллюстраций в ней меньше, но они более проработаны, выразительны, закончены. Рисунки выполнены тушью, карандашом, в технике автолитографии. Напряженное сочетание черного и белого цветов передает ощущение наполненной опасностями жизни дикой природы («Маугли научился прыгать с ветки на ветку»; «Стадо уже не могло остановиться»; «Хатхи шагнул вперед — и было видно, что он и есть хозяин джунглей»). Художник также уделил большое внимание особенностям индийской жизни. Можно насчитать 12 переизданий книги с иллюстрациями Ватагина, значит, его рисунки полюбились читателям, как и сказки Киплинга.
После поездки в 1926 году в Берлинский зоопарк Ватагин активно работал над изображениями обезьян, создал многочисленные рисунки и скульптуры. В рисунках у орангутангов, павианов, шимпанзе и горилл больше деталей, чем в скульптурных работах. Художник прорисовывает подробности их мимики (вытянутые губы, круглые выразительные глаза), а также особенности фигур (цепкие лапы, извивающиеся хвосты, гибкие тела). В скульптуре, в первую очередь деревянной, он вынужден работать массами («Голова оранга», 1927; «Группа обезьян», 1939; «Шимпанзе», 1930-е; «Печальная обезьяна», 1964; все — из собрания Третьяковской галереи). Именно сидящее животное, когда лапы и туловище образуют силуэт без просветов, выбирает в дереве Ватагин. А ведь обезьяны очень подвижны; динамичные образы им более свойственны, нежели задумчивосозерцательные. В связи с этим стоит обратить внимание на глиняную и гипсовую скульптуру из собрания Дарвиновского музея. В фонды естественнонаучного музея попали работы, выполненные именно из гипса. Порой можно услышать о пренебрежительном отношении к произведениям такого рода; считается, что деревянная скульптура более выразительна. Невозможно однозначно согласиться с таким мнением. Глиняная и гипсовая скульптура в силу особенностей материала имеет иные средства выразительности. Здесь художнику легче передать движение и детали. В гипсе выполнены «Шимпанзе стоя», «Орангутан старый на ходу» (оба — 1927), «Орангутан стоя» и весьма интересный «Орангутан молодой сидя» (оба - 1929).
В 1931 году Ватагин написал несколько картин с изображением райских птиц - обитателей влажных тропических лесов, невероятно разнообразных по форме и окраске оперения. Композиция картин динамична. Несколько самцов с раскрытыми клювами распушили свои персиковые и голубые хвосты и крылья, и не сразу разглядишь неприметную самочку, ради которой устроено это представление. Самцы исполняют брачные танцы и буквально висят на ветках вверх лапками, чтобы привлечь к себе внимание. В зависимости от задачи художник изменил манеру письма: в отличие от использования больших плоскостей при изображении крупных животных, райских птичек Ватагин пишет мелкими мазками, более четко прорабатывая детали.
Одна картина не может рассказать обо всех повадках зверей. В сериях мастер создавал эпические повествования о жизни животных. В 1932 году исполнен «медвежий» цикл, написанный маслом на фанере: медведь в поисках меда; медведь задрал лося; медведь в овсе; медведь на грушевом дереве; медведь, разоряющий муравейник; медведица с медвежатами за рыбной ловлей. Познакомиться с образом жизни дикого зверя при помощи живописных произведений гораздо безопаснее, чем в естественной среде обитания. Признаемся, что он имеет мало общего с жизнелюбивым мишкой из русских народных сказок.
В 1934 году художник работал над серией, посвященной семейству кошачьих. Художественное собрание Дарвиновского музея пополнилось картинами «Амурский тигр», «Тигр персидский», «Тигр суматрский». Необычный по окраске персидский тигр — светлого, близкого к песочному цвета, с тонкими коричневыми полосками — запечатлен притаившимся у воды среди камней и песка. На картине «Амурский тигр» изображены два зверя снежной зимой. Тигр на первом плане довольно массивен, ничто не ускользнет от внимательного взгляда его желтых глаз. На дальнем плане, возможно, его подруга (брачный сезон этих хищных кошек приходится на зимний период).
В трогательной семейной сцене «Диморфизм у леопардов» (1934) художник применил табличный прием, который использовал в оформлении «Зоогеографического атласа». На картине только одно животное — черная пантера — написано в спокойной позе, а леопард и четверо детенышей переданы в прыжке. Четыре котенка — четыре «прыгающих» ракурса. Безусловно, такие динамичные положения могут быть только в живописи; скульптура требует опоры, а значит, подобные «летящие» позы практически исключены. Пятнистый окрас животных повлиял на общий замысел картины: пятнами света и тени решена песчаная почва, пятнами светлой и темной зелени переданы листья деревьев. Мелкие пятна уравновешиваются крупными, и композиция приобретает цельность.
Ватагину было интересно решать большие пространственные задачи. В монументальном полотне «Слоны в индийских джунглях» (1941) переданы стихия джунглей и мощь огромных животных. Эту тему продолжают «Слон в саваннах», «Слоны на водопое».
С живописной точки зрения очень красива работа «Диморфизм у кречетов» (1934), на которой птицы с белым оперением выделяются на фоне темных собратьев. Пастели с кречетами художник выполнял еще в 1902—1906 годах. Иллюстрации с их изображением Ватагин готовил и для книги выдающегося отечественного зоолога ГП. Дементьева «Сокола-кречеты».
В 1946 году созданы картины «Леопард китайский», «Леопард персидский» и «Леопард индийский», а также живописный триптих «Пума канадская», «Пума в пампасах Патагонии», «Пума в джунглях», на котором запечатлено удивительное животное, обитающее и в жарких степях, и в снежных горах. По подготовительным рисункам из фондов музея видно, что Ватагин задумывал триптих цельно, сразу решал композиционно все три картины.
В 1960 году появились картины «Попугаи ара сине-желтые», «Попугаи ара красные», «Попугаи ара гиацинтовые». Своеобразный триптих написан на больших холстах, в нем не осталось и следа от жесткой графической манеры, в которой написана ранняя серия с экспериментальными попугаями. Это произведения зрелого мастера, подлинного живописца.
Живописная манера Ватагина сложилась довольно рано. Ее особенность — тонкое письмо, отчасти такая форма работы напоминает фреску. Если присмотреться, под слоями масляной живописи можно увидеть предварительный рисунок карандашом. Прозрачное письмо оставляет впечатление, что картины создавались легко, за короткий промежуток времени. Действительно, художник писал быстро, отчасти в силу того, что постоянно был обременен большим объемом работы, но, главным образом, благодаря тому, что был максимально собран и сосредоточен. Ему помогал скульптурный опыт держать образ в голове и выделять главное.
Мастер четко разделял задачи научной иллюстрации, художественной иллюстрации и живописного произведения. В первом случае он предельно ясно прорисовывал все особенности строения зверей и птиц, окружающий ландшафт, аккуратно прорабатывал всю поверхность листа. В художественной иллюстрации действовал иначе. В иллюстрациях к «Маугли» Ватагин выделяет главных героев, легко намечая остальных обитателей джунглей, природа здесь отходит на второй план. В станковых живописных полотнах манера письма снова меняется. Создавая художественный образ, Ватагин пишет крупными поверхностями, широкими мазками. Перед нами то дотошный педант, то лихой мастер кисти. Эти особенности рождались не спонтанно, а в результате четкого понимания того, что каждый вид изобразительного искусства имеет свои задачи, которым художник следовал неукоснительно.
Творчество Василия Алексеевича Ватагина пришлось на сложный исторический период (две войны, революция), но признаем, что его жизнь в искусстве сложилась удачно. Время революционного переустройства трагически отразилось на судьбах многих художников. Те из них, кто не смог реализовать себя в новых политических условиях, вынуждены были покинуть Родину. Избрав темой жизнь животных, Ватагин максимально удалился от конъюнктурных политических заказов. Возможно, работа в Дарвиновском музее поставила художника в разряд простого исполнителя идей А.Ф. Котса (основателя музея, ставшего на всю жизнь другом Ватагина), но в то же время она позволила ему работать масштабно, создавать монументальные скульптуры и картины. Ватагин трудился напряженно, сам рубил из дерева, создал сотни набросков, огромные полотна. В это трудно поверить, но его реалистическая живопись не сразу получила признание. В первую очередь общественность оценила его как скульптора. Хотя и скульптура, и живопись — равноценные грани таланта мастера. Порой кажется, что Ватагин нарисовал, написал, изваял всех животных, и не осталось тем для других авторов. Напротив, его искусство вдохновило многих молодых художников посвятить себя анималистике.
Надеемся, что выставки, открывшиеся в Третьяковской галерее и в Дарвиновском музее, помогут зрителям расширить представление о выдающемся художнике, познакомив с разными гранями его творчества.
Как изображал зверей Ватагин
Василий Алексеевич Ватагин (1884 – 1969) –
замечательный, выдающийся, талантивейший русский художник, скульптор. Его жанр – анимализм, то есть изображение животных. Им создано огромное количество рисунков, скульптур животных, на некоторых из них и полюбуемся.
Отличительная черта его творчества – знание облика животных и изображение их такими, какие они есть. Казалось бы, звучит банально, но на его примере хорошо видно два подхода к творчеству. При первом скульптор (художник) компенсирует приблизительные знания (или их отсутствие) строения объекта (в данном случае животных) некой «экспрессией», акцентированием неких особенностей, часто не свойственных самому объекту, пренебрежением деталями. Все смотрят и говорят: какой бойкий художник, какой интерпретатор! При втором подходе художник изучает объект, изучает строение каждой его части, изучает в движении, делает сотни рисунков, это своего рода «научный подход». Про такого иногда снисходительно говорят, что у него «верный глаз», однако, фотоаппарат все-равно лучше.
Конечно, никто не будет этого делать, но если кто-либо составит по какой-либо причине себе труд «изваять» какую-нибудь зверушку, не говоря уж о человеческом теле, он быстро поймет, что дело это не простое: зверушка получается неправдоподобной ни по пропорциям, которые надо отслеживать, ни по строению деталей, ни по компановке, в общем, дрянь. Как у детей: лепил ребеночек мышку, а получилась свинка. Если вдруг все-таки захочет доделать, то «придаст» зверушке «окончательный облик», кое-как довершив начатое. После описанной процедуры такой зритель многое может понять.
Во-первых, сразу увидит, что «бойкие» анималисты иногда просто маскируют свое незнание или ошибки разухабистой манерой (например, импрессионисты оставляют вмятины – следы пальцев), поскольку перед этим зритель насмотрелся вдоволь на подобные, но свои собственные мучения и ошибки. Почему Бурдель и призывал полировать свои скульптуры – дабы ошибки каждого были видны.
Во-вторых, сразу оценит тех художников, которые попадают «в яблочко», то есть передают форму так, как всякий человек привык ее видеть, например, в зоопарке, где даже самые мелкие зрители не спутают мышку со свинкой.
Этот честный подход к своему делу характерен для великого русского пейзажиста И.И.Шишкина, который, конечно, как художник более масштабен, но так же «по-научному» изучал природу, но только русский лес, а не животных.
Ватагин начал свои первые опыты рисования животных на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета в качестве анималиста. Отсюда «научный» подход и точность. Его профессор пресекал «творческие изыски», порой ругая его за то, что тот «Художественный театр намазал» вместо точного зоологически выверенного воспроизведения. Много позже именно Ватагин нарисовал иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947 г.:
Ватагин. Иллюстрацию к статье «Птицы» в Малой Советской энциклопедии 1947
Параллельно Ватагин показал свои рисунки художнику К.Ф.Юону. Тот посмотрел рисунки и спросил: «А где же тут искусство?».
Оказавшись перед выбором между искусством и точностью воспроизведения, в итоге Ватагин сумел в свои «естественно-научные» скульптуры, картины и рисунки вдохнуть подлинное искусство. При этом, он сохранил свое кредо: не выдумывать, а находить красоту в самой природе. Ватагин писал:
«Я всегда стремился возможно ближе передать эту красоту, никогда не возникало у меня желания изменить ее, художественный образ казался достаточным, если удавалось хотя бы приблизительно выразить красоту, присущую произведениям природы».
Моржи. Дерево. 1909. Береза. Первая работа по дереву. Поражает мастерством, трехмерностью
Обезьяны – конек Ватагина.
Мандрил сидя. Зоопарк Берлина. 1907-1908. Акварель
Мандрил. Дерево тонированное. 1911
Голова оранга. Дерево тонированное. 1927
Мартышки. Зоопарк в Антверпене. 1907-1908. Акварель
Шимпанзе. Дерево тонированное. 1930-ые
Обезьяна на капители. Дерево тонированное. 1959
Другие животные.
Тут вообще глаза разбегаются.
Пингвин с птенцом. Дерево. 1960
Гиена. Дерево. 1922
Паоло Трубецкой. Араб с верблюдом. Бронза. 1898
Импрессионист Трубецкой «ухватил» две массы: голову и туловище, детали тонут в следах ковыряния глиняной массы, про араба вообще молчим. А в 1896 у него отлит точно такой же Бедуин на верблюде. Зазорного в том, что ковал деньгу, нет, но кто будет доделывать этого верблюда? Пушкин?
Еще один – «доделанный» верблюд (дорисованный) Ватагина:
Насколько же Ватагин более вариативен, насколько же более профессионален!
Кенгуру. Рельеф. 1956
Кенгуру. Дерево. 1921
Жирафы 1910, 1908
Тропическая птица. 1964
Туканы – слева. Павиан – справа. 1910
Удав. Камень Тарусский. 1911
Идущий медведь. 1932
Белый медведь. 1935
Немного о жизни Ватагина.
У прекрасного скульптора и художника оказалась и семья прекрасной, многие из его потомков имели отношение к искусству. Судьба распорядилась так, что у него остались две дочери возраста 12 и 4 лет, когда в 1935 умерла его первая жена, а в день похорон скоропостижно скончался муж сестры умершей жены, у которой тоже осталась дочь. Вместе оставшиеся в живых родители воспитали трех дочерей, соединив браком свои судьбы в 1937.
Слева – В.А.Ватагин. Фото 1910. Справа Антонина и Елена Ржевские. Первая и вторая жена Ватагина. Фото 1901
Ватагин, в отличие от других скульпторов, никогда не пользовался услугами помощников, вырубая фигуры животных из дерева и камня своими руками. Не делал подготовительных эскизов. Талант от Бога и пространственное мышление.
В.А.Ватагин за работой в Тарусе в 1963, скульптору 79 лет
Справка (о здоровом образе жизни). На фото 79-летний Ватагин держит тяжеленную киянку, обрабатывает огромный кусок дерева. Кстати. Микеланджело, тоже прожил долгую жизнь, тоже рубил мрамор своими руками, причем делал это в таком же возрасте, считая это весьма полезным для здоровья (махать молотком – физкультура). Правда, не полировал последние работы, а то надышался бы мраморной пылью, что уже вредно.
Ватагин жил в доме, который был построен по его художественному замыслу примерно в 1913.
В.А.Ватагин возле дома в Тарусе в 1964
Сделал медведя из бетона перед входом в новый зоопарк в Москве в 1931-1932:
Медведь. Перед входом в Московский зоопарк
Для детей Ватагин создал цикл иллюстраций к книге Киплинга «Маугли». В 1913 известное издательство И.Н.Кнебель дало согласие на издание книги с иллюстрациями Ватагина. Он ездил в Индию. Вернувшись, в течение лета 1914 сделал около 200 эскизов. Первая Мировая война сорвала издание книги, только в 1920-ых начали публиковаться его рисунки на тему «Маугли». Не надо что-то подписывать, персонажи этих рисунков известны всем малышам.
Титанический труд в течение более 70 лет. Богом данный талант: способность точно видеть и воспроизводить увиденное, способность точно вписывать в объем деревянной болванки трехмерную композицию, а также строить саму композицию. Когда в 1909 молодой Ватагин, дотоле только рисовавший, решил сделать двух моржей из дерева, которых он нарисовал в Гамбургском зоосаде, он увидел в березовом комле (около корня) будущую скульптуру. Ватагин вспоминает:
«Я не ошибся, и действительно, в этом толстом комлевом обрубке березы оказалась группа двух моржей. Я до сих пор не понимаю, как я смог выявить эту группу объемно-пространственную, не срезав ни одной «живой» части, не подклеив нехватающей, как оба моржа поместились как раз от ноги до конца ластов и сохранили живое пластическое движение и выразительность».
Мы можем только удивляться тому, насколько точно скульптор относился к форме каких-то там моржей, причем по соображениям эстетическим. Приходит на ум также и то, что у животных в результате естественного отбора в итоге получились самые оптимальные и функциональные особи. Тогда как у людей уже долгое время происходит «неестественный отбор»: самых генетически лучших людей, часто до того, как они дадут потомство, массово убивают на войне, а наверх всплывают, как правило (слава богу, не всегда) генетически ущербные особи. Потому-то Винкельман, сравнивая «экстерьер» античных людей и современных (ему) людей, писал о своих современниках иронически. Таким образом, людей приходится идеализировать, а животные самодостаточны.
Он не выпячивал карикатурно те или иные особенности изображаемого. Все животные и без того оказались со своей природой данными характерами. Разве в голове больного Ганса нет характера? Взгляните на него:
Больной Ганс. 1934
Фантастическая графика (рисунки) – просто можно смотреть:
В данной заметке приведена лишь малая толика из огромного творческого наследия Ватагина.
Ватагин художник и основатель Дарвинского музея
Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) — известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог, действительный член Академии художеств. Основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс одним из первых обратил внимание на талант молодого художника. Практически с самого основания музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора В.А. Ватагина и директора музея А. Ф. Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ.
Родился Ватагин в Москве в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, с 15 лет посещал студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. В 1902 году Василий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Дополнительно учился в студии живописца К. Ф. Юона.
Окончив университет, художник совершил несколько поездок по зоологическим садам Западной Европы, побывал в Средней Азии, Индии, на Севере России, где выполнил большое число набросков животных и птиц, которые в дальнейшем стали незаменимыми помощниками в работе над различными произведениями — зоологической иллюстрации, станковой живописи, книжной иллюстрации, скульптуры.
Коллекция изобразительного искусства Дарвиновского музея начала формироваться ватагинскими рисунками обезьян. Художник запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Н. Н. Ладыгина-Котс. Разнообразие внешности и окраски обезьян, их ярко выраженный «психологизм» давали живой материал как для рисунка, так и для скульптуры. Уже в самой первой «обезьяньей» серии наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, понимание животной мимики. В фондах Дарвиновского музея палитра обезьяньих эмоций представлена более чем полно зарисовками с натуры. Тема хищников проиллюстрирована в нескольких сериях картин Ватагина. Метод серийного показа позволяет проследить ряд сцен из жизни того или иного вида в различных местах его обитания. Одна из таких серий, рассказывающая о буром медведе, представлена картинами, выполненными в 1932 году. Об этой серии А.Ф. Котс писал: «Шесть картин! Медведь — властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе и он же разгребает муравейник; тот же “мишка” у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным “делом”». Автор прекрасно знал модель, поэтому в каждом из сюжетов представил медведя крупным планом. Возможно, он сделал это в знак большого уважения к животному, издревле почитаемому на Руси. При этом художник соединил в портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением.
Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум. Художник создал ряд серий, каждая из которых представляет собой живописное повествование о разнообразии этих грациозных хищников. Он тщательно выписал их впечатляющую окраску с четко очерченными пятнами, кольцами и полосами. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту — одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть “пейзажем с фигурой” или приблизиться к зоологической иллюстрации». В.А. Ватагин прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах — выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.
1. В. А. Ватагин. Голова мартышки. 1913.
Бумага, акварель. 20x18. Дарвиновский музей.
2. В. А. Ватагин. Мартышка Диана. 1913.
Бумага, акварель. 44,5x33,3. Дарвиновский музей.
3. В. А. Ватагин. Детство бегемота. 1920.
Ватман, масло. 96x69. Дарвиновский музей.
4. В. А. Ватагин. Крокодилова зубочистка. 1920.
Акварель, ватман. 85x58. Дарвиновский музей.
5. В. А. Ватагин. Школа турят. 1920.
Ватман, масло. 71x98. Дарвиновский музей.
6. В. А. Ватагин. Буйвол и цапли. 1920.
Ватман, масло. 84x58. Дарвиновский музей.
7. В. А. Ватагин. Медведь в поисках меда. 1932.
Фанера, масло. 162x109. Дарвиновский музей.
8. В. А. Ватагин. Медведь за рыбной ловлей. 1932.
Фанера, масло. 133x162. Дарвиновский музей.
9. В. А. Ватагин. Тигр амурский. 1934.
Фанера, масло. 163x165. Дарвиновский музей.
10. В. А. Ватагин. Леопард индийский. 1946.
Фанера, масло. 122x152. Дарвиновский музей.
11. В. А. Ватагин. Пума канадская. 1946.
Фанера, масло. 152x152. Дарвиновский музей.
12. В. А. Ватагин. Пума в пампасах Патагонии. 1946.
Фанера, масло. 121x152. Дарвиновский музей.
На задней странице обложки:
В. А. Ватагин. Диморфизм леопардов. 1934.
Фанера, масло. 162x134. Дарвиновский музей.
Василий Алексеевич Ватагин - художник-анималист, скульптор, литограф
Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - художник-анималист, скульптор, литограф, учёный-зоолог, профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (Строгановского), патриарх отечественной анималистики: среди его учеников известные художники-анималисты Д.Горлов, Г.Никольский, В.Смирин, В.Трофимов.
Окончил естественный факультет Московского университета (1902-1907) и студию живописца К.Ф.Юона (1904–1906).
В 1908 году посетил зоопарки Западной Европе, создавая иллюстрации для Зоогеографического атласа; совершил поездки в Индию и на Цейлон; в 1921 году Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе "Малыгин"; выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток.
Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея и Зоологического музея МГУ: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций; его работы до сих пор имеют научную ценность, в частности - "этограммы" - зарисовки для исследования поведения животных в разные моменты времени.
В научную иллюстрацию Василий Алексеевич Ватагин внёс не только фундаментальные знания зоологии, но и своё субъективно-эмоциональное отношение, любовь к миру животных, тончайшую настроенность на восприятие живой природы; художник писал: "Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту - одно из условий анималистической живописи.
При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть "пейзажем с фигурой" или приблизиться к зоологической иллюстрации".
Василий Алексеевич Ватагин проиллюстрировал около пятидесяти книг о животных, в том числе рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.Л.Дурова, Э.Сетон-Томпсона, Ч.Робертса, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки. Главная же книга среди них, наверное, "Маугли" Р.Киплинга (1922 год).
"Я люблю природу, преклоняюсь перед её красотой. Должно быть, поэтому в своих произведениях никогда не пытаюсь "исправлять" её, а ищу, если можно так выразиться, точку наибольшего приближения к ней"
С.Федорченко. "Зоологический сад", 1927
источник
Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования.
Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях.
Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.
В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа.
В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое.
Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.
Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя.
А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы.
Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.
Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства.
Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами.
Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес.
Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями.
Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы.
Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции.
А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».
Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина.
Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах.
Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих».
В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.
- Активность: 159k
- Репутация: 16k
- Пол: Женщина
- Активность: 52k
- Репутация: 3962
- Пол: Женщина
С детства знакома с чудесными рисунками животных Василия Ватагина, и детям мы покупали книги с его иллюстрациями. В журнале "Мурзилка" тоже часто его публиковали.
На мой взгляд, особенность его рисунков в том, что это не просто изображение животных на фоне пририсованного пейзажа, а композиционное единство природы и её живности: и звери, и птицы ЖИВУТ у него в дикой природе. Именно поэтому Василий Ватагин большой авторитет и в среде художников-анималистов, и в среде учёных-зоологов, и в среде иллюстраторов детских книг. Равнодушно рассматривать его рисунки невозможно, правда?
Спасибо, Пчёлка, за очередной замечательный пост!
- Активность: 1499
- Репутация: 92
- Пол: Женщина
О! Очень люблю работы Ватагина. С детства, с иллюстраций к "Маугли".
Такой выразительный рисунок, такой эмоциональный. ЗДОРОВО!
Наталья, что ни слово в Вашем комментарии, то просто "стопроцентное попадание" !
55 комментариев
Галина(Пчёлка Майя), cпасибо.
- Активность: 6286
- Репутация: 121
- Пол: Женщина
Прекрасный анималист. Спасибо!
- Активность: 3373
- Репутация: 88
- Пол: Мужчина
Благодарю! Моя душа получила наслаждение от просмотра!
- Активность: 10k
- Репутация: 330
- Пол: Женщина
Чудесные рисунки животных.Особенно мне понравились рисунки к книги о Маугли Спасибо
- Активность: 23k
- Репутация: 160
- Пол: Женщина
- Активность: 16k
- Репутация: 400
- Пол: Женщина
Так тихо все, спокойно и торжественно. Совсем не так, как может быть реально !
- Активность: 3561
- Репутация: 60
- Пол: Мужчина
Спасибо художнику! Спасибо Пчелке!!
- Активность: 56k
- Репутация: 1152
- Пол: Женщина
Читаю - великолепно! Очень нравится!
Точно! Пчелка Майя!!
Галина(Пчёлка Майя), как вкусно!
irinanikx, я рада!
Галина(Пчёлка Майя),
у меня опять вопросы по сайту))
Что дает "добавить в друзья" на этом сайте?
В "черный список"?
"Репутация пользователя": за счет чего добавляются баллы?
Заранее благодарна!
Галина(Пчёлка Майя),
Благодарю!!
irinanikx, всегда рада поделиться своим опытом!
irinanikx, радуете меня! Спасибо!!
Галина(Пчёлка Майя),
рада, что Вы рады))
Галина(Пчёлка Майя),
О! Такой у меня не было!
Скопировала!
Спасибо!
irinanikx, и Вам!!
Галина(Пчёлка Майя),
прочитала по ссылке!!
Спасибо!!
Читайте также: