Пьеса человек из шкафа

Обновлено: 08.01.2025

Посмотрел спектакль Театра Антона Чехова «Все как у людей». В главных ролях Генадий Хазаов, Борис Дьяченко, Екатерина Клочкова, Любовь Тихомирова. Пьесу написал Марк Камолетти. Жанр- комедия положений. Не могу сказать, что спектакль мне понравился, возможно из-за того, что я никогда, по крайне мере очень на это надеюсь не находился в ситуации похожей на изложенную. Может быть события последнего времени и мои личные обстоятельства помешали расслабиться и получить удовольствие, но все именно так. Спектакль хорош, Хазанов прекрасен- партнеры его великолепны, но чего-то не хватает.

На нашем сайте рассказ о третьем спектакле театра Антона Чехова. Мы писали о постановке «Ужин с дураком» и «Крутые виражи». Остается еще только два спектакля, но видимо их стоит приберечь на потом. Спектакль «Все как у людей» затрагивает излюбленную Хазановым тему неверности мужчин. Видимо это соответствует его личной травме потому, что все роли он исполняет очень прочувствованно, хотя возможно это свойство большого таланта и хорошо подобранных пьес.

Марк Камолетти швейцарский драматург 80 лет. Автор 18 искрометных пьес. Наибольшую известность получили «Боинг-Боинг» (вошла в книгу рекордов Гинеса, как самая часто исполняемая французская пьеса), «Две пары на одном диване» ( показана зрителям 2200 раз!), «Все как у людей». Он относится к золотому веку французской комедии и его почти всегда ставят в один ряд с Мишелем Фейдо и Эженом Лабишем. Телеканал «France2» снял 10 телеспектаклей по его пьесам и под его режессурой. Стоит отметить, что Марк Камолетти по профессии художник, но уже саму первую свою пьесу «Служанка Анна» ставил сам, как режиссер. Сейчас в Москве идет постановки по четырем его пьесам «Бестолочь», «Боинг Боинг», «Вы не по адресу» и конечно наш герой постановка «Все как у людей».

Это спектакль довольно многолюдный, кроме главных героев есть еще три актера на сцене, что очень не типично для малолюдных спектаклей театра Антона Чехова, который скорее стоит назвать театром Хазанова. Тем не менее стоит рассказать о его партнерах. Рассказывать о Генадии Викторовиче Хазанове я думаю не стоит.

Борис Дьяченко 10 лет играл во МХАТе, потом 5 лет работал с А.Эфросом в театре на Таганке, потом 15 лет работал в «Современнике». В кино работал мало, но фильмы «Мятеж», «Иванов», «Человек из страны Грин», «Анфиса» хорошо знакомы советскому зрителю. Новое поколение помнит сериалы «Морозов», «Сыщики». Нельзя назвать его роли яркими, но они всегда органичны.

Екатерина Клочкова героиня сериала «Сильнее судьбы». Сыграла две роли в театре Пушкина в пьесах «Мышеловка» и «Одолжите тенора». Обладательница «постельной фигуры» с длинными полноватыми ногами. В спектакле в основном демонстрировала белье и тело.

Любовь Тихомирова. Симпатичный худенький сисястик. Постоянно обсуждается ее участие в разных порно-сюжетах, например уже не отрицается ее участие в проекте «Особенности русской бани». Победительница конкурсов стриптиза и просто красавица. Снялась в десятке сериалов «Сестры», «Сыщик районного масштаба», «Обратная сторона луны», «Любовь моя», «Мужчина во мне», «Молодожены» причем обычно она играет по несколько ролей. Не будем ее осуждать, предполагая, что постель… Девушка красива и талантлива, а было у нее 100 любовников или 500 это не так и важно.

Сам спектакль. Герой Г.Хазанова провожает жену к маме и надеется провести пару дней с любовницей, героиней Е.Клочковой. Для прикрытия зовет своего друга героя Б.Дьяченко. Но он не знает, что его жена и его друг любовники! Жена узнав, что ее любовник будет у нее дома отказывается от поездки к маме. Далее случается… герой Хазанова уговаривает героя Дьяченко соврать, что любовница, которая приезжает к нему, на самом деле его. Далее жена разрывается от ревности то к мужу то к любовнику. Происходит путаница любовница и повариха вынуждены меняться местами (как часто бывает в комедии положений). Жена во всем признается и в общем

будет весело, хотя и слегка предсказуемо. Не могу сказать, что скучно, но пьеса «читается» через 15 минут и потом можно только наблюдать за актерами, ногами и грудями актрис и размышлять на тему, какую бы вишенку на общий банальный сюжет положил бы ты, если бы был драматургом. В общем предсказуемость французский классических драматургов вещь понятная и впечатление не портит.

Пьеса человек из шкафа

Люди из шкафа. Часть первая

Наталья Владимировна Москалева

Несколько человек ставят перед собой цель (достигнуть успеха, привлечь к себе друзей, похудеть, стать хорошим родителем, влюбить в себя своего мужчину) и начинают к ней путь. Здесь много осознания – читатель как бы смотрит на себя со стороны. А кроме того, приобретает первые навыки самопрощения, самоодобрения и принятия себя.

© Наталья Владимировна Москалева, 2019

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Кто здесь главный?

– Главный, конечно, я. Я – Хозяин. Как тут может быть иначе? Я – властью наделенный. Все знаю. Решения принимаю. Планирую. Люблю, когда все прозрачно и разложено по полочкам. Я – владелец всего. Это мои поля. Иногда даже пытаюсь управлять жизнью. Пока, правда, не очень получается. Но все равно происходящее – в моем ведении. Ни одна муха не пролетит мимо. Я муху увижу, поймаю и по струнке заставлю ходить.

Хозяин многозначительно замолчал. Он пребывал в совершеннейшем наслаждении от осознания безграничности собственного мнения. Волшебное умиротворение.

Внутри заворочалось. Смутное, необъяснимое и, кажется, даже… несогласное? Такое обнаружить опасно. Надо вести себя… как будто ничего нет! Затолкать обратно. Лучше и не узнавать.

Тишину нарушил громкий стук. Настойчиво, даже нагло разрывали черепную коробку.

– Главный! Я! – голос грубый, даже наглый.

– Не понял. Какой Главный?! Хозяин – это я!

– Ну, ты Хозяин. И что? Главный-то Я!

– А я тебя не вижу!

– Зато я тебя вижу.

Главный облизнулся и сделал отрыжку. И звук такой напористый, даже противный. Ничем не сотрешь! Слова Хозяина – просто писк по сравнению с его хамством.

– Ну нахал… Тебе-то что? Открывай, говорю, а то сам достану!

– Зачем ты пришел, мне было хорошо!

– А я и не уходил. Я вот посмотрел на тебя, посмеялся. Побаловал, и хватит. Голову-то не теряй. А то, как я потом вызволять тебя буду, без головы то!? – он икнул и громко заржал.

Хозяину стало очень не по себе. Он почувствовал себя как бы и не хозяином вовсе, а всего лишь коробкой с набором обслуживающего персонала для Главного. Неприятно так чувствовать себя.

Гармония была нарушена. Теперь все время было слышно его. Он сопел, ворочался, непрерывно разговаривал. Навязчиво, без спроса врывался во внутренний мир. Считал его своим. Невозможно стало просто жить.

Но потом Хозяин привык. А что делать? Даже научился получать удовольствие. Главный оказался интересным, отзывчивым собеседником. Часто со всем соглашался. Конечно, наглый и хамоватый, лез везде, даже когда его не просили. Но при правильном подходе можно было даже получать некоторую выгоду. Главный знал ответы на все вопросы! Он так ловко их придумывал, что Хозяин просто диву давался! А как он умел судить… Вот человек еще ничего не сделал, а проницательный Главный уже диагноз поставил. Еще он идеи разные (чаще, конечно, бредовые) подсовывал. Иногда спать не давал. Совсем. Выгнал бы его… да как?

К шуму Хозяин привык. Без Главного никак! В общем, приспособились они. Жить начали по-человечески.

У порога несмело шоркали.

– Ээээ, здравствуйте. Ээээ, позвольте сказать, как бы это выразиться, ну, в общем, это я…

– Я… То есть ты, но это тоже я.

– Так… живем мы здесь…

– И давно вы здесь живете?

– Вообще-то я думал, что я один! – Хозяин недовольно поморщился. Сколько можно терпеть это безобразие! – А в другое место ты уйти не можешь?

– Нее, не могу… Я – это ты… Как бы это сказать, понимаешь…

– Ладно, ладно, не надо объяснять. Заходи, раз уж от тебя не избавиться. Только тихо, и чтобы я о тебе не знал!

– Ребята, заходим, только тихо! (Шепотом.) Он не должен о нас знать… – и целая толпа непонятных гостей тихонько разбрелась по углам.

Сегодня Хозяин был не в духе.

– Ишь! Развели тут! Теремок! Я вас не звал! – разозлился не на шутку. – Они, оказывается, здесь живут! Кто пригласи

Алексей Винокуров: Человек из шкафа

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Алексей Винокуров Человек из шкафа

Человек из шкафа: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Человек из шкафа»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Молодому доктору Алексееву приносят из магазина шкаф. Однако шкаф этот не пустой, в нем живет странный старик. Выселяться он не хочет, потому что его квартиру захватили бандиты и жить ему негде. Незваный гость оказывается чрезвычайно въедливым и ехидным, всюду сует свой нос и делает жизнь Алексеева просто невыносимой. Выгнать его нельзя, потому что на улице, он, конечно, пропадет. Единственный способ избавиться от старика – освободить от бандитов его квартиру. Однако дело это рискованное и крайне опасное…

Алексей Винокуров: другие книги автора

Кто написал Человек из шкафа? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Алексей Винокуров: Ангел пригляда

Ангел пригляда

Алексей Винокуров: Попы в космосе

Попы в космосе

Алексей Винокуров: Человек из шкафа

Человек из шкафа

Алексей Винокуров: Люди Черного Дракона

Люди Черного Дракона

Алексей Винокуров: Оулд и садо-мазо

Оулд и садо-мазо

Алексей Винокуров: Блюститель

Блюститель

libclub.ru: книга без обложки

Наталья Евдокимова: Боруэлла

Боруэлла

Николай Леонов: Уголовный шкаф

Уголовный шкаф

Кир Булычев: Шкаф неземной красоты

Шкаф неземной красоты

Человек из шкафа — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Человек из шкафа», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Человек из шкафа

Алексеев Иван Сергеевич, врач.

Старик, старик.

Тетя Алексеева, его тетя.

Таня, медперсонал.

Участковый, работник полиции.

Диана, девушка легких взглядов на жизнь.

Первый бандит.

Второй бандит.

Третий бандит.

Грузчик.

Алексеев(командуя). Тихо-тихо! Осторожно! Угол, угол… Заноси направо. Ага, вот так. Давай, давай… Ать, готово!

Шкаф оказывается в комнате.

Алексеев. Вот сюда его, к этой стене. Ага, ага…

Ставят шкаф. Алексеев вытаскивает из кармана деньги, расплачивается с грузчиком, тот уходит.

Алексеев(закрывая дверь, вслед ему). Спасибо!

Грузчик. Да не за что… Если еще чего надо будет, обращайтесь…

Алексеев. Да-да, понял. Обязательно. (Закрывает дверь, негромко.) Денег девать будет некуда – непременно обращусь.

Проходит в комнату, падает на диван. Секунду сидит на нем, закрыв глаза. Внезапно с легким скрипом растворяется одна из дверок шкафа и тут же захлопывается сама собой.

Алексеев(открывая глаза). Что?

Встает, оглядывается. Легкий шороох.

Проходит по комнате, недоуменно посматривая на стены, выглядывает в окно. Подходит к двери, открывает ее, выглядывает наружу. Дверь шкафа снова открывается, оттуда высовывается рука и тянется к стакану. Но тут Алексеев возвращается и рука исчезает.

Никого… Показалось, наверное.

Садится на диван, вытаскивает из-под стола бутылку с коньяком, рюмку, ставит на стол, наливает, пьет. Осушив рюмку, вертит пальцами и оглядывается по сторонам в поисках закуски, но ничего не находит и быстренько бежит на кухню. Спустя мгновение дверь шкафа открывается и оттуда выглядывает Старик. Осмотревшись по сторонам, он вылезает из шкафа полностью и, позвякивая медалями на буром пиджаке, пробегает на цыпочках по комнате, оглядывая все вокруг. Заглядывает в ящик комода и выхватывает оттуда деньги. Потом быстро подходит к бутылке, наливает в рюмку и одним махом ее осушает. Занюхивает собственной подмышкой. Потом снова наливает и снова пьет. Потом в нерешительности смотрит на бутылку и ногтем отмечает на ней воображаемую линию, дальше которой, очевидно, пить не собирается. После чего снова выпивает, глядит бутылку на свет и на цыпочках же бежит к двери. Но у двери вдруг хлопает себя по лбу и возвращается назад. Вытащив из кармана мятый носовой платок, тщательно начинает стирать со стакана отпечатки пальцев. Щелчок выключателя на кухне и шаги возвращающегося хозяина застают его врасплох. Он бросается к шкафу и прячется в нем. Алексеев, напевая что-то, входит в комнату. В руках у него открытая баночка шпрот, хлеб, масло, нож. Он садится на диван и, прервав пение, в недоумении глядит на ополовиненную бутылку.

Алексеев. Хрень какая-то… (Оглядывается по сторонам, пожимает плечами, начинает мазать хлеб маслом, пачкается). Черт! (Поднимается, снимает куртку, несет ее к шкафу, открывает шкаф и застывает на месте). Это еще что такое?

Старик(из шкафа). Здрасьте…

Алексеев резко захлопывает дверь, поворачивает ключ в замке.

Старик(глухо). Эй! Вы это… Погодите! Я сейчас… Я вылезу. Все расскажу.

Алексеев. Нет, спасибо. Зачем же себя беспокоить… Посиди пока так, а там видно будет. (Идет к телефону.)

Старик(стучит из шкафа). Вы что там… Вы куда пошли?

Алексеев. Сейчас узнаешь. (Телефон не соединяет, он нажимает рычаг, набирает снова.)

Старик. Куда звонишь? В полицию, что ли? Не надо в полицию!

Алексеев. Не надо? А куда надо? В Организацию Объединенных Наций? (Слушает трубку.) Да что за черт!

«Выйти из шкафа» | Спектакль про каминг-ауты гомосексуалов | Анастасия Патлай | Театр.doc

2 года охотился за этим спектаклем. И наконец попал. «Выйти из шкафа» в Театре.doc​ — спектакль про каминг-ауты гомосексуалов и одновременно один из самых здоровых спектаклей свободных людей нашей страны.

Найти в России хороший и не отталкивающий спектакль про гомосексуальность сегодня практически невозможно. Где-то шутки в лучших традициях КВН, где-то апломб, где-то «только для тех, кто в теме». Любая, даже самая благая, попытка серьезно и открыто проговорить с обществом такую в принципе довольно несложную тему превращается в манифест и лозунг. Вспомните хотя бы чудовищно пафосный и надрывный спектакль «Все оттенки голубого» Константина Райкина в Сатириконе . Спектакль, который всеми вокруг воспринимается как подвиг. Который и является по сути подвигом. Большой театр, большой режиссер, обладающий вниманием массы людей, впервые распоряжается этим вниманием не только во благо себе.

« Выйти из шкафа » — совсем иного толка история. История человеческая, душевная, не агитирующая, не осуждающая, не переубеждающая, но главное — современная и свободная. Здесь гомосексуальность не преподносится как какое-то явление. Не выворачивается грязное белье для достижения сентиментального воздействия, не навязывается эмоция кого-то жалеть и кому-то сочувствовать. Это тактичный и уважающий зрителя разговор на темы сексуальной ориентации, гендерной идентичности, камуфлирующей гетеросексусальности и потребности любого человека признать себя.

Спектакль поставила режиссер Анастасия Патлай — одна из лидеров не только российского, но и мирового документального театра. Она последовательно и крайне успешно ищет способы художественного анализа документа. Именно она первой создала качественный образец документальной оперы. Ей же удалось значительно привнести в Россию явление документальной хореографии, которой кроме Екатерины Бондаренко у нас в принципе мало кто занимается. Спросите любого знакомого, можно ли спеть или станцевать документ, чтобы это все еще остался документ, но при этом не было невыносимо скучно, и поймете насколько Анастасия развивает и двигает вперед сам жанр и представления зрителей.

Все знакомые нам театральные средства режиссер использует и перемежает между собой. Перед нами тонкий, нежный спектакль, но теперь он про жизнь, а не про побег от нее. Ходить в театр ради зрелища, ради отвлечения — полезно, но в больших количествах такой эскапизм вреден. Чтобы жить в гармонии с собой, своей психикой, своей страной, социумом и миром, необходимо анализировать. Анализ последствий — возможно единственное, что отличает человека от животных. И, в случае со спектаклем «Выйти из шкафа», этот процесс становится приятным и нетравмирующим. Даже этот пост неизбежно выходит более пафосным, оголтелым и грубым, чем спектакль.

На сцене не происходит демонстрации, на сцене просто разные люди рассказывают о том, как признались миру о своей идентичности. На заднем плане на протяжении всего действия сидит великая актриса — Аля Федоровна Никулина . У нее сложнейшая роль! Практически час она недвижима и молчалива, но при этом реагирует и существует в обстоятельствах других героев, оценивает их, но не доминирует. Ее финальный монолог становится той театральной сценой, от которой у вас возникает ком в горле, увлажнятся глаза, и которую вы вряд ли когда-то забудете. И это без даже малейшего намека на дешевую сентименталочку. Покоряет именно встреча со столь редким сегодня человеческим достоинством такого масштаба.

Стремление режиссера показать красоту жизни, жизни не во лжи, жизни реальной и рациональное использование эстетических средств, приводит к тому, что на протяжении всего спектакля вы будете смеяться и плакать (иногда одновременно), а выходя очень-очень медленно идти по улице и обсуждать и анализировать свою жизнь и мир вокруг в таких категориях, которыми раньше просто не мыслили. Нужно ли от театра что-то большее?

Как и подобает хорошему спектаклю, «Выйти из шкафа» — это не столько история про гомосексуалов. В первую очередь это история о том, как заявить миру о своей психологической идентичности. Как добиться признания родителей. Как доказать себе и миру, что вы существуете. Как уметь поддерживать детей. Как правильно разделять ответственность и уважать чужие границы. И, конечно, как перестать прятаться в шкафу. В котором страшно и одиноко. В котором у каждого не по одному скелету. Никто не должен оставаться в шкафу.

В одной из сцен молодая и счастливая пара геев вдруг сама начинает неожиданно проявлять пассивную гомофобность. Общество заражает их. Несвобода заражает и воспаляет сознание. Сколачивает вокруг каждого из нас очередной шкаф. И именно умение своевременно обнаружить себя в шкафу и с достоинством выйти из него — залог психического здоровья.

В другой сцене герой пытается в word-документе написать свое признание. Он пишет «я» с маленькой буквы. Потом стирает и пишет «Я». А потом стирает все написанное.

Таких нюансов, которые воздействуют на глубинные человеческие переживания, масса. Даже документальность тут обособляется от художественных средств настолько виртуозно, что многие, выходя из зала, долго спорят, кто на сцене актер, а кто реальный герой.

После спектакля мы шли по улицам Москвы и долго не могли избавиться от ощущения, что город вокруг больше напоминает мебельный магазин. Кругом ходят шкафы. У них разная отделка, индивидуальная фурнитура. Но объединяет их то, что из каждого выглядывает запуганная или растерянная пара глаз. Выйти из шкафа стоит уже хотя бы для того, чтобы взять другого за руку и помочь ему покинуть свой страшный шкаф.

Этот спектакль демонстрирует всю силу и мощь документального театра. Он заражает свободой. Позволяет обнаружить, что розовая мечта и твоя личная зона комфорта — это лишь умение жить во лжи. Лжи себе и/или окружающим. После этого спектакля вы не просто встаете и выходите из зала. Он помогает вам встать и выйти из вашего собственного шкафа. Выйти и признать себя, принять себя, заставить себя уважать. Именно самому себя уважать, что не так легко, как кажется.

Просто образец того, как театр своей «игровой природой» должен не заставлять зрителей «сопереживать» героям и эксплуатировать чувство эмпатии, а обличать фальшь реальной жизни.

Горячо рекомендую всем. Всем, кто в театре сегодня все чаще ощущает себя, как на пире во время чумы. Всем, кто хочет увидеть отличный документальный театр. И особенно всем, кто начинает задыхаться в своем шкафу.

Печально лишь, что увидеть его сейчас непросто. Билеты недорогие (около 1000₽), но, как многие знают, Театр.doc сегодня испытывает сложности с площадкой. Места и людей, которые заражают свободой, у нас всегда насильно стараются засунуть обратно в шкаф.

В ноябре показов «Выйти из шкафа» очень вероятно не будет вообще. Именно потому, что пройти им просто негде. Но в декабре он возникнет в афише. А потом (хочется верить, что надолго) вновь займет место в афише театра уже на новом месте.

Так что, пожалуйста, запомните и при первой возможности сходите. Оно определенно стоит того.

"Театр" Сомерсета Моэма, рассказываю, почему этот роман стоит прочитать

Несмотря на свою популярность, сам Моэм назвал себя лучшим из второстепенных писателей, а свою жизнь считал скучной. Он был агентом британской разведки в годы первой мировой войны, он был любителем путешествий, он был бисексуален и он был блестяще остроумен.

«Театр» это может быть и не лучший, но один из самых остроумных романов Сомерсета Моэма. Он завершает «трилогию о людях искусства» («Луна и грош» о художнике, прототипом которого был Поль Гоген, и «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» о писателях, предполагаемым прототипом был Томас Харди) и подводит итог о значении искусства. Искусство, переосмысливая действительность, воссоздают ее, преображая и наполняя смыслом.

Моэм писал, что с момента постановки его первой пьесы в театре он знал множество выдающихся актрис, но ни одна из них не является прототипом главной героини этого романа, у них он позаимствовал только отдельные черты. Джулия плод его воображения и к ней он испытывал большую симпатию, несмотря на ее озорные поступки.

Главная героиня этой истории Джулия талантливая, успешная и уже немолодая актриса. Она добилась всего, о чем мечтала. В юности она мечтала выйти замуж за очень красивого, но неталантливого актера по имени Майкл из труппы Джимми Лэнгтона, где она начинала актерскую карьеру. Не без труда, но ей это удалось. Они поженились, и у них родился сын. Вместе с Майклом они мечтали о том, чтобы открыть свой театр в Лондоне. У них это получилось. Он стал режиссером этого театра и подбирал пьесы, в которых Джулия смогла бы проявить весь свой талант.

Она была счастлива? Да, но только в театре, только на сцене.

«Джулии часто казалось, что в ней сочетаются два лица: популярная актриса, всеобщая любимица, женщина, которая одевается лучше всех в Лондоне, но это лишь иллюзия, и героиня, которую она изображает каждый вечер, и это ее истинная субстанция».

Это напомнило мне слова Мэрилин Монро:

«Я всегда чувствовала, что меня не существует; единственная возможность быть для меня - это, наверное, быть кем-то другим. Поэтому я и захотела стать актрисой».

А в реальной жизни она давно разлюбила своего мужа. У нее есть друг лорд Чарлз, который вроде бы влюблен в нее уже много лет, но Джулия воспринимает его только как друга. Да, есть еще гости из высшего общества, приемы, но все это уже давно надоело Джулии.

«Когда вздохами, печальными взглядами и недомолвками она Чарлзу понять, что жизнь ее пуста и, несмотря на свою успешную карьеру, она не может не чувствовать, что упустила нечто очень важное, она была почти искренна».

Да, Джулия играет не только в театре, она играет всегда. Вся ее жизнь это игра. Меняя маски, она ловко манипулирует людьми и всегда добивается от них того, что ей нужно.

Единственный на кого не действует ее талант это ее проницательный сын Роджер. Он всех видит такими, какие они есть на самом деле.

«Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка – твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду».

Жизнь Джулии благополучна, но однообразна и ей начинает казаться, что больше уже не будет ничего интересного. Как вдруг на горизонте ее обыденности появляется молодой бухгалтер Том. Он своей напористостью и настойчивостью сумел обратить на себя внимание Джулии.

В том, что Джулия начала встречаться с человеком на пару лет старше ее сына, проявляется ее легкомысленность. Ясно, что он испытывает к ней не романтические, а корыстные чувства. И понятно, что это отношения быстро закончатся и это причинит ей боль. Но, как известно, человек «сам обманываться рад».

Кстати, во многих произведениях Моэма, как и в романе «Театр» чувствуется его предвзятое отношение к женщинам (правда, он и о мужчинах был невысокого мнения, просто он очень хорошо разбирался в людях). Возможно, это объясняется его нетрадиционной ориентацией и травматическим опытом, связанным с женщинами. Например, у него были сложные отношения с женой и тяжелый развод или быть может, женщины в его окружении своим поведением подкрепляли его мнение о том, что они способны на интрижку с первым встречным, как например, Джулия с испанцем. Меня это удивило. Да и как начались ее отношения с Томом, меня тоже удивило. Впрочем, возможно в те времена были другие нравы.

Но истинную женскую мудрость Джулия проявляет потом. Когда понимает, что Том ее просто использует, чтобы попасть в высшее общество и получать от нее дорогие подарки. Потом она узнает, что он ей изменяет. Финальным аккордом по нервной системе Джулии становится то, что он просит дать роль в новой пьесе начинающей актрисе Эвис Крайтон, в которую он влюбился.

Правда, выбор Тома позволил Джулии сквозь пелену влюбленности увидеть какой он на самом деле, его примитивность и недалекость. Если его привлекают, такие девушки как Эвис, значит, он и сам такой же.

«Ах, она так несчастна! Лишь одно помогало ей вынести горе – жгучее презрение, которое она не могла не испытывать к глупому мальчишке: предпочел ей третьеразрядную актрисочку, которая даже не представляет, что такое настоящая игра! Это было нелепо».

Но она наоборот, используя талант и мастерство, делает вид, что ее это не задело, что все в порядке, что она, конечно же, поможет этой актрисе получить роль в их новой пьесе.

И как ни странно, Джулия правда делает все для того, чтобы Эвис получила роль.

Вот тут я уже начала переживать за Джулию. Что если Эвис сумеет соблазнить Майкла и благодаря этому сумеет сместить с пьедестала Джулию и станет играть главные роли? Не очень разумно пускать в свой театр, молодую актрису, хоть и бездарную, но «хорошенькую, как картинка». Тем более, что она поняла, что эта девушка из себя представляет.

«- Она милая девушка и настоящая леди. – «Милая девушка», вероятно, потому, что она от тебя без ума, а «настоящая леди» - так как отвергает твои ухаживания, пока ты не подпишешь с ней контракта?»

Но у Джулии все под контролем, у нее был план. И она была уверена в силе своего таланта.

«Скоро Джулия обнаружила, что может с полной безмятежностью думать о Томе и своей любви к нему. Она поняла, что ранено было больше ее самолюбие, чем сердце».

Она собиралась бороться с Эвис не как женщина, а как актриса.

«Заглянув в свое сердце, она увидела, что возмущается нанесенной ей обидой не Джулия Лэмберт – женщина; той было все равно. Ее уязвила обида, нанесенная Джулии Лэмберт – актрисе».

И Джулия, используя свой опыт и талант, филигранно нейтрализовала ее. В новой пьесе Джулия стала Солнцем, в сиянии которого Эвис померкла, причем даже для Тома.

И при этом сделано это было настолько профессионально, что только Майкл заметил, как она целенаправленно уничтожила Эвис и ее «карьеру».

Меня поражает, как некоторым женщинам, когда их обидели, удается сделать вид, что всё в порядке и продолжать общение с человеком, как ни в чем не бывало чтобы быть в курсе дел и, находясь рядом при случае отомстить. Удивительно, но это реально работает. Человек не понимает, что если он плохо поступил по отношению к кому-то, то ничего не в порядке. Ему кажется, что если человек сказал, что всё нормально, значит, так и есть, значит, его это не задело. Он скорее будет ожидать мести от того, кто прямо скажет, что он обижен и зол. Хотя, если человек прямо и открыто выказывает свой оправданный гнев, он явно не из тех, кто будет делать что-то исподтишка.

И в конце все у ее ног, Майкл, Том, зрители. Но ее это не волнует, свой триумф она хочет разделить только с одним человеком, с собой. Браво, Джулия! Истинное торжество самодостаточности.

«Джулия вновь подумала о Томе и пожала в душе плечами. «Это было забавное приключение и кое-что мне дало». Несомненно, в будущем она извлечет из него пользу».

Что правдивее реальность, где все говорят не то, что думают, и изображают из себя тех, кем не являются или искусство, все неправда, но все об этом знают. Получается, что театр честнее?

«Лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Вот в чем ответ Роджеру. Все люди – наше сырье. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение – быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения».

Есть несколько экранизаций этого романа «Очаровательная Джулия» 1962 года с актрисой Лилли Пальмер. Кстати, она играет главную роль в фильме, который мне очень нравится «Монпарнас-19» 1958 года про художника Амедео Модильяни. Еще одна экранизация советский фильм «Театр» 1978 года с латвийской актрисой Виеё Артмане. Но мне больше всего нравится экранизация 2004 года «Театр» (Being Julia) с Аннетт Бенинг в главной роли за которую она получила премию Золотой глобус и номинацию на Оскар.

На мой взгляд, она идеально соответствует образу Джулии, не юной, но достаточно молодой, красивой и стройной, что она может играть женщин двадцати пяти лет.

Но в целом, фильм сумбурный, просто набор не особо связанных между собой сцен. Я бы посоветовала смотреть его только после прочтения романа. Мне понравилась находка этого фильма в виде духа Джимми Лэнгтона, который напоминает Джулии чему он ее учил. Но мне не понравилось, как изменили финальную сцену, превратив всё в фарс, явную и грубую месть, в то время, как Джулия Моэма проявила свое актерское мастерство и женскую мудрость. И мне не понравился выбор актрисы на роль Эвис Крайтон, она удивила мои ожидания о «хорошенькой, как картинка» девушке.

P.S. «Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их. Джулия вспомнила слова Чарлза, как-то сказавшего ей, что поэзия проистекает из чувств, которые понимаешь тогда, когда они позади, и становишься безмятежен».

Читайте также: