Гудкова и яковлев в шкафу

Обновлено: 08.01.2025

«Детективное агентство Мухича» — спин-офф популярной телефраншизы, который мало кто видел, но о котором знают все: артист Роман Попов в охотничьей твидовой кепочке смотрит на нас буквально с каждого билборда. О феномене всенародной любви к «Полицейскому с Рублевки» и пугающих метаморфозах проекта после ухода Александра Петрова рассказывает Василий Степанов.

Василий Степанов

Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

Шесть с лишним лет назад, весной 2016 года, на новеньком черном «Мерседесе» в эфир ТНТ въехал «самый богатый из честных ментов России (или самый честный из богатых)» — майор Измайлов, он же Гриша, он же Демон, оперативник отделения полиции Барвиха Северное, полицейский с Рублевки, дерзкий парниша в красных «конверсах» и при «ролексе». Привел его на телевидение шоураннер Илья Куликов, к тому моменту широко известный благодаря другому своему вкладу в большой ментовский телемиф — Куликов писал и развивал «Глухаря».

Вообще говоря, закон и порядок на российском телеэкране — тема необъятная. Затруднительно точно подсчитать, сколько именно людей и оборотней в погонах прошло по экранам за 10–20 лет, минувших с тех пор, как веру в киногению правоохранительных органов вернули зрителю питерские «Улицы разбитых фонарей». Полиции на экранах было много; это фон пестрый, как сама жизнь. Однако и на нем «Полицейский с Рублевки» выделялся каким-то особым, ни с чем не сравнимым шиком. Тут, кажется, дело в диапазоне: едва ли был у нас другой герой, который так органично расхаживал бы в «Армани» с пачкой красных пятитысячных на кармане и в то же время мог спеть на свадьбе сестры «Все идет по плану».

Название куликовского произведения отсылало к яркой трилогии эпохи хай-концептов — «Полицейскому из Беверли-Хиллз», при этом из российской версии была изъята собственно суть того хай-концепта. Американское кино о простом черном парне в шикарном районе подразумевало, что герой Эдди Мёрфи для Беверли-Хиллз рылом не вышел, попал не в свою тарелку. Гриша же Измайлов, сирота и наследник изрядного родительского состояния, чувствовал себя на Рублевке исключительно комфортно, был дома. Незваными гостями оказались зрители ТНТ.

Суть придуманного Ильей Куликовым концепта сводилась к желанию убедить этих зрителей в двух вещах. Во-первых, рассказать, что мент остается ментом даже в обстановке тяжелого русского люкса. Что изменится, если полицейскую раскраску наносить не на джип-уазик, а на спорткар «Ламборгини»? Можете не верить, но фактически ничего. Во-вторых, надо было показать, что российские полицейские, как и карамзинские крестьянки, чувствовать умеют. В первых сезонах Куликов лихо сводил грубую комедию на грани слэпстика и скатологических эскапад с типичной дневной мелодрамой, не забывая при этом об элементах полицейского процедурала. Когда-то Пушкин писал Грибоедову по поводу «Горя от ума», что, мол, Софья «начертана неясно: не то <б***ь>, не то московская кузина». Столь же сложное впечатление производил и главный герой «Полицейского с Рублевки». Измайлов в исполнении самого востребованного на тот момент российского актера Александра Петрова жестоко куражился над начальником Яковлевым в исполнении Сергея Бурунова (оба скабрезно матерились и не особенно стеснялись рукоприкладства), а проржавшись, трепетно, с ахами-вздохами и душевными травмами, устраивал личную жизнь свою и любимой сестры (Александра Бортич).

Нетрудно догадаться, что романтические линии сериала — ухаживания за предельно положительной бизнесвумен Аленой и раскрепощенной столичной гетерой Кристиной — прежде всего должны были удержать у экрана женскую аудиторию. Мальчикам — юмор телесного низа и насилие, девочкам — любовь. Расчет сработал. Более того, одним из камней преткновения для третьего и четвертого сезонов стала попытка свести Измайлова с третьей пассией — ядовитой оперативницей Алисой Рыбкиной (Рина Гришина). Вот уж, казалось бы, был прорывной для нашего киноландшафта персонаж: умница, хулиганка, эмансипе. Однако зеркальное фемотражение Измайлова было слишком далеко от патриархальных взглядов широкой публики. Тут зритель не выдержал: хамство, агрессия и правовой нигилизм в России позволены только мужчинам. Гендерные стереотипы не шутка, и если женщина на российском экране ведет себя как мужчина, то она в глазах публики непременно должна быть наказана (хотя бы несчастьем в личной жизни). Такой была плата Рыбкиной за несоответствие патриархальным клише.

Поразительно, но мир «Полицейского с Рублевки», сознательно высмеивающего на рублевском материале самые болезненные язвы российской жизни — коррупцию, этатизм, стяжательство, повсеместное насилие, мужской шовинизм и всякого рода нетерпимость, — оказался ценностно близок целевой аудитории. Она бесхитростно узнала в малосимпатичных героях Куликова себя. Публику умилил стихийный дурак-имперец подполковник Яковлев, чей кабинет с развешанными по стенам саблями и портретами Александра III напоминал чертоги самого Бесогона (не зря Яковлев прозвал Измайлова «демоном»). Публику радовал своим неунывающим тупоумием следак Мухич (вот он, истинно народный характер!). Публику манили ухоженные дамы полусвета. Но главной ролевой моделью для самых широких слоев населения стал осиянный финансовым благополучием и сексуальными победами улыбчивый альфа-трикстер Измайлов — решала, мент, национальный мультгерой, у которого сила в правде, пиво в стакане, пушка в кобуре, а задница уютно устроилась на сиденье с подогревом.

«Полицейский с Рублевки» стал зримым оправданием бытовой лексической агрессии (изъясняются герои сериала с шокирующей грубостью типа: «Купи себе паяльник и запаяй хлебальник!»), нормализовал насилие (еще дальше пойдет в этом смысле приквел «Милиционер с Рублевки») и непрестанно пестовал лицемерие и оппортунизм. Вы не подумайте, это же комедия, несерьезно.

После четвертого сезона, закруглив мелодраматическую линию и отпустив на волю Петрова (смешно, но Илья Куликов отправил своего героя-мента в бессрочное свадебное турне по Европе, что по нынешним временам чуть ли не эмиграция!), вселенная «Полицейского с Рублевки» приобрела совсем уж гротескные черты.

Шоу разложилось на плесень и липовый мед: с одной стороны, случился циничный чес по кинотеатрам с полнометражными новогодними сиквелами, с другой — от старого концепта отпочковались сериальные спин-оффы. Жанровое преображение в чистую комедию абсурда тут подтвердил хронометраж: теперь каждая новая серия длилась не 45, а 25 минут, наполненных мемным, на грани кринжа и фола, юмором. Начальника, полковника Яковлева, перевели из Барвихи руководить полицейской академией. Избавленный от сентиментальной горячки и Измайлова пятый сезон «Полицейского с Рублевки» превратился в типичный ситком. Затем история Яковлева удостоилась приквела, по-своему смешного: «Милиционер с Рублевки», несмотря на условно детективные обстоятельства, оказался ревизией лихого десятилетия с позиций не криминальных, а комично обывательских. Важным аттракционом тут было перечисление поп-культурных феноменов 1990-х — от вкладышей из Turbo до телемагазина и Фредди Крюгера.

А в 2022 году комиковать отправили совсем уж второстепенного героя: следователь-тугодум Мухич (Роман Попов) стал частным детективом.

Пожалуй, психоделические диалоги Мухича и его партнерши по жизни и делу Кристины (София Каштанова) сделали бы честь и «Монти Пайтону». Но, несмотря на явную тягу к британскому абсурду, в них остро ощущается именно национальная российская специфика. Работа детективного агентства — дистиллят разрушительного сюра, наглядное опровержение любых законов логики. Мухич отменяет причинно-следственные связи подобно тому, как клюющая корм курица без головы отменяет принципы пищеварения. Он чудо-человек, русский недоросль-богатырь, дважды в день знающий точное время. Тут стоит вспомнить, что в ранних сезонах «Полицейского с Рублевки» герой Бурунова грубо, но за дело называл Мухича «конченым».

И действительно, «Детективное агентство Мухича» существует где-то за гранью добра и зла и представлений о хорошем и плохом — там, где мир теряет знакомые очертания. Сам факт того, что «конченый» Мухич становится в 2022-м для вселенной «Полицейского с Рублевки» главным героем, что он продолжает заниматься на телеэкране ровно тем же, что и последние шесть лет, то есть отпускать скабрезные шутки в адрес Кристины и грезить о «Макдоналдсе», не замечая, как изменилась реальность вокруг (и нет ни Петрова, ни Бурунова, ни даже того самого «Макдоналдса»), очевидно, важный симптом чего-то происходящего в этой самой реальности. Но только чего? Этого зритель пока не понял. Судя по рейтингам, зритель в замешательстве.

Сериал Милиционер с Рублевки 1 сезон


«Милиционер с Рублевки» — приквел популярного ситкома канала ТНТ «Полицейский с Рублевки».

Сюжет

Действие сериала разворачивается в 1994 году, во времена пейджеров и видеокассет. Володю Яковлева по выпуску из высшей школы милиции отправляют работать на Рублевку. Там он встречает следователя Гудкову. Вместе они ввязываются в странные дела: пытаются отыскать пиратскую группировку, которая снимает продолжения культовых боевиков, ищут чемодан с билетами «МММ». Брат Яковлева, подросток с амбициями будущего сотрудника службы безопасности, нередко помогает напарникам ловить нарушителей закона. Именно на Рублевке на рабочих сменах Яковлев впервые начнет брать взятки и пополнит свой словарь новыми характерными словами и фразами.

В каждой серии сценарист Илья Куликов решил сделать акцент на определенном явлении из жизни 90-х годов. Нередко для создания нужной атмосферы в сериале мелькают отсылки, новостные сюжеты, видео из архивов, старые песни и изображения с VHS-фильтром.

Илья Куликов: «90-е были годами детства и молодости, и тогда вся происходящая дичь воспринималась по-другому. Мы собрали весь абсурд эпохи и накинули на него флер сказочности, сделав мир, в котором ничего плохого произойти не может. «Милиционер с Рублевки» — до абсурда смешная история, развивающаяся в ностальгической атмосфере, где есть малиновые пиджаки, игровые приставки, продовольственные палатки возле метро, лотереи и видеопрокатное кино. Все мы увидим, из чего складывался тот самый Яковлев. Хоть это и сериал-приквел, Володя в нем легко узнается — по повадкам, словечкам и прочим атрибутам. У «Милиционера с Рублевки» очень тесная связь с теми частями, которые уже выходили в эфир».

Чем закончился?

В течение всего сезона Яковлев и его странноватая коллега Гудкова расследуют разные, порой доходящие до абсурда, дела. А их наставник Горшков то и дело попадает в забавные ситуации: то теряется в лесу, то влюбляется в проститутку, то участвует в футбольном матче с грабителями.

В последней серии Гудкова и Яковлев помогают американскому коллеге Рэю Смиту в поисках крупного наркодельца. Вместе они вынуждены исследовать все самые злачные места в городе, как обычно попадая в опасные и одновременно комичные ситуации. Попутно милиционер знакомит американца с семьей, а Рэй проникается к Яковлеву совсем не дружескими чувствами. В итоге расследования Гудкова, благодаря случайному стечению обстоятельств, рассекречивает нарколабораторию и драгдиллера Бейли. Смит отправляется в родные Штаты, оставив Володе неожиданный неприятный сюрприз.

Производство

Съемки пилотной серии состоялись в июле 2019 года. О начале работы над сериалом сообщила в соцсетях кинокомпании Legio Felix, принадлежащая Илье Куликову. Режиссером проекта также выступил Илья Куликов. Продюсерами телепроета стали Евгений Никишов и Валерий Федорович.

Главную роль в «Милиционере с Рублевки» — молодого Володю Яковлева — сыграл Артем Сучков ( « Ланцет », « Отчаянные » ). Молодую Гудкову сыграла Ольга Виниченко ( « Пока станица спит », « Жена полицейского » ).

Эволюция «Полицейского с Рублевки»: от милиционера до частного детектива

К выходу 2-го сезона «Милиционера с Рублевки» разбираем, как с годами менялась комедийная полицейская сага.


21 марта 2016 года на канале ТНТ вышла первая серия комедийного проекта « Полицейский с Рублевки », ставшего трамплином для карьеры Александра Петрова и завоевавшего сердца тысяч поклонников. Шоураннер Илья Куликов смог выстроить целую киновселенную вокруг сотрудников правоохранительных органов, которые наравне с законом блюдут и собственные корыстные интересы. З рители не захотели расставаться с яркими персонажами даже после завершения основного сюжета, так что сериал получил приквел « Милиционер с Рублевки » и спин-офф « Детективное агентство Мухича ». Несмотря на общих героев, каждый из этих проектов обладает своими особенностями и тоном повествования.

Особое обаяние первых сезонов «Полицейского с Рублевки» строилось на динамике отношений между тремя ключевыми персонажами — Гришей Измайловым (Александр Петров), Володей Яковлевым ( Сергей Бурунов ) и Игорем Мухичем ( Роман Попов ). Яковлев ставил задачи, создавал проблемы и служил мишенью для насмешек, Измайлов решал проблемы и находил все новые способы поиздеваться над непосредственным начальником, а Мухич вытворял смешные глупости, отыгрывая амплуа недалекого друга главного героя. Что немаловажно, все трое были симпатичны зрителю — Яковлев, несмотря на склонность к коррупции и прочим излишествам нехорошим, вызывал сочувствие как жертва, Измайлов сражал наповал своим обаянием и находчивостью, да и драматическая линия его прошлого оставляла след в наших сердцах, а Мухич обладал подкупающим простодушием Форреста Гампа. При этом Куликов постепенно открывал перед нами новые грани знакомых персонажей — например, Измайлов, изначально представавший в виде легкомысленного бонвивана, оказался заботливым старшим братом и человеком с большим сердцем, жертвующим крупные суммы на содержание сиротского приюта.


Сергей Бурунов и Александр Петров в сериале «Полицейский с Рублевки»

В третьем сезоне Куликов решил провести рокировку, сделав Гришу Измайлова исполняющим обязанности начальника отдела, а Яковлева понизив до начальника «оперов». Освободившись от гнета ответственности, Володя пустился во все тяжкие, вспомнив, каким лихим и крутым оперативником он был когда-то в молодости. Таким образом шоураннер не только смог освежить проект, но и заложил основу для приквела «Милиционер с Рублевки», где мы смогли увидеть, был ли молодой Яковлев ( Артем Сучков ) так хорош, как он привык о себе думать. Работая над сериалом про девяностые, Куликов смог показать, как энергичный, ретивый и полный оптимизма лейтенант милиции превратился в того Володю, которого мы знаем. На протяжении первого сезона персонаж Сучкова постепенно обрастал знакомыми нам ужимками, учился брать взятки, пополнял свой лексикон фразами, разлетевшимися на цитаты. Тут стоит отметить, что Илья Куликов на съемочной площадке давал своим ключевым актерам немало свободы. Режиссер часто предлагал отснять «импровизационные» дубли, где присутствующие в кадре отыгрывали сцену так, как они ее видят, и нередко именно такие дубли шли в финальный монтаж. Таким образом Володя Яковлев в немалой части является творением Бурунова, и требовалось большое мастерство, как со стороны сценариста, так и от актера, чтобы «откатить» этого персонажа в девяностые, сохранив его самобытность.

Фундамент для второго спин-оффа также был заложен Куликовым заранее. В четвертом сезоне «Полицейского с Рублевки» главным героям пришлось противостоять таинственному Мориарти — коварному и умному преступнику, знающему их уязвимые места и всегда остающемуся на шаг впереди. В финале выяснилось, что Мориарти — это альтер-эго Игоря Мухича, пробуждающееся после неумеренных возлияний. Если гениальный Брюс Бэннер в кинокомиксах Marvel был обречен превращаться в тупого громилу Халка, то у Куликова сложилась обратная ситуация: недоумок-полицейский становился одаренным преступником. Таким образом шоураннер смог поставить в центр сюжета персонажа, ранее прозябавшего на втором плане, и тем самым доказать, что персонаж Попова вполне потянет сольный проект. Даже если в «Детективном агентстве Мухича» не найдется места для Мориарти, дуэт из Мухича и экс-куртизанки Кристины ( Софья Каштанова ) сам по себе имеет огромный потенциал для создания комичных ситуаций. Конечно, многое зависит от того, какого рода дела будет расследовать частный детектив.


Софья Каштанова и Роман Попов в сериале «Детективное агентство Мухича»

Нельзя не отметить, что Илья Куликов имеет привычку несколько раз использовать один и тот же материал. Некоторые преступления, с которыми доводится сталкиваться Володе Яковлеву в приквеле, сильно напоминают кейсы из «Полицейского с Рублевки» — в обоих сериалах есть эпизод про «призрака», серия с герметичным детективом, а также сюжетный ход, когда герой охраняет женщину, с которой мечтает переспать. Кроме того, в обоих проектах главным героям доводится сыграть в футбол (что неудивительно, ведь Куликов — ярый фанат этого вида спорта) и погрузиться в мир видеоигр. Конечно, время действия накладывает свой отпечаток на происходяшее: молодой Яковлев приходит в восторг от восьмибитной приставки «Денди» (во втором сезоне ему также предстоит столкнуться с культовой видеоигрой DOOM), а вот зрелый Володя уже не может разобраться в онлайн-игре без помощи Гриши Измайлова.

Илья Куликов не старается достоверно изображать реальность, «лихие» девяностые в «Милиционере с Рублевки» окружены романтическим флером и в значительной степени пригламурены. Вместе с тем, он умело раскидывает по сериалу приметы века, которые однозначно указывают на конкретное десятилетие. Лейтенант Яковлев помогает «новым русским» вернуть акции «МММ» и найти угнанный шестисотый «Мерседес», в то время как Гриша Измайлов оказывает помощь рублевским олигархам, ищет угнанный «Мустанг» и возвращает украденный меч Элартара — предмет из видеоигры, даже не имеющий материального воплощения. Не удивимся, если детектив Мухич будет расследовать пропажу криптовалюты и NFT.


Роман Попов в сериале «Полицейский с Рублевки»

Еще одним важным элементом, способствующим погружению в эпоху, становится узнаваемая одежда. Молодой Володя Яковлев носит турецкие джинсы-бананы и нередко щеголяет в джинсовой куртке, явно купленной у «челноков», а его напарница Гудкова ( Ольга Виниченко ) во втором сезоне, работая под прикрытием, будет ходить в кологотках в сетку и короткой юбке. Иронично, что когда Яковлев в третьем сезоне «Полицейского с Рублевки» вспоминает молодость, он наряжается кожаную куртку, хотя в приквеле ничего подобного не носит. Можно предположить, что таким образом герой Бурунова подражает Грише Измайлову — он-то как раз часто появлялся на работе в кожанке, дерзкой футболке с ярким принтом и красных кедах, ставших узнаваемой частью образа героя.

Музыка также выступает связующим звеном между сериалами. Несмотря на то, что саундтрек «Полицейского с Рублевки» по большей части состоит из современных композиций, в нем встречаются вкрапления ретро-шлягеров вроде «Травы у дома» и «American boy». Особенного упоминания заслуживают песни «Гранитный камушек» и «Музыка нас связала», которые Сергей Бурунов феерически плохо исполняет в полнометражных продолжениях «Полицейского с Рублевки». В приквеле были раскрыты причины любви Яковлева к хиту группы «Божья коровка». Кроме того, в «Милиционере с Рублевки» звучат крайне подходящие под временной период композиции «Комбинации» и «Кар-мэн».


Фото со съемок второго сезона сериала «Милиционер с Рублевки»

Говоря о сходствах и параллелях, нельзя не отметить, что приквел построен значительно проще, чем породивший его сериал: в «Милиционере с Рублевки» меньше действующих лиц и, соответственно, меньше параллельно развивающихся сюжетных линий. «Полицейский с Рублевки» удачно сочетал в себе комедию, детектив и драму. Гриша Измайлов не только расследовал преступления, но и пытался разобраться с личной жизнью — на протяжении четырех сезонов он все время был участником разных любовных треугольников, и это добавляло интереса происходящему. Даже когда у самого Измайлова на любовном фронте возникало затишье, романтические отношения продолжали оставаться двигателем сюжета — гришина сестра Ника ( Александра Бортич ) выходила замуж, а Мухич влюблялся в школьную учительницу ( Ирина Вилкова ). Приквел уделяет подобным темам значительно меньше экранного времени — вместо большой и чистой любви персонажами обычно движет сиюминутное увлечение, не оказывающее заметного влияния на глобальный сюжет.

Кроме того, как мы отметили ранее, успех первых сезонов основан на взаимодействии трех персонажей: «крутого», «смешного» и «тупого». После того, как в пятом сезоне «Полицейского с Рублевки» Илья Куликов попытался продолжить сюжет, исключив из него героя Саши Петрова, повествование развалилось. Движимый похотью и жаждой наживы Володя Яковлев способен совершать крайне забавные поступки, но без уравновешивающего его безумие персонажа он пускается вразнос и превращает ситуационную комедию в комедию абсурда. В «Милиционере с Рублевки» Артему Сучкову приходится одновременно быть крутым парнем, за которого зритель будет болеть, и смешным дурачком, огребающим проблемы из-за собственной тупости — а это сложно совместить в одном герое.


Артем Сучков и Ольга Виниченко в сериале «Милиционер с Рублевки»

Таким образом, если в рамках «Полицейского с Рублевки» уместно говорить об эволюции персонажей и манеры повествования, то при сравнении его с приквелом становится очевидно, что Илья Куликов пошел по пути упрощения. Структурно и композиционно «Милиционер с Рублевки» беднее своего предшественника — но, к счастью, юмор остался по-прежнему точным, диким и беспощадным. А ведь именно за это мы и любим проекты Куликова.

«Не надо, не позорьтесь». Почему зрители разгромили «Милиционера с Рублевки»?

Я уже предсказывал провал «Милиционера с Рублевки» и, вероятно, поэтому был забанен в официальном паблике кинокомпании Legio Felix. Но теперь, когда приквел «Полицейского с Рублевки» вышел на экраны, я буду молчать. Зачем писать рецензию на заранее обреченный сериал, если вердикт все равно выносят зрители? Поэтому чуть ниже – подборка отзывов о новом творении Ильи Куликова и Полины Ануфриевой.


Итак, первый эпизод «Милиционера с Рублевки» выложили на ютуб-канал ТНТ. И нам открывается примерная картина зрительских настроений: одиннадцать тысяч лайков на почти пять тысяч дизлайков. Казалось бы, все не так плохо – просто противоречивая комедия на любителя. Но комментаторы чуть более категоричны.






Большинство мини-рецензий посвящено отсутствию Сергея Бурунова. Молодую версию его героя, генерал-майора Владимира Яковлева, сыграл малоизвестный артист Артем Сучков. И без сравнений с оригиналом не обошлось. Это было ожидаемо: огрехи в актерской игре Сучкова проявились уже в первом трейлере. Молодому Яковлеву отчаянно не хватает фирменной мимики Бурунова, из-за чего актер скатывается в подражание.


Но Сучков – не единственная жертва зрителей. Комментаторы прожарили весь каст из ноунеймов. Выделялась, разве что, актриса Ольга Виниченко – экранная Мария Гудкова. Спасибо гипертрофированному хохоту ее персонажа: он добавляет в унылый сериал щепотку безумия.


Но героиня смеется, а зритель с трудом находит повод для улыбки. В «Милиционере с Рублевки» нет безошибочного конвейера гэгов – Сергея Бурунова. И в подобных условиях создание юмора ложится на сценариста. Но Илья Куликов, кажется, промахнулся: приколы редко попадают в цель.


Режиссер-дебютант Полина Ануфриева создает атмосферу лихих девяностых с помощью VHS-эффекта. Но машина времени барахлит каждый раз, когда зритель видит в кадре пластиковые окна. В этот же момент стилистический прием теряет всю свою силу.


Но создателям не откажешь в самоиронии. Забавно, что первую серию «Милиционера с Рублевки» посвятили поискам кассетных пиратов, подделавших оригинального «Рэмбо». «Слушай, а нормальная киноха по ходу», – подмечает молодой Яковлев. Уверен, этот парень в восторге от приквела.

Читайте также: