Сшить птицу сирин
В прошлом году мы посетили интересную выставку, которая проходила в Краснодарском художественном музее. Там были собраны оригинальные авторские работы декоративно-прикладного искусства, а посвящена эта выставка была нашим пернатым друзьям.
Птицы здесь были самые разные, покажу вам фотографии и интересных работ по дереву, композиции, сплетённые из растительных материалов, традиционные народные игрушки.
А один художник решил даже времена года представить в виде таких своеобразных ярких птиц. Перед вами: птица-весна, лето и зима. Осень у меня не получилась :-)
Зато увидела наседок, цыплят и петушков, кукол-теплушек и много всего забавного.
Столько всего интересного нам рассказали, оказывается, чтобы весна пришла вовремя её нужно выкликивать. В старину всегда было принято за несколько недель перед Пасхой закликать весну.
Люди радовались тому, что с каждым днём приближается Пасха. Хозяюшки пекли куличи, делали из теста различных птиц, украшали избы деревянными, текстильными и соломенными птицами. Вот такими как эти.
Эти петушки сделаны из обычных подсушенных кукурузных листьев (талаша), но как эффектно смотрятся. В деревнях наши прабабушки совершали обряд заклинания, позже его основными участниками становились и дети. Существовали различные заклички, которые вошли в детский фольклор.
А мастерицы делали птиц из ткани, шили, вязали, главное, чтобы в доме были к весне обязательно её вестники. Например, такие.
Детишкам очень нравились весёлые игры и заклички, многие сами учились вышивать, делать птиц и участвовать в праздничных приготовлениях.
В избах вешали вот таких птичек, украшали свою одежду, делали кукол. Эти весенние ласточки сделаны из текстиля, а на крыльях у них красивая вышивка ручной работы.
И сегодня наш край славится своими мастерами, которые возрождают традиционные виды рукоделия и обучают молодёжь создавать из глины, дерева, ткани или талаша всевозможные оригинальные поделки. Ниже сфотографировала сказочную птицу Сирин. Посмотрите на неё, какое ажурное плетение, продумано всё до мелочей, даже косички, лапки, всё предусмотрели :-)
Эта птица из славянской мифологии. Думаю, что многие из вас наверняка не раз встречали её в сказках, потому что там часто упоминаются существа, образы которых наравне с человеческими чертами имеют признаки животных и птиц.
В экспозиции были представлены работы известных мастеров Кубани, преподавателей детских художественных школ: Владимира Безбородова, Натальи Мартыненко, Тамары Завойко, Татьяны Костровой, Аллы Сухомлиновой, Веры Филимоновой, Светланы Зоткиной, Анатолия Квашина и многих других талантливых авторов.
Мне очень понравилась вот эта работа. Называется она просто «Петух», но какой перед нами красавец. Впору вспомнить Крылова, правда, вместо вороны у нас будет петушок, деревянный гребешок.
. Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Народные умельцы уже многие годы собирают уникальные материалы о традиционных славянских куклах. Смотря на такие композиции, возвращаешься в детство и вспоминаешь любимые стишки и считалки. Помните про сороку-белобоку, которая деток кормила, вот как раз и она, тут как тут.
Птицы были самые разные, порой встречали гостей целые семейства. Эти сделаны из талаша. Разве не чудесно?
Организатор выставки мастер-керамист Александр Туманов уже многие годы занимается изучением традиционных народных игрушек на Кубани. Исследует опыт старых мастеров и умельцев.
Кстати, из его работ много было и свистулек, мне понравились вот эти птички-неразлучники.
А здесь вы видите уже новые игрушки из глины Татьяны Асановой. Среди них были индюки, и глиняные кожлянские петушки, и свистульки в образе сказочной птицы Сирин. Эта работа называется «Превращение уточки Милы».
Мне было интересно разглядывать все изделия, ведь в наши дни нечасто встретишь такое прикладное искусство. Кожлянские петушки так называются потому, что их начали делать в Курской области в селе Кожля ещё в XVII веке.
Яркие и красивые орнаменты, применявшиеся при отделке рушников или одежды, использованные для росписи на игрушках и куклах, привлекали многих посетителей.
Такие куколки-заклички весны были интересны как детям, так и взрослым. Видели мы и целые композиции-сценки, рассказывающие о любви и верности, трудолюбии и взаимопонимании.
Здесь есть не только радуницкие петушки, но и совы. Радуницкие игрушки всегда отличались хорошим качеством. К тому же люди верили, что свист и шум, издаваемый такой свистулькой-игрушкой, способен отгонять злых духов.
Многие экспонаты были сплетены из растительных материалов. Вместе с работами известных мастеров представлены и изделия их учеников. Маленькие творцы декоративно-прикладного искусства поразили своими красивыми композициями.
Эта работа называется «Голуби», а сделаны они из талаша и сухой луговой травы. Птички будто находятся ещё в полёте. Парят себе в воздухе, а при малейшем ветерке покачиваются на ленточках.
Были здесь изделия и из красной глины, очень своеобразные. Резная работа называется «Древо». Думаю, что не так-то и просто было вылепить такое деревце.
А эти работы выполнены путём бескислородного обжига из различной глины и керамики. Здесь были представлены и совы, и орлы, и филины.
На фотографии ниже представлены фигурки из белой глины, сразу видны отличия и авторские особенности мастеров. Тут были самые разные птички: и птица-конь о двух головах, птица-козёл, птица-девица, птица-олень, и даже птица-царица. Всё же с глазурью мне понравились изделия больше, нежели просто с обжигом. А вам какие больше приглянулись?
Не знаю, интересно ли вам то, что я фотографирую, но мне было не скучно :-) На выставке находились и такие панно, коврики, и настоящие текстильные картины. Перед вами жаворонки, сшитые из ярких цветных лоскутков, которые предстояло распределить по цвету, сшить, составить композицию.
А это вновь птица-счастья, только уже из ткани в технике пэчворка. Я бы такую даже повесила в своей квартире. По бокам от неё находились миниатюрные, но яркие и очень милые глашатаи весны. Благовесты.
Именно такие птички несли благую весть. В старину считалось, что если подобные пташки есть в доме, мир, любовь и взаимопонимание будет в нём надолго.
Думаю, что и сегодня многие хозяюшки захотели бы иметь такие яркие разделочные доски с птицами. Вот на этой фотографии есть и та самая птица-осень. Тут она получилась весьма неплохо :-)
А если поставить такую жар-птицу на комод или тумбочку, наверное, смотреться будет не хуже чем в музее.
Всего я, безусловно, описать не смогу, покажу только самые интересные из увиденных мною экспонатов.
Ниже на фотографии было написано: Пивни. Так в старину называли петухов :-)
Посмотрите какие у этого красавца пёрышки из соломки, а рядом с ним — курочка. Настоящая сладкая парочка :-)
Какая красота!
Как всегда прекрасная работа, спасибо за предложение
Рады, что вам понравилось, Людмила!
Юля Русилко
Надежда, Хорошо, что вы у нас!
Рады быть полезными, Надежда!
Марина, Вот и замечательно!
Прекрасная работа.
Спасибо большое , жду
Нам приятно это слышать), Флюза!
Восхитительный МК. Такая завораживающая красота,птица Сирин сказочна и бесподобна! СПАСИБО мастеру огромное!
Вот и мы пригодились), Ольга!
Нахожусь просто в "культурном шоке"! Ничего подобного я не видела, хотя трудно меня удивить, я давно шью кукол, но Вере всегда удается посадить меня к экрану на 3 часа и просто отключить от всего, что меня окружает. Открыв дверь в сказочную страну. Что там Алиса, в своем Зазеркалье, тут вот оно, родное, такое красивое, сказочно-чудесное, ну как тут уснуть.Пойду перебирать бусы и кружева, а уж какие сны мне сегодня будут сниться, и представить не возможно! Спасибо, спасибо большое за заряд позитива, за благостное настроение, заседание жить и творить. Низкий Вам поклон Мастер Вера. Пока не сошью свою птичку , не успокоюсь. Это точно!
Людмила, Замечательно!
Рады быть полезными, Людмила!
Ой, какие Вы полезные, ни спать ни жить спокойно, как все нормальные люди не даёте. Таких Мастеров приглашаете, просто беда на мою больную куклами голову
Добрый вечер, скорее ночь. Спасибо за замечательный мастер класс. Птица Сирин - удивительная! Дальнейшего творческого вдохновения!
Рады быть полезными, Екатерина!
Славянская мифология очень любит птиц, в особенности райскую парочку, которых практически всегда изображают вдвоем и на лубочных картинках, и на более серьезных живописных картинах — это птицы печали и радости Сирин и Алконост.
Вот их и будем делать. Для этого нам потребуется:
— кожа искусственная или натуральная (можно ткань)
— бисер, бусины, пайетки, стразы
— нить, мононить или леска для вышивки
— булавка-застежка (по одной для каждой птички)
— личико (по одному для каждой птицы)
Вот с лицом у меня сразу возникла проблема! Лепить я совершенно не умею, да и нет в наличии необходимых материалов и приспособлений. Но я честно пыталась :) Нарисовать на ткани вполне возможно, но мне показалось это не совсем сочетающимся с моей задумкой. Хотя это очень хороший вариант! В итоге первый пробный образец я сделала, использовав лицо от куклы, которой моя внучка варварски подправила макияж!
Так что у каждого найдется, что выбрать в качестве лица. Я же остановилась на маленьких металлических масочках, которые были раньше серьгами :)
Даже узоры на их лицах вполне подходят к волшебному облику райских птиц.
Когда лицо выбрано, рисуем приблизительный эскиз будущей птицы. Я рисую вокруг лица, чтобы было пропорционально.
Затем по эскизу-выкройке вырезаю основу из фетра.
Тельце птички мне хочется сделать немного объемным. Поэтому беру кусочек кожи, вот такой.
И обтягиваю кожей тельце птички, не затрагивая голову и хвост. Они должны оставаться плоскими. Голова и так будет с объемным лицом и короной, а хвосту мы придадим объем с помощью бисера. Нитки нужно взять обязательно в тон. Я использовала посветлее, чтобы было видно процесс.
Теперь в отверстие у хвоста и головы проталкиваем очень небольшое количество синтепуха, чтобы чуть приподнять грудку и брюшко.
Приклеиваем лицо. Предварительно я вставила изнутри в глазницы синие стразики и залила полость силиконовым клеем из термопистолета. К сожалению, на фото «зрачков» не видно. Приклеиваю лицо к фетру клеем «Момент».
Теперь начинаем оформлять лицо. Для этого по контуру обшиваем его одним рядом бисера. И в верхней части, надо лбом, начиная от края одного глаза и заканчивая краем другого глаза, мозаичным плетением делаем несколько рядов, закрывающих лоб.
Вот принцип мозаичного плетения.
Затем включаем фантазию и начинаем вышивать корону. Это уже кому как понравится. Я брала бусинки кошачьего глаза и искусственного жемчуга и обшивала их бисером. Цветовую гамму выбираю из оттенков, присутствующих в хохломкой росписи.
Пото вышиваем ожерелье.
Грудку и брюшко можно расшить бисером полностью, а можно ограничиться отдельными «перышками» из бисера и рубки.
Теперь приступаем к хвостику. Его украшаю по тому же принципу, что и корону. Пришиваю бусину, обшиваю ее бисером.
По золотистым контурам приплела еще пару рядов мозаикой для выделения объема хвостовых перьев.
Теперь вырезаем из фетра крылышко и примеряем его к телу птицы.
По размеру крыла вырезаем кусочек кожи, приклеиваем его моментом к фетровой основе. Приклеиваем к крылу страз и оплетаем его так же, как и лицо.
Заклеиваем задник крыла кожей и обшиваем по контуру золотистым бисером. Крыло готово.
Пришиваем крыло к телу птицы.
Закрываем задник птицы кусочком кожи, вырезанным по контуру. Предварительно вставляем в кожу булавку. Приклеиваем моментом.
Обшиваем по контуру всю птицу бисером. На короне кирпичным плетением добавляем несколько рядов, чтобы корона получилась понарядней.
Затем приступаем к ножкам птички. Разумеется, будем птичек делать совсем уж сказочными, в сапожках! Склеиваю красную кожу изнанкой внутрь и вырезаю сапожки. Затем обшиваю их по контуру бисером.
Теперь сапожки пришиваем к телу сквозь бисеринки обшивки.
Как видите, эти сапожки я решила украсить «застежками».
Первая птичка готова!
Вторую птицу делаем аналогично. Не буду повторяться с описанием, покажу фото.
Самое главное, что можно включить свою фантазию и оформить и тельце, и крылышки совсем по-разному. Можно полностью расшить бисером, можно сделать отдельные перышки-бисеринки по коже, а можно сделать крылья целиком из обрезков кожи.
Вот птички, сделанные в одном и том же стиле, по одной и той же технологии, но в разном оформлении.
Этакие три «птицы-девицы», от которых веет старинным славянским духом, и которые отсылают нас в сказку.
Надеюсь, мой мастер-класс послужит источником вдохновения для любителей не очень затейливых украшений. Таких птичек можно использовать как брошь для крепления платка в народном стиле, как прихватки для штор, как елочные игрушки. Удачного творчества!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению броши «Птица Сирин», выполненной в авторской технике совмещения бересты и шерсти. Рисунок выполнен в лубочном стиле, наиболее подходящим при работе с берестой.
Для работы вам понадобятся следующие материалы:
- Кусочек высушенной под прессом бересты.
- Шерсть.
- Акриловые краски и лак.
- Кусочек фетра толщиной 2 мм.
- Игла для валяния.
- Приспособление для выдавливания по бересте.
- Ткань льняная.
- Крепление для броши.
- Декор (бисер, кожа).
- Масло (подсолнечное и пр.).
- Спиртосодержащая жидкость.
Рисуем эскиз карандашом на бумаге и переносим его на кальку.
С кальки.рисунок переносится на бересту.
Смазываем поверхность бересты маслом.
Продавливаем бересту по контуру рисунка, используя иглу для вышивания с толстым тупым концом (для предотвращения прорывов бересты).
После того как контур обведён — несколько раз обезжириваем поверхность спиртосодержащим раствором.
Тёмной акриловой краской заполняем продавленный контур рисунка. Акварельными красками раскрашиваем птицу и покрываем лаком по дереву (2 раза). Даём хорошо просохнуть.
Из фетра вырезаем круг несколько большего диаметра, чем диаметр предполагаемой броши.
На пространство между диаметром бересты и краем вырезанного фетра по кругу, приваливаем шерсть.
Вклеиваем бересту в центр круга.
По желанию декорируем бисером.
Диаметром, чуть больше броши, вырезаем кусочек льняной ткани.
С обратной стороны пришиваем булавку для крепления броши.
Подогнув край, пришиваем ткань к сваленной шерсти по краю.
При желании, шов можно задекорировать (например, кружевом или кожаным шнурком).
Мы решили рассказать (и показать), как шла работа над преображением самой обычной двери. Как всегда, это скорее рассказ, чем мастер-класс в общеупотребимом смысле слова, но, мы надеемся, что такие истории тоже интересны пользователям Ярмарки Мастеров :)
Передаю слово мастеру — Михаилу, моему папе.
Однажды возникла живая необходимость из стандартной межкомнатной двери сделать нестандартную:
Я придумал будущий образ, подобрал подходящий цвет:
Зашпатлевал огрехи поверхностей и покрасил полотнище с обеих сторон:
Стало ясно, что декоративные элементы будут лежать на ромбовидных розетках:
Под розетки подготовил фон, имитацию красного дерева:
Из сосновой плиты выпилил заготовку для главного декоративного элемента, им должна была стать птица Сирин:
Для другой стороны двери изготовил красивый ромбик:
Затем этот ромбик и профильные рейки для обрамления розеток получили свои первые слои лака:
Тем временем образ Сирина таинственно проявлялся под моими ножами:
Неуклонно наступил момент общей сборки. Я приклеил рейки и ромб к полотнищу. Под клей для прочности нанес насечку:
Птица Сирин понемногу приобрела свой окончательный вид и лак:
Признаюсь, что при монтаже веточка, на которой сидит Сирин, приклеивалась отдельно:
Читайте также: