Как сшить венец
"Венец (коруна, повязка, обруч, чильце, почелок, ряска) — славянский девичий головной убор.
Термин венец в применении к девичьему головному убору был известен ещё в XVI — XVII веках. В этот период венцом называлась лента, вытканная из золотных нитей, иногда на каркасе из луба или бересты, украшенная по всей окружности жемчугом, драгоценными камнями или их заменителями. Венец надевался на лоб и завязывался на затылке. При этом макушка головы была открытой, а незаплетенные волосы спускались на спину. " (с)
Тут я сразу напишу, что венец и кокошник очень часто путают. И венец называют кокошником. Про кокошник я тоже хочу написать. Но главное отличие в этих головных уборах: венец девичий - дозамужний, и волосы оставляет открытыми! А кокошник это свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.
(с) В первую очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.
Почему путают? Мое мнение: традиционные девичьи/женские головные уборы сохранились не полностью. Возможно у кокошника отсутствует часть комплекта и его принимают за венец. Но это лишь мое мнение, основанное на интернетовских изысканиях )). Я сама до сих путаюсь, что есть что )). Поэтому пытаюсь разобраться с помощью картин, фотографий, и новоделов. Если я где-то ошиблась - поправляйте смело )).
Здесь точно венец.
И тут же у него же вроде венец, но с "фатой" и косами напоказ? Вот кто иногда и вводит в заблуждение ))
Василий Суриков. Царевна.1911
" «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели. " (с)
Здесь все вроде бы верно: венец, ленты, косы )
Суриков Василий Иванович. Посещение царевной женского монастыря. 1912
Буквально недавно посмотрела сериал " Романовы " ( 2013 ). И очень впечатлилась нарядом, а особенно венцом Софьи Алексеевны. То, что это венец - уверена! )
Но художники иногда такие художники! Здесь она представлена опять с "фатой" )). И вот эта "фата" - убрус, о котором я тоже хочу рассказать )), постоянно вводит в заблуждение!
(с) "Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением." Картина А. И. Корзухина, 1882
А здесь все невесты в венцах )
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882
А вот другая картина на эту тему, и здесь опять непонятно. Та, что в светлом одеянии вроде в венце, но с "фатой". Та, что что в розовом, просто в венце. Рядом с ней дева в уборе, похожем на кокошник. И крайняя слева тоже с "фатой".
Константин Егорович Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
А вот тут все понятно - венец! ))
К. И. Брюллов “Гадающая Светлана”. 1836
У художников можно найти очень много. Перейдем дальше.
С Эрмитажем спорить не буду. Но покажу то, что понравилось ).
А я перейду к современному )
«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер."
(С) После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской."
Этот же венец в живописи )
Константин Егорович Маковский: Portrait 149
А напоследок новинки ))
А на последок моя любимая Настенька из "Морозко" )). В венце ))
ПС. Я перерыла кучу сайтов. Если кто-то пожелает сообщить мне, что я использовала чью-то информацию без ссылки и авторства - сообщайте ))).
Upd. В ЖЖ знающий человек все мне разъяснил! За что огромное спасибо!
(с) " Царевны могут быть только в венцах, хоть и дополненных фатой. Поскольку русские царевны не имели возможности выходить замуж (за подданных нельзя, за неправославных нельзя, за неавгустейших иностранцев нельзя, за августейших было бы можно, но не осталось больше православных государей, не находящихся в вассальных отношениях с мусульманами. Поэтому русские царевны 16-17 веков или носили девичьи уборы, или принимали постриг. Так что, на красавице с двумя косами и фатой - девичий венец-коруна. А кокошник бы полностью прикрывал волосы, включая убранные под него косы, и не легкой накинутой вуалью, а плотной шапочкой, декорированной уже вышитым очельем. "
" У Сурикова на картине "Боярыня Морозова" можно рассмотреть несколько именно девичьих уборов, в их зимнем варианте - это в первую очередь боярышня в фиолетовой шубке - на голове девичья высокая повязка с жемчужной налобной поднизью, а поверх нее для тепла накинута бархатная короткая шубка. И еще две боярышни в сопровождении своей мамки - тоже вышитые жемчугом и самоцветами головные уборы неясной конфигурации, похожие одновременно и на шапочку и на повязку, опушенные мехом, и покрытые поверх для тепла платками - точно так же, как накидывалась легкая шелковая фата на венец - от пыли, и роскошества ради. )
Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Я завела этот ЖЖ для того, чтобы не хранить все информационные сокровища, которыми обладаю, в себе, а делиться ими со всеми. Поэтому, я с удовольствием встречаюсь со знакомыми художниками и прошу их рассказать о себе и своей интересной работе. И все это - эксклюзивно, только для вас, читателей моего блога! Вы уже знакомы (по моим интервью) с художниками по костюмам Натальей Дзюбенко, Наной Чекки, Дмитрием Андреевым, с коллекционером дамского белья Антоном Приймаком, сегодня я расскажу об интереснейшем человеке — Юханне Никадимусе, музыканте и мастере по изготовлению русских народных венцов.
«Первый свой венец я сделал полгода назад. Началось все с того, что мне захотелось, чтобы традиционный венец был у нас на обложке диска моей музыкальной группы, в которой мы поем русские народные песни (лет в 15 я услышал, как поют русские бабульки и понял, что всю жизнь буду петь такие песни и делать к ним музыку). И я подумал: где мне его взять? Музеи или коллекционеры в аренду такую красоту не дадут, значит, нужно сделать самому. Начал узнавать, как. Ирина Николаева, мастер по золотному шитью и технике «сажение по бели», рассказала, как изделие разбирается по фотографиям, как расчитывается правильный размер.
Одна из лучших композиций Юханна Никадимуса и его группы. По клику на Nikadimus Experience - переход на music.yandex, где вы можете послушать другие песни этой группы.
Обложка диска Nikadimus Experience. Эта повязка была сделана Юханном.
Повязка. Работа Ю. Никадимуса.
Когда был готов первый венец, я поставил его на красивое фортепьяно у себя дома и решил, что нужно сделать еще что-нибудь - для украшения интерьера.
Венец. Работа Ю. Никадимуса.
И стал создавать венцы для интерьеров: делаю для них сразу деревянный футляр, который покрываю воском, крашу, внутри обиваю шелком.
Золотое шитье и азиатские ткани мне по папиной стороне очень близки (моя мама русская, а папа — ассириец, он певец и композитор, заслуженный артист республики Татарстан, пишет музыку на стихи русских и татарских поэтов — классиков). Вышивая венцы, я понимаю, сколько в них магии. Например, веревочка, образующая основной узор, не должна прерываться. Она проходит весь рисунок и возвращается, заканчиваясь там, где началась.
Каждый народный предмет поддается определенной логике, его нельзя начать делать с любого элемента, вам нужно его разгадать: с чего он начинается? Иначе венец просто не сложится.
Такая техника пришла из Византии, таким образом там украшались иконы. Венцы - это не просто головной убор, это сакральный предмет. Когда я начал делать свой первый венец, мне было неловко, мне казалось, что я залез в чью-то чужую голову: ведь мастерица вкладывала в него какие-то свои мысли и секреты.
Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.
Я больше всего люблю, когда у предмета есть какая-то своя история. Когда я делал этот венец, у меня была только одна фотография. Снято было с определенного ракурса и непонятно было, как выглядит центральный фрагмент вышивки. Но я загорелся! Мне было интересно додумать то, чего не видно.
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по образцу из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, льняной шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стеклянные бусы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота — винтажный хлопок (кустарный икат «абрбанди»).
Фрагмент венца. Работа Ю. Никадимуса.
После того, как работа была закончена, оказалось, что у друзей есть фотографии этого венца, которые они делали на Делегатской, в музее. И там хорошо виден центр, который по рисунку совпадает с моим вариантом. Сегодня сам венец находится в Музее Пушкина.
Ниже — классический сказочный венец с городками. Я его делал по фотографии Шабельской.
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям альбома Collection Shabelskaya 2010 года. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, бусы, стразы, речной жемчуг. Подклад оборота — индийский шёлк.
Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Государственном Русском Музее, а также они опубликованы в книгах «Поэзия народного костюма» 1975 года, «Головные уборы Русского Севера» 1999 года, «Женский народный костюм в России XVIII-XX веков» 2013 года.
Венцы, которые делаю я, в основном, из северных регионов. Не знаю, почему они мне больше всего нравятся. Может, потому, что в моем детстве были билибинские книжки. И советские мультфильмы.
Мне очень интересно было делать этот венец с его удивительным орнаментом: тут явно какие-то солярные знаки, очень архаичные.
Или это было сделано для красоты, когда уже в 17-19 веках такого символизма не существовало в народной культуре? Из-за этого я загорелся его сделать, думал, вдруг я что-то пойму? Но тайна не была разгадана.
Северный венец. Реконструкция венца XVIII века по фотографиям Северно-Великорусской экспедиции ИЭА РАН 1948 года. Работа Ю. Никадимуса.
Шитьё бисером и жемчугом в технике «сажение по бели».
Материалы: холст, хлопковый шнур, металлический шнур, льняная нить, латунные пайетки, стеклянный бисер, стразы, речной жемчуг, канитель, трунцал. Подклад оборота — винтажный шелк (кустарный икат «абрбанди»).
Прототипы венца можно встретить: в Ярославском музее-заповеднике, Всероссийском Музее Декоративно-Прикладного Искусства, а также они опубликованы в книге «Бисер и стеклярус в России XVIII-начало XX века» 1990 года.
В своей работе я использую латунные пайетки и металлизированный шнур. Пусть это современные материалы, но они те же, что и раньше: стекло, жемчуг, хлопковая веревка, латунные пайетки, стеклянный бисер.
Единственная вольность, которую я себе позволяю (это отражение моего увлечения творчеством Рустама Хамдамова) — узбекские икаты на подкладке венцов.
Конечно, раньше такого не делали, были набивные ситцы, но мне очень нравится именно узбекский шелк. В то время ленты венца были отдельным культом. У меня сейчас пока нет «правильных» лент, их сейчас не производят, нужно искать винтажные. Раньше они были широченные, шелковые, муаровые - чем больше у тебя лент, тем ты красивее, богаче, дороже обойдешься тому, кто придет тебя замуж брать.
Эти венцы были очень дорогой вещью, они могли стоить столько же, сколько дом или несколько коров. На несколько деревень был один венец, его брали девушки в аренду, чтобы прийти красивыми на смотрины или венчание. Это не то, что мы сегодня думаем, что каждая девушка раньше сидела и вышивала такие венцы. Что-то она, конечно, вышивала, но такие предметы делал мастер золотной вышивки и вышивки жемчугом. Она не работала в поле, она занималась только вышивкой, брала в обучение учеников
Сегодня все подобные головные уборы называют кокошниками. На самом деле, кокошник и венец — это разные вещи.
Кокошник — это головной убор замужней женщины, под который убирались волосы.
Венец — это девичий головной убор, его носили с косой.
Девушка в зеркале. 1848, Филипп Осипович Будкин
Венец нельзя просто взять и носить. Это сакральный предмет одежды, он надевается на несколько дней после того, как девушку просватали. Она носит его на смотрины. Это узкообрядовый элемент одежды. Есть в Петербурге очень хорошая мастерская Софьи Владыкиной «Славутница», с которой мы сейчас в Казани делали выставку, она придумала делать венцы — маленькие прорезные коруны для свадеб, для венчания, и продвигает их, как свадебный головной убор.
Это замечательная идея — вернуть русским девушкам хотя бы один элемент национального костюма, который реально можно использовать!".
И мне нравится эта идея! Пока у нас современность сильно оторвана от традиционной культуры, а ведь без прошлого нет будущего, так пусть хотя бы невесты почувствуют эту связь времен. Да и любоваться венцом, как украшением интерьера - тоже прекрасная мысль! Уверена, что такие предметы не только выполняют декоративную фукцию, но и стимулируют желание сделать свою жизнь изысканнее и духовнее.
Спасибо Юханну Никадимусу за интервью! И уверена, мы с вами еще не раз услышим об интересных проектах и выставках этого талантливого человека!
Очень круто! Не только само искусство, но и информация. То есть, получается, девушка на картине - сосватанная невеста, возможно, она первый раз в жизни надевает этот венец, и такое серьёзное лицо у неё потому, что она понимает, что расстаётся с частью своей жизни, переходит в новую. И она так присматривается к себе - новой. Получается, что картина обретает очень глубокий смысл. А так глянешь - ну, девушка, ну, меряет головной убор.
А Снегурочка в кокошнике, как её изображают, получается, замужняя женщина).
ИТАК КАК СШИТЬ венец ( я не ставила своей целью делать аутентичный головной убор использовала современные материалы):
ОСНОВА - джинса проклеенная клеевой, клеевая самая дубовая- воротничковая, можно убрать слой джинсы он в процессе работы "махрится" и сделать основу из двух слоев клеевой ткани проложенных хлопковой.
Мой венец задумывался как имитация сажения по бели.
БЕЛЬ это льняная, хлопчатобумажная, толстая нитка, скрученная в несколько рядов которой выкладывают контур рисунка, пришивая нить к основе..
КАК ПРИШИТЬ Жемчуг к бели: НА пришитую нить- бель, садят жемчуг. Для этого жемчужинки набирают на нитку и пришивают нить к бели.
ЧТОБЫ ЖЕМЧУЖНАЯ НИЗКА НЕ ПУТАЛАСЬ, ее наматывали на ВИТЕЙКУ.
Это по правилам, я же правила нарушала поэтому жемчуг просто пришивала к "бели".
Я использовала материалы которые были под рукой. Поэтому БЕЛЬ у меня синтетический шнур, довольно толстый, ЧТО как говорится НЕ АУТЕНТИЧНО. Мне пришлось его резать, чтобы уложить петлями, резать бель не по правилам, да и не нужно бы было пользуйся я правильными материалами. Льняная или хлопчатобумажная нить пластичны и хорошо укладываются в нужный рисунок. НАПРИМЕР ТАК: (фото взяла с интернета)
ОСНОВУ ВЕНЦА я сначала нарисовала на бумаге, затем перенесла на клеевую, на ней прекрасно рисуется, можно распечатать любой рисунок и перевести его через копирку. Я советую не вырезать рисунок сразу в процессе вышивки у меня бусинки "вышли" за пределы поля основы.. ВСЕ не нужное можно обрезать в конце работы
Следующую свою коруну- венец я сначала вышивала, затем обрезала все не нужное
ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ ВЫЛОЖИЛИ РИСУНОК, украсили его методом сажения по бели, ЛИБО как я просто пришили бусины, не набирая их на нить. (Я ПРИШИВАЛА КАЖДЫЕ ДВЕ БУСИНКИ). Осталось заполнить не вышитое пространство. Я это делаю бисером, набираю на нить бисер, от края рисунка до другого края, горизонтальный ряд, затем пришиваю нить с бисером через каждые 4 бусинки.
НА своем венце я использовала метод ПРОРЕЗНОГО ШИТЬЯ.
ДОВОЛЬНО трудоемкий процесс. СОВЕТУЮ сначала проколоть дырочки, затем вырезать. Чтобы края не махрились, я проклеила их лаком, бесцветный лак для ногтей.
Кокошник издавна считался праздничным головным убором. Для его украшения использовали жемчуг, изящную вышивку и бусины. Он сразу привлекает внимание к лицу девушки, но не закрывает его, а придаёт барышне благородный вид. Гребень головного убора может иметь различную форму: в виде полумесяца, короны, цилиндра или округлого щита. Сегодня в обзоре редакции Homius мы познакомим вас с основными техниками создания своими руками русского кокошника, наши чертежи и рекомендации помогут создать в домашних условиях настоящий старинный женский головной убор.
Как из ткани сделать своими руками кокошник для русского народного костюма
Кокошник является обязательным дополнением для народного костюма. Красивый головной убор можно сделать своими руками не только для взрослых, но и для девочек, для этого нужно правильно снять мерки.
Выкройки и шаблоны для изготовления своими руками русского народного кокошника
Для изготовления головного убора из ткани нам дополнительно понадобится плотный картон, а также украшения и несколько резинок для крепления. Материя подойдёт любая, соответствующая общему стилю образа. Можно распечатать шаблон кокошника для вырезания или нарисовать собственный эскиз по индивидуальным замерам.
Как по выкройке сшить своими руками кокошник
Мастер-класс по изготовлению своими руками русского народного кокошника.
- Вырезать из бумаги трафарет, затем перенести его на картон.
- По картонному шаблону русского народного кокошника вырезать две заготовки из ткани с учётом припусков на швы.
- Сшить детали между собой, вывернуть на лицевую сторону, вложить внутрь картон и зафиксировать потайным швом.
- Для того, чтобы старинный головной убор держался на голове, дополнительно нужно вырезать плотную полоску из картона – ободок.
- Ободок обшить тканью и пришить к гребню. Между деталями следует выдерживать угол 90º.
- Пришить две ленточки-завязки или резинку для более надёжной фиксации на голове.
- Украсить гребень и ободок лентами, тесьмой и другим подходящим декором.
Теперь вы знаете, как сделать своими руками русский народный кокошник, в такой последовательности шьют убор как для девушки или женщины, так и для девочки, и для куклы.
Как своими руками сшить кокошник для девочек для костюма Снегурочки
Несмотря на то, что до Нового года ещё очень долго, уже пора задуматься о создании костюма к празднику. Кокошник подойдёт не только для наряда Снегурочки, но и для снежинки, феи, Метелицы или Снежной королевы.
Шаблон кокошника своими руками из картона
Начинающие мастерицы могут распечатать шаблон кокошника для Снегурочки на бумаги или сделать совершенно новый эскиз. Такой головной убор станет украшением праздничного костюма, а на его изготовление уйдёт совсем немного времени.
Как своими руками сделать кокошник из картона
Для работы нам понадобятся:
- картон и фольгоизолон для основы;
- креп-сатин для отделки;
- серебряная тесьма, кружево и украшения для декора;
- резинка;
- клей, термопистолет и ножницы.
Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками кокошника Снегурочки из ткани на резинке.
Кокошник-ободок своими руками из бумаги, картона и атласа
Для того, чтобы высокий кокошник-опахало держался на голове, его нужно закрепить на обруч, который можно расположить спереди, по центру гребня или позади него.
Трафарет кокошника из бумаги и картона
Предварительно нужно подобрать и распечатать выкройку кокошника в натуральную величину, а также подготовить следующие материалы:
- картон;
- клеевой пистолет;
- атлас белого цвета;
- швейную машинку;
- ленточки из атласа шириной 5 см голубого, серебристого и белого цветов;
- ободок;
- декор.
Инструкция по изготовлению кокошника-ободка из бумаги и картона
Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками простого детского кокошника для Снегурочки с очень красивым декором в технике канзаши.
Как своими руками уменьшить пропорции выкройки русского кокошника
Для изготовления традиционного кокошника необходимо правильно снять мерки, а именно, измерить окружность головы. Если посмотреть на выкройку, можно увидеть, что она состоит из двух частей:
- нижний полуовал – это надлобная часть, его размеры 14-15,6 см можно изменять по фактическим меркам;
- верхняя часть в виде полумесяца или гребня является основной и не зависит от индивидуальных мерок.
Как сделать кокошник для куклы
Когда нужно сшить кокошник для куклы, главное, найти такую схему, чтобы, во-первых, работа с ней не занимала много времени, а во-вторых, она была красивой.
Как украсить кокошник бисером и прочим декором
Перед тем, как нарисовать кокошник, нужно продумать общую концепцию костюма и выбрать декор. В качестве украшения используют красивую ленту, тесьму, а также жемчуг, бисер и разнообразные элементы на усмотрение мастерицы. В нашей фотогалерее мы подобрали наиболее интересные варианты.
«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом сажения по бели
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. Распространение этого вида венца весьма широко. Она имеет околыш, который декорировался золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке.
Название, безусловно, происходит от слова «Корона».
Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790
Врубель Михаил Александрович «Царевна-Лебедь» 1900
Левицкий Д.Г. «Портрет Агафьи (Агаши) Левицкой, дочери художника» 1785 («венец» с городками)
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица»
И.Е. Репин «Выбор великокняжеской невесты»
Василий Суриков «Посещение царевной женского монастыря» 1912
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Сказочница»
Коруна надета на девочке, а у самой сказочницы кика, про которую мы поговорим позже
Константин Егорович Маковский «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Девушка в жемчужном ожерелье» конец 1880-х
Василий Суриков «Портрет царевны» 1911
Николай Васильевич Харитонов «Девушка» 1920
Владимир Егорович Маковский «Девушка, смотрящаяся в зеркало» 1916
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Чарка меду»
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярышня»
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Портрет девушки в русском костюме» 1910
Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998
Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» 1836
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Боярышня»
Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848
Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»
Читайте также: