Как сшить осетинский национальный костюм женский
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема урока «Осетинский национальный женский костюм» 7 класс
Учитель Абаева Г.С. МБОУ СОШ № 1 с.Ногир
Раскрыть понятие «Моделирование осетинского национального женского костюма»;
Дать общее представление об осетинском национальном женском костюме;
Научить моделировать костюм;
Закрепить пройденный материал;
Развитие навыков эстетического вкуса;
Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Закрепить знания, умения и навыки моделирования осетинского женского костюма.
Воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность при работе.
Тип урока: Комбинированный.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: Компьютер, презентация на тему «Осетинский национальный женский костюм».
Дидактическое обеспечение : шаблоны основы чертежа женского костюма - для каждого ученика. Альбом, цветная бумага, клей , фломастеры, ножницы.
Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся : Индивидуальная, групповая.
1. Организационная часть
2. Актуализация знаний
3. Изложение нового материала
4. Изложение нового материала
5. Изложение нового материала
6. Самостоятельная работа
7 . Итоговая часть урока
Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
Сообщает тему и цель урока.
Записывают тему в тетрадь
III. Повторение пройденной темы. (5 мин) Актуализация знаний пройденного материала
Предоставляет слово докладчику по теме: «История осетинского национального женского костюма». Задает вопросы на повторение пройденной темы.
Ученик рассказывает о происхождении осетинского национального женского костюма.
Отвечают на вопросы.
IV. Изучение нового материала. (10 мин.) Работа с новым материалом .
1. Рассказывает о процессе изготовления одежды, знакомит с профессиями: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства.
2.Рассказывает о золотом шитье (хӕрдгӕхуыд), о значении символов в орнаменте осетинских костюмах
Отвечают на вопросы по теме урока.
V. Физкультминутка. (1 мин.)
VI.Продолжаем изучение материла.
Закрепление нового
Рефлексия .
Показывает презентацию «Осетинский национальный женский костюм»
Слушают, отвечают на вопросы в ходе работы.
V11. Практическая работа
Работа в альбоме с цветной бумагой
Моделируют женский национальный костюм в альбоме из цветной бумаги.
VI1I. Закрепление материала. (3 мин.)
Задает вопросы на закрепление
Отвечают на вопросы
I X . Подведение итогов урока.(3мин)
Оценивает работу учащихся.
1.все ли тебе удалось сделать?
2.на уроке мне понравилось…
3.мне пригодятся полученные знания….
Говорят о том, чему научились на уроке.
Домашнее задание ,уборка класса.
Убирают рабочие места.
Осетинский женский национальный костюм
Изучая обычаи и традиции осетинского народа, хочется больше узнать об истории создания осетинского женского национального костюма.
Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является традиционная одежда. Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной.
Что выражали наши предки через национальный костюм?
Чтобы найти ответ на этот вопрос вы должны будете в конце урока ответить на следующие вопросы :
-Какие тайны скрывают изделия наших предков?
-Как народный костюм связан с народной архитектурой и
орнаментом в народном искусстве?
- Почему народ должен помнить свои корни?
-Что такое орнамент, как он отражён в национальном костюме?
-Какую роль играл орнамент в национальном женском костюме?
-Что такое золотое шитьё?
-Из каких элементов состоит женский национальный костюм?
Современный женский национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Роскошное переплетение древних культур: аланской, скифской, кобанской и современной осетинской. В национальный костюм, богато украшенный вышивкой, орнаментом и бисером, по сей день облачается осетинская невеста. Перламутровые и стеклянные бусинки сплетаются в причудливые узоры.В них кроются вековые заветы предков.
Каждая деталь осетинского, традиционного женского костюма имеет тысячелетнюю историю. Каждая веками впитывала красоту, грацию, доблесть и честь славных предков. Каждая деталь выполняла определённую функцию.
Мы узнали, что национальный костюм не был белым у осетин. Это тоже веяние времени и влияние других народов. Костюм был красный, бархатный. На женском свадебном костюме в основном изображались символы благородия, потому что женщина - родительница, мать, поэтому орнаменты были растительного характера.
Сверкающий наряд - это символ чистоты и непорочности, мудрости и почтительного отношения к роду, который она будет продолжать. Это живое свидетельство того, что наследие предков свято для осетинского народа.
С особым мастерством испокон веков женщины создавали вручную наряды. Искусство рукоделия уходит своими корнями в глубокую древность.
Самым ярким и красивым видом рукоделия являлось золотошвейное искусство (хœрдгœхуыд) . Техника золотого шитья, к сожалению, почти полностью забыта. Мастерицы, которых и в прошлом было не так уж много, не смогли передать своё искусство потомкам.
Золотое шитьё было широко развито в Осетии с древнейших времён. Искусству рукоделия девочек-осетинок начинали учить с самого раннего возраста. Если девушка не умела шить, ткать, обрабатывать шерсть, она не пользовалась достаточным уважением у окружающих. Каждая девушка ко времени своей свадьбы должна была изготовить для себя предметы свадебной одежды: сплести платок, сшить и украсить золотой вышивкой своё свадебное платье, изготовить нарядную шапочку и чувяки.
Часто девушки собирались по вечерам и занимались рукоделием все вместе, соревнуясь, чей наряд окажется красивее, чей платок интереснее, чья вышивка богаче и изящней.
В 1862 году во Владикавказе священником Аксо Колиевым была организована частная школа для осетинских девочек. Школа располагалась в его доме. Число изучаемых предметов увеличивалось, но предмет «рукоде-лие» оставался одним из ведущих.Это ещё раз доказывает насколько серьёз-но и уважительно относились в обществе к искусству рукоделия.
Искусство рукоделия, которым с таким вдохновением занимались наши предки, сегодня забыто. Нельзя дать окончательно исчезнуть бесценным сокровищам, оставленным нашими предками.
Особенно богато украшались золотым шитьём женские празд-ничные национальные костюмы , которые являлись одновременно и свадебными. Одежда шилась из бархата и шёлка, реже – из шерсти и украшалась различными узорами из золотых и серебряных ниток.
Обязательным дополнением к женскому национальному
костюму являлась шапочка. Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.
В конце XIX – начале XX века начали появляться шали, плетённые из шёлка. Края украшали бахромой. Подобные шали носили обычно девушки и молодые женщины в качестве свадебного или праздничного головного убора.
Большое количество шалей в приданном невесты являлось предметом гордости, они щедро дарились затем родственницам мужа.
Фата невесты (чындзы хыз) будто окутывает девушку со всех сторон. Фата считалась оберегом невесты от внешних враждебных сил.
А основанием для этой сложной конструкции служит шапочка (чындзы худ) , расшитая серебряными и золотыми нитями.
По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной стороны, чтобы защитить её от порчи, с другой,- шапка подчёркивала высокое положение невесты в свадебном обряде.
Основными элементами женского свадебного костюма являлись : рубаха (хадон) , корсет (хœлынкœрц) , кафтанчик (цыбыр куырœт) , распашное платье (разгом къаба) , шапочка (ног чындзы худ) , фата (чындзы хыз) , обувь (къахы дарœс) .
Считается, что на всем Кавказе у осетин самые необычные свадебный обряд и свадебный наряд.
Символы, украшающие осетинские свадебные платья, олицетворяют фарн (изобилие, счастье).
Кафтанчик (цыбр куырœт) .
Девушка начинала носить кафтанчик с момента, когда всту-пала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Он надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его из дорогих тканей(бархата, атласа, шёлка).Кафтанчик стягивал фигуру от плечей до талии. Ворот, борта, подол кафтанчика украшались галунами и золотой вышивкой.Фигуры на узоре выполняли функцию оберега и символизировали плодородие.
Корсет (хœлынкœрц).
Важным элементом костюма был корсет, который одевался на рубаху под кафтанчик. Раньше он был из кожи (хœлын), в поздние времена – из 2-3 слоёв шёлка. Спереди корсет был завязан на мелкие узелки тесьмой или шнуром (œлдымбыд). После того как корсет снимался, его возвращали женщине, которая его сшила, приложив к нему подарок.
Одним из самых красивых элементов костюма являются нагрудные застёжки.
Они пришивались на платье. Исследователи связывают их происхождение с аланами. К концу XIX в. в комплект нагрудных застёжек входило нечётное количество от 7 до 19 пар, в зависимости от размера и плотности их размещения. Застежки были разного размера. Различались они также и шириной. На аланских застежках помимо головок хищных птиц встречалось изображение, подобное скифской богине, двух баранов, павлинов . Они символизировали фарн. Сначала были медные застёжки,но со временем стали изготавливаться из серебра.
Поверх распашного платья одевался пояс (камари), который, как и кафтанчик, девушка начинала носить в период, когда её уже можно было сватать.
По своей форме, качеству и материалу пояса отличались разно-образием и зависели от материальных возможностей. Поначалу пояс был из бархата расшитого серебром и золотом.Серебряные пояса имели большую ценность и передавались из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков.
А в области пупка была не случайно предусмотрена поясная пряжка, которую невеста, кстати, ещё и прикрывала руками, чтобы не допустить проникновения отрицательной энергии в свой центральный канал, через который в лоно женщины спускается дух её будущего ребёнка.
Поверх кафтанчика надевалось распашное платье (разгом къаба) светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкес-кой (цухъа).
Особенностью свадебного платья является широкий висячий рукав (уæларм), который восходит еще к скифским временам .
Они подчеркивали именно праздность, возможность не работать.
Рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни (невесту в осетинском фольклоре часто сравнивали с плодоносящим деревом) и служил в качестве магического оберега.
Мы можем с уверенностью сказать,что свадебный наряд удивительный по красоте и символической глубине сохраняет национальный дух и колорит. Поэтому его выбор не менее важен ,чем сам свадебный ритуал.
Сверкающий наряд осетинской невесты украшенный вышивкой,бисером и орнаментом что может сравниться с ним по красоте. Благодаря символам, происходит связь времён и поколений. Свадьба у осетин давно появилась, но конкретно наряд стал появляться в конце 18 начале 19 века.
Поначалу он был из бархата, но со временем ткань стала меняться и костюм стал более торжественным. Это были светлые тона символизирующие чистоту и связь с небесными силами.
В покрое костюма отразилось представление древнего человека о структуре мира.Он состоял из трёх зон:верх,середина и низ. Это деление происходило благодаря поясу,вороту и богато орнаментированной шапочке.
П. Практическая работа.
- Моделирование осетинского национального женского костюма из цветной бумаги.
Не забывая свои обычаи, как в быту, так и в стиле одежды, нынешняя молодёжь бережет память, уважение и почитание к .
Национальный осетинский костюм
Национальный костюм - не просто одежда. Это история народа и его характер. В традиционном осетинском костюме .
Русский национальный костюм часть 2 Женский костюм
Театр моды "Павловский ренессанс" и клуб любителей исторической одежды "КЛИО" предлагают серию видеофильмов, .
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
«ОДЕЖДА ОСЕТИН»
для обучающихся творческих объединений и
педагогов – организаторов дополнительного образования детей
Кочиева И.В., педагог
дополнительного образования детей
Одежда осетин (традиционная)
Традиционный костюм осетин формировался в течение многих веков.
Он издавна подвергался постепенному изменению и усовершенствованию и начал выходить из употребления только к началу 40-х годов ХХ века.
Возникновение черкески относится к послемонгольскому периоду и связано с появлением у горцев огнестрельного оружия и пороха; для хранения пороха на груди бешмета по обе стороны пришивали по карманчику с гнездами, в которые вставляли от 5 до 9 деревянных или костяных патронов; позже последние стали украшениями (газыри) черкески. Таким образом, развитие черкески идет от бешмета. Необходимым украшением черкесок помимо газырей стали кинжал, пистолет и узкий пояс с набором серебряных бляшек.
Зажиточные горцы носили черкески из дорогого сукна, богато отделывали их.
У осетин их шили не только из черной и серой ткани, но и из красной, синей, зеленой, коричневой и белой. Для них использовались как домотканое полотно, так и привозные сукна и даже холст. Рукава черкески делались широкими, прямыми, намного длиннее кисти рук и во время танца спускались во всю длину. Для верховой езды черкеска делалась более короткой, для удобства. В 1914 году по всему Кавказу распространилась «бичераховка», отличавшаяся от черкески наличием воротника и кармашков вместе газырей.
Древние корни имеет и плащевая войлочная накидка – бурка (уæлæдарæн нымæт), входившая в комплекс костюма воина – кочевника и пастуха. Она являлась одним из важных элементов одежды сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. Бурка представляет собой одну из самых архаичных форм одежды наших предков. Лишь в 19 веке окончательно сложилась ее современная форма с подчеркнутым контуром плеч.
Зимой носили шубы из овчины (кæрц). Иногда носили тулупы.
Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом носили легкие войлочные шляпы с широкими полями, а зимой – барашковые и овчинные шапки, которые, по словам С.Кокиева, делали любых размеров, «начиная от самых изящных и миниатюрных до самых грандиозных, как стог сена». Появление войлочных головных уборов также восходит к ранним временам. Скифский остроконечный головной убор (цъупхуд) напоминает современный башлык. Он одевался на голову и поверх головного убора.
«Башлык являлся особо почетным головным убором и служил как для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты для брата жениха, его давали в качестве приза на скачках»…- пишет Б.Калоев. Главная декоративная выразительность башлыка, помимо плетеной шелковой кисти и несложного орнамента из тесьмы, заключалась в его цвете. По контрасту башлык выделялся своим, белым, красным, а иногда и светло-серым цветом на общем фоне темной верхней одежды.
А еще были мужские папахи, формы которой видоизменялись, начиная с 18 века. Высокие – прямая и коническая – папахи из овчины, вероятно происходят от скифской тиары. Тиары носили цари и верховный жрец.
В высоких куполообразных шапках, несомненно принадлежавших феодальной знати, неотъемлемой частью был околыш из дорогого меха.
Крестьяне носили полусферические матерчатые, стеганые, с меховой опушкой шапки, которые сохранились вплоть до начала ХХ века в Даргавсе и Дзивгисе.
Головным убором для мужчин служила и «шапка из овечьего меха»-уæлдзарм худ.
Парадная обувь из мягкой кожи как бы завершала собой костюм мужчины. Она состояла из чувяк, скроенных из цельного куска, и ноговиц или же мягких сапог такого же покроя, как и чувяки. Обувь эта (ноговицы и чувяки, позже ичиги – хæдбынтæ) украшалась орнаментом, вышитым золотой или серебряной нитью, а иногда и аппликацией из кожи. Их подвязывали специальными ремешками (зæнгбæттæнтæ), украшенными бляшками.
Повседневной обувью служили матерчатые или сафьяновые полусапожки и чувяки на воловьей сыромятной подошве; распространенной обувью в горах являлись арчи из толстой обработанной воловьей кожи с плетеной из прочных ремешков подошвой. Такая обувь была наиболее удобной при хождении по горам. Арчи наполняли мягкой сухой травой (фæсал) и надевали на голую ногу. Обувь второго типа (æрчъиаг дзабыр), как и первого, делалась из цельного куска кожи. Она была высокой – до щиколотки, со швом спереди и завязывалась кожаными шнурками. Третьим типом обуви были къогъози, изготовлявшиеся в виде чувяк из цельного куска кожи. Носили ее с длинными шерстяными ремешками для подвязывания на щиколотке. Все перечисленные виды обуви из сыромятной кожи встречаются еще в горах у чабанов.
Необходимой принадлежностью костюма осетин являлись узкий кавказский пояс, украшенный металлическими или серебряными бляхами, и кинжал, имевший большей частью серебряную или позолоченную оправу.
Как отмечали многие авторы, осетинский женский традиционный костюм ничем существенно не отличается по своему покрою от мужского.
«Женский костюм, - писал А.Скачков, - состоит из «къаба» - нечто вроде черкески из темной шерстяной материи». О сходстве в покрое верхних женских платьев с черкеской свидетельствуют и найденные в 1958 г. в склепе селения Далагкау Куртатинского ущелья женские платья, относящиеся к середине 19 в.
В конце 19 – начале 20 в. происходят изменения в женском костюме.
Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья.
Праздничные функции верхнего женского платья (разкъæртт) подчеркивались за счет нарядной ткани и богатой отделки вышивкой. В разрезе на груди праздничного женского платья делалась вставка из шелка или бархата другого цвета. Эта вставка украшалась золотыми (чаще позолоченными) и серебряными нагрудными украшениями (риуы æгънæджытæ). Нагрудные украшения пришивались и к кафтанчику, надеваемому под платье.
В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался обычно красивым позолоченным поясом.
Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.
Еще в нач. 19 в. об этой шапке упоминает Ю. Клапрот: «У черкесов и осетин девушки и молодые женщины носят круглые шапки, подобно мужчинам».
Во второй половине 19 в. у осетинок появился новый вид одежды, состоявший из юбки и кофты, причем кофта обычно пришивалась к юбке…
В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим или отложным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с суживающимися к запястью рукавами; существовали и другие виды платья.
Пояса были четырех типов. Первый из ткани, так называемый кушак. Второй из кожи, галуна, ткани с металлом. Третий тип состоит из серебряных пластинок и, наконец четвертый – это пояс, сделанный целиком из металла без применения ремня. Браслеты, серьги, перстни, бусы обязательно входили в праздничный наряд женщины.
Особой привлекательностью отличались рукава платья, которые тоже были нескольких видов. Откидные ложные рукава (мæнгдыс) из красного бархата зафиксированы на рисунках 17 века. Одновременно с ними существовали и простые облегающие, спускающиеся чуть ниже кисти руки. В середине 19 века появились рукава с оборками, пришиваемыми выше локтя. Появляются подвесные рукава, полностью закрывающие кисть руки и выполняющие подчеркнуто декоративные функции.
Женский конусообразный головной убор определенно носит ритуальный характер и связан с девичьим свадебным костюмом, с древним обрядом вхождения невесты в дом жениха.
Шапкам коническим, усеченным, с плоским дном присущи галуны и золотое шитье. Их украшали также серебряными нитками, бахромой, подвесками. На бархате вышивали стилизованный орнамент, растительный или геометрический.
В целом данная форма шапок близка к сарматским головным уборам.
Во второй половине 19 в. у осетинок появился новый вид одежды, по- видимому воспринятый ими у городского населения и распространенный также у соседних русских казачек. Он состоял из юбки и кофты, носивших и у осетин такое же название. Кофта шилась по фигуре со стоячим воротником и длинными рукавами, зачастую с широкими манжетами, а юбка делалась широкой, со сборками в талии.
Однако в соответствии с эстетичекими вкусами осетин этот вид одежды претерпел у них определенные изменения: кофта обычно пришивалась к юбке, а на груди кофты делался разрез для вставки из шелка или бархата другого цвета, которая украшалась золотыми, а чаще позолоченными или серебряными наружными украшениями.
Под верхнюю юбку надевалась нижняя юбка также из шелковой ткани одинакового с нагрудником цвета, украшенная по нижнему краю орнаментом из блесток и бисера. Такой костюм стал употребляться женщинами в качестве праздничного.
В качестве повседневного носили платье со сборками в талии, со стоячим воротником, обычно с прямым разрезом на груди до пояса; платье застегивалось на железные крючки. Под платье непременно надевали нижнюю юбку.
В горах наиболее распространенным видом одежды была кофта с жилетом и юбка; для зимы их шили из домашнего сукна. Теплой зимней одеждой служили также стеганые куртки (фуфайки), полушубки, самодельные шерстяные и покупные теплые платки, а у богатых – бешметы, покрытые дорогой шелковой тканью. Наряду с самодельными чувяками из сафьяна и домашнего сукна на сыромятной подошве, в начале ХХ века значительное распространение получили и приобретаемые в городе башмаки, галоши и туфли.
Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и во дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.
Национальный костюм остается обязательным для невесты в северных и центральных районах Осетии.
Из элементов традиционного женского костюма в Северной Осетии стойко держатся платки местной работы, связанные из шелковых или шерстяных ниток. Особенно славятся шелковые орнаментированные платки с длинными кистями (хауджын кæлмæрзæн). Платки эти носили дома молодые невестки, их надевали все женщины в торжественных случаях и при гостях. Наряду с этим многие женщины носили различные покупные летние и зимние головные платки. В настоящее время не только девушки, но и многие женщины ходят с непокрытой головой. Т.о. национальный осетинский костюм сохраняется лишь в качестве праздничного.
Гасинов, Ж. Сценический костюм и его истоки // Дарьял. - 1991. - №1. - С. 216-226.
Калоев, Б. А. Материальная культура и прикладное искусство осетин: альбом. - М., 1973. - С. 29-31.
Тменов, В. Х. Обувь, головные уборы, одежда // Тменов В. Х. «Город мертвых». - Орджоникидзе, 1979. - С.117-126.
Каждая национальность по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими, характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.
Очень красивый костюм есть и у народов такого чудесного региона, как Осетия. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся своей национальной одеждой.
Основные черты традиционной одежды
Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления вульгарности и пошлости в одежде.
Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины и исключительно в домашних условиях, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.
В былые времена, ввиду отсутствия широкого выбора материалов, предназначенных для изготовления национальной одежды, осетинские женщины выкрашивали доступные ткани в необходимые им цвета. Стоит отметить, что краски также изготавливались собственноручно.
В наши дни обилие материалов на витринах магазинов позволяет не прибегать к хитрости, а без труда выбрать материал подходящей структуры и нужного оттенка. Но, несмотря на использование фабричной ткани, сам костюм по-прежнему изготавливается посредством ручной работы.
Национальные костюмы осетин имеют многовековую историю и соответствующую историческую значимость. Традиционный наряд состоит не только из одежды, но и включает в себя разного рода украшения. Сам фасон практически не подвергался изменениям и по сей день сохранил основные характерные черты.
Женский костюм
До наших дней осетинский женский костюм сохранился лишь как наряд для свадебных церемоний, проводимых по всем традициям народа. Но в прежнее времена каждая девушка и женщина облачалась в подобное одеяние на любые праздники и торжественные случаи.
Женский осетинский национальный наряд включает в себя:
- легкую сорочку;
- корсет или специальный декоративный нагрудник;
- платье в пол, пошитое из светлой струящейся ткани;
- велюровое или бархатное платье-халат без застежек, которое фиксируется при помощи ремня или пояса;
- платок;
- шапочку, которую именуют «худ»;
- специальную мягкую обувь – «чувяки»
Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.
Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.
Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.
Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.
На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.
Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.
Мужской костюм
Традиционными деталями мужского осетинского костюма являются:
- черкеска – особая верхняя одежда, наподобие кафтана;
- бешмет – еще один элемент верхней одежды, отличительной чертой которого является воротник-стойка.
Кроме вышеописанных элементов мужской костюм включает в себя и другие детали:
- Башлык – капюшон остроконечного кроя, изготовленный из сукна. Надевается поверх головного убора, если того требуют погодные условия.
- Шаровары – штаны свободного покроя, крепящиеся на талии, немного присборенные в области бедер, имеющие утягивающий элемент в области щиколотки
- Ноговицы – специальный элемент, считающийся частью обуви, но не имеющий ступни. Эта деталь предназначена для защиты голени.
- Папаха – меховой головной убор, изготовленный из шерсти каракуля или традиционной овчины.
- Бурка – специальный плащ без рукавов, изготовленный из войлочного материала. Плащ имеет лишь три варианта расцветки: белый, черный и коричневый
- Рон – традиционный осетинский узкий пояс, изготавливаемый из кожи или тканевого материала.
- Неотъемлемой частью наряда также являлся кинжал.
Традиционный мужской костюм надевался поверх специального нательного белья, используемого для удобства и защиты кожного покрова.
Относительно обувной составляющей костюма можно сказать лишь то, что в прежние времена это были специальные сапоги, а с течением времени осетинские мужчины стали довольно активно использовать самые обычные галоши.
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
Мужской свадебный костюм мало отличается от обычного, за исключением более обильного декора верхней одежды, изготовленной, как правило, из плотного материала рубинового оттенка. В некоторых случаях наряд жениха может быть изготовлен в той же цветовой гамме, что и платье невесты.
Головной убор и ноговицы также являются неотъемлемой частью свадебного мужского одеяния. Эти элементы могут быть декорированы крупными камнями или золотистой вышивкой.
Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.
Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.
История
Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.
На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.
Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.
Особенности
Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.
Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.
Разновидности
Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.
Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.
Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.
Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.
Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.
Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.
Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.
В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).
Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.
Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.
Праздничные
Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.
Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.
Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.
Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.
Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.
В современном стиле
Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.
Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.
Элементы
Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.
В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.
Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.
Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.
Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.
Ткань
В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.
Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.
Образы
Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.
Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.
Читайте также: