Как сшить казахский национальный костюм для девочки своими руками
Древние казахские традиции формировались годами и спустя десятки лет передаются от матери к дочери, от отца к сыну. Одной из таких ценных традиционных вещей является саукеле — головной убор для свадебного обряда. Это украшение невеста получает от матери, но мы расскажем, как сделать саукеле своими руками.
Саукеле своими руками: выкройка, материалы
Казахские головные уборы по всему миру славятся пышностью и богатством. Айыр калпак, борык, такия и саукеле — самые известные из них.
История украшения для невесты берет начало с давних времен. Изготавливали саукеле тогда индивидуально для каждой женщины специально наученные мастера. Стоимость такого убора иногда равнялась 100 лошадям. Она зависела от использованных материалов и самой работы.
Отделка саукеле свидетельствовала о социальном положении невесты. Богатые использовали дорогие ткани, драгоценные металлы и камни. Бедные обходились фетром и альтернативными украшениями. Высокая цена на изделие негативно повлияла на его популярность, но спустя годы молодые казашки сохраняют семейные традиции и идут под венец в традиционном уборе.
Изготовить саукеле не сложно и в домашних условиях. Для этого существует много техник. Самым распространенным является использования фетра и бумаги.
Чтобы сделать саукеле из фетра, понадобятся такие материалы:
- деревянная болванка для изготовления формы. Приобрести ее можно в специализированных магазинах для шитья;
- фетр – 1 м;
- силиконовый клей или ПВА;
- камни для украшения;
- стразы и блестки;
- ножницы разного размера;
- мел;
- трафарет узора;
- роликовый нож.
Первый этап изготовления саукеле — выкройка. Для этого необходимо найти размеры и форму будущего головного убора, перевести их на фетр и с помощью мела начертить контуры изделия.
Источник фото: pinterest.es
Затем отрезать ненужную ткань, обвести трафарет узора и вырезать ажурные элементы с помощью роликового ножа.
Болванку покрыть клеем и зафиксировать на ней ткань.
После высыхания готовую основу следует украсить. Проявите фантазию и используйте стразы, камни, цветы и другие мелкие украшения.
Изготовление такого убора требует внимательности и усидчивости, ведь чем изысканнее и тоньше вырезанные узоры, тем красивее общий вид саукеле.
Саукеле своими руками из бумаги
Самым популярным способом создания традиционного элемента наряда невесты является изготовление основы саукеле из бумаги. Для этого необходимо взять белый лист формата А2 и вышеперечисленные материалы из первого варианта.
Основные этапы работы такие:
- находим выкройку и вырезаем из бумаги 6 одинаковых полос. Склеиваем их между собой по кругу;
- в ткани выкраиваем аналогичные клинья, сшиваем их и получаем чехол;
- натягиваем его на бумажную форму.
После этих этапов уже видна окончательная форма саукеле, ее цветовая гамма и размеры. Высота оригинального головного убора доходит до 70 см. Вы же можете сделать его немного ниже, все зависит от непосредственного назначения данного изделия. Если вы готовите свадебный аксессуар, то отдавайте предпочтение светлым кремовым или белым цветам. В качестве ткани отлично подойдет велюр и шелк. По желанию внутри убора также приклеивается тканевая подкладка.
Источник фото: zaporoje.ua.market
Когда основа саукеле готова, приступаем к главному этапу — украшению. Для этого подойдут блестки, бусины, натуральные камни, жемчуг и стразы. Конечно, для завершенной работы этого мало, поэтому необходимо вырезать орнамент из ткани по шаблону и приклеить его к основе.
Можно использовать вышивку бисером и создать уникальную картину на головном уборе. Делайте вырезки разной формы и размеров, чтобы добавить саукеле больше интересных элементов. Если вы хотите максимально воспроизвести народное украшение, то обязательно по боковым сторонам убора прикрепите подвески. Их называют жактау. Они бывают как из дорогих металлов, так и выполнены из монет, ювелирных украшений и камней.
Источник фото: erke-nur.kz
Приклеить готовые детали легко с помощью силиконового клея или ПВА.
Немного усилий и головной убор готов. Надевать его можно как по прямому назначению, так и для костюмированных мероприятий. Такой аксессуар не оставит вас без внимания окружающих.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Казахская национальная одежда — неотъемлемая часть многовековой культуры народа. Ранее предметы гардероба позволяли узнать примерный возраст, сословие и статус человека, который был в них облачен. Разберемся подробнее, какие же существовали казахские национальные головные уборы, платья и костюмы.
Казахская национальная одежда для женщин
О национальных одеяниях казахов можно рассказать очень много. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:
Казахские национальные платья
Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк.
Первоначально все платья имели закрытый крой. XIX же век подарил казашкам отрезной фасон. Юбку и верхнюю часть платья шили отдельно, а затем соединяли.
Когда на улице холодало, дамы щеголяли в шубах. Традиционно их кроили из шкур ягнят и меха лисицы. Носили также шапан — халат с высоким воротом и подкладкой из шерсти.
Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:
- красного;
- синего;
- желтого;
- зеленого;
- золотого.
Традиционные головные уборы
Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Ее надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников.
Каркас головного убора выполняли из твердого белого войлока, а сверху обтягивали шелком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. Саукеле обшивали золотыми монетами и кораллами.
Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на саукеле могли надевать платки из бархата или шелка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки.
Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. На нем было принято делать вышивку, украшать бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на кимешек надевали белый высокий тюрбан.
Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся тюбетейка и борик. Их носили девушки, которые еще не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата.
Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.
Казахская одежда: женская обувь
Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Ее внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем.
Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.
Мужская казахская национальная одежда
Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:
Нательная рубаха
Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.
Штаны
Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.
Халат
Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.
Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.
Верхняя одежда кочевников
Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.
Казахская шапка
Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.
Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.
Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.
Обувь
Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.
Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.
Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.
Вот из чего состоял казахский национальный костюм:
Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали.
Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.
Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.
Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.
Штаны заправлялись в обувь.
Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.
Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.
Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.
В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.
Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.
Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.
В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.
Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.
Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.
Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.
Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.
Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.
Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.
Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.
Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.
Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.
Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.
Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.
Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.
Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.
Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.
Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.
В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.
Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.
Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.
Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.
Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.
Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.
А какой вид национальной одежды вы бы с удовольствием примерили или носили сейчас?
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Как сшить казахское национальное платье//МАСТЕР КЛАСС//ҚАЗАҚ КӨЙЛЕГІ ТІГУ
Всем привет. В этом видео мастер класс пошива казахского национального платья для девочки 1 - 1,5 года. Используются .
Сәукеле жасау//Как сшить казахский головной убор// 1 способ
Всем привет. В этом видео мастер класс пошива казахского национального головного убора. Шью на возраст 1-1,5 года.
Кәжекей тігу
Всем привет! В данном видео мастер-класс пошива детского қамзола на годик. Материалы: велюр- 0,5м подкладочная .
Традиционный костюм был, есть и останется одним из самых ярких показателей принадлежности человека к определенной нации.
Несмотря на то, что мода не стоит на месте, и зачастую отличить европейца от азиата по одежде практически невозможно, национальный костюм остается гордостью и достоянием каждого народа, а традиции, связанные с его изготовлением, передаются от старшего поколения младшему.
История
Татарский костюм – очень общее понятие, которое объединяет национальную одежду разных подгрупп татар, в том числе и крымских. Большое внимание на внешний вид костюма оказали поволжские татары, а также восточные традиции и религия.
На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Для пошива использовался мех, натуральная кожа, верблюжий или бараний войлок и сукно.
Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда.
Особенности
Татарский национальный костюм, помимо того, что он состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, имеет еще одну особенность: он шьется в довольно ограниченной цветовой гамме. В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет.
Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный.
Разновидности
Мужской и женский национальный костюм внешне мало отличаются друг от друга. Основным элементом костюма является широкая рубаха-туника с боковыми клиньями и глубоким вырезом на груди. У казанских татар вырез заменял воротничок-стойка. Рубаха была достаточно длинная, широкая и носилась без пояса. Женская туника раньше была еще длиннее – примерно до щиколоток.
Рубаха могла быть шерстяной, хлопковой, шелковой или даже парчовой. Для ее украшения использовались цветные ленточки, золоченая тесьма, тонкое кружево, бусины и т.д. Под женскую рубаху обязательно надевалась нагрудная часть (кукрекче или тешелдрек), закрывающая вырез на груди. Шаровары шились из грубой льняной ткани: для женщин из однотонного материала, для мужчин – из полосатого.
Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс.
Женский костюм отличался от мужского только длиной и декором – он украшался мехом, вышивкой, аппликациями и т.д. Поверх рубахи женщины надевали камзолы (халаты, распашные блузы) длиной до колена или середины бедра. Камзол мог иметь рукава или быть без них. Подол, рукава и пройма украшались тесьмой, перьями, монетками и т.д.
Подол и рукава туники украшались крупными воланами. Обязательно использовалось большое количество украшений: серьги, кольца, перстни, монисто, подвески и т.д. Безрукавка, надеваемая поверх рубахи, шилась из бархата и декорировалась мехом или золотистой тесьмой.
Мужской головной убор состоял из двух частей: нижней и верхней. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка (калпак), меховая шапка или чалма. Калпак – конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Яркие, разноцветные тюбетейки предназначались для молодых людей, татары среднего и пожилого возраста носили однотонные модели.
Головной убор женщины указывал на ее семейное положение. Юные девушки носили однотипную текстильную либо меховую шапочку «такию» или «бурек», которая украшалась вышивкой и декором из бусин, серебра, кораллов. Голову замужних женщин украшал совсем другой головной убор, который состоял из трех частей. Нижняя часть предназначалась для закрепления волос (женщины носили 2 косы), затем шло покрывало и, наконец, повязка, обруч, платок или шапочка, фиксирующие покрывало.
В качестве национальной обуви у татар использовались сапожки (читек или ичиги). Повседневные модели были черного цвета, праздничная обувь украшалась орнаментом в мозаичной технике. В качестве рабочей обуви использовалась своеобразная разновидность русских лаптей (чабата).
Национальный костюм никогда не обходился без украшений. Их было очень много, и носили их и мужчины, и женщины. Это были крупные золотые перстни, печатки, кольца, поясные пряжки, женские накосники, серьги, подвески, кольца и т.д.
Детская одежда была практически одинаковой и не делилась на одежду для девочек и мальчиков. Единственным отличием была цветовая гамма. Костюм для девочек шился в ярких, разноцветных тонах: красном, зеленом, голубом. Костюм для мальчика был выполнен в более сдержанных оттенках синего или черного цвета. С ростом ребенка постепенно видоизменялся и национальный костюм: добавлялись ювелирные украшения, менялись головные уборы, обувь.
Праздничные
Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений.
Цвет свадебного платья может быть белым, а также насыщенно-зеленым, бордовым или синим, согласно татарским традициям. Возможен и другой вариант: белоснежное платье + сапожки и камзол, выполненные в одном из перечисленных цветов. Голова обязательно должна быть покрыта свадебным покрывалом или расшитым калфаком.
Мужской свадебный костюм выполняется, как правило, в темно-синем цвете и расшивается национальными орнаментами с помощью золотых нитей. Головной убор обязателен.
Современные свадебные наряды, хотя и шьются часто не европейский манер, обязательно сохраняют национальный колорит и верность древним традициям. Это проявляется в классическом фасоне, длине, наличию украшений, традиционных орнаментов и т.д.
Танцевальный татарский костюм тоже претерпел определенные изменения. Он может быть короче, чем классический, выполняться из других материалов, но национальная стилистика, тем не менее, сохраняется. Меховая жилетка-разлетайка, традиционная шапочка с кисточкой или покрывалом, традиционные орнаменты – все это делает костюм для танцев очень узнаваемым.
В современном стиле
Время не стоит на месте и старинный национальный костюм в некоторой степени видоизменился.Стилизованный под татарский костюм может иметь другой дизайн или длину, но в нем должны сохраняться узнаваемые для традиционного наряда детали.
Например, орнамент, чаще всего, растительный. Обязательна шапочка – калфак. Она может иметь несколько другую форму, шиться в тон самому платью или быть однотонным. Обязательно большое количество украшений – и на костюме, и на девушке.
Элементы
Сам костюм, вне зависимости от того старинный он либо современный, обязательно состоит из нескольких элементов: рубаха (кулмэк), шаровары (ыщтын) и верхняя одежда.
В зависимости от сословия или материального положения человека, костюм различался количеством и разнообразием декора, вышивки, используемого материала и цены за него. Костюм украшался вышивкой, декорировался цветными бусинами, бисером, атласными лентами и мехом.
Головной убор считается обязательным элементом татарского костюма. У мужчин и женщин он свой. Кроме того, юные девушки и замужние дамы также надевают разные уборы.
Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой.
Немаловажной деталью национального костюма является пояс. Для его украшения использовались крупные пряжки или вышивки, выполненные из золота или серебра.
Ткань
В зависимости от того, повседневным или праздничным был костюм, для его пошива использовались разные материалы.
Будничные наряды шились из хлопчатобумажного полотна или домотканного сукна. В качестве утеплителя для верхней одежды использовалась овечья шерсть или вата. Нарядные рубахи и камзолы шились из парчи, шелка, шерсти. Украшались золотой тесьмой, позументами, дорогой вышивкой. На отделку шел мех соболя, песца, лисицы.
Образы
Татарский праздничный костюм выполнен с учетом современных модных тенденций. Неизменным остался фасон, длина, головной убор, орнаментальное украшение.
Праздничный наряд татарки невозможно себе представить без обилия украшений! Белоснежные туники в пол украшены богатой отделкой из золотой тесьмы. Праздничные парчовые или бархатные кафтаны и головные уборы тоже декорированы золотом.
Читайте также: