Как сшить каптал
Мы постарались преподнести информацию наиболее наглядно, используя увеличенный макет. Но чтобы вы смогли сравнивать вашу работу с аналогичной на каждом этапе процесса, рядом стоит блок альбома, на котором совпадает конечный результат того или иного действия с результатом, показанным на макете. Опять же, всё исключительно для наглядности и удобства восприятия.
Создавая работу своими руками, по умолчанию предполагается, что это единичный экземпляр, сделанный вами со всей тщательностью и ответственностью. Вы прошли уже немалый путь по изготовлению вещицы ручной работы, а значит, следует идти до конца этого пути — вручную сплести каптал. Мастер переплётного дела не оставит без внимания концы корешка готового блока, зная о необходимости оформить его капталом, который скрепит края блока и закроет промежуток между корешком и переплётной крышкой. Значительную роль здесь играет декоративное назначение каптала: сплетённый вручную каптал выглядит эффектно и поднимает эстетическую ценность работы. На примере плетения классического каптала вы, не без усилий, конечно, но и не без удовольствия, освоите этот навык.
Возьмите две иглы с большим ушком. В каждую иглу вставьте нить длиной приблизительно по 40 см каждая в одно сложение. Соедините нити, завязав один на двоих узелок.
Блок поставьте перед собой в раскрытом виде, корешок направлен в вашу сторону. Найдите середину первой тетради и одной из игл проткните место сшивания блока, снаружи во внутрь тетради.
Не изобретайте новое отверстия для прокола, воспользуйтесь уже существующим, который вы сделали на этапе сшивания блока. Убедиться, что это серединка тетради, можно, заглянув во внутрь — если видны нитки, которыми вы сшивали, значит вы на верном пути.
Оставьте первую иглу, чтобы второй проткнуть то же отверстие, но с обратной стороны — изнутри тетради наружу.
Постарайтесь не проткнуть второй иглой узелок или первую нить.
Подтяните вторую нить, чтобы образовалась петля и вставьте в нее шнур, который собираетесь оплетать нитями.
Оставьте вторую иглу. Возьмите в руки первую иглу и, хорошо натягивая нить, пропустите её под шнуром с левой стороны, а затем, под шнуром с правой стороны. Оставьте первую иглу.
Шнур норовит соскользнуть или перевернуться, потому первое время его нужно придерживать пальцами свободной руки. А прижимая подушечками пальцев рабочую нить, вы не даёте плетению ослабнуть. Для этой же цели попробуйте нерабочую иглу втыкать в какой-нибудь подходящий предмет позади блока, возможно, вам это покажется удобным.
Старайтесь прижимать именно подушечками пальцев, а не кончиком ногтя, который оставит вмятину на срезе блока.
Возьмите вторую иглу и оплетите шнур сверху. Нитка проходит под шнуром, а виток образовывается с левой стороны уже существующего. Перекиньте нить через шнур назад.
На этом этапе у вас получилось три витка одного цвета, если вы плетёте двухцветный каптал.
Дальше, первую иглу пропустите под шнуром на лицевую сторону.
С обратной стороны получается, что нить первой иглы легла поперек трех стежков.
На этом этапе вам придётся решить, с какой силой вы каждый раз будете натягивать нить, совершая такие поперечные стежки, чтобы в итоге плетение получилось ровным и красивым.
Следующий шаг: обвейте шнур поочерёдно двумя петлями, стараясь их укладывать параллельно друг к другу, а натягивать с одинаковой силой. Иглу с ниткой перекиньте через шнур назад.
Таким образом, вы снова имеете три витка на шнуре, которые необходимо прихватить ниткой второй иглы, подводя её под шнур, как вы уже делали ранее.
Только в этот раз плетение необходимо закрепить на корешке. Чтобы это получилось, после того, как вы пропустили нить под шнуром и перекинули её через шнур назад, проткните серединку тетради изнутри наружу.
По нашим расчётам, вы должны оказаться как раз напротив третьей тетради.
Затягивая петлю, выровняйте шнур по краю корешка, не давайте ему съезжать к центру среза блока.
Затем оплетите шнур один раз и перекиньте иглу с ниткой через шнур назад.
Отныне, всякий раз, когда приходит время плести второй иглой, протыкайте серединку тетради, напротив которого закончилось плетение.
У вас снова получается три витка, вы снова поводите первую иглу под шнуром и овиваете два раза.
Так потихоньку плетёте каптал, следя, чтобы шнур не "убегал", петли ложились ровно, рядом друг с другом, а натягивались с одинаковой силой.
Когда у вас образовалось 12 стежков, пора заканчивать плетение.
Чтобы закончить плетение, со второй иглой поступите несколько иначе, чем прежде: сначала обвейте шнур, а затем перекиньте иглу с ниткой через шнур, чтобы сделать прокол в серединку последней тетради.
При чётном количестве тетрадей, вам придётся «перескочить» через тетрадь — пропустить не одно отверстие для прокалывания, а два.
На этом этапе, у вас получилось всего два витка. Третий виток нужно добавить первой иглой: сделайте последний поперечный стежок, подводя нить под шнур.
Затем перекиньте иглу с ниткой через шнур, чтобы пропустить иглу в этот самый стежок.
До того, как затянуть, придерживайте нить, когда вводите иглу, чтобы стежок сохранил свою форму.
В конце иглой проткните серединку последней тетради и выведите наружу.
Оба хвостика завяжите на два узелка, а излишки нити обрежьте.
Теперь следует обрезать шнур. Прежде чем это сделать, скрепите две последние петли на каждом из концов корешка капелькой клея.
Попробуйте на обрезанном и уже ненужном кусочке нити, если клей, который вы собираетесь использовать после высыхания изменит цвет нити, пропустите этот шаг.
Когда клей подсохнет, маленькими и очень острыми ножницами обрежьте шнур близко к последним виткам, а срез закрепите клеем.
Вы догадываетесь, что теперь вам нужно сплести каптал на другом конце корешка.
Безусловно, это кропотливая работа, требующая навыков, аккуратности и терпения. Если результат вас не устроил, не поленитесь сплести каптал ещё раз, чтобы ваше изделие на всех этапах изготовления выглядело безупречно. В любом случае, вы несомненно заслуживаете похвалу и, будь у автора чепчик, он непременно полетел бы в воздух от избытка восторженных чувств.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Мы постарались преподнести информацию наиболее наглядно, используя увеличенный макет. Но чтобы вы смогли сравнивать вашу работу с аналогичной на каждом этапе процесса, рядом стоит блок альбома, на котором совпадает конечный результат того или иного действия с результатом, показанным на макете. Опять же, всё исключительно для наглядности и удобства восприятия.
Создавая работу своими руками, по умолчанию предполагается, что это единичный экземпляр, сделанный вами со всей тщательностью и ответственностью. Вы прошли уже немалый путь по изготовлению вещицы ручной работы, а значит, следует идти до конца этого пути — вручную сплести каптал. Мастер переплётного дела не оставит без внимания концы корешка готового блока, зная о необходимости оформить его капталом, который скрепит края блока и закроет промежуток между корешком и переплётной крышкой. Значительную роль здесь играет декоративное назначение каптала: сплетённый вручную каптал выглядит эффектно и поднимает эстетическую ценность работы. На примере плетения классического каптала вы, не без усилий, конечно, но и не без удовольствия, освоите этот навык.
Возьмите две иглы с большим ушком. В каждую иглу вставьте нить длиной приблизительно по 40 см каждая в одно сложение. Соедините нити, завязав один на двоих узелок.
Блок поставьте перед собой в раскрытом виде, корешок направлен в вашу сторону. Найдите середину первой тетради и одной из игл проткните место сшивания блока, снаружи во внутрь тетради.
Не изобретайте новое отверстия для прокола, воспользуйтесь уже существующим, который вы сделали на этапе сшивания блока. Убедиться, что это серединка тетради, можно, заглянув во внутрь — если видны нитки, которыми вы сшивали, значит вы на верном пути.
Оставьте первую иглу, чтобы второй проткнуть то же отверстие, но с обратной стороны — изнутри тетради наружу.
Постарайтесь не проткнуть второй иглой узелок или первую нить.
Подтяните вторую нить, чтобы образовалась петля и вставьте в нее шнур, который собираетесь оплетать нитями.
Оставьте вторую иглу. Возьмите в руки первую иглу и, хорошо натягивая нить, пропустите её под шнуром с левой стороны, а затем, под шнуром с правой стороны. Оставьте первую иглу.
Шнур норовит соскользнуть или перевернуться, потому первое время его нужно придерживать пальцами свободной руки. А прижимая подушечками пальцев рабочую нить, вы не даёте плетению ослабнуть. Для этой же цели попробуйте нерабочую иглу втыкать в какой-нибудь подходящий предмет позади блока, возможно, вам это покажется удобным.
Старайтесь прижимать именно подушечками пальцев, а не кончиком ногтя, который оставит вмятину на срезе блока.
Возьмите вторую иглу и оплетите шнур сверху. Нитка проходит под шнуром, а виток образовывается с левой стороны уже существующего. Перекиньте нить через шнур назад.
На этом этапе у вас получилось три витка одного цвета, если вы плетёте двухцветный каптал.
Дальше, первую иглу пропустите под шнуром на лицевую сторону.
С обратной стороны получается, что нить первой иглы легла поперек трех стежков.
На этом этапе вам придётся решить, с какой силой вы каждый раз будете натягивать нить, совершая такие поперечные стежки, чтобы в итоге плетение получилось ровным и красивым.
Следующий шаг: обвейте шнур поочерёдно двумя петлями, стараясь их укладывать параллельно друг к другу, а натягивать с одинаковой силой. Иглу с ниткой перекиньте через шнур назад.
Таким образом, вы снова имеете три витка на шнуре, которые необходимо прихватить ниткой второй иглы, подводя её под шнур, как вы уже делали ранее.
Только в этот раз плетение необходимо закрепить на корешке. Чтобы это получилось, после того, как вы пропустили нить под шнуром и перекинули её через шнур назад, проткните серединку тетради изнутри наружу.
По нашим расчётам, вы должны оказаться как раз напротив третьей тетради.
Затягивая петлю, выровняйте шнур по краю корешка, не давайте ему съезжать к центру среза блока.
Затем оплетите шнур один раз и перекиньте иглу с ниткой через шнур назад.
Отныне, всякий раз, когда приходит время плести второй иглой, протыкайте серединку тетради, напротив которого закончилось плетение.
У вас снова получается три витка, вы снова поводите первую иглу под шнуром и овиваете два раза.
Так потихоньку плетёте каптал, следя, чтобы шнур не "убегал", петли ложились ровно, рядом друг с другом, а натягивались с одинаковой силой.
Когда у вас образовалось 12 стежков, пора заканчивать плетение.
Чтобы закончить плетение, со второй иглой поступите несколько иначе, чем прежде: сначала обвейте шнур, а затем перекиньте иглу с ниткой через шнур, чтобы сделать прокол в серединку последней тетради.
При чётном количестве тетрадей, вам придётся «перескочить» через тетрадь — пропустить не одно отверстие для прокалывания, а два.
На этом этапе, у вас получилось всего два витка. Третий виток нужно добавить первой иглой: сделайте последний поперечный стежок, подводя нить под шнур.
Затем перекиньте иглу с ниткой через шнур, чтобы пропустить иглу в этот самый стежок.
До того, как затянуть, придерживайте нить, когда вводите иглу, чтобы стежок сохранил свою форму.
В конце иглой проткните серединку последней тетради и выведите наружу.
Оба хвостика завяжите на два узелка, а излишки нити обрежьте.
Теперь следует обрезать шнур. Прежде чем это сделать, скрепите две последние петли на каждом из концов корешка капелькой клея.
Попробуйте на обрезанном и уже ненужном кусочке нити, если клей, который вы собираетесь использовать после высыхания изменит цвет нити, пропустите этот шаг.
Когда клей подсохнет, маленькими и очень острыми ножницами обрежьте шнур близко к последним виткам, а срез закрепите клеем.
Вы догадываетесь, что теперь вам нужно сплести каптал на другом конце корешка.
Безусловно, это кропотливая работа, требующая навыков, аккуратности и терпения. Если результат вас не устроил, не поленитесь сплести каптал ещё раз, чтобы ваше изделие на всех этапах изготовления выглядело безупречно. В любом случае, вы несомненно заслуживаете похвалу и, будь у автора чепчик, он непременно полетел бы в воздух от избытка восторженных чувств.
Малозаметный, на первый взгляд, но чрезвычайно важный элемент книжного переплета – каптал. Тщательно исполненный каптал не менее значим, чем декор переплетных крышек, и настоящий ценитель всегда обратит на него особое внимание.
Французская книга «Les Tranchefiles brodées. Etude historique et technique» («Шитые капталы. Исторический и технический очерк») посвящена капталам средневековых книжных переплетов. Книга вышла в 1989 году и до сих пор она остается незаменимым трудом в этом вопросе. Издание было подготовлено усилиями реставраторов и специалистов по европейским и восточным рукописям Национальной библиотеки Франции (Париж).
Одной из задач этой книги было передать современным переплетчикам уважение к работе высочайшего класса, которую осуществляли их далекие предшественники, а также показать всю значимость сохранения и изучения старинных капталов в процессе реставрации.
Источником для написания пособия стали рукописи с сохранившимися средневековыми капталами из французских книжных коллекций – Национальной библиотеки Франции, муниципальных библиотек Руана и Дуэ. Для каждой разновидности каптала приведена фотография, ясные схемы, детальные последовательные описания шитья.
В книге описаны западноевропейские капталы монастырской традиции – капталы «с ушками» XI–XIII в., а также шитые капталы XV в.
Отдельно рассмотрены греческие капталы (библиотека французского короля славилась византийскими рукописями), а также капталы переплетной мастерской французских королей XVI–XVII вв.
Восточные капталы представлены образцами двух разных книжных традиций – христианского Востока и мусульманского мира. В качестве примеров разбираются капталы армянских, сирийских и эфиопских рукописей.
«Арабский» каптал, описываемый в книге, типичен для турецких и персидских рукописей – он характерен для переплетов с клапанами, распространенных по всему мусульманскому востоку.
«Шитые капталы. Исторический и технический очерк», к сожалению, в нашей стране является библиографической редкостью. Ее экземпляры хранятся только в некоторых частных собраниях (в том числе автора настоящей заметки), а в крупнейших отечественных библиотеках она отсутствует.
Очевидно, что для создания переплетов в духе образцов средневековья необходимо учитывать нюансы исполнения отдельных конструктивных элементов, в том числе и каптала. Внимательное изучение старинных переплетов и обращение к подобного рода изданиям позволит избежать стилистических и конструктивных ошибок в работе.
Также назрела потребность в пособии по русским капталам. При наличии знаний и специалистов вполне возможно учесть методы, представленные в книге «Шитые капталы», и достойным образом представить историю русского каптала на материалах отечественных государственных и частных книжных собраний.
Les Tranchefiles brodées. Etude historique et technique / préface de Marie-Pierre Laffitte, avant-propos de Yvonne Bœuf. Paris: Bibliothèque nationale de France, 1989. – 92 с. ил.
О том, что такое каптал и для чего он нужен я уже писал ранее (прочитать можно тут ). Крепиться к блокноту (или книге) каптал может двумя способами. Либо он плетётся непосредственно на бумажном блоке, либо пришивается к ткани, которую потом приклеивают к основанию блока. Сегодня я предлагаю рассмотреть второй способ.
Что нам понадобится:
ткань для основы
нить мулине
толстая льняная нить
игла
клей ПВА
кисть для нанесения клея
канцелярский нож
В качестве основы я беру плотную марлю. Её используют в швейном деле для внутренней отделки изделий. Продают в магазинах тканей.
С края полотна обычно бывает уплотнение.
Вот эту часть мы и берём для основы. Отрезаем от общего куска ленту шириной в 3 см. Замеряем толщину бумажного блока и обрезаем основу в 3 -4 раза большую по длине. Т.е. если толщина блока 2 см, то длина каптальной основы должна быть 6 - 8 см.
Далее нам понадобится клей ПВА. Оговорюсь, что не все клеи подходят для переплётного дела. Я это точно знаю, так как перепробовал множество: и в маленькой таре и в большой, купленные в цпециализированных канцелярских магазинах, и в магазинах стройматериалов. Хоть на упаковке и пишут, что они универсальные, даже бумагу они клеят по-разному.
В последнее время я использую исключительно ПВА-М марки "Луч". Он достаточно густой (только нужно хорошенько встряхнуть или перемешать перед началом работ), быстро сохнет, хорошо "схватывает" и ткань, и бумагу, и кожу, и даже дерево.
Основу промазываем ПВА и просушиваем. Это придаст ей плотность, и с ней будет легче работать.
На нашем сайте уже есть несколько подборок руководств по переплётному делу, и некоторые из них оказались довольно популярны в интернет-сообществе переплётчиков.
Как видите, все они посвящены переплётному процессу от начала и до конца. На сей раз тема будет немного иной. Все руководства в этой подборке касаются лишь одного небольшого (но довольно важного) процесса — изготовления капталов.
Есть косвенные указания на то, что капталы могли использоваться уже в самых первых коптских кодексах. Впрочем, до конца не ясно, относятся ли остатки нитей ко II-III векам н.э. или к более позднему времени, когда книги были переплетены заново.
В любом случае, на протяжении многих веков каптал является неотъемлемым элементом книги и эти столетия обеспечили довольно богатый выбор различных подходов к шитью.
Традиционно капталы шьются на тетрадях книжного блока. Для более простых переплётов используются фальшивые капталы, изготавливаемые на тесьме (их просто приклеивают к верней и нижней части корешка). Иногда взамен шитых капталов используются полоски кожи или ткани.
1. Каптал шитый на основе
Традиционная техника шитья каптала на основе из одного батоннета (bâtonnet). Как вариант, может использоваться шнур или полоска плотной бумаги. Пожалуй, это один из самых простых способов.
2. Коптский каптал (2 в 1)
Существует немало различных стилей шитья коптских капталов. Здесь вы найдёте руководство по шитью сразу двух видов капталов. Текст на испанском, но, во-первых, современные браузеры сносно переводят текст, и, во-вторых, обильные иллюстрации практически не требуют комментария.
Если фотографий недостаточно, ниже можно просмотреть серию видео-инструкций, показывающих, как нужно шить каптал в коптском стиле. Мне не очень нравится этот конкретный метод, однако основная идея здесь хорошо отражена.
3. Монастырский каптал
Этот стиль появился во времена позднего средневековья. Существенным отличием является то, что вы сначала шьёте бесцветный каптал на основе, а потом поверх него добавляете цветные нитки. Результат может оказаться невероятно красивым!
4. Исламский каптал
Внешний вид книги может существенно измениться, если вы решите использовать технику шитья капталов в исламском стиле. В сети можно найти несколько руководств, однако это, пожалуй, является лучшим и наиболее подробным.
Ниже вы найдёте видео из другого источника:
5. Византийский каптал
Если вы интересуетесь исторической реконструкцией, это руководство может оказаться полезным для вас. Здесь описан процесс создания кодекса в византийском стиле — включая и процесс шитья капталов. Для современных книг этот метод не очень актуален, поскольку обложки в данном случае используются деревянные.
6. Ещё один вид капталов шитых на основе
Посты блога V for Books почти всегда вызывают у меня интерес. Здесь всего в меру — и инструкций, и иллюстраций. Пожалуй, это руководство вполне может компенсировать те иллюстрации, которых не хватает в нашем собственном материале (в данном списке он под номером 1).
7. Кожаный каптал
Здесь вы найдёте пример совершенного другого формата капталов. По ссылке — каптал, выполненный в каролингском стиле. Кроме кожи в данном случае аналогичным образом можно использовать ткань и некоторые сорта бумаги.
8. Готический каптал
Ещё один вариант средневекового каптала. Вновь он не только соединяет тетради книги, но и скрепляет их с обложками.
9. Фальшивый каптал, шитый на основе
Современные капталы всё чаще приклеиваются к корешкам книг, а не шьются на них, так что было бы неправильным обойти эту тему стороной.
10. Французский каптал с двумя батоннетами
В нашем перечне не хватало ещё одного варианта шитья капталов — на двойной основе. Это пример классического французского стиля. Иллюстрации можно найти на сайте Lili’s Bookbinding Blog. Инструкции есть в этом чёрно-белом PDF.
Дополнительная литература
Please Support us on Patreon!
The minimum level of contribution is only $1 per month. Pledges received from our patrons cover the editing services for our bookish podcast!
Moreover, starting with the pledge level of $3, you will get a digitized vintage book about bookbinding, book history, or book arts each month from us!
These pledges help iBookBinding to continue its work and bring more information about bookbinding and book arts to you!
Related
Stepan Chizhov
Читайте также: