Как сшить армянский национальный костюм
Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.
История армянского народного костюма
История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.
Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.
Женский костюм
Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).
Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.
В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.
В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.
Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».
«Гогноц» - передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».
Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.
При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.
В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.
Женские украшения
Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.
Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.
Головные уборы армянок
Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.
Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.
Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.
Мужской народный костюм
В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».
«Шапик» - это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.
Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.
В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него - верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.
Головной убор армянина
Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.
Обувь
Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.
В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.
«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.
Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи.
Цвета в армянском национальном костюме
Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.
Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета.
Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.
Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.
Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.
Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.
Орнаменты в национальном костюме армян
Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.
Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.
Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:
- флора;
- фауна;
- геометрические фигуры.
Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.
Растительный орнамент
Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.
Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.
Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.
Изображения животного мира
Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.
Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.
Геометрические орнаменты
Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию.
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.
Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.
Как нарисовать армянский народный костюм?
Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:
- Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
- Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
- Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
- Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
- Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.
Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МБОУ ДОД «Большеболдинский Дом детского творчества»
Мастер-класс
Национальный женский костюм восточной Армении
Астраханцева Ольга, 15 лет
педагог дополнительного образования
Сковородова Татьяна Владимировна
Село Большое Болдино
Историческая справка
Традиции армянского народа
Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.
Национальный женский костюм восточной Армении (тараз)
Национальный костюм восточных армянок состоял из длинной красной рубахи- халав.
Красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия. По бокам халава вшивались косые клинья. Рукава - широкие и прямые,с ластовицами. Вырез горловины рубахи круглый с расшитым продольным разрезом на груди.
Под халав надевали длинные шаровары–похан красного цвета. Их нижняя часть шилась из более дорогой, орнаментированной ткани. У щиколоток шаровары присборивали. Нижние края должны были выступать из-под рубахи.
Поверх рубахи армянки восточных областей надевали платье - архалух, которое обычно изготавливалось изсатина, ситца, шелка, парчи, плюша, в зависимости от достатка. Женский архалух чаще всего был синего, зеленого или фиолетового цвета. Застегивался он только наталии. Глубокий вырез на груди подчеркивал особое изящество женской фигуры. Чуть ниже бедер на архалухе делали два боковых разреза, так что на нем получалось три полы: одна широкая сзади, и две поуже по бокам. Благодаря этому он получил еще одно название – ерекпешкани, что буквально означает «в три полы».
У архалуха, края рукавов (с разрезом от локтя до кисти) были обшиты тонким шнуром. Рукава застегивались к прорезям на серебряные пуговицы в виде шариков, а у запястья вместо пуговиц пришивали тонкие цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия) или серебряные трубочки, нанизанные на нитку и свисающие в виде треугольников. Талию повязывали серебряным поясом или длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев.
Кстати, одежда, украшения женщин и девушек отличались. У последних они были поскромнее. Гардероб же замужних дам был намного богаче. Им ведь в приданое давали самые изысканные таразы со всеми атрибутами. Особенно тщательно женщины и девушки выбирали головные уборы.
Головной убор
У восточных армянок головной убор был более сложным, чем у западных жительниц. Замужним женщинам надевали на голову своеобразную башенку высотой от 8 до 15 - 18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта башенка имела различные названия: палти, пали, баспинд.
Она прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже растительным орнаментом.
Под башенку на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики шах, иногда вместе с кораллами, из-под которых слегка виднелись локоны.
Башенку повязывали несколькими белыми платками. Одновременно эти платки обхватывали и шею. Нижнюю часть лица до ноздрей, туго повязывали сначала белым, а затем и цветным, как правило, красным или зеленым, платком, а иногда был и третий. Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Сверху одевался еще один белыйплаток. Снимать головной убор старались тогда, когда в доме не было мужчин, а простоволосой нельзя было попадаться и на глаза свекрови.
Девушки, в отличие от взрослых женщин, вместо головного убора заплетали волосы в косы (до 20 видов), вставляя в них камешки, металлические и другие украшения.
Украшения.
Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшенияиз золота и серебра (браслеты и серьги, пояса, состоящие из объемных элементов, цепочки, бусы, броши и кольца). Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение.
Прическа .
Женщины заплетали волосы в косы. Пышные косы служили одним из важнейших критериев женской красоты.
Наиболее важной частью свадебного обряда была замена девичьей прически, одной или нескольких косичек, на женскую - две косы.
Косметикой женщины в Армении почти не пользовались, за исключением черной краски для ресниц,которую хранили в специальных чехольчиках ручной работы.
Обувь
Разнообразием отличалась у армян и обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные лапти - трех, изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их «шнуровали» на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы – гулпа. Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Такие туфли шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин из красной или черной
Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично.
Вышивка .
Художественная выразительность армянской женской национальной одежды делась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения - золотым и серебряным шитьем.
Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия. Этот вид вышивки носит также названия Переплетенной армянской вышивки, вышивки Марах (Marash, по названию города, считающегося местом ее возникновения), а также Мальтийской вышивки. Пожалуй, в мире больше известно наименование «Мальтийская вышивка», но возник и развивался этот вид рукоделия в Армении, а на Мальту пришел уже несколько позднее, в Средние века.
Внешне узоры армянской вышивки удивительно напоминают шедевры армянских камнерезов, то же затейливое переплетение, полное гармонии и почти музыкального ритма.
С прошлых веков сохранились уникальные шедевры, выполненные в технике Армянской вышивки. В армянских семьях в этой технике часто украшались покрывала на кровать, наволочки, скатерти, другие предметы домашнего обихода. Традиционная тематика для вышитых работ — армянский восьмиконечный крест с восьмиконечной звездой внизу (сохранившейся, как отголосок языческой культуры, еще со времен царства Урарту), а также вышитые буквы армянского алфавита.
Армянскую вышивку отличает особенный, переплетенный вид стежков. На первый взгляд эта техника может показаться очень сложной, но красота выполненных в этом стиле работ стоит того, чтобы потратить время и овладеть уникальным видом рукоделия.
Материалы и инструменты
1. Ткань велюровая синего цвета.
2. Ткань шелковая красного цвета.
3. Ткань орнаментированная красного цвета.
4. Ткань атласная бордового цвета.
5. Ткань атласная белого цвета.
6. Ткань капроновая белого цвета.
7. Детские носочки.
8. Тесьма, шнур, косая бейка, лента, сутаж золотистого и серебряного цветов.
9. Пайетки, серебряные цепочки, украшения золотистые и серебряные.
10. Нитки металлизированные золотистые и серебряные.
11. Картон, клей (ПВА, момент), пластилин
12. Красные акриловые краски, кисточка.
13. Деревянные диск, палочка.
14. Ботиночки кукольные.
Технология изготовления
1. Из детского носочка шьем узорчатые носки (гулпа)
2. Из красного шелка выкраиваем и шьем вручную (шов «назад иголка») шаровары(похан). Низ шьется из более дорогой, орнаментированной ткани. Внизу шаровары присбориваются, украшаются тесьмой.
3. Обрезаем кукольные ботиночки, с помощью пластилина удлинняем носа, загибаем немного кверху. Техникой папье-маше обклеиваеи их в два слоя, затем красим акриловой красной коаской.
4. Из красной шелковой ткани выкраиваеи и вручную шьем рубаху ( халав), украшаем пайетками,
тесьмой золотистого цвета.
5. Из велюровой ткани синего цвета выкраиваем и шьем платье ( архалух) , украшаем косой бейкой золотистого цвета, серебряной ленточкой, пайетками. Рукава обшиваем шнуром, серебряными цепочками, пайетками.
6. На золотистую ленточку нашиваем монетки (пайетки).
7. Из картона и атласной ткани бордового цвета изготавливаем головной убор башенку (палти). Украшаем тесьмой и бусами.
8.Делаем платки: из красного и белого шелка (ими закрывается нижняя часть лица до ноздрей), из белого атласа (им закрепляентся башенка на голове), белый капроновый (одевается сверху).
8. Готовим серебряные украшения: ожерелье, шарики, пояс.
9. Делаем макияж и прическу (пушистые косы).
10. Изготавливаем подставку для куклы.
11. Устанавливаем куклу на подставку и начинаем одевать.
12. Талию повязываем серебряным поясом.
13. На лоб крепим ленту с монетами.
14. Нижнюю часть лица повязываем двумя платками- белым и красным.
15. Поверх одеваем башенку.
16. Башенка фиксируется белым платком атласным, который повязывается вокруг шеи.
17. По обеим сторонам лица через виски укрепляем серебряные шарики (шах), из-под которых слегка виднеются локоны.
18. Сверху одеваем еще один платок, который так же закрепляется серебряными шариками.
Костюм выполнила Астраханцева Ольга, 15 лет.
Источники информации:
1. Армянский форум Вардананк.
2. Сайт Open Armenia — Worldwide Armenian Forum.
3. Сайт национальный акцент, медиа-проект межэтнической журналистики.
4. Социальная сеть работников образования Оганесян В.А. учитель армянского языка.г. Армавир. Конспект открытого занятия «Армянский национальный костюм».
Коряки испокон веков проживали на территории Камчатского полуострова. Кочевые тундровые племена занимались крупнотабунным оленеводством, оседлые береговые поселенцы охотились и рыбачили, собирали ягоды и коренья, выходили в море на зверобойный промысел.
Для коряков олени и добытые на охоте дикие пушные звери были не только пищей, но и служили материалом покрытия яранг, для пошива одежды и обуви. Шитьём и вышивкой занимались женщины, а мужчины изготавливали моржовые украшения, вырезали фигурки из кости, занимались обработкой металла, дерева, камня. Именно эти элементы служат идеей для народного костюма коряков.
Виды традиционных костюмов коряков
Для проживания в суровых условиях коряки имели зимний и летний вариант одежды. Крой всех костюмов был глухим, надевались они через голову. В холодное время года оленеводов и охотников согревал двойной слой, в тёплое – одинарный. Исходным материалом для шитья была шкура оленя. Все детали выполнялись из меха или ровдуги (замши из оленьей шкуры). Оседлые прибрежные жители использовали, кроме оленьей, ещё и шкуры морских обитателей.
Мужской костюм чавчувена (коряка-оленевода) состоял из следующих частей:
- кухлянка – длиннополая рубашка (пальто) с нагрудником и капюшоном;
- конайты — штаны;
- малахай – головной убор;
- торбаса – меховая или ровдужная обувь;
- камлейка – широкая рубашка из ровдуги или ткани;
- лилит – рукавицы.
Женский наряд подобен мужскому:
- комбинезон;
- кухлянка или гагагля (длинная рубаха с внутренним слоем меха);
- торбаса;
- лилит.
Как выглядит национальный костюм?
Зимний и летний национальные костюмы схожи между собой кроем, элементами декора, но есть из различия. Для холодного времени года одежда изготавливалась из шкуры оленя, дополнялась деталями из шкур пушных зверей. Летний наряд шился в основном из тканей, в украшении традиционно использовалась бахрома, вышивка бисером и бусины.
Национальный костюм состоял из камлейки (меховой рубахи из оленя), кухлянки, торбасов. Мужчины носили штаны, а женщины – комбинезон со штанинами до колена.
Одежда
Мужская камлейка надевалась поверх кухлянки, она защищала от осадков и непогоды. Камлейка могла быть не только меховой, но и ровдужной или тканой. Последнюю носили летом. От дождя хорошо защищала верхняя одежда, которую предварительно прокоптили и подвергли обработке мочой.
Оленья шкура или камус (мех с голени животного) служили для пошива верхних штанов, а ровдуга или кожа от старого покрытия яранги годилась для нижних или летних. Для прибрежных коряков материалом для брюк были тюленьи шкуры. В них охотники отправлялись на промысел. Зимой мужчины и женщины прятали руки в рукавицах (лилит), состоящих из одного или двух слоёв меха или оленьего камуса.
Важно! Мужчины под меховую одежду не надевали ничего, только некоторые прибрежные жители носили тканевые рубашки, купленные у русских переселенцев.
Женщины в непростых погодных условиях Камчатки носили комбинезоны. Шились они длиной до колена из тонких шкур молодых животных. Летний вариант изготавливался из шкуры или ровдуги, хорошо продымленной для защиты от осадков и насекомых. На комбинезон сверху надевали кухлянку – из одного или двух слоёв — по типу мужской. В остальное время носили длинную гагаглю с мехом, повёрнутым внутрь.
Обувь коряков
Национальная обувь коряков – торбаса. Варианты мужской обуви для зимы и лета шились одинаково, различались лишь длиной – до колена или до щиколотки – и материалом для пошива. Особенности изготовления торбаса:
- для тёплых торбасов брали вывернутый камус;
- на летнюю обувь шла шкура тюленя, нерпы, собаки, ровдуга или непромокаемая продымленная шкура оленя, на которой ворс был удалён;
- подошва вырезалась из шкуры лахтака, моржовая кожи, оленьих щёток (длинношёрстной оленьей шкуры над копытом животного);
- женская обувь выполнялась из тех же материалов, имела такой же крой, но дополнительно украшалась аппликациями из собачьей кожи белого цвета.
Головные уборы
Женщины обычно оставляли голову непокрытой, если погода позволяла. В холод задействовали капюшон как головной убор, а жёны кочевников в тундре при перегонах скота пользовались мужскими малахаями. Женщины, проживающие оседло, у русского населения заимствовали в свой гардероб платок.
Что носят дети?
Маленького ребёнка одевали в комбинезон с капюшоном. Пока он не умел ходить, рукава и штанины оставались зашитыми, а в комбинезон помещали слой одного из видов мха, который служил подгузником и обладал антисептическим действием. Подросшее дитя передвигалось в обуви, пришитой к штанинам комбинезона.
Детская одежда, аналогично взрослым нарядам, в разное время года, была одинарная или двойная. К 5–6 годам ребёнка начинали одевать по гендерному признаку: мальчиков в мужские костюмы, девочек – в женские.
Украшения народного костюма
Мех собаки, лисицы, росомахи, волка коряки нашивали на кухлянку или камлейку в качестве опушки, что не только значительно её утепляло, но прежде всего, служило декоративным обрамлением наряда.
Важно! Корякский зимний костюм имеет характерную особенность — узорчатую кайму на подоле — опуван, который делался из более тёмных оттенков оленьего меха и украшался орнаментами из бисера и бусин.
Передняя и спинная часть кухлянки, гагагли и камлейки также расшивались узорами, дополнялись тонкими ремешками в виде бахромы, бусинами, крашеными кусочками собачьей шерсти и меха нерпы. На праздник наряд всегда дополняли браслетами, серьгами, кулонами, подвесками из старого серебра и меди. И мужчины, и женщины имели украшения в виде повязки или ленты вокруг головы.
Погребальная одежда
Особо следует отметить одежду коряка, в которой он отправлялся в мир иной. Такой наряд шился несколько камчатских зим и всё равно должна была остаться незаконченной, чтобы смерть обладателя не была преждевременной.
Подол на кухлянке и капюшон оставались без опушки, пока был жив хозяин. Обувь тоже не дошивалась: отсутствовала подошва. Всё это доделать нужно было, пока умерший находился в жилище. Спать до погребения не разрешалось, а вот наскоро всё сшить крупными кривыми стежками – так полагалось по обычаю — как раз самое время.
В погребальной одежде преобладали белые тона, шить её можно было только из белого оленя. Чёрный цвет полагался только на платке вдовы. Мужчин обычно отправляли на погребальный костёр в кухлянке, штанах, головном уборе, рукавицах и обуви. Женщин одевали также, кроме штанов.
Очень интересен и сложён декор подобных рубашек. Расшитая геометрическим орнаментом полоса и мех росомахи украшали подол кухлянки, капюшон, головной убор, рукава. Украшали одежду различными кистями, бахромой, кусочками собачьего меха. Внутренний слой кухлянки окрашивали красным цветом.
Обряжая умершего в последний путь, части костюма надевали необычным образом, например, головной убор мог сидеть на голове криво, а рукавицы – правая и левая – перепутаны местами и надеты на разные руки. В таком виде умерший отправлялся на погребальный костёр, который сооружали из стланика кедра.
Одежда для национальных танцев
На праздники коряки всегда надевали самую лучшую одежду, которая только была. Для танцев женщины облачались в камлейку с национальными орнаментами, головной убор в виде повязки, расшитый бисером, с длинными кистями, яркие серёжки из бус, иногда до самых плеч, и обувь из оленьих камусов. Наряд мужчин был идентичен, только головные украшения более лаконичные, в виде расшитой бисером ленты.
Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.
Немного истории
Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.
Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.
Разновидности
Женский
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».
Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой. Сверху он крепился на узкий поясок.
Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Детский
Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.
Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».
Мужской
В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.
Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.
Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.
Особенности
Цвета и узоры
Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый.
Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зеленым был символом свадьбы. Черный цвет считался траурным и символизировал старость. Желтый использовали крайне редко. Он, как и черный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.
Ткани
Выбор тканей, так же как и цветов, был огромный и зависел от местности. Для нижней одежды использовали хлопчатобумажные ткани и шелк, для верхней сукно, шерсть, сатин и даже парчу.
Мужской архалух кроился с отрезной спиной. На талии она собиралась в сборки. Иногда спину кроили из нескольких клиньев. Сшивали верхнюю часть и подкладку одним швом.
Нижние мужские штаны («вартик») делали с широкой вставной полосой. Часто эта полоса была достаточно широкой, а потому длина штанов была равна ее ширине.
Женский архалух также имел отрезную спину и красивый длинный вырез на груди. Сбоку делали прорезы, которые шли от подола до пояса. Из-за этого получались три полы: две впереди и одна сзади.
Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.
Красота свадебного наряда
Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.
Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.
Со временем в армянский свадебный наряд все больше и больше проникали европейские традиции. Женское платье стали делать приталенные, белого цвета. Неизменным остался лишь серебряный пояс.
Аксессуары и украшения
Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.
Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.
Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.
Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.
Обувь
В качестве обуви армяне использовали так называемые трехи. Их делали из грубой кожи. Обували трехи на специальные шерстяные носки «гулпа». Женщины носили шлепанцы с острыми носами и также надевали носки.
В плохую погоду носили кожаные сапоги «масхер». Поверх масхера обували специальные шлепанцы «шмек». Шмек выглядели внешне как туфли на каблуке, только без задника.
Стилизованные модели
В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.
Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.
Армянский народ является одним из самых древних на нашей планете. Их официальная история насчитывается более двух тысяч лет. У народа очень богатая культура, интересные обычаи и традиции.
Не менее интересны и национальные костюмы этого народа. Они отличаются самобытностью, красотой, особенным отношением к деталям.
Яндекс картинки
Женская
Национальный армянский костюм получил название тараз. Армянские народные костюмы насчитывают многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию, несли особый смысл. Армянский тараз свободных и замужних девушек немного отличалась. Семейные женщины с помощью костюма демонстрировали свой статус, а свободные — привлекали внимание яркими одеждами.
Женские платья были сатиновыми, шелковыми или более теплыми — бархатными. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или более зауженного фасона), безрукавки, жилеты. Платье имело прорезь в рукаве, завязывалось на запах. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.
Жительницы западных районов страны носили разнообразные платья (хатифа, хрхна, антифа, джуппа). Отличались модели выбором ткани для шитья. Хатифа (хрха, путали) имели фасон с широким рукавом и без боковых разрезов.
Поверх платья надевался фартук. Его орнамент, цвет, форма могли рассказать о принадлежности хозяйки к определенному району страны.
Цветовая гамма женского костюма основывалась на красных, синих, желтых и изумрудных оттенках.
Представительницы зажиточных семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитками. Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами, аксессуарами для висков. Существовала традиция наследовать драгоценности от одного поколения другому.
Еще одним основным аксессуаром женского и мужского национального костюма Армении являлись теплые носки (голпа). Очень редко это были однотонные изделия, чаще полосатые или с узором. Они входили в основной список приданного девушки, выходящей замуж. Часто их дарили на праздник крестин.
Яндекс картинки
В некоторых частях страны было принято вставлять в нос бирюзовые украшения.
Нательная
Под любую одежду надевалось нижнее белье — длинная рубашка, которая называлась халав. Она имела достаточно простой крой. Цветовая гамма могла иметь белый или красный оттенок.
Еще одна деталь нижнего белья — шаровары похан. Шились они из хлопковой ткани алого цвета. Манжеты похана были обшиты золотыми нитками или узорной тесьмой.
Яндекс картинки
В армянской культуре считалось, что использование в армянской национальной одежде сочетания красных и золотых оттенков приносит благополучие и жизненные силы.
Верхняя
Различные виды распашных и нераспашных платьев являлись верхней одеждой армянок. Отличались наряды только материалом, из которого пошита одежда. Изделия были плюшевыми, бархатными, шелковыми.
Кафтан из бархата — наиболее популярная укороченная верхняя одежда армянских женщин. Он обязательно расшивался золотом.
Более зажиточные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральным куньим мехом. В некоторых местностях принято было носить утепленные безрукавки.
Головные уборы
Поша — популярный женский головной убор. Представлял из себя небольшую бархатную шапку — тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. В отдельных районах было принято свои длинные косы украшать золотистыми кисточками и подвязывать волосы под поясной шарфик на спине. Пошу было принято обматывать платочком из шелка в виде тюрбана.
В Южных районах страны головные уборы имели более сложную конструкцию. На виски, лоб девушки свисали длинные украшения, прикрепленные к шапочке.
В других краях было принято носить платок, который закрывал еще и нижнюю часть лица. Делалось это из-за восточных традиций, религиозных соображений.
Не последнюю роль в женском армянском костюме играли высокие ободки из дерева. Было принято оборачивать такую конструкцию бархатной тканью и вышивать разнообразные орнаменты: звезда, солнце, небо (котик). Или украшать ободок золотыми монетами, большими пуговицами. Одевается на красную шапочку с кисточками. Называется такой головной убор вард.
Девушки любили вплетать в многочисленные косички шерстяные нитки, по цвету совпадающие с оттенком волос. На нитки крепились золотые шарики и колечки. Это придавало прическе дополнительный объем и привлекательность.
Яндекс картинки
При выходе на улицу женщина накрывала голову большим покрывалом с вышитым орнаментом (каймой). У пожилых дам вышивка была в синих тонах, а у молодых — в белых.
Обувь
Основой обуви у армян были плотные высокие вязаные носки (голпа). Одевали их как мужчины, так и женщины. В зависимости от региона проживания и материального состояния, чулки были хлопковыми, шерстяными или шелковыми.
Расцветка была очень разнообразной, яркой. В некоторых частях страны голпы было принято шить однотонными.
Яндекс картинки
Традиционной обувью были кожаные лапти — поршни. Использовалась кожа крупного рогатого скота. Подвязывались поршни шерстяными, кожаными шнурками. Носили такую обувь все крестьяне, независимо от возраста и пола.
Еще один вариант женской обуви — туфли, сшитые из двух одинаковых кожаных кусочка. Это была выходная обувь. Для молодых девушек — желтого цвета, а для дам в возрасте — желтого или красного.
Чмушк — женская обувь с длинным загнутым носом. У этого вида обуви не было задника. Женский вариант изготавливался в зеленом цвете. Основная часть таких тапочек была расшита разнообразными орнаментами. Была предназначена для зимнего сезона.
Яндекс картинки
В конце 19 века в обиход армянских женщин вошла обувь, изготовленная на фабрике. Это были туфли со шнуровкой или тремя пуговками. Такую закрытую обувь могли позволить себе женщины из зажиточных слоев населения.
Мужская
Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.
Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.
Яндекс картинки
В отдельных местностях арлаух заменяли безрукавками (елак). Сверху которого надевали укороченную куртку без застежек (бачкон). Эту одежду подвязывали на поясе несколькими оборотами шарфа или ткани. Слои ткани выступали в качестве карманов — в них переносили оружие, табак, монеты.
Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.
Поясня
Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.
Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.
Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.
Верхняя
Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.
Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.
Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.
Яндекс картинки
Головные уборы
Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.
Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.
Яндекс картинки
В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.
Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.
Обувь
Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.
Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.
На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.
Яндекс картинки
Орнамент
Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.
Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:
- вышивка;
- вязка;
- художественный шов;
- аппликация;
- набойка.
Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы.
При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:
- Красный. Олицетворял солнце, красоту, праздник, жизнь, тепло огня, плодородие. Защищал от плохого взгляда, помогал при бесплодии и болезнях.
- Зеленый с красным. Являлся символом семьи. Зеленый символизировал молодость, зелень, новое поколение, весну.
- Красный с фиолетовым (синим). Имел исцеляющие возможности, использовался в знахарстве (украшения из черно-синих бусин считались оберегом от болезней).
- Черный. Был символом наступления старости. Одежду темных тонов носили только пожилые люди.
- Белый. Ритуальный цвет. Использовался в особых случаях: крещение и погребальный саван.
- Желтый. Отрицательное отношение к этому цвету вызвано ассоциацией с увядающей природой, болезненностью, ядом, желчью. Использовался очень редко.
Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.
Яндекс картинки
Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.
Растительный (флора)
Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.
Яндекс картинки
Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.
Зооморфный (фауна)
Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.
Яндекс картинки
На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.
На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.
Геометрический
Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:
- Круг. Форма, напоминающая яйцо, символизировала начало жизни, долголетие, защиту. Ассоциировался с солнцем/луной, отображал понятие пространства и времени.
- Квадрат. Означал четыре времени года, стороны света, смена годового цикла, стихии (вода, огонь, земля, воздух).
- Крест. Пересечение линий символизирует мужскую и женскую энергию. Этот символ, как и квадрат, означает плодородие. Крестики, вышитые на детской одежде, выступали в качестве оберегов от сглаза и плохих людей.
- Треугольник. Фигура с вершиной вверх символизировала мужскую энергетику, перевернутая вниз — женскую. Чаще изображался на женской одежде.
- Ромб — слияние двух треугольников в одну фигуру, объединение мужского и женского.
Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.
Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.
Читайте также: