Как пришить волосы жгуты кукле
Добрый день, дорогие друзья! У меня накопилось много мыслей по поводу выбора материала для прошивки кукол, и предполагаемое количество текста явно выходит за рамки поста в ленте соцсетей, поэтому я решила написать статью.
Сразу оговорюсь, что здесь только мой опыт и мое личное мнение. Если вы собираетесь заняться прошивкой кукол, то вам стоит почитать о разных техниках и материалах и вывести свою уникальную формулу, а не слепо следовать советам из одной статьи.
Я не буду углубляться в предысторию, в сети огромное количество мастер-классов на тему прошивки и перепрошивки. Я вкратце расскажу, какую технику я выработала лично для себя с некоторым упором на описание материалов и их "репутацию". Разбирать буду на примере Барби.
Самое первое, что нужно сделать для перепрошивки головы, - это, собственно, снять голову (если, конечно, у вас на руках целая кукла, а не только голова или болванка). Я неоднократно встречала в сети опасения: "Боюсь снимать, мало ли что". Уверяю вас, это не сложно. Да, есть некоторые подводные камни, но, если вы делаете все аккуратно, то проблем не будет. Два основных способа снятия головы - нагрев в кипятке и нагрев феном. Для перепрошивки я предпочитаю кипяток, потому что вынимать влажные волосы из равномерно прогретой головы намного проще. В МК из сети вы можете часто встретить вариант, когда куклу стригут перед тем, как вынуть узелки, но я так поступаю только тогда, когда родные волосы совсем уж низкого качества, спутаны, легко рвутся. Если же у куклы свои волосы неплохие, я предпочитаю вынимать все прядки целиком, никогда заранее не знаешь, где эти пряди еще могут пригодиться (перепрошить, допрошить другую куклу).
Для того, чтобы доставать узелки, приготовьте острый пинцет и узкие плоскогубцы. Пока голова теплая и мягкая, аккуратно надавливайте на то место, откуда будете вытаскивать узелок, чтобы оно приблизилось к шейному отверстию и вы могли его хорошо видеть изнутри. Одиночные узелки легко вынимаются пинцетом. Скопления сплавленных узелков выдергиваются плоскогубцами. После каждых 1-2 прядей расчесывайте волосы, чтобы не допустить образования колтуна. Если голова затвердела, а волосы подсохли и пушатся, лучше снова подержите в кипятке. Потратите пару минут, зато сэкономите время на возне с твердой головой и спутанными прядями. Будьте морально готовы к тому, что у отдельных кукол на месте пробора может быть "железобетонный" сплав узелков, а резина на месте пробора так щедро пробита заводской прошивкой, что без волос там будет разрыв. Это не ваша вина, с этим вообще ничего нельзя поделать, отверстия уже объединились во время фабричной прошивки. Впоследствии такой разрыв можно без проблем заклеить. Если разрыва нет, вы можете прошить пробор на том же месте. Но я в 90 % случаев оставляю это проблемное место в покое и делаю пробор в другой части головы.
Итак, у нас на руках лысая голова. Если вы планируете прошить новый пробор или у вас вообще болванка без дырочек, то самый удобный инструмент для них - обычная канцелярская кнопка с пластиковым стоппером. Иглу лучше не использовать, можно сильно поранить пальцы.
По поводу густоты прошивки. Родные пряди у кукол достаточно тонкие. Если прошиваем трессами, то там пряди - "какие дали". Мне попадались трессы с тонкими прядями, попадались с такими толстыми, что я делила каждую прядку пополам, и то они были не тонкие. Поэтому, чтобы не получить в итоге одуван, у которого прическа стоит колом, лучше пропускать по одной родной дырке из трех. Если работаем с сараном и нейлоном, то там пряди можно делать, какие захочется, точнее, какие получатся вашими руками. Я предпочитаю не прошивать каждую дырочку тремя волосинками, а также работаю 2 через 1.
Чем прошивать. Я неоднократно в сообществе кукольников предлагала крючки для поднятия петель на трикотаже, их же используют рыбаки для плетения снастей.
Продаются на Али наборами. Я использую самый маленький. Продеваю крючок через голову, подвижная часть при этом направлена назад, в сторону от головы, конец его выходит из шейного отверстия. Подцепляю прядку, ногтем перекидываю зажим и вытягиваю образовавшейся петлей наружу. Мне пророчили, что этим крючком я изорву все головы. Между тем, я так прошила уже около 30 голов, никаких проблем не возникало. Один раз попробовала самый распространенный способ: толстая игла, плоскогубцы и леска. Мало того, что это безумно долго, так еще и пальцы все исколола. Я прокляла все на свете. Крючок - это быстро и безопасно.
Я прошиваю сперва линию роста волос на затылке от уха до уха. И затем постепенно продвигаюсь к темечку. После каждого ряда расчесываю и собираю резинкой хвостик, чтобы ничего не мешалось. В последнюю очередь прошиваем всегда пробор. Для этого тоже есть несколько техник. Я для себя выбрала такую: прошиваю линию в один ряд, затем зачесываю на одну сторону и собираю все в хвост с остальной прической. После этого в те же дырки прошиваю второй ряд и уже несу макать в кипяток.
Про кипяток. Тут все просто, но скажу еще буквально пару слов. Ставите две миски с кипятком и с ледяной водой. Закрепляете в кипятке пробор, макаете его в холодную воду. После этого можно все резинки и крепления снять. Натягиваете волосы по направлению вниз (тут пригодится старый фломастер, чтобы на него насадить голову) и укладываете всю прическу, окуная в кипяток и охлаждая в холодной воде до тех пор, пока вас не устроит результат.
Теперь собственно про материал. Неоднократно встречала в сообществе настойчивые мнения о том, что для хорошей прошивки годится только саран. Великие мастера работают только сараном. Трессы - это для новичков, побаловаться, посмотреть, что выходит фигня, и перейти на благословенный саран. Я с этим категорически не согласна. Трессы выпускают и очень хорошего качества. Независимо от того, прошиваете вы сами или отдаете голову на прошивку мастеру, нет ничего зазорного в том, чтобы остановить свой выбор на трессах. У любого материала есть свои плюсы и минусы. В каком-то смысле я даже люблю саран именно за то, что мне с ним работать проще, чем с трессами. Трессы не держат узелок, приходится в два слоя проклеивать ленту клеем-моментом, затем не без труда резать задубевшую ленту. Поскольку роль узелка будет играть задубевший и совсем не маленький кусочек ленты тресс, то такие крепления занимают в голове очень много места. Поэтому якорь на теле обязательно надо подрезать до усов, иначе длинная головка якоря упрется в "узлы", и вы либо вообще не натянете голову, либо натянете, и она так и остается с удивленным вертикально вытянутым лицом. С сараном и нейлоном много возни при завязывании узелков, но можно обойтись вообще без клея. И места эти узелки в голове не занимают, якорь можно не подрезать.
По моему личному мнению, саран меньше похож на естественные волосы, чем хорошие трессы. Если вы планируете собрать сложную прическу, без сомнения, выбирайте саран. Его можно заплести и уложить в любые вензеля. На простых прямых прическах мне результат с сараном не нравится. Он не такой рассыпчатый, как трессы.
Если же вы хотите куклу с распущенными длинными волосами, то вполне можете использовать и трессы и не стыдиться, что они стоят дешевле. Заплетать трессы сложно, зато в "свободном полете" некоторые трессы смотрятся и ощущаются в руках, как настоящие человеческие волосы.
Еще один плюс тресс по сравнению с сараном: они выпускаются волнистыми и кудрявыми. Правда, работать с такими очень сложно. Первый опыт лучше получать на идеально прямых.
В завершение скажу следующее. Выбирать материал нужно, исходя только из вашего видения того, каким должен быть конечный результат. Трессы дешевле сарана, но в работе вовсе не проще. У каждого материала есть особенности, которые сказываются на процессе работы и на внешнем виде готовой куклы.
Повторюсь, что вся информация в статье основана на моем личном опыте, на моем личном мнении и моих вкусах. Они могут не совпадать с мнением других мастеров и заказчиков.
В следующей статье я выложу все шаги перепрошивки трессами (на саран пока претендентов нет).
В этом мастер-классе я хочу показать вам один из способов применения трессов и прически на его основе. Этот мастер-класс — дополнение к моему мастер-классу по созданию текстильной куклы Аленушки .
Так уж вышло, что в процессе съемки того мастер-класса фотографии в день съемки головы были утрачены, а трессов в запасе не было, чтобы переснять. И это не давало мне покоя, ведь я изначально решила описать процесс создания куколки максимально подробно :) Так что я вооружилась новыми головами, трессами и фотоаппаратом.
Материалы и инструменты
- Для головы диаметром 8 см, нам понадобится 1 м трессов.
- Готовая кукла.
- Нитки в тон волосам, иголка.
- Ленты или тесьма под цвет одежды.
- Булавки.
- Ножницы.
- Исчезающий или смываемый маркер.
Намечаем линию роста волос маркером.
Для удобства я сначала прикалываю трессы булавками, потом пришиваю швом «вперед иголку». Это дает мне возможность убедиться, что волосы лежат хорошо, и подкорректировать при необходимости.
На фото я ограничусь булавками для наглядности, потому что нитки все равно не видно, они сливаются с волосами.
Прикалывать начинаем от затылка. Основание трессов направлено в сторону макушки.
Делаем полный оборот вокруг головы и переходим ко второму ряду. Укладываем второй ряд впритык к первому, без просветов.
Делаем также полный оборот. Обрезаем.
Следующие два ряда укладываем в противоположном направлении.
На расстоянии, равном ширине основания тресса, от второго ряда укладываем по кругу третий ряд. Начинаем также от заднего шва (на затылке)
Волосы постепенно захватывают весь кадр :)
И последний, четвертый ряд должен лечь плотно между вторым и третьим.
Если трессы не очень густые, то со стороны затылка можно сделать больше рядов. В моем случае, при убранных в прическу волосах такого количества хватает.
Если вы опасаетесь, что затылок будет где-то просвечивать, можно покрасить ткань в тон волосам или привалять немного подходящей по цвету шерсти.
Прически
После того как все трессы пришиты к голове, закрываем место стыка ленточкой. Лучше выбрать эластичную ленту или кружево, она лучше ляжет по форме головы и не будет топорщиться.
Теперь посмотрим, какие прически мы можем сделать :)
Вот так уложены волосы у моей Аленушки. Линия роста волос начинается достаточно высоко, чтобы хорошо сидел кокошник.
Это низкая коса на затылке.
А может, наша куколка любит прическу-мальвинку?
Подхватываем половину волос той же лентой, которая прикрывает стык рядов.
Или пышный хвостик? Просто убираем все волосы в один высокий хвост.
И пара полезных нюансов:
1. Если вы выбрали вьющиеся волосы, не расчесывайте их. Лучше разбирать кудряшки пальцами.
2. Пришивать волосы лучше в самом конце, на готовой кукле, чтобы не растрепать прическу.
Когда я начинала делать кукол, то одной из самых больших сложностей было — как сделать кукле волосы.
Что касается трессов, то мастер-классов по ним в интернете великое множество, но ни один из них не отвечал на мои вопросы в полной мере. Поэтому очень долгое время я боялась браться за трессы. А сейчас работаю с ними с большим удовольствием :)
Надеюсь, мой небольшой мастер-класс будет вам полезен :)
Вот такие инструменты я использую для работы с трессами.
Собственно тресс (1 м) и пучок шерсти (обычный кардочёс).
Сначала тоненьким слоем приваливаю к голове шерсть в тон к трессу. Это для того, чтобы не было видно «залысин» между рядами трессов.
Затем иголками намечаю трессы, оставляя между рядами около 2 мм, если пришивать ряд к ряду, то может получиться слишком тяжёлая и густая копна волос.
Вот рядочки трессов. Проверяю каждый раз, чтобы не съезжали:
Так по кругу пришиваю тресс по всей голове, начиная с затылка.
На каждый узелок для надёжности капаю маленькую капельку клея.
Иголку ввожу между строчкой. Чем меньше шаг иголки — тем крепче пришиты трессы.
В конце оставляем маленький участок, куда будем вставлять макушку.
Для макушки скручиваем небольшой кусочек тресса (см 6), и прошиваем его крепко.
В серединку капаем клей, для надёжности и твёрдости.
Щипцами беру пучок для макушки.
И с силой проталкиваю его в дырочку. Но всё очень аккуратно!
Вставили макушку! :) Ура!
Разровняли. И снизу очень аккуратно, приподнимая волосики, по капельке фиксируем клеем. Делать это надо быстро, так как клей моментально впитывается.
Вот так выглядит готовая шевелюра, вид спереди не покажу — личико секрет :)
1. С клеем работаем очень аккуратно и быстро! Так как он быстро впитывается в ткань, но при этом обладает свойством делать жёстким то место, куда его нанесли. Лучше брать клей-гель — он не так быстро впитывается.
2. После того, как тресс полностью пришит и макушка сделана, слегка расчесали волосы, лучше пальцами, разровняли, посмотрели, где есть слабоватые местечки — там можно проклеить. Опять же — очень осторожно и аккуратно!
На мой взгляд, искусственные трессы - один из самых простых материалов для перепрошивки кукольных волос.
Одни мастера в качестве крепления кукольных волос делают узелки на кончике каждого тресса, другие - прошивают специальным инструментом без узелков и по окончанию работы заливают внутрь кукольной головы клей, чтобы новые волосы держались. Третьи предпочитают в качестве приспособления для прошивки использовать струну. Но, как говорится, на вкус и цвет.
Сегодня хочу рассказать, как я делаю прошивку головы куклы искусственными трессами.
Кстати, как подготовить куклу к ООАК можно прочитать здесь.
Кроме терпения и свободного времени для прошивки нам понадобятся:
Если развернуть трессы и измерить их линейкой - получится ровно метр. На мой взгляд, одного метрового тресса достаточно, чтобы сделать качественную прошивку. Если брать больше - волосы получатся слишком тяжёлыми и под их весом голова куклы будет запрокидываться назад.
Я сторонник того, чтобы делать много проколов, но тонкими прядями. Такая прошивка получается максимально качественной и естественной. Поэтому для прошивки кукольной головы беру одну прядь тресса, а для пробора - две.
Итак, отделяем прядь от тресса, Вставляем иглу с прядью в отверстие от заводских волос. Вытаскиваем иглу через шейное отверстие. Для удобства помогаем себе кусачками или пинцетом.
Кончик тресса подпаливаем зажигалкой таким образом, чтобы образовался своеобразный комочек. Он то и будет держать прядь внутри головы.
Вытаскиваем прядь и таким образом прошиваем всю кукольную голову. Я прошиваю не только по заводским дыркам, но и делаю свои.
Макушку головы прошиваю с особым усердием, добавляя дырки. Это делается для того, чтобы при прошивки пробора не было видно резину головы куклы.
Будущий пробор намечаю карандашом и делаю прошивку как можно ближе к пробору.
Для пробора беру 2 пряди тресса и прошиваю по намеченной линии на максимально маленьком расстоянии друг от друга.
Для этого вытаскиваю подпаленную прядь и кладу на правую сторону. Далее вставляю прядь в ту же дырку, вытаскиваю и кладу уже на левую сторону пробора. Таким образом прошиваю весь пробор.
После прошивки новые волосы выглядят очень объемными и неестественными. Кроме того, если присмотреться, можно увидеть заломы от иголки. Поэтому необходимо уложить уже прошитые волосы куклы.
На помощь нам приходит кипяток. Для удобства надеваем голову куклы на палку, я для этой цели использую подставку для куклы. И осторожно льем кипяток на голову, у меня уходит целая кастрюлька воды.
И вот, как в итоге выглядит прическа
На всю прошивку у меня уходит около 3-4 дней занятостью 2-4 часов в день. Конечно, искусственные трессы выглядят не так естественно и красиво как натуральные локоны козочки, но если вы новичок, то терпению и усидчивости легче учиться именно на прошивке искусственными трессами.
Отрезаю кусок нужной мне длины, по ширине тресса, и разрезаю посредине вдоль
Одну половину ленты укладываю под тресс, а вторую сверху волос
Бумажные полоски выравниваю и закрепляю булавками-иголками прямо к ткани, чтобы процессе теплообработки они не разошлись.
Через сухую тряпочку аккуратно проглаживаю очень горячим утюгом.
Обе части ленты намертво склеились между собой, зажав между собой волосы.
Убираю булавки и аккуратно снимаю верхнюю бумажку. Она снимается очень легко.
Затем переворачиваю и убираю вторую бумажку. Вот что у меня получилось. Между двумя прозрачными сеточками проклеены волосы.
Вот так выглядит эта сетка при увеличении фото.
Разрезаю сетку посредине, и разделяю трессы.
Верхнюю часть волос я тоже разрезала пополам, чтобы получить густую челку из 2-х трессов, но можно было отрезать тресс по верхней линии клеевой сетки, тогда получилось бы только 2 тресса. Ну это кому как нужно.
Вот так выглядит край нового тресса при увеличении фото.
Вот такая эта сеточка, отделяется от бумаги легко, а сама типа желатиновая какая то, когда горячим утюгом проглаживаешь, она расплавляется и склеивается между собой и тканью. Этой сеткой проклеивают деликатные ткани, которые некрасиво строчить на машинке.
Можно ещё дополнительно оверложить тресс по краю, но у меня такой необходимости не возникло, клеевая сетка держит волосы отлично.Хотя когда пучки волос сделала погуще, они стали вылезать из пучка, поэтому провела вдоль тресса клеевую полоску прозрачным гелем Момент-кристалл, а после этого стараюсь делать трессы более тонкими, чтобы волоски приклеивались к сетке клеевой плотно.
И ещё: не попадайте утюгом на сами волосы, потому что они синтетика и расплавляются. Я глажу обычно ребром утюга и очень аккуратно.
Читайте также: