Что лучше беспроводные наушники или блютуз колонка
С развитием технологий так привычные всем «ламповые» аналоговые наушники уходят в историю – их всё больше вытесняют беспроводные собратья на базе Bluetooth.
Современные смартфоны лишаются привычного разъёма в угоду влаго- и пылезащищённости.
Разработчики выпускают всё новые версии протокола Bluetooth и всё новые версии кодеков, обещая «быстрее, выше, сильнее» — меньшие задержки в воспроизведении и лучшее качество.
Настолько ли всё хорошо? Давайте посмотрим.
Введение
Я не буду углубляться в техническую реализацию протоколов, а также в скучные спецификации. Уважаемый ValdikSS, который в большой степени выступил вдохновителем и даже научным консультантом в этой статье, готовит исчерпывающий материал касательно кодеков – и там всё будет изложено куда более подробно и технически верно.
Рассказать я хочу в большей степени о личном опыте. Ну и немножко занимательной (скучной?) практики.
Полтора года назад я загорелся идеей aptX. Да, я прочитал массу обзоров наподобие этого и поверил во все эти технические навороты и возможности. Родился ребёнок – и очень хотелось ночью с женой смотреть передачи в наушниках, не создавая шума и не будя никого в доме.
Во что же это вылилось?
Качество
Начнём с цифр и фактов (привет, Википедия!)
SBC – старый добрый кодек, обязательный при соблюдении стандарта A2DP. Кодек – результат работы Франса де Бонта (F. de Bont, M. Groenewegen and W. Oomen, «A High Quality Audio-Coding System at 128 kb/s», 98th AES Convention, Febr. 25-28, 1995) и использования алгоритмов, описанных в патенте EP-0400755B1. Примечательно, что авторы патента разрешают бесплатное использование SBC только в приложении Bluetooth, тем не менее патент истёк 2 июня 2010 года. Поскольку стандарт A2DP весьма распространён, крайне трудно найти наушники или колонки, в которых не было бы поддержки SBC.
Кодек обеспечивает частоту дискретизации 16, 32, 44.1, 48 кГц со скоростью потока 10-1500 кбит/с. Да, Вы не ослышались. До 1500 кбит/с. В кодеке просто нет лимита по битрейту. Но об этом – позже.
Кодек aptX разработан в 1988 году в Королевском Университете в Белфасте. Да, до Bluetooth ещё было ещё порядка десятка лет, так что кодек использовался в профессиональной звуковой аппаратуре. В настоящий момент права принадлежат компании Qualcomm, а потому использование требует лицензирования и лицензионных отчислений. По состоянию на 2014 год стоимость приблизительно такова: единовременный платёж $6000 и ≈$1 за каждое выпущенное устройство для партий до 10000 устройств. По этой причине многие устройства с чипами Snapdragon 835, 845, 821, 820, 810, 805, 801, 800, 650, 615, 410 вполне возможно и поддерживают aptX, но он там не активирован, поскольку лицензия не была приобретена. Об этом – также ниже.
При разрядности 16 бит и частоте дискретизации 48 кГц кодек может обеспечивать скорость потока 384 кбит/с (dual channel).
Список продуктов, официально поддерживающих aptX. На Aliexpress можно найти очень много неведомых систем с поддержкой aptX, но будьте готовы к тому, что на поверку там окажется тот же старый добрый SBC – и не более.
aptX HD – тот же самый кодек, но с другим профилем кодирования, имеет скорость потока 576 кбит/с, поддержку частоты дискретизации до 48 кГц и разрядность до 24 бит. Некоторые называют этот кодек aptX Lossless – но это полный бред хотя бы потому, что в настоящий момент невозможно достигнуть значения потока, который мог бы переносить lossless-данные. Особым преимуществом этого кодека регулируемая задержка кодирования, которая может снижаться до 1 мс при частоте дискретизации 48 кГц. Также кодек крайне выгоден с позиции загрузки процессора, в чём выражается преимущество по сравнению с МР3 и ААС.
aptX Low latency (или LL) – специальная версия кодека, позволяющая снизить время задержки звука до менее 40 мс. Список продуктов, официально поддерживающих aptX LL.
Вот она. Именно эта картинка в своё время купила меня с потрохами. Задержки! Ведь кому захочется слышать звук взрыва в каком-то боевике, крик монстра в ужастике или рёв толпы на футбольном матче, когда всё уже закончилось?
Но так ли всё это на самом деле?
Как и в любом маркетинговом материале, цифры притянуты за уши. Задержка во многом зависит от буферизации в системе и реализации кодека. Так, задержка с SBC вполне может быть на уровне менее 40 мс, что принимая во внимание стандарты телевизионного вещания (+40 мс… −60 мс) – вполне допустимо.
- Ни один существующий кодек не может быть лучше проводной технологии, поскольку ни один кодек не позволяет достичь истинного сжатия без потерь.
- Самым популярным кодеком является SBC. Он же – наиболее гибок в настройках. И несмотря на то, что aptX был выпущен ранее, он не смог побить популярности SBC, видимо, из-за бесплатности последнего.
- Качество звука крайне зависит от реализации кодека, а также от аппаратного исполнения наушников/колонок вообще – если сама по себе колонка слабая, то качество не улучшишь ни одним кодеком. Поэтому в дальнейшем, сравнивая качество, мы будем говорить о воспроизведении одного и того же контента от одного и того же источника на одних и тех же колонках/наушниках, но с различными кодеками.
Практические и очень субъективные итоги
Информация базируется на уже упомянутом полуторагодовом опыте эксплуатации, сравнения и привлечения сторонних слушателей.
Опыт базируется на прослушивании lossless на плеере SONY Walkman NWZ-A17, где кодек можно выбирать, а также на просмотре различных передач с выводом звука посредством Avantree Priva III.
Наушников было трое: Sennheiser PMX 60, Koss Porta Pro и Koss UR-20.
В качестве приёмников беспроводного сигнала использовались Jabra BT3030 (SBC) и Avantree Clipper Pro (aptX).
Также использовалась колонка Voombox Outdoor (SBC) и наушники с костной проводимостью Aftershokz Trekz Titanium (aptX).
Все эквалайзеры и улучшатели отключались — и это важно.
- Качество проигрываемого звука при проводном подключении — всегда лучше. Это без сомнения.
- Разницу между SBC и aptX услышать крайне затруднительно — и только в случае некоторых типов музыки. Например, автор статьи чётко слышал разницу на соло виолончелей в классических композициях, при этом для скрипки и инструментов низких частот разница была менее уловима. На современных жанрах — поп, электронная музыка и рок — разницу не слышно. В ряде случаев субъективно казалось, что SBC лучше передаёт звук, чем aptX.
- Задержку между SBC и aptX можно заметить только если подключится к одному источнику и разные приёмники вставить в разные уши (ну левый канал — SBC, а правый — aptX к примеру). Задержку с картинкой увидеть практически нереально, а потому история, что aptX предназначен для динамичных сцен и контента — миф.
- Удивление вызвало качество звучания на довольно дешёвых и «не именитых» Voombox Outdoor. Видимо, это и есть удачная реализация SBC, о которой говорилось выше.
- Совершенно непонятна реализация aptX в наушниках с костной проводимостью – технология весьма специфична, а потому потери в качестве значительны из-за самой технологии. Принимая во внимание малый диапазон «дальности» работы устройства, крайне плохую реализацию сопряжения с двумя устройствами могу констатировать, что Aftershokz – компания, которая больше вкладывает в маркетинг, чем в разработку.
Не спорю, что если подключать всяческие спектральные анализаторы и прочее — можно и нужно увидеть разницу. Но человеческое ухо, а ещё хуже — среднестатистическое человеческое ухо — не спектральный прибор, а потому все эти нюансы не слышит.
Часть 1. Включаем aptX
Как уже было сказано, в некоторых устройствах использование aptX отключено, вероятно, во избежание патентных преследований.
Этот вопрос можно решить достаточно просто – подсунув устройству библиотеки для реализации работы кодека и прописав возможность работы с этим кодеком в build.prop.
На просторах интернета имеется большое количество решений такого характера. Я взял на себя смелость объединить их в одно, при этом реализовав в виде модуля для Magisk. Да, я очень люблю этот проект и считаю, что реализация изменений в системе в виде модулей Magisk – лучше и безопасное решение с возможностью сохранения системы максимально в первозданном виде и лёгким способом отката назад.
Модуль можно скачать отсюда. Да, я знаю про гитхаб. И нет, пока у меня нет времени туда его выкладывать.
Записи в build.prop, включающие aptX, а при возможности – и aptX HD, будут эмулироваться модулем автоматически.
Часть 2. Повышаем битрейт SBC
Как уже сообщалось, кодек SBC принципиально не имеет ограничений по битрейту. Однако производители обычно ставят ограничение в 342 кбит/с для моно- и 345 кбит/с для стереосигнала с целью обспечения надёжной работы со всеми типами принимающих устройств.
При этом спецификация A2DP v1.2, которая была активна с 2007 по 2015 год, предписывает всем декодирующим устройствам корректно работать с битрейтами до 320 кбит/с для моно- и 512 кбит/с в случае стереосигнала.
В новой версии спецификации ограничение по битрейту отсутствует вообще. Предполагается, что современные наушники, выпущенные после 2015 года и поддерживающие EDR, могут поддерживать битрейты до 730 кбит/с.
По факту это конечно же не так. В обширном исследовании, проведённом ValdikSS, было найдено, что практически все приёмные устройства надёжно работают со значениями битрейта 454 кбит/с, и достаточно большое количество – с битрейтом 507 кбит/с.
В своих исследованиях ValdikSS также показал, что, вопреки расхожему мнению о качестве звука кодека aptX, на некоторых файлах он может давать результаты хуже, чем SBC со стандартным битрейтом в 328 кбит/с, а переключившись в высокобитрейтный SBC, Вы получите звук, зачастую превосходящий aptX, на любых наушниках.
ValdikSS на основании этих данных направил замечания разработчикам Lineage OS и в Google, но на данный момент никакой реакции не последовало.
Таким образом, нам остаётся только вручную внести модификации в Bluetooth-стек.
Нам потребуется IDA Pro с возможностью декомпилирования ARM, любой HEX-редактор (я использовал WinHEX) и файл bluetooth.default.so с нашего устройства. Обычно он находится по пути /system/lib/hw и реже – ещё и по пути /system/lib64/hw (безусловно нужен рут-доступ).
Итак, открываем файл bluetooth.default.so Описанные ниже операции и модификации применимы только к оригинальному стеку Android (bluedroid). Если вы видите строку «Needed Library '[email protected]'» или подобную в IDA Pro, с большой вероятностью, эта инструкция вам не поможет.
Наша первая задача — заменить Joint Stereo на Dual Channel в стандартной конфигурации.
В итоге довольно быстро мы находим саму функцию в виде кода:
Наша задача – подменить исходную структуру проверок
Это можно сделать несколькими способами.
В байт-коде это замена х01 на х04. При этом важно отметить характерные последовательности байтов, по которым можно найти этот паттерн. Не углубляясь сильно в детали, скажу, что по сути это поиск последовательности
Однако у данного способа есть недостатки.
Ряд компиляторов меняют последовательность исполнения команд в зависимости от оптимизации. И в таком случае найти искомый паттерн не удаётся, а иногда механизм проверок в структуре вообще вносится в инлайн-код. Поэтому более надёжным является изменение константы btif_av_sbc_default_config.
Для начала – найдём её. Она в самом начале нашей функции, ведь
Видно, что сама btif_av_sbc_default_config представляет собой последовательность байт 20 01 10 04 01 35 02, при этом первый байт кодирует частоту дискретизации и может быть 10 (48 кГц) и 20 (44 кГц), а потому не специфичен. Таким образом наша задача – замена последовательности
01 10 04 01 35 02
на
04 ?? ?? ?? ?? ??
Это позволит изменить логику работы структуры аналогичным образом, но при этом оптимизации компилятора не доставят проблем.
В ряде случаев инициатором подключения выступают сами наушники или колонки. В этом случае режим определяется функцией bta_av_co_audio_init.
Функция характерна строкой «bta_av_co_audio_init: %d» и легко отыскивается в коде:
Перечисление возможных режимов подключения выполняется в следующей команде:
Константа легко находится в коде, в моём случае она равна 20 0F F0 0C 03 35 02:
Обратите внимание на байт 0F – он обеспечивает возможность подключения с любым из допустимых режимов, поскольку
Наша задача — изменить это значение таким образом:
Следовательно, необходимо заменить
?? 0F F0 0C 03 35 02
на
?? 04 ?? ?? ?? ?? ??
Итак, мы заставили стек подключаться в режиме Dual Channel как в случае инициирования подключения устройством, так и в случае инициирования подключения принимающей сигнал стороной.
Теперь необходимо убрать ограничения в битрейте либо повысить его верхний порог.
Необходимо обработать btif_media_task_get_sbc_rate. Аналогичным образом по поиску характерной строки «non-edr a2dp sink detected, restrict rate to %d» отыскиваем функцию в коде:
Ограничение битрейта выражается в строке
UINT16 rate = DEFAULT_SBC_BITRATE (что в свою очередь равно 328 кбит/с)
Изменим это значение на 454 кбит/с – это выше стандартного и работает с подавляющим большинством приёмных устройств. Для этого заменим байты
B1 4F F4 A4 74 ?? E0
на
?? ?? ?? E3 ?? ?? ??
Также следует выполнить поиск по паттерну
E0 4F F4 A4 74 ?? E0
и заменить его на
?? ?? ?? E3 ?? ?? ??
— это требуется для ряда устройств.
Значение Е3 может быть другим в зависимости от желаемое максимального битрейта:
- E3 – 454 кбит/с
- F1 – 482 кбит /с
- F3 – 486 кбит/с
- 10 – 576 кбит/с
- 48 – без ограничений
На практике стоит поэкспериментировать и выбрать максимальное значение, при котором во всех Ваших принимающих устройствах происходит стабильный приём сигнала, отсутствует треск, прерывания и искажения.
На всех приёмниках в моём эксперименте (выше я их указал) таким значением было 576 кбит/с, в качестве источника сигнала выступал телефон Xiaomi Redmi 4x MIUI10 Android 7.1.
На основе описанных действий был создан дженерик-патч, который находит указанные паттерны в Bluetooth.default.so и заменяет их? включая принудительно режим Dual Channel и устанавливая лимит битрейта в 454 кбит/с. При необходимости, значение лимита может быть легко изменено на основании поиска и замены соответствующего байта — внимательный читатель сделает это без труда.
Подчёркиваю: патч работает только в случае bluedroid-стека и скорее всего не будет успешным в случае стека Fluoride и версии Android 8 и новее.
Патч можно скачать отсюда.
Замену оригинального файла настоятельно рекомендуется выполнять в виде модулей Magisk, для себя я это сделал следующим образом. Обратите внимание: данные модули сделаны мной для телефона Xiaomi Redmi 4x 3/32 Гб с актуальной на момент написания статьи стоковой глобальной стабильной прошивкой MIUI 10. В Вашем случае файл bluetooth.default.so придётся заменить на свой собственный, пропатченный, как описано выше. Возможно также, что файл придётся продублировать по пути /system/lib64/hw — это зависит от модели и версии прошивки Вашего телефона.
Данный подход с использованием модулей Magisk позволяет легко изменять максимальный битрейт и вообще отключать изменения, если окажется, что какое-то из принимающих устройств не поддерживает Dual Channel.
Заключение
В настоящий момент в погоне за продажами многие компании подают некоторые технологические новинки как обоснование более высокой цены.
На практике оказывается, что уже имеющиеся, более дешёвые технологии не до конца развиты, а технологические новинки – не до конца внедрены, что значительным образом сказывается на качестве.
Очень часто пользователи испытывают «эффект плацебо», убеждая себя в совершенстве того или иного продукта только потому, что он новее или более красочно преподнесён. По факту, это качество оказывается мнимым.
Несмотря на очевидное ухудшение качества беспроводной передачи звука по сравнению с проводным вариантом, по-видимому, современные производители устройств нацелены на полный переход к беспроводным технологиям. При этом для обоснования повышения цены используются маркетинговые уловки: защита от погружения в воду телефона (как можно разговаривать под водой? зачем ронять устройство в воду?), использование более дорогих кодеков и т.д. При этом потенциал имеющегося популярного кодека SBC до конца не освоен.
Нам не удалось ни получить разъяснений от Google касательно лимита битрейта в 328 кбит/с, ни добиться устранения этого лимита и добавления опции включения Dual Channel в меню Bluetooth от разработчиков Lineage OS.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Некоторое продолжение, вызванное обсуждением в комментариях и пробелом в отношении кодека LDAC, находится здесь.
Подобная дилемма рано или поздно встает практически перед каждым любителем мобильной музыки, которому не чуждо удобство и комфорт.
Изображение взято с сайта marshak.su
Хотим мы этого или нет, но на данный момент прогресс неумолим. Являясь адептом новых технологий и процесса избавления от лишних проводов, я выбирал себе телефон обязательно с беспроводной зарядкой, клавиатуру и мышь для компьютера обязательно беспроводные, при этом в вопросе прослушивания музыки оставаясь верным старому доброму проводу. Причина? Качество передачи сигнала – краеугольный камень беспроводных технологий в мобильных устройствах.
В большинстве смартфонов за передачу звука без проводов отвечает Bluetooth. Использование этой технологии накладывает определенные ограничения, которые в итоге приводят к тому, что на выходе мы получаем совсем не то качество, которое доступно при проводном соединении.
Высокое энергопотребление, нестабильность соединения и ограниченная пропускная способность делали Bluetooth малопригодным для передачи качественного звука. Однако этот стандарт связи развивался и прогрессировал. Снижалось энергопотребление, добавлялись новые алгоритмы сжатия, внедрялись новые кодеки, появлялись новые профили взаимодействия с оборудованием, такие как A2DP — Advanced Audio Distribution Profile. С помощью A2DP в частности, реализована полноценная передача стереозвука через Bluetooth.
A2DP отвечает за сопряжение источника звука с беспроводными колонками, стерео-гарнитурами и т.д., а еще, управляет сжатием аудио для передачи по Bluetooth с помощью собственного алгоритма SBC (Subband Coding), методы сжатия которого похожи на таковые в знаменитом формате mp3. Однако, в отличие от mp3, sbc делает это грубее и агрессивнее.
В результате чего, качество звука пропущенного через Bluetooth заставляет морщиться большинство меломанов, не говоря уж про аудиофилов, которые использование Bluetooth для передачи звука считают кощунством.
AptX, или изначально apt-X, был разработан в 1980-х годах доктором Стивеном Смитом и описан в его докторской диссертации в Королевском университете Белфастской школы электроники, электротехники и информатики.
Как видите, технология не такая молодая, как может показаться. Длительное время данный алгоритм не имел широкой известности за пределами среды людей профессионально занимающихся обработкой звука, так как производители не особо верили в стандарт Bluetooth и не торопились оснащать подобными технологиями беспроводные устройства для передачи звука (в основном моно Bluetooth-гарнитуры) так как не видели в этом особого смысла. Кроме того, для работы aptX требуются более высокие вычислительные мощности. Однако, с появлением возможности передавать полноценный стереозвук посредством Bluetooth, а также с ростом производительности мобильных процессоров, aptX стал крайне востребованным не только в профессиональной среде, но и в потребительской беспроводной электронике.
Что же дает aptX?
AptX является стандартом кодирования аудиоданных (например, музыки) для передачи их по Bluetooth со смартфонов, планшетов или компьютеров на беспроводные колонки, наушники и т.д По сути, это кодек, который позволяет передавать звук с меньшими потерями и более широким диапазоном. Среди характеристик aptX, поддержка битрейта до 352 кБ/с, и частотный диапазон 10 Гц — 22 кГц.
Особенностью является также и то, что для работы aptX требуется поддержка этого кодека и приемником и передатчиком. В противном случае, A2DP будет использовать встроенный SBC. Также к характеристикам aptx следует отнести потребность в большей вычислительной мощности приемника и передатчика, что и стало основной причиной медленного проникновения этого стандарта в потребительскую электронику. На данный момент, в связи с взрывообразным ростом вычислительных мощностей устройств, при уменьшении их размеров и энергопотребления внедрение aptX перестало быть такой проблемой.
Но не успели мы насладиться CD-качеством звука передаваемого через Bluetooth с помощью aptX, как компания Qualcomm, на данный момент являющаяся владельцем компании CSR, которая в свою очередь является держателем патентов на aptX, в 2016 году представила новый стандарт кодирования аудиоданных – aptx HD.
aptxHD
В отличие от aptX, новый стандарт обладает еще более выдающимися характеристиками, в числе которых поддержка формата до 24 бит/48 кГц и скорость передачи данных до 576 кбит/с.
Что это нам дает? В теории, мы получаем качество звучания сравнимое с передачей звука высокого качества по кабелю.
Как же получить эту «вундервафлю» в свои руки, или вернее уши? А вот тут не все так просто.
Заключение
Однако, несмотря на относительно медленное внедрение новых технологий и методов обработки звука в сегменте беспроводного аудио, процесс идет, что не может не радовать. И если раньше локомотивом беспроводного аудио являлась, по сути только компания SonyEricsson, то сегодня производители, наконец оценив перспективность данного направления, начали активно выпускать на рынок беспроводные аудио-устройства.
Как бы не противились приверженцы традиционного метода подключения, дни провода сочтены. Со временем, все большее число беспроводных гаджетов будет оснащаться поддержкой aptxHD, появятся новые технологии и алгоритмы, а значит, возможно нам удастся полностью отказаться от проводов, не потеряв при этом в качестве звука.
Портативные аудиосистемы – явление не новое. С тех самых пор, как появились устройства, воспроизводящие музыку, людям хотелось, чтобы их можно было носить с собой и слушать музыку там, где захочется.
Так что к первым портативным аудиосистемам, пожалуй, следует отнести шарманки, музыкальные шкатулки, и, чуть позже - патефоны.
Потом прогресс пошел быстрее и в течение нескольких десятилетий проигрыватели «винила» сменились радиоприемниками, приемники уступили кассетным магнитофонам, на смену «кассетникам» пришли «бум-боксы» с CD-проигрывателями, да и те сегодня практически исчезли.
Настало время портативных аудиосистем, принципиально отличающихся от всех компактных музыкальных устройств, которыми мы пользовались ранее – хоть они и умеют порой самостоятельно проигрывать музыку с некоторых видов носителей, основная их задача – озвучить музыку, получаемую с головного устройства – смартфона или mp3-плеера.
Оно и неудивительно – смартфон сегодня есть почти у каждого, и памяти даже самых бюджетных из них достаточно для хранения сотни-другой композиций в формате mp3. Поэтому и оказались востребованы устройства, способные подключиться к смартфону и громко проиграть его аудиотеку. Что же до сомнительного качества звука с mp3-файлов малого размера, так на дискотеках и вечеринках (где чаще всего и нужны портативные аудиосистемы) тонкости качества мало кого волнуют.
Но портативные системы отличаются не только размерами и максимальной громкостью – разные модели имеют разные возможности и цену. Чтобы не переплатить за ненужный функционал и получить устройство, которое долго будет радовать музыкой вас и ваших друзей, следует потратить немного времени на вникание в характеристики аудиосистем.
Характеристики портативных аудиосистем
Тип.
Портативная колонка – это, как понятно из названия, просто более или менее мощный динамик в отдельном корпусе.
Основная (и порой единственная) её функция – получать и озвучивать аудиоданные со смартфона или mp3-плеера по Bluetooth и/или по проводам. Впрочем, очень часто этого вполне достаточно.
Портативная аудиосистема, так же, как и колонка, может получать аудиоданные от головного устройства.
Но также она может еще и самостоятельно проигрывать музыку с USB флэшек или карт памяти. Портативные аудиосистемы могут иметь и другие дополнительные функции, расширяющие их функционал (и повышающие цену гаджета).
Стереосистема.
Простые портативные колонки содержат только один динамик и, соответственно, имеют монофоническое звучание. Более совершенные колонки и аудиосистемы оснащены несколькими динамиками и способны воспроизводить стереофонический звук. Существуют также модели, представляющие собой набор из двух колонок, которые можно разнести в стороны для улучшения стереоэффекта.
Общая выходная мощность определяет максимальную громкость портативной аудиосистемы. Однако зависимость здесь не прямая – имеет значение также количество, размер и частотные характеристики динамиков. Поэтому две аудиосистемы с одинаковой общей мощностью могут иметь различную максимальную громкость. Для грубой оценки можно опираться на следующие показатели:
1,5-2 Вт – такие колонки звучат ненамного громче динамика смартфона, но зато они легки и компактны.
15-20 Вт обеспечат максимальную громкость как у среднего телевизора или средней же компьютерной акустики.
Общая мощность более 40 Вт уже обеспечит громкость на уровне стандартной автомобильной акустики.
Но выбирая «самую мощную» портативную аудиосистему, имейте в виду, что мощность оказывает основное влияние на цену, габариты и вес колонок. Да и время автономной работы у мощной аудиосистемы будет меньше – это если вообще будет: самые мощные портативные аудиосистемы могут работать только с питанием от сети.
Питание.
Наиболее востребованными (и соответственно, самыми распространенными) являются портативные колонки и аудиосистемы, работающие от аккумулятора. Приятно не зависеть от розетки, но долгое время работать без подзарядки могут далеко не все аудиосистемы.
При выборе аккумуляторной аудиосистемы обратите внимание на продолжительность автономной работы. Имейте в виду, что этот параметр зависит от того, в каком режиме система работает – в паспорте обычно указывается значение при средней громкости динамиков и отключенных дополнительных функциях.
Минимальная и максимальная частота аудиосистемы показывают, насколько полно она может воспроизводить все звуки слышимого диапазона. Человеческое ухо слышит звуки частотой от 16 до 20000 Гц, и чем ближе минимальная частота к 16, а максимальная – к 20000 Гц, тем полнее будет звучание аудиосистемы. Если минимальная частота аудиосистемы будет выше 50-60 Гц, басы будут «теряться» - контрабас, туба и бас-гитара звучат на частотах от 40 Гц.
Способ подключения аудиосистемы определяет, каким образом она будет получать данные от смартфона, плеера или ноутбука. Большинство аудиосистем могут подключаться к головному устройству без проводов – с помощью Bluetoothили NFC. Некоторые устройства могут подключаться к сети Интернет по WiFiи управляться приложением со смартфона.
Выбирая модель с подключением по Bluetooth, обратите внимание на поддерживаемую версию: чем она выше, тем выше скорость соединения и ниже энергопотребление. Нельзя сказать, что низкие версии Bluetooth будут ограничивать возможности аудиосистемы – даже версия 2.1 уже обеспечивает скорость достаточную, чтобы музыка стандарта аудио-CD (16 бит, 44 кГц) проходила на устройство беспрепятственно. Но нельзя забывать, что максимальные скорости Bluetooth достижимы только в идеальных условиях – на малом расстоянии и отсутствии помех. В реальной ситуации скорость может быть намного ниже, поэтому некоторый запас не помешает.
При выборе системы, подключающейся к телефону по NFC имейте в виду, что хоть этот вид соединения и относится к беспроводным, работает он на очень малых расстояниях –во время проигрывания музыки смартфон должен будет лежать на колонке. Кроме того, обратите внимание, на поддержку NFC самим смартфоном – она есть далеко не на всех моделях.
Кроме беспроводного способа подключения, большинство колонок можно подключить классическим способом – аудиокабелем с разъемом jack 3,5 мм. Для этого на колонке должен быть линейный вход AUX.
Многие аудиосистемы можно не только подключать к смартфону или плееру, но и использовать в качестве самостоятельного плеера, проигрывающего музыку с USB-флэш или карты памяти. Для этого у системы должен быть разъем для карт памяти или разъем USB и возможность воспроизведенияс него.
Обратите внимание, что не все устройства с разъемом USB способны читать музыку с «флэшек» - некоторые недорогие модели используют этот разъем только для питания и подзарядки аккумулятора. Если проигрывание музыки с внешних носителей для вас важно, обратите внимание на список поддерживаемых форматов - поддержка MP3 есть практически у всех аудиосистем с функцией плеера, а вот другие форматы – WAV, WMA, FLAC, и т.д. – могут не поддерживаться.
Большой объем батареи и наличие полноценного разъема USB позволяет использовать некоторые аудиосистемы в качестве повербанка – для подзарядки внешних устройств.
Если вы собираетесь использовать аудиосистему на открытом воздухе и, тем более – на природе, наличие влагозащищенного корпуса точно не будет лишним.
Только обратите внимание также и на степень защиты – у действительно влагозащищенного корпуса он не должен быть ниже IPX4 (Например, IP54) – это предполагает защиту от брызг с любого направления. Если же вы хотите, чтобы аудиосистема выдерживала даже кратковременное погружение под воду, то степень защиты не должна быть ниже IPX7.
Наличие встроенного микрофона позволит использовать аудиосистему в качестве устройства громкой связи при подключении к смартфону. Это может быть удобно тем, что вам не понадобится подходить к смартфону, если вам придет звонок во время прослушивания музыки на аудиосистеме. На большинстве моделей музыка автоматически приглушится, вы сможете ответить на звонок, нажав соответствующую кнопку на аудиосистеме и спокойно разговаривать, пользуясь её динамиками и микрофоном.
Материал корпуса, являющийся для меломанов одним из важнейших параметров при выборе стационарных колонок, в случае портативных аудиосистем особого значения не имеет. Условия применения этого вида аудиотехники обычно не позволяют отличить просто хороший звук от очень хорошего – посторонние шумы, плохая акустика помещения, качество проигрываемых записей влияют на конечный результат намного сильнее, чем материал корпуса. Поэтому этот параметр лучше оценивать исходя из практичности материала для корпуса и его внешнего вида.
Напоследок следует обратить внимание на вес портативной аудиосистемы. Массивные динамики и аккумуляторы делают внешне компактные устройства порой весьма тяжелыми – вес некоторых моделей превышает 10 кг.
Варианты выбора портативных аудиосистем и колонок
Если вам нужна простая колонка, которая будет звучать немного громче и «чище» динамика смартфона, выбирайте среди бюджетных моделей с небольшой общей мощностью и соединением по Bluetooth
Если вы хотите использовать аудиосистему на больших вечеринках и вам надо, чтобы она была способна «накрыть звуком» большую площадь, выбирайте среди аудиосистем с большой мощностью.
Если вы собираетесь использовать аудиосистему вдали от цивилизации, выбирайте среди моделей с большой продолжительностью автономной работы. Если у выбранной модели есть еще и возможность подзарядки внешних устройств, это поможет вам остаться на связи при неожиданном разряде смартфона.
Если вы хотите, чтобы аудиосистема могла не только озвучивать музыку с внешних устройств, но и сама была способна работать как плеер, выбирайте модель с воспроизведением с USB-флешек или с карт памяти.
Если у вас есть любимая радиостанция и вы собираетесь слушать её передачи и на аудиосистеме, обратите внимание, чтобы у неё была опция FM-тюнера.
Чтобы иметь возможность слушать музыку на открытом воздухе не опасаяь дождя и брызг воды, выбирайте среди моделей с влагозащищенным корпусом и степенью защиты от IPX4.
Недавно я задумался: вот кто-то пользуется проводными наушниками и ни в какую не признает подключение через Bluetooth — мол, звук не тот, качество хуже. А кто-то демонстративно носит Air Pods и свысока поглядывает на «динозавров» — век километров проводов давно прошел! И кто же прав?
Я, как приглашенный эксперт, не отношусь ни к одну лагерю, но рассмотрю (по возможности беспристрастно!) мнения обеих сторон. Может даже найдется компромисс, и вместо боданий что лучше, проводные или беспроводные наушники, получится раскурить трубку мира, ну или хотя бы признать разумность доводов оппонента.
Технические характеристики проводных и беспроводных наушников
Конечно же, вы смотрели технические характеристики какой-либо акустики. И конечно видели слова, напоминающие курс физики: импеданс, частота, мощность и т. д. Хуже того, рядом с ними ставят цифры, которые что-то означают. Но вот что?
Частотный диапазон — звуковые волны колеблются с различной частотой, таким образом мы слышим звук. Человеческое ухо различает колебания частот от 20 до 20 000 Гц, однако это не означает что абсолютно все люди имеют такой слух. Жители мегаполисов, привыкшие к постоянному шуму, слышат звуки в более узком диапазоне.
Поэтому широкополосный звук, как часто обозначают диапазон от 20 до 20 000 Гц, не всегда гарантирует ощутимое качество звучания.
Импеданс, или нагрузка на устройство — термин из электротехники. Влияет на качество воспроизводимого звука и электричество, во многом определяет совместимость наушников с проигрывающим гаджетом. Для портативных моделей подойдут наушники с импедансом в 16-32 Ом.
Чувствительность — определяет громкость, с которой будут играть наушники без нагрузки на усилитель. В бюджетной технике она низкая, и наушники довольно тихие, но чем выше чувствительность, тем громче. На сегодня стандартом считается чувствительность 90-120 Дб. Однако при 100 Дб слушать долго опасно для здоровья, поэтому у данной характеристики гнаться с большими цифрами не стоит.
Мощность — делает звук объемным. Но чем она больше, тем быстрее будет разряжаться плеер. Поэтому лучше выбрать что-то среднее, также не стоит преследовать трехзначные числа. Кстати, производители эту характеристику любят завышать.
Искажение — указывается в процентах. На него влияет много всего: и встроенный усилитель, и внешний шум, возможно трение о шапку зимой и т. д. Чем меньше искажение, тем качественнее звук, стандарт: 1-2%.
Преимущества и недостатки наушников
Начну с более привычных, которые все и так знают. Сторонники утверждают что качество звука в проводных наушниках лучше и соединение надежнее, да и ценник на подобные модели существенно ниже.
Если взять бюджетные беспроводные гаджеты китайского производства или просто блютус наушники, когда они только вышли на рынок — то да, звук проводных значительно лучше. Но это сколько лет назад было! Прогресс не стоит на месте, и качество уже давно сравнялось.
Проводные модели
Несмотря на обещание быть беспристрастным, я уже порядком прошелся по репутации проводных наушников. Будем обелять. Начну с того, что связь радует далеко не всегда, например, в метро она частенько пропадает. Поэтому слепо надеяться на bluetooth я бы все-таки не стал, а вот провод точно не подведет.
Для воришек проводные наушники — это повод отступить: при краже телефона у хозяина тут же прервется звук и он быстро обнаружит пропажу. В то время как у беспроводных радиус соединения со смартфоном 9–10 метров, более чем достаточно вору, чтобы затеряться в толпе, прежде, чем хозяин что-либо заметит.
С зарядкой тоже отдельная тема — не очень понимаю, зачем иногда пишут в характеристиках провода время заряда, думаю, просто составитель запутался. Ведь проводные подключаются к гаджету, они не едят зарядку!
К недостаткам забыл добавить — провод перетирается, и изолента не всегда спасает ситуацию. Вот, пожалуй, почему многие пользователи покупают более дорогие беспроводные наушники.
В чем же дело, господа? Посмотрим, есть ли что-то особенное в стандартной документации проводной модели QuietComfort 20 для Apple :
Читайте также: