Тайная вечеря леонардо да винчи где находится оригинал
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи никогда не входила в список достопримечательностей, увидеть которые было целью моей жизни. Но поехать в Милан и не воспользоваться такой возможностью — по-моему, преступление. Фреска украшает одну из стен монастыря при церкви Санта-Мария-делле-Грацие. От площади Дуомо до неё можно дойти пешком.
Во всех путеводителях пишут, что билеты стоит покупать заранее, и это правда. Как только узнали о поездке и забронировали гостиницу — переходите на сайт cenacolovinciano.vivaticket.it и смотрите, есть ли свободные даты. Их может не быть даже за два месяца. Например, сейчас середина января, на март и апрель сегодня свободных билетов уже нет. На февраль в продаже только 11 и 14 числа.
Скриншот официального сайта cenacolovinciano.vivaticket.it Скриншот официального сайта cenacolovinciano.vivaticket.itТем, кто собирается в Милан весной остаётся надеяться, что ближе к датам поездки кто-то откажется от брони и появятся свободные места. Так я чудом купила билет за 10 дней до отъезда. Услугами перекупщиков воспользоваться не получится — билет именной, привязан ко времени и для его получения вам нужно явиться с паспортом в кассу минут за 15 до начала сеанса.
Здесь же можно взять аудиогид. Но учтите, что сеанс длится всего 15 минут, лучше всё это время спокойно рассмотреть фреску, а информацию о ней прочитать в сети заранее. За 10 минут до указанного в билете времени вас пустят в коридор с панорамным остеклением, в окна которого виден внутренний дворик монастыря.
На стенах висят фрагменты фрески и фотографии руин. Здание было разрушено при бомбежке во время Второй мировой войны, от него осталась лишь одна стена с фреской.
Сеанс длится 15 минут. Чтобы народ не толпился, в коридоре несколько стеклянных дверей, которые через определённый промежуток времени автоматически открываются на несколько секунд. Так очередь продвигается равномерно.
И вот после нескольких минут ожидания вы заходите в зал с фреской. Снимать на видео здесь запрещено. Можно только фотографировать без вспышки. И конечно, народ первым делом достаёт смартфоны.
Зря стараются, фото не передаёт волшебства этого шедевра Зря стараются, фото не передаёт волшебства этого шедевраНо уже через несколько минут происходит чудо. Люди опускают телефоны, перестают болтать и как будто замирают.
Со временем к людям приходит осознание того, ЧТО они видят Со временем к людям приходит осознание того, ЧТО они видятЧасто, глядя на репродукцию великой картины невозможно понять, что в ней особенного, но стоит увидеть шедевр своими глазами, замечаешь то, чем веками восхищаются люди. Так и с «Тайной вечере». Я знаю, что фото не передаст этого волшебства. Но если присмотреться, небо в окне за Иисусом будто излучает свет.
Это просто удивительно, ведь со временем краски поблекли и фигуры за столом стали менее чёткими. Но божественный свет, исходящий от неба, остался. Не удивительно, что эта работа была признана лучшей еще при жизни Леонардо.
Так я еще раз убедилась в том, что не стоит верить репродукциям. Жизнь коротка, и лучшее, что можно сделать - вдохновляться чудесами этого мира.
Понравилась история? Ставьте палец вверх, и в вашей ленте будет больше постов о путешествиях. Подписывайтесь на мой канал , давайте изучать новые страны вместе!
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане известна, прежде всего, знаменитой фреской под названием «Тайная вечеря». Эта роспись создавалась величайшим гением своей эпохи - Леонардо да Винчи - в период с 1495 по 1498 гг.
Как известно, сюжет картины повествует о последней встрече Иисуса со своими учениками, где он говорит им, что один из них его предаст.
Леонардо серьезно работал над каждым образом, особенно над образами Иисуса Христа и Иуды. В его понимании – это два антипода, воплощения добра и зла соответственно.
Существует ряд предположений о том, кто мог фигурировать в качестве образов для «Тайной вечери».
В книгах Дэна Брауна описывается, что по правую руку от Христа запечатлен образ не апостола Иоанна, а Марии Магдалены - супруги Иисуса. Фантастическая версия, но многими поддержанная.
Однажды, в поисках натурщика для фигуры Христа, Леонардо да Винчи увидел молодого певчего в церковном хоре. Леонардо пригласил его и сделал несколько зарисовок.
Прошло три года. Нужно было заканчивать роспись, но образ главного злодея – Иуды, ещё не был создан. И после долгих поисков в одной из сточных канав художник увидел нищего, который показался ему очень подходящим для образа Иуды. А после окончания работы над картиной выяснилось, что этот нищий – и есть тот самый певчий из церковного хора, который три года назад позировал в качестве натурщика для образа Иисуса Христа!
Но есть ещё одна история, связанная с образом Иуды Искариота.
В 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца пригласил к себе на службу Леонардо да Винчи в качестве, так сказать, мастера на все руки. Он был и архитектором, и создателем военных машин, и инженером разного рода сооружений. И великий гений не обманул ожидания герцога: он делал разработки не похожие на ранее известные в области вооружения. Некоторые летописи сообщают о создании Леонардо да Винчи неких «вооруженных повозок, неуязвимых и неприступных». По мнению исследователей, это могли быть прообразы современных танков.
Итак, в 1495 году Леонардо да Винчи приступает к созданию «Тайной вечери» в церкви, построенной по заказу герцога Лодовико и приспособленной к тому времени в качестве усыпальницы рода Сфорца.
Надо сказать, что этот герцог Сфорца был большим любителем женщин. В 1489 году Лодовико познакомился с красивой, неординарной и умной женщиной – дворянкой по имени Чечилия Галлерани. Она стала любовницей герцога и спустя пару лет даже родила от него сына по имени Чезаре.
Как-то один итальянский исследователь Алессандро Ланци, изучая «Тайную вечерю», увидел, что лицо Иуды очень уж напоминает лицо герцога Лодовико Сфорца. Довольно странная «благодарность» художника своему покровителю – изобразить последнего в столь унизительном виде!
Как говориться, ищите женщину.
Ланци выяснил, и это подтвердили многие исследователи жизни великого гения, Леонардо да Винчи был влюблен в Чечилию Галлерани. С ней он познакомился в 1489 году в замке Сфорца. Великий художник даже написал её портрет - это знаменитая картина «Дама с горностаем».
Сохранились черновики писем да Винчи к госпоже Галлерани. В них он зовет её «Возлюбленная моя богиня…». Была ли это любовь взаимна? Возможно. Чечилия вполне могла встречаться с двумя мужчинами. Замок герцога был наверняка полон тайными комнатами.
Судя по всему, тайная страсть Леонардо и ревность к герцогу Сфорца могли заставить художника запечатлеть герцога Лодовико в образе Иуды.
И ещё, исследователь Алессандро Ланци так же обнаружил сходство образа апостола Иоанна в «тайной вечере» с женским образом. Но в отличие от приверженцев версии Марии Магдалены, Ланци считает, что это изображена всё та же Чечилия.
Видимо, как и многие произведения великого Леонардо да Винчи, его «Тайная вечеря» будет и дальше притягивать ученых и любителей разных тайн и загадок. Вполне вероятно, появятся всё новые версии того, кого же имел в виду Леонардо, рисуя свой шедевр на стенах миланской церкви.
Восхищайтесь картинами великих живописцев и не забывайте подписываться на канал.
Одной из главных достопримечательностей Милана, тем, ради чего стоит собственно и приехать в северную столицу Италии, является фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Ради возможности взглянуть на нее в Милан стремятся миллионы туристов в независимости от сезона.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Оригинал фрески находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на одноименной площади Милана. Церковь была построена в эпоху Возрождения. Она была заказана архитекторам Гвинифорте Солари (Guiniforte Solari) и Донато Браманте (Donato Bramante), доминиканскими монахами.
Фреска «Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца. Художник выполнил полученный заказ в трапезной монастыря в 1495-1497 годах.
Повреждения и реставрации
Уже в конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» – это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.
На фото ниже представлена реставрированная копия:
Описание
До сих пор многие ученые-искусствоведы считают «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи величайшим произведением мирового искусства. Даже в эпоху да Винчи фреска считалась его лучшей работой – её приблизительные размеры 880 на 460 см. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования такого непрочного материала фреска начала разрушатся уже где-то через 20 лет после своего создания.
На картине изображен момент, когда Иисус Христос за ужином сообщает своим ученикам, что один из них, Иуда, сидящий вторым по правую руку от Христа, предаст его. На картине Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности, Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях. Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальным местом для созерцания картины – это расстояние в 9 метров от нее на высоте 3,5 метров от уровня пола.
Неповторимость «Тайной вечери» состоит в поразительном многообразии и богатстве эмоций изображенных персонажей. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства.
А возвращаясь, он часами простаивал перед наброском, рассматривая его и критикуя свою работу.
Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.
Самым сложным для Леонардо при написании картины было найти модели для написания Добра, воплощенного в образе Христа, и Зла, воплощенного в образе Иуды. Существует даже легенда о том, как были найдены идеальные модели для этих образов на великой картине. Однажды живописец попал на выступление церковного хора. И там, в лице одного из юных певчих хора, он увидел прекрасный образ Иисуса. Он пригласил мальчика к себе в мастерскую и выполнил несколько набросков. Спустя три года основная работа над «Тайной вечерей» была почти закончена, а Леонардо так и не нашел подходящей модели для Иуды. А заказчик торопил, требуя скорейшего окончания работы. И вот, предприняв многодневные поиски, художник увидел оборванца, лежащего в сточной канаве. Это был молодой человек, но он был пьян, оборван, и выглядел сильно одряхлевшим. Решив не тратить время на зарисовки, да Винчи попросил привести этого человека прямо в собор. Безвольное тело притащили в храм, и мастер рисовал с него греховность, смотрящую с его лица.
Когда работа была окончена, бродяга пришел в себя и испугано вскрикнул, увидев картину. Оказалось, что он уже видел ее, три года назад. Тогда он был молод и полон мечтаний, и какой-то художник пригласил его позировать для образа Христа. Позже все изменилось, он потерял себя и опустился в жизни.
Может эта легенда говорит нам о том, что добро и зло – это две грани одной монеты. И в жизни все зависит от того в какой момент они встречаются на нашем пути.
Билеты, время работы
Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.
Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон с апреля до ноября билеты необходимо бронировать не менее чем за 4 месяца.Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.
Как купить билеты в последний момент
Как же увидеть знаменитую фреску Леонардо?
Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.
Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.
Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.
Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.
Месторасположение и история создания:
Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.
Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.
Идея произведения:
«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).
Интересные факты:
Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.
1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери» . Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.
Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.
Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.
2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.
3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.
4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.
5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.
Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.
Читайте также: