С каким реальным событием в жизни страны связан сюжет произведения в распутина прощание с матерой
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни.Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух». В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна. От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье). Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких. Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей. Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «. Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало». Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не'поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю. ». При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин. Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку. Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать. Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы. Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо». Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь. Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры. Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
повесть, насколько правильно и грамотно учащиеся могут ответить на заданный вопрос.
Задания блока В можно выполнять, пользу ясь текстом произвед ения.
1. На примере каких героев писатель показал, что молод ое поколение,
родившееся и вы росшее на Ма тере, теряет связ ь со свое й мало родиной?
А) Сима и ее вну к б) Андре й и его оте ц Павел в) Тунгуска с дочк ой
А) Материнцам дорога память о прошл ом. Они не м огут допу стить
Б) Материнцы ра ды, что мог илы сносит ь им не придется. За них эту работу
В) Приезжим люд ям жаль мат еринцев. Они с очувству ют старикам и
А) ветками ря бины б) пихт овыми лапам и В) веткам и березки
4. Почему Кат ерина разговар ивала со с воими вещами в д оме ?
А) Она была су масшедшей б ) Они для нее часть семь и. В) Т ак она боролась
5. Почему многие материнцы решили н е уезжать до крайнего с рока?
А) Хотели наслад иться послед ними дня ми на родной земл е, прост иться с
6.С каким реальн ым событием в жизни стра ны связан сю жет произве дения?
7.У кого из ге роев произве дения на дом е была табличка « Памятник
деревянног о зодчества. Собственно сть Академии Нау к»?
А) разорение кладбища б) с ожжение царского листве ня в) сеноко с
9. Чьи это сл ова: «Человек - царь п рироды. В от - вот царь. Поца рюет -
10. Чей это портрет: «Много лет знали …как глу бокого старика и у же много
лет он не менялся… был он на н огах, ступал медле нно и ши роко, сгибая сь в
спине и задирая б ольшю лохматую голо ву, в которо й воробьи вполне могли
Распутин.В.Г. «Прощание с Матёрой»
Значение произведения: Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в 1976 году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.
Сюжет: В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя. Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть. Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти. Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.
Тема: « Нравственные качества личности. Доброта»Проблемы: Важность формирования такого нравственного качества, как доброта. Доброта как основа нравственности человека В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В. Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте. Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.
Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми. Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. «Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды.
Тема: «Историческая память»Проблема важности сохранения памяти в широком смысле этого слова — одна из основных в повести. Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками. Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор.
«На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость? Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.
Тема: «Взаимоотношение поколений»Как сохранить вЭто одна из проблем повести. Связь поколений проявляется в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» .Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни. заимопонимание поколений?
Тема: «Народ и власть»Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла народное доверие? Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В. Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время. Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.
Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.
Тема: «Взаимоотношения человека и природы»Проблемы: Чем грозит вмешательство человека в законы природы? Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе? Важность экологического воспитания молодёжи. Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам. Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы. Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.
Тема: «Родина, патриотизм»Проблема формирования патриотизма как одного из важнейших качеств личности- одна из проблем повести. Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину. С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков. Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?
«Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин. Что в слове, что за словом?»
Тема: «Смысл жизни». ПроблемыВ чём смысл жизни? Для чего человек живёт? В чём его предназначение. В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений. Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны. Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков. Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”.Каждому человеку приходится нести ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого.
Валентин Григорьевич Распутин и его повесть «Прощание с Матёрой» Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна
познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя-публициста, проанализировать тематику произведений В.Г.Распутина, помочь понять нравственную и художественную ценность его творчества Цель урока:
Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1987), Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1978) И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия… В.Г.Распутин
Основные этапы творческого пути 1937 г. — 1954 г. — 1958 г. — 1961 г. — 1967 г. — с 1967 г. по 2015 г. — 1977 г. и 1987 г. — 2015 г. — родился. в посёлке Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье (15 марта 1937 г.) стал студентом филологического факультета Иркутского университета принят в штат иркутской газеты «Советская молодёжь», несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска опубликован в альманахе «Ангара» первый его рассказ «Я забыл спросить у Лёшки» принят в Союз писателей активно писал, публиковался, много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности Лауреат Государственной премии СССР умер в свой день рождения, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье в Иркутской области, детство Валентин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973). Детские и юношеские годы После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
Окончив университет в 1959 г., В.Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Ташкент. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Журналистская деятельность
Печататься начал в 1951 году. Автор книг очерков и рассказов «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», рассказов «Я забыл спросить у Лешки», «Человек с того света», «Продается медвежья шкура», «Василий и Василиса». С 1966 г. Валентин Распутин – профессиональный литератор, С 1967 г. – член Союза писателей ССР. Творческий путь
Творчество Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «городской прозе». Действие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои – простые деревенские люди, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.
Главные герои произведений Валентина Григорьевича Распутина – очень разные люди, но их объединяют такие качества, как совестливость, сочувствие, бескорыстие, любовь к Родине, неприятие пороков, исправление собственных ошибок. Все работы великого русского писателя учат нас быть достойными, ответственными и трезвыми людьми. Герои произведений
Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперёд, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести. Повесть «Прощание с Матёрой» В. Распутина – образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня. Повесть «Прощание с Матёрой»
История создания повести Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.
История создания повести В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению». Герой очерка плывёт на теплоходе в деревню к родителям. Правда, родной деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Очерк автобиографичен: в нём идёт речь о деревне Аталанке, чью судьбу он и воплотил в повести «Прощание с Матёрой», которая была опубликована на страницах журнала «Современник» в 1976 году. Распутин признавался: «Я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле рубеж в писательской работе». Это ещё и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.
Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором её затоплении. В центре повести – трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). Сюжетная основа
И вот всё рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом посёлке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (внука Дарьи – Андрея), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для неё «вся правда в памяти». Сюжетная основа
Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в посёлок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух – откуда только силы взялись при защите родных могилок! Сюжетная основа
Финал трагичен: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Это оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, среди них – сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. Возвышающийся, не сломленный – ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила – листвень как доказательство вечной жизни. За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матёрой. Сюжетная основа
«Прощание с Матерой»: проблемы Незатейливый сюжет. Однако проходят десятилетия, а произведение Распутина по-прежнему не теряет актуальности: ведь автор поднимает в нем очень важные вопросы, касающиеся развития общества. Вот наиболее важные из них: Для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни? Как сохранить взаимопонимание между поколениями? В чём преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»? Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)? Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа? А также экологические проблемы: чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом трагического финала его существования?
Дарья Пинигина – старейшая жительница деревни Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла её жизнь, – такой видится главная героиня повести Дарья Пинигина. Сын с семьёй уехал в посёлок, одна радость – их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает её убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для Дарьи в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи.
Дарья Пинигина – старейшая жительница деревни С одинокими старухами Дарья коротает время и делится своими тревогами, мыслями. Образ Дарьи помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини – без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека. Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.
Сцена прощания с домом Важным моментом в понимании внутреннего мира Дарьи становится эпизод, в котором она «готовит к смерти» родной очаг. Параллель между убранством дома, который будет сожжён, и покойником очевидна. Распутин включает в произведение «Прощание с Матёрой» подробное описание того, как героиня «омывает» и белит его, украшает свежей пихтой – всё, как полагается при прощании с умершим. Дарья видит в своём доме живую душу, обращается к нему, как к самому дорогому существу. Никогда не понять ей, как человек (имеется в виду Петруха, сын её подруги) может собственными руками сжечь дом, в котором родился и прожил.
Защита кладбища Ещё одна ключевая сцена, без которой невозможно понимание произведения, – это уничтожение могил на местном кладбище. Никакими благими целями нельзя объяснить столь варварский поступок властей, совершающийся на глазах жителей. К боли за то, что нужно оставлять могилы дорогих людей на потопление, добавилась ещё одна: увидеть, как сжигают кресты. Вот и пришлось старухам с палками вставать на их защиту. А ведь можно было «эту очистку под конец сделать», чтобы жители не увидели. Куда совесть делась? А ещё – простое уважение к людям и их чувствам? Такими вопросами задаются герои Распутина. Заслуга автора в том, что он сумел донести до читателя очень важную мысль: любые государственные переустройства должны соотноситься с особенностями жизненного уклада народа, особенностями души человека. Именно с этого начинаются доверие друг к другу и любые взаимоотношения между людьми.
Связь поколений в рассказе Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матёры не все её жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом. Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные.
Связь поколений в рассказе Молодежь всё время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далёкие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в посёлке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то её внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матёра. Для него главное – прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.
Связь поколений в рассказе Связь поколений – довольно избитая тема. «Прощание с Матёрой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, её главная забота – перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но всё же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории – слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся нравственные ценности, чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это ещё одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.
Малая родина – что она значит для человека? В.Г.Распутина, как человека, выросшего в деревне, русского душой, волнует и другой вопрос: не утратит ли общество своих корней, берущих начало в отеческом доме? Для Дарьи и других старух Матёра – это место, где берут начало их род, складывавшиеся веками традиции, заветы, данные предками, главный из которых – беречь землю-кормилицу. К сожалению, молодёжь с легкостью оставляет родные места, а вместе с ними теряет духовную связь со своим очагом. К таким нерадостным размышлениям подводит анализ произведения. Прощание с Матёрой может стать началом потери нравственной опоры, поддерживающей человека, и пример тому – Павел, оказавшийся в финале между двумя берегами.
Взаимоотношения человека и природы Повесть начинается с описания красоты острова, не тронутого цивилизацией, сохранившего свою первыбытность. Пейзажные зарисовки играют особую роль в передаче идеи автора. Анализ произведения «Прощание с Матёрой» позволяет понять, что человек, давно считающий себя хозяином мира, глубоко ошибается. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Доказательство – несломленный, могучий листвень, который будет оберегать остров до момента его гибели. Он не поддался человеку, сохранив за собой главенствующее начало.
Значение повести «Прощание с Матёрой» Содержание одного из лучших произведений В.Г.Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. Обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остаётся за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
Читайте также: