Почему у древних римлян луна получила имя luna fallax обманщица
В древней римской религии и мифе , Луна является божественным воплощением Луны (Latin LUNA [ˈⱢ̪uːnä] ). Она часто представлена как женская комплемента Солнца, Соль , задуманная как бог. Луна также иногда представлена как аспект римской тройственной богини ( diva triformis ), наряду с Прозерпиной и Гекатой . Луна не всегда является отдельной богиней, а иногда скорее эпитетом, который характеризует богиню, поскольку и Диана, и Юнона идентифицированы как богини луны.
В римском искусстве атрибуты Луны - это полумесяц плюс колесница с двумя ярмами ( бига ). В « Кармен Saeculare» , исполненной в 17 г. до н.э., Гораций называет ее «двурогой королевой звезд» ( siderum regina bicornis ), предлагая ей слушать, как девочки поют, а Аполлон слушает мальчиков.
Варрон относил Луну и Сол к видимым богам, в отличие от невидимых богов, таких как Нептун , и обожествленных смертных, таких как Геракл . Она была одним из божеств, предложенных Макробием в качестве тайной хранительницы Рима. В Имперском культе Сол и Луна могут представлять степень римского владычества над миром с целью обеспечения мира .
Греческим двойником Луны была Селена . В римском искусстве и литературе мифы о Селене адаптированы под именем Луна. Например, миф об Эндимионе был популярным предметом для римской настенной живописи.
СОДЕРЖАНИЕ
Культ и храмы
Варрон перечисляет Луну среди двенадцати божеств, жизненно важных для сельского хозяйства , так же как и Вергилий в другом списке из двенадцати, в котором он называет Луну и Соль клариссима мунди люмина , самыми яркими источниками света в мире. Варрон также перечисляет Луну среди двадцати главных богов Рима ( di selecti ). В этом списке Луна отличается как от Дайаны, так и от Юноны, которые также фигурируют в нем.
Римляне относили культивирование Луны как богини в Риме к полулегендарным дням королей . Предполагалось, что Тит Татий перенес культ Луны в Рим от сабинян , но Сервию Туллию приписывают создание ее храма на Авентинском холме , чуть ниже храма Дианы. Годовщина основания храма ( dies natalis ) отмечалась ежегодно 31 марта. Впервые он появляется в римской литературе в рассказе о том, как в 182 г. до н.э. ураган исключительной силы обрушился на его двери и обрушился на храм Цереры под ним. на склоне. В 84 г. до н.э. в него ударила молния, в тот же день, когда лидер популяристов Цинна был убит своими войсками. Авентинский храм, возможно, был разрушен Великим пожаром в Риме во время правления Нерона .
Как Ноктилуна («Сияющий ночью») Луна имела храм на Палатинском холме , который Варрон описал как сияющий или светящийся ночью. Больше о храме ничего не известно, и неясно, что имел в виду Варрон.
Юнона как богиня луны
Календы каждого месяца, когда в соответствии с лунным календарем произошла новая луна, были священной Юнона, так как все иды были Юпитер . На Nones она была почитаема как Юнона Ковелла, Юнона полумесяца. И Юнона, и Диана назывались богинями деторождения с эпитетом Люцина .
Колесница луны
Луна часто изображается едущей на колеснице с двумя ярмами, называемой бига , запряженной лошадьми или волами. В римском искусстве возничий Луна регулярно находится в паре с Солнцем, управляющим колесницей с четырьмя лошадьми ( квадригой ).
Исидор Севильский объясняет, что квадрига представляет собой курс солнца в течение четырех сезонов, в то время как бига представляет луну, «потому что она движется по двойному курсу с солнцем или потому что она видна как днем, так и ночью, потому что они ярма. вместе один черный конь и один белый ".
Луна в своем биге была элементом митраистской иконографии, обычно в контексте тавроктонии . В митреуме Санта- Мария-Капуа-Ветере настенная живопись, которая однозначно фокусируется только на Луне, показывает одну из лошадей команды светлого цвета, а другую темно-коричневую.
Biga быков также обусловлена Гекатами , в хтонической аспекте тройной богини в дополнении с «рогатым» или полумесяцем увенчалась Диане и Луне. Трехформная Геката ( триморфос ) была отождествлена Сервием с Луной, Дианой и Прозерпиной . Согласно архаичному греческому поэту Гесиоду , Геката изначально имела власть над небом, землей и морем, а не как в более поздних традициях Небо, Земля и подземный мир.
В мифологии , лунное божество является богом или богиней из Луны , иногда в качестве персонификации. Эти божества могут иметь множество функций и традиций в зависимости от культуры, но они часто связаны между собой. Некоторые формы поклонения луне можно найти в большинстве древних религий.
СОДЕРЖАНИЕ
Луна в религии и мифологии
Многие культуры неявно связывают 29,5-дневный лунный цикл с женскими менструальными циклами , о чем свидетельствуют общие лингвистические корни слов «менструация» и «луна» в нескольких языковых семьях . Это отождествление не было универсальным, о чем свидетельствует тот факт, что не все лунные божества являются женщинами. Тем не менее, во многих известных мифологиях изображены богини луны, в том числе греческая богиня Селена , римская богиня Луна и китайская богиня Чанъэ . Некоторые богини, включая Артемиду , Гекату и Исиду , изначально не имели лунных аспектов, а приобрели их только в конце античности из-за синкретизма с фактическим греко-римским лунным божеством Селеной / Луной . В традициях с богами-мужчинами имеется мало свидетельств такого синкретизма, хотя греческий Гермес приравнивается к египетскому богу Луны мужского пола Тоту . Никс - богиня ночи .
Также распространены лунные боги мужского пола, такие как Син у месопотамцев , Мани у германских племен , Цукуёми у японцев, Игалук / Алигнак у инуитов и индуистский бог Чандра . Первоначальное протоиндоевропейское лунное божество, по- видимому, было мужчиной, со многими возможными производными, включая гомеровскую фигуру Менелая . Культуры с мужскими богами луны часто изображают богинь солнца . Исключением является индуизм, в котором присутствуют как мужские, так и женские аспекты солнечного божественного. У древних египтян было несколько лунных богов, включая Хонсу и Тота , хотя Тот - значительно более сложное божество. Сет представлял луну в египетском календаре удачных и неудачных дней.
Многие культуры ориентируются в хронологическом порядке по Луне, а не по Солнцу. В индуистском календаре сохраняется целостность лунного месяца, и бог луны Чандра имеет религиозное значение во время многих индуистских фестивалей (например, Карва Чаут , Санкашти Чатуртхи и во время затмений). Известно также, что древнегерманские племена имели лунный календарь.
Луна занимает видное место в искусстве и литературе , часто предполагая влияние на человеческие дела. Эта вера остается псевдонаучной особенностью астрологии .
Цель всех мифологических систем у разных народов мира - это познание окружающего мира и передача знаний о нем последующим поколениям. Народы древности через рассказы о богах старались познать и найти объяснения природным явлениям, определить место человека в сотворенном мире и понять свое происхождение.
Греческая Селена - времена Титанов
Само слово "миф" появилось в Древней Греции и дословно переводится как "предание", "сказание". Согласно греческой традиции, первыми божественными сущностями были Титаны. Их плоть и кровь послужила основой сотворения мира и всего сущего, а их дети заселили новый мир и стали воплощением сказочных чудовищ и необъяснимых явлений.
Богиня Селена была дочерью титанов, брата и сестры - Тейи (первая лунная богиня) и Гипериона ("сияющий бог"). Они произвели на свет Селену - Луну, Гелиоса - Солнце и Эоса - утреннюю зарю. Возможно, имя богини образовано от греческого selas - "свет".
К Селене обращались, как к покровительнице влюбленных. На дошедших до нас изображениях она предстает с диадемой в виде полумесяца и копьем в руке. На фото в статье вы моежет видеть римскую скульптуру греческой богини.
Богиня Луны у римлян
Несмотря на то что эллины переняли практически весь греческий пантеон, римские мифы выглядят гораздо бледнее и более "политически ангажированными". Примером этого утверждения может служить поэма Вергилия "Энеида" - своеобразный панегирик всемогуществу Римской империи.
На фото запечатлена скульптура богини Дианы, ставшей римской богиней Луны. Как видно, от Селены Диана унаследовала головной убор в виде перевернутого полумесяца и оружие. Вместо тонкого копья, любимым оружием богини стали охотничий лук и стрелы.
Богиня Луны у римлян властвовала на небе, земле и под землей, за что ее часто называли богиней трех дорог. Брат Дианы - Аполлон, как и Гелиос, олицетворял Солнце. В более поздний период античности Диана отождествлялась с богиней Артемидой.
Покровительница охоты и богиня Луны у римлян была любимицей плебеев и рабов, а также у покоренных Римом латинян. День основания храма Дианы в Авентине считался праздником низшего класса населения империи.
Храм Дианы на Авентинском холме
Одна забавная история произошла в храме Дианы в Авентине. Однажды жрецы предсказали, что тот, кто принесет в жертву богине необыкновенную корову, получит власть над всей Италией, а родной город дарителя станет новой столицей.
Но Сервий Тулий - местный царь, пошел на хитрость и отобрал прекрасное животное, волею судьбы попавшее к рабу. После принесения коровы в жертву, ее рога стали украшать главный алтарь в храме.
На изображении представлен рисунок реконструкция храма Дианы на Авентинском холме.
Мифы о богине Луны у римлян
Согласно римской версии мифа, Диана влюбилась в прекрасного человеческого юношу Эндимиона. Любовь богини Луны была так сильна, что она попросила громовержца Зевса усыпить возлюбленного в Латмийских пещерах, чтобы подарить ему вечную жизнь и молодость. По ночам Диана спускалась на колеснице, запряженной тройкой лошадей, к Эндимиону и родила от него 50 дочерей.
Этот миф в свое время вдохновил художника Николла Пуссена на создание картины "Диана и Эндимион".
Диана была воплощением мудрости и справедливости, однако, обладала вспыльчивым и грозным характером. По одному из поздних мифов, она жестоко покарала юношу Актеона. Тот охотился в лесу и ненароком увидел обнаженную богиню у реки. В приступе гнева Диана превратила юношу в оленя. Актеон не смог убежать от собственной своры псов и был растерзан ими.
О жестокости римских богов свидетельствует и миф о Ниобе. Латона - мать Дианы и Аполлона - была так горда своими детьми, что разнесла весть об их красоте и силе по всему миру. Ее извечная соперница Ниоба рассмеялась ей в лицо и заявила, что любой из 14 ее детей гораздо лучше и Аполлона, и Дианы. Она приказала подвластным ей народам разбить все статуи богов Луны и Солнца.
Дети не простили оскорбления и насмешки над матерью. Аполлон расправился с семью сыновьями Ниобы, а Диана убила всех ее дочерей. Пораженная горем Ниоба просила справедливости от других богов Олимпа, но была обращена в камень за свою гордыню.
В древнегреческой мифологии, как и в любом другом пантеоне, есть свое олицетворение Луны. У эллинов им была Селена. Мифология Древнего Рима имеет аналогичного персонажа – Диану. Часто их считают отражением одного и того же образа.
Богиня луны
В древнегреческой мифологии одним из центральных персонажей являются титаны – боги второго поколения. У них было множество детей. В череде этих отпрысков третьего поколения находилась и Селена. Мифология приписывает ей образ Луны. Эллины с особым почитанием относились к этому одинокому ночному светилу.
Титан Гиперион и его супруга Тейи имели троих детей. Одной из низ была Селена. Мифология раскрывает имя ее брата Гелиоса – солнечного божества, а также Эос – богини зари. Таким образом, эти родственники олицетворяли собой всю небесную стихию. Для греков далекие облачные дали были неизведанным миром за пределами человеческого сознания. Поэтому особенный мистический оттенок получил тот образ, которым обладала Селена. Мифология гласит, что она приходится родителям-титанам младшей дочерью, рожденной уже после Гелиоса и Эос.
Отношения с другими богами
Также Селена древнегреческой мифологии была связана с Паном. Этот бог дикой природы, скотоводства и пастухов увлекся луной. Чтобы привлечь к себе Селену, могущественный уроженец Аркадии превратился в великолепного белого барана.
Культ Селены
Селене поклонялись во многих областях Древней Греции. В Олимпии до сих пор сохранилось античное изображение богини, едущей верхом на лошади. Знаменитый географ Страбон упоминал о том, что дочь титана особенно почитали даже в самых далеких уголках тогдашней античной цивилизации (например, в малодоступной горной Албании). Чаще всего Селене посвящали мраморные монументы. Цвет этого природного материала напоминал грекам лунный оттенок. Селену могли изображать в одиночку или внутри ее небесной колесницы. Богиня имела много общего с Артемидой. Она была не только красивой, но еще и мудрой женщиной. Она знала все звезды и самые давние тайны неба.
Поэты того времени писали свои произведения, черпая вдохновение из историй, о которых рассказывала греческая мифология. Селена присутствует в стихах и поэмах Пиндара и Эсхила. Мастера словесности сравнивали ее со сверкающим ночным глазом. Для греков луна была не просто ночным украшением. Небесное тело использовали как ориентир, по нему могли отсчитывать дни.
Кроме того, луна была еще и маяком для звезд, которые она вела за собой. В связи с этим поэты сравнивали Селену с прекрасной женщиной, несшей факел. Богиня ассоциировалась с серебром и серебряным цветом, который исходил от луны, освещал ночное небо.
Эндимион
Селена влюбилась в знаменитого своей удивительной красотой юношу Эндимиона. Он был царем Элиды, где у него долго существовал культ. Согласно местному поверью, Селена родила от Эндимиона пятьдесят детей, которые символизировали пятьдесят лунных циклов между Олимпийскими играми. Имена некоторых из них сохранились и до наших дней. Немея - это новая луна, Пандея символизирует убывающую фазу, Мениск приходится полумесяцем, а Мена является полной луной.
Эндимион выпросил у Зевса бессмертия и вечной молодости ценой непробудного сна. Каждую ночь Селена возвращается к юноше и молча любуется на него. Греческие жрецы и поэты считали, что этот сюжет является олицетворением ежедневной встречи Солнца и Луны.
Ночная странница
Вместе с приходом ночи Селена на небе заменяла Гемеру, которая олицетворяла день. У богини луны были не только лошади, но еще и буйволы с мулами, которых она тоже могла запрячь в колесницу.
Селена в греческой мифологии имела обязательный атрибут в виде крыльев, которые помогали ей путешествовать по звездному океану. На голове у нее покоился венец из золота. Украшение своим светом рассеивало ночной мрак и помогало путникам не сбиться с дороги. Каждое полнолуние греки устраивали жертвоприношение в честь дочери Гипериона.
Современный греческий язык сохранил имя Селены в качестве нарицательного названия Луны как небесного тела. Благодаря этому образ богини является одним из самых явных и прямолинейных в античной мифологии. В честь Селены был назван астероид, открытый в 1905 году немецким астрономом Максом Вольфом, увлекавшимся древнегреческой историей.
Читайте также: