Persona 4 golden время прохождения
Основные задачи - необходимый минимум, чтобы дойти до финальных титров.
Прохождение с выполнением заданий, которые не являются обязательными.
Выполнение абсолютно всех заданий, квестов, получение всех наград, которые может предложить игра.
Основные задачи - необходимый минимум, чтобы дойти до финальных титров.
Прохождение с выполнением заданий, которые не являются обязательными.
Выполнение абсолютно всех заданий, квестов, получение всех наград, которые может предложить игра.
Обычно при слове JRPG, все в первую очередь вспоминают серию Final Fantasy. И не мудрено. Большая, красивая, дорогая. Но справедливо ли называть эту серию лучшей в жанре? Ведь на самом деле жанр огромен. Среди JRPG есть огромное количество игр не то что равных FF, но порой и превосходящих ее банальными способами. Одна из таких игр — Persona 4 Golden. Переиздание игры с Playstation 2. Дополненное, улучшенное и одна из главных причин покупки Playstation Vita.
Наша история начинается с прибытия главного героя в маленький городок Инаба. Простой парень, школьник, родители которого уехали по работе и отправили сына к дяде. Дядя работает детективом в местном городке и живет с маленькой дочерью. Распаковавшись и познакомившись дядей и его дочкой, герой практически сразу отправляется в школу. Начинаются школьные будни. Новые знакомства, новые друзья. Все как обычно. Однако не все так мирно в маленьком городке.
Спустя пару дней, в городке обнаруживают труп подвешенный на телевизионных антеннах. Что самое странное, на трупе никаких следов насилия, а появился труп после туманной ночи. По городу так же прошел слух о загадочном «Полуночном канале» на котором, в дождливую ночь, показываются странные силуэты людей. Решаясь проверить слух, наши герои смотрят сей канал и узнают, что показываются там люди из городка. Однако показываются они в странном виде. А наш герой открывает странную способность проходить сквозь телевизор. Спустя несколько дней и еще одно убийство, герои начинают свое расследование, которое выливается в огромное по хронометражу приключение, с неожиданными поворотами, скелетами в шкафах, и прочим.
Остальные сюжетные подробности оставим на личное знакомство, ибо рассказывать можно очень долго. История в игре получилась огромной, с приличным количество действующих лиц, множеством как приятных, так и трагичных и мрачных событий. При этом настроение в игре не всегда мрачное. После некоторых событий, идет небольшой перерыв с повседневной жизнью. В этот период можно больше узнать о сопартийцах, пообщаться или просто провести время с ними. Персонажи к слову получились разномастными. От простого гопника, до школьника детектива. Узнавать персонажей ближе хочется все время, ибо у каждого из них есть свои переживания и личные истории. Ну и не обошлось без нескольких концовок. При этом по несколько версий каждой. Причем чтобы добраться до некоторых вариантов, придется немало постараться.
Чем бы заняться?
Геймплейно игра делиться на 2 части: повседневную жизнь и подземелья. Повседневная жизнь, включает в себя обучение в школе, встречи с друзьями, занятия в клубах, подработки и прочее. При этом в отличии от например Shenmue повседневная жизнь напрямую влияет на геймплей. Занимаясь тем или иным делом, персонаж прокачивает несколько характеристик, которые достигая нового уровня, позволяют выбирать новые реплики в диалогах или браться за новые подработки. Встречи с друзьями, повышают так называемые «Социальные связи». Чем выше связь, тем ближе герой становится к персонажу, продвигается личная история последнего и дается дополнительный бонус о котором чуть позже. Не обошлось конечно и без сторонних квестов, но тут все в целом без откровений. Добываем предмет, приносим персонажу, получаем награду. Попадаются некоторые квесты, которые чуть выделяются, но ничего безумно оригинального все же нет.
Подземелья же это боевые локации, на которых и происходят все бои. Сами подземелья, представляют из себя внутренние переживания персонажей и варьируются в зависимости от персонажа. Но отличаются они в основном только стилистически. Архитектурно, это к сожалению не самые выдающиеся подземелья. Большинство этажей генерируются процедурно, при этом из не самого большого числа компонентов. Несколько этажей созданы заранее, но это сделано по сюжетным соображениям.
Что же касается боевой системы, то тут тоже без особых откровений. Если вы играли в одну JRPG, то вы знаете как играются где-то 70% игр жанра. Такое же разделение магии на 4 стихии, плюс светлую и темную, те же 3 уровня каждого заклинания, бафы, дебафы и прочее. Однако тут есть некоторые моменты отличающие Persona 4 от той же Final Fantasy. Например если ударить противника по слабой точке, то он не только получит дополнительный урон, но и собьется с ног, что так же позволит наносить ему больше урона, а персонаж который ударил по слабой точке, получит дополнительное очко действия, что позволит нанести дополнительный удар. Если же сбить с ног всех противников за ход, то можно нанести совместный удар всей партией в ходе которого все противники получат большое количество урона или вовсе будут убиты на месте.
Ну и еще один важный аспект игры, это собственно сами Персоны. Персоны представляют из себя сущность, которая кроется в сердце человека. Однако в отличие от других персонажей, которые могут пользоваться только одной Персоной, главный герой может использовать несколько Персон. Добываются новые персоны, либо по итогам битвы, либо при объединении. И вот тут позволим себе вернуться немного назад.
Создаются же новые Персоны из уже имеющихся. Т.е. при победе в битвах, вы получаете Персон, и из имеющихся, можете создать одну новую, более мощную, и дать ей в наследство заклинания предыдущих. Звучит несколько сложно, но на деле ничего сложного нет. А создание новых Персон позволяет придумывать новые тактики в битвах.
Ну и наконец прокачка. В отличие от других JRPG, где при получении опыта, прокачивается сам персонаж, здесь прокачивается не только он, но и сама Персона. При этом уровень персоны, напрямую влияет на полезность персонажа в бою. Например, если Персона делает упор на магию, то магический урон от атак персонажа, будет ощутимо сильнее. Если же на физический, то наоборот. Ну и конечно, Персоны определенных аркан, получают иммунитет и уязвимость на те или иные магические и физические атаки. Сам же персонаж при прокачке получает только прибавку к количеству здоровья и магии.
Самое же главное и приятное что есть в боевке, это отсутствие, извините, задроча. Главная проблема JRPG как жанра, это не внешний вид персонажей или их характеры, и не сюжет. Главная проблема, заключается в том, что в определенный момент появляется необходимость прокачиваться, причем довольно продолжительное время. Иначе будет или очень трудно, или придется ковырять одного босса 3 дня. Persona 4 же этот стереотип ломает, и на «нормальном» уровне сложности, достаточно просто изучать локации полностью, убивать попадающихся под руку противников, и выпадаемого с них опыта будет достаточно, чтобы продвигаться по сюжету без лишних телодвижений.
Кому-то такое может показаться сильным упрощением и аркадностью, но давайте согласимся, не все готовы тратить по 10 часов реальной жизни, чтобы накопить дюжину уровней и пройти тот самый момент, который мешает продвигаться дальше. Persona 4 же предлагает хоть и стандартный, но отточенный и приятный геймплей, который не требует на себя безумного количества времени.
Встречают по одежке
Теперь же дошла очередь и до внешнего вида и звукового сопровождения. Поскольку Persona 4 Golden это переиздание версии с PS2, то разумеется графических откровений ждать не стоит. Однако для карманной консоли, уровень графики достаточно приличный и выдает и приличные эффекты, и нормальные текстуры и модели, и стабильный fps. Вместо CGI роликов используются аниме-вставки, но они исполнены качественно, длятся не очень долго (что момент спорный для некоторых игроков) и в целом органично смотрятся в самой игре. Конечно смотря на переиздание Final Fantasy X/X-2 для PS Vita, можно сказать, можно было сделать и лучше, но в целом оно и не требуется. Игра выглядит совершенно прекрасно, быстро грузится, нигде не проседает, не выдает никаких багов и ведет себя очень хорошо. Плюс Persona 4 делали не Square Enix, у которых есть миллионы долларов на подобные вещи, что так же стоит учитывать.
Музыкальное же сопровождение просто напрашивается в плеер. Музыка в боях конечно ближе к середине начинает немного приедаться, но тем не менее не выбешивает. При повседневных событиях доносится приятный вокал, при драматичных или несколько интимных моментах играют красивые клавишные мелодии, а опенинг так и вовсе заставляет себя пересматривать при каждом запуске игры. Композитор, Шоджи Мегуро, проделал действительно достойную работу и достиг главного: мелодии запоминаются и их хочется переслушивать.
Единственное в чем можно упрекнуть звуковую составляющую, это отсутствие возможности включить японскую озвучку. Обычно когда JRPG озвучивают на английский язык, выходит… спорно. В лучшем случае, ухо не режет, но все же у японцев в таких играх с эмоциями как-то поярче. Однако здесь английская озвучка на самом деле далеко не ужасная. Более того, чем дальше в лес, тем больше нравится. Просто было бы неплохо иметь возможность переключения озвучки, для тех кому это важно.
Ах да, и тут есть Трой Бейкер.
Что же нас ждет?
Рассказывать можно еще очень долго об игре. В ней намешано столько всего, что наиграться в нее невозможно. При каждом запуске игры, у тебя не возникает вопрос «Да когда ж ты кончишься?». В игру хочется возвращаться раз за разом. Она красивая, с красивой музыкой, приятными персонажами, интригующим сюжетом, сбалансированными боями, кучей занятий. При всей камерности истории, Persona 4 Golden умудряется захватить куда сильнее чем многие, более масштабные игры жанра. А это уже достойно похвалы. Вне обзора остались еще многие аспекты, от рыбалки и садоводства, до свиданий с местными девушками, которые порой вызывают приступы умиления. Плюс Golden издание для PS Vita, дополнено контентом часов на 10. Новые подземелья, новые эпилоги и концовки.
Для тех кто уже имеет карманную консоль Sony, игра обязательна к приобретению. Даже если вы не любите жанр, дайте игре шанс, она найдет что вам предложить. Для тех же у кого карманной консоли нет, думаю эта игра повод подумать, стоит ли ее приобретать.
Осталось ещё 9 ачивок. Охота продолжится после выхода Русификатора на НГ+
Пишу этот текст в тёмный час. Не знаю, когда прочитаете, но желаю получить удовольствие от процесса. Последняя неделя выдалась очень жаркой. И дело не только в погоде за окном, а в происходящем на экране моего ноутбука. Я в буквальном смысле жил в провинциальном японском городке, который называется Инаба.
Утром ходил в школу и слушал, как безликие школьники обмениваются мыслями о последних событиях. На уроках меня/или кого-то из моих товарищей опрашивали учителя. Естественно, отвечать всегда приходилось мне — иногда получалось, иногда не очень. После школы я внезапно становился очень популярным и все хотели провести со мной свободное время. Думаешь: вот оно — жизнь удалась. Но нет — помимо социальных связей, нужно ходить в данжи для прокачки Persona и читать книги/готовиться к экзаменам. Успеваемость тоже важна, но это только начало Истории.
Была и рыбалка, и поездка за город, и ловля жуков, и разные мероприятия в спортивных и культурных клубах. Активностей хватало с головой и почти за всё, при должном старание, выдавали ачивки. Здесь мой герой встретил свою первую любовь. Здесь я испытал на себе все чудеса мистики носатого Игоря из Бархатной машины, а его прекрасная ассистентка Маргарет — пленила мои мысли задолго до появления остальных вайфу. В конце игры даже поцеловала, мой корабль подбит.
Господи, я заходил в «Persona 4 Golden», как на вторую работу, и сам прочитал немалое количество гайдов. И меня во многом спас тот факт, что я предварительно посмотрел два сезона аниме. «Persona 4 Golden» на ближайшие полгода only on English, так что хоть какой-то минимальный Pre-Intermediate у вас должен быть. Или японский, никто не запрещает включить оригинальные кандзи + голоса сеию - они постарались от души, но английский дубляж мне даже больше зашёл после просмотра аниме.
Поговорить по душам — это в порядке вещей для местных героев. Диалогов очень много.
Моя основная идея — просто практиковать английский язык. Я то думал сейчас включу игру и буду выписывать новые слова для общего развития. А ещё мне было интересно сравнить аниме и оригинал. Но чем глубже в лес, тем больше дров. Спустя 40 часов я начал скипать многие строки в диалогах, потому что герои часто повторялись и хотелось поскорее получить тот самый геймплей. И это я сейчас не про данжи, а именно про развитие характеристик нашего протагониста и Social Links.
По итогам прохождения — у меня остались двоякие впечатления. С одной стороны, приятно, что авторы внесли в эту историю целых 4 экзамена, несколько фестивалей, летние каникулы, поездки класса на природу и многое другое. А с другой — это в основном кат-сцены, где у нас минимум управления. С точки зрения прокачки мы просто теряем это время, но наш герой живёт полноценной жизнью.
По поводу аниме. Обе экранизации нужно смотреть исключительно в том порядке, в котором они выходили на японском ТВ, потому что смотреть Golden без первого сезона - это как читать книгу в кратком и очень урезанном содержание. Да и запихнуть 140 часов задротства в данжах и десятки свиданий только с одной из 23 Arcana в небольшой сериал из двух сезонов — просто нереально.
Но нужно отдать им должное — основу они подали понятным языком с минимальными потерями, а Golden Animation — это просто расширенный взгляд на злодея + всё, что связано с новой героиней Мари и True концовкой игры. Также очень позабавил эпизод, где ГГ пытается в один день успеть сразу в трёх местах - именно такие чувства испытал каждый, кто играл в «Persona 4 Golden». Поначалу кажется, что в запасе очень много времени. Но в Августе эти иллюзии отходят на второй план. Тайм-менеджмент — это очень важный элемент игрового процесса.
Нанако-чан — главный ангелочек. Её социальная ветка — самая ламповая и теплая.
Ладно, я вам тут много чего рассказал, это всё впечатления, накопилось внутри, прям бурлит. А теперь давайте по делу. С учётом моих скромных познаний в английском, я без особого труда разобрался с терминологией и механиками прокачки. Правда, вначале пришлось побороть лень, апатию и попросту привыкнуть к Инабе. На третьем десятке часов я чувствовал себя японским хиккачем-задротом без личной жизни. Но после я понял задумку авторов, понял, что смысл и заключался в том, чтобы сроднить меня с этим городом, а значит «Persona 4 Golden» своего добилась.
Термины, основные акценты — Чего делать НЕ нужно.
Arcana/Social Links — связи с разными героями. Прокачиваются, когда вы проводите с ними время. Всего есть 10 уровней прокачки. За каждый уровень — получаем возможность проводить более сложные Fusion в бархатной машине Игоря. Советую записать на бумаге имена героев и названия их Arcana отдельно, чтобы потом постоянно не листать меню Social Links, дабы понять, с кем сейчас проводить время важнее. Кроме того, после прокачки нередко выпадает новый скилл для Persona ваших напарников.
Fusion - комбинация двух и более Persona с целью создать новую, более мощную их разновидность. Можете с этим особо не заморачиваться, если вас не интересуют ачивки. Как минимум — Special Fusion Expert, Fusion Expert, Moderate Bookkeeper и Thorough Bookkeeper напрямую связаны с механикой Fusion. Полный список ачивок и способ их получения расписан здесь.
Важно понимать, что Fusion напрямую связан с Social Links, если к концу игру вы прошляпите хотя бы одну Arcana, то и самые лучшие ачивки вам не видать, как моих тапочек. Эхх, ненавижу эту старую бабку Хисано, с ней можно поболтать только в Воскресенье, но я это слишком поздно понял. Гайд по диалогам и прокачкам Social Links можно найти здесь, но за их графиком следите в самой игре — это ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Это одна из главных причин моих страданий, аркана Hermit — тоже заставила поматериться.
Persona — внутренний голос/аватар для каждого из членов нашей команды. Только у главного протагониста и злодея есть полный доступ к разным персонам. Остальные персонажи довольствуются одним экземпляром. Здесь всё просто. Персоны выпадают в данжах во время зачистки, через Fusion, а ещё их можно купить через Compendium, но это зачастую дорогое удовольствие. Благо, в игре есть много вариантов Подработки.
Важно помнить. Подработки, учёба в школе, чтение книг — нужны не только для получения денег, но и для прокачки личных характеристик нашего героя. Всего их 5 — Understanding, Expression, Diligence, Knowledge и Courage.
Без должного уровня той или иной характеристики — прокачка Social Links не продвинется дальше. Старайтесь внимательно выбирать ответы в диалогах, отвечать на вопросы учителей и ходите в дождливые дни в местную закусочную Chinese Diner Aiya в Central Shopping District. Также в игре есть специальная кафешка, где дают Skill Cards, но для первого прохождения это не особо важно.
Compendium — полный список всех закрытых и открытых для использования Persona. Если вам когда-либо выпадала Persona в данжах или через Fusion, то она сразу же станет доступна в Compendium. К слову, для заполнения Compendium очень удобно пользоваться функцией Search в разделе Fusion. Там можно увидеть полный список возможных комбинаций для Fusion и те из них, которые не помечены колодой справа - можно использовать для призыва новых Persona.
В данжах поначалу неплохо, но больше трёх раз в одно место ходить уже не интересно.
Отдельный момент. Будьте осторожны, когда слышите звук цепей в данже. Если у вашей команды уровень ниже 90-го, то лучше сразу же покинуть этаж или напасть на любую тень рядом. Ни в коем случае не рискуйте открывать сундуки пока звук не исчезнет. Моя команда чудом пережила битву с этим секретным боссом. Да, я знаю, что победа над Reaper даёт редкую ачивку, но это далеко не спокойное сражение. Даже на самом лёгком уровне я чудом избежал смерти всех напарников. Уровень сложности можно в любой момент настроить под себя в Главном Меню по нажатию клавиши Tab.
Совет №1: выполняйте квесты статистов, которые разбросаны по всему городу — за них дают полезные предметы и костюмы. Прокачки оружия или брони в игре нет, но всегда есть экипировка с лучшими показателями, которую можно получить за выполнение квестов или в специальных сундуках.
Совет №2: в первую очередь качайте Arcana тех персонажей, у которых нестандартный график. Днем обратите внимание на Мари (Arcana Aeon) в Central Shopping District, там же на Адачи (Arcana Jester/качается до 6 уровня), которого можно с таким же успехом найти в Junes в вечернее время. Эти два персонажа очень важны для получения True-концовки.
Чуть позже появится Хисано (Arcana Death), которая будет доступна после первой половины лета на Samegawa Flood Plain. И не забываем про Эри (Arcana Temperance), до которой нужно ехать на автобусе. Вечером качайте отношения с Нанако и Доджимой у себя дома, а после с медсестрой из местного госпиталя (Arcana Devil) и молодым учеником Шу (Arcana Tower) — до обоих нужно ехать на автобусе через Central Shopping District. Как вы могли заметить, Temperance, Devil и Tower — это подработки. За них вы также получите деньги и очки Характеристик.
Совет №3: если вы хотите немного сэкономить время, то всегда можно посмотреть на список активностей, которые были популярны у большинства игроков в тот или иной день. Для этого просто нажмите на синий значок «Voice» в верхнем левом углу экрана. Эта сетевая фича доступна только обладателям лицензионной версии «Persona 4 Golden».
Совет №4: чтение книг может подождать, но если вы хотите ачивку - нужно быть внимательным. Всего в игре где-то 32 книги. Большую часть можно купить в магазинчике в Central Shopping District. Примерно треть книг отдаст паренёк, который всегда стоит рядом с магазином за выполнение квестов. Но есть целых три книги, которые можно получить только от капитана спортивного клуба, в который вы вступили. Советую не повторять моих ошибок и вступить в футбольный клуб. Так вы получите эти книги автоматически. Обычно чтение одной книги тянется от двух до четырёх дней. Но есть один нехитрый момент, который ускорит чтение.
С 4 августа в магазине появится книга Hyperspeed Reading. Сразу купите её и прочитайте за несколько вечеров. Как результат мы будем осваивать в два раза больше страниц за тоже самое время.
КРИТИЧЕСКИЙ момент. Я нашёл один неприятный баг, который несколько раз повторялся в данжах, сбивая мой прогресс.
Во время выполнения комбо All-Out — команда просто перестает двигаться и комбо не заканчивается.
Даже главное меню открыть не получится. Только полная перегрузка игры через известное сочетание клавиш. Поэтому есть смысл на каждом втором этаже или чаще - задействовать умение Goho-M — оно выкидывает вас за пределы данжа с сохранением последней позиции. Просто используйте Goho-M, сохраняйте игру и возвращайтесь на тот же этаж. А теперь немного моей любимой музыки из этих самых данжей:
Если у вас слабый PC и видео-вставки лагают, поможет небольшая замена файлов по этой ссылке. Или чуть больше вариантов вот здесь.
Если надоело искать гайды по Fusion, то вот здесь очень крутой калькулятор.
Ёске фигни не скажет — душевный герой и всегда поддержит в ключевой момент.
В заключение хочу сказать, что для меня это были очень приятные и личные 79 часов.
«Persona 4 Golden» учит нас ценить своё время, почаще выходить на связь с родными и друзьями, а также радоваться мелочам, которые нас окружают. Эта игра сделана для тех, кто любит по максимуму погружаться в роль. Она заслуживает того, чтобы стоять в одном ряду с лучшими представителями серии «Final Fantasy».
Если вы не сильны в английском, советую посмотреть два аниме-сезона. Они прекрасно передают основную мысль. А уже после можно попробовать саму «Persona 4 Golden». Лично мне очень зашла музыка и песни из игры, сам удивлён, как после такого продолжительного времени я продолжаю слушать её уже на телефоне. За прогрессом перевода PC-версии можно следить здесь.
На этом всё. Благодарю за внимание к моему скромному Творчеству!
Читайте также: