Одни из нас 2 часть сюжет без спойлеров
Попросили меня высказаться об игре The Last of Us 2. Точнее даже не о самой игре, а о рассказанной в ней истории. Что ж, выскажусь. Сначала будет часть без спойлеров, а потом уже перейду к конкретике.
Игра The Last of Us (в русской версии «Одни из нас») вышла в 2013 и тогда же стала игрой года. Она рассказывала историю контрабандиста Джоэла, которому поручили доставить из точки А в точку Б четырнадцатилетнюю девочку Элли. И все это во время зомби-апокалипсиса, когда человеческие мозги пожирают мутировавшие грибы-паразиты, и люди разбились на всевозможные фракции и группы. Одна из таких групп – Цикады – и сделала Джоэлю заказ.
Путешествие по разоренной и заросшей дикой растительностью Америке радовало глаз, выживание требовало умений, а то, как складывались отношения Джоэла и Элли, мотивировало играть дальше. Сюжет The Last of Us был настолько хорош, что стал известен и за пределами индустрии. Игроки и зрители будоражили интернеты запросами на полноценный фильм. И конечно, Naughty Dog не могли не сделать продолжение.
Увы, лучше бы они оставили всё, как есть, и придумали бы новую историю с новыми героями пусть и в том же мире. А так, не сообщая никаких спойлеров, скажу: если вам полюбилась первая часть и её герои, не играйте во вторую. Представьте, что она никогда не выходила, и все, что вы увидите о ней в интернете, это чьи-то фантазии. Потому как эта тяжелая и депрессивная история только разрушит светлые образы, сохранившиеся в душе. Этот тот самый случай, когда себя лучше поберечь и пройти мимо.
Для тех же, кто уже поиграл, или не боится спойлеров, ниже пойдет вторая часть статьи с подробностями.
Итак, в конце первой части Джоэл доставляет Элли к Цикадам в надежде, что с её помощью те смогут выработать вакцину против гриба-паразита. Отправляясь в это путешествие, ни Джоэл, ни Элли не знают, что сам процесс поиска вакцины (без гарантий на её получение) означает смерть Элли. Узнает это Джоэл в самом конце и спасает девочку, кроша всех, кто встает на пути. Включая некого гениального доктора.
Это решение Джоэла рвет шаблон, ведь мы привыкли к историям, где герой или сам погибает, или жертвует самым дорогим ради спасения человечества. Но привязанность Джоэла к Элли настолько велика, что плюет он на человечество. Сильнейшая концовка и по своей неожиданности, и по тому, насколько она в характере и Джоэла, и в том, о чем вообще вся история.
И лично для меня Джоэл в тот момент абсолютно прав, и далеко не только по личным соображениям. Во-первых, ни гениальный доктор, ни практически приемная мать не дает Элли принять решение самостоятельно. Её просто накачивают лекарствами и отправляют на операционный стол. Джоэлу тоже не дают с ней проститься, а лишь торопливо выставляют вон.
Во-вторых, гарантий, что доктор сможет-таки разработать вакцину, - нет. Но даже если мы допустим, что да, то что будет дальше? В мире the Last of Us правят групповые интересы, и понятно, что на самом деле Цикады не будут спасть никакое человечество, а используют вакцину для себя и для захвата власти. Не те это люди, которым можно было бы доверить такую силу. Так что если посмотреть на расклад реально, то жертва Элли была бы ради профита сомнительных личностей, а не ради человечества.
Жалко, что во второй части Джоэл не сказал всего этого вслух. Впрочем, это не самое большое сожаление, которое продолжение вызывает.
Во второй части на сцену выходит новый персонаж – Эбби, дочка того самого гениального доктора. Она зациклена на мести и спустя четыре года выходит на городок, где поселились Джоэл и Элли. Вместе с друзьями Эбби заманивает Джоэла и его брата в ловушку. И несмотря на то, что те всего несколько минут назад спасли ей жизнь, Эбби убивает Джоэла крайне жестоким образом.
Элли ожидаемо начинает мстить. Игроки настраиваются на историю в духе «Убить Билла» только для того, чтобы в середине игры шахматный стол резко перевернулся, и их заставили играть за другой цвет. Для чего? Чтобы показать иную перспективу и объяснить, что гениальный доктор, оказывается, любил зверушек, а жестокая сволочь с клюшкой для гольфа – тоже человек. Причем Эбби достается лучшая часть повествования с точки зрения динамики и разнообразия. Мы знакомимся ближе и с её друзьями, да теми самыми, кто стоял рядом и смотрел, как Джоэл истекает кровью. Оказывается, у них тоже есть свои непростые отношения, влюбленности, милая собачка. И сама Эбби вдруг становится Джоэлом и начинает убивать людей, с которыми несколько лет жила бок о бок, ради спасения ребенка.
И вроде понятно, для чего все это сделано. Naughty Dog пытались показать классическую трагедию, где обе стороны правы. Но – не сработало. Да, к Эбби начинаешь потихоньку проникаться, видя и её положительные стороны. Но для меня лично её неоправданная жестокость к Джоэлу и неожиданная жертвенность ради незнакомца просто не связались в одно целое. Эбби так и не стала цельным персонажем. Тут это был один человек, вот там другой. И всё.
Элли оказалась понятна чуть больше, но наблюдать за её решениями было почти физически тяжело. Слишком торопливо и неразборчиво она убивала, да и к Джоэлу была несправедлива. Под конец становится понятно, что ненависть душила её не столько от любви к приемному отцу, сколько из чувства вины. В общем, ужасно депрессивная история, но хотя бы цельная. И то, что Элли оставила Эбби в живых, мне лично было тоже понятно. Лишившись пальцев, она утратила наследие Джоэла, - возможность играть на гитаре и, возможно, в тот момент поняла, что он хотел бы для неё другого. И убийство Эбби не только не вернет его к жизни, но и уже разрушило жизнь Элли, ради которой он столько сделал.
У подавляющей массы игроков такая концовка вызвала негодование. И это тоже закономерно. В интервью Тарантино как-то спросили, чего же это Ума Турман все-таки убила Билла? Он же оказался таким милым дядечкой. На что Тарантино ответил, что назвать фильм «Убить Билла» и оставить его в живых - это «верните деньги». Да, Тарантино знает толк в зрительских ожиданиях.
Вообще, последние десятилетия искусство все больше захватывает философия постмодерна. Один из её постулатов – это отсутствие истины в вопросах духовности, морали и религии. Постмодерн учит, что у каждого своя правда, свой бог, и нет черного и белого. Похоже, что Naughty Dog сделали игру именно в русле постмодернизма вполне сознательно. Только дело в том, что большая часть как игроков, так и зрителей к этой новой парадигме не готово. Отсюда и неприятие.
Я же попытаюсь сохранить оптимизм и всем расстроенным The Last of US 2 напомню, что всё могло быть намного хуже. По крайней мере, разработчики не испортили характер Джоэла, не сделали из него шовиниста и не развели конфликт уже на этой почве.
Что уж и говорить, The Last of Us Part 2 получилась очень противоречивой игрой. Практически все игровые издания поставили новому детищу Naughty Dog высочайшие баллы, а вот игроки оценили ее вовсе не так высоко. Даже давайте так: судя по отзывам в сети, продолжение The Last of Us многих фанатов привело в ярость. Мы почитали рецензии, изучили реддиты да твиттеры и попытались разобраться, кто же все-таки, прав. Разобраться не получилось, но с материалами следствия мы вас готовы познакомить. Постарались без спойлеров.
Начнем с небольшого обзора мнений от игровой прессы. Игровые издания, напомним, получили игру заранее, поэтому могли поиграть и составить мнение, пока миллионы геймеров по всему миру с пузырьком валидола ждали релиза (бутылек не случаен, потому что опасений насчет второй части у игрового сообщества было немало).
Итак. Одно из самых авторитетных изданий IGN пишет про игру следующее:
The Last of Us Part 2 – это шедевр, достойный своего предшественника. Практически в каждом аспекте игра делает шаг вперед по сравнению с предшественницей, а Элли выходит в центр внимания и тащит сиквел так, что вам кажется, что это вершина всего того, благодаря чему сторителлинг блокбастеров от Naughty Dog, начиная с Uncharted на PlayStation 3, запал вам в душу. Помимо стелс-экшена, который улучшает механики первой игры и добавляет присущих серии Uncharted подвижности и экшена, есть и многослойный и эмоционально сильный сюжет. Но несмотря на то, что Part 2 – это захватывающее приключение, игра позволяет вам провести ошеломительное и полное мелких деталей исследование силы и хрупкости человеческого духа. У PlayStation 4 теперь есть один из лучших эксклюзивов в виде одной из лучших игр поколения.
Game Informer в своем обзоре также расхвалили игру. Автор Энди МакНамара в рецензии пишет:
Я могу превозносить внимание к деталям, к игровому миру и к сражениям, но где The Last of Us Part 2 по-настоящему поднимает планку качества на новый уровень – так это в сюжете. Потому что здесь игрок должен бросить вызов не столько своим рефлексам, сколько своему сердцу. И я просто не могу описать, как сильно я рекомендую вам эту игру. Я многого не могу рассказать из-за того, что это будут спойлеры, но вам следует поиграть в эту игру как можно скорее. Хотя вам даже не понадобится знать какие-то частности для того, чтобы оценить, как и геймплей, и игровое окружение работают на достижение одной-единственной цели: они заставляют вас ощущать последствия принятых решений, собственную беспомощность и жестокость, которая царит в самом сердце этого мира и в сердцах персонажей. Я могу уверенно сказать, что это лучшая сюжетная игра, в какую я когда-либо играл. В ней я ощутил боль потери. Я ощутил смятение. Каждым своим ходом эта игра выворачивала меня наизнанку.
Игромания поставила игре "Шедевр", Алексей Пилипчук вынес следующий вердикт:
Part II вряд ли запомнится на века: для этого ей не хватает каких-то радикально свежих идей и смелых решений. Но зато в ней так много смыслов, моментов, приключений, эмоций и удивительных деталей, что хватило бы на десяток проектов поменьше. После прохождения даже становится немного обидно за разработчиков. Каждый кадр Part II кричит о том, сколько времени, усилий и средств было в нее вложено. Чего стоит один только факт того, что в сюжетной игре на 30 часов нет ни филлерных уровней, ни провисаний темпа. После такого действительно грустно осознавать, что нашлись люди, захотевшие испортить праздник. Сейчас в индустрии делать такие проекты умеют и решаются считанные единицы. Надо ценить.
Как творческое произведение – это потрясающая игра. Один из лучших сюжетных боевиков текущего поколения. Но! Это все равно не то, что игроки хотели от сиквела увидеть.
А вот IGN Japan вынесли игре оценку "хорошо". Никак, то есть, не отлично. И в вердикте написали следующее:
The Last of Us Part 2 – это странное произведение, многие из проблем которого вызваны тем, что разработчики слишком сильно оглядывались на свой предыдущий шедевр. Несмотря на то, что в некоторых компонентах игра стала лучше по сравнению с предыдущей частью (это, например, городские пейзажи и разнообразие стилей ведения боя), ее сюжетная составляющая и лирика стали хуже из-за того, что в игре больше нет ярких элементов роуд-муви. Каждый новый персонаж мешает развитию сюжета, а сюжетная линия главного персонажа Элли очень далека от тех успехов, которых добилась предыдущая часть.
Если брать иностранные издания, то IGN Japan сейчас чуть ли не единственный, кто оценил игру не на "шедевр" или хотя бы не на "очень великолепно, но с парой косяков, но все равно очень великолепно". Но есть и те, кто игру просто разнес в пух и прах.
The Last of Us Part 2 это огромный даунгрейд. Это серия, которая не просто топчется на месте. Это геймплей с приветом из каких-то там девяностых. Это когда разработчики придумали какую-то одну геймплейную схему и начинают следовать ей на протяжении огромного количества времени. Так вот: люди кранчили, работали; люди очень качественно проделали свою работу (художники, аниматоры, программисты – все безупречно, это стоит учитывать). Но теперь The Last of Us Part 2 запомнят благодаря очень странному видению Нила Дракмана.iXBT Games
Известный стример и обзорщик игр Maddyson в твиттере написал, что "Если бы The Last Of Us 2 была фильмом, обзор на нее делал бы BadComedian".
И действительно – в основном критики и игровые издания ставят игре высшие баллы. Оценка критиков на Metacritic сейчас находится на отметке в 95 баллов, а это, сами понимаете, очень высоко.
Правда, игроки от игры что-то совсем не в восторге. Нет, конечно, там тоже есть "100 из 100", но более 25 тысяч отзывов – негативные. Тогда как отзывов положительных примерно 11 тысяч. И только 1 тысяча с небольшим отзывов смешанных. Тоже показатель.
Давайте немного почитаем комментарии. Начнем с негативных:
- "Моему разочарованию нет предела, а мой день пошел насмарку. Я пять лет ждал, чтобы поиграть в эту игру. А они дали мне отвратительное начало и *цензура* окончание сюжета. Я просто хочу забыть об этой игре".
- "Сердце кровью обливается, когда пишу это, но я и вправду не ожидал, что после всех этих лет ожидания получу настолько плохой сюжет. В игре есть несколько действительно хороших моментов, но по большей части здесь сплошь сюжетные дыры. Они просто взяли что-то из того, что работало в первой игре, так и не поняв, благодаря чему эти элементы находили отклик у игроков. Ощущение, что игру делала какая-то другая студия, но ведь это не так!! Геймплей в основе своей остался прежним (хорошо это или плохо), а загадки, в которых было задействовано игровое окружение, практически исчезли. Уберите из общей картины сюжет – останется только пустой геймплей, от которого захочется подыскать себе какую-нибудь другую игру".
- "Нил Дракманн в видео на ютуб-канале Naughty Dog говорит, что в конце прохождения он плакал. Теперь я понимаю, почему".
- "Худший сюжет, что я когда-либо видел. Naugty Dog должно быть стыдно за самих себя. Первая часть была Шедевром. Вторая часть это просто мусор".
- "Эта игра это живое подтверждение тому, что деньги не решают всех проблем. Графика? Великолепная, поистине впечатляющая. Сюжет? Никакой. Развитие персонажей? Никакое. Развитие отношений между персонажами? Никакое. Геймплей? Прямиком из 2013 года. И вот честно сказать, все те критики, которые поставили игре 10 из 10, пилят сук, на котором сидят".
А теперь немного добра и любви:
- "Не знаю, почему эту игру так критикуют. Я поиграл несколько часов и боже ж мой, насколько она шокирует. Несравненная лицевая анимация, невероятный аудио-дизайн, феноменальная графика. Благодаря этому здесь один из самых красивых миров, что я когда-либо видел. А сюжет потрясает и при этом является реалистичным".
- "Потрясающая игра. От графики захватывает дух, геймплей отличный, а персонажи просто влюбляют в себя. У Naughty Dog снова получилось".
- "Эта игра изменила мою жизнь. Я понимаю, что некоторые хотят играть только в Fortnite, это нормально. Но именно эта игра это будущее. Развитие персонажей это обычное дело. И хорошо поиграть во что-то новое. Если бы я хотел все ту же игру, то просто поиграл бы в старую. Чем, собственно, иногда и занимаюсь. А некоторые фанаты просто хотят, чтобы им раз за разом давали одно и то же".
Ну и закончим теми, кто выдал игре сдержанные оценки:
- "Обычно я становлюсь поклонником игр от Naughty Dog, и в том числе являюсь и поклонником оригинальной The Last of Us. Что до новой игры, то это просто плевок в лицо. Если в первой игре вам нравились сюжет, персонажи и отношения между ними, то новая игра точно не для вас. Из-за сомнительных сюжетных решений играть в это очень сложно. Плюс вас словно загоняют на занятие по этике в средней школе, а не погружают в затягивающую историю. В плане графики игра является одной из лучших в текущем поколении, но в геймплее редко можно встретить что-то инновационное, в этом плане игра очень похожа на предшественницу. Если выносить среднюю оценку, то я поставил бы игре 5/10. Но это сиквел, который сильно разочарует большинство преданных поклонников".
- "Мы хотели получить сиквел The Last of Us и получили игру, у которой прекрасные графика и геймплей, но у которой также просто отвратительный сюжет".
- "Эта игра это плевок в лицо всем фанатам. Играется гладко, техническая составляющая на высшем уровне, а царящая атмосфера очень мрачная и вызывает чувство тревоги. Но сюжет не приносит вам удовлетворения, концовка это просто какой-то бардак и не несет никакого смысла, а персонажи только раздражают и ни разу не вызывают симпатии. Моему разочарованию нет предела".
Таким образом, почитав мнения как критиков, так и игроков, можно сделать вывод, что Naughty Dog как минимум безупречно сработали на уровне технической составляющей, а также выполнили блестящую работу по созданию и насыщению игрового мира. По геймплею вопросов уже больше, и здесь главная претензия заключается в том, что он мало изменился по сравнению с первой частью. Но здесь же есть и противоречия. Кто-то говорит, что с геймплейной точки зрения "игра уже не торт" и все это уже было. А кому-то очень даже зашло, и они не жалуются.
Главным камнем преткновения становится сюжет. И дело даже не столько в инклюзивности (женские персонажи в центре повествования, геи, лесбиянки, трансгендеры – полная LGBTQ-повестка, которую многие считают совершенно не нужной и вообще излишней), сколько в том, как именно игра построена сюжетно. Подробно об этом рассказывать не будем, ибо спойлеры, но, насколько нам известно, определенные сценарные решения способны доставить игрокам просто адовую боль. Настолько, что аж неприятно становится в это играть. И вот в этом, наверное, главная проблема.
Хотя проблема ли? Потому что все сделано сознательно. То есть это не "извините, мы не хотели". Это как раз то, чего разработчики и хотели добиться. Вернее, это то, чего хотел добиться креативный директор Naughty Dog и сценарист The Last of Us Part 2 Нил Дракманн.
Знаете, когда мы начали обсуждать эту игру, то я сразу сказал, что, когда мы делали первую часть, то там не было никаких ожиданий. Все средства были хороши, и кому-то игра понравилась бы, а кому-то – нет. В случае со второй частью это, по большей части, так же, но мы обязательно разочаруем кого-то из тех, кто играл в оригинал. Для нас же в создании сиквела важно было показать, что ничто из первой части не является неприкосновенным. Потому что эта неприкосновенность может помешать нам, может не позволить рассказать ту историю, которую мы хотели бы рассказать. Я говорил, что первая часть не будет неприкосновенной – в том смысле, что все ваши любимые персонажи будут живы-целехоньки и что с ними ничего не случится. Или, если хотите, можно посмотреть на вторую часть так же, как на первую, с теми ходами, которые в первой части сработали. Но если мы просто возьмем те же ходы и попробуем заново их повторить, то это же просто готовый рецепт для провала.
То, что сюжет игры действительно режет по живому, на данный момент сомнений не вызывает. Правда, многие игроки отмечают, что в этом же сюжете есть определенные нелогичности, а мотивация персонажей иногда. Оставляет вопросы, так скажем.
И вот тут мы переходим к мемам и прочим шуткам.
Это как играть в Hitman и убить всех NPC на уровне, за исключением, собственно, цели, после чего сказать, что все, хватит.
Что имеем по итогу? Знаете, даже сложно сказать. Если рассматривать The Last of Us Part 2 как отдельную игру, то она, как минимум, неплоха. Технологическая составляющая и игровой мир, судя по отзывам игроков и критиков, заслуживают наивысшей похвалы. Геймплей это дело вкуса, здесь мнения разделились.
Проблема, однако, в том, что у The Last of Us Part 2 это именно что вторая часть. У серии уже есть огромная фанатская аудитория, и вот как раз эту аудиторию не порадовали ни слащавые обзоры игровых изданий, ни подход Naughty Dog к продолжению сюжета первой части.
Да, Нил Дракманн рассказал ту историю, которую и хотел рассказать, и именно так, как считал нужным. Возможно, у TLOU2 действительно есть глубокий посыл про то, как ненависть рождает ненависть. Возможно, TLOU2 это даже больше, чем просто игра. Допустим, это какое-то художественное высказывание. Вещь в себе. Искуснейший троллинг. Мастерски поставленная игра на чувствах людей (и чувствах далеко не положительных, далеко не самых приятных). Точно мы этого не знаем.
А точно знаем мы только то, что сейчас The Last of Us Part 2 – это предмет для шуток и ожесточенных споров, мишень для негативных отзывов на метакритике и, судя по реакции игрового сообщества и фанатов, главный конкурент Warcraft III: Reforged в номинации "Провал года". Как минимум по такому критерию, как "теплота приема".
The Last of Us, вышедшая 7 лет назад на закате эпохи PS3, — это бескомпромиссная, взрослая и филигранно выверенная история о жизни и смерти, о дружбе и предательстве, об отцах и детях, о любви и долге. Грань между сюжетом и геймплеем оказалась размыта практически до полного взаимопроникновения. Если раньше игры сравнивали с книгами и кино, то с The Last of Us данный подход уже не работал — подобную историю можно рассказать исключительно в интерактивном формате. В ней не было ни единой фальшивой ноты, ни одного заряженного ружья, которое так и не выстрелило, а шокирующий финал заставлял снова и снова задаваться вопросом: «А как бы я поступил, окажись на месте того парня?». Казалось, история Джоэла и Элли не нуждалась в продолжении — просто потому что уже подошла к своему логическому завершению. Но Sony и Naughty Dog решили рискнуть и сделать ещё одну игру в полюбившейся миллионам игроков вселенной. Учитывая репутацию разработчиков (именно эти люди подарили нам великолепную квадрологию Uncharted), никто, в общем-то, не сомневался, что The Last of Us Part 2 окажется, как минимум, неплохой игрой. Другое дело, что получившийся в итоге результат превзошёл все ожидания.
В глазах Джоэла читается усталость от жизни. Ещё бы — ведь этот старый волк хлебнул немало горя. Наконец-то, видеоигры доросли до того уровня, когда виртуальным актёрам впору давать «Оскар».
Помните, как разработчики подливали масла в огонь заигрываниями со всей этой ЛГБТ-составляющей и упором на толерантность? Что ж, эти чертяки знатно так затроллили всё игровое сообщество.
Основные события разворачиваются в Сиэтле, на огромной территории заброшенной карантинной зоны. По сравнению с первой частью, локации ощутимо прибавили в масштабности и интерактивности. Причём некоторые территории настолько обширны, что для эффективного перемещения по ним приходится скакать верхом или плыть на лодке. Где бы вы ни оказались — будь то густо застроенный обветшалыми небоскребами центр города или спальные кварталы с их скромными деревянными домиками и безмятежной природой — внезапно пробудившийся дух первооткрывателя гарантированно заставит вас свернуть с основного сюжетного маршрута и пуститься исследовать близлежащие окрестности. А посмотреть там действительно есть на что. Практически в каждое здание можно зайти. Даже если дверь заперта изнутри, всегда можно запустить кирпичом в стеклянную витрину или перебросить удачно подвернувшуюся под руку верёвку через фонарный столб и по ней ловко забраться на балкон. Оказавшись внутри, хватайте всё, что не прибито — со временем всё пойдёт в ход. Патроны тут в постоянном дефиците, а из недопитой бутылки алкоголя и куска ткани можно смастерить, к примеру, коктейль Молотова — ультимативное оружие, которое может изменить ход боя в вашу пользу даже при самом паршивом раскладе.
Центр Сиэтла. А точнее — то, что от него осталось.
Сам Сиэтл давно превратился в зону боевых действий, где две враждующие группировки грызутся друг с другом за территорию и ресурсы. Первая из них именуется W.L.F (Washington Liberation Front). Это группа ополченцев, которая сумела вырвать контроль над городом у военных, взявших на себя функции государства в разгар пандемии. Эти ребята попортят вам немало крови. Мало того, что они отлично организованны и вооружены по самое не балуйся, так ещё и прочесывают подконтрольные территории со специально надрессированными немецкие овчарками, которые способны учуять ваш запах на расстоянии нескольких десятков метров. То есть «переждать бурю», просто сидя в высокой траве, в этой ситуации не получится. Взяв след в месте, где вы недавно ныкались, собака быстро вас найдёт и при встрече непременно попытается перегрызть горло. С точки зрения геймдизайна, четвероногие враги — гениальная находка, которая постоянно подстёгивает к импровизации, не давая засидеться в укрытии. Убиваются бобики довольно легко — на нормальном уровне сложности достаточно всего одного выстрела из пистолета. Если же убийство собаки — и быть может, даже людей — для вас табу, то зачастую можно обойтись без кровопролития, просто сделав упор на скрытное прохождение. В конце концов, можно попытаться стравить противников друг с другом и под шумок добежать до нужной точки, не замарав руки. Игра всячески поощряет импровизацию, и это просто чудесно. По другую сторону кровавого конфликта расположилась группировка религиозных фанатиков, которые называют себя шрамами. В противовес своим заклятым друзьям из фракции W.L.F. эти аборигены с очаровательными улыбками Глазго ведут себя предельно скрытно и предпочитают более тихое оружие вроде лука и стрел. Как результат: новые враги — новый геймплей.
Первым делом всегда оценивайте обстановку. Иногда лучше вообще не вступать в бой, а попытаться пройти через вражеский лагерь незамеченным. Благо, для это предусмотрены все возможности.
Противники — это вообще тема для отдельного разговора. Пожалуй, настолько впечатляющей работы с искусственным интеллектом я не видел в играх со времен F.E.A.R. и Halo: Reach. Ей-богу — иной раз не покидает ощущение, будто разыгрываешь мультиплеерную партию с живыми людьми. Они ориентируются на звуки выстрелов. Координируют свои действия. Заходят с тыла. Пускаются на амбразуру, заслышав, как вы щелкаете затвором, когда кончились боеприпасы. Чего уж там — знают друг друга по именам и орут благим матом, когда товарищ гибнет на поле боя: «Они убили Джесси! Сволочи!». Играть при этом довольно сложно даже на нормальном уровне сложности. Но при этом чертовски интересно. В зависимости от вашего поведения, под которое подстраиваются враги, одна и та же битва может быть разыграна десятками способов. И если ты в двадцатый раз погибаешь на одном и том же месте, то это целиком и полностью твоя вина, и это нисколько не раздражает. Напротив — пробуждает боевой азарт. Когда после длиннющей череды проб и ошибок ты, наконец, подберешь нужный ключик к ситуации и одержишь верх, наградой станет глубочайшее моральное удовлетворение от собственной крутости.
Оружие можно улучшать на специально оборудованных верстаках. Увеличить ёмкость магазина? Скорость перезарядки? Огневую мощь? Или, может быть, уменьшить отдачу при стрельбе? Здесь крайне важно правильно расставить приоритеты, ибо необходимые для проведения апгрейда ресурсы всегда находятся в остром дефиците.
Помимо людей, которые однозначно представляют наибольшую угрозу, есть ещё заражённые. Когда они выходят на сцену, действие с открытого воздуха, как правило, переносится в жуткие подвальные помещения, а позиционный стелс-экшен сменяется заправским зомби-хоррором. Правда, назвать их столь же интересными противниками сложно — они просто бредут на звук и остервенело накидываются на всё, что движется. Понятное дело, что никакой импровизации ждать от них не приходится. Но со своей главной задачей эти гады справляются «на ура», а именно — исправно заставляют волосы на голове шевелится от ужаса и всячески будоражат кровь во время постановочных сцен, давая возможность в полной мере почувствовать себя загнанной крысой. Дежурная зарисовка: герои спасаются бегством от толпы инфицированных, баррикадируются в случайно подвернувшемся здании и начинают лихорадочно подсчитывать патроны. Зомбаки, в свою очередь, выносят двери, лезут через окна и порой падают на голову откуда-то сверху. Вы лихорадочно палите по ним из всего имеющегося оружия, а когда заканчиваются патроны — переходите на поножовщину и мордобой. Ближние бои выглядят невероятно зрелищно и ощущаются чуть ли не на физическом уровне. Когда последний противник замертво падает на землю, потные руки, сжимающие геймпад, натурально трясутся от напряжения, а сердце стучит от выброса адреналина. Как им удаётся так точно передавать ощущения от драк в реальной жизни — для меня загадка. Пока сам не попробуешь — не поймёшь.
С этой разновидностью заражённых, именуемых Щелкунами, следует вести себя особенно осторожно. Если эта тварь подберётся к вам вплотную — пиши пропало.
На атмосферу работает и безукоризненное визуальное исполнение — диву даёшься, как разработчикам удалось достичь столь невероятного уровня графики на устаревшем железе PS4 —в совокупности с запредельной жестокостью, которая в данном случае выглядит вполне оправданно и служит скорее художественным инструментом, нежели банальным приёмом развлечь публику. По сравнению с оригиналом, сиквел стал не в пример злее: если раньше авторы хоть как-то пытались уберечь нервы впечатлительных игроков, обрывая сцены гибели в самых отвратительных местах, то теперь людям буднично вскрывают глотки крупным планом, отстреливают лица, отгрызают пальцы… В общем, творится какой-то сущий беспредел, которого бы, наверное, постеснялся даже Тарантино в своих фильмах. Доходило до того, что приходилось пару раз откладывать геймпад в сторону и устраивать перекур, чтобы попытаться прийти в себя от увиденного.
Природа в игре бесподобна. Вы не раз будете совершать остановки, просто чтобы полюбоваться закатом.
Подводя итог, с сожалением приходится признать, что продукты такого калибра появляются приблизительно раз в пять лет, а то и реже. The Last of Us Part 2 — это не только идеальный сиквел и лучшее творение студии Naughty Dog. Это чуть ли не венец уходящего консольного поколения, чёткое доказательство того, что из маргинального развлечения видеоигры наконец-то переросли в самостоятельную форму искусства. Им больше ненужно равняться на книги и кино, чтобы рассказывать захватывающие истории — они наглядно показали, что способны предложить уникальную подачу сюжета и уровень погружения, которые невозможно воспроизвести больше нигде. Эта игра действительно настолько хороша, и очень жаль, что её смогут оценить лишь избранные владельцы консоли Sony. С другой стороны, лучшего повода прямо сейчас пойти в ближайший магазин и купить PS4 просто не придумать.
Практически каждое художественное произведение неизменно сталкивается с проблемой сиквела: у целевой аудитории заоблачные ожидания, а авторы решают пойти каким-то своим путём. Бывают стерильные продолжения с наращиванием объёмов контента (например, Uncharted 2 ), но иной раз наблюдаются отходы в сторону. Вот и Naughty Dog наступила на грабли, которые могла избежать. Но не хотела.
Обзор The Last of Us Part 2 без спойлеров - что не так с игрой?
Популярность "Игры престолов" со внезапными "вот это поворотами" не даёт покоя создателям видеоигр и фильмов. Но каждый сюжетный ход следует тщательнее планировать. В оригинале мы действительно привязались к Элли и Джоэлу, ожидая аналогичный дуэт и в сиквеле.
Графическая составляющая по-настоящему восхищает, великолепно! Графическая составляющая по-настоящему восхищает, великолепно!Куда отправил героев Нил Дракманн? Он решил сконцентрировать повествование не на глобальной пандемии из-за реально существующих грибков Кордицепс, паразитирующих на насекомых, а на локальных конфликтах людей. Этого ли вы ожидаете от постапокалипсиса?
После финала первого The Last of Us нам хотелось понять, станут ли "Цикады" выслеживать парочку? Ожидает ли их счастливая жизнь в поселении с вернувшейся цивилизацией? Вместо этого всё путешествие - это месть одних персонажей другим. Всё остальное вокруг кажется лишь ширмой, завесой и декорацией.
Насколько сильна ЛГБТ и SJW-повестка?
На самом деле, она минимальная. Серьёзно! Есть всего несколько сцен, от которых у людей горит. Плюс мало сильных мужских персонажей. Но удивляться тому, что среди героинь есть накаченная бодибилдерша - это глупость.
Вы никогда не встречали дам, служащих в спецподразделениях? В условиях сурового мира только такие девушки и способны участвовать в секретных операциях по вылазке в стан врага. Взаимоотношения Элли и Дины вопросов не вызывают, они ведь обе отлично прописаны.
Проблема кроется в другой даме: за Эбби следить не интересно до определённого момента. На втором часу видеоигры происходит драматичный момент, после которого к героине меняешь отношение. Но почему я вообще должен участвовать в её катарсисе?
Да, ближе к финалу историей проникаешься, но какой процент геймеров доберётся до концовки? В сервисе Metacritic ещё неделю назад рейтинг TLoU 2 составлял 3,4/10, теперь - 4,8 балла. Это говорит о том, что люди наконец-то добрались до важных сюжетных сцен и поняли, в чём состояла сценарная задумка.
Сама манера подачи сюжета - очень неоднозначная и спорная, не буду этого отрицать. Встречал абсурдное мнение, что все СМИ, выставлявшие высокие оценки, попросту купили. Об этом я порассуждал в блоге .
Плоха ли The Last of Us Part 2, если вам не нравится сюжет?
Даже если признать, что сценарная составляющая вызывает негатив у большинства людей, нужно смотреть на вещи объективно. Графика - просто фантастика!
Это самая красивая игра на PS4 со времён Red Dead Redemption 2 . Физика частиц, анимация и мимика лиц, внимание к мельчайшим деталям и прочие визуальные эффекты поражают воображение.
Чего стоит корыто с грязной водой, в котором плавают головастики. Встречается один раз, локация пробегается за 10 секунд и это место можно пропустить. Подобной проработки не позволяет себе ни одна другая студия на планете, разве что за исключением Rockstar Games !
Источники освещения искусственные и не генерируются в реальном времени. Но благодаря художественности создаётся ощущение, что перед нами RTX-свет. Сжатие в стриминговых сервисах не позволяет оценить всех прелестей, открывающихся на PS4 Pro. Боюсь даже представить, какие графические апдейты появятся на PS5.
Ручная штучная работа чувствуется в каждой локации Ручная штучная работа чувствуется в каждой локацииИскусственный интеллект врагов - отдельная песня. Они переговариваются, называют напарников по имени, пересвистываются и управляют собаками. Ликвидировать людей не хочется, к ним испытываешь жалость. Игра на чувствах вышла потрясающая, это нужно прочувствовать самостоятельно.
Подводя итоги, обзор The Last of Us Part 2 хочется завершить на мажорной ноте. Видеоигра заслуживает минимум 6-7 из 10 , даже если вам претит показанный сюжет. Технические аспекты и игровой процесс вызывают искреннее восхищение.
Читайте также: